Почему искусство цирка пользовалось большим успехом в древнем риме кратко

Обновлено: 02.07.2024

Для организации мероприятий такого масштаба требовались соответствующие сооружения, такие как цирки и амфитеатры. Самые величественные из них это Колизей и Большой цирк. На последнем остановимся подробно.

Начнем с того, что цирком во времена древнего Рима называли сооружение в виде сильно вытянутого овала, где проводились скачки и соревнования колесниц, а также гладиаторские бои и представления. Такие мероприятия проводились в праздничные дни или в честь важных событий, например дни триумфов.
Крупнейшим цирком древнего Рима являлся Большой цирк, или как его называли в то время — Circus Maximus. Он имел длину 621 м., ширину 118 м. и вмещал 150 000 зрителей. Размер поля позволял участвовать в гонках одновременно 12 колесницам.

Большой цирк расположен в долине между Авентинским и Палантинским холмами, ранее эта территория использовалась под сельскохозяйственные нужды и часто затапливалась Тибром.
По легенде именно на этом месте произошло знаменитое похищение сабинянок.

История большого Цирка начинается во времена правления царя Луция Тарквиния Приска (Тарквиний Древний) 616 — 579 г. до нашей эры. В это время здесь были построены деревянные конструкции с навесами для размещения патрициев и были проведены первые состязания на колесницах. Позже внук Тарквиния Древнего — Тарквиний Гордый добавил места для размещения плебеев.

В 494 году до нашей эры диктатор Маний Валерий Максим и его наследники получили права на курульные кресла на юго-восточном повороте, где открывается самый лучший вид на происходящее.
В 329 году до нашей эры были построены деревянные стартовые стойла. Они были ярко раскрашены и смещены относительно друг друга для уравнивания расстояния от места старта до финиша для каждого участника.

В 190-х годах для сенаторов были построены первые каменные сидения.

При Юлии Цезаре с 50 года до нашей эры производилась реконструкция, которая позволила расширить ярусы с местами для сидения, они охватили практически весь круг трассы. Общее количество мест неизвестно, но по современным оценкам составляет около 150 000. Размеры поля достигли 621 м. в длину и 150 м. в ширину. Между трассой и трибунами был проведен канал для защиты зрителей и осушения. Трибуны состояли из 3-х уровней. Первый и самый близкий к трассе уровень предназначался для сенаторов и патрициев. Средний ряд предназначался для всадников (Эквитов). А последний и самый верхний — для плебеев и неграждан. Этот уровень трибун был деревянным и в 31 году был сильно поврежден пожаром.

Приемник Цезаря, первый император римской империи Октавиан Август восстановил трибуны и установил египетский обелиск посвященный богу солнца, который был привезен из Гелиополя. Это был первый римский обелиск и он символизировал победу Августа над его врагами, в числе которых были и египтяне. В наше время этот обелиск установлен на Пьяцца дель Пополо.

По времена правления императора Клавдия были проведены противопаводковые мероприятия, предположительно возведена насыпь. Но гораздо большую угрозу большому цирку несли пожары.
В 36 году нашей эры пожар начался с мастерской под трибунами, где плелись корзины. А в 64 году во время правления императора Нерона, пожар, начавшийся в полукруглом конце цирка, охватил трибуны и магазины в дальнейшем разрушил большую часть города. После чего в течение нескольких лет был восстановлен в том же виде и размере.

К концу первого века центральная разделительная полоса состояла из одного или нескольких водоемов, украшенных статуями и фонтанами, также в ней находились убежища для помощников.
В 81 году нашей эры была построена тройная арка в честь императора Тита, заменившая и расширившая вход. Во время правления Тита Флавия Домициана цирк снова пострадал от огня и был восстановлен.
При императоре Марке Ульпии Нерве Траяне были учтены риски пожаров и Circus Maximus был полностью перестроен из камня. После чего цирк и обрел свою окончательную форму. При Септимии Бассиане Каракалле была произведена перестройка области стартовых ворот. А ремонт во время правления Гая Аврелия Валерия Диоклетиана был непредвиденным: обрушилась секция трибун, что привело к смерти 13 000 человек!

В VI веке Теодорих (король вестготов) поддерживал цирк, а последние игры были проведены при Тотиле (король остготов).

После VI века цирк приходит в упадок: каменные строения начинают разбирать на строительные материалы, а нижние уровни были погребены под обломками.


Привычный для нас цирк, в который так любят ходить и дети, и взрослые, появился далеко не сразу. С первым цирком его связывает разве что округлая форма. А представления, которыми вначале Рим развлекал свою публику, носили более жестокий характер.

Воинственные жители

Римляне-солдаты большую часть своей жизни проводили в набегах на соседние государства. Это не могло не наложить определенный отпечаток на их характер. Даже вернувшись домой, они требуют пролития крови и сражений. Именно это и происходило в стенах цирка.Так, в нем могли сражаться люди друг с другом, люди с животными, хотя, скорее наоборот, так как часто дикие звери были в несколько раз сильнее и побеждали в один присест. Иногда на импровизированной арене выступали только животные, яростно пытавшиеся выжить в смертельной схватке. Но начиналось все со скоростных соревнований по езде на колесницах.

В двухколесные деревянные повозки запрягали четверку лошадей с наездниками, одетыми в разные цвета. Они должны были проехать семь раз, описывая круги. Побеждал тот, кто приезжал до намеченной линии быстрее всех. Обычно возниц было четыре, но делать заезды они могли по желанию зрителей и магистрата с утра и до вечера.

Кажется, будто ничего сложного в этом нет. На самом деле, управлять двумя парами взмыленных лошадей, которые так и норовят сбросить седока на каждом повороте, было очень опасно. Вдобавок ко всему, в центре цирковой арены была установлена каменная ость высотой до 1,5 метров, повторяющая форму самого цирка. На ее плоской вершине был установлен ряд статуй богов, в том числе Виктории (богини победы), Фортуны (богини удачи) и своеобразное счетное табло. А по углам стояли столбы, с которыми можно было легко столкнуться, неправильно рассчитав вход в поворот, и разбиться. Поэтому наездники на колесницах всегда выбирали между тем, чтобы срезать поворот, но подвергнуть себя риску смерти или потратить несколько секунд, но безопасно объехать препятствие.

Не стоит говорить, что на соревнованиях не обходилось без летальных случаев. Зрители тоже не скрывали своих эмоций. Сверху они изливали на участников потоки криков, хвалебных слов, брани, свистели неудачникам.

Награждение


Победителей же ждала весомая награда: мешочек с золотом, лавровый венок, пальмовая ветвь. Кстати, награждались и люди, и кони. К скакунам в Древнем Риме вообще было особенное отношение. Их отбирали только из самых ценных пород, тратили на это уйму денег. За особо породистым рысаком могли ехать за тридевять земель. Наездники могли сколотить целое состояние, регулярно участвую в гонках. Но часто азарт превышал мнение рассудка, и они соревновались до тех пор, пока могли держать в руках поводья или пока не погибали там же. А на их смену приходили все новые жаждущие славы и денег.Вскоре для соревнований стали выбирать участников из четырех разных групп: белых, красных, синих и зеленых. На их победу делались разные ставки, даже император не видел ничего зазорного в том, чтобы поддерживать одного из наездников. Позже на основе игры были созданы четыре политических партии, и немалую роль в государственных интересах играло то, кто из ее представителей победил на скачках!

Гладиаторские бои

Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх, даровал несчастному жизнь, если кулак с пальцем опускался вниз, побежденного добивали.

Гладиаторские бои просуществовали около половины тысячелетия (105 г. од н.э. – 404 г. н.э.). И все это время они пользовались большой популярностью.

Бестиарии и бои диких зверей

Но если здесь был хоть какой-то шанс выжить, схватка с диким зверем в большинстве случаев заканчивалась плачевно. Против разъяренного медведя или кабана выпускали человека, практически не вооруженного ничем. Поэтому победа раба считалась чем-то сродни божественному чуду.Когда бои людей римлянам надоедали, на арене устраивались битвы животных, причем диковинных, например, носорога или слона с вепрем, львом, диким медведем. Для того чтобы атака была яростнее, животных пытались разозлить, а потом устраивали их встречу. Или могли их связать вместе и наблюдать, как огромный комок шерсти и плоти становится окровавленным. Но рева раненых животных слышно не было – он заглушался восторженным ревом толпы.

Откуда брали животных?

Во времена римских нападений новозахваченные территории обязаны были присылать в Италию диких животных. Вереницы клеток с ними постоянно прибывали в Рим, после чего зверей содержали в зоопарке, пока не наступал их черед для выступления. Иногда зверей дрессировали и обучали, а потом показывали публике. Однако мирные цирковые номера не прижились в Риме, зрители не могли просто так отказаться от сцен кровопролития.

Каким он был?


Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места – только для важных персон: самого императора, консула и другой знати – были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.

Великий римский цирк

Самые захватывающие поединки проходили в Главном цирке Рима, расположенном между холмами Палатин и Авентин. Длина арены достигала 590 метров, а ширина – 80 метров. В его строительстве поочередно принимали участие выдающиеся императоры: Луций Тарквиний, Гай Юлий Цезарь, Нерон, Константин. Однако самым известным на сегодня цирковым сооружением считается Колизей. Всего только в Риме насчитывалось около семи цирков, были они и в других крупных городах – Карфагене, Коринфе, Лионе – и вмещали по разным данным от 50 до 150 тысяч человек.

Лощи­на меж­ду Пала­ти­ном и Авен­ти­ном была слов­но самой при­ро­дой созда­на для бегов: эта низин­ка по раз­ме­рам сво­им (600 м дли­ной, 150 м шири­ной) вполне годи­лась для кон­ских риста­ний, а скло­ны хол­мов были есте­ствен­ным амфи­те­ат­ром, на кото­ром стоя и сидя рас­по­ла­га­лись зри­те­ли. Пре­да­ние при­пи­сы­ва­ло то ли Тарк­ви­нию Стар­ше­му, то ли Тарк­ви­нию Гор­до­му (суще­ст­во­ва­ло две вер­сии) выбор это­го места для бегов (за ним навсе­гда утвер­ди­лось назва­ние Боль­шо­го Цир­ка) и пре­вра­ще­ние скло­нов Авен­ти­на и Пала­ти­на в неко­то­рое подо­бие насто­я­ще­го амфи­те­ат­ра (Liv. I. 35. 8— 9). Пер­вые, одна­ко, точ­ные сведе­ния об этом цир­ке дати­ру­ют­ся 329 г. до н. э. Ливий рас­ска­зы­ва­ет, что в этом году на одной из откры­тых сто­рон доли­ны впер­вые были выстро­е­ны стой­ла (car­ce­res), из кото­рых выез­жа­ли колес­ни­цы (VIII. 20. 1), и Энний, писав­ший лет сто спу­стя, срав­ни­вал напря­жен­ное вни­ма­ние, с с. 232 каким това­ри­щи Рому­ла и Рема ожи­да­ли исхо­да их гада­ния, с жад­ным инте­ре­сом зри­те­лей, не спус­кав­ших глаз с рас­кра­шен­ных ворот этих стойл (они были, сле­до­ва­тель­но, дере­вян­ные), откуда вот-вот выле­тят лоша­ди.

с. 235 Цир­ко­вым играм пред­ше­ст­во­ва­ла тор­же­ст­вен­ная про­цес­сия, в зна­чи­тель­ной мере напо­ми­нав­шая три­умф: была она отго­лос­ком тех вре­мен, когда кон­ские бега явля­лись частью рели­ги­оз­но­го празд­не­ства. Уже в послед­ний век рес­пуб­ли­ки сре­ди мно­готы­сяч­ной тол­пы, напол­няв­шей цирк, вряд ли были люди, пом­нив­шие об этом.

Про­цес­сия спус­ка­лась с Капи­то­лия на Форум, пере­се­ка­ла Велабр и Коро­вий рынок, всту­па­ла через Ворота Пом­пы в цирк и обхо­ди­ла его кру­гом. Во гла­ве шел маги­ст­рат, устро­и­тель игр (если это был кон­сул или пре­тор, он ехал на колес­ни­це, запря­жен­ной парой лоша­дей), оде­тый, как три­ум­фа­тор: в туни­ке, рас­ши­той паль­мо­вы­ми вет­вя­ми, и пур­пур­ной тоге, с жез­лом сло­но­вой кости с орлом навер­ху. Государ­ст­вен­ный раб дер­жал над его голо­вой дубо­вый золо­той венок; его окру­жа­ла тол­па кли­ен­тов в белых парад­ных тогах, дру­зья, род­ст­вен­ни­ки и дети; за ними шли музы­кан­ты и те, кто при­ни­мал непо­сред­ст­вен­ное уча­стие в играх: воз­ни­цы, всад­ни­ки, бор­цы, а даль­ше в окру­же­нии жре­цов и в обла­ках лада­на нес­ли на носил­ках изо­бра­же­ния богов или их сим­во­лы, кото­рые вез­ли в откры­тых часо­вен­ках, поме­щен­ных на осо­бых двух­ко­лес­ных плат­фор­мах, запря­жен­ных чет­вер­ней (колес­ни­цы эти назы­ва­лись ten­sae и сто­я­ли на Капи­то­лии в осо­бом сарае). До нас дошли моне­ты с изо­бра­же­ни­я­ми этих тенс: в одной часо­вен­ке сидит сова (пти­ца Минер­вы), в дру­гой — пав­лин (пти­ца Юно­ны), в третьей нахо­дят­ся мол­нии, атри­бут Юпи­те­ра — вся капи­то­лий­ская три­а­да при­сут­ст­ву­ет на празд­ни­ке, совер­шав­шем­ся в ее честь. Тен­сы были рос­кош­но отде­ла­ны сереб­ром и сло­но­вой костью; лошадь­ми дол­жен был пра­вить маль­чик, у кото­ро­го отец и мать были в живых (puer pat­ri­mus et mat­ri­mus). Он шел рядом с колес­ни­цей, зажав в руке вож­жи; если они пада­ли на зем­лю, это счи­та­лось злым пред­зна­ме­но­ва­ни­ем; сле­до­ва­ло начать шест­вие сыз­но­ва от само­го Капи­то­лия. Юлий Цезарь удо­сто­ил­ся чести еще при жиз­ни видеть свое изо­бра­же­ние в этой тор­же­ст­вен­ной про­цес­сии. Впо­след­ст­вии в про­цес­сии неиз­мен­но нес­ли изо­бра­же­ние умер­ше­го обо­жест­влен­но­го импе­ра­то­ра и чле­нов импе­ра­тор­ской семьи, поль­зо­вав­ших­ся народ­ной любо­вью. Ино­гда в тен­су впря­га­ли чет­вер­ню сло­нов; Све­то­ний рас­ска­зы­ва­ет, что Клав­дий рас­по­рядил­ся, чтобы изо­бра­же­ние Ливии вез­ли имен­но сло­ны (Claud. 11. 2).

Пом­па была про­цес­си­ей тор­же­ст­вен­ной и пыш­ной, но иера­ти­че­ская мед­лен­ность ее дви­же­ния в кон­це кон­цов утом­ля­ла; и с. 236 зри­те­ли, при­вет­ст­во­вав­шие ее появ­ле­ние кри­ка­ми и апло­дис­мен­та­ми, радо­ва­лись, что эта всту­пи­тель­ная часть закон­чи­лась и сей­час нач­нет­ся глав­ное — бега.

Выез­жа­ло обыч­но четы­ре колес­ни­цы, но быва­ло и по 6, и по 8, и даже по 12. Пола­га­лось объ­е­хать аре­ну семь раз; победи­те­лем счи­тал­ся тот, кто пер­вым достиг белой чер­ты, про­веден­ной мелом, напро­тив маги­ст­рат­ской ложи. Колес­ни­цы чаще все­го были запря­же­ны чет­вер­ней (на паре выез­жа­ли толь­ко нович­ки); трой­ки выез­жа­ли реже; осо­бо­го искус­ства тре­бо­ва­ло управ­ле­ние боль­шой упряж­кой — от 6 до 10 лоша­дей. Чис­ло заездов (mis­sus) еще в нача­ле импе­рии было не боль­ше 10— 12, но оно все уве­ли­чи­ва­лось и уве­ли­чи­ва­лось. На играх при освя­ще­нии хра­ма в память Авгу­ста, кото­рые в 37 г. устро­ил Кали­гу­ла, заездов было в пер­вый день 20, а во вто­рой — 24. Послед­нее чис­ло ста­ло обыч­ным, но ино­гда и оно пре­вы­ша­лось (один тур рав­нял­ся 568 м, сле­до­ва­тель­но, заезд — mis­sus — рав­нял­ся — почти 4000 м, 10 заездов — 40 км, 20— 80 км), и бега про­дол­жа­лись с ран­не­го утра и до сол­неч­но­го зака­та.

Людей соби­ра­ло в цир­ке мно­гое. Преж­де все­го захва­ты­ваю­щим было зре­ли­ще стре­ми­тель­но нес­ших­ся, сши­бав­ших­ся, обго­няв­ших одна дру­гую квад­риг; пре­крас­ные лоша­ди, лихие воз­ни­цы, смер­тель­ная опас­ность этих состя­за­ний — это­го было бы доста­точ­но, чтобы глядеть на аре­ну, не отры­вая глаз, зата­ив дыха­ние. А тут при­со­еди­ни­лись еще весе­лая тол­па, в кото­рой пест­ро­та свое­воль­ных жен­ских костю­мов выде­ля­лась ярки­ми пят­на­ми на фоне свер­каю­щей белиз­ны обя­за­тель­ных тог, воз­мож­ность завя­зать лег­кое, ни к чему не обя­зы­ваю­щее зна­ком­ство, — Овидий реко­мен­до­вал цирк как самое под­хо­дя­щее для это­го место, — при­сут­ст­вие само­го импе­ра­то­ра, бога­тое уго­ще­ние после игр и, может быть, счаст­ли­вая тес­се­ра 5 …


Глав­ны­ми дей­ст­ву­ю­щи­ми лица­ми в дни цир­ко­вых игр были воз­ни­цы. Эта про­фес­сия чаще все­го пере­хо­ди­ла от отца к сыну; ино­гда опыт­ный кучер обу­чал юнца (за это дело сле­до­ва­ло брать­ся смо­ло­ду; Крес­цент, победи­тель в сот­нях состя­за­ний, выехал на аре­ну в три­на­дца­ти­лет­нем воз­расте), и уче­ник хра­нил бла­го­дар­ную память о сво­ем вос­пи­та­те­ле. Он рос сре­ди коню­хов и воз­ниц, ловил их рас­суж­де­ния и рас­ска­зы, их инте­ре­сы запол­ня­ли его душу. Он зна­ко­мил­ся с их меч­та­ми, мыс­ля­ми и жела­ни­я­ми в те годы, когда с. 239 впе­чат­ле­ния окру­жаю­ще­го мира и его уро­ки вре­зы­ва­ют­ся в душу неиз­гла­ди­мо и на всю жизнь. Победа в цир­ке пред­став­ля­ет­ся ему пре­де­лом чело­ве­че­ских дости­же­ний; он не зна­ет на зем­ле сла­вы осле­пи­тель­нее, чем сла­ва воз­ни­цы-победи­те­ля. Конюш­ня для него — и род­ной дом, и шко­ла жиз­ни, и уни­вер­си­тет: здесь он изу­ча­ет все тон­ко­сти и хит­ро­сти сво­его нелег­ко­го ремес­ла, усва­и­ва­ет тех­ни­че­ский жар­гон цир­ка и его иде­а­лы. Они огра­ни­че­ны цир­ко­вой аре­ной: на бего­вой дорож­ке его ждет все, чем крас­на ему жизнь, — побед­ный венок, неисто­вые руко­плес­ка­ния мно­готы­сяч­ной тол­пы, богат­ство, гром­кое имя, кото­рое пере­ка­тит­ся, может быть, даже за пре­де­лы Ита­лии 6 . Он ведет счет сво­им победам и награ­дам с точ­но­стью уче­но­го педан­та и уве­ко­ве­чи­ва­ет в длин­ных над­пи­сях виды упря­жек, коли­че­ство заездов, име­на сво­их лоша­дей 7 . Он упо­ен не толь­ко сла­вой и успе­хом, он пья­не­ет от рис­ка и опас­но­сти. Каж­дый раз, выез­жая на аре­ну, он выез­жа­ет на встре­чу со смер­тью 8 ; и его победа — это оче­ред­ное тор­же­ство над ней. Гор­дость собой, удаль и моло­де­че­ство пере­пол­ня­ют его суще­ство; он чув­ст­ву­ет себя выше обыч­ных людей и выше зако­нов, кото­рые для них, про­стых смерт­ных, обя­за­тель­ны 9 . Его нрав­ст­вен­ные поня­тия очень невы­со­ки: чув­ство това­ри­ще­ства ему незна­ко­мо и недо­ступ­но; това­рищ по про­фес­сии для него толь­ко сопер­ник, у кото­ро­го надо вырвать победу, и он не заду­мы­ва­ет­ся над сред­ства­ми, с помо­щью кото­рых он ее вырвет, — соб­ст­вен­ная хит­рость 10 или помощь злых сил — не все ли рав­но? Важ­но победить 11 .

В обли­ке это­го лихо­го и зло­го удаль­ца есть одна тро­га­тель­ная чер­та: отно­ше­ние к лоша­дям, на кото­рых он ездит. Люд­ское обще­ство скла­ды­ва­ет­ся для него из двух кате­го­рий: това­ри­щей-воз­ниц и вос­тор­жен­ных поклон­ни­ков, осы­паю­щих его подар­ка­ми и похва­ла­ми; он дышит возду­хом это­го вос­тор­га, соби­ра­ет их подар­ки и скап­ли­ва­ет богат­ство, но в глу­бине души пре­зи­ра­ет эту тол­пу. Раз­ве кто-нибудь из них отва­жит­ся на то, что для него совер­шен­но обыч­но? И если сча­стье отвер­нет­ся от него, раз­ве они не отвер­нут­ся тоже? Това­ри­щи? Они так же хлад­но­кров­но погу­бят его, как и он их. Под­лин­ные дру­зья, на кото­рых мож­но поло­жить­ся, кото­рые не под­ве­дут и не обма­нут, — это кони; они опо­ра и помощь; от них зави­сит и победа, и самая жизнь; и воз­ни­ца неиз­мен­но делит­ся с ними тем, чем доро­жит боль­ше все­го, — сво­ей сла­вой 12 .

Время и жители Рима беспощадно обошлись с Большим Цирком (Circo Massimo): от самого большого стадиона древнего мира остались лишь руины и огромная прямоугольная площадка. А ведь когда-то здесь проводились чрезвычайно зрелищные мероприятия, на которые сходились посмотреть десятки тысяч римлян.

Большой Цирк (Circus Maximus) - самый обширный ипподром в Древнем Риме, где проходили гладиаторские бои и главные зрелища.




Режиссеру этого фильма для съемок сцены с колесницами (которая, кстати, до появления компьютерной графики считалась самой зрелищной в истории Голливуда) потребовалось участие 15 000 статистов. В реальности же зрителей на трибунах было намного больше: на протяжении своей тысячелетней истории вместительность арены менялась, но она никогда не была меньше 50 000 человек. К концу своего существования, Большой Цирк вмещал, по разным оценкам, от 150 000 до 250 000 зрителей. Для сравнения: Колизей рассчитан на 50 000 человек, а наиболее вместительный из футбольных стадионов Европы – на 100 000.

История Большого Цирка

Большой Цирк никогда не был цирком в нынешнем понимании этого слова: с самого начала он был площадкой для проведения спортивных состязаний, чаще всего – для скачек и гонок на колесницах. Ровная площадка между Авентином и Палантином идеально подходила для организации соревнований. По легенде, первым мероприятием, проведенным на этом месте, были спортивные игры, устроенные Ромулом: основатель Рима пригласил на них жителей соседних регионов, с тем, чтобы в самый разгар состязания отбить у гостей их жен. Целью похищения было исправление демографического кризиса – женщин в городе было гораздо меньше мужчин.


Регулярные игры стали проходить в Большом Цирке примерно с V века до н.э. Первоначально вокруг арены были установлены только деревянные скамьи для знати, остальная публика просто сидела на склонах холмов. Каждый следующий правитель Рима старался благоустроить арену, поэтому на ней стали появляться все более удобные сидячие места, трибуны разрастались. К началу нашей эры для императора в цирке была построена комфортабельная ложа под навесом, а для простолюдинов – многоярусные деревянные постройки. Строили их обычно как попало, не заботясь о надежности конструкции – доподлинно известно, что во время одного из обрушений трибун погибло 1100 зрителей.

Скачки проводились на арене Большого Цирка до 550 года нашей эры. За десять столетий его существования центральная площадка и пространство вокруг нее много раз менялись: вначале это было вытянутое поле, один край которого был прямоугольным, другой – округлым. Всадники стартовали у одного края площадки, мчались во весь опор к противоположному, округлому, разворачивались там и возвращались к точке старта. Затем трассу превратили в кольцо, колесницы ездили по ней против часовой стрелки, по кругу. На месте для старта построили триумфальную арку, а во внутренней части овальной трассы устроили возвышенность, на которой располагались статуи и по три столба по краям – меты – вокруг них разворачивались колесницы.


Для чего был нужен Большой Цирк в Древнем Риме

К моменту, когда Большой Цирк обрел свой окончательный вид, он представлял собой стадион шириной 120-150 м, длиной – 600-650 м. Во время гонок на старт выходило одновременно до 12 колесниц. Практически каждый заезд сопровождался серьезными травмами или смертью наездников: колесницы часто сталкивались друг с другом на большой скорости и переворачивались. Однако публике такое зрелище было по душе, поэтому гонки устраивали регулярно. Проходили на арене цирка и другие состязания: легкоатлетические игры, например, а иногда – гладиаторские бои. Но главным предназначением арены были всё же гонки на колесницах.

По сложившейся традиции, каждый император Древнего Рима во время своего правления старался построить на память о себе что-то грандиозное. Большой Цирк тоже был площадкой для реализации амбициозных замыслов. Сильнее всех отличился Август: он велел облицевать камнем периметр арены, построить капитальные трибуны, а пространство внутри гоночной трассы превратить в пьедестал для установки на нем статуй внушительных размеров. Больше всего публику поразил 85-метровый египетский обелиск, который Август распорядился установить в центре поля.

Императоры Нерон, Траян и Константин тоже украшали стадион, но всё, ими построенное, раз за разом гибло в пожарах. Когда в VI веке проведение соревнований прекратилось, горожане стали растаскивать постройки Большого Цирка на строительные материалы, так что до наших дней сохранились лишь руины их фундаментов. Больше всего повезло обелиску из Египта: пусть и в неполном его размере, подарок Августа Риму сегодня можно увидеть на площади Пьяцца дель Пополо.

Как добраться до Большого Цирка

Это легко: рядом расположена станция метро, названная в его честь – Circo Massimo. Визит в Большой Цирк можно совместить с посещением известной достопримечательности – Уст Истины, а в 15 минутах ходьбы от него находятся Колизей, Римский Форум и Капитолий.

Читайте также: