Исследовательская деятельность в детском саду старшая группа зимой

Обновлено: 04.07.2024

Цель: Расширение знаний детей о свойствах снега и льда.

Задачи:

  1. Расширить знания детей о свойствах снега и льда;
  2. Учить находить сходства и различия свойств снега и свойств льда; выстраивать причинно — следственные связи;
  3. Развивать мышление, умение производить простейшие умозаключения;
  4. Воспитывать умение взаимодействовать в парах.

Предварительная работа: беседы о зиме, наблюдения за снегом, рассматривание льда, игры со снегом, игры-экспериментирования, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Ход:

Дети находятся в самостоятельной деятельности.

В группе звучит музыка на зимнюю тематику (привлекая внимание детей), появляется воспитатель с сундучком в руках и говорит:

— Я в гости к вам пришла, сундучок принесла. Кто хочет посмотреть, что же в нем есть? (открываем, а там костюм зимы). Наверное, он мне подойдет. Хотите, чтобы я превратилась в зимушку-зиму? (одеваю и произношу слова: «Вокруг себя обернись и в зимушку превратись).

Ой, здесь еще какая-то записка, читаю загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей и океан,

И стеклянной быть могу. (ВОДА)

Где можно увидеть воду вокруг нас? ( в кране, чайнике, графине, кусочки льда в группе, за окном- снег).

Но я не вижу воды за окном, это всего лишь снег, а на тарелочке лед.

Кто может объяснить? ( Снег и лед- замерзшая вода; состоит из снежинок, которые раньше были водой).

Выходит, что лед и снег одно и тоже? (задумываются).

Как вы думаете, где мы можем получить ответ на этот вопрос? (прочитать в книге, посмотреть в компьютере, узнать у взрослых).

Согласна, а сейчас мы можем это узнать, если с вами поэкспериментируем? (проведем опыты) .

И вы здесь будете главными, а я всего лишь вашим помощником, согласны?

ФИЗМИНУТКА (под муз.сопровождение)

На полянку, на лужок (руки вверху и плавными движениями

Тихо падает снежок. опускаются вниз.

Улеглись снежинки, одновременно дети приседают.

Но подул вдруг ветерок, дети поднимают руки вверх и

Закружился наш снежок. плавными движениями раскачивают

Кружатся снежинки, их из стороны в сторону, а затем

Белые пушинки. кружатся.)

Подойдите к столу и возьмите любую картинку, только картинка с хитринкой. Найдите свою пару.

Готовы? Можем приступать. ( после каждого опыта по выводам, сделанным детьми, последовательно открывается карточка модели-схемы, см. приложение). Картинки, которые у вас в руках, нам понадобятся для опыта, поэтому их можно отложить в сторонку.

После каждого опыта ребенок подходит к доске и сам открывает карточку, под которой находится сделанный им вывод (см. Приложение №1)

Перед вами снег и лед. Оставим их здесь до конца нашего экспериментирования. А свои кусочки снега и льда я положу в термос и закрою крышкой. Все это мы с вами отставляем в сторонку. Через некоторое время посмотрим, что произойдет, договорились?

Дети набирают в чашечку снег из ведра, а кусочек льда кладут на тарелку и определяют цвет.

(белый и бесцветный). В случае затруднения в определении цвета льда, предложить детям сравнить его с полосками белого, синего и серого цветов. Давайте обозначим на схеме, что мы узнали(работа со схемой)

Дети снова набирают снег и лед и подкладывают под них цветную картинку, по которой делились на пары, сравнивают. К какому выводу мы пришли? Снег- непрозрачный , а лед — прозрачный(ребенок обозначает вывод на схеме).

В одну банку с водой дети кладут снег, в другую — лед и наблюдают, что ни одно из них не утонуло, делают вывод-снег и лед легче воды, поэтому не тонут( обозначение вывода).

После 4 опыта дети возвращаются к тарелочкам на подоконнике и делают вывод, что снег и лед растаяли (обозначают на схеме). Данный вывод подтверждаем загадкой:

Давайте назовем сходства и различия снега и льда (дети подходят к схеме, анализируют, чем похожи и чем различаются).

Что еще можно смастерить из воды (ответы детей).

Я подготовила картинки, чтобы вы посмотрели на изделия из воды.(просмотр презентации). Что вы видите? Оказывается, снегу и льду можно придать форму, а как — увидит самый внимательный, подсказка перед вами.

Вам понравилась идея? (да). Тогда, приглашаю вас смастерить изделия из воды. (заранее подготовлены вода, украшения и формы).

(каждый ребенок наливает небольшое количество воды в форму, кладет свое украшение, веревочку, для того, чтобы изделие можно было подвесить(выполнение коллективной работы).

По желанию каждый ребенок может сделать свое индивидуальное изделие. Все правильно сделали? Чего не хватает? (вынести на улицу, чтобы замерзло). По выходу на прогулку вместе с детьми выносим формы на улицу).

Уточнить представления о снеге, льде как особых состояниях воды. Продолжать знакомить детей со свойствами льда.

Создавать условия для получения информации о свойствах льда опытным путём.

Обогащать словарный запас.

Развивать общую и мелкую моторику, мышление, познавательный интерес.

Учить детей чётко отвечать на вопросы, осуществлять самоконтроль за звуками.

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?

Воспитатель. Правильно!

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала.

К нам в гости пришёл Львёнок. Он никогда не видел зимы, ничего о ней не знает. Давайте вместе расскажем ему об этом времени года.

Нам помогут картинки-схемы.

Какая погода бывает зимой?

Дети. Погода зимой холодная. Иногда бывают сильные морозы. Надо тепло одеваться, чтобы не замёрзнуть.

Воспитатель. Что можете сказать про зимние дни и ночи?

Дети. Дни зимой короткие, а ночи длинные.

Воспитатель. Какое небо зимой?

Дети. Небо часто серое, хмурое, затянуто тучами.

Воспитатель. Что можете сказать о солнце?

Дети. Солнце светит редко, не греет.

Воспитатель. Что можете рассказать про деревья и кусты?

Дети. Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не растут, спят.

Воспитатель. Ребята, Львёнка особенно заинтересовал снег. Расскажите про него.

Дети. Зимой часто идёт снег. Иногда бывают сильные снегопады. Белый пушистый снег лежит везде: на земле, на деревьях, на кустах, на крышах домов.

Кружит, (вращательные движения кистями рук)

Падает на всех, (плавные движения руками вверх, вниз)

Засыпает он нас всех!

Воспитатель. Ой, пальчик уколола! (2 картинки с изображением снежинок: у одной снежинки на концах лучей – кружочки, а у другой – треугольники)

Ребята, посмотрите и скажите, чем похожи снежинки? Чем отличаются? Какая из них меня уколола? Почему? Дети сравнивают снежинки, находят сходство и различие.

Ребята, что можно сделать из снега? Ответы детей.

Раз рука, два рука, (Сначала показывают правую руку, потом левую)

Лепим мы снеговика, (Круговые движения ладонями рук)

Мы скатаем снежный ком –

Вот такой! (Показывают руками ком)

А потом поменьше ком –

Вот такой! (Показывают руками ком поменьше)

А наверх поставим мы

Маленький комок. (Соединяют кончики пальцев обеих рук в форме шара)

И готов снеговичок, (Надувают щёки)

Очень милый толстячок! (Улыбаются, быстро моргают глазами)

Воспитатель. Львёнок, мы тебе сейчас покажем снег, из которого мы слепили снеговика. (Беру тарелку со снегом, а в ней вода.)

Ой! А где же снег? Почему он растаял? Ответы детей.

Не расстраивайся, Львёнок, мы тебе расскажем, какой бывает снег.

Воспитатель. Послушайте стихотворение.

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.

Что случилось с водой? Почему она неподвижна и тверда? Ответы детей.

Воспитатель. Лёд обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы сможем в ледяной лаборатории Снежной королевы.

На одной ножке покрутись,

В лаборатории Снежной королевы окажись!

Воспитатель. Снежная королева приготовила для вас различные игры и забавы со льдом.

Возьмите по кусочку льда и положите его на ладошку. Что вы чувствуете? Замёрзла ладошка? Какой лёд?

Вывод. Лёд холодный.

Посмотрите, что происходит с вашими кусочками льда. Они стали больше или меньше? Почему? Откуда появилась на ладошках вода?

Вывод. Лёд в тепле тает.

А теперь давайте покатаем лёд с горки. Наклоните левую ладошку – это горка. Почему лёд скатился? Какой он?

Вывод. Лёд гладкий, скользкий.

Пальчиковая гимнастика.

Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)

Поиграем немножко да похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! (Хлопают в ладоши)

Пальчики, чтоб их согреть,

Сильно надо растереть. (Тереть ладонь об ладонь)

Пальчики мы согреваем, (Сгибают, разгибают пальцы)

Их сжимаем, разжимаем.

Возьмите кусочек льда. Сожмите его. Изменил он свою форму? Почему?

Вывод. Лёд твёрдый.

А если лёд ударить чем-либо, например, молотком, что с ним случится? Давайте проверим. Что случилось? Какой лёд?

Вывод. Лёд хрупкий.

Я сейчас вам дам интересные кусочки льда. Внутри них что-то заморожено. Посмотрите, что там внутри льда? Почему вы видите эти предметы?

Вывод. Лёд прозрачный.

Дети, а если мы опустим кусочки льда в воду, они утонут или нет? Давайте проверим. Дети помещают кусочки льда в воду, наблюдают, как они плавают.

Вывод. Лёд в воде не тонет, потому что он легче воды.

Воспитатель. Ребята. Снежная королева приготовила для вас угощение – свои любимые ледяные конфеты. Вы съедите их? Почему? Ответы детей.

Чтобы получить лёд, что надо сделать?

Дети: Надо заморозить воду.

Воспитатель: Где это можно сделать? Ответы детей.

Давайте вылепим из пластилина мисочки, наполним их цветной водой с помощью шприца. Когда пойдём на прогулку, возьмём их с собой. Что произойдёт? Какие льдинки у нас получатся? Как их можно использовать? Ответы детей.

Ребята, что вы узнали про лёд в лаборатории Снежной королевы? Лёд – это что? Какой он?

На одной ножке покрутись,

В детский сад возвратись!

Итог. Ребята, Львёнок вас благодарит. Он узнал много интересного о зиме.

Теперь Он обязательно расскажет своим друзьям, что такое снег, лёд. А теперь ему пора прощаться. До свидания!

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходят успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом действия носят пробующий характер.
Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское мышление переходит от наглядно - действенного к наглядно-образному и логическому.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Оценить 372 0

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Проект по познавательно-исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий, групповой, среднесрочный.

Сроки реализации проекта: 6 недель (С 16 января по 1 марта 2018г.)

Руководитель проекта : воспитатель Германова И.А.

г. Рославль 2018г.

Пояснительная записка

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.

Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходят успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом действия носят пробующий характер.

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское мышление переходит от наглядно - действенного к наглядно-образному и логическому.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

Актуальность проекта

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Дети дошкольного возраста по природе своей- пытливые исследователи окружающего мира. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который сумеет заинтересовать детей, научит не только смотреть, но и видеть. Дети явно захотят узнать ещё больше.

Прогулки с детьми будут плодотворными, интересными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.

Все дети, наверное, любят зиму. Ведь с приходом зимы на душе становится как-то светло: белые дорожки, деревья, будто белым покрывалом укрыты.

Дети в ожидании зимы, так как их ждет много разных забав: катание с горки на санках и ледянках; катание на лыжах, коньках; игра в снежки, эксперименты со снегом.

Социальная значимость проекта:

Детское экспериментирование - способ, помогающий ребенку понять скрытые связи и отношения, применить имеющие знания, попробовать свои силы.

Актуальность заявленной проблемы:

На сегодняшний период в дошкольном образовании остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так-же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Цель проекта:

Развитие опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега, развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

-Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями,знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

-Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.

-Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность.

-Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.

Принципы реализации проекта.

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка,эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и формы работы воспитателя при подготовке к проекту:

-проведение консультаций с родителями.

- разработка методических материалов для родительского уголка.

- просмотр видеоматериалов по теме проекта.

- совместная образовательная деятельность (аппликация, рисование, лепка.)

-наблюдение в природе.

-рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

-беседы по теме эксперимента.

Задачи работы с родителями:

Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.

Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.

Участие родителей в реализации проекта.

Ознакомление с уголком экспериментальной деятельности в группе.

-Повышение детского интереса к экспериментированию и использование приобретённых навыков в продуктивной деятельности; проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, умение выделять причинно-следственные связи, рост уровня любознательности, наблюдательности.

-Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

-Обогатить знания детей и родителей об экспериментальной деятельности. Пробудить интерес к окружающему миру.

-Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.

-Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы, выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный

-Выбор темы проекта.

-Определение цели и задач проекта.

-Сбор и анализ литературы по данной теме.

-Разработка плана реализации проекта.

-Изучение методической литературы.

-Информация для родителей о предстоящем проекте.

-Сотрудничество с родителями.

-Подготовка информационного стенда, консультационной базы для родителей.

-Подборка иллюстративного материала, видеоматериала по проекту.

-Подборка стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о зиме.

-Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр по теме.

-Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.

-Подбор музыкальных произведений.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Подготовка материала и оборудования.

- Предварительная работа по реализации проекта.

2этап – основной.

Направления деятельности:

Работа с детьми:

Формы работы с детьми:

Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности

Мероприятия

Просмотр мультфильма для детей. Что такое снег и какие бывают снежинки?

Чтение пословиц и поговорок о зиме.

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Опыт №2. Исследование чистоты снега.

Цель. Дать детям понятие, что снег бывает не только чистым, но и грязным. Задание на дом: рассказать о пользе снега.

Загадки о зимних явлениях в природе.

Опыт №3. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. Наблюдения за снежинками.

Опыт №4. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Опыт №5. Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Опыт №6. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Прослушивание аудиозаписи Петр Ильич Чайковский "Зима" "Святки",

"У камелька", "Масленица".

Опыт №7. Ледяной дом.

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. Задание на дом: приметы о снеге.

Опыт №8. Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Чтение пословиц и поговорок о зиме.

Опыт №9. Ледяной секретик.

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Прослушивание аудиозаписи В. А. Гаврилин "Времена года" Зима.

Беседа с детьми: вспомнить все опыты, которые проводили, подвести итог.

Работа с родителями.

Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Проведение индивидуальных бесед по теме:

этап – заключительный.

Обогатились знания детей и родителей об экспериментальной деятельности. Пробужден интерес к окружающему миру.

Дети применяют свои знания в жизни.

В проекте активное участие принимали родители.

Список литературы.

7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

9.Иванова А. И. Методика организации наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

10.Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.

Автор: Исмаилова Надежда Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 1 "Лёвушка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Киселевск
Наименование материала: Конспет культурной деятельности
Тема: Экспериментальной деятельности старшей группы "Зима".Свойства воды, льда, снега.
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через

экспериментирование со льдом и снегом.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация,

Развивающие задачи:

расширять знания детей о зиме, ее месяцах;

развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;

продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в

природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни,

длинные ночи и т.д.);

Обучающие задачи:формировать умение детей в ходе

экспериментирования определять свойства льда и снега (белый,

бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в

воде; тают в тепле); учить детей выдвигать гипотезы и проверять их

опытным путем; обогащать словарный запас детей;

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к экспериментальной

деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность,

желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями;

рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Оборудование: две тарелки; по два стаканчика с водой на каждого ребёнка;

цветные полоски; краски синяя, зелёная; мисочки для снега; цветные

бусинки; костюм Зимы (для взрослого); костюм снеговика (детский);

карточки с зимними развлечениями; мольберт; карточки с приметами всех

времён года; магниты.

Ход занятия:

1.Чтение стихотворения:

Закружили метели, песни вьюга поёт.

До весенней капели вся природа заснёт.

Холод, песни метели и дорога пуста…

И закованы реки в прочный панцирь из льда.

- о каком времени года это стихотворение?

-назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас?

-какой будет? какой был?

ладоши, если услышите слова связанные с зимой. (Снежинка, тепло, Новый

год, санки, лёд, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад,

Снегурочка, лыжи и т. д.) .

Ребята посмотрите картинки (воспитатель обращает внимание детей на

мольберт), здесь мы видим, как мы зимой веселимся.

В какие игры мы

3.Скажите, а вы любите отгадывать загадки?

Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)

Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка)

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

Дети под музыку выполняют ритмические движения.

А теперь мы как настоящие учёные будем заниматься исследовательской

работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-

исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших

исследований самому активному исследователю будет наклеена эмблема

Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты

наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как будем освобождать бусинки

из ледового плена.

Воспитатель: Правильно, давайте несколько бусинок поставим около

обогревателя, несколько бусинок над батареей, несколько положим в таз с

горячей водой. Посмотрим, где быстрее всего растает лёд?

Воспитатель: Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он опять

превратился в воду?

Дети: Нагреть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи

между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Дети проходят за столы.

Опыт 1. Определение цвета.

Какого цвета снег?

Дети: Белого.

Дети: Бесцветного.

Опыт 2. Определение прозрачности.

Дети положите под кусочек льда – полоску красного цвета. Какого цвета

Дети: Красного.

Положите под снег. Что вы видите?

Теперь положите под лёд синюю полоску.

Вывод. Лёд прозрачный, а снег непрозрачный.

Опыт 3. Определение качества снега и льда.

У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала

посмотрите на свои ладошки – они сухие. Возьмите лёд в руки и скажите,

Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.

Воспитатель: Возьмите в руки снег. Какой он?

Вывод. Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий, мягкий, а лёд

Опыт 4. Определение прочности.

Ребята возьмите горсть снега и нужно высыпать её на тарелочку. Как можно

назвать это свойство снега?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: А лёд? Я случайно уронила кусочек льда. Что с ним

Дети: Он раскололся, он хрупкий.

Опыт 5. Тонет, не тонет.

Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег? А лёд?

Дети: снег тает в воде, а лед плавает на поверхности

А мы сейчас проверим. Положите комочек снега в стаканчик с водой, а в

другой стаканчик – лёд.

Вывод. Лёд и снег не тонут.

Опыт 6. Ребята пришло время проверить, что стало с бусинками,

освободились ли они от ледяного плена?

Дети проверяют все бусинки и делают вывод, что в горячей воде все они

Воспитатель: предлагает детям все бусинки поместить в горячую воду.

Ребята, давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде.

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под воздействием тепла

превращается в воду.

Лёд – это замёрзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под

воздействием тепла превращается в воду.

Воспитатель: Спрашивает у ребят про бусинки. И как им удалось с таким

Дети: Лёд растаял в горячей воде и бусинки освободились от ледяного

Воспитатель: Ребята большое вам спасибо. А за то, что вы такие молодцы

я принёс вам угощение – леденцы!

Опыт 7. Ребята, а вы хотите в группе поиграть со снегом? Можно ли его

Читайте также: