Председатель пмпк в школе кто должен быть

Обновлено: 05.07.2024

Часто родители с беспокойством воспринимают новость, что его ребенку рекомендуют пройти психолого-медико-педагогический консилиум (далее — ПМПк), и в голове появляется множество вопросов: что это за консилиум, почему нам надо ее пройти, как она повлияет на будущее ребенка и можно ли от нее отказаться?

Мы нашли ответы на самые задаваемые вопросы родителей

Что такое ПМПк?

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, или школьный консилиум) — собрание школьных специалистов, которые, общаясь с ребенком и давая ему разного типа задания, выявляют причины неуспеваемости в школе и дают родителям и педагогам рекомендации по выбору образовательной программы и по решению проблем в учебе, поведении, взаимоотношениям, общем развитии. Иногда к консилиуму подключают недостающих специалистов, например, дефектологов и психиатров. Важно понимать, что специалисты школьных консилиумов не ставят медицинские и психологические диагнозы. Они думают о том, как помочь ребенку обучаться в конкретной школе.

Когда назначают ПМПк?

Обычно пройти ПМПк рекомендуют детям, которые не справляются с основной общеобразовательной школьной программой и имеют академические задолженности, у которых есть проблемы с социальной адаптацией, агрессивное поведение .

Еще одна категория детей — подозреваемые/обвиняемые или подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние (это зафиксировано в ст.42 ФЗ №273 Об образовании в РФ).

Кто проводит ПМПк?

Руководит консилиумом директор. В состав входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, логопед или дефетолог, врач-педиатр. В составе также могут быть учителя с большим педагогическим опытом, врачи узкой направленности, например, невропатолог.

Такой многочисленный состав консилиума позволяет исчерпывающе определить уровень развития учащегося. Для максимальной объективности оценки информацию о ребенке каждый член комиссии получает отдельно. Все члены комиссии обязаны следовать профессиональной этике.

Могут ли родители отказаться от ПМПк?

Могут, создание ПМПк и выдача заключения происходит только на основании заявления или письменного согласия от родителей/законных представителей ( ст.42 ФЗ №273 Об образовании в РФ). Они подписывают договор со школой.

ПМПк — это не приговор, это не стыдно и совсем не значит, что ваш ребенок обязательно болен. Разберитесь в теме, изучите все законы и акты, определите, нужно ли вам решение консилиума и как оно повлияет на будущее ребенка, пообщайтесь с родителями, которые уже проходили консилиум.

Может ли родитель присутствовать?

Если родителям что-то непонятно в решении консилиума, им должны это объяснить. Если родители не присутствовали на консилиуме, их все равно должны ознакомить с решением и рекомендациями.

В Положении о ПМПК перечислены и другие права родителей, о которых важно знать:

Разрешено находится на обсуждении итогов консилиума и вынесении специалистами решения, родители могут высказать мнение по предложенным рекомендациям.

Родители и дети имеют право на консультации с членами комиссии и на оказание ими психолого-медико-педагогической помощи.

Если родители не согласны с заключением консилиума, то они могут обжаловать его в вышестоящих органах.

К чему обязывает заключение?

Заключение ПМПк для родителей носит чисто рекомендательный характер и не является прямым руководством к действию.

Во время обследования комиссия может предположить отклонения в психическом и(или) физическом развитии ребенка. На основе этого они могут предложить пройти большую психолого-медико-педагогическую комиссию.

Но финальное решение (и ответственность) — принимать эти рекомендации или нет — остается за родителями. Вас никто не может принудить к нему.

Создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности детей с ОВЗ и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей школы и в соответствии со специальными образовательными потребностями учащихся .

  1. Основные задачи
  1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении детей.
  2. Разработка индивидуального образовательного плана (тактики развития) в соответствии с рекомендациями ПМПК : разработка программ коррекционных и воспитательных мер для учащихся.
  3. Определение всей линии мероприятий адаптации по включению детей с ОВЗ в образовательное пространство (в среду обычных сверстников). Выявление причин и оказание помощи детям с дезадаптацией.
  4. Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы для педагогов и родителей (дидактический и воспитательный аспекты).
  5. Осуществление индивидуально ориентированной педагогической психологической, социальной и юридической помощи детям.
  1. Основные направления деятельности
  1. Анализ диагностики уровня психического и социального развития детей.
  2. Планирование психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующей компенсации дефектов развития и неадекватных форм поведения.
  3. Оказание помощи в адаптации и социализации детей.
  4. Методическое обеспечение профилактической работы психологов, учителей, социальных педагогов и родителей по преодолению и коррекции проблем в обучении и воспитании.
  5. Анализ конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде.
  1. Состав: председатель, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог, медицинский работник, ЗУВР, учителя.
  2. Организация работы

1. Работа консилиума осуществляется по плану:

Не менее 4 плановых рабочих цикла в год (определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута, динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы, решение вопроса об изменении образовательного маршрута и содержания коррекционно-развивающей работы по завершению учебного года).

Внеплановые консилиумы (проводятся по запросу специалистов, родителей): принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае её неэффективности, изменение образовательного маршрута (в рамках школы или подбор иного типа учебного заведения) в течение учебного года.

2. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения конкретного вопроса: а). информационный обмен между участниками; б). разработка тактики сопровождения данного ребёнка.

3. Деятельность консилиума по отношению к конкретному ребёнку состоит в ответе на вопросы:

  • Каков психологический, педагогический статус учащегося на момент обследования?
  • Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие ребёнка в целом на момент обследование?
  • Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная тактика его сопровождения в процессе воспитания и обучения?
  • В каких формах, и в какие сроки в сопровождении ребёнка примут участие психолог, учитель, специалист?
  • Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная помощь участников консилиума педагогическому коллективу или отдельным учителям, родителям ребёнка?
  • Как управлять процессом реализации психолого-педагогического сопровождения?
  • Как будет предоставлена система мониторинга, если будет меняться диагностический комплекс?

4. Специалисты ПМПк выполняют работу в рамках основного рабочего времени по индивидуальному плану работы, составленному в соответствии с выполнением рекомендаций ПМПК и реальным запросом на обследование детей. Специалистам может быть установлена доплата, размер которой в соответствии со ст. 32 и ст. 54 "Закона об образовании РФ" определяется ОУ самостоятельно.

Предварительный просмотр:

по организации деятельности ПМПк ОУ

для председателей и специалистов

Организация деятельности ПМПк ОУ

I. Алгоритм действий специалистов школьного ПМПк

при первичном обследовании ребенка на ПМПК (1- 4 классы)

  1. Классные руководители образовательного учреждения, на основании наблюдения за развитием ребенка выявляют из числа обучающихся детей испытывающих трудности в усвоении программы общеобразовательной школы.
  2. Проводят беседу с родителями (законными представителями) о необходимости обследования ребенка на ПМПк, получают письменное согласие родителей (законных представителей) на предмет обследования ребенка. В случае несогласия родителей (законных представителей) проводят с ними просветительскую, разъяснительную работу по созданию адекватного понимания проблемы в развитии ребенка.

В случае согласия родителей (законных представителей) на обследование ребенка классный руководитель подает заявку председателю школьного ПМПк с просьбой на обследование ребенка специалистами школьного ПМПк (учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог) и готовит на ребенка пакет документов (педагогическая характеристика (Приложение 1, 2), педагогическое представление (Приложение 3), образцы письменных работ учащегося, заявление родителей (законных представителей), сведения об успеваемости ребенка и сведения о количестве пропущенных уроков (Приложение 4).

- письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование (заявление установленного образца – Приложение 11);

- педагогическую характеристику на ребенка;

- педагогическое представление для ПМПк;

- представление педагога-психолога для ПМПк;

- представление учителя-логопеда для ПМПк;

- заключение школьного ПМПк;

- копии письменных работ учащегося по русскому языку и по математике;

- сведения об успеваемости ребенка;

- сведения о количестве пропущенных уроков;

- копию свидетельства о рождении ребенка (паспорт);

- копию паспорта родителей (законных представителей), копию удостоверении опекуна;

- копии врачебных заключений (если ребенок стоит на учете у узких специалистов);

12. В назначенный по утвержденному графику день, ребенок вместе с родителями (законными представителями) и в сопровождении представителя школьного ПМПк, который предоставляет пакет документов на ребенка специалистам районной ПМПК, приглашается для обследования в районную ПМПК. Родители должны иметь при себе документ, удостоверяющий их личность, медицинскую карту ребенка из поликлиники.

II. Алгоритм действий специалистов школьного ПМПк

при повторном обследовании ребенка на ПМПК

  1. Для повторного обследования на районную ПМПК направляются дети, обучающиеся по программе VII вида в конце 4 класса (при переходе на вторую ступень обучения), в конце 6 класса и в конце 8 класса. Учащиеся данных классов должны иметь выписку из протокола заседания ПМПК с рекомендациями о форме обучения, выданную раннее.
  2. Ребенку прошедшему ПМПК и взятому на коррекционно-развивающее обучение назначается ведущий специалист (классный руководитель), он и другие специалисты школьного ПМПк ведут коррекционно-развивающую работу с ребенком и отслеживают динамику развития ребенка, проводят комплексные диагностические обследования.
  3. Перечисленные в пункте 2 специалисты предоставляют председателю школьного ПМПК документы, отражающие динамику развития ребенка за установленный период, эффективность выбранной формы обучения и проводимой коррекционной работы (эти данные отражаются в педагогической характеристике, в представлении педагога, представлении учителя-логопеда, представлении педагога-психолога).
  4. Классный руководитель проводит беседу с родителями (законными представителями) ребенка о необходимости повторного обследования на ПМПК, берут у родителей письменной согласие (заявление), готовит пакет документов для школьного ПМПк, направляет к врачу-психиатру.
  5. Для школьного ПМПк классный руководитель предоставляет те же документы, что и при первичном обследовании на ПМПк.
  6. Дальнейшая работа школьного ПМПк строится также, как и при первичном направлении ребенка на районную ПМПК.
  7. При выявлении новых обстоятельств или координальных изменений в состоянии развития ребенка (положительная или отрицательная динамика) в процессе коррекционной работы повторный прием на районной ПМПК может проводится внепланово по заявке родителей (законных представителей) или ОУ.

III. Алгоритм действий специалистов школьного ПМПк

при отслеживании динамики развития ребенка специалистами районной ПМПК

  1. Специалисты школьного ПМПк обязаны предоставлять сведения о динамике развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамический контроль в конце 2,3,5, 7 классов.
  2. Для контроля за динамикой развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамическое сопровождение собирается расширенный состав ПМПК, куда входят специалисты районной ПМПК и представители школьного ПМПк.
  3. Специалист школьного ПМПк предоставляет для рассмотрения на расширенном заседании ПМПК сведения о динамике развития ребенка:

- педагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики

коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на

районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционно-развивающей

- педагогическое представление для отслеживания динамики развития (Приложение 12);

- карта динамики речевого развития (заполняется учителем-логопедом) (Приложение 13);

- психологическое представление для отслеживания динамики развития (Приложение 14);

- сведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое

сопровождение (Приложение 15).

4. По результатам проведенного совместного заседания расширенного состава ПМПК

заполняется Протокол, даются рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка

специалистам ОУ, родителям (законным представителям), даются выписки из протокола

совместного расширенного заседания ПМПК с рекомендацией о дальнейшей форме

Примерная пед. характеристика на ученика с ЗПР

(предоставляется на ПМПК, врачу-психиатру)

на ученика (цу) ______ класса школы № _________

Дата рождения _____________________

Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у (имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.

Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как биология, история, география, обществознание.

Внимание неустойчиво. (Имя) не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время уроков рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать сложные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактно-логического мышления затрудняет усвоение программного материала по таким предметам как алгебра, геометрия, физика, химия. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.

У ребенка бедный, недифференцированный словарный запас. Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замен, недописывания букв), а также в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений).

У (имя) не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает. Работоспособность низкая, отмечается быстрая истощаемость организма из-за умственных нагрузок. По мере утомления или неуспешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится эмоционально неустойчивым: раздражительным, легко возбудимым.

Директор подпись расшифровка

Классный руководитель подпись расшифровка

Методические рекомендации к заполнению педагогической характеристики на ребенка с задержкой психического развития

Педагогическая характеристика ребенка с ЗПР может иметь разное назначение в зависимости от того, с какой целью она составляется. Соответственно меняется и ее основной акцент. Так, педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из общеобразовательной школы в специальный коррекционный класс для детей с ЗПР.

Или педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из коррекционного класса для детей с ЗПР в массовую школу в результате его значительного продвижения в овладении учебной программой, положительной динамики психического развития и улучшения состояния здоровья.

Педагогическая характеристика также необходима, если ученик стойко не усваивает учебный материал и встает вопрос о пересмотре диагноза; в этом случае она предназначена для медико-педагогической комиссии.

Характеристика должна отражать продвижение ученика в процессе обучения, изменения, происходящее под влиянием специального обучения и воспитания.

Педагогическая характеристика должна содержать следующие разделы:

1) общие сведения об ученике;

2) состояние школьных знаний и навыков;

3) общее развитие ребенка, особенности речи и мышления;

4) особенности учебной деятельности;

5) особенности поведения;

6) характеристика личности;

При характеристике уровня общего развития следует показать осведомленность ребенка в окружающем (семья, окружающие предметы, простейшие явления природы). Степень полноты и точности таких знаний и представлений послужит материалом для оценки познавательной активности ребенка.

Описание речевого развития школьника должно содержать краткую количественную и качественную характеристику лексического запаса слов; отражать особенности грамматического строя речи — имеется ли аграмматизм и какова степень его выраженности, какие части речи и типы предложений преимущественно используются; затруднения в оформлении речевого высказывания — замедленность, наличие повторов, поиск нужных слов и др. Важно выделить особенности речи ребенка — состояние фонематического слуха, виды ошибок в устной, и письменной речи, их частота. Необходимо указать на наличие и степень стойкости ошибок, специфичных для письменных работ детей, либо отметить отсутствие таковых.

Также следует охарактеризовать способность делать пересказ прочитанного или прослушанного текста. По всем вопросам, касающимся состояния речи, педагог должен советоваться со школьным логопедом, использовать его данные.

Описывая особенности мыслительной деятельности, следует прежде всего остановиться на способности к обобщению, осмыслению материала, на понимании логических связей и отношений, умении выделить существенные признаки предметов, на возможности переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Нужно указать степень использования ребенком помощи, раскрыть его потенциальные возможности.

Характеризуя особенности учебной деятельности ребенка, необходимо раскрыть следующее: быстрота его включения в работу, устойчивость деятельности (ее продолжительность без отвлечений), затруднения в переключении, темп работы, уровень работоспособности; наличие импульсивности при выполнении заданий, степень самостоятельности и организованности, сформированность навыков самоконтроля и умения оценить выполненную работу.

При описании поведения учащегося следует указать, насколько он дисциплинирован на уроках, на перемене, вне школы; отметить, есть ли двигательная расторможенность (либо заторможенность); описать, какими навыками культурного поведения он владеет.

Заключительный раздел характеристики как бы суммирует и оценивает все самое существенное в ребенке, отмеченное в предыдущих разделах. Здесь педагог должен выделить черты характера и особенности личности ребенка, которые он оценивает как положительные или как отрицательные, а также указать на особенности, которые мешают ему овладеть знаниями, и на предполагаемые причины этого. Необходимо также определить степень его готовности к обучению по программе следующего учебного года.

Характеристика, написанная для медико-педагогической комиссии, должна освещать стороны, важные в плане дифференциальной диагностики. Здесь в первую очередь следует показать конкретные затруднения ученика в овладении школьной программой, особенности его мыслительной деятельности (темп, способность к обобщению, к осмыслению учебного материала, возможности использования помощи и осуществления переноса), состояние работоспособности ребенка, результаты индивидуальной работы с ним.

ПМПК и ПМПк

Параметры для платежной системы для формирования чеков:

ПМПК и ПМПк - это две схожие аббревиатуры, двух совершенно разных по составу, формированию, задачам и осуществляемой деятельности, образовательных структур. Общее у них одно- помочь детям с проблемами в обучении осилить образовательную программу.

Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия) (далее - ПМПК) создается в целях коррекции детского недоразвития, путём установления права данной категории детей на специальное образование, а также для консультирования родителей (законных представителей), педагогов и других заинтересованных лиц по всем вопросам, связанным с физической и (или) психической недостаточностью детей.

ПМПк - школьный психолого-медико-педагогический консилиум - необходимое звено в системе диагностико-консультативной работы: осуществляет диагностику учащихся и консультирования родителей и педагога, организует помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении, готовит документы на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию (консультацию)).

Основные отличия деятельности специалистов ПМПК от деятельности специалистов в составе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

Функционал

Комиссия

Консилиум

Задачи

Определение образовательной программы, типа учреждения и основных направлений индивидуальной коррекции

Разработка индивидуальной программы междисциплинарного сопровождения ребенка

Форма организации процедуры обследования

Коллективная работа при наличии одного специалиста, активно работающего с ребенком и предъявляющего комплексные методики

Индивидуальное обследование, производимое каждым специалистом по специализированным методикам

Состав

Время обследования

Форма обсуждения результатов, выработки заключения

Коллегиально с участием всех специалистов

Коллегиально с участием всех специалистов

Формулировка заключения

Констатация состояния ребенка. Краткое описание условий и целостного образовательного маршрута

Подробное, включающее заключения всех специалистов, рекомендации по организации индивидуальной помощи ребенку, организации междисциплинарного сопровождения

Ниже представлена краткая сравнительная характеристика вышеназванных образовательных структур.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (консультация) (далее - ПМПК) создается в целях своевременного выявления и коррекции детского недоразвития, дифференциально-диагностического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), установления права данной категории детей на специальное образование, а также для консультирования родителей (законных представителей), педагогов и других заинтересованных лиц по всем вопросам, связанным с физической и (или) психической недостаточностью детей.

Специалисты консилиума определяют первоначальные коррекционные задачи, оптимальные пути их решения, определяют форму и сроки коррекционно-развивающего обучения. Осуществляют диагностику учащихся и консультирования родителей и педагогов, организуют помощь и педагогическую поддержку детям с трудностями в обучении, готовят документы на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию (консультацию)).

(Если ребёнок ни при каких условиях не может осилить программу обучения)

Направление (кто направляет)

Прием детей и подростков в ПМПК осуществляется по инициативе учреждений и органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, общественных организаций только с согласия и в сопровождении родителей (законных представителей).

По инициативе родителей (законных представителей), сотрудников ОУ, с согласия родителей, представителей и на основании Договора между ОУ и родителями, представителями ребёнка.

В составе ПМПК работают:

Заведующий, практические психологи, врачи: невропатолог, психиатр, отоларинголог, окулист, педиатр и др.

Дефектологи: олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, логопед

Может присутствовать юрист и другие заинтересованные лица.

Состав консилиума утверждается приказом директора образовательного учреждения(т.е в каждой школе, садике формируется свой консилиум из следующих специалистов):

- председатель (зам. директора по УВР (методист));

- учителя, имеющие опыт работы в коррекционном классе.

1) Разработка и осуществление психолого-медико-педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей;

2) своевременное и комплексное обследование детей, выявление нарушений в развитии;

3) выявление готовности детей к школьному обучению;

4) определение формы обучения;

При необходимости ПМПК пересматривают ранее установленные диагнозы, направляет ребенка на дополнительное обследование;

5) выявление и учет всех детей с отклонениями в развитии;

6) отбор детей в специальное учреждение и комплектование групп (классов).

1) Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик;

2) выявление уровня и способностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, речи;

3) выявление потенциальных (резервных) возможностей ребенка, разработка рекомендаций для учителя для обеспечения индивидуального подхода к ребенку;

4) выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития;

5) выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ;

6) обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса;

7) определение путей интеграции детей в соответствующие классы;

8) профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных стрессов.

9) Подготовка заключения о состоянии развития и здоровья для представления в ПМПК

Обследование ребенка проводится по следующему алгоритму:

1) Ознакомление с сопроводительными документами;

2) Профессиональное обследование;(вышеперечисленных специалистов);

3) Заключение и рекомендации.

заслушивание характеристики, Представлений /Заключений/ специалистов, их дополнение со стороны ведущего специалиста, врача, других членов Консилиума;

2. Собеседование с родителями (законными представителями);

3. Собеседование с ребёнком;

4. Обмен мнениями и предложениями по коррекции развития;

5. Выбор оптимальных для данного ребёнка образовательных программ;

разработка индивидуальной программы коррекции с ребёнком.

ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим законодательством ЛНР, указами и распоряжениями Главы ЛНР, постановлениями и распоряжениями Совета Министров ЛНР, решениями соответствующего органа управления образованием , Положением, своим Уставом.

Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом ЛНР "Об образовании", приказом МОН ЛНР № 225-од от 15.03.2017 "Типовое положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме", Уставом ОУ, Договором между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, Договором между ПМПк и территориальной психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК), Положением разрабатываемым и утверждённым директором ОУ.

Таким образом из таблицы видно, что ПМПК - это более серьёзная структура. ПМПК проводится с целью определения максимально наилучшего образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ.

ПМПк - открывается при образовательных учреждениях ( как коррекционных, так и общеобразовательных (далее - ОУ) приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Это систематически действующее, с постоянным составом участников, наделенное правом рекомендовать и контролировать совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе. Консилиум работает круглогодично, выявляя трудных учеников, обследует их, намечает планы работы с этими детьми, отслеживая динамику и корректируя методы и программу обучения ребёнку группы риска.

В заключение остаётся только добавить, что заключения как ПМПК , так и ПМПк носят рекомендательный характер. Последнее слово и решение в выборе образовательного маршрута всегда остаётся за законными представителями ребёнка. Поэтому нет никакой нужды для оспаривания заключений ПМПК и ПМПк и по этой же самой причине нет никакой нужды в вышестоящих организациях для оспаривания заключений. Т.е как в ПМПК, так и ПМПк нет ничего страшного и криминального. Напротив, это нужные структуры, которые нужно умело использовать в помощь ребёнку.

Удачи всем родителям в этом не простом искусстве- воспитании и обучении ребёнка и тем более ребёнка с ОВЗ.



ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.

В субъектах Российской Федерации работают центральные и территориальные комиссии.

Деятельность ПМПК направлена на определение особых образовательных потребностей и условий, необходимых для развития и обучения детей.

Причины обращения в ПМПК



В ПМПК обращаются родители по собственной инициативе, по направлению образовательной организации или медицинского учреждения.


Состав ПМПК Для чего проводится комплексное

психолого-медико-педагогическое обследование ребенка?

По результатам обследования определяются условия для получения образования и рекомендации по обучению и воспитанию ребенка.

Специалисты ПМПК не устанавливают диагнозы, не принимают решение о необходимости индивидуального обучения или обучения на дому, не переводят из класса в класс и не определяют образовательную организацию.



Документы, необходимые для обращения в ПМПК

1. Документы, удостоверяющие личность родителя и ребенка:

– копия паспорта родителя (законного представителя), копия свидетельства о рождении ребенка, копия паспорта ребенка (при достижении ребенком 14 лет);

– документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка (приказ о назначении опекуном);

Копии документов делаются родителями заранее, предоставляются в комиссию в день обследования с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии.

2. Заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалистов, осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающегося.

3. Характеристика воспитанника /обучающегося/ для предоставления на ПМПК, выданная образовательной организацией.

4. Выписка из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации).

5. Письменные контрольные и самостоятельные работы по русскому (родному) языку, математике (для школьников), рисунки (для дошкольников).

6. Табели успеваемости с итоговыми оценками за прошлый учебный год и итоговыми оценками за четверть (полугодие) текущего учебного года (для школьников).

7. Заключение (заключения) психолого-медико-педагогической комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии для всех, обязательно – для тех, кто проходит ПМПК повторно, для участников ГИА).

При подготовке документов в комиссию обратите внимание:

Заключения всех врачей должны быть заверены печатью, а бланк выписки – треугольной печатью поликлиники. Срок действия выписки составляет 6 месяцев на момент подачи документов в комиссию. Для полноценного обследования ребенка на заседание комиссии желательно приносить также медицинскую карту из детской поликлиники.

Заключение и характеристика на обучающегося / воспитанника готовятся заранее (до прохождения комиссии) специалистами консилиума образовательной организации и выдаются родителю (законному представителю) для ознакомления и предоставления в ПМПК.



Правила для родителей (законных представителей)

по сопровождению ребенка на ПМПК

– Не переживайте сами за процесс и результаты обследования или, по крайней мере, старайтесь не показывать своего волнения. Помните, что Ваша тревога передается ребенку.

– В день комиссии ребенок должен быть здоровым. В случае если ребенок заболел, попросите перенести комиссию на другой день!

– Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно – без спешки заполнить документы и еще раз настроить ребенка на взаимодействие с педагогом.

– Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет педагог или попросит об этом Вас.

– После комиссии обязательно поддержите, приободрите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и всячески выражать свое негодование. Сохраняйте спокойствие и самообладание!

– Найдите, за что можно похвалить ребенка и как поддержать уверенность.

– После комиссии ребенку лучше отдохнуть, поиграть или позаниматься любимым делом.

Процедура обследования в ПМПК



Обследование всегда проходит в присутствии родителей (законных представителей). Возможно проведение обследования в режиме видеотрансляции, когда с ребенком и родителями взаимодействует один специалист, а остальные специалисты наблюдают за процедурой обследования дистанционно. Это более комфортно для ребенка и родителей.

Специалист комиссии задает ребенку вопросы и просит выполнить задания. Все методики обследования подбираются с учетом возраста и возможностей ребенка.

Объективные выводы специалистов ПМПК по результатам диагностических обследований являются основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.

После обследования ребенка проводится консультация для родителей (законных представителей). Внимательно выслушайте рекомендации специалистов ПМПК по результатам обследования ребенка. При необходимости, запишите важную информацию. Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

Результаты обследования: заключение ПМПК



Заключение содержит рекомендации по образовательной программе, подходящей для ребенка. Это может быть адаптированная или основная образовательная программа дошкольного, начального, основного, среднего общего или профессионального образования. Программа рекомендуется на уровень образования.

Также в заключении ПМПК перечисляются специальные образовательные условия. Они включают специальные методы обучения, специальные учебники и учебные пособия, специальные технические средства обучения, услуги ассистента (помощника), тьюторское сопровождение, рекомендации по особой организации пространства.

В зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка указываются направления коррекционной и профилактической работы специалистов сопровождения (психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога).


Заключение ПМПК и права родителей

Заключение ПМПК для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер.

Предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК является основанием для создания специальных условий для обучения и воспитания ребенка.

Родители (законные представители) имеют право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации.

Заключение комиссии действительно для предъявления в течение одного календарного года с даты его подписания.

Заключение ПМПК может быть предъявлено в бюро МСЭ, так как оно учитывается при заполнении индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида.

Помните: Чем раньше ребенку будет оказана помощь – тем больше шансов на успех!

Как психиатр я регулярно участвую в работе психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и каждый раз, когда вижу испуганные глаза мамы, которая пришла с ребенком на комиссию, хочется ее успокоить и объяснить: что же это такое ПМПК.

Документальная база

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.

Таким образом, в состав комиссии входят:

дефектолог по соответствующему профилю: олигофренопедагог (для детей с умственной отсталостью), тифлопедагог (для слепых детей), сурдопедагог (для детей с глухотой),

При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Для проведения обследования ребенка в комиссию предоставляются следующие документы:

  • Паспорт родителя (законного представителя)
  • Свидетельство о рождении ребенка, паспорт по достижении 14 лет
  • Опекунское удостоверение (для опекаемых детей)
  • Выписка из истории развития ребенка от педиатра (Ф-12)
  • Заключение врача-офтальмолога (окулист)
  • Заключение врача-отоларинголога (лор)
  • Заключение врача-невропатолога (детям дошкольного возраста)
  • Заключение врача- психиатра (для детей старше 4 лет)
  • Заключение врача-ортопеда (для оформления в группу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
  • Педагогическая характеристика от воспитателя (классного руководителя)
  • Представление психолога, логопеда (при наличии специалистов в образовательном учреждении)
  • Последние тетради по русскому языку и математике (для школьников)
  • 4 рисунка (для дошкольников)

Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку, личной печати и подписи врача. Справки действительны в течение одного года, справка от психиатра действительна шесть месяцев

Заключение комиссии для родителей или законных представителей детей носят исключительно рекомендательный характер .

Как проходит работа комиссии?

Ребенок приходит на обследование в сопровождении родителей или законного представителя. Желательно, чтобы на ПМПК присутствовала мама ребенка. Если будет необходимо, то именно мама может рассказать о раннем периоде развития ребенка.

В день, когда ребенок должен быть показан на ПМПК, родители приходят заблаговременно (за 30 минут) и регистрируются у дежурного специалиста. После этого с родителями начинает работать секретарь комиссии. Еще раз проверяется наличие всех документов.

При этом собеседовании родители (законные представители) должны предоставить оригиналы документов, удостоверяющие личность ребенка, личность родителя (законного представителя) и их право представлять ребенка на ПМПК.

В определенное время в порядке очереди, установленной заблаговременно, родители и их дети приглашаются на комиссию.

После того, как родитель (законный представитель) даст согласие на обследование ребенка и услышит ответы на все интересующие вопросы по воспитанию и обучению ребенка, члены комиссии, в зависимости от заявленных проблем, проводят обследование ребенка и в рамках своей компетенции выносят решение.

Завершается вся работа собеседованием родителей с секретарем ПМПК, который окончательно оформляет все документы и при необходимости разъясняет родителям их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.

Преимущества обучения ребёнка

в специализированной группе

В дошкольных образовательных учреждениях для детей с особыми возможностями здоровья открываются логопедические группы, группы для детей с задержкой психического развития, группы для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, а также группы для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В школах открываются коррекционные классы для детей с задержкой психического развития. Школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья набирают детей только по рекомендации ПМПК.

Некоторые родители ошибочно полагают, что перевод ребёнка в другое образовательное учреждение не оправдан в силу территориальной удалённости, сложности адаптационного периода, при этом упускают время, которое могло бы быть использовано для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка.

Обучение и воспитание детей в коррекционной группе или классе имеет ряд преимуществ.



Наполняемость групп по нормативам – 10-15 человек. Каждому ребёнку уделяется больше внимания. Созданы условия для индивидуального обучения.

Расширенный кадровый состав, дополнительное финансирование детских садов и школ, реализующих медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии предполагает комплексную коррекцию проблем, особенностей, имеющихся у ребенка.

Родители не всегда бывают согласны с решением ПМПК. Они могут пройти обследование в вышестоящей ПМПК (городской, областной).

Хочу подчеркнуть еще раз, что обследование ребенка на ПМПК проводится только с согласия родителей, заключение специалистов носят рекомендательный характер и право родителей решать – выполнять эти рекомендации или нет.

Читайте также: