Почему конституция принимается путем всенародного референдума кратко

Обновлено: 05.07.2024

На данный момент Конституция Российской Федерации есть основной закон, действующий на территории нашего государства, так как принимается всенародным референдумом, что переносит общую волю населения страны и ставит народную волю превыше других законов, которые принимаются лишь властными структурами.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Почему Конституцию РФ принято называть Законом Высшей юридической силы? Почему Конституция принимается путем всенародного Референдума? Конституция РФ, как основной Закон государства. Почему отмечается День Конституции?

Если вы не знаете, почему Конституция РФ является важным государственным Законом, читайте статью. В ней все подробно описано.

Поправки можно посмотреть в статье: Что именно меняется в Конституции?

Почему Конституцию РФ принято называть Законом Высшей юридической силы?

Самый высший государственный закон

Самый высший государственный закон

Конституция РФ называется Законом Высшей юридической силы, так как этот документ обладает самой высокой юридической силой по сравнению с разной правовой документацией, принятой системой.

  • Любые Законы и правовые акты, которые принимаются в нашей стране, должны быть ориентированы на договорной конституционный документ РФ, так как они не могут противоречить этому документу.
  • Самый важный государственный юридический документ является главнее любого установленного указа, распоряжения. Это и указывает на высшую юрид. силу.

В главном договорном документе отражается соотношение всех социальных юридических граней страны. Конституция — это фундаментализм для соцразвития конкретного законодательного правопорядка. Главное свойство этого Закона заключается в стабильности. Действие данного документа длится на протяжение большого срока, без внесения изменений.

Конституция РФ, как основной Закон государства

Основной закон государства

Основной Закон Государства

Основной Закон любой страны с государственным укладом должны соблюдать и уважать простые люди, чиновники, депутаты, госорганы власти и местного самоуправления.

  • Если вы уважаете свою страну и законодательство, действующее в этом государстве, то вы обязаны знать, что каждая статья прямо направлена на ее исполнение всеми людьми и госорганами.
  • Если исполнение какой-то статьи поставлено под сомнение, это значит, что были нарушены ваши юрид. права, и вы имеете право обратиться с исковым заявлением в судебный орган или любой орган госвласти, чтобы восстановить правосудие.
  • При этом вы имеете право ссылаться на конкретную статью в договорном конституционном документе.

Важно знать: Такой договорной документ между госуд-вом и людьми включает в себя набор ценностей, касающихся нравственности, демократии, патриотизма, ценностей сотрудничества между странами и соцмира.

Нормы конституционного характера действуют на всей территории РФ. С точки зрения государственных специалистов, этот договорной конституционный документ выполняет такие задачи:

  • Закрепляет правовую базу государства
  • Гарантирует права людей в государстве
  • Ведет контроль за властью в стране
  • Занимается правосудием

Первая глава конституционного документа говорит о том, что этот Закон является высшим: никакие иные правовые акты не могут вступить в противоречие с принятыми статьями в Конституции.

Почему Конституция принимается путем всенародного Референдума?

Договорной юридический документ может быть принят только при помощи всенародного Референдума. Так происходит, потому что это Закон Высшей юридической силы. Он устанавливает важные права человека, свободы граждан и их обязанности. Благодаря своей такой важности, этот документ должен приниматься только после проведения Референдума.

Почему отмечается День Конституции?

Высший закон рф

Высший Закон РФ

Главный договорной конституционный документ РФ — это важный документ для каждого гражданина нашей страны. В ней описаны все права гражданина, свободы человека, а также основные определения таких систем государства, как экономической, судебной, правовой и политической.

Еще в 1993 году был принят документ — свод правил и норм, по которым должны были жить граждане. Это Конституция России, которую называют еще фундаментом сильного и незыблемого государства. Именно с того времени, Россия живет по Законам и Положениям, описанным в Конституции. С тех пор в нашей стране принято отмечать День Конституции — 12 декабря.

Конституция Российской Федерации может быть принята в соответствии с процедурой, установленной статьей 5 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, всенародным голосованием (референдумом), назначенным по решению Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Итоги референдума, назначенного в связи с принятием Конституции Российской Федерации, подводятся отдельно по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям автономной области, автономным округам, городам федерального значения. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, и если указанное большинство голосов получено в не менее чем в двух третях от общего числа субъектов Российской Федерации, указанных в статье 71 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России.

Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняли участие менее половины от числа граждан Российской Федерации, либо менее двух третей от общего числа субъектов Российской Федерации, указанных в статье 71 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


– 25 лет назад Конституцию приняли на референдуме. Зачем понадобилось всенародное голосование и есть ли такие прецеденты в других странах?

– Есть несколько взаимосвязанных причин, почему проект Конституции вынесли на всенародное голосование. Прежде всего, основным стержнем пропагандистской кампании накануне референдума был постулат, что если Конституция вынесена на референдум, то каждый гражданин сопричастен к ее принятию. Кроме того, Борису Ельцину хотелось, чтобы текст, который внес всенародно избранный президент России, был бы одобрен народом и тем самым дал дополнительную поддержку самому президенту. Любой политический деятель всегда пользуется таким аргументом. Учитывалось и положение России в мире, и отношение к нашей стране за рубежом; мы хотели показать, какие положения будут составлять основу Конституции и как они отражают наши достижения на демократическом пути развития страны.

Наиболее важные вопросы отражались в первых двух главах: Основы конституционного строя и Права и свободы человека и гражданина. Хочу заметить, что права и свободы уже были закреплены в ряде международных документов, а также в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Положения этой декларации были воспроизведены еще в Конституции РСФСР, а затем в Конституции 1993 г.

Напомню, что существовало два конкурирующих проекта: один готовила Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, второй – Аппарат президента РФ. И когда началось Конституционное совещание, созванное по инициативе Ельцина, то одним из первых предложений, принятых без спора, было перенесение в президентский проект первых двух глав из проекта Конституционной комиссии. Поэтому одним из самых значимых достижений принятой Конституции стали обстоятельно обсужденные и согласованные первые главы.

Принятие Конституции на референдуме – не такое уж частое явление. Ведь когда в стране есть единство, то референдум и не нужен. Но когда в стране наблюдается политическое противостояние, то дебаты и споры, как правило, затрагивают какие-то конкретные вопросы. Например, о сохранении института брака или о возможности разводов, как это было в Италии. Или о сохранении Союза ССР – этот вопрос выносили на референдум СССР 17 марта 1991 г., о необходимости введения поста президента России – так было с российским референдумом в тот же день.

Вообще, по принятию новой Конституции возможно обсуждение в парламенте или на специальной Конституционной ассамблее. Но в 1993 г. у нас наблюдалась непримиримая борьба парламентариев с главой государства, в марте была предпринята попытка отрешить президента от должности, но не хватило голосов. В ноябре, если бы депутатский корпус продолжил работать, новая попытка импичмента могла стать успешной. В такой ситуации было очевидно, что Съезд народных депутатов и Верховный Совет не поддержат предложения президента, и потому он решил воспользоваться моделью референдума.

В дальнейшем, если встанет вопрос о новой Конституции, ее может принять либо Конституционное Собрание, либо народ на новом референдуме – это прямо предусмотрено ст. 135 действующей Конституции России. Но по модели, которая закреплена в самой Конституции, новая Конституция нужна тогда, когда что-то надо пересмотреть в гл. 1, 2 либо в гл. 9, посвященной самому конституционному реформированию. А остальные главы (3–8) можно изменить путем конституционных поправок, что, кстати, уже делалось. Но в этом случае сама Конституция остается действующим документом – по крайней мере, по дате.

– Как вы считаете, 25 лет для Основного закона – это много?

– Это все очень относительно. Есть страны, где новую конституцию принимали через полгода-год после принятия прежней. И в стране при этом ничего особенного не изменялось. В других странах Конституция действует сотни лет…

В нашей стране это те 25 лет, за которые много чего произошло. Но Конституция действовала, и все законы писались с учетом этого.

Споры могут вестись, но как раз в рамках Конституции, ст. 13 которой провозглашает в России идеологическое многообразие. Значит, у нас возможны разные идеологии, которые могут схлестнуться в дискуссии. Только это должны быть мирные споры, а не насильственные действия.

– А вы не опасаетесь, что из Конституции постараются изъять именно норму об идеологическом многообразии, заменив ее единой национальной идеей?

– Сама по себе Конституция – это идеологический документ. Она декларирует идеологические принципы: демократию, федерализм, различные формы собственности. И вряд ли кто станет вычеркивать эти принципы. Скорее, может снова встать вопрос о президентской форме правления. Ведь по прежней Конституции вся власть принадлежала Съезду народных депутатов, коммунисты были вообще против введения поста президента. Но когда объявили президентские выборы, то КПРФ приняла в них участие и принимала все эти годы. Неужели вы думаете, что если бы Геннадий Зюганов стал президентом, то одним из своих первых указов он ликвидировал бы этот пост? Нет, конечно. И я думаю, что вряд ли кто-то сейчас готов вернуться к парламентской республике. Ведь мы уже привыкли, что президент обладает весьма широкими полномочиями и очень много может сделать не только для своей партии, но и для всего народа. А парламентская модель хороша только для очень стабильного общества, в котором не наблюдается значительных противоречий.

– И все-таки, согласны ли вы с предложением вписать в Конституцию какую-то национальную идею, может, даже с религиозным оттенком?

Все, что касается религии, отражено в ст. 14 Конституции. Религия у нас отделена от государства. Если мы назовем в Конституции какие-то доминирующие религии, то нам придется изменить эту статью. А ее изменить нельзя – она находится в гл. 1. Как мы уже говорили, поправки можно вносить только в главы с третьей по восьмую.

Я бы напомнил, что у нас есть ст. 13 о многопартийности. Но там же не перечислены партии и иные общественные объединения. Есть право на объединение, предполагающее создание и партий, и религиозных организаций.

– До сих пор не приняты два конституционных закона, предусмотренные Конституцией. Один из них – о Конституционном Собрании, второй – о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Созыв Конституционного Собрания предполагается в связи с пересмотром Конституции. Значит ли это, что противники пересмотра Конституции пока имеют большинство в Федеральном Собрании и препятствуют принятию данного закона? И не очень ясно, почему не принимается и другой закон?

– Я не раз поднимал эту проблему в своих работах. Решительно не понимаю, почему законодатель отказывается от принятия этих законов.

Существует два подхода. Один – мой и моих единомышленников – если в Конституции предусмотрен такой закон, извольте его принять. Второй подход – если есть реальная потребность в таком законе, тогда его надо принимать. Если нет – можно повременить.

То есть они полагают, что закон о Конституционном Собрании надо принять только в том случае, если появятся предпосылки к принятию новой Конституции.

Мне кажется, что это политические аргументы, рассчитанные на то, что при отсутствии закона не будет и политических обстоятельств. Но ведь политические обстоятельства возникают независимо от того, есть ли регулирующий их закон или нет.

Исторический пример. Была Конституция СССР, в которой предусматривалось право союзной республики на выход из СССР. Закона на этот счет не было. Мы осторожно намекали, что такой закон не помешало бы иметь. Но его не принимали, и многие даже не верили, что он когда-нибудь может понадобиться. Считалось, что никто не хочет выходить из СССР.

А когда вдруг поднялась волна суверенитетов, то Верховный Совет СССР под руководством Анатолия Ивановича Лукьянова спешно разработал и принял такой закон.

– Дело даже не в том, что закон был несовершенен. Момент был уже упущен. И тех, кто решил выйти, уже трудно было остановить законом. А ведь там прописана не только сама процедура выхода, но и урегулирование всех спорных вопросов, связанных с экономикой, с собственностью, с гражданскими правами.

Когда СССР развалился, все объекты, построенные в том числе на средства Союза, остались в собственности вышедших республик. Остались им и все автономии, народ которых даже не спросили, хотят ли они выхода из СССР.

Когда закон принят заранее, можно спокойно оценить, чем грозит та или иная процедура. А когда это делается впопыхах, то закон будет просто игнорироваться, так как в нем все увидят политические, а не правовые механизмы.

Совсем иной пример – принятие в 2001 г. конституционного закона о порядке принятия в состав РФ нового субъекта. 13 лет этот закон не применялся. Но в 2014 г., когда Республика Крым сначала заявила о суверенитете, а затем уже суверенное государство попросило принять его в состав РФ, все было сделано строго в соответствии с этим законом и с учетом международно признанного права на суверенитет. Как бы к нам ни придирались, но никто не может сказать, что мы приняли закон в соответствии с политической конъюнктурой.

– А почему так и не принят конституционный закон о конституционно-правовом статусе субъекта Российской Федерации?

– Я полагаю, что и этот закон следует принять.

– Есть ли, на ваш взгляд, в Конституции РФ слабые места?

– Безусловно. Со мной может не согласиться президент, но с точки зрения правоведа самым слабым местом является нарушенный баланс между президентом и парламентом. У президента очень сильные полномочия, а у парламента – очень слабые, и их можно было бы усилить. В частности, это касается влияния на состав правительства.

Министров силового блока у нас, как известно, назначает президент. Парламент мог бы давать согласие на такие назначения. Это предлагалось еще Ельцину, и в декабре 1992 г. он дал на это согласие. Но в окончательный текст Конституции это положение не попало. А когда принимали Закон о Правительстве в 1997 г., то в проекте записали, что президент не только назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, но и отстраняет его по такой же процедуре. Однако с этим Ельцин решительно не согласился. Чтобы принять этот закон, пришлось такое предложение снять.

Получается, что парламент может долго согласовывать кандидатуру премьера, а потом уже назначенного председателя правительства президент может снять чуть ли не на следующий день. И парламент ничего не сможет сделать – все по закону.

Или, например, по Конституции Дума может выразить недоверие правительству. Но у депутатов может не быть претензий ко всему кабинету. Однако возникло недовольство работой отдельных министров. Почему-то потребовать их отставки парламент не может, он должен выражать недоверие правительству в целом.

Это какая-то круговая порука, как в армии, когда вместо одного проштрафившегося солдата наказывают все отделение, чтобы потом сослуживцы долго третировали провинившегося.

Такие мелкие недочеты в Конституции встречаются.

– Не пора ли готовить новую Конституцию?

– Не буду будоражить общественное мнение, сейчас эту идею большинство не поддерживает. Но некоторые вопросы в развитие норм о конституционном строе можно было бы уточнить. Правда, для этого надо поставить перед Конституционным Судом вопрос, можно ли, не изменяя первую и вторую главы, добавить в Конституцию слова о том, что у нас есть гражданское общество, назвать его институты. В законе об Общественной палате говорится, что она является одним из эффективных инструментов гражданского общества. Но что такое гражданское общество, нигде не указано.

Что такое демократия и демократические институты? Осуществляют ли они самоуправление в обществе? Об этом надо хотя бы общими словами сказать в Конституции. И, скорее всего, в первой ее главе. На встрече с президентом я сказал, что можно не менять Конституцию, но дополнить ее новой главой 1 прим, посвященной гражданскому обществу, ее институтам и политическим правам личности. Можно ли это сделать, должен истолковать Конституционный Суд.

– Если все-таки мы начнем готовить новую Конституцию, не окажется ли она хуже действующей?

– Вряд ли Россия сможет жить 100 или 200 лет по тексту, который был сформулирован в конкретных исторических условиях. Какие-то положения этого текста стабильны, но по другим возможна динамика. Даже в Конституции США 1787 г. имеется 27 принятых позже поправок. А Конституцию ФРГ, принятую в 1949 г., изменяли более 50 раз. Но она продолжала действовать. Мы тоже можем вносить в Конституцию поправки, но должны сделать так, чтобы она стала лучше, а не хуже.

В любом случае в Конституции останутся главные ее составляющие: тезисы о правовом и социальном государстве, о том, что Россия остается президентской республикой, что в ней допускаются разные формы собственности и соблюдаются основные права человека. Должны, на мой взгляд, быть развиты тезисы о политическом плюрализме и о гражданском обществе, позволяющие избирать такую власть, которой мы готовы доверить руководство страной.


Рабочая тетрадь по Обществу 9 класс Котова Лискова

1) Раскройте смысл понятия.

Конституция - главным нормативный акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории государства.

2) Заполните таблицу.

Признаки Конституции РФ Их сущность
Высшая юридическая власть Все нормативные акты ориентируются на Конституцию
Все статьи имеют прямое действие Нормы конституции действует непосредственно, независимо от каких-либо других актов
Особый порядок принятия и изменения Конституция РФ принимается посредством референдума, либо Конституционный Собранием

3) Почему Конституция принимается путем всенародного референдума?

Чтобы каждый гражданин мог высказать свое мнение, одобряет он эти изменения или голосует против. Обработав данные референдума, правительство решает принять данный законопроект или нужно вносить поправки.

4) Прочитайте преамбулу к Конституции РФ и подчеркните ценности, которые провозглашается в ней.

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем Конституцию Российской Федерации.

5) Какие задачи решает Конституция? Используя текст Конституции РФ, Запишите главы, в которых решается каждая из задач.

Задачи Конституции РФ Главы Конституции РФ
Закрепить и гарантировать права человека Глава 2 Конституции РФ
Упорядочить государственную связь Глава 3-8 Конституции РФ
Утвердить правосудие Глава 7 Конституции РФ

6) Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт различия.

Черты сходства Черты различия
1 3 2 4

7) Объясните смысл высказывания

Читайте также: