Почему к ним присоединились представители боярства история 7 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Суррикат Мими

приверженность старой вере




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Что в большей степени было свойственно участникам церковного раскола — никонианам и старообрядцам — борьба за власть или за веру?



Сельскохозяйственные работы в монастыре. Миниатюра

1. Священство и царство. В XVII в. православная церковь играла огромную роль в духовной и политической жизни России. Её могущество определялось несколькими обстоятельствами. Во-первых, религиозное сознание было господствующим, и священнослужители определяли духовные и нравственные идеалы, образцы поведения для всех слоёв населения. Во-вторых, в руках церкви сосредоточивались огромные материальные богатства. Патриарх, епископы, крупные монастыри владели обширными землями. В-третьих, церковь имела хорошо организованную структуру со своими органами управления, слугами, обладала судебными и податными привилегиями.

Среди чёрного духовенства (монахов) встречались представители всех сословий. К белому (приходскому) духовенству принадлежали городские и сельские священники и дьяконы, которые чаще всего продолжали дело своих отцов. Впрочем, были среди священников и выходцы из дворян, приказных и посадских людей, крестьян.


Скит. Художник И. С. Горюшкин-Сорокопудов


Соловецкий монастырь

Духовное могущество, богатство и привилегии делали церковь своеобразным государством в государстве. В XVII в. подобное положение вошло в противоречие с процессами централизации и абсолютистскими устремлениями Романовых. Столкновение светской власти с церковью становилось неизбежным.

Соборное уложение 1649 г. ущемляло права священнослужителей. Был подтверждён запрет отдавать вотчины монастырям. В городах конфисковали слободы, принадлежавшие духовенству. Население монастырских, епископских сёл и деревень, ранее судившееся у своих владык и старцев, стало подсудно специально созданному Монастырскому приказу — учреждению чисто светскому. В задачи Монастырского приказа входил сбор налогов и перераспределение церковных доходов, а также разбор мелких уголовных преступлений. Сокращены были судебные и налоговые привилегии духовного сословия.

Все эти перемены вызвали недовольство высшего духовенства, которое истолковало действия светских властей как посягательство на исконные права священства.

1. Какую роль играла церковь в политической и общественной жизни России в XVII в.?

2. Что нового внесло Соборное уложение 1649 г. в положение церкви и священнослужителей?

2. Патриарх Никон. Ревностным защитником интересов церкви стал патриарх Никон (1652—1667), человек незаурядный и сильный. Особое внимание Никон уделял роли патриарха в государстве, его взаимоотношениям с царём.


Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Художник А. Д. Литовченко

Будущий патриарх, в миру Никита Минов, родился в семье крестьянина в селе под Нижним Новгородом. Он с детства утвердился в мысли, что ему уготована особая миссия поборника православия. В начале 1630-х гг. он отправился в Анзерскую пустынь, расположенную на острове близ Соловецкого монастыря, где принял постриг. Устав, определявший жизнь старцев этого скита, был очень суровым. Жаждавший духовного подвига Никон возложил на себя тяжёлые вериги, измождал себя постами и ночными молитвами. Позднее он перебрался в Кожеозерскую обитель, где его выбрали игуменом.

В 1646 г. по делам монастыря он приехал в Москву и встретился с Алексеем Михайловичем. Суровый инок поразил царя цельностью натуры и силой характера. С этого времени началось стремительное возвышение Никона. За шесть лет со скромной должности игумена заштатной обители он поднялся до патриаршего сана. В 1649 г. свободным оказалось место митрополита Новгородского и Великолуцкого. При содействии царя Алексея Михайловича на эту должность был возведён Никон. Царское расположение определялось тем, что молодой Романов надеялся обрести в священнике твёрдую опору своим начинаниям. Никон сумел так поставить себя, что царь надолго признал его авторитет.

1. Какие черты личности Никона позволили ему стать патриархом?

2. Почему именно Никон возглавил церковную реформу?

3. Никониане и старообрядцы. В XVII в. произошли события, которые привели к расколу в Русской православной церкви.

К тому времени существовали большие различия в обрядах и текстах книг, использовавшихся русской и греческой церквями. Так, русские крестились двумя перстами, греки — тремя. Каждая из церквей считала именно свой обряд и чин правильным, а тексты своих книг — более точными. Особенно непримиримы были московские церковники. Русская религиозность придавала обряду столь огромное значение, что в глазах многих он превращался в основание веры.


Патриарх Никон

Смута упрочила такой взгляд: ведь русские люди в тяжкие времена вдохновлялись мыслью о защите православия. Подобная трактовка вела к изоляции страны — сомнительными становились контакты не только с католиками и протестантами, но даже с единоверцами, включая украинцев и белорусов, перенявших к тому времени греческий обряд. По замыслу царя и его окружения Никон должен был провести церковно-обрядовую реформу, призванную укрепить московскую церковь и сблизить её с греческой.


Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Художник А. Д. Кившенко


Во времена раскола. Художник С. В. Иванов

Такой подход решительно противоречил сложившемуся религиозному опыту, оскорблял национальные чувства. Противники Никона превозносили древнее русское благочестие. Никон же, напротив, подчёркнуто демонстрировал своё грекофильство — ориентацию на византийскую православную культуру. Остроту противостояния во многом обусловили резкость и жёсткость патриарха. В каждом несогласии Никон видел дерзостное непослушание церковным властям. Протопоп Аввакум и его сподвижники, истово защищая старые традиции, ощущали себя мучениками за веру. Столкновение приняло принципиальный и трагический для страны характер.


Протопоп Аввакум. Икона

Надо понимать, что за богословскими спорами стояло нечто большее — столкнулись две модели развития. Модель Никона открывала большие возможности для культурного развития страны: она давала дорогу в Москву украинско-белорусской учёности, носители которой переняли многие достижения западноевропейской культуры. Старообрядческая же модель предполагала культурную изоляцию Московской Руси.

1. Каковы причины церковной реформы?

2. Что влияло на противостояние Никона и Аввакума?


Патриарх Никон в Новом Иерусалиме. Художник В. Г. Шварц


Суд над патриархом Никоном. Художник С. Д. Милорадович

Никон надеялся, что Алексей Михайлович обратится к нему с просьбой о возвращении на патриарший престол. Но этого не последовало. В 1666—1667 гг. в Москве прошёл Большой Московский собор, на котором греческие и русские иерархи под началом двух приехавших с Востока патриархов судили Никона. Главным обвинителем стал Алексей Михайлович.

1. Что в действиях патриарха Никона вызвало особое недовольство со стороны российской аристократии?

2. Как связаны между собой суд над Никоном и стремление верховной власти контролировать духовную жизнь общества?


Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске в 1682 г. Миниатюра


Чёрный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. Художник С. Д. Милорадович


Боярыня Морозова. Художник В. И. Суриков

2. Почему к ним присоединились представители боярства?

Вопросы и задания

1. Прочитайте эпиграф (с. 162) и ответьте на вопросы.

1) Как вы думаете, почему рядом с патриархом Никоном оказался Арсений Грек — иностранец, переводчик и правщик богослужебных книг? 2) Почему патриарх Никон и протопоп Аввакум, бывшие до этого

2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 166) и ответьте на вопросы.

1) Почему на картине художника А. Д. Кившенко рядом с царём изображён патриарх Никон? 2) Почему союз царя и патриарха оказался кратковременным? 3) О чём спорили Никон и протопоп Аввакум? 4) Какова роль патриарха в церковном расколе?

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:

1) реформы патриарха Никона, начало раскола; 2) Большой Московский собор, осудивший Никона; 3) избрание Никона патриархом; 4) Соловецкое восстание.

4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.

Что в большей степени было свойственно участникам церковного раскола — никонианам и старообрядцам — борьба за власть или борьба за веру?

A. Обновлённая церковь нужна была государству как пример могучей силы, склонившейся перед монархом, о вере думали лишь вожди раскола и их сторонники.

Б. До церковной реформы и царь, и новый патриарх, и ревнители древнего благочестия спорили только о вере, после реформы стали думать прежде всего о власти.

B. За веру боролись обе стороны, Алексей Михайлович и патриарх Никон обладали широким взглядом на мир и хотели войти с обновлённой церковью в семью европейских народов.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

О патриархе Никоне

Он великий тиран по отношению к архиереям, архимандритам и всему священническому чину, даже к государственным сановникам. Он ни за кого не принимает ходатайства. Он-то заточил архиепископа Коломны и рукоположил туда впоследствии другого. Прослышав о чьём-нибудь проступке, даже об опьянении, он немедленно того заточает, ибо его стрельцы постоянно рыщут по городу и как только увидят священника или монаха пьяным, сажают его в тюрьму, подвергая всяческому унижению. Оттого нам приходилось видать тюрьмы, переполненные такими людьми, кои находятся в самом скверном положении, будучи окованы тяжёлыми цепями по шее и с большими колодками на ногах. Бояре прежде входили к патриарху без доклада привратников, он выходил им навстречу и при уходе шёл их провожать. Теперь же, как мы видели собственными глазами, министры царя и его приближённые сидят долгое время у наружных дверей, пока Никон не дозволит им войти; они входят с чрезвычайной робостью и страхом, причём до самого окончания своего дела стоят на ногах, а когда затем уходят, Никон продолжает сидеть. Любовь царя и царицы к нему неописуема.

1. Должен ли был патриарх в борьбе за достойный облик духовных лиц применять аресты и унижения?

2. Почему политическая линия патриарха Никона привела к разрыву его отношений с царём?

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

+

Ответ

+

его опорой становятся представители крепостных крестьян

Ответ

+

К армии Ивана Болотникова присоединились представители почти всех сословий, но его опорой становятся представители

Ответ

+

ответ: Приверженность к старой вере, бояре также были не готовы принять нововведения

Похожие вопросы

Категория

В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки.

Категория

Что пишет Н. Добролюбов о Печорине? Каково мнение В. Белинского? К какой точке зрения присоединились бы Вы? Составьте небольшую сравнительную таблицу по приведенному образцу.

Категория

Какой союз противостоял Антанте в ходе войны? Назовите его участников. Почему новые страны присоединились к противоборствующим коалициям.

Кто такие бояре?

Что такое бояре?

Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре.

Бояре на Руси

По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре?

По определению, бояре – это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя.

Важные советники князя

Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.

Чем отличается боярин от дворянина?

При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.

Бояре введенные и путные

Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.

Бояре и дворяне

Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству.

На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).

Земские бояре

Кто такие бояре земские, отчасти понятно из их названия. То есть это были потомки той родоплеменной знати, в собственности которых находились земельные участки, доставшиеся им, как и сам титул, по наследству. В своих землях этот вид бояр имел практически неограниченную власть и влияние, что придавало им дополнительную значимость и авторитет, так как во время ведения междоусобных войн именно земское боярство со своими людьми служило серьезной опорой и поддержкой для князя.

Русские бояре

Вдобавок к боярству в XII веке начало зарождаться новое сословие – дворянство, которому было суждено играть важную роль в жизни России вплоть до 1917 года. Но если кто такие бояре, уже понятно, то откуда взялись и кто такие дворяне, – не совсем. И в этом стоит разобраться.

Кто такие бояре и дворяне

В XII веке дворянами стали называть вольных слуг, состоящих в услужении князей или же крупных бояр, из которых и состоял их двор. Дворян за свою службу поощряли помимо денежных вознаграждений еще и земельными наделами, но без передачи их в полную собственность, то есть земля продолжала оставаться во владении князя. И лишь с XV века дворянам было предоставлено право передавать жалованные участки по наследству либо отдавать их в качестве приданного, что существенно подняло их общее положение в обществе.

Таким образом, если в XII веке бояре и дворяне могли быть связаны между собой, как хозяин и слуга соответственно, то уже к XV веку по своему социальному статусу они практически сравнялись.

Боярские чины

Кто такие бояре и дворяне

  • Боярин и слуга – чин соответствовал положению Первого министра и являлся высшей наградой за государственную службу.
  • Боярин и оружейничий – появился в 1677 году. Обладатель чина ведал царской оружейной комнатой, а вместе с ней и приданными мастерами и художниками.
  • Боярин и конюший – в ведении боярина находились все конные заводы и конюшни. К тому же к части конных заводов могли приписываться целые волости.
  • Боярин и дворецкий – владельцу чина подчинялись все служители, состоящие при дворе. В его обязанности входило управление Приказом Большого Дворца, то есть, он контролировал все статьи внутридворовых доходов и расходов. Помимо того, боярин, владеющий этим чином, был главным судьей, и распоряжался всеми землями, с которых дворец получал доход.

Вытеснение боярства

К концу VII века какая-либо грань между двумя сословиями вообще стала незаметной. Так как к этому времени большинство знатных родов, представлявших боярство, попросту вымерло, оставшиеся же экономически ослабли, а соответственно и утратили свою значимость, при этом нетитулованные бояре наряду с дворянами, наоборот, укрепляли свои позиции.

Окончательный крах боярства случился при Петре I. Царь и бояре находились в постоянном противоречии, которые в итоге привели к упразднению Боярской думы. По сути, боярство, как сословие, прекратило свое существование.

Царь и бояре

Но до той поры потомственные бояре и дворяне сосуществовали параллельно. И те и другие служили при дворе и выполняли практически одни и те же функции, поэтому на том, чем отличается боярин от дворянина, следует остановиться подробнее. Ведь в некоторых моментах разница была существенной.

Чем отличается боярин от дворянина

Последние бояре на Руси

Несмотря на то, что при Петре I боярства не стало, само звание боярин формально еще существовало, и уже c начала XVIII его удостоились еще четыре человека: граф Апраксин, Ю. Ф. Шаховской, П. И. Бутурлин и С. П. Нелединский-Мелецкий.

История боярства закончилась в 1750 году, со смертью последнего русского боярина – князя И. Ю. Трубецкого.

Читайте также: