Почему подростковый возраст называют кризисным кратко

Обновлено: 02.07.2024

Возрастной кризис – это период в жизни человека (как правило, в 3, 7, 11-13 лет), когда в течение относительно короткого времени (несколько месяцев, год) выявляются резкие и существенные психологические изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный оттенок.

Кризис подросткового возраста – это трудности в поведении детей возраста 12-15 лет.

В первую очередь кризис связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки.

Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Психологические особенности детей, переживающих кризис подросткового возраста

В данный период времени у ребенка появляется чувство взрослости, зачастую, родительский авторитет обесценивается. В семье могут возникать частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки взрослых вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение подростки узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.

В период подросткового кризиса ребенку хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подросток испытывает сильное желание быть самостоятельным, равными с родителями в правах.

Фазы подросткового кризиса:

  1. негативная, или предкритическая фаза, когда происходит изменение старых привычек, стереотипов;
  2. кульминационная фаза (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);
  3. посткритическая фаза, т.е. период формирования нового осознания своей личности, построения новых межличностных отношений и т.п.

Варианты протекания подросткового кризиса:

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у ребенка не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Рекомендации психолога родителям

1. Родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста.

2. Родители должны с уважением отнестись ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они Вам не казались.

Пусть подросток поймет, что Вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного Вам члена семьи.

4. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем Вы ходите, но и о содержании Вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит Вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки).

Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет Вам и Ваш ребенок.

Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у подростка совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к Вам.

5. Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах.

foto17450-1 (2)

Подростковый возраст характеризуется своей нестабильностью и непредсказуемостью.

Порой родители сталкиваются с грандиозными изменениями в личности ребенка, переворачивающими взаимоотношения в семье с ног на голову.

Виной тому кризис подросткового возраста.

Что это такое?

Подростковым кризисом называется переходный период от младшего школьного возраста к подростковому. В этот момент у ребенка происходит ряд значительных изменений на физиологическом и психологическом уровнях. Такой стремительный скачок в развитии часто приводит к ярким изменениям в характере и поведении ребенка.

Именно подростковый кризис в психологии по праву считается самым заметным и потенциально опасным в жизни человека. Но при правильном отношении и теоретической подкованности родителей, пройти данный период можно с минимальными потерями.

Больше информации о том, что это такое здесь.

Немного истории

foto17450-1 (4)

Кризис подросткового возраста впервые описал американский психолог Стенли Холл. В начале 20-го века им была издана монография, в которой специалист вывел причины и следствия столь фундаментальных изменений в личности ребенка.

Так именно он обозначил данный возрастной период как переходное звено между детством и взрослостью.

Позже проблематикой кризиса отрочества занимались социлог М.Мид, психологи А.Фрейд и Л.И.Божович. Именно их работы создали базовые основы для понимания сути данного жизненного периода.

Кратко о видах

Подростковый возраст богат разнообразием поведенческих проявлений. На основании этого можно выделить несколько его разновидностей.

Идентичности

Именно в этом возрасте ребенок впервые начинает задумываться о своем предназначении и смысле жизни. Несостыковка желаний и потребностей способна привести к серьёзным эмоциональным проблемам. Также именно в это время у человека обостряется потребность самоопределения и вопросы о будущем.

Независимости

Данная форма кризиса зачастую наиболее заметна для окружающих, так как при её преобладании подросток склонен к неподчинению, несогласию со мнением взрослых. Такие дети порой склонны к проявлениям агрессивного и девиантного поведения.

Зависимости

foto17450-1 (7)

При этой форме кризиса ребенок может казаться абсолютно спокойным и уравновешенным. Именно про таких детей родители впоследствии говорят, что у них не было никакого переходного возраста. Но это утверждение далеко от истины.

Такой ребенок панически боится выделяться из социума. Его послушность и безпроблемность связана не с осознанной порядочностью, а со страхом показаться неправильным, странным. Такие дети часто становятся изгоями в классе, так как неспособны к лидерским качествам.

Черты каждого из видов кризиса могут переплетаться в одном человеке. Например, ребенок с зависимой формой в отношении сверстников может проявлять яркое бунтарское поведение в отношениях с родителями.

3 фазы, которые проходит подросток

  • Предкритическая (негативная). На этом этапе происходит слом прежних привычек, образцов поведения и мышления. Именно в этот момент кризис начинает набирать обороты.
  • Кульминационная. Пик кризиса происходит в момент, когда старые устои полностью разрушены, а новые еще не успели полноценно образоваться. Именно здесь появляются экзистенциальные вопросы о смысле жизни, предназначении и идентичности. Продолжительность кульминационного периода во много зависит от условий среды вокруг ребенка.
  • Посткритическая. На этом этапе новые структуры начинаю занимать образовавшуюся пустоту. Ребенок взрослеет, становится более сознательным, старается выстраивать отношения иначе. Всплески деструктивного поведения еще могут возникать, но со временем они сходят на нет.

Временные рамки всех трех фаз очень индивидуальны и условны. Для кого-то кульминация кризиса может составлять один год, а для кого-то начнется в 11 лет и будет продолжаться вплоть до совершеннолетия.

Продолжительность: сколько максимально может длиться?

foto17450-1 (5)

Подростковый кризис может начаться в 11 лет, а закончиться в 18, но на практике возрастные границы очень размыты.

  • Для девочек средняя продолжительность кризиса составляет период с 11 до 14 или даже 15-16 лет.
  • Для мальчиков средняя продолжительность – с 12-13 до 18 лет.

Более раннее начало кризиса у девочек обусловлено в большей степени физиологическим компонентом. Девочки быстрее взрослеют, их организм развивается менее скачкообразно.

Средняя продолжительность кризисного периода у мальчиков на 1-2 года больше, чем у девочек. Помимо физиологических причин, на это влияет и чуть большее социальное давление на мальчиков по поводу самоопределения и поиска жизненного пути.

Не стоит опираться на возрастные рамки как на показатель. К примеру, Всемирная Организация Здравоохранения и вовсе обозначает подростковый возраст периодом с 10 до 20 лет. И такая трактовка имеет право на жизнь, так как имеют место случаи затяжного подросткового кризиса.

Но в здоровом варианте подростковый кризис заканчивается до 16-17 лет. К этому периоду в норме должны быть сформированы кризисные новообразования.

Суть кризисного периода этого возраста

Суть кризиса заключается во внутреннем конфликте между потребностями и возможностями подростка. Ребенок начинает ощущать себя взрослым, испытывает потребность в самореализации, но, по объективным причинам, не может быть полностью самостоятельным.

Внутреннее противоречие усугубляется гормональными вспышками и эмоциональной нестабильностью. Подростковые эмоции не соответствуют уровню раздражителя. Иными словами, то, что для взрослого кажется пустяком, для мальчика или девочки 15 лет кажется трагедией.

О сути кризиса, его проблемах и задачах читайте в этой статье.

Причины

foto17450-1 (1)

Причины начала кризиса могут быть как внутренними, так и внешними. К внутренним можно отнести:

  • Внутренний конфликт между потребностями и возможностями.
  • Сильные эмоции, несоответствующие уровню раздражителей.
  • Недовольство собой, заниженная самооценка.

Внешними причинами могут выступать:

  • Трудные взаимоотношения в значимой группе сверстников.
  • Непонимание со стороны родителей.
  • Завышенные требования к ребенку со стороны родителей и учителей.

Сам по себе кризис является нормой развития личности. Названные причины могут лишь усугубить или смягчить его, но никак не отменить.

Подробнее о причинах подросткового кризиса рассказано здесь.

Признаки и симптомы

Начало кризиса легко заметить, но далеко не все родители верно его интерпретируют:

  • Ребенок внезапно стал более закрытым и погруженным в себя.
  • Ребенок, напротив, стал чрезмерно активным и общительным.
  • У подростка чаще обычного начала проявляться вербальная и физическая агрессия.
  • Произошел заметный спад в успеваемости по учебе.
  • Изменились хобби и увлечения.
  • Изменился круг общения (расширился или, напротив, сузился до полного отсутствия друзей).

При проявлении подобных симптомов родителям не стоит паниковать и бить тревогу. Нужно внимательно следить за ситуацией и предпринимать здоровые меры при необходимости.

Больше информации о симптомах подросткового кризиса вы найдете здесь.

Варианты протекания

В зависимости от личностных качеств подростка и характера социальной среды вокруг него, кризис может протекать в тихом или ярком виде.

Тихое протекание. В этом случае ребенок уходит в себя и неохотно идет на контакт. Возможен уход в фантазии, эскапизм. Такие подростки часто находят канал выхода эмоций в компьютерных играх или музыке. При этом интерес к прежним увлечениям обычно теряется, а круг общения сужается до минимума или полного отсутствия.

Новообразования

foto17450-1 (6)

Сутью любого возрастного кризиса и его хорошим результатом является формирование новообразований – новых личностных черт, которых у человека не было ранее.

К новообразованиям подросткового кризиса относятся:

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Если в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка является учеба, то у подростка на первый план выходит общение со сверстниками.

Концепции в возрастной психологии

Существует несколько различных психологических концепций, в свете которых объясняется суть подросткового кризиса.

По Эриксону

Больше о труде Э. Эриксона и его сути здесь.

По Выготскому

Отечественный психолог Л. С. Выготский значительный упор делал на формирование интересов в подростковом возрасте.

Он обращал внимание на то, что многие из увлечений и интересов, формирующихся в этот период, могут легко перенестись и во взрослую жизнь.

Также он выделял в виде важного новообразования развитие рефлексии и самосознания. По словам Выготского, подросток начинает мыслить о себе, а в сочетании с развитием функций воображения внутренний мир подростка значительно усложняется в сравнении с младшим школьным возрастом.

По Эльконину

Д. Б. Эльконин называл главным новообразованием отрочества именно ощущение взрослости. Человек в этом возрасте приходит к выводу о том, что между ним и взрослыми, его окружающими, нет никаких различий. И требует к себе соответствующего отношения. Именно на этом фоне и возникают конфликты и негативизм, так как взрослые продолжаю воспринимать его как ребенка.

Рекомендации родителям

foto17450-1 (8)

Часто родители теряются, когда их ребенок столь стремительно меняется в своем поведении. Но первое, что нужно сделать – это принять факт того, что кризис не остановить. Его можно и нужно смягчать, оказывать поддержку ребенку.

Но сотворить чудо и полностью избавить сына или дочь от кризисных проявлений мама и папа не в силах.

Есть несколько рекомендаций, которые можно использовать при взаимодействии с подростком:

Важно понимать, что из кризиса можно и нужно находить пользу. Чем больше принятия и понимаю подросток встретит, тем менее болезненным будет переход во взрослую жизнь.

Для налаживания эмоциональной связи с подростком подойдет любое совместное времяпрепровождение, которое придется по душе обоим участникам. Неважно, что именно это будет – совместный поход в кино, рыбалка, поездка в другой город и т.д. Важно понимать, что именно такое время в голове подростка формирует образ понимающего родителя. И с таким родителем он гораздо охотнее пойдет на контакт.

Ошибки родителей

Отсутствие проявлений

Нужно помнить, что возрастной кризис рано или поздно проявится. Если в поведении ребенка нет видимых изменений, это может означать, что кризис протекает в скрытой и легкой форме. Но это не значит, что можно пустить процесс на самотёк и не интересоваться жизнью подростка.

Видео по теме

О кризисе подросткового возраста рассказывается в этом видео:

Заключение

Подростковый кризис, несомненно, является трудным периодом для самого ребенка и его ближайшего окружения. Именно поэтому так важно найти здоровый и поддерживающий контакт с подростком. В этом время семья должна стать для него местом, в котором его бурные эмоциональные реакции смягчаются, а вопросы о неопределенности будущего не давят столь сильно. И это под силу обеспечить любым любящим родителям.

Студентки очного обучения: КГПИ

Факультет: ПМНО

Группа: 642

Кризис подросткового возраста


В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувства своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; Контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, вседозволенность, а также равнодушие или авторитарное воспитание - все это препятствует успешному развитию личности подростка. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.


Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику человека. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. На почве неблагополучного опыта многие могут обрести неврозы. Другой проблемой могут являться еще и венерические заболевания.

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.

Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.

Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным является традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:

1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Возможны два пути протекания кризиса:

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Переходный, трудный возраст – такими названиями мы обычно обозначаем кризис подростковых изменений. Это нелегкое время как для ребенка, так и для его родителей – в этот период происходят самые тяжелые конфликты, которые могут повлиять на дальнейшие отношения в семье. Что же происходит с подростком, как протекает подростковый кризис и зачем он нужен? Рассказывает детский психиатр и кандидат медицинских наук Ирина Лабутьева.

Что такое подростковый кризис?

Это затяжной период от 11-12 до 17-18 лет, критически важная фаза развития личности, ее трансформация на физиологическом и психологическом уровне, постепенный переход от детства к взрослости.

Ключевой пусковой механизм подросткового кризиса – физиологические изменения, так называемый пубертатный период:

  • Начинают вырабатываться половые гормоны
  • На фоне гормонального всплеска меняется внешний вид, строение тела, появляются вторичные половые признаки
  • На фоне перестройки организма изменяется и может нарушаться работа внутренних органов: легких, сердца, головного мозга

Стадии и симптомы подросткового кризиса

Существуют различные классификации стадий протекания подросткового кризиса. Мы же рассмотрим этот вопрос с точки зрения цели – зачем конкретно ребенку нужен кризис, какую роль он играет в его жизни.

10-12 лет – отделение от родителей

На этой стадии ребенок сталкивается с двумя проблемами:

Примечательно, что с этого периода начинаются изменения в работе мозга. У ребенка каждую секунду исчезают примерно 30 тысяч синапсов (точек контакта между клетками мозга – нейронами), а на их место приходят новые. Из-за этого меняется скорость мышления, могут нарушаться концентрация внимания и память.

12-14 лет – индивидуализация

Зачастую именно в этом возрасте происходит масштабный всплеск половых гормонов. Изменения предыдущего этапа усиливаются. А половые гормоны серьезно влияют на настроение – эмоциональный фон крайне нестабилен, ребенку тяжело себя контролировать и понимать, что он чувствует.

Все эти изменения раздражают, сильно пугают – отсюда и повышенная агрессивность, несдержанность ребенка.

При этом подросток все еще зависим от родителей, он не готов к полноценной самостоятельности. Поэтому агрессия периодически сменяется регрессией – психологическим возвратом к раннему возрасту. Подростку страшно, он чувствует себя беспомощным, его одолевают страхи и тревоги – поэтому он обращается к родителям за поддержкой, ищет принятия.

В этом случае для родителя подростковый период протекает на удивление мягко и спокойно – ребенок послушен их воле, никак не проявляет себя, не конфликтует.

Но затяжная инфантильная позиция чревата двумя проблемами в будущем:

Взрослый инфантилизм. Человек взрослеет физически и социально, но так и остается на уровне психологического развития ребенка. Именно такие дети в будущем подолгу живут с родителями и боятся строить собственную жизнь, советуются с родными по любым поводам, не могут принимать самостоятельные решения.

Подробнее о том, как не допустить развитие инфантильной личности, мы писали здесь .

14-17 лет – образование социальных связей

Он ищет свою новую роль уже не только в кругу семьи, но и во внешнем социуме.

И здесь у него проявляется потребность в сопричастности. Он ищет единомышленников, нуждается в принятии какой-то группой людей.

Но это все еще ребенок – поэтому он испытывает огромную потребность полностью и безраздельно обладать другим, иметь любовь (или близкого друга) полностью и безраздельно для себя. Ведь этот человек сейчас – весь мир, на нем сосредоточены и через него раскрываются все личностные проявления ребенка.

17 лет – 21 год: принятие своей личности, социальная интеграция

На этом этапе подросток закрепляет представление о себе как о личности и свою социальную принадлежность, осознаёт свои потребности и стремления, выбирает жизненный путь.

Ребенок хочет близости, испытывает в ней большую потребность – но уже на своих условиях, в качестве отдельной личности.

Конечно, указанные в статье возрастные категории изменчивы – период гормонального развития зависит от индивидуальных особенностей, поэтому возрастные рамки могут незначительно отличаться.

Теперь мы знаем, что именно происходит с ребенком во время подросткового кризиса. А в следующем материале мы подробно поговорим об ошибках родителей и определим, как же вести себя с подростком, чтобы помочь процессу развития и не разрушить отношения в семье.

Другие статьи по теме:

Очень ждем от вас комментарии и обратную связь, мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Читайте также: