Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в детском саду
Обновлено: 02.07.2024
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; динамические паузы, ритмопластика и т. д.)
- Технологии коррекционные (психогимнастика, цветотерапия, арт-терапия, фонематическая ритмика, сказкотерапия)
Сказкотерапия включает в себя систему мер, которая обеспечивает сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития, и является одним из видов здоровьесберегающей педагогической технологии. Сказкотерапия помогает ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Принципом сказкотерапии является знакомство ребенка с его сильными сторонами самосознания, развитие умения слушать себя и других. Благодаря сказкотерапевтическим занятиям можно решать и такие задачи, как: развитие чувства взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, произвольного внимания расширение эпоционально - поведенческих реакций.
Преимущества использования метода сказкотерапии, по мнению специалистов, заключается в следующем: её следует рассматривать как здоровьесберегающий элемент. Разноплановые мероприятия с его использованием позволяют решить многочисленные воспитательно – образовательные задачи ДОУ. Cкорректировать возникающие проблемы, ситуации связанные не только с психологическим здоровьем и неадекватными психоэмоциональными проявлениями и наклонностями ребенка, но и с физическим его развитием. Именно в психофизиологическую основу развития ребенка безболезненно ложится сказка, и оставляет впечатления на всю жизнь. Она служит раскрытием его многогранной уникальной личности, обогащением внутреннего мира, обеспечивая его духовно – нравственное становление.
Новизна сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике ребенка. Использования в образовательном процессе метода сказкотерапии, например, через анализ, придуманной ребенком сказки, педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировoззренческих позициях. Находясь в драматической реальности, ребенок и педагог эмоционально защищены. Между ними возрастает доверие. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает внутренние самоограничения.
Важную роль в деятельности я отвожу индивидуальному подходу к каждому ребенку, с учетом интересов и потребностей для формирования развития его воображения, творческого потенциала, формирования нравственных качеств личности.
Сказкотерапия – это игра с эмоциональными проявлениями ребенка, через его чуткий внутренний мир, это избавление личности от внутренних психологических барьеров. Как говорилось выше, основная миссия сказкотерапии в системе здоровьесбережения дошкольника заключается не только в его терапевтическом назначении, но и в физическом.
Между сеансами сказкотерапии я обращаю внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам стараюсь распределить роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Катя, добрый молодец-защитник, богатырь Добрыня, добрый и отважный зайка). Детям, склонным к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии предложить в этюдах изобразить отрицательные черты характера, можно составить истории о таких персонажах (Принцесса Каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Антошка). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.
Обращаясь к сказкотерапии, на занятиях я использую различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности. Занятия провожу во второй половине дня, когда у детей свободная игровая деятельность. Длительность занятия не более 15-20 минут в среднем возрасте. Сказкотерапия – это не занятие по развитию речи или математике, а это свободная деятельность, позволяющая детям раскрепоститься, открыться эмоционально и начать фантазировать. В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
В процессе реализации метода сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии можно выделить следующие возможности работы со сказкой :
- Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации можно обсудить.
- Рисование по мотивам сказки. В дальнейшем возможен анализ полученного в рисунке графического материала, заметно проявляются свободные ассоциации,
- Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.
Делая вывод из выше сказанного, сказкотерапия, как элемент здоровьесберегающей технологии - один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с детьми дошкольниками, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами, которых он столкнется в своей взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировоззрение и мировосприятие. Расширить способы взаимодействия с миром и другими людьми. Очень важно то, что сказкотерапия сохраняется в опыте дошкольника и, даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.
Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология 1 сл. Дыхательная гимнастика - как здоровьесберегающая технология 2 сл. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат.
Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в нашей группе В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического.
4. Психотерапевтические сказки создаются для того. Чтобы оказать своевремен¬ную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, выле¬чить психоэмоциональную травму.
Психотерапевтические сказки используются только специалистами. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания ребёнка в зависимости от выбранной цели.
Условия пространства и времени
Для проведения сказкотерапии – желательно отдельное, хорошо освещенное помещение, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание ребят. Достаточно одного раза в неделю. В младшей и средней группах - 15-20 минут; в старшей и подготовительной до 25-30 минут.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Доклад на тему:
Выполнила: Жамсаранова Х.В.
Улан-Удэ 2021г
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.
Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.
Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, живо и образно высказывают свои мысли, решают проблемные задачи, формируют нравственные нормы поведения.
Новизна темы заключается в том, что использование сказкотерапии в работе с дошкольниками позволяет не только решать профилактические, образовательные, воспитательные задачи, но и предоставляет возможность интегрировать образовательные области.
Занятия по сказкотерапии способствуют :
- сохранению и укреплению психического здоровья,
- профилактике тревожности, агрессивности,
- развитию положительных эмоций, добрых чувств.
- развитию творческих способностей, воображения и фантазии.
- развитию творческой активности личности,
- формированию жизненной компетентности,
- реализации собственного личностного потенциала.
ЦЕЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ :
Воспитание ценностных ориентаций, формирование психологического здоровья дошкольников посредство сказки.
Образовательные:
1.Создать условия для развития и активизации в детях творческого начала;
2.Снизить уровень тревожности и агрессивности;
3.Формировать навыки конструктивного выражения своих чувств, эмоций
Развивающие:
1.Развивать речевые и познавательные процессы;
2.Развивать способности детей к естественной коммуникации;
3.Развивать у детей умение преодолевать трудности и страхи.
4.Развивать и поддерживать творческие способности детей;
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к сказкам;
2.Воспитывать умения совместно работать над сказкой,
выступать вместе с коллективом сверстников.
Основные методы и приёмы работы со сказкой:
- Чтение и анализ сказки
- рассказывание сказок, потешек
- изменение концовок сказки
- элементы художественного творчества в сказке (рисование, лепка, тестопластика)
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, в развитии духовно-нравственных качеств детей. И в этом нам поможет сказкотерапия.
Почему именно сказка?
Различают следующие виды сказок:
Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе).
Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
Ребенок ведет себя плохо, если :
- Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания.
- Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.
- Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т.е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества). Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть).
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания (данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет) :
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности :- Жили-были.-Начало сказки -Встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки , маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки .
В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, к которым ребенок определяет свои симпатии. В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется пять видов сказок.
Рассмотрим типологию сказок , которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева :
Это сказки: 1. Народные сказки - с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему
-Сказки о животных , взаимоотношениях людей и животных.
-Бытовые сказки . В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.
-Страшные сказки . Сказки про нечистую силу . Также сказки-страшилки . По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии : многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке , дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление,
ребенок освобождается от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству. Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность
добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
Методы сказкотерапии:
Чтение, рассказывание сказки.
Показ игрушек, иллюстраций, картинок.
Лепка по сказке.
Изготовление кукол, масок, атрибутов, декораций.
Решение сказочных задач.
Пересказ сказок; рассказ сказки по кругу.
В процессе реализации метода сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии выявились следующие возможности работы со сказкой :
. Использование сказки как метафоры . Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
. Рисование по мотивам сказки . В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
. Проигрывание эпизодов сказки . Можно осуществить постановку сказки группой детей . Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.
Творческая работа по мотивам сказки :
-Анализ. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией , конструкцией сюжета и поведением героев.
Сказки, которые невелики по объему, рассказывают детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Рассказывание сказки помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушек, иллюстраций, картинок, элементов инсценирования, движения пальцами, руками.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.
Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Рисование, лепка выступают как способы постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных
Создание кукол, масок, атрибутов и декораций раскрывают творческий потенциал, личностные возможности, улучшают настроение, повышают жизненный тонус, вдохновляют и приводят к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.
Драматизация или инсценировка. Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается
Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей . Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки. Этот метод позволит узнать о ребенке много нового. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать вам решение конкретной проблемы. Сказочный тренинг можно построить в виде спектакля, где воспитатель превратится в режиссера, а дети – в актеров. Сказочное лицедейство очень им сродни, и это поможет обыграть любые ситуации легко, играючи.. Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста.
Как может проходить терапия сказкой ? Ведущий подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки можно просто рассказывать и обсуждать с детьми, придумывать свои. Специалисты по возрастной психологии считают, что лечение сказками можно использовать в любом количестве и для детей любого возраста. Играть в сказку – это не только развлечение. На основе волшебных сюжетов, бытовых и литературных сказок сказкотерапевты составляют серьезные методики. Итак, через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Делая вывод из выше сказанного, сказкотерапия - один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Одна из главных функций сказкотерапии заключается в хранении опыта, даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика);
Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых – день здоровья, физкультурный праздник, точечный массаж);
Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, цветотерапия, фонетическая ритмика, сказкотерапия).
Выделяют несколько функций сказок:
Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
Концепция сказкотерапии основана на идеи ценности метофоры как носителя информации: - о жизненно важных явлениях;
- о жизненных ценностях;
- о постановке целей;
- о внутреннем мире автора.
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
- как устроен этот мир, кто его создал;
- что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
- какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;
- как приобретать и ценить дружбу и любовь;
Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстегнеева:
Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.
Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:
- Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;
- Бытовые сказки.В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.
- Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.
- Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.
Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. Так например, на непосредственно-образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собойи подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.
Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Основные методы, используемые в сказкотерапии:
Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:
Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но не в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбымежду обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.
Читайте также: