План открытого урока по сольфеджио

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: создание условий для развития творческих и вокальных способностей, повышения мотивации к обучению (по предмету сольфеджио) путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Содержимое разработки

Технологическая карта открытого урока

Преподаватель: Петухова Нина Васильевна.

Дата проведения: 11 марта 2021 года.

Место проведения: ДМШ № 20 им. М.А. Матренина г. Осинники.

С кем проводится урок: учащиеся 5 класса.

Продолжительность урока: 40 минут.

Цель урока: создание условий для развития творческих и вокальных способностей, повышения мотивации к обучению (по предмету сольфеджио) путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Образовательные:

Привить навык работы с нотными текстами.

Привить навык интонационного анализа музыкальных тем.

Привить навык одноголосного и многоголосного интонирования.

Привить навык слухового анализа.

Развивающие:

Развить мелодический слух.

Развить гармонический слух.

Развить мышление учащихся, систематизировать знания.

Развить навык слухового контроля.

Воспитательные:

Воспитать музыкально-художественный вкус и привить интерес к предмету

Воспитать личностные качества сотрудничества и взаимопомощи в атмосфере свободного общения.

Форма урока: мелкогрупповая.

Методы реализации:

- словесный (беседа объяснение),

Тип урока: комбинированный.

Материально-техническое обеспечение урока:

Дидактические материалы:

- раздаточный материал (тестовые задания);

Ожидаемые результаты:

Расширение слухового опыта, умение интонировать по нотам, закрепление навыка слухового контроля, навыка анализа нотных текстов, умение самостоятельно и в группе решать поставленные задачи.

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся, готовность их к занятию, правильная посадка для пения,

наличие учебных пособий и нотных тетрадей.

2. Вводная часть:

Блиц-опрос по теории:

- Лад, классификация ступеней в ладу (устойчивые - неустойчивые; главные - побочные; диатонические - альтерированные).

- Главные трезвучия лада и их обращение.

- Д7аккорд и его обращение.

- Звукоряды (трихорд, тетрахорд, пентахорд, гексахорд).

Методическое обоснование: Знание теоретического материала способствует более качественному и быстрому усвоению музыкального материала и осознанному интонированию в ладу.

- Упражнения на активизацию дыхания.

- Пение трихордов, тетрахордов, пентахордов от разных звуков по секвенции с хорошей дикцией, правильным дыханием. Данная работа расширяет вокальный диапазон учащегося.

Методическое обоснование: Эти упражнения способствуют активному началу занятий и настраивают голосовой аппарат к вокальной работе.

4. Исполнение скороговорок.

Пропевание скороговорок на секундовых и терцовых интонациях по секвенциям.

«На дворе – трава,

На траве - дрова.

Методическое обоснование: скороговорки активизируют речевой аппарат, вырабатывают четкую дикцию, учащиеся начинают лучше интонировать, активнее произнося слоги.

5. Пение секвенции:

- в основе секвенции движение мелодии по звукам Д7 аккорда.

Методическое обоснование: Учащиеся должны мысленно его строить от разных звуков и петь нотами с разрешением. Эта форма работы способствует активизации внимания на реализацию теоретических знаний и интонационных навыков.

6. Работа в ладу:

- закрепление знания ключевых знаков в тональностях;

- подбор аккомпанемента с использованием главных трезвучий лада;

- пение гамм по квинтовому кругу с аккомпанементом в различных танцевальных жанрах: вальс, полька, краковяк. В качестве концертмейстера приглашается ученик, а группа учащихся поет под его аккомпанемент. (Учащиеся сами выбирают жанр. Приветствуется игра на инструментах, на которых они обучаются по специальности);

Методическое обоснование: Знание ключевых знаков в тональностях дает учащимся свободу в творчестве. Понимание особенностей вокальной тесситуры позволяет выбрать удобный вариант исполнения гаммы: пение в прямом движении или по тетрахордам.

7. Работа в тональности Ля мажор:

- пение гаммы Ля мажор (натуральный, гармонический вид)

- пение неустойчивых ступеней с разрешением в устойчивые (все вместе);

- одновременно каждый ребенок поет свой вариант неустойчивых ступеней с разрешением, звучит многоголосный вариант аккордов, интервалов;

Методическое обоснование: работа в ладу является одной из самых основополагающих на уроках сольфеджио. Учащиеся осознают значение устойчивости и неустойчивости ступеней лада, их взаимосвязь, а к 5 классу должны иметь представления о гармонической функциональности аккордов. Включение метро - ритмических особенностей различных жанров способствует активному эмоциональному восприятию.

8. Определение на слух:

- звукоряды, интервалы, аккорды в ладу и вне лада.

На доске написаны интервалы и аккорды в таблице, ученики должны выбрать только те, которые сыграл преподаватель, и занести в таблицу соответствующие буквы.

Методическое обоснование: умение слышать не только мелодическое звучание звукорядов, но и фоническое звучание (окраска, колорит) интервалов и аккордов - это основа гармонического слуха. Развивать такой слух необходимо постоянно на каждом уроке.

9. Пение с листа:

- музыкальные номера из сборника Г. Арцышевского «Курс систематизированного сольфеджио.

Методическое обоснование: работа с новым музыкальным материалом важна и необходима для укрепления навыков развития мелодического слуха. Очень важно повторять пройденный музыкальный материал, это помогает ученикам чувствовать себя уверенно на уроке, повышается исполнительское мастерство, на уроке создается атмосфера психологического комфорта.

10. Пение двухголосных номеров:

11. Подведение итога, оценка работы учащихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План – конспект открытого урока по сольфеджио 1 класс преподаватель:

Райманова Людмила Владимировна

Цель деятельности педагога по классу теоретических дисциплин состоит

Эпиграф:

Леонард Берстайн

Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.

2. Развивающая: развивать слуховое представление, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие способности учащихся.

3. Воспитательная: воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Форма урока : групповая

Методы реализации поставленных задач:

- Словесный (беседа, рассказ, объяснение),

- Наглядный

- Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

Карточки с рисунками

Применение педагогических технологий

Технология проблемного обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения

Технология индивидуализации и дифференциации.

Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО – ноутбук, планшетная доска, магнитофон); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).

Технология формирования мотивации или игровая технология.

5.Здоровьесберегающая технология.

На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии . Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс урока ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).

Пояснительная записка к уроку

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.

Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как естественная форма его существования .

Организационный момент. 1 мин.

Проверка домашнего задания. 3 мин.

Теоретическая разминка (по карточкам). 12 мин.

Ритмическая разминка. Шумовой оркестр. 10 мин.

Интервалы. (Сказка про интервалы). Слуховой анализ. 10 мин.

Музыкальный диктант. 5 мин.

Вывод. Подведение итогов урока. 2 мин.

Домашнее задание. 1 мин.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

III . Теоретическая разминка.

Учитель: А теперь давайте приготовим, наши карточки-помощники и вспомним всё то, что мы с вами проходили. Я буду загадывать вам загадки, а вы мне будете показывать правильные ответы на карточках.

У .:1. Ключ красивый, необычный, друг высоких нот…

Дети: скрипичный ключ – показывают карточку

У .:2.В начале нотного стана знак стоит неустанно.

Басовым нотам подсказка, когда звучит страшная сказка.

Д.: басовый ключ – показывают карточку

У. :А теперь давайте споём песенки про эти музыкальные ключи.

У.: 3.Четыре чёрточки, похожих на решёточки.

Всякий это слышит – стала нота выше!

Д.: Диез – показывают карточку

У.: 4 . Чтобы сделать ноту ниже, есть другой значок – пароль ,

Называется он просто: понижающий …

У.: Вспомним с вами песенку про диез и бемоль.

У.: 5.Светлый мир просторный, открыл нам лад … (мажорный)

6.Мир в полумрак погружённый, лад нарисует… (минорный)

А сейчас мы с вами исполним 2 песни. Одну в мажорном ладу, а другую в минорном. Внимательно смотрим на экран поём и дирижируем в размере 2/4.

И в заключение повторения пройденных тем, давайте вспомним с вами про устойчивые и неустойчивые ступени.

Д.: Устойчивые – это I , III , V ступени, а неустойчивые – II , IV , VI , VII ступени

IV . Ритмическая разминка. Шумовой оркестр.

(дети проговаривают ритмослоги с тактированием).

У.: Молодцы! А теперь я буду простукивать ритм, а вы мне как эхо будете повторять, но не просто повторять, а выкладывать в карточках.

- Кто сможет повторить?

( Дети повторяют ритмический рисунок, на ударном инструменте проговаривая вместе с учителем ритмослоги. После чего один из учеников выкладывает ритм на доске).

- А мы тем временем, каждый на своём инструменте, проговаривая ритмослогами, повторим как эхо.

( Дети повторяют ритмический рисунок на шумовых инструментах вместе с преподавателем.)

- Что такое оркестр?

Дальше выходят по одному человеку из каждой ударной группы-ложки, маракас и бубен. Разбирается ритмический рисунок каждой ударной группы, проговаривая ритмослогами. Остальные ребята на местах также работают с инструментами.

VI . Интервалы. Сказка про интервалы.

Учитель во время демонстрации презентации про интервалы, рассказывает сказку, про то, как пятеро друзей ёжику помогли.

Читая сказку во время просмотра презентации, озвучивать интервал (на инструменте или пропевая).

После завершения сказки провести занимательный слуховой анализ. Преподаватель играет интервалы, а дети показывают картинку с соответствующим персонажем сказки, на которой написано академическое название интервала.

СКАЗКА ПРО ТО,

КАК ПЯТЕРО ДРУЗЕЙ ЁЖИКУ ПОМОГЛИ

В далёкой, жаркой африканской саванне жили-были друзья: высокая Жирафа ( ч8 ), две антилопы – большая и малая ( б6 и м6 ) - и храбрая Зебра ( ч4 ).Друзья весело проводили время, играя в разные забавные игры. Очень часто мечтали они о далёких путешествиях. Но самое длинное путешествие было для них всегда одно – поход к дальнему озеру ( ч5 ) на водопой. Там они всегда болтали о том, о сём с птицей – носорогом ( б3 и м3 ), которую все звали Тари. Тари много знала, так как летала за озеро и даже была в лесу за рекой, а может и дальше.

И вот однажды, возвращаясь с водопоя, друзья остановились под своим любимой пальмой. Они обсуждали то, что им сегодня рассказала Тари: в речке, что протекала через их озеро поселился ужасный крокодил ( б7 )…

Он был такой страшный и ужасный, что никто не решался переплыть через речку на другую сторону.

Вдруг внимание друзей привлёк странный шум, исходящий откуда-то из огромного дупла старого дерева. Внезапно оттуда выскочил странный зверёк, он свернулся комочком, покатился и замер ( м2 и б2 ). Раньше друзья никогда не видели такого зверя.

Д олго ли, коротко ли, но друзьям удалось познакомиться со странным зверем. Он оказался не такой уж и страшный, как им показалось поначалу. Зверька звали Ёжик – Колючка. Колючка поведал свою печальную историю. Он не помнит, как очутился здесь в саванне и набрёл на это огромное дерево. Но он точно знает, что его дом там, в маленьком лесочке, на другом берегу реки. Но вот как перебраться туда? Ёжик этого не знал.

Не знали и друзья, как помочь ёжику. Тогда решили они пойти за советом к птичке Тари.

Все вместе: Жирафа, две антилопы, зебра и ёжик Колючка, отправились к озеру. Там они быстро разыскали свою знакомую птичку и рассказали ей всё как есть. Немного подумав, Тари полетела на разведку к тому месту, где видела последний раз крокодила.
Она быстро нашла его, так как он так громко ревел ( б7 и м7 ), что его нашёл бы даже слепой…Мудрая птица сразу же принялась за дело: она выяснила, почему крокодил так зол, и почему он так громко кричит. Всё оказалось очень просто: крокодил никогда не чистил зубы, и поэтому они у него сильно разболелись. Тари предложила крокодилу свою помощь – удалить больные зубы, а он за это обещал ей пропустить через реку её друзей. Сказано – сделано. Тари быстро справилась со своей задачей.

После этого Тари слетала за друзьями, которые без труда смогли помочь ёжику перебраться через речку. На этом заканчивается история про то, как пятеро друзей помогли ёжику вернуться домой.

Слуховой анализ .

- А теперь давайте вспомним – как звучат наши сказочные животные. Я буду озвучивать их на инструменте, а вы мне будете показывать картинки с соответствующим персонажем. И называть интервалы, которые написаны на обратной стороне.

VII . Музыкальный диктант.

Цель: развитие ладовых ощущений учащихся

Необходимые материалы : нотный материал для групповой работы, нотный стан с нотками

Участники: все учащиеся

VIII . Вывод. Подведение итогов.

Цель : проанализировать выполнены ли задачи урока.

Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока. Затем подсчитываюся нотки, которые раздаются на протяжении всего урока – у кого самое большое количество, получают пятёрки.

- Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия интервалов, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились. На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно.

IX. Домашнее задание.

Цель преподавателя : Организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания .

Цель учащихся : Написать домашнее задание и понять как его выполнять.

1) Сообщить учащимся домашнее задание.

2) Разъяснить методику выполнения

3) Мотивировать необходимость и обязательность этой работы.

Критерии усвоения : Учащиеся поняли, как нужно выполнять домашнее задание, об этом свидетельствует их активное участие в разговоре.

Преподаватель: А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.

Первое задание – выучить названия интервалов.

Второе задание – по учебникам стр.39 №6

Преподаватель: Вот подошёл урок к концу. Сегодня вы все хорошо поработали. Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать, большое спасибо! До свидания!

Цель урока: показать разнообразие методов, приемов, и форм работы, способствующих применению знаний, умений и навыков, полученных на уроке сольфеджио при чтении с листа и разучивании хоровых партий (партитур).

Задачи урока:

Тип урока: комбинированный групповой урок.

Продолжительность урока: 70 минут.

Оснащение урока:

Учебные пособия:

Содержание и ход урока

1. Организационный момент

  • перекличка учащихся, присутствующих в класс;
  • объявление темы урока и его задачи.

2. Вокально-интонационные упражнения

Работа в тональностях Ля мажор:

  • пение гаммы (всем классом, цепочкой);
  • пение и определение на слух ступеней в этой тональности;
  • пение пройденных интервалов на ступенях данной тональности с разрешением (мелодически и двухголосно);
  • построение, пение, игра на фортепиано пройденных аккордов а тональности Ля мажор(Т5/3, Т6, Т6/4, S5/3 и Д5/3 с разрешением).

3. Усвоение пройденного материала

Применение игрового принципа подачи материала на уроках сольфеджио, обусловлено тем, что игра является одним из главных средств познания для ребенка дошкольного возраста и наиболее действенным в процессе обучения. Игра вводит ребенка в увлекательный мир музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует внимание, память. Музыкальные игры, сказки органично вплетаются в содержание урока, тем самым помогают решать проблемы дисциплины и неустойчивого внимания.

Игра – это зерно, из которого произрастает эмоциональное отношение ребенка к предмету. В игру интереснее играть в коллективе – ведь ребёнку всегда хочется поделиться со сверстниками своими переживаниями и маленькими открытиями. Благодаря игре процесс обучения становится интересным и увлекательным.

Описание методической разработки

Цель: Использование игровых форм обучения для лучшего усвоения материала

Обучающие :

- закрепление и применение полученных ранее знаний и умений;

- развитие слуховых ассоциаций;

- развитие ладового слуха и музыкальной памяти;

- развитие творческих способностей учащихся;

- формирование эмоциональной отзывчивости

Вид урока : Урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока : групповая

Методы учебно-познавательной деятельности:

Игровой, словесный, наглядный, практический

- Карточки динамических оттенков;

- Раздаточный материал (раскраска)

- Карточки с длительностями;

- Карточки с ритмическими рисунками;

- Плакат с изображением ритмической последовательности

- Магнитная доска, магниты, мел, маркеры

Использование игрового принципа подачи материала, послужит отправной точкой не только в качественном усвоении материала, но и в приобретении навыка применения полученных знаний и умений в различных видах музыкальной деятельности обучающихся.

План урока (хронометраж)

1. Приветствие (2 мин.)

2. Слуховая разминка (8 мин.)

3. Музыкальная гимнастика (15 мин.)

4. Ритмические упражнения (10 мин.)

5. Пение выученных песен (5 мин.)

Ход урока

Приветствие способствует концентрации внимания детей, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу.

II. Слуховая разминка:

Преподаватель играет на инструменте (сначала для всех, потом каждому ребенку) разное количество звуков и в разных регистрах, а дети слушают и определяют (для лучшего восприятия звучания применяем ассоциации) : сколько птиц летает (верхний регистр, сколько сидит на дереве (средний регистр, а сколько приземлилось на землю (низкий регистр). Тем временем на полянке появляются ёжики (интервал - секунда, и зайчики (интервал – терция). В результате игры дети учатся не только слышать музыкальные звуки, но и анализировать их. А благодаря смысловым ассоциациям, хорошо усваивают материал.

Преподаватель играет на инструменте (сначала для всех, потом каждому ребенку) фрагменты знакомых песен (звукоряды) с разным направлением движения мелодии, а дети слушают и определяют, куда ползёт змейка (вверх, вниз или по ровной поверхности) и в каком ладу.

III. Музыкальная гимнастика :

(Особое внимание уделяется чистоте интонирования)

1) Песенки - попевки (пение в разных регистрах и ладах)

Преподаватель: А сейчас, я расскажу вам сказку. Вы внимательно слушайте и запоминайте. Хорошо?

Преподаватель: Жила-была Королева Гамма. Больше всего на свете она любила наряжаться в разные наряды и придумывать себе имена. Если шёл дождь, и Королеве было грустно, она называла себя Минорной Гаммой и надевала голубое платье. Когда же сияло солнце, Королева объявляла себя Мажорной Гаммой и появлялась в зеркальной гостиной в пышном розовом наряде.

(Преподаватель раздаёт листы с изображением белого платья с написанной гаммой)

Внимательно приглядитесь к нотным знакам на платье Её Величества.

Я сыграю вам все звуки, которые написаны на платье, а вы попробуйте узнать, какое сейчас настроение у Королевы Гаммы. Хорошо? Дети отвечают

2) Пение гамм (До мажор, ля минор) разными длительностями, динамическими оттенками, штрихами…

IV. Ритмические упражнения:

Преподаватель хлопает ритмический рисунок, используя различные длительности: - сначала повторяет вся группа, потом отдельно каждый ребёнок.

V. Пение выученных песен в различных вариантах:

Преподаватель: Вот и подошел к концу наш насыщенный урок, где мы научились не только пользоваться своими знаниями и умениями, но преодолевать небольшие трудности.

Ребята, что вы поняли на сегодняшнем уроке? Что узнали нового?

Преподаватель: Всё правильно, молодцы!

А что вам понравилось на уроке? Что запомнилось, больше всего? За что, вы хотели бы себя похвалить?

Преподаватель: Ну, а я хочу похвалить вас, за то, что у вас сегодня все получилось благодаря хорошей работе, как самостоятельной, так и в дружной команде!

А домашним заданием будет - раскраска нового наряда Королевы Гаммы.

(Преподаватель раздаёт детям раскраски).

До свидания, ребята! До новых встреч!

Благодаря использованию игрового принципа подачи учебного материала, на уроке царит творческая атмосфера, которая помогает детям раскрепоститься, открыть в себе новые таланты и сделать процесс обучения очень интересным.

При этом успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Приё мы достижения положительных результатов:

Активные методы обучения : игровой, соблюдения принципа контраста ощущений.

Список используемой литературы:

1. Стоклицкая Т. Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. –

Музыка, 1999.

2. Евсеева Ю. В. До-ре-ми-фа-солька! : Музыкальная грамота в стихах

и сказках. – СПб. : КАРО, 2009.

Music Producnion International, 2005.

4. Чустова Л. И. Гимнастика музыкального слуха; Москва,

гуманитарный издательский центр Владос, 2003г.

6. Металлиди Ж. Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. - Композитор – Санкт – Петербург, 2012.

Читайте также: