Почему католическое духовенство поддержало лжедмитрия 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лжедмитрий I — правитель Руси с 1 июня 1605 по 17 мая 1606 года. Представлялся сыном Ивана Грозного, который спасся после ножевого ранения в детстве. Основной причиной появления и принятия самозванца в Москве боярской верхушкой стала Смута в российском государстве.

Есть 4 основных версии происхождения данной особы:

  • сын Стефана Батория;
  • монах из Валахии или Италии;
  • истинный Дмитрий;
  • Григорий Отрепьев.

Предпосылки появления самозванца на московском престоле

С 1598 года, с момента смерти Ивана Грозного (последнего представителя династии Рюриковичей), в истории России начинается Смутное время, характеризующееся стихийными бедствиями, упадком экономики, кризисом политической и социальной системы государства, войнами с поляками и шведами.

Предпосылки Смуты (1598–1613 гг.):

Завоевательная политика Ивана Грозного, а также Ливонская война истощили материальные ресурсы государства. К тяжёлому экономическому положению добавился Великий голод 1601-1603 гг. во время правления Бориса Годунова, охвативший европейскую часть Русского государства и разоривший тысячи крестьянских хозяйств;

Последствия опричнины, приведшей к нестабильной социальной ситуации в стране, подорвавшей основы власти и закона. Это вылилось в выступления крестьян, холопов, разорившихся посадских людей, казацкой вольницы и др.

Личность Лжедмитрия I

Лжедмитрий I, именовавший себя царевичем (царём) Дмитрием Ивановичем или императором Димитрием, правил с 1 июня 1605 г. по 17 мая 1606 года.

Версии происхождения Лжедмитрия

По версии придворного учёного шведского короля Карла IX — будущий царь слыл авантюристом-монахом, желавшим заполучить хитростью и коварством Русский трон при помощи своих хозяев — поляков и использовавший внешнее сходство с царевичем Дмитрием.

Среди польских библиографов бытуют две версии:

  • Лжедмитрий был польского происхождения, знал язык, этикет, умел ездить на лошади, фехтовать и т.д.
  • Лжедмитрий был косноязычен, неграмотен, исповедовал православие.

Лжедмитрий при польском дворе и его связь с семьёй Мнишек

Чтобы доказать свою лояльность к польскому королю, Лжедмитрий принял католичество, пообещав семье Мнишеков отдать исконно русские города Псков и Новгород, а также Чернигов и Северскую землю.

Поход в Россию

Юрий Мнишек, при поддержке польского короля Сигизмунда III, собрал 4 тысячи человек для похода на Москву.

В течение 1603–1604 гг. Лжедмитрий:

  • принял католическую веру,
  • пообещал ввести католичество на Руси (в случае победы),
  • пообещал отдать Польше Сиверскую и Смоленскую земли,
  • пообещал помощь польскому королю Сигизмунду III в борьбе со Швецией.

В конце 1604 г. при поддержке польских и литовских войск Лжедмитрий вступил на территорию Российского государства в районе Чернигова. Его поддержали крестьяне и горожане, а также большая часть царской армии.

  • 23 апреля 1605 г. умер Борис Годунов,
  • 1 июня свергнут его сын Фёдор,
  • 20 июня войско Лжедмитрия вступило в Москву,
  • 30 июля в Успенском соборе Кремля произошло венчание на царство нового царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I).

Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I

Свобода передвижения по стране и за её пределы, чего не было при прежних правителях.

Учреждение денежных и земельных окладов для поместного дворянства за счёт ущемления прав монастырей.

Подготовка к войне с турками.

Увеличение налогов по всей стране (за исключением южных областей), что привело к началу волнений.

Борьба с казнокрадством.

Расширение состава Думы за счёт высшего духовенства.

Привлечение поляков на русскую службу, в том числе учреждение личной гвардии для охраны царя, состоящей из поляков, игнорировавших всё исконно русское, что вызывало недовольство и осуждение в царском окружении.

Заговор и убийство Лжедмитрия I

К лету 1606 г. обстановка в стране накалилась. Зимой по Москве прокатились слухи о самозванстве царя. Был схвачен и допрошен монах из Чудова монастыря, клявшийся, что царь – это Гришка Отрепьев, однако, прямых доказательств не было.

Князья Василий Шуйский, Голицын, Куракин и другие, недовольные политикой самозванца, подталкивали народ к бунту. Недовольные вменяли царю в вину несоблюдение церковных постов, пренебрежение к русским обычаям, ношение иностранной одежды, женитьбу на полячке Марине Мнишек.

Число заговорщиков, обиженных Лжедмитрием, росло.

8 января 1606 г. было совершено первое покушение на царя, которое провалилось, а заговорщиков толпа растерзала.

8 мая 1606 г. Лжедмитрий женился на польской панне Марине Мнишек и короновал ее. Казна была опустошена дорогими подарками и свадебными торжествами. Огромное количество польских гостей, пренебрежение русскими традициями, мародёрство и самоуправство иностранцев во время свадебных торжеств, стали последней каплей, привёдшей к убийству Лжедмитрия.

Дмитрия предупредили о готовящемся заговоре, но он не поверил слухам.

17 мая 1607 г. Отрепьева убили, а над телом надругались – сожжёнными останками царя заправили пушку и выстрелили в сторону ненавистной Польши.

Лжедмитрий I обещал за помощь в захвате власти:
- польским магнатам: отдать Смоленск, Псков, Новгород и Северскую землю. Также им была обещана солидная сумма золотом;
- католической церкви: Папе Римскому было обещано ввести и распространять на Руси католическую веру.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

В Польше Лжедмитрия поддержали шляхта и католическое духовенство; шляхта во главе с королем Сигизмундом Вазой считала, что Лжедмитрий сделает из России марионеточное государство, подчиняющееся Речи Посполитой, и передаст во владение Речи Посполитой все западные территории и города, включая Новгород и Псков, а католическое духовенство надеялось на распространении своей религии в России. Внутри самой России Лжедмитрия поддержали казаки, а также дворянство и боярство юга России. Кроме того, на его сторону встали украинские казаки.

КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Эпоха возрождения или ренессанса (начало XIV — последняя четверть XVI века) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени.

Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государсвта и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV(в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-ых годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.


Побочным явлением Крестовых походов стало возникновение военно-монашеских орденов. По сути это были секты, имеющие мало общего с прототипом, не говоря о том, что христианский монах уж никак не мог быть воином. Но поскольку сами Крестовые походы были организованы папским престолом, папы постарались воспользоваться этой новой силой.

Тамплиеры вели самостоятельную политику и с ними разделались. А госпитальеры, они же иоанниты и мальтийцы, плотно сотрудничали с Ватиканом, и до сих пор Ватикан с Мальтой связывает общая банковская система.

Русское православие было для пап камнем преткновения ещё со времён Византии. Поначалу против Руси по папскому благословению действовал тевтонский рыцарский орден. Александр Невский смог надолго защитить страну от его наскоков.

Новый орден

А в 1534 году был создан новый орден: иезуиты. Их внутренним законом стало слепое подчинение руководству ордена и папе римскому. В отличие от остальных религиозных направлений, адепты ордена Иисуса действовали не только грубой силой. Они получали лучшее по тем временам образование, сперва в иезуитской школе, затем в одном-двух университетах. Среди них были талантливые специалисты во всех областях.

Иезуиты проникли в Тибет, Японию, Китай, Африку, Южную Америку. Они не только черпали знания и богатства, но и повсюду проводили политику интересов престола Святого Петра.

После смерти царя Ивана Грозного престол перешёл к его слабому и болезненному сыну Фёдору. В 1598 году Фёдор умер, династия пресеклась, и тут Ватикан вернулся к своей идее подчинения Руси. Плацдарм был выбран тот же что и во времена Александра Невского, и Польшу наводнили иезуиты. Они основали множество школ, и параллельно принялись уничтожать память о польской истории, возами сжигая древние рукописи. Король-швед Сигизмунд III никак им в этом не препятствовал.

Удачное время

Тем временем Борис Годунов во внутренней политике делал ошибку за ошибкой. Начал избавляться от влиятельной знати: кого ссылая, кого отправляя в в монастырь или в тюрьму, где многие умирали. А дворовым людям репрессированных бояр запрещалось поступать на службу куда-то ещё. Поощрялось доносительство – холоп, донёсший на господина, получал его и поместье и дворянство.

В результате ошибочной налоговой политики купцы были вынуждены отдавать до трети прибыли. Годунов попытался подчинить себе Дон и послал к казакам назначенного атамана, которого они прогнали, тогда Борис под страхом тюрьмы запретил казакам торговать в русских городах. Годунов отменил Юрьев день, запретив крестьянам переезд и окончательно их закрепостил. Он настроил против себя абсолютно все сословия.

Лжедмитрий иезуитский

На этом фоне русским и подсунули Лжедмитрия – якобы выжившего сына Ивана Грозного от Марии Нагой. В это не все верили, ходили слухи что на самом деле царевич – беглый монах. Города переходили на сторону Лжедмитрия исключительно потому, что правление Годунова всем навредило.

Годунов в 1605 году умер, успев наломать дров. Вместо того чтобы сплотить народ перед лицом общей опасности, Борис принялся репрессировать всех подряд, и фактически отдал страну полякам. Его жена и сын были убиты, и царём провозгласили самозванца.

Обещанная уния

В Москву ехала невеста самозванца Марина Мнишек с огромным обозом желающих поживиться. Русское духовенство требовало её обязательного крещения. Папа уже чувствовал себя здесь хозяином и высказался против.

Царём был избран Василий Шуйский. Безвольный патриарх Игнатий был низложен, а на его место избран митрополит Казанский Гермоген, строгий и неподкупный ревнитель веры.

Чуть не стали католиками

Как у ацтеков

Ситуация была тяжелейшая. Интервенты бродили по стране, вырезая население целыми городами, не уступая в жестокости инквизиции. Мучили и сжигали женщин и детей, осаждали города и монастыри. Тяжелейшую осаду переживали Троице-Сергиева лавра и Печорский монастырь. Патриарх Гермоген, не поддавшийся ни на какие провокации, продолжал духовное руководство сопротивлением, пока не был уморен голодом. Был подобран третий Лжедмитрий.

Папа и иезуиты действовали по схеме, недавно опробованной в империях ацтеков и инков: сменили власть и покорилась вся страна. Но на Руси кроме вертикали власти, действовала и горизонталь: земское управление. В Польше такая система отсутствовала: там простолюдины вообще не имели никакого права голоса.

А на Руси земства представляли огромную силу с большими полномочиями и авторитетом. В борьбу вступило ополчение под руководством воеводы Зарайска князя Пожарского. Тылом руководил Козьма Минин. Также поднялось крестьянство и началась партизанская война.

При анализе исторических документов того периода бросается в глаза невероятная жестокость польской армии, особенно по отношению к женщинам и детям. Про такое редко доводится читать. Это был чудовищный террор и геноцид. Мало того, когда ополчение заблокировало поляков в Москве, армия приступила к каннибализму. После взятия Москвы Пожарским повсюду находили бочки с засоленной человечиной.

Читайте также: