А как школа выявила детей подлежащих обучению б на основе каких принципов комплектовались классы

Обновлено: 30.06.2024

Обучение – многокомпонентный сложный процесс, организация которого требует большого количества специализированных знаний. Для упрощения этой организации были созданы основные принципы обучения – некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.

При обучении детей важным факторов, влияющим на формирование курса обучения, является возраст учеников. В зависимости от него общие принципы обучения дополняются и уточняются для обеспечения наиболее грамотного подхода к образовательному процессу детей разных возрастов.

Важно не отделять друг от друга воспитание и обучение. Мы обучаем, воспитывая, и воспитываем, обучая.

Принципы обучения детей дошкольного возраста

Дошкольное образование является первой и очень важной ступенькой на длинном образовательном пути каждого человека. В возрасте от 0 до 6 лет, считающемся дошкольным, у детей происходит интенсивное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер. Начинают развиваться речь и основные психологические процессы. Повышенная активность процесса формирования личности на этом этапе позволяет и обязывает взрослых как можно более продуктивно решать задачи обучения, воспитания и развития ребёнка.

Главной особенностью обучения дошкольников является особый вид познавательной деятельности. Познание мира у детей 0-6 лет должно строиться на основе практических и умственных действий, подкрепленных подсказками со стороны педагога.

Готовые работы на аналогичную тему

Принцип наглядности предполагает обращение к конкретным образам при обучении дошкольников. Реальные предметы и визуальные образы, обогащающие чувственный опыт ребёнка, способствуют правильному развитию у него мыслительной деятельности. Полезно использование иллюстраций, схем, макетов, чучел и т.д.

Очень важен принцип активности и сознательности, ведь если ребёнок слабо участвует в образовательном процессе или не заинтересован в том, что делает, то знания им получены не будут. Необходимо увлечь ребёнка обучением, давая ему как можно больше задач для самостоятельного выполнения.

Необходимо придерживаться принципа систематичности, давая ребёнку знания последовательно: от легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, придерживаться принципов развивающего обучения и не отрывать учёбу от реальной жизни. Стоит отметить, что общие закономерности образовательного процесса дошкольников и детей младшего школьного возраста практически идентичны.

Принципы обучения детей младшего школьного возраста

К младшему школьному возрасту относятся дети от 6(7) до 9(10) лет. Переходя с дошкольного на школьное обучение, дети продолжают свой образовательный путь, и знания, предлагаемые детям для изучения в начальной школе, основываются на том базисе, который был задан в детском саду (или в других дошкольных учреждениях).

В этом возрасте важную роль в становлении личности ребёнка начинает играть учитель. От взаимоотношений с ним во многом зависит как успеваемость ребёнка, так и его отношение к учёбе в целом. При обучении младших школьников широко используются:

  • игровые технологии,
  • моделирование,
  • конструирование,
  • художественное творчество и пр.

Первоначально младшие школьники учатся совместно, участвуют в коллективных и работают в группах, но постепенно учебная деятельность становится всё более индивидуальной.

Принципы доступности, наглядности, систематичности и сознательности обучения в целом не меняются при переходе от дошкольного к школьному образованию. Другие же принципы обучения несколько уточняются.

Ярко проявляется принцип связи теории с практикой. Важно показать детям младшего школьного возраста, что обучение и действительность не разделены, что мир вокруг них может быть и источником знаний, и областью их применения на практике.

Принципы обучения детей среднего и старшего школьного возраста

В эту возрастную категорию попадают дети от 11 до 18 лет. Средним школьным возрастом считается возраст 11 – 15 лет, старшим – 15 – 18 лет.

Начиная со среднего школьного возраста у детей начинается бурный рост и развитие всего организма, что непосредственно влияет на обучение. В данном возрасте выстраиваются мировоззрение, моральные принципы и жизненные интересы подростков.

Учитель постепенно меняет свою роль, из непосредственного источника информации становясь скорее консультантом по предмету и помощником по построению жизненных взглядов ученика.

Научный принцип достигает своего максимального в рамках школы развития. Знания даются такими, какими они выработаны в научной среде, а детей учат тому, как с подобным видом информации работать.

Принцип активности и сознательности не теряет своей актуальности, становясь даже более важным: теперь обучающимся важно понимать цели своего обучения, уметь анализировать образовательный процесс и самим регулировать своё активное в нём участие.

Систематичность, наглядность и доступность по-прежнему остаются опорными принципами образования. В особенности в 10-11 классах, на старшей ступени обучения, когда многие предметы переходят в стадию повторения пройденного в начальной и средней школах.

В первые классы принимаются только те шестилетние дети, которым до 1 сентября текущего года исполняется шесть лет. Первые классы из таких детей комплектуются в школах и школах-интернатах с учетом территориальных особенностей, типа поселения, численного и национального состава населения, специфики сети школ и дошкольных учреждений.

Территориальные особенности комплектования классов-шестилеток связаны с учетом расстояния, на котором находится школа от места проживания учащихся. По данным проведенного обследования затраты времени учащихся-шестилеток от дою до школы в городской местности составляют в основном 5-10 минут, в сельской — 10-20 минут. При этом большой процент городских родителей (более 50%) провожает и встречает шестилетних учеников, но многие ходят в школу сами и с другими детьми. Для села, особенно например, республик Средней Азии, характерны семьи, где 4-5 и более детей. Такие семьи отличаются опекой младших со стороны старших.

Тот факт, что дети идут в школу и возвращаются из школы сами и с другими детьми, говорит о некоторой самостоятельности шестилеток. Вместе с тем, следует обратить внимание на то что в условиях всеобщего обучения детей с шести лет потребуется организация подвоза детей к школе в значительных масштабах, так как по статистическим данным большой процент учащихся проживает на расстоянии более, чем на три километра от школы.

Наполняемость классов-шестилеток — 30 детей. В сельских школах, не имеющих параллельных I-IV классов, при комплектовании классов необходимо учитывать требования нормативных документов: если число учащихся двух начальных классов до 30 детей, трех — до 15, а четырех — до 10, то с этими детьми занимается один учитель. Если же число учащихся в каждом конкретном случае равно или превышает указанные нормы, то учащиеся объединяются в два класса-комплекта, с каждым из которых занимается один учитель.

В условиях переходного периода к обучению детей с шести лет часть детей будет обучаться в подготовительной группе детского сада часть детей -шестилеток пойдет, в школу, а часть детей пойдет в школу с семи лет. В таких условиях в I классе могут обучаться разно возрастные дети, а во втором классе могут обучаться дети из первого класса, школы и из подготовительной группы детского сада. В этом случае при комплектовании классов необходимо учитывать не только психологическую перестройку учащихся, пришедших из подготовительной группы сразу во второй класс, но и другие моменты .ложившейся обстановки в каждом конкретном случае: количество детей разного возраста, особенности их развития и состояния здоровья, опыт работы учителя, пожелания родителей, особенности режима работы школы.

Создание для детей с задержкой психического развития адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, которые позволяют предупредить дезадаптацию в образовательном учреждении – это цель организации

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Наличие слабо выраженных нарушений центральной нервной системы (ЦНС) относят к следующему условию развития

Вопрос 7

Отсутствие полноценной, соответствующей его возрасту деятельности относят к следующему условию развития

Вопрос 8

Дифференцированное восприятие; концентрация внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности к постижению основных связей между явлениями – это

Вопрос 9

Отсутствие импульсивных реакций и способность продолжительное время выполнять не очень привлекательное задание – это

Вопрос 10

Умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения – это

Вопрос 11

Верно ли утверждение, что у детей с ЗПР полностью отсутствует интеллектуальная готовность к обучению в школе?

Вопрос 12

Вопрос 13

Вопрос 14

Вопрос 15

Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи относится к блоку

Вопрос 16

Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка относится к блоку

Вопрос 17

Определение условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника относится к блоку

Вопрос 18

Обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности относится к блоку

Вопрос 19

Проводит следующие виды групповых и подгрупповых занятий: уроки здоровья; лепка; аппликация; рисование; конструирование; ручной труд

Вопрос 20

Проводит следующие занятия: социальное развитие; познавательное развитие; ознакомление с окружающим миром; обучение игре

от 22 августа 2017 года N 1838

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УЧЕТА ДЕТЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Утвердить прилагаемый Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы городского округа Саранск - Директора Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава
городского округа Саранск
П.Н.ТУЛТАЕВ

Утвержден
постановлением Администрации
городского округа Саранск
от 22 августа 2017 года N 1838

ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕТЕЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в целях осуществления ежегодного персонального учета детей, подлежащих обучению в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - учет детей), а также определения порядка взаимодействия органов, учреждений и организаций, участвующих в проведении учета детей.

1.2. Настоящий Порядок определяет порядок учета детей, подлежащих обучению в образовательных организациях, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории городского округа Саранск.

1.3. Учет детей производится путем создания и ведения единой информационной базы данных.

1.4. Обязательному ежегодному персональному учету подлежат все дети, имеющие право на получение образования соответствующего уровня и проживающие или пребывающие на территории городского округа Саранск, независимо от наличия (отсутствия) регистрации по месту жительства (пребывания) в целях обеспечения их конституционного права на получение общего образования, а также соблюдения требования обязательности среднего общего образования. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста от 6 лет 6 месяцев. Требование обязательности среднего образования применимо к конкретному обучающемуся и сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

1.5. Выявление и учет детей осуществляется в рамках взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно с заинтересованными ведомствами и организациями в соответствии с действующим законодательством.

1.6. Информация по учету детей подлежит сбору, передаче, хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".


2. Организационная структура Учета детей

2.1. Организацию работы по учету детей, подлежащих обучению в образовательных организациях начального, основного и среднего общего образования, осуществляет Управление образования Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск (далее - Управление образования).

2.2. Учет детей осуществляется путем формирования Единой информационной базы данных о детях, подлежащих обучению в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы (далее - единая база данных), которая формируется и находится (хранится, функционирует) в Управлении образования.

2.3. В учете детей участвуют:

- муниципальные образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования городского округа Саранск;

- ГБУЗ РМ "Детская поликлиника N 1", ГБУЗ РМ "Детская поликлиника N 2", ГБУЗ РМ "Детская поликлиника N 3", ГБУЗ РМ "Детская поликлиника N 4", ГБУЗ РМ "Кочкуровская поликлиника" (в пределах своей компетенции);

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского, Октябрьского и Пролетарского районов городского округа Саранск (в пределах своей компетенции, по согласованию);

- отделы по защите прав детства Ленинского, Октябрьского и Пролетарского районов городского округа Саранск;

- Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия (в пределах своей компетенции, по согласованию).

2.4. Источниками формирования единой базы данных служат:

2.4.1. Данные образовательных организаций о детях:

- обучающихся в данном образовательной организации, вне зависимости от места их проживания, в том числе о не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия;

- не получающих образование по состоянию здоровья;

- освоивших образовательные программы основного общего образования и получающих образование в образовательных организациях (на территории г.о. Саранск и за его пределами);

- не имеющих общего образования и не обучающихся в нарушение закона;

находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; лечебно-профилактических и других детских учреждениях.

2.4.2. Данные дошкольных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, о детях до 6 лет 6 месяцев и о детях, достигших возраста 6 лет 6 месяцев, завершающих получение дошкольного образования в текущем году и подлежащих приему в 1-й класс в наступающем учебном году.

2.5. Данные о детях, получаемые в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Положения, оформляются образовательной организацией списками, сформированными в алфавитном порядке по годам рождения.

Указанные сведения предоставляются руководителями организаций, перечисленных в пункте 2.3 настоящего Положения, в Управление образования в электронном виде и на бумажном носителе, заверяются подписью руководителя и печатью организации.


3. Организация учета детей в образовательных организациях

3.1. Образовательные организации ежегодно организуют и осуществляют текущий учет детей, проживающих в микрорайоне школы и подлежащих обязательному обучению, а также учет обучающихся своей организации, вне зависимости от места их проживания.

Общие сведения о детях оформляются образовательными организациями в соответствии с требованиями пункта 2.5 настоящего Положения и предоставляются в Управление образования по установленной форме (Приложение 1) ежегодно по состоянию на 20 сентября (с целью проведения сверки списочного состава обучающихся в данной организации и данных обучающихся, фактически приступивших к обучению в данном учебном году после летних каникул).

3.2. Образовательные организации отдельно ведут учет обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в организации.

Сведения об указанной категории обучающихся предоставляются образовательными организациями в Управление образования ежемесячно до 5 числа за предыдущий месяц (Приложение 2).

3.3. Сведения о детях, принимаемых в образовательную организацию или выбывающих из него в течение учебного года, предоставляются образовательными организациями в Управление образованием 1 раз в год (на 20 сентября) по установленной форме (Приложение 3).

3.4. Образовательные организации организуют прием информации от граждан о детях, проживающих на территории микрорайона образовательной организации и подлежащих обучению.

В случае выявления семей, препятствующих получению своими детьми образования и (или) ненадлежащим образом выполняющих обязанности по их воспитанию и обучению, образовательная организация:

- незамедлительно принимает меры по взаимодействию с родителями (законными представителями) для организации обучения несовершеннолетних;

- информирует об этом комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия мер воздействия в соответствии с действующим законодательством;

- информирует Управление образования о выявленных детях и принятых мерах по организации их обучения (с какого числа, в каком классе ребенок приступил к обучению, форма обучения).


4. Компетенция учреждений и организаций по обеспечению учета детей

4.1. Управление образования:

4.1.1. Осуществляет организационное и методическое руководство работой по учету детей.

4.1.2. Принимает от учреждений и организаций, указанных в пункте 2.3 настоящего положения, сведения о детях, составленные в соответствии с требованиями пункта 2.5 настоящего положения, и формирует единую базу данных.

4.1.3. Организует прием информации о детях, подлежащих включению в единую базу данных, своевременно осуществляет ее корректировку в соответствии с информацией, полученной от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4.1.4. Принимает меры к устройству детей, не получающих общего образования, на обучение в образовательные организации.

4.1.5. Контролирует устройство на обучение выявленных не обучающихся детей и вносит соответствующие изменения в единую базу данных.

4.1.6. Осуществляет контроль за деятельностью образовательных организаций по организации обучения детей и принятием образовательными организациями мер по сохранению контингента обучающихся.

4.1.7. Контролирует деятельность подведомственных образовательных организаций по ведению документации по учету и движению обучающихся, полноту и достоверность данных, содержащихся в книге движения и алфавитной книге обучающихся.

4.1.8. Осуществляет хранение списков детей, внесенных в единую базу данных, до получения ими общего образования.

4.2. Образовательные организации:

4.2.1. Организуют работу по учету детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 18 лет, подлежащих обязательному обучению, и представляют в Управление образования информацию в соответствии с разделом 3 настоящего Положения.

4.2.2. Осуществляют систематический контроль за посещением занятий обучающимися, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

4.2.3. Информируют Управление образования о детях, систематически пропускающих занятия без уважительной причины в образовательной организации (более 10 дней), прекративших обучение (до 25 числа каждого месяца).

4.2.4. Отражают в локальном акте, на официальном сайте организации правила приема учащихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования.

4.2.5. Принимают на обучение детей, не получающих общего образования, выявленных в ходе работы по учету.

4.2.7. Направляют в Управление образования сведения о трудоустройстве и дальнейшем обучении учащихся 9, 11 классов.


5. Организация учета форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей

5.1. Единая база данных о детях, подлежащих обязательному обучению в муниципальных общеобразовательных организациях городского округа Саранск, содержит информацию о формах получения образования, определенных родителями (законными представителями) несовершеннолетних.

5.2. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетних формы получения образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе Управление образования в соответствии с действующим законодательством.


6. Деятельность учреждений и организаций по учету детей

6.1. В случае выявления детей, не имеющих общего образования и не обучающихся в нарушение закона, учреждения и организации незамедлительно в письменном виде направляет данную информацию в Управление образования.

6.2. Информация, полученная Управлением образованием, используется для формирования и корректировки единой базы данных в соответствии с настоящим Порядком.


Приложение 1
к Положению о порядке учета
детей, подлежащих обучению по образовательным
программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования

В Управление образования

СПИСОК детей школьного возраста (от 6 лет 6 месяцев до 18 лет (если соответствующее образование не было получено учащимся ранее), проживающих в микрорайоне школы обучающихся в ______________________ на _________ 20__ г.

(указать наименование образовательной организации, направляющего сведения)

Читайте также: