Классификация школьных исследований и проектов кластер

Обновлено: 03.07.2024

· Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet .

· Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

· Ролевой проект . Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное засе­дание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

· Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

· Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв." требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

· региональными (в пределах одной страны)

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными (сетевыми), поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности

· Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект "Составление рекламного модуля на английском языке", 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

· Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект "Элемент XX века", химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

· Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

· Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится" в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

КЛАССИФИКАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов. Этот метод становится всё более популярным у учителей-предметников.

Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и исполнения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности. Классификация проектов имеет следующие основания:

Классификация по предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, внепредметные.

Классификация по продолжительности: мини-проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4), длительные (на четверть).

Классификация по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные.

Классификация по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности.
3 .Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

5.Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

По комплектности выделяют два типа проектов.

1. Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, т.е. выполняется на материале конкретного предмета. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
2. Межпредметные (интегрированный) проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Проекты различаются и по характеру контактов между участниками:

– внутриклассные;
– внутришкольные;
– региональные;
– межрегиональные;
– международные.

Библиографический список

О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. Воронеж: 2010

И.С.Сергеева. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб-ка).

Герасимова О.В. Проектная деятельность в воспитательной работе/ О.В. Герасимова// Среднее профессиональное образование-2006.

Учебный проект – одна из личностных ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

На современном этапе обучения в условиях сосуществования разных программ акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирования и обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способы ведения образовательной деятельности. Этим обусловлены введения в образовательный контекст учебных заведений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Технология проектной деятельности

2.1. В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технология, способ организации самостоятельной деятельности студентов, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

2.2. Учебный проект, с точки зрения обучающегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально использовать свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

2.3. Учебный проект, с точки зрения преподавателя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности студентов:

· анализ проблемного поля, выделение проблем, формулировка ведущий проблемы, постановка задач;

· целеполагание и планирование деятельности;

· самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);

· презентация (самопредъявление, формирование имиджа) деятельности и ее результатов;

· подготовка материалов для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;

· поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация (вычленение и усвоение необходимого знания информационного поля);

· применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

· выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

· проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

Основные требования, предъявляемые к учебным проектам

Учебные проекты должны удовлетворять следующим требованиям:

3.1. Наличие в рамках проекта значимых задач (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения.

3.2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов проекта.

3.3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов в рамках проекта.

3.4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

3.5. Использование исследовательских методов при выполнении проекта.

Классификация учебных проектов

Учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп по следующим признакам.

4.1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

· исследовательский проект, включающий обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.;




· информационный проект, направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Итогом такого проекта часто являются публикация в СМИ, в том числе и в Интернете;

· творческий проект, предполагающий максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, в качестве которых могут выступать альманахи, театрализации, произведения изобразительно или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

· ролевой (игровой) проект, участвуя в котором проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого его окончания (чем завершится судебное заседание? будет ли разрешен конфликт и заключен договор?);

· практико-ориентированный проект, нацеленный на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, результат которого заранее определен и может быть использован для нужд группы, курса, колледжа, микрорайона, города, государства.

4.2. По предметно-содержательной области:

· монопроект, выполняемый в рамках одной области знаний;

· межпредметный проект, реализуемый на стыке различный областей.

4.3. По характеру координации проекта:

· с непосредственной (жесткой или гибкой ) координацией;

· со скрытой координацией (координатор неявный, имитирующий участника проекта, что часто характерно для телекоммуникационных проектов).

4.4. По характеру контактов (среди участников одной группы, курса, образовательной организации, города, региона, страны, разных стран мира).

4.5. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).

4.6. По продолжительности проекта:мини-проект (на одно учебное занятие), краткосрочный (4-6 занятий), длительный (месяц, семестр, учебный год и т.п.).

Общие положения

Учебный проект – одна из личностных ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

На современном этапе обучения в условиях сосуществования разных программ акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирования и обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способы ведения образовательной деятельности. Этим обусловлены введения в образовательный контекст учебных заведений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Технология проектной деятельности

2.1. В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технология, способ организации самостоятельной деятельности студентов, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

2.2. Учебный проект, с точки зрения обучающегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально использовать свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

2.3. Учебный проект, с точки зрения преподавателя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности студентов:

· анализ проблемного поля, выделение проблем, формулировка ведущий проблемы, постановка задач;

· целеполагание и планирование деятельности;

· самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);

· презентация (самопредъявление, формирование имиджа) деятельности и ее результатов;

· подготовка материалов для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;

· поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация (вычленение и усвоение необходимого знания информационного поля);

· применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

· выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

· проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

Основные требования, предъявляемые к учебным проектам

Учебные проекты должны удовлетворять следующим требованиям:

3.1. Наличие в рамках проекта значимых задач (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения.

3.2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов проекта.

3.3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов в рамках проекта.

3.4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

3.5. Использование исследовательских методов при выполнении проекта.

Классификация учебных проектов

Учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп по следующим признакам.

4.1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

· исследовательский проект, включающий обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.;

· информационный проект, направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Итогом такого проекта часто являются публикация в СМИ, в том числе и в Интернете;

· творческий проект, предполагающий максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, в качестве которых могут выступать альманахи, театрализации, произведения изобразительно или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

· ролевой (игровой) проект, участвуя в котором проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого его окончания (чем завершится судебное заседание? будет ли разрешен конфликт и заключен договор?);

· практико-ориентированный проект, нацеленный на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, результат которого заранее определен и может быть использован для нужд группы, курса, колледжа, микрорайона, города, государства.

4.2. По предметно-содержательной области:

· монопроект, выполняемый в рамках одной области знаний;

· межпредметный проект, реализуемый на стыке различный областей.

4.3. По характеру координации проекта:

· с непосредственной (жесткой или гибкой ) координацией;

· со скрытой координацией (координатор неявный, имитирующий участника проекта, что часто характерно для телекоммуникационных проектов).

4.4. По характеру контактов (среди участников одной группы, курса, образовательной организации, города, региона, страны, разных стран мира).

4.5. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).

4.6. По продолжительности проекта:мини-проект (на одно учебное занятие), краткосрочный (4-6 занятий), длительный (месяц, семестр, учебный год и т.п.).

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Проектная деятельность в школе является современным образовательным методом, который решает множество учебных целей и задач.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата

Основная цель проектной деятельности:

- сформировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.

Основой для такой деятельности является постановка социально-значимых целей и их реализация в жизни. Результатом деятельности будет продукт, разработанный и представленный участниками проекта.

Задача педагога — координировать работу школьников для решения указанной воспитательной или учебной проблемы.

Задача проектной деятельности — создать такие условия для учащихся, при которых будет полноценным личностное развитие, а также активное формирование их жизненной позиции.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет приобрести умения планировать, организовывать свою работу, развивать творческие способности, проявлять себя в обществе.

Историческая справка

Большинство исследователей полагают, что основоположником метода проектов был американский ученый Джон Дьюи. Он выдвинул идею, что ребенок, находясь в рамках традиционной системы образования, не способен приобрести практические навыки и применить их в жизни.

Последователем взглядов Д.Дьюи был В.Х. Килпатрик, который, по сути, и ввел проектную деятельность в педагогическую систему. Он считал, что учебная программа не может быть общей для всех, результат получится только от индивидуальной деятельности учащихся.

Идеи проектной деятельности в России зародились еще в начале ХХ века. Их выдвинул С.Т. Шацкий в 1905 году.

После революции метод проектов внедрялся в школьную программу под личным наблюдением Н.К. Крупской. Учитель больше не выступал источником знаний для школьников, а являлся спутником и наставником в мире познания.

В современных исследованиях проектная деятельность учащихся в школе рассматривается как обязательная часть познавательной деятельности, мотивация к получению новых знаний, технология формирования определенных компетенций.

Задачи проектной деятельности в начальной школе, ориентированные на развитие личности:

  • Развить познавательные способности детей.
  • Развить у детей творческое воображение.
  • Обеспечить здоровье учеников и их психологическое благополучие.
  • Развить у детей творческое и логическое мышление.
  • Развить у учеников коммуникативные навыки.

Проектная деятельность в развитии умений и навыков:

  • Развивает умение точно выражать свои мысли;
  • Умение выразить свою точку зрения;
  • Развивает у детей умение слушать и договариваться друг с другом в процессе работы над проектом;
  • Ставить цели и добиваться ее;
  • Развивает умение адекватно оценивать результат своей работы;
  • Умение работать с информацией: сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку, выбирать самое важное и интересное.
  • Выгодно представлять результат своей работы;
  • Помогает научиться работе в Интернете.

Педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе:

  • В процессе работы над учебным проектом у детей появляется возможность для самореализации и применения накопленного опыта на практике.
  • Совместный проект учит детей общаться и сотрудничать.
  • Активное обучение создает сильную нагрузку на нервную систему, а проект способен ее снять.
  • Учебный проект побуждает ребенка к самосознанию, а также создает условия для внутренней активности личности.
  • Проектная деятельность в начальной школе позволяет вовлекать детей в творческий процесс.

Виды проектной деятельности в школе

Существует несколько классификаций проектирования деятельности, но наиболее полно виды проектов представлены в работах Е.С. Полат.

Проекты по методу или типу деятельности

1. Исследовательский проект
2. Творческий проект

Не имеет детализированной структуры. Результат оформлен в творческой манере. Например, кукольный театр, кулинарный поединок, детское ателье.

3. Ролево-игровой проект
4. Информационный проект
5. Предметно-ориентированный проект

Предметно-содержательная область проектов

Всю проектную деятельность можно разделить на 3 части.

1. Монопроект

Подразумевает решение задач в рамках одного школьного учебного предмета.

Проектная деятельность в обучении математике младших школьников

2. Межпредметный проект

Проектная деятельность школьников происходит во внеурочное время. Такой проект подразумевает промежуточную и окончательную презентацию.

3. Надпредметный проект

Создается на стыках различных наук и выходит за рамки школьной программы.

В зависимости от количества учеников, занимающихся заданием, выделяют: индивидуальные, групповые и парные проекты. Также проектно-исследовательская деятельность в школе рассматривается по характеру координации. В проектах с открытой координацией педагог исполняет роль консультанта, с закрытой — является полноправным членом команды.

По продолжительности выделяют:

  • краткосрочные проекты;
  • среднесрочные проекты (около 2 месяцев);
  • долгосрочные проекты (около 1 года).

Выбор темы проектной деятельности в школе

Важно, чтобы ребенок самостоятельно выбрал интересующую его тематику и определил, какие учебные дисциплины будут затронуты им в ходе исследований. В противном случае, пропадет желание ответственно подходить к выполнению задания и добиваться хороших результатов. Тема должна быть уникальной, необычной и простой, доступной для восприятия.

При выполнении первых проектов ребенку, безусловно, необходима помощь взрослых. Однако, он тоже должен вносить посильный вклад при выполнении этого задания. Желательно, сделать работу быстро, так как детям в этом возрасте сложно длительное время сосредотачивать свое внимание на чем-то одном.

Кроме того, если преподаватель знает, что именно интересно отдельно взятому ученику, то он может помочь ему определиться с темой, либо дать готовое задание. Но, лучше, если ребенок примет решение самостоятельно. Хотя, скорее всего, родителям придется взять на себя большую часть работы при создании проекта (например, если ребенок учиться в первом классе).

Для подбора интересных тем для проектной деятельности можно воспользоваться учебником, например, по природоведению. Просмотреть изучаемый материал и выбрать привлекательную для исследования область. В некоторых учебных пособиях темы проектов уже представлены, что немного облегчает задание. Возможно, ребенок захочет предложить направление, которое не затрагивается в процессе обучения (свободная тема). После утверждения учителем темы исследования, приступаем к разработке этапов.

Как сделать школьный проект

Хорошо было бы перед написанием школьного проекта сходить с детьми на экскурсию, на прогулки-наблюдения или же провести какие-нибудь социальные акции – это существенно облегчит процесс подготовки проекта в начальной школе. Если объем работы довольно большой, то заранее побеспокойтесь о литературе и других источниках информации, необходимых для выполнения школьного проекта.

Как уже было сказано, ученики младшей школы еще не способны к долгой деятельности без участия взрослых, им все еще необходима помощь в организации, мотивация, поддержка и нацеливание на следующий этап работы над проектом, поэтому проектная деятельность в начальной школе подразумевает участие и помощь учителя и родителей почти на каждом этапе проекта.

Любая исследовательская работа состоит из следующих этапов:

  • Постановка проблемы: ребенок выбирает тему проекта и конкретные вопросы, на которые будет отвечать его работа.
  • Планирование: ученик выделяет этапы работы над проектом, то есть выбирает удобное для работы время, форму, в которой будет представляться проект и так далее.
  • Поиск информации: ребенок собирает весь необходимый материал для исследовательской работы, то есть читает статьи, выбирая из них самое важное и интересное, картинки, подбирает видео.
  • Продукт работы: ученик собирает все результаты экспериментов и необходимую информацию и подводит итоги.
  • Презентация: ребенок оформляет результаты своей работы и защищает проект.

Оформление проекта

После того, как учащиеся подготовились и исследовали проблему можно приступать к оформлению результатов исследования, опираясь на заранее обсужденные правила. Результаты исследования можно представить в любом удобной докладчику форме – это могут быть презентации, доклады, выставки, альбомы, книжки-малышки и прочее. Именно данный этап показывает, в какой сфере талантлив тот или иной ученик.

Как правило, требования, выдвигаемые к представлению проекта, зависят от самой школы или даже от конкретного учителя. Правила оформления определяются в соответствии с возрастом самого ребенка. Например, ученику первого класса разрешается презентовать полученные результаты на листе формата А4 с использованием фотографий и рисунков. Специфика оформления проекта усложняется от младших классов к старшим.

Образец типичного оформления проектной деятельности в школе:

  • На первой странице указывается тема проекта, фамилия, имя, год сдачи, класс и школа автора работы. Также указываются данные руководителя, если таковой имеется.
  • Вторая страница содержит содержание и заголовок проекта.
  • Третья страница – начало описания самого проекта.
  • Введение – цель и задачи, краткая характеристика рассматриваемого вопроса, позиция автора по поводу поставленной проблемы.
  • Затем следует описание самого проекта, затронутой проблемы и путей её разрешения, исходя из собственной точки зрения или мнения других. Здесь уместно использование цитат и ссылок на других авторов.
  • В конце работы пишется заключение – предоставление полученных в ходе исследования выводов.

Презентация проекта

Самым важным этапом является презентация школьного проекта. Учащийся демонстрирует всем результаты проделанной исследовательской работы. Защита продукта работы должна быть интересной и запоминающейся для зрителей, как для взрослых, так и для детей. Во время защиты проекта роли должны быть четко распределены.

Во время презентации проекта ребенок должен продемонстрировать:

  • Понимание основной проблемы проекта;
  • Сформулированные учеником цели и задачи проекта;
  • Пути решения, предложенные ребенком;
  • Анализ успешности каждого решения;
  • Умение четко, грамотно и логично излагать мысли;
  • Умение анализировать собственную деятельность;
  • Самоанализ всей проведенной работы.

В завершение необходимо обсудить с детьми успехи и неудачи, проанализировать недостатки и поговорить о том, как сделать следующий школьный проект гораздо лучше. Конечно же, акцент нужно делать на положительных сторонах осуществления ребенком проектной деятельности, а также непременно нужно похвалить каждого ребенка за проделанную им работу, ведь именно это может повысить интерес к учебе. Работа над школьным проектом благоприятно скажется на познавательных способностях школьников, научит их самостоятельно находить нужную информацию, ну и, конечно, обрабатывать ее.

Проектная деятельность в школе положительно оценивается и педагогами и учениками. Она позволяет применять творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений. Этот метод по праву является важнейшим в современной школьной педагогике.

Читайте также: