Механизмы формирования и преобразования деятельности человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Общая характеристика деятельности

Общая характеристика деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие и структура деятельности.
2. Освоение деятельности.
3. Основные виды деятельности.


1. Понятие и структура деятельности


2. Освоение деятельности


3. Основные виды деятельности

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя, так или иначе. Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Важнейшим этапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических функций человека, так как это является основой его активности и поведения.

Содержание работы

Введение
1.Содержание и структура психики человека.
2.Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.
3.Сознание и бессознательное. Их роль в регуляции поведения.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Психология.doc

1.Содержание и структура психики человека.

2.Механизмы формирования и преобразования деятельности человека.

3.Сознание и бессознательное. Их роль в регуляции поведения.

Заключение
Список литературы


Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенные трудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.

Содержание и структура психики человека.

Психика – (от греч. psyche – душа, logos – учение) – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность - важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления. Активное отражение действительности - важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами - высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку.
Активность обеспечивает поведение человека – его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным. Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность - сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека - игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.
Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека. Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует. Все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.
Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы познаем мир и самого себя.

Психическое развитие человека – закономерный процесс в рамках общего развития личности и биологического взросления. По мере получения жизненного опыта наше восприятие окружающего меняется, а психика начинает обладать новыми качественными характеристиками.

Человек развивается неравномерно, и данный процесс может проходить то медленнее, то быстрее. Какие факторы влияют на ход нашего развития и в чем его особенности, мы расскажем в сегодняшней статье.

Особенности и механизмы психического развития человека

Развитие психики являет собой процесс созревания и постепенного усложнения психических функций и личности. На это влияет множество факторов, как наследственно-биологических, так и социальных. Научные деятели в области медицины и психологии пришли к выводу, что к пониманию этого процесса ведут два подхода. Первый строится на непрерывности процесса психического развития, другими словами, не существует каких-то этапов ускорения или замедления, связанных с возрастом человека.

Второй подход признается большинством ученых. Его суть: процесс психического развития человека неравномерен, зависит от возраста и социальной обстановки, начинается еще при нахождении в утробе матери и продолжается до самой смерти. На этом основании учёные определили стадии (этапы развития), каждая из них индивидуальна, отлична от другой не только содержанием, но и продолжительностью.

Особенности и механизмы психического развития человека

Говоря об источниках психического развития личности, нужно сделать акцент на трёх составляющих: ведущей деятельности, ведущем типе общения и кризисе развития.

Первый источник представляет собой деятельность, развитие которой отвечает за важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности человека на конкретном этапе его становления. В определенный возрастной диапазон доминирует отдельный вид деятельности, который меняется со временем.

К примеру, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, именно благодаря ей (в основном) ребенок познаем себя и мир вокруг. В младшем школьном возрасте место игр занимает учебная деятельность, а в подростковый период – общение. Конечно, в какой-то момент (например, период юношеского возраста) ведущих деятельностей может быть несколько (юноши уделяют равное время общению и труду).

Создай жизнь Мечты с проверенными практиками от Марии Самариной

Девушка

ютуб
инстаграм
телеграм

Мы подготовили для тебя документы, которые помогут преобразить все сферы жизни: отношения, финансы, карьеру, здоровье, предназначение.

Это наши проверенные методики, благодаря которым 98% наших учеников отмечают позитивные изменения.

Обычно эти документы доступны только нашим ученикам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа. Скачивай и используй уже сегодня:

Пошаговая инструкция “Как совершить финансовый прорыв”

5 шагов для привлечения денег в жизнь за 2 недели

Руководство “Как построить здоровые отношения”

5 ошибок, которые убивают любовь

Инструкция по поиску своего предназначения

16 вопросов, которые помогут найти свое дело

Чек-лист “Как гарантированно исполнить желание за 30 дней”

7 уроков для достижения жизни Мечты

Ведущая деятельность помогает правильному формированию качественных особенностей психики, которые впервые появляются в определенном возрасте и определяют сознание индивида, его отношение к внутренней и внешней жизни. Кроме того, она помогает в успешном формировании общих (интеллект, активность, креативность и т.п.) и специальных (творческие, волевые и т.п.) способностей личности.

Как начать контролировать эмоции за 6 шагов?

Ведущий тип общения оказывает значительное воздействие на формирование основных положительных качеств субъекта. К типам коммуникации относятся межличностный, межгрупповой, личностно-групповой и т.п.

Кризисы развития возникают из-за разного рода противоречий, проявляющихся в процессе психического развития. Такие периоды хоть и длятся не очень долго, однако несут за собой резкие изменения в психике. Без них невозможно представить адекватное развитие человека.

Взаимосвязанными процессами (главными механизмами развития)

Взаимосвязанными процессами (главными механизмами развития), благодаря которым человек усваивает общественный опыт, являются интериоризация и экстериоризация.

Интериоризация происходит, когда индивид накапливает социальный опыт предыдущих поколений, видя перед собой орудия труда, речи. Внутри него происходит активный процесс, во время которого формируется сознание на основе опыта, который был усвоен при демонстрации. Осуществляется преемственность, и психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.

Как увеличить доход минимум в 3 раза без достигаторства и впахивания 24/7

Как увеличить доход минимум в 3 раза без достигаторства и впахивания 24/7

Самые действенные практики от Марии Самариной, благодаря которым более 100 000+ человек уже выросли в доходах и исполнили материальные желания

Скачивайте инструкции и видео пока доступ к материалам открыт. Он может заблокироваться в любую минуту!


Мария Самарина




7 причин почему не удается пробить финансовый потолок

Расскажем какие привычки уничтожают ваши ресурсы

pdf иконка

Видео-практика по привлечению денег в свою жизнь

Эффективная медитация по увеличению финансового дохода

Тренажер по поиску истинного предназначения, дающего поток денег

Раскрытие максимального денежного потенциала

pdf иконка

Активирующая практика для расширения способностей

Которая поможет стремительно достигать поставленных целей


Уже скачали 100

Экстериоризация представляет собой обратный процесс, когда объективация внутреннего мира индивида в его деятельности переходит из стадии установки личных мотивов, целей, потребностей на следующий уровень, совершая практические действия по их реализации.

Получается, что внутреннюю психическую деятельность допустимо считать результатом интериоризации внешней предметной деятельности. В то время как внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней психической деятельности.

5 закономерностей психического развития человека

Существуют следующие закономерности психического развития человека:

  1. Оно происходит неравномерно, так как различные психические функции имеют свои стадии подъёма, стабилизации и спада. Также оно гетерохронно, поскольку существует неравномерность созревания отдельных органов и функциональных систем, достигающих необходимого уровня зрелости в разные возрастные периоды.
  2. Психическое развитие состоит из сложных периодов, во время которых случаются расхождения между временем и степенью развития психических процессов. Это и есть те самые кризисы, однако без этой неустойчивости развития не было бы финального становления.
  3. Закономерностью являются и особые периоды, когда человек находится в наиболее благоприятных условиях для формирования у него каких-либо психологических свойств и видов поведения. Они называются сенситивными.
  4. Оно кумулятивно, другими словами, имеет возможность накапливать количественные изменения, трансформироваться со временем и приводить к качественным преобразованиям в психическом развитии.
  5. Психическое развитие человека имеет две противоречивые тенденции, которые связаны между собой (дивергентность и конвергентность). Первая повышает разнообразие во время процесса психического развития, а вторая усиливает, сближает, синтезирует избирательность.

Факторы, влияющие на психическое развитие человека

Для изучения факторов, которые оказывают серьезное влияние на психическое развитие человека, нужно обратиться к биологическим предпосылкам (иначе, задаткам), которые есть у каждого. Они являются основой возникновения, развития и функционирования психических свойств.

Традиционно на развитие личности воздействуют два главных фактора: биологический (природный) и социальный.

Факторы, влияющие на психическое развитие человека

Под биологическим фактором психического развития индивида понимается наследственность. Именно эта способность позволяет сохранять в потомстве характерные черты вида, передавая свои отличительные признаки и особенности развития.

Что такое эмпатия, и как ее развить


Источником наследственности является генетический аппарат человека, а процесс становления организма запрограммирован генотипом. Именно совокупность генов определяет тип анатомо-физиологической структуры человеческого организма, его морфологические и физиологические признаки, строение нервной системы, принадлежность к определенному полу, характер физического созревания и пр. К слову, финальный результат, к которому приходит человек на том или ином этапе индивидуального развития, не закладывается заранее, а достигается в условиях разнообразия психического развития (функционирование разума, общение, активность и тому подобное).


    Если ты:
  • чувствуешь себя эмоционально истощённой к концу недели (или даже дня);
  • испытываешь постоянное чувство хронической неудовлетворенности, усталости и депрессии;
  • ничему не радуешься.
    Всего 1 час еженедельной перезагрузки позволит тебе:
  • стать эмоционально устойчивой,
  • получить заряд энергии
  • наладить энергообмен с миром.

Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 12 марта 10:00

Введи e-mail, на который придет приглашение:

Под социальным фактором понимается общность элементов среды, с которыми человек сталкивается в период становления личности. Всё зависит от микросоциума (наиболее близкого круга общения, семьи и друзей, например) и от макросоциума (широкого круга взаимодействия, к примеру, СМИ или Интернет).

Возрастные этапы психического развития человека

Конечно, социальный фактор оказывает свое влияние косвенно, через внутренние условия.

Сочетание природных и социальных факторов с возрастными этапами дает новые психологические образования, названные социальной ситуацией развития. Это специфическая система отношений человека с миром вокруг него, которая изменяется при переходе от одного возраста к другому.

Единицей анализа социальной ситуации развития является переживание. Оно отображает, какое влияние в текущий момент оказывает среда на развитие личности. Ведь не секрет, что одна и та же ситуация может переживаться по-разному в разном возрасте и разными людьми. Сравните, как дети из одного класса относятся к полученным оценкам по школьным предметам, а также как относятся к ним выпускники и люди пожилого возраста.

Возрастные этапы психического развития человека

Родители обязательно должны научить ребенка общению с миром вокруг, причем сделать это как можно быстрее. Особое внимание следует уделить упражнениям, направленным на развитие моторики, определение цветов, размеров, форм и прочее.

Этот период длится с одного года и до трех лет. Ведущая деятельность данного периода – манипулятивно-предметная, основанная на желании познать, потрогать всё, что попадает в поле зрения. В ход идет не просто наглядное изучение, но и тактильное (руками, ногами, зубами). Именно в этом возрасте малыш начинает осознавать связь между предметом и его названием, запоминает их, вступает в первые диалоги с родителями, другими взрослыми и сверстниками.

Под социальным фактором

В качестве главных психических новообразований выступает речь и наглядно-действенное мышление. Другими словами, ребенок научится чему-либо, если увидит это и повторит несколько раз за взрослым.

В качестве особенностей данного этапа можно назвать:

В финале этапа раннего детства, как правило, наступает кризис трехлетия. Проявляется он в чрезмерной агрессии ребенка, его непослушании, бесконечных капризах и упрямствах.

Истероидный тип личности: признаки и причины развития

Данный период берет начало в три года, а завершается в семь лет. Ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Именно благодаря ей дошкольники узнают об отношениях в обществе и их последствиях. Также очень активно происходит развитие личностной сферы психического здоровья. В качестве главного возрастного новообразования выступает ярая потребность в общественной значимости и деятельности.

В возрасте 3-7 лет ребенку уже подвластно самостоятельное передвижение (без поддержки взрослых) и общение в социуме, поскольку его речь понятна для остальных.

В качестве особенностей данного этапа выделяется:

  • Понимание конкретной смысловой нагрузки всякого поступка. Если обучить ребенка основам ППД, то он поймет, для чего это требуется.
  • Наиболее успешное усвоение новой информации – через игру.
  • Острая потребность в общении со сверстниками для успешного взаимодействия с ними в будущем.

Этап дошкольного возраста завершается постепенным обретением независимости и ясным пониманием ребенка, что есть поступки и ответственность за них, причинно-следственная связь всего и со всем, полезные и вредные привычки, нормы поведения в обществе и другие важные вещи.

Период младшего школьного возраста начинается в семь лет, а завершается в одиннадцать. Во время него происходят важные изменения в жизни и поведении маленького человека, поскольку начинается обучение в школе, и игра уже отходит на второй план, ее место занимает учеба (именно она является ведущей деятельностью данного периода). Главные возрастные новообразования психики – склонность к произвольности, рефлексия и самоконтроль.

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст

Под особенностями подразумевают:

  • Способность сосредотачиваться на чем-то конкретном, когда того требует ситуация (во время урока, например).
  • Овладение навыком планирования (когда делать домашнюю работу, когда пойти гулять с друзьями).
  • Проработка границ собственных знаний и выявление причин, почему, допустим, ему не удалось решение уравнения, чего именно для этого не хватает.

Ребенку в этом возрасте под силу дать оценку тем изменениям, которые произошли с ним. Он может соотнести свои умения в прошлом и настоящем, способен на выстраивание отношений в коллективе, готов подчиняться школьной дисциплине. Мама и папа должны эмоционально поддержать ребенка и пристально следить за его чувствами. Также требуется помочь найти новых друзей среди сверстников, если с этим возникает проблема.

Психология личности: синдром самозванца и что с этим делать

Для некоторых ребят этот этап может пройти абсолютно беспроблемно, особенно если их увлекает только учеба. Подростковый бунт может пройти незаметно. Кризис перенесется на более поздний срок.

Перед старшим поколением ставится серьезная задача – поиск общего языка с подростком и установление прекрасных отношений.

Юношеский возраст

Физическое и психическое развитие человека играют важнейшую роль в его жизни.

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный– связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный– труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция— знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Читайте также: