Лифты общие характеристики в какие дома ставят кратко

Обновлено: 30.06.2024

ГОСТ Р 52941-2008
(ИСО 4190-6:1984)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проектирование систем вертикального транспорта в жилых зданиях

Passenger lifts. Planning and selection for residential buildings

Дата введения 2009-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 4190-6:1984 "Лифты и малые грузовые лифты. Часть 6. Пассажирские лифты для установки в жилых зданиях. Планирование и выбор (ISO 4190-6:84 "Lifts and service lifts. Part 6. Passenger lifts to be installed in residential buildings. Planning and selection").

При этом дополнительные положения и требования, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации, приведены в разделах 3, 5-8 и приложении А и выделены в тексте стандарта курсивом. Стандарт дополнен приложением А.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении В

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила выбора, определения числа и параметров лифтов, устанавливаемых в жилых зданиях с целью обеспечения нормативного уровня обслуживания пользователей.

Настоящий стандарт предназначен для определения числа и параметров лифтов на начальном этапе проектирования жилого здания.

Требования настоящего стандарта распространяются на лифты, предназначенные для установки в новые жилые здания. Данные требования могут быть также применены при реконструкции существующих жилых зданий.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТ 5746-2003 (ИСО 4190-1:1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ 28911-98 Лифты и грузовые малые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 основной посадочный этаж: Этаж, на котором входящие в здание люди имеют доступ к лифтам.

3.2 интервал движения лифтов: Показатель транспортной комфортности, выраженный в виде периода времени между двумя последовательными отправлениями кабин лифтов в заданном направлении (обычно на основном посадочном этаже).

3.3 провозная способность лифта (группы лифтов): Число пассажиров, перевозимых лифтом (лифтами) в течение заданного периода времени.

3.4 пассажиропоток: Число пассажиров, которое должно быть перевезено лифтами в заданный период времени.

3.5 доступность лифтов: Условия, обеспечивающие возможность для различных категорий пользователей беспрепятственно использовать лифты в соответствии с их назначением.

3.6 система управления по этажу назначения: Управление, при котором команда на этаж назначения регистрируется пассажиром на этажной площадке.

4 Общие положения

4.1 Лифты в жилых зданиях должны обеспечивать перевозку пассажиров с заданными показателями пассажиропотока и транспортной комфортности (интервала), а также таких крупногабаритных грузов, как мебель, носилки и т.п.

4.2 В случаях, предусмотренных [1], [2], лифты в жилых зданиях должны обеспечивать возможность безопасного транспортирования инвалидов и других лиц, относящихся к маломобильным группам населения по ГОСТ Р 51631.

4.3 В случаях, предусмотренных [1], [3], [4], в жилых зданиях следует предусматривать лифты для пожарных по ГОСТ Р 52382.

5 Число лифтов и их параметры

5.1 Общие требования

Число лифтов и их параметры определяют расчетом, приведенным в приложении А. Грузоподъемность (вместимость), скорость лифтов принимают по ГОСТ 5746.

Расчет устанавливает основные положения для наиболее общих условий работы лифтов.

В основу расчета (см. приложение А) положено сопоставление расчетного пассажиропотока с провозной способностью выбираемых лифтов.

Другой метод расчета основан на сопоставлении времени кругового рейса лифта с выбранным интервалом движения лифтов по [5].

Вариант определения числа и параметров лифтов при помощи диаграмм приведен в приложении Б.

При наличии индивидуальных особенностей в функционировании, планировке, организации работы лифтов и других факторов, оказывающих влияние на условия транспортирования, расчет должен проводиться с учетом влияния этих особенностей.

Расчет вертикального транспорта для жилых зданий проводится для следующих уровней транспортной комфортности:

- отличный уровень - интервал от 0 до 60 с;

- хороший уровень - интервал от 60 до 80 с;

- удовлетворительный уровень - интервал от 80 до 100 с.

Показатель интенсивности расчетного пассажиропотока для жилых зданий принимают 4%-8% от числа пользующихся лифтами жильцов в течение пикового пятиминутного периода.

Число жильцов, пользующихся лифтами, определяется с учетом:

[3] - для 1,2-3,0 человека на квартиру; [2] - 18 м общей площади квартиры на одного человека.

5* Для многоэтажных жилых зданий с интенсивными пассажиропотоками, в которых лифтовые установки оснащаются компьютеризованными системами управления, число и параметры лифтов определяются методами математического моделирования.

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

5.3 При установке в здании (подъезде) одного лифта его грузоподъемность должна быть не менее 630 кг, размеры кабин (ширинаглубина) 2100х1100 мм или 1100х2100 мм по ГОСТ 5746.

6 Расположение лифтов

Лифты рекомендуется устанавливать в ряд. Менее предпочтительна установка лифтов напротив или под углом друг к другу, т.к. это затрудняет вход и выход пассажиров.

Не рекомендуется установка лифтов, при которой кабины расположены задними стенками друг к другу. Такое расположение исключает возможность применения группового управления и эффективного обслуживания пассажиропотока.

В один ряд рекомендуется устанавливать не более четырех лифтов.

Максимальная глубина лифтового холла при однорядном расположении лифтов, измеряемая от передней стенки шахты лифта до противоположной стены лифтового холла, должна быть не менее глубины наиболее глубокой кабины.

Глубина лифтового холла при установке лифтов, обеспечивающих транспортировку больного на носилках скорой помощи, должна быть не менее:

1,5 м - для лифтов грузоподъемностью 630-1000 кг размерами (ширинаглубина) 2100х1100 мм;

2,1 м - для лифтов грузоподъемностью 630-1000 кг размерами (ширинаглубина) 1100x2100 мм.

При двухрядном расположении лифтов глубина лифтового холла должна быть не менее:

1,8 м - для лифтов размерами кабин (ширинаглубина) 2100х1100 мм;

2,5 м - для лифтов размерами кабин (ширинаглубина) 1100x2100 мм.

Приведенные выше требования к глубине лифтового холла установлены без учета возможности его использования для прохода людей, не намеренных воспользоваться лифтами.

При установке в зданиях лифтов для пожарных их расположение в составе группы обычных пассажирских лифтов следует принимать по ГОСТ Р 52382 и [6].


7 Организация работы лифтов, системы управления*

* Наименование пункта в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Системы управления лифтами в жилых зданиях применяют по ГОСТ 28911. В жилых зданиях может также применяться система управления по этажу назначения.

С целью повышения эффективности работы лифтов могут применяться различные схемы организации обслуживания этажей здания, в том числе:

- лифты имеют остановки на всех этажах здания;

- лифты имеют остановки только на этажах, включенных в зону обслуживания. В этих случаях лифты с меньшей скоростью обслуживают нижнюю зону, а лифты с большей скоростью - верхнюю зону.

8 Выбор системы вертикального транспорта*

* Наименование пункта в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Выбор системы вертикального транспорта, включающей в себя число и параметры лифтов, их расположение в здании, систему управления и организации работы лифтов, проводят на основании сравнительного анализа технико-экономических показателей различных вариантов, обеспечивающих необходимую провозную способность лифтов и нормативный показатель транспортной комфортности - интервал движения лифта.

Приложение А
(справочное)

Расчет вертикального транспорта*

* Наименование приложения в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

А.1 Общие положения

А.1.1 Расчет вертикального транспорта, приведенный в настоящем приложении, предназначен для определения числа и параметров лифтов, обеспечивающих требуемую провозную способность и нормативный уровень транспортной комфортности - интервал движения лифтов [7].

А.1.2 Расчет вертикального транспорта выполняют для обычных эксплуатационных условий [8].

Расчетом не предусматривается использование лифтов в чрезвычайных обстоятельствах: во время пожара, землетрясения и т.д.

А.1.3 Исходными данными для расчета вертикального транспорта являются:

Лифты – неотъемлемый элемент оснащения многоэтажек. Эти скромные труженики верой и правдой служат людям, совершая сотни поездок в день. И чтобы в их работе не было сбоев, производителям и девелоперам приходится учитывать массу факторов.


Приоритет безопасности

В подавляющем большинстве современных многоэтажных домов используют электрические лифты (их гидравлические собратья встречаются лишь в малоэтажном сегменте). Первый электроподъемник запатентовал в 1861 году американский изобретатель Отис. Смонтировать его устройство в одном из нью-йоркских небоскребов отважились только 28 лет спустя. К началу XX века электрические подъемники широко распространились в цивилизованном мире, однако в СССР лифтостроение стало развиваться только после Великой Отечественной войны. За прошедшие с тех пор десятилетия требования к лифтам не раз менялись.

В топ характеристик подъемников, используемых в жилых домах, вошли безопасность, высокая скорость, достаточная грузоподъемность, бесшумность, доступность для маломобильных граждан и технологичность. Важны и другие опции, на которые обращают внимание застройщики при выборе поставщика оборудования.

Точный расчет

Лет десять назад в США проводили глобальное лифтовое исследование. По итогам был выявлен интересный факт: за год жители Нью-Йорка в общей сложности тратят на ожидание подъемника 16 с половиной лет!

Как же избежать коротания времени у заветной раздвижной дверцы на этаже? Ответ на поверхности: лифтов в здании должно быть достаточно. Количество подъемников рассчитывают еще на стадии проектирования дома, опираясь на действующие нормативы.

Сколько лифтов должно быть в жилом доме, зависит от его этажности. Если в здании до пяти этажей – можно обойтись и без подъемника. В доме до девяти этажей достаточно расположить одну шахту в подъезде. В высотках, имеющих от 10 до 19 этажей, должно быть минимум два лифта, в 20–25-этажках – три или четыре.

Проблемы старения

Следующая базовая характеристика лифта – грузоподъемность. Это суммарное значение веса людей, помещающихся в кабину для осуществления одной поездки. Средний вес пассажира считается равным 80 кг. Эксплуатируемые в жилых зданиях подъемники выдерживают от 320 кг до 1 тонны, то есть могут одновременно перевозить от 4 до 13 человек.

Ширина, глубина и высота лифта должны составлять соответственно не менее 0,9 × 1,0 × 2,1 м (чтобы обеспечить проезд инвалидной коляски и размещение человека на санитарных носилках). Для обеспечения комфортного входа/выхода пассажиров перед дверью должно быть свободное пространство не менее 2 кв. м.

Закон регулирует и скорость движения лифтов. Так, в доме до девяти этажей этот показатель должен составлять 1 м/с. А в высотке, где 20–25 этажей, лифт обязан разгоняться минимум до 1,6 м/с. Что касается времени ожидания механизма, то для жилых зданий на это отводится 60–80 секунд.

В Петербурге, к слову, один из самых старых лифтовых парков. Из 40 тыс. городских подъемников 11 тыс. отработало срок эксплуатации. Больше всего изношенных лифтов – в Выборгском, Калининском и Невском районах. Это связано с тем, что в 1960–70-х эти территории активно застраивали девятиэтажками.

Наши или их?

Комплексы класса комфорт и выше, как правило, оснащены зарубежными лифтами.

Самые популярные иностранные производители лифтов – это американская фирма Otis, финская Kone и швейцарская Schindler.

По подсчетам экспертов, доли российских и зарубежных подъемников в лифтовом хозяйстве страны составляют 70 и 30% соответственно.

Подъемник с интеллектом

Для удобства жильцов разрабатывают и системы по управлению пассажиропотоком. Так, destination control system от Kone оптимизирует трафик путем минимизации числа промежуточных остановок и разумной группировки пассажиров. Это сокращает время в пути и способствует лучшей грузоподъемности.

Всё чаще в современных домах лифты спускаются в паркинг. А в некоторых элитных проектах в лифт и вовсе можно попасть прямо из квартиры.

Технический прогресс – это замечательно. Но даже самые умные-разумные лифты периодически ломаются. Нередко новоселы жалуются, что дом только сдали, а подъемник уже не работает. Почему так происходит?


– Сегодня расчет оптимального количества лифтов, их грузоподъемности и скорости можно делать с помощью специальных программ. Заносится ряд параметров: количество этажей, число жителей, класс здания – и выдается индивидуальное решение.



– Жилые корпуса, в которых необходимо устанавливать лифты, определяются СНиПом. Там указано, что с учетом установленной минимальной высоты одного этажа лифтами должны быть обеспечены все дома выше трех этажей. Разумеется, мы работаем в рамках нормативной базы и обеспечиваем наши проекты соответственно.


– Наш выбор современных моделей лифтов обусловлен тем, что это облегчает обслуживание, обеспечивает плавность и бесшумное движение кабины, а также длительную эксплуатацию оборудования. Такие лифты имеют энергосберегающие приводы и систему светодиодного освещения с функцией автоматического отключения, что способствует снижению общего потребления электроэнергии.


Стоит ли при покупке квартиры обращать большое внимание на класс новостройки


Как не остаться без квартиры и без денег


Как купить новостройку через эскроу


Сколько стоит входной билет на рынок новостроек: топ-10 самых дешевых студий Петербурга

Как выбрать лифт для коттеджа, какими характеристиками он должен обладать. Что важнее технические параметры или дизайн? В этой статье вы найдете все интересующие вас вопросы.

В загородном доме, в котором более двух этажей — лифт для вас будет прекрасной инвестицией. Во-первых, он делает жизнь комфортной, а, во-вторых, с его помощью дом становится более ликвидным при возможной продаже.

Тип механизма: гидравлический или электрический

Прежде чем заказать лифт, необходимо определиться с подъемным механизмом. Для коттеджей мы рекомендуем рассматривать два вида: гидравлический и электрический.

Гидравлический. Если вам нужен плавный и тихий выбирайте лифт с гидравлической системой управления. Кабина в шахте двигается с высокой точностью остановок. Такой тип немного медленнее электрического, но расходует меньше ресурсов. Энергия затрачивается только на подъем. Управление кабиной осуществляется путем опускания и поднятия гидроцилиндра, который соединен с кабиной. В случае электрического сбоя лифт плавно и без резких движений опускается на первый этаж.

Гидравлический тип лифта подходит для двух-, трех- и четырехэтажных коттеджей.

Электрический. Данная система управления более быстрая и обладает высокой грузоподъемностью. Кабина движется за счет электромотора, канатов и противовесов. Такой лифт работает практически без вибрации. При отключении электроэнергии он все равно доставит вас на нужный этаж и не застрянет в шахте.

Лифт с электрической системой управления подходит для домов с количеством этажей более четырех.

Выбираем двери: ручные или автоматические

Еще один вопрос, о котором стоит задуматься при установке лифта в коттедже — двери.

Бывают автоматически с боковым или центральным открыванием. А бывают ручные — распашные. Тип открывания зависит от ширины шахты. Если проем позволяет, можно установить автоматическую дверь с центральным открыванием.

Важные характеристики, на которые следует обратить внимание:

  • Грузоподъемность: оптимальный показатель 300-460 кг.
  • Потребление мощности: варьируется от 1,5 до 6 кВт, показатель зависит от модели и нагрузки на кабину.
  • Скорость: для электрического механизма показатель 1 м/с, для гидравлического 0,5-0,6 м/с.

Решение лифтового хозяйства (число, скорость подъема и грузоподъемность лифтов) зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов: числа жителей в здании и его этажности, количества остановок лифта, времени открывания и закрывания дверей. В связи с тем, что подсчеты, необходимые для правильного расчета, исключительно сложны, необходимо пользоваться расчетной таблицей возможных вариантов наряду с эмпирическими данными, и архитектору следует положиться на мнение опытного консультанта. Хотя годы опыта позволят проектировщику с достаточным пониманием подойти к выбору лифтов, тем не менее ответственность за решение этого вопроса столь велика, что необходимо пригласить специалиста во всех случаях, и уж безусловно — когда число жителей в здании превышает 400 человек.

Проектировщик обязан иметь предварительное решение еще до того, как он обратится к консультанту. Для этого он может сделать некоторые прикидки, пользуясь приведенной таблицей.

Очевидно, что одного лифта достаточно для зданий в три и четыре этажа. Если лифт выйдет из строя, необходимость подняться пешком на верхний этаж не вызывает слишком серьезного дискомфорта. В пяти- и шестиэтажных домах лифты с гидравлическими двигателями достаточно надежны и чрезвычайно редко портятся. В шестиэтажных зданиях, однако, применение гидравлических лифтов должно ограничиваться в связи с их низкой скоростью. В зданиях от 13 до 45 этажей возможен выбор между тремя лифтами со стандартной скоростью и двумя лифтами с повышенной скоростью, что в значительной степени зависит от наличия места в плане здания.

ЧИСЛО ЛИФТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАЖНОСТИ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ
Число этажей Пассажирские лифты (минимальная грузоподъёмность 910 кг; если используется для грузов, то 1150 кг) Грузовой лифт (минимальная грузоподъёмность 1150 кг)
3 - 4 1 гидравлический (45,6 м/мин) 1 *
5 - 6 2 гидравлических (45,6 м/мин) или 2 электрических (106 м/мин) 1 *
7 - 12 2 электрических (106 м/мин) 1 *
13 - 20/25 3 электрических (106 м/мин) или 2 электрических (150 - 210 м/мин) 1 *
20/25 - 40/45 3 электрических (106 м/мин) или 2 электрических (150 - 210 м/мин) 1+1 *
50 2 группы по 3 электрических (150 - 210 м/мин) 2

Требования к грузовому лифту обусловлены частотой смены жильцов и расстоянием от лифта до входов в квартиры (смена жильцов в больших городах колеблется от 6 до 13% в наиболее загруженный месяц; в домах, где квартиры продаются, смена жильцов минимальная, но, как правило, очень большая доставка посылок). Как видно из таблицы, в зданиях высотой от 20 до 25 этажей необходим только один грузовой лифт, который также может быть использован в качестве пассажирского. В зданиях большей этажности требуется два грузовых лифта, один из которых может использоваться и для подъема пассажиров. Преимущество иметь грузовой лифт в одном блоке с пассажирскими лифтами для гибкого его использования совершенно очевидно. При этом предпочтительна погрузка на уровне подвала или первого этажа через заднюю дверь, чтобы избежать прохода через главный вестибюль. Устройство боковой двери также возможно, но стоит дороже. В том случае, когда грузовой лифт размещен не в одном блоке с пассажирскими, он должен открываться в небольшой холл на каждом этаже. Необходимо, чтобы грузовой лифт имел высоту не меньше 3 м или подвижную верхнюю стенку, чтобы можно было перевозить крупные вещи. Если этого нет, то длинные предметы можно будет поднимать только на крыше лифтовой кабины, что весьма трудоемко и опасно.

Жилой дом оборудуют пассажирскими лифтами при соблюдении следующих условий (что должно быть подтверждено консультантом):

2) время ожидания лифта не превышает 60 с (если время ожидания более 55 с, нужно, чтобы кабина спустилась с верхнего этажа к вестибюлю на первом этаже за 45—50 с).

Чтобы архитектор мог хорошо понимать рекомендации консультанта, он обязан тщательно ознакомиться с терминологией, обычно используемой при расчетах потребности в лифтах.

ЧИСЛО ЖИТЕЛЕЙ. Число жителей может быть от двух человек на спальню (в дешевых домах) до одного человека на две спальни (в роскошных, дорогостоящих домах). Рекомендуются следующие средние данные (исключая государственное строительство): 1 человек на однокомнатную квартиру площадью 28,3 м2 и менее и 1,5—при площади выше этого предела; 1,8 человека — на двухкомнатную квартиру;

2,5 человека — на трехкомнатную квартиру; 3,5 человек — на четырехкомнатную квартиру и т. д. Хотя число одновременно поднимающихся в лифте требует сложного расчета, архитектору следует знать, по крайней мере, что кабина грузоподъемностью 910 кг может поднять 11 человек, а кабина грузоподъемностью 11 50 кг —13 человек. Максимальной загрузки, однако, практически почти не бывает.

ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ ЛИФТА. Время ожидания лифта исчисляют следующим образом: число остановок лифта (только специалист может определить это число), помноженное на сумму времени, уходящего на ускорение и торможение, плюс время действия дверей, плюс время входа и выхода пассажиров, плюс прочие потери времени. К этому добавляется время полного подъема и спуска лифта без остановок. Общая сумма времени, деленная на число лифтов, даст время ожидания лифта в секундах.

Пример. Предположим, что в здании 20 этажей высотой 2,58 м. Путь лифта в обоих направлениях составит 2х51,7 = 103,4 м; лифт, движущийся со скоростью 106 м в минуту, пройдет этот путь примерно в одну минуту; следовательно, лифт пройдет полный путь в обоих направлениях за 60 с.

Время, требующееся на открывание и закрывание дверей лифта на каждой остановке (это время может быть сокращено на 1,4 с, если двери открываются в обе стороны, а не в одну). 4,30 с

Прочие потери времени: 0,1X2,35 (ускорение и торможение) плюс 0,1x4,30 (открывание и закрывание дверей). 0,63 с

Если принять 10 остановок, то 10X9,28 = 92,80 с; общее время движения лифта 60 с+ 92,80 с = 152,80 с.

При трех лифтах 152,80:3 = 50,93 с — время ожидания лифта очень хорошее. Если интервал будет меньше 40 с, вероятно, можно считать, что в оборудовании здания допущено излишество.

Детали шахты, кабины и дверей лифтов, показанные на с. 60, соответствуют промышленным стандартам и требованиям строительных норм. Могут применяться и другие размеры кабин лифтов, во всяком случае любое решение должно быть согласовано с консультантом.

Машинные отделения лифтов для гидравлических лифтов (насосы) размещаются в небольших (примерно 2,4х3 м) помещениях рядом с нижним уровнем остановки лифта. Над крышей обычно требуется оставлять небольшое (60х90 см) пространство, если высота верхнего этажа не больше, чем у типовых жилых этажей, что позволяет избежать надстройки.

Машинное отделение для электрических лифтов (за исключением некоторых типов лифтов, редко используемых в жилищном строительстве) размещается на крыше. Высота машины (М) составляет минимум 2,27 м для шестеренчатых лифтов и 2,58 м для бесшестеренчатых лифтов (со скоростью движения более 106 м в минуту). С увеличением высоты подъема до 30—35 этажей эти цифры должны быть согласованы с производителями лифтов либо со специальными консультантами.

Лифты жилых зданий. Проектирование жилых зданий

А — пассажирский лифт (или грузовой с открыванием только спереди); Б — грузовой лифт с открыванием спереди и сзади (а — сдвинутый проем с одной дверью; б — сдвинутый проем, два полотна двери, открываю¬щиеся с разной скоростью; в — центральное расположение проема): 1 — Если лифт гидравлический без противовеса, достаточна ширина 2 дюйма; 2 — противовес; 3 — максимальная площадь для колонны; 4 — брус для жесткости направляющей; 5 — направляющая; 6 — расстояние определяется размерами кабины лифта; 7— колонна может вдаваться; 8 — выгрузка на всех этажах; 9 — загрузка на первом этаже; 10 — загрузка с задней стороны лифта

Размеры углубления дна шахты должны учитывать достаточное пространство для размещения амортизаторов на случай, если кабина опустится до низа на полной скорости из-за выхода из строя управления. Для расчета величины растяжения каната должно быть учтено пространство между воспринимающей удар плитой и буфером, а на случай превышения скорости движения лифта под кабиной требуется предусмотреть аварийное устройство.

Толщина дна кабины от пола до воспринимающей удар плиты должна быть 40—45 см. Согласно нормам, ниже уровня сжатого амортизатора должно оставаться не менее 60 см на случай падения кого-либо в шахту под падающую кабину. В очень высоких зданиях, где предусмотрена повышенная скорость движения лифтов и большая масса противовеса, глубина шахты должна быть очень большой для компенсации растяжения каната.

Каким образом пассажирские лифты связаны с вестибюлем и грузовой лифт связан с местом приема посылок и грузов, рассмотрим позднее. Будет показано, что прямая связь между грузовым лифтом и местом приема грузов не всегда возможна или требует значительных затрат и что иногда посылки и грузы поступают через общий вестибюль. Такое компромиссное решение не рекомендуется принимать в жилых домах, предназначенных для пожилых людей, так как в этих домах грузовой лифт часто используется для перевозки людей на носилках, что является не очень приятным зрелищем для остальных жильцов, которые имеют обыкновение собираться в вестибюле. В связи с этим одна из шахт должна быть глубже и лифт должен иметь заднюю дверцу, выходящую в помещение для приема грузов.

Лифты жилых зданий. Проектирование жилых зданий

W — ширина надстройки машинного отделения (при грузоподъемности лифта 910 кг W =3,8 м); U — увеличение высоты этажа; Нполн.— полная высота подъема; Высота U этажа и заглубление Р шахты в зависимости от скорости движения лифта, м

ВЫСОТА U И ЗАГЛУБЛЕНИЕ P ШАХТЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ЛИФТА, м
Грузоподъёмность лифта, кг Минимальный размер, м Скорость движения лифта, м/мин
100 150 200
Высота этажа, м
910 4,9 5,1 3,53 8
1150 4,9 5,32 3,53 8
Заглубление шахты, м
910 1,5 1,6 2,7 11,1
1150 1,5 1,6 2,7 11,1

В кабинах лифтов в домах для пожилых и инвалидов необходимо предусмотреть поручни на высоте 85 см и кнопки управления на уровне не выше 142 см.

Лифты жилых зданий. Проектирование жилых зданий

Площадь холла ожидания перед лифтами и его взаиморасположение с коридором, так же как и связь лифтов с вестибюлем на первом этаже, рассмотрены в гл. Методология проектирования.

Читайте также: