Чем литературная сказка похожа на народную 3 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Кушумский

Исследовательская работа

Душанова Синбеке Казболатовна .

Адрес: 413514, п. Кушумский

Ул. Советская, д.1

В начале учебного года на урока литературного чтения мы читали народные сказки, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Нам очень интересно было их читать, а потом пересказывать. Некоторые сказки мы инсценировали, сами играли роль сказочных героев. Мы показывали эти сказки на праздниках ребятам младших классов. Очень нам понравилось инсценировать сказку "Заячья избушка". Потом мы стали знакомиться с авторскими сказками. Мы прочитали сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака. Нам так понравились эти сказки, что мы запомнили их наизусть, читали их своим братишкам и сестрёнкам.

И нам захотелось выяснить чем отличаются и чем похожи литературные и народные сказки.

Тема моего исследовательского проекта: сходство и отличие литературной и народной сказки.

Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем. Детство человека непрерывно связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации, в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить? На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки.

Цель исследования – через анализ и сопоставление особенностей литературных и народных сказок увлечь, заинтересовать ребят чтением.

Задачи исследовательской работы:

2) проанализировать и сопоставить литературные и народные сказки, выявить сходство и отличие.

3) провести анкетирование среди учащихся начальных классов, чтобы узнать читают ли ребята книги в свободное время.

4) изучив дополнительную литературу, расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.

Подготовительный этап

Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги ─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам. Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.

1.Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.

2.Выяснить из словарей , что такое сказка.

4.Чтение авторских сказок К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.

Основной этап

1.Из словаря С.И.Ожегова узнали, что сказка –это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических и волшебных сил.

2 .Анализ и сравнение литературных и народных сказок.

Отличие:1. в народной сказке автор –народ, в литературной сказке автор – конкретный человек. 2. в народной сказке есть присказка, зачин, концовка, в литературной сказке может не быть традиционных элементов.

3.народная сказка имеет несколько вариантов, литературная сказка имеет неизменный текст в письменной форме.

4.в народной сказке описание простое с использованием общепринятых эпитетов, в литературной сказке описание сложное, неповторимое.

5.в литературной сказке более ярко, красочно описаны герои, место действия, события.

Сходство: 1.События вымышленные

2.Встречаются троекратные повторы, эпитеты

3.Деление героев на положительных и отрицательных.

4.Учат добру, справедливости, любви.

3.Практическая работа

Сказочные герои каждый раз с удовольствием принимают очередного гостя, однако для большого Медведя места оказывается недостаточно, но друзья находят выход. Мы знаем, что в некоторых версиях сказки Медведь выступает как разрушитель. Но нас привлекла идея созидания, где в результате, обитатели маленького теремка строят себе новый, просторный дом и каждому находится место.

Сказок много. И почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям.

Обычно мамы читают сказки детям на ночь. Некоторые из них придуманы в народе, другие – написали современные авторы. Конечно, литературные сказки отличаются от народных. Но есть у них и несколько общих черт.

Чем отличается литературная сказка от народной

Дети любят слушать сказки. В них добро наказывает зло. Благодаря сказкам, дети учатся понимать мир.

Но существует разница между литературными и народными сказками:

  • В народных сказках сюжет строится по традиционной схеме, и рассказчик должен ее придерживаться. А сказка, написанная автором, может иметь произвольный вариант повествования.
  • В литературной сказке чётче описывают характер и внешность героев. Место действия и события наделены большим количеством деталей. А писатель имеет свое отношение к каждому герою, и это заметно при прочтении повествования. Тогда как народная сказка отражает идеалы целого народа.
  • Народные сказки появились в глубокой древности. Они отражают представления человека о добре и зле, о нормах морали. В сказках разных народов видны их культурные традиции и верования. Литературные сказки появились намного позже народных.
  • Народная сказка рождалась в народе. Такие сказки знали все, благодаря устному пересказу. Их нигде не записывали. У них не было конкретного автора. А литературная сказка – это плод фантазии одного человека, записанный на бумагу.

С развитием письменности, авторы стали обрабатывать фольклорные сказки, внося в них художественные дополнения. Так они дожили до наших дней.

В чем сходство русской народной и литературной сказки

Литературные сказки повторяют фольклор, сказочную атрибутику, языческие ритуалы из народных сказок. Кроме этого, эти виды сказок объединяют такие черты:

  • Авторы в своих произведениях наделяют персонажей животных человеческими качествами, как это первоначально применялось в устном народном творчестве. Часто в авторских сказках появляются пословицы, поговорки, простонародные выражения, взятые из русского народного фольклора.
  • И те и другие сказки повествуют о вымышленных событиях.
  • И в тех и других сказках герои делятся на положительных и отрицательных. При этом, положительные герои воплощают представление народа о добре, справедливости, красоте. А отрицательные герои – воплощение зла для человека.
  • Во многих народных и литературных сказках главному герою помогает животное, наделенное сверхъестественными способностями.

Многие авторы, опираясь на простой сюжет народной сказки, пишут более яркую и замысловатую историю.

Народные сказки в творческой форме отражают сознание людей того времени, когда они были придуманы. А литературная сказка хоть и продолжает культурные традиции народа, но больше является элементом приключенческой или фантастической литературы.

Главный редактор: Губанова Виктория Жоржевна

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны. Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.
В сказках о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.
Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.
Смелый приступ — половина победы: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.
Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.

Можно ли назвать Зайца храбрым?

Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

чем отличается народная сказка от литературной

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка – это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные ("Волшебное кольцо", "Два Мороза", "Морозко").
  • Былинные ("Булат-молодец", "Вавила и скоморохи", "Добрыня и Змей").
  • Бытовые ("Бедный барин и слуга", "Воры и судья", "Дорогой обед").
  • Богатырские ("Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо", "Иван - коровий сын", "Никита Кожемяка").
  • Сатирические ("Добрый поп", "Дурак и береза", "Каша из топора").

Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные ("Гуси-лебеди", "Коза-Дереза", "Маша и медведь"). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

различия литературной и народной сказки

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм – признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение - испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место - фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

сходства литературной и народной сказки

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные черты характера. Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая авторская позиция, что определяет ее эмоциональную тональность. Например: "Сказка о царе Салтане. " – чистая, светлая, благородная; "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" – изящная, нежная, грустная; "Сказка о попе и о работнике его Балде" – балагурная, насмешливая; "Сказка о рыбаке и рыбке" – ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и нравственные ценности. Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

черты народной и литературной сказки

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание – это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное – это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

сравнение народной и литературной сказки

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

Читайте также: