Почему история бегства мцыри из монастыря завершается трагически кратко

Обновлено: 30.06.2024

* Я ждал. И вот в тени ночной
* Врага почуял он, и вой
* Протяжный, жалостный, как стон,
* Раздался вдруг…

Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это - еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.

Хотя на свободе Мцыри пробыл недолго, эти три дня стали самым сильным воспоминанием в его жизни. Перед смертью юноша видит зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и покрытые снегом горы его далекой родины. И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает у Мцыри и картина того, как мальчиком он играл близ горного потока:

* В ущелье там бежал поток,
* Он шумен был, но неглубок;
* К нему, на золотой песок

* Играть я в полдень уходил.

* …я цель одну,
* Пройти в родимую страну,
* Имел в душе…

Монастырь становится для него тюрьмой, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи, сам он - рабом и узником. Образ монастыря становится воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, что мешает полету духа, лишает права на жизнь и борьбу. Только вне стен монастыря герой чувствует себя свободным, только три дня, проведенные на воле, кажутся ему блаженством. Героя даже не страшит могила, он жаждет лишь одного - бы испытать минуты счастья. В поэме переиначивается ситуация бегства романтического героя из городской среды в природу. Мцыри бежит не в чуждую, а в родную среду. Однако возвращение его оказывается невозможным и заканчивается трагически. Возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий героя:

* И страшно было мне - понять
* Не мог я долго, что опять
* Вернулся я к тюрьме моей,
* Что бесполезно столько дней
* Я тайный замысел ласкал
* Терпел, томился и страдал,
* И все зачем.

Цель героя - добраться до своей родины - несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, - к монастырю. Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. Для Лермонтова главным было еще раз доказать, что именно истинного героя, стремящегося к своей цели, не могут сломить никакие жизненные перипетии. Только по-настоящему сильная личность, как Мцыри, способна выдержать удар судьбы - возвращение в монастырские стены.

История бегства Мцыри из монастыря в одноимённом произведении М. Ю. Лермонтова завершается трагически. Одна из причин такого финала лежит на поверхности — это инфантильность и безрассудность главного героя, а другая причина видна не сразу — это неотвратимость судьбы. Давайте разберёмся в этом подробнее.

Для начала нужно сказать, почему же вообще он решил бежать. Из небольшой экспозиции мы узнаём, что Мцыри не всегда жил в монастыре, а ещё будучи маленьким мальчиком был привезен генералом из Тифлиса. Мцыри всегда чувствовал, что место, в котором он оказался — это не его дом, и что сам он проживает “не свою” жизнь. Он любовался видами Кавказа и мечтал попасть туда, попасть в дикие места к вольным людям.

Находясь в монастыре, это было невозможно осуществить. Монастырь стал для героя настоящей тюрьмой. К тому же Мцыри очень отличался от монахов, которые его воспитывали. Можно вспомнить хотя бы момент из его “исповеди”. Он вспоминал, как монахи боялись грозы и прятались от неё. Сам же Мцыри наслаждался этим природным явлением, говорил, что он “брат” бури. Здесь мы видим ярчайший контраст, который показывает, что Мцыри и окружающие его люди совершенно разные: монахи живут в своём мире, отгородившись стенами от всего, а Мцыри чувствует себя частью природы, хочет воссоединения с ней, а значит, хочет свободы. Становится ясно, что единственный выход — это побег.

Как только Мцыри сбегает, действительно кажется, что у него всё получится. Он полностью отдаётся природе, наслаждается пением птиц и журчанием ручьёв. Также демонстрируются и прекрасные романтические пейзажи, которые олицетворяют идеальный мир героя: реки, поля, леса и горы, которые так и манят своим величием. И тут мы можем наблюдать проявление первой причины неудачного побега — безрассудство и максимализм Мцыри. Попав на волю, он “бросается в омут с головой”, упивается всеми возможными дарами природы, даже не думая поберечь силы для дальнейшего путешествия. Не думает он и о другом — о самом пути на родину. Ведь Мцыри попал в монастырь совсем маленьким и просто не имел представления, куда нужно направляться, чтобы попасть в родные места. Он, видимо, считал, что его поведёт душа, но это совершенно не так. Мы видим романтическое двоемирие — столкновение мечты и суровой реальности. И тут становится ясно, что даже если бы Мцыри не пострадал в битве с барсом, он бы всё равно не смог добраться до дома.

Но есть и другая, наверное, даже более важная причина — судьба. Влияние судьбы прослеживается даже в самой композиции произведения. Композиция является кольцевой - история началась в монастыре, там же она и закончилась. Как бы Мцыри не пытался побороть судьбу, через какие бы испытания он не проходил, она оставалась несокрушима. Раз ему было суждено попасть в монастырь, значит там он и должен остаться. Так и произошло. Мцыри израненный после сражения с барсом, сам того не зная, выбрался из леса обратно к своей “тюрьме”. Там он и умер с видом на недостижимый идеал — свою родину, Кавказ. Этим автор показывает неотвратимость судьбы, невозможность изменения своей жизненной программы.

Таким образом, можно сделать вывод, что история бегства Мцыри завершается трагически главным образом из-за двух факторов — некоторых особенностей его психологии и биографии и роковой судьбы. Как бы он ни старался, финал не мог бы быть другим, ведь исход его побега был заранее предопределён.

Но почему природа отторгает того, кто хочет быть ее частью? Она коварно влечет и губит юношу, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Для схватки с грозной стихи­ей у Мцыри есть мужество и воля, но не хватает сил и внутренней цельности. В предсмертном бреду он слышит песню рыбки, в которой юноша открывает иные стороны своей личности: потребность любви и покоя, возможность раствориться в тишине и прохладе. Что же зна­чит этот символический образ? Действительно ли это та истинная любовь, которой так жаждет Мцыри, или обман, предвещающий смерть? Трудно дать рациональное толкование этому образу, отра­жающему смутное желание умирающего юноши.

История взаимоотношений Печорина и Вернера полна драматиз­ма. Это история несостоявшейся дружбы людей духовно и интеллек­туально близких.

В отношениях с Верой Печорин наиболее противоречив, здесь до­ведены до максимума, до высшего накала те силы, которые опреде­ляют все его связи с людьми.

Основная черта характера Печорина — рефлексия. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, пытается раскрыть кор­ни добра и зла в одном человеке. Но рефлексия Печорина гипертро­фирована, она уродует душу, искажает развитие личности, делает и героя, и тех, с кем его сводит судьба, несчастными.

Своеобразие романа заключается в том, что, несмотря на то, что части различаются в жанровом отношении, роман не распадается и не представляет собой сборник новелл, так как все части объединены одним главным героем; раскрываются характеры героев от внешнего к внутреннему, от следствия к причине, от эпического через психоло­гическое к философскому.

Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы – свобода личности – характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества – свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине.

Основную часть произведения предваряет небольшая вступительная часть, в которой кратко передана история жизни Мцыри: мальчиком, будучи “сыном гор”, он попал в плен к русским, которые и определили

его в монастырь. С этого момента Мцыри никогда не выходил за его стены. Но вот, в юном возрасте, он убегает из монастыря и проводит три дня на свободе.

Вся поэма представляет собой лирическую исповедь (излюбленный прием романтиков) героя, все же вновь возвратившегося в монастырь. Основная мысль этой исповеди заключается в следующем: “На родину следа не проложить уж никогда”. Поэтому Мцыри просит похоронить его в том месте монастырского сада, откуда виден Кавказ.

Намечается в поэме и любовная линия. Когда Мцыри спускается к горному потоку, чтобы утолить жажду, он видит молодую прекрасную грузинку.

Девушка очень скоро исчезает, а Мцыри засыпает и видит ее во сне. Прекрасная грузинка ассоциируется у него с образом родины. Проснувшись, герой продолжает свой путь, ему приходится вступить в бой с барсом.

В этой неравной схватке, за счет силы своего духа, побеждает человек. Описание битвы – также чисто романтический эпизод в поэме:

Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалостный, как стон, Раздался вдруг…

Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю, в нем открываются неведомые силы: “Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков”. Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому он понимает, что до родного дома ему уже не добраться и ему суждено погибнуть “во цвете лет, Едва взглянув на божий свет” и “унесть в могилу за собой тоску по родине святой”. Но это только внешняя причина неудачи Мцыри. Внутренняя же – намного глубже.

Проживя всю свою жизнь в монастыре, не зная жизни и воли, герой оказывается неспособен существовать на воле: он сам бессознательно возвращается к стенам монастыря, где вскоре и погибает.

Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это – еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.

Романтизм поэмы выражается и в изображении единства человека и природы. Все действие произведения разворачивается на фоне кавказской природы, пышной и роскошной, которая сама по себе – олицетворение свободы для Мцыри. Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “глазами тучи я следил”, “рукою молнии ловил”.

Цветущий сад, который Мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. Буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями Мцыри. Лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены.

Только на воле Мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.

Хотя на свободе Мцыри пробыл недолго, эти три дня стали самым сильным воспоминанием в его жизни. Перед смертью юноша видит зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и покрытые снегом горы его далекой родины. И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает у Мцыри и картина того, как мальчиком он играл близ горного потока:

В ущелье там бежал поток, Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок Играть я в полдень уходил.

Интересно, что о речке здесь говорится как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать твою свободу. Герои Лермонтова очень часто одиноки в окружающем их мире.

Не является исключением и герой поэмы “Мцыри”, в которой писатель развивает идею мужества и протеста. Судьба Мцыри (в переводе “послушник”) обозначен уже в эпиграфе, взятом из первой Книги Царств: “Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю”. Эпиграф приобретает символический смысл и свидетельствует не столько о жизнелюбии героя, сколько о его трагической обреченности. Романтический герой поэмы тоскует по родному краю:

…я цель одну, Пройти в родимую страну, Имел в душе…

Монастырь становится для него тюрьмой, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи, сам он – рабом и узником. Образ монастыря становится воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, что мешает полету духа, лишает права на жизнь и борьбу. Только вне стен монастыря герой чувствует себя свободным, только три дня, проведенные на воле, кажутся ему блаженством. Героя даже не страшит могила, он жаждет лишь одного – бы испытать минуты счастья.

В поэме переиначивается ситуация бегства романтического героя из городской среды в природу. Мцыри бежит не в чуждую, а в родную среду. Однако возвращение его оказывается невозможным и заканчивается трагически. Возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий героя:

И страшно было мне – понять Не мог я долго, что опять Вернулся я к тюрьме моей, Что бесполезно столько дней Я тайный замысел ласкал Терпел, томился и страдал, И все зачем.

Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире. Это подчеркивает, например, сцена с грузинкой.

У ручья юноша увидел прекрасную девушку. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли.

Для Мцыри – исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него – чужие: “Я был чужой Для них навек, как зверь степной”.

Цель героя – добраться до своей родины – несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, – к монастырю. Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа.

Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. Для Лермонтова главным было еще раз доказать, что именно истинного героя, стремящегося к своей цели, не могут сломить никакие жизненные перипетии. Только по-настоящему сильная личность, как Мцыри, способна выдержать удар судьбы – возвращение в монастырские стены.

Трагизм судьбы Мцыри определяется сюжетом поэмы, раскрывающим особенности неординарной личности. Для Мцыри характерна противоречивость и раздвоенность, присущая многим героям Лермонтова. Мцыри по происхождению горец.

Поначалу Мцыри кажется, что первозданная природа и есть его родная стихия, ведь он ощутил внутреннее единство

Но почему природа отторгает того, кто хочет быть ее частью? Она коварно влечет и губит юношу, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Для схватки с грозной стихией у Мцыри есть мужество и воля, но не хватает сил и внутренней цельности. В предсмертном бреду он слышит песню рыбки, в которой юноша открывает иные стороны своей личности: потребность любви и покоя, возможность раствориться в тишине и прохладе. Что же значит этот символический образ? Действительно ли это та истинная любовь, которой так жаждет Мцыри, или обман, предвещающий смерть? Трудно дать рациональное толкование этому образу, отражающему смутное желание умирающего юноши.

Читайте также: