Почему в школах не преподают логику

Обновлено: 05.07.2024

Вы не можете посетить текущую страницу потому, что:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет прав на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не был найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, попробуйте одну из следующих страниц:

Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с Администратором этого сайта.

Логика - это наука о том, как надо думать. Однако в нашей системе образования думать запрещено. Можно только читать и запоминать то, что написано в учебниках и утверждено программой образования. Если кто-нибудь забыл, то он обязан снова заглянуть в учебник и выучить. Поэтому в данную систему образования наука логика не вписывается.

Есть данные, что это предмет, изучают в современных школах. А вот ссылки на учебники по логике 1947 и 1953 годов.

Насколько важна формальная логика. Формальная логика - это цемент, скрепляющий все остальные знания. Логика на самом деле "учит учиться".Тогда почему логику, несмотря на всю её феноменальную полезность, не преподают в школах и ВУЗах.

На этот вопрос существует логичный ответ.

Логику не преподают по тем же причинам, по которым рабам нельзя владеть огнестрельным оружием. Опасно. Ведь на чём строится вся идеология современной школы? На авторитете. Детей учат не доказывать свои утверждения, а "обосновывать" их как на зоне.

Получается два конкурирующих метода аргументации. Первый через логику. Второй через авторитет (написано в учебнике или так сказал учитель). С точки зрения логики доказательство через авторитет - это логическая ошибка. Вот как это выглядит в жизни. "Да ты кто такой, чтобы спорить со мной, кандидатом наук!" Для современной российской науки это вариант нормы.

Даже, если учитель захочет, чтобы его ученики логически думали, ему этого не сделать. Например, в физике так много нелогичного, непоследовательного, запутанного и ошибочного. И всё это утверждено программой образования. Ученик обязан это выучить, ответить и получить оценку. Думать в таком процессе запрещено. Какая уж тут индивидуальность. А роль учителя сводится лишь к тому, чтобы всё, что утверждено программой образования, ученики хорошо вызубрили. А на экзамене ЕГЭ это будет проверено.

Люди в массе своей перестали доказывать, просто потому, что последовательно мыслить уже не умели. Да и потребности в этом давно уже не было. Всё было утверждено программой образования. Если забыл выученное, то необходимо снова взять учебник и выучить.

Такая ситуация в образовании возникла как минимум с начала 20 века. Результат - почти все разучились думать. Большинство думает, что они думают. Некоторые думают, что, отдав в престижную частную школу или ВУЗ своего ребёнка, который хочет изучать физику, они избегут негатива. Ничего подобного. Учебники с ошибками остались те же самые, утверждённые программой образования. И ничего нового при их изучении это не даст.

Подумайте, над, чем он будет думать?

Отсутствие логики в числе школьных предметов - как нельзя более выпукло показывает, что обучение в современной школе - это скорее дорогостоящая клоунада, чем получение знаний.

Сначала нужно понять, о какой из логик идет речь: логика - как часть философии - наука о методах правильного мышления, и логика - раздел математики, т.н. Булева алгебра.

1) Логика, как наука о методах мышления, неявно преподается через многие школьные дисциплины - математику, в которой приходится анализировать каждый пример, и искать наиболее простое и эффективное его решение, и, например, литературу, где школьники занимаются всеми нелюбимым анализом произведений.

2) Булева алгебра же преподается в необходимом (вероятно) объеме в курсе информатики.

Бытует мнение:


А зачем? Учить правильному мышлению нужно на разных предметах, втягивая ученика в процесс продуктивного размышления. Тем более, что в разных областях знаний требования к логической убедительности разные. Кажется, после войны, когда был взят курс на сближение советской школы с дореволюционной гимназией, логику учили. Не слыхал, чтобы это давало большой эффект.

Проклятый Сталин, вместо того, чтобы заниматься в школе подготовкой квалифицированного потребителя, что безусловно свидетельствует о том, что никакого роста потребления не предполагалось, забивал голову советским школьникам всякой совершенно излишней для аборигенов белибердой: всякой там физикой, математикой и зачем-то даже логикой,что безусловно не только мешает продвижению на рынок прогрессивных хлопчатобумажных рабочих штанов вместо старорежимных чистошерстяных костюмов, но, что гораздо важнее, ликвидирует саму возможность для внедрения даже такой базовой ценности, как либерально-демократическая и и нацистская промывка мозгов.

Да здравствует Никита Сергеевич Хрущев, немедленно отменивший преподавание логики в школе и тем самым приблизивший день прихода к власти Великого Торговца Пиццей (ВТП) М.С.Горбачева и не менее Великого Национального Алкоголя (ВНА) Б.Н. Ельцына!

Но. Логика и психология перестали быть нужными в 1959 году. В том числе, благодаря ИНСТРУКТОРУ ОТДЕЛА ШКОЛ И ОБРАЗОВАНИЯ И СТУДЕНТУ. КОЛУМБИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТЕА И ОТЦУ ПЕРЕСТРОЙКИ АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ ЯКОВЛЕВУ.

Немного предыстории

Карл Маркс и Фридрих Энгельс работали на стыке философии, социологии и экономики. Основоположники доктрины коммунизма склонялись к тому, что им удалось создать всеобъемлющее учение, объясняющее законы исторического развития. Многие их последователи постепенно превращали даже недоговорки и иносказание в работах основателей марксизма в догмы сродни религиозным. Дальше всех зашли в этом начинании большевики, захватившие целое государство. Марксистская философия получила сильный аргумент в свою пользу — государственный аппарат насилия, созданный большевиками в ходе революции и гражданской войны.

Основа марксизма — диалектика. Этот философский метод основан на изыскании противоречий в реальности. В рамках марксизма был разработан диалектический материализм, утверждавший примат материи над сознанием. Большевистская философия учила, что развитие мира — это продукт формирования или разрешения противоречий.

В такой ситуации логика, наука о правилах мышления, как часть философии оказалась не к месту в государстве победившего марксизма-ленинизма

Страна нуждалась в эффективном сталинском понимании и управлении. Видимо, даже сам Сталин понимал, что одними расстрелами в этом деле всех вопросов не решить

Союзным республикам предлагалось рассмотреть вопрос о введении логики в школах во всех городах, где есть квалифицированные преподаватели

Действовать предлагалось, как и положено было в сталинском СССР, ударными темпами. К 1 марта 1947 года приказали издать учебник логики для ВУЗов, к 1 июля — учебник для школ. Предлагалось создавать кафедры логики и психологии в университетах. А в 1951 году ожидался первый выпуск учителей логики и психологии.

В общем, вся советская школа начала претворять решение в жизнь. А формальная логика при этом была полностью реабилитирована

Только на таком фоне возвращение логики, известной еще с Античности, казалось интеллектуальным прорывом. И действительно, он не заставил себя ждать. Приказ вождя о возрождении логики и психологии, об их включении в школьные программы потянул за собой всю философию. В советском гуманитарном знании стали возникать сферы, на которые уже не могла воздействовать идеология так, как раньше. Это позволило советским философам заявить о себе как о полноценных мыслителях, способных разговаривать со своими западными коллегами на одном языке.

Шесть лет логики

Но у школьных логики и психологии дела обстояли хуже. Как предметы они в советских школах просуществовали немногим дольше, чем главный инициатор их введения. После смерти Сталина в 1953 году проект о внедрении этих предметов в школе постепенно стал сворачиваться.

В начале 1950-х годов логика и психология преподавались в более чем 600 советских школах. В других школах учителя математики стали внедрять в свой предмет правила формальной логики.

В 1959 году обязательно преподавание логики и психологии в советских школах было полностью свернуто. Попытки некоторых энтузиастов вернуть их в школьную программу до сих пор ни к чему не привели. Однако фактически все современные российские социальные науки обязаны этим школьным предметам тем, что в конце 1940-х они открыли брешь в советской действительности для всех остальных форм свободного гуманитарного знания.

Многие родители, занимавшиеся дома с детьми после онлайн-уроков, столкнулись с тем, что объяснять задания по математике им было сложно. Родители в школе логику не изучали, да и учителя со стажем с ней в свое студенческое время не сталкивались. А говорить с ребёнком на равных, на языке логики, опытные учителя неспособны в принципе.

Почему в школе не учат логику?

История изучения логики в Советском Союзе

В России логика входила в список обязательных предметов школьной программы еще задолго до 1916 года. Предмет был востребован в школах, и учителя преподавали его вполне компетентно до 1917 года. А уже в 1918 году изучение логики и в школах, и в вузах было запрещено. По вполне понятным для разумных людей причинам.

Казалось бы, пустяк — просто из школьной программы исключен один из предметов. Но логика — основной инструмент мышления, и несколько поколений советских людей так и не столкнулись с этим предметом, тем самым ограничив себя в понимании важных законов и закономерностей.

Но уже в 1959 году логика и психология опять перестали быть нужными в школах и вузах. На это раз надолго.

Физики и лирики

Почему в школе не учат логику?

Примеры у всех на слуху: Антон Павлович Чехов (врач), Михаил Булгаков (врач), Роберт Льюис Стивенсон (инженер), Айзек Азимов (химик), Борис Стругацкий (астрономия), Льюис Кэролл (математик), Александр Житинский (инженер-электрофизик). Список можно продолжать, и он включит в себя не один десяток известных специалистов из самых разных сфер . Фото: Depositphotos

Азы логики для поисковых систем

Преподаватели математики и основ информатики обычно не заморачиваются математической логикой, если ее нет в учебном плане. Но поскольку сегодня мы все — пользователи Интернета, вам могут быть полезны некоторые логические функции для поиска в разных поисковых системах (ПС). Будь то Google, Bing, Яндекс, Yahoo, Aol и другие.

Почему в школе не учат логику?

И действительно, найдется. Базы данных поисковых систем забиты информацией, а алгоритмы выдачи стараются выдать нам в первой десятке то, что они считают нужным. Или проплаченную рекламу, которая занимает первые строки при выдаче результатов. Ничего удивительного, благодаря рекламе все вокруг и живут. Фото: Depositphotos

В основном все пользователи методом научного тыка научились находить в популярных поисковиках нужную информацию. Даже про кавычки некоторые знают, если речь идет о точном поиске. Но часто оказывается, что при поиске нужной информации вы тратите куда больше времени, чем рассчитывали. И если обратиться к азам булевой алгебры или математической логики, можно значительно облегчить себе жизнь. Не пугайтесь, не так страшен черт…

Существует ряд поисковых операторов, которые можно вписать в поисковую строку. Возможно, вы удивитесь, но если вы обычный пользователь, то вряд ли с ними встречались, хотя они проще пареной репы. А звучит и правда загадочно: булева, алгебра, операторы.

Давайте возьмем три самые популярные оператора.

Результаты поиска в Yandex

Важно: между знаком минуса и исключаемым словом не должно быть пробела, но перед минусом его нужно поставить. Результаты поиска в Yandex
Фото: Наталия Нечухаева, личный архив

Результаты поиска в Google

Результаты поиска в Google
Фото: Наталия Нечухаева, личный архив

По умолчанию при написании слов запроса через пробел Гугл/Яндекс ищет документы, содержащие все слова запроса. Это соответствует оператору AND. Самим писать его не надо, пробел и подразумевает это оператор.

Внимание: два пробела между словами не допускаются! Если не уверены, вставляйте между всеми словами AND.

Допустим, запрос должен включать слова: Фото: Наталия Нечухаева, личный архив Результаты поиска в Google

Это был небольшой ликбез для обычного пользователя, позволяющий немного подумать логически. Но в реальности, даже если учитель очень захочет, чтобы его ученики мыслили логически, добиться этого ему будет крайне трудно.

Например, в физике так много на первый взгляд непоследовательного и запутанного, что черт ногу сломит. И чтобы подать сложный материал, дополнив его элементами логики, у учителя просто не хватит отведенных часов. Но эти разделы утверждены программой образования, и ученик для сдачи экзамена обязан все это просто вызубрить, ответить на экзамене, уложиться в отведенное время и получить оценку. А потом, скорее всего, забыть.

Думать в таком процессе некогда, какая уж тут индивидуальность. А роль учителя сводится лишь к тому, чтобы всё, что утверждено программой образования, ученики хорошо вызубрили, так как на ЕГЭ это будет проверено.

Нельзя сказать, что советская система обучения в школе была лучшей в мировом измерении, но современной она точно даст фору в сто очков. Если в 1991 по интегральному рейтингу уровень образованности в Союзе был на третьей позиции в мире, то к 2020 году Россия скатилась на 38 строчку – это без Средней Азии и Закавказья, где дела ещё хуже.

С телеэкранов нам проповедуют об успешном внедрении системы Единого государственного экзамена, ни словом не обмолвливаясь о том, что принятые правила сильно отличаются от принятых в цивилизованных странах Европы и США. Взять хотя бы безобразные проверки и обыски, а также недавний случай с попыткой инициировать уголовное дело против подростка по имени Алексей Шарага. К счастью – редкий случай! – Фемида оказалась не настолько беспробудно тупа и спустила дело на тормозах, отделавшись устным замечанием в адрес парнишки. А вот учителя показали себя во всей красе: написать на своего ученика заявление в полицию за списанный экзамен — это ж каким подонком нужно быть?

А в 2019 году девушка семнадцати лет от роду умерла прямо во время экзаменационных испытаний по математике. Странно, что таких случаев не было в 2020 и 2021: писать тесты в масках, целлофановых перчатках и в помещениях без кондиционера – подлинная пытка. Это проблема системы: несколько лет школьной жизни представляют собой не что иное, как натаскивание на экзамен. Притом – безуспешное.

Говорят, после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Иосиф Сталин лично принял волевое решение о возвращении преданной анафеме за буржуазность и антипролетарский характер дисциплины в школьную программу. Считал, что его отсутствие негативным образом сказалось на подготовке офицерских кадров.

Эта дисциплина учила мыслить и анализировать, выстраивать стройные системы и делать выводы из самых нестандартных умозаключений. Познавая логику, школьник получал средство для изучения мира – самостоятельно, на основе эмпирического опыта. Заполучив в руки ассортимент инструментов величайшего сыщика всех времён и народов мистера Шерлока Холмса, подросток мог самостоятельно при помощи собственного интеллекта изучить любое явление, предмет или дисциплину.

Сейчас логику преподают на 1-3 курсах университетов и институтов, изредка включают в программу колледжей. С самыми основами ученики имеют дело благодаря аналитической алгебре и некоторым выкладкам из учебников по математике Бунимовича. Теперь, однако, власть в министерстве образования захватили мракобесы, которым этот автор, увы, не мил – и логика исчезла совсем, с концами. Нет её в школе.

И напрасно: её следует вписывать в ключ общего развития технических и гуманитарных знаний, чтобы мысль о науке как о пути развития и достижений вдохновляла людей.

И откуда тогда взяться Нобелевским премиям и великим открытиям?

Читайте также: