Как теория лужина связана с теорией раскольникова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теории Раскольникова и Лужина, их сравнение

Сходства и различия героев

Различия между Раскольниковым и Лужиным состоят и в возрасте, и в социальном и материальном положении, и в характере, и в отношении к людям.

Родион Раскольников — 23-летний бедный бывший студент-юрист, угрюмый, вспыльчивый, высокомерный, но великодушный. Характер у него необщительный, замкнутый.

Пётр Петрович Лужин — 45-летний довольно богатый делец, адвокат. Хотя он тоже высокомерен, но не великодушен, а, напротив, эгоистичен и крайне самолюбив. Он многоречив, старается произвести на окружающих хорошее впечатление.

Взаимоотношения

Первая встреча Лужина и Раскольникова произошла в главе V второй части романа, когда Лужин пришёл к Раскольникову, чтобы познакомиться (Родион был братом его невесты). Тогда он и изложил свою экономическую теорию о целом кафтане. Вторая встреча этих героев произошла на квартире, которую Лужин снял для Дуни и её матери (часть четвёртая, глава II). Тогда они окончательно возненавидели друг друга.

Отношение Раскольникова к Лужину

Родион был против брака Дуни с Лужиным, потому что из письма матери сделал вывод о том, что Пётр Петрович подлец. В первый визит Лужина он уверился в этом окончательно. После того, как тот не очень уважительно отозвался о его матери, Пульхерии Александровне, Раскольников прогоняет Лужина. Прогоняет он его и во вторую встречу, потому что Пётр Петрович после того, как Дуня дала ему отставку, стал говорить о её неблагодарности.

Раскольников ненавидит Лужина, потому что видит его подлость по отношению к Дуне, к Пульхерии Александровне и к Соне.

Отношение Лужина к Раскольникову

После того, как Дуня дала ему отставку, а Раскольников выгнал его второй раз, Пётр Петрович люто его возненавидел и его одного обвинял в том, что помолвка с Дуней расстроилась. Лужин мстит Раскольникову, надеясь поссорить его с сестрой и матерью. Для этого он на поминках Мармеладова хочет опорочить Соню, прилюдно солгав, что она украла у него 100 рублей. Так Пётр Петрович хотел доказать Дуне и её матери, что Родион знается с недостойной девушкой. Но ему это сделать не удалось, так как Родион понял его расчёт и доходчиво рассказал о нём людям, приглашённым на поминки.

Сравнительная характеристика Раскольникова и Лужина (таблица)

Вывод

Этот фрагмент (часть 2, глава 5) также называют монологом Лужина о целом кафтане.

Суть теории

Сходство теорий Лужина и Раскольникова

Слушая речи Лужина Раскольников узнает свою теорию, только рассказанную без украшений романтическими бреднями про Наполеона.

— Но, однако же, нравственность? И, так сказать, правила…
— Да об чем вы хлопочете? — неожиданно вмешался Раскольников. — По вашей же вышло теории!
— Как так по моей теории?
— А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…
— Помилуйте! — вскричал Лужин.
— Нет, это не так! — отозвался Зосимов.
Раскольников лежал бледный, с вздрагивающей верхнею губой и трудно дышал.
— На всё есть мера, — высокомерно продолжал Лужин, — экономическая идея еще не есть приглашение к убийству, и если только предположить…
— Часть 2, Глава V

Немаловажно и то, как Лужин и Раскольников оправдываю свои теории. Лужин считает, что забота о своем личном интересе в итоге ведет к всеобщему преуспеванию:

Раскольников также говорит о пользе обществу, но без какой-либо конкретики:

Текст фрагмента (часть 2, глава 5)

Происхождение теории Лужина

В 1860-е годы среди русской интеллигенции были популярны работы английских экономистов И. Бентама (1748–1832) и его последователя Д. С. Милля (1806–1873), сторонников утилитаризма. Согласно Бентаму, счастье человека зависит от его собственных интересов, но также зависит и от интересов общества. То есть интересы общества не должны игнорироваться и исключаться из виду.

Однако господин Лужин, как и многие современники Достоевского, извращает концепцию утилитаризма, доводит ее до абсурда — до идеи абсолютного эгоизма, когда человек думает только о себе, а интересы общества для него совершенно не важны. Эти идеи довольно далеки от изначальной концепции утилитаризма Бентама и Милля.

Теория "целого кофтана". Теория заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. Свою точку зрения Лужин подтверждает примером: имеется у какого-то человека кафтан, а рядом находится другой человек без кафтана. Что лучше: разорвать кафтан, поделиться с неимущим и обоим замерзнуть или хотя бы одному остаться в целом кафтане и выжить? Понятно, что Лужину предпочтительней второй вариант (теория Лужина) .

Существуют различные люди. Жизнь одних полезна для общества, а других не просто бесполезна, но даже вредна. Если мы убьём вредного человека, то теоретически, хорошим людям должно стать лучше. Так ли это, думает Раскольников. И проверяет эту теорию на практике.
Отсюда возникает ещё одна посылка. Перекраивать мир могут только единицы, которым дозволено всё, даже убийство, ибо они действуют во благо человечества. Другие - это все остальные, "твари дрожащие". Раскольникову хочется быть первым. Он убивает, чтобы проверить, а может ли он убить ради блага людей бесполезную дрожащую тварь.. . Но одно убийство потянуло следующее. И далее - по тексту.

Персонажи Достоевского полны глубины и скрытых смыслов, каждый из них – яркий собирательный образ современности писателя. Второстепенные герои предназначены для того, чтобы подчеркнуть или опровергнуть некоторые черты главного героя. Это помогает понять, в чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова.

Образ Раскольникова

Родион – бывший студент, вынужденный оставить учебу из-за отсутствия денег. В нем воспитаны качества, которые присущи хорошему человеку – он добр и отзывчив, альтруистичен и готов отдать последнее нуждающимся. Окружающая его среда, засилие нищеты, несправедливости и бедствования рождают в нем мысль о страшной теории. Постоянно сомневается, находится в поисках истины, мечется от одного к другому.

Образ Лужина

Лужин уверен в себе и любит только себя самого. Прекрасные чувства, такие как любовь и истинная бескорыстная добродетель, чужды для него. Он не скрывает того, что в жены хочет взять бедную натерпевшуюся страданий девушку, чтобы властвовать над ней, чтобы она считала его благодетелем и не смела перечить ему. Лужин – преуспевающий делец, он всегда спокоен и рассудителен.

Сходства

В начале встречи героев кажется, что образы их не сопоставимы. Но уже к концу разговора в каморке Раскольникова, становится видно, что между идеями нищего студента и богатого дельца наблюдается некая схожесть. Главная черта, которая объединяет героев – стремление возвыситься над другими. Это видит и сам Раскольников, несмотря на то, что Лужин ненавистен ему. Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.

Различия

Сопоставление со Свидригайловым

Еще один персонаж, с которым Достоевский сопоставляет Раскольникова – Свидригайлов. Схожи эти герои ощущением своей уникальности, а также непринятием жизни такой, какая она есть. Разные у них только способы отчуждения: Раскольников пытается убежать от действительности, разрабатывая свою страшную теорию, Свидригайлов же ударяется в разгул и разврат.

Таким образом, Достоевский на примере сопоставления образов Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова показывает многоплановость и разнообразность образа главного героя. Несмотря на схожие черты с откровенными негодяями, Родион все же находит путь для искупления.

Читайте также: