Почему христианство стало мировой религией кратко

Обновлено: 05.07.2024

Традиционные языческие боги выражали чувство душевной сопричастности к жизни космоса, продолжением которого воспринималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим практически перестал быть полисом, разросся до размеров империи, и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращенного к каждому, а не ко всем вместе.

2.1.4 Значение христианства для развития европейской культуры.

2.2 Культура Западной Европы в средние века.

2.2.1 Христианское сознание – основа средневекового менталитета.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательностьхристианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедьюлюбви и всем понятным нормам социального общежития, с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

Эта картина мира, целиком, определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. В средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела.

Средневековый европеец был, безусловно, глубоко религиозным человеком. По удачному выражению С. Аверинцева, Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сейчас читаем свежие газеты.

Вместе с тем значение слова, написанного и особенного звучащего, в средневековой культуре было необычайно велико. Молитвы, воспринимавшиеся функционально как заклятия, проповеди, библейские сюжеты, магические формулы – все это тоже формировало средневековый менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов, содержащих некий высший смысл. Эти символы-слова надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности художественной средневековой культуры, рассчитанной на восприятие в пространстве именно такого, глубоко религиозного и символического, словесно вооруженного менталитета. Даже живопись там была, прежде всего, явленным словом, как и сама Библия. Слово было универсально, подходило ко всему, объясняло все, скрывалось за всеми явлениями как их скрытый смысл, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и проповедях священников. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.

Раздел: Культурология
Количество знаков с пробелами: 36734
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Многие религии национальные или этнографические.
Чтобы стать мировой религией, христиане покорили Рим, на тот момент мировую державу, которая и распространила её по миру.

Это не просто религия, это способ организации общества. Монастырь и крестьяне, освобожденные от рабства. Онеи джобывают хлеб свой в поте лица. Монастырь ведет летопись и хранит знания. Все технологии обработки земли и ведения крестьянского хозяйство распространялись от монастырей. Первое упоминания хрисьтиан в русских летописях звучало как "кристиане монастырские"

Сила проповеди, сопровождающаяся великими чудесами. Такое число апостолов, которое достаточно для обхода всего тогдашнего человечества. Ну и чудеса мучеников, явивших невиданное мужество, люди просто поголовно веровали им.

Потому что Бог создал человека для вечной жизни, но приобрести эту вечную жизнь без христианства невозможно

По сути, религия всего одна!
Это и есть христианство (православие).
Религия - это ж связь человека с Богом. А она осуществима именно при посредничестве Господа Иисуса Христа, Сына Божьего (никак не иначе, насколько известно из Евангелия).

Дальнейшие события показали, что содержание новой духовности (а она была реализована не только в проповеди,но и в самой жиз­ниИисуса и его ближайших учеников) имеет значение, выходящее далеко за пределы маленькой Иудеи. В это время Римскую импе­рию охватывает постепенно нарастающий духовный (смысловой) кризис: на гигантских просторах империи люди чувствуют себя духовно потерянными, они становятся лишь винтиками огромной бюрократической машины, без которой невозможно управлять им­перией. Традиционные языческие боги выражали чувство душев­ной сопричастности к жизни космоса, продолжением которого вос­принималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим фактически перестал быть полисом, разросся до размеров им­перии, и это чувство исчезло вместе с прежним укладом политиче­ской и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обра­щенного к каждому, а не ко всем вместе (см.: Свениицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М., 1989; Штаерман Ё. М. (с использованием материалов С. С. Аверинцева) Идеоло­гия поздней Римской империи // История Древнего мира. Упа­док древних сообществ. 2-е изд., испр. — М., 1983).

5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди

5.1. Противоречие между Духом и миром

Нравственный пафос Евангелия состоит в том, чтобы дать человеку почувствовать свое высокое духовное предназначение, осознать внутренний драматизм своего бытия и сделать трудный,




5.2. Парадоксы христианской морали

5.3. Новые критерии избранности

Дальнейшие события показали, что содержание новой духовности (а она была реализована не только в проповеди,но и в самой жиз­ниИисуса и его ближайших учеников) имеет значение, выходящее далеко за пределы маленькой Иудеи. В это время Римскую импе­рию охватывает постепенно нарастающий духовный (смысловой) кризис: на гигантских просторах империи люди чувствуют себя духовно потерянными, они становятся лишь винтиками огромной бюрократической машины, без которой невозможно управлять им­перией. Традиционные языческие боги выражали чувство душев­ной сопричастности к жизни космоса, продолжением которого вос­принималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим фактически перестал быть полисом, разросся до размеров им­перии, и это чувство исчезло вместе с прежним укладом политиче­ской и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обра­щенного к каждому, а не ко всем вместе (см.: Свениицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М., 1989; Штаерман Ё. М. (с использованием материалов С. С. Аверинцева) Идеоло­гия поздней Римской империи // История Древнего мира. Упа­док древних сообществ. 2-е изд., испр. — М., 1983).

5. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди

5.1. Противоречие между Духом и миром

Нравственный пафос Евангелия состоит в том, чтобы дать человеку почувствовать свое высокое духовное предназначение, осознать внутренний драматизм своего бытия и сделать трудный,

5.2. Парадоксы христианской морали

5.3. Новые критерии избранности

Самой крупной мировой религией по количеству верующих является христианство. Численность верующих достигает 2,4 млрд. человек, что составляет треть всего населения на планете.


Зарождение христианства

История христианства насчитывает более двух тысяч лет. Возникла религия в I тысячелетии нашей эры на территории Римской империи. Историки не могут точно установить место появления христианства, поскольку в то время это государство занимало огромную территорию с миллионами жителей. Часть ученых считает, что это могло случиться в Палестине, а другая часть исследователей уверена, что христианство зародилось в еврейской общине, проживающей в Греции.

Условия и предпосылки христианства

В середине II века до н. э. Рим постоянно трясли гражданские войны, которые были направлены против рабовладельческой системы государства, социальных и экономических отношений. Ни одно стихийное восстание не переросло в настоящую революцию. Во-первых, Римская империя была очень могущественной, поэтому сломать ее основы обычными восстаниями и массовыми недовольствами было сложно. Во-вторых, низкий уровень самосознания населения. В-третьих, сильные различия между рабами и свободными крестьянами.

Гражданские войны привели к политическому и общественному кризису, распространению среди населения апатии и депрессивных настроений. На этом фоне стали развиваться мистические верования, которые исповедовали рабы, крестьяне, граждане Рима. Люди хотели верить, что волшебный мир и мистика избавят их от бед и проблем.


К другим условиям возникновения и развития христианства в Римской империи можно отнести следующие факторы:

  • Крах национальных религий и неприятие покоренными народами богов Рима.
  • Узкая направленность римских верований, которые ориентировались только на элиту общества.
  • Неудачные попытки императора Августа ввести культ императоров.
  • Распространение разных вариантов восточных культов, носивших земледельческий характер.
  • Появление в верованиях божества, которое умирает, а потом воскресает.
  • Красочная обрядность культов, что радикально отличало их от сухой римской религии.
  • Людей привлекал мистический и тайный характер, но только посвященные могли принимать участие в богослужениях.
  • Мессианизм восточных культов, поэтому быстро нашли отзыв в низах римского общества. Прибытие Мессии ожидали поклонники культа Митры и иудеи.
  • Системный кризис позднеантичной культуры, когда духовный вакуум был заполнен восточными культами и эзотерическими учениями.
  • Активные процессы расслоения общества и нарастание социального недовольства.
  • Деятельность Иисуса Христа, которого люди воспринимали как равного себе.

Митраизм в I веке до н. э. проник в римскую армию, которая постоянно поддерживала контакты с персами. Это способствовало распространению верования по провинциям Римского государства. Сначала митраизм охватил окраины империи, а потом проник в элиту общества. Так, императоры Комод и Аврелиан являлись последователями культа Митры.


Ранние христиане взяли у данного культа обряды, символы, догмы, которые глубоко пустили корни в обществе. В частности, крест, который у митраистов был вписан в круг. Так последователи культа обозначали солнце. Также христиане позаимствовали праздник Рождества Христова.

Митраизм стал основным конкурентом христианства, которое население приняло во многом из-за схожести с культом.

Причины утверждения христианства как мировой религии

К главным причинам, которые послужили признанию христианства как мировой религии, можно отнести:

  • Выход новой веры за пределы еврейской общины и Иудеи.
  • Старые боги потеряли смысл для каждого жителя империи, которую народы не воспринимали как свое государство.
  • Люди из-за кризиса были предоставлены сами себе, потеряли смысловую опору, поэтому искали нового Бога, который был бы связан с ними.

Источники христианства

Малоазиатские евреи не выполняли предписания ортодоксального иудаизма, отказывшись от запретов и обрядов, которые касались одежды, общения с язычниками и пищи. Евреи стали постепенно воспринимать бога Яхве как единого бога, что привело к формированию монотеизма.

Еще одним источником, оказавшим сильное влияние на создание мировоззрения христиан, стало учение Филона Александрийского. Он доказал в I веке н. э. идею единого бога до философской формы, ввел понятие логоса.

Христианство стало активно развиваться и благодаря участникам философской школы стоицизма. Они доказывали бренность бытия, умерщвление плоти, равенство людей, наличие божественного разума, который управляет всем миром.


Идея мессианства в христианстве поменялась. Евреи ожидали, что царь из рода Давида освободит их от Рима. В их сознании освободитель еврейского народа стал общечеловеческим спасителя.

Многие образы и догмы религии сложились на основе земледельческих культов и евангелиях (сочинения христиан, которые писали биографию Христа).

Важным источником христианства стала мифология, развивающаяся на основе культа Исиды и Митры.

Становление и распространение религии

Учение быстро приобрело сторонников, количество которых постоянно увеличивалось. Сначала это были рабы и немного аристократов, потом христианство проникло вглубь общества. Население приняло религию, поскольку увидело во Христе человека, который прошел путь страданий, любя людей. За них он и умер, как раб на кресте.

Для многих религия открыла реальные цели к любви и прощению. Они возможны, согласно догматам, если человек будет следовать божьим законам.

Власть и элита положительно отнесли к христианству, увидев в нем надежду на объединение Рима, который утратил свое величие. Константин Первый признал церковь христиан и счел религию полезной для армии. В конце IV века н. э. Феодосий Первый вообще запретил языческие культы, после чего христианство превратилось в единственную государственную религию в Римской империи.

Несмотря на защиту императоров и положительное отношение властей и населения к новой религии, ее установление нельзя назвать безоблачным. Христианство принимали варвары и жители окраинных провинций, а вот центральные регионы хранили верность традициям. Из-за этого проповедники действовали не всегда мирно, насаждая веру силой.


Тем не менее, это не помешало религии охватывать варварские племена Европы и проникнуть в Византию. Главная причина – духовный универсализм, который заложил основы понимания ценности человека без привязки к расе, национальности, классовой принадлежности и сословию.

В Армении Григорий Просветитель способствовал тому, что религия стала разрешенной на несколько лет раньше, чем в Римской империи. Потом новую веру приняли в Грузии (Иверия), благодаря деятельности равноапостольной Нине. В IV веке н. э. началась христианизация Эфиопии, где церковь, как и в Армении, называется дохалкидонских. В них признают решения и исповедуют вероучительные догматы первого, второго и третьего Вселенских соборов.

Далее новая вера была принята в Египте и Сирии, где сейчас расположены древние христианские кафедры – Александрийская и Антиохийская.

В III-IV вв. н. э. в эпоху великого переселения народов христианские просветители появились у готов, а потом и у других варваров.

На Британские острова христианство проникло рано, но саксы и англы затормозили его распространение. Вторая волна христианизации пришлась на VI век под предводительством папы Римского Григория Великого. Через два города – Константинополь и Рим – другие народы и страны узнали о религии.

В учении с самого начала появились ереси, среди которых назореи, эвиониты, гностики. Все они расходились во взглядах на догматы и обряды. Проблемы, связанные с еретическими движениями, обсуждались на специальных собраниях церковников, которые получили название Вселенские соборы. С IV по VII вв. прошло семь таких встреч, где обсуждались обязательные правила, догматы, вопросы церковной обрядовости. В 787 году последний Вселенский собор прошел в последний раз, тогда же была закреплена организация церкви.


В начале XI века стали заметны серьезные разногласия между сторонниками христианства. В 1054 году произошел раскол между Папой Львом Девятым и патриархом Михаилом Керулларием, в результате чего образовалась католическая и православная церкви.

Сначала религия была организатором угнетенных, что способствовало объединению верующих. Через много веков христианство поставили на службу государству. Правителям удалось держать под контролем большое количество людей, особенно на покоренных территориях.

Процесс христианизации в мире

Мировая христианизация проходила следующим путем:

  • I век – была сделана апостольская проповедь, созданы общины в Александрии, Антиохии, Иерусалиме и Риме.
  • II-V век – основана миссия в Персии.
  • III век – проникновение религии в Британию.
  • IV век – принятие веры в Армении, Грузии и Эфиопии, указ Константина о свободе деятельности общин христиан в Риме, распространение религии в Сирии, Египте и на Аравийском полуострове.
  • IV-VI век – крещение германцев, франков, народов Кавказа и Скандинавии, повторная христианизация населения Британии.
  • IX век – принятие религии южнославянскими и восточнославянскими племенами.


Этапы становления церкви

Христианская церковь возникла не сразу, поскольку религия длительное время находилась под запретом. История становления церковной организации началась в IV веке н. э. и с тех пор продолжается. В развитии институции выделяются следующие периоды:

  • 34-313 гг. – апостольская церковь, после которой произошло признание христиан во время правления Константина Великого. В это время был сформирован канон, община стала Вселенской церковью, распространяющая власть на Европу, Ближний Восток, север Африки, Эфиопию, Индию. Кроме того, церковь претерпела столетия гонений от иудеев, а потом римских императоров.
  • 313-1054 гг. – от периода правления Константина Великого до разделения церкви на католическую и православную. В это время велась активная борьба с ересями, формировалось учение, возникла Византия, усилились разногласия между православными и католиками.
  • 1054-1453 гг. – период характеризуется падением Византии и Константинополя, нападением турок, смещения центра православия в бывшие земли Киевской Руси. Центром католической церкви стала Европа. В это время возникает реформация и контрреформация, вызвавшие появление протестантизма.
  • XV-XXI вв. – создание поместных православных церквей, которые получили самостоятельность.

На современном этапе в христианстве происходят большие изменения. В частности, появилась Православная Церковь Украины после получения из рук Вселенского Патриарха Варфоломея Томос; в Черногории идет становление Черногорской православной церкви. Аналогичный процесс наблюдается в Северной Македонии. В католичестве – церковная организация более стабильная. Протестантизм в организационном плане также продолжает становление, поскольку возникают новые конфессии.

В первые столетия христианская церковь была запрещена, ее последователи и проповедники объявлены Римом преступниками. Три века христианам приходилось отказываться от массовой проповеди открытого характера, от веры и догматов. Только в 311 году церковь перестали преследовать. Император Галерий Август издал эдикт о веротерпимости, потом Константин Первый издал указ о полной свободе христиан. Документ получил название Миланского эдикта.

Основные христианские конфессии

Религия не является единой, хотя с самого начала так и было. За более чем две тысячи лет существования она распалась на католицизм, православие и протестантизм, который тоже не является однородным. Все конфессии сохраняют канонические положения христианской догматики. Отличия заключаются в разных подходах к толкованию сути и природы Бога, а также в проведении обрядов и культов.

Православие и католицизм разделились в 1054 году после проведения Вселенского собора.

  • Католицизм – близость Бога и материи, тварного мира.
  • Православие – сближение Бога и тварного мира растворит Бога в мире, поэтому люди будут отрицать Бога как главного Абсолюта. Это угрожает нигилизмом и атеизмом. Особое внимание уделено обрядовой стороне, внутреннему оформлению храма, верующие обязаны посещать церковь, носить нательные кресты и выполнять таинства.
  • Протестантизм – большая степень сближения Бога и тварного мира, отказ от обрядов и таинств, простота обрядовой стороны, человек имеет возможность реализовать мирские стремления, служение Богу должно быть индивидуальным, ориентация на стяжание материальных благ, которые считаются главным условием для попадания в рай.


Разделение православия и католицизма спровоцировал конфликт Константинопольского и Римского патриархатов. Михаил Керуларий стал обвинять западных христиан в ересях и отступлении от обрядов. Легаты Папы Льва Девятого предложили отлучить Керуллария от церкви, а тот выдвинул аналогичные обвинения в адрес Льва Девятого. Конфликт удалось ликвидировать только через разделение церквей.

Новый раскол в христианской вере случился в XVI веке, когда в католичестве начались выступления против существующих норм, поборов и священников. Так зародилось движение за реформу церкви, получившее название Реформация. В результате выделилась третья ветка религии – протестантизм, вызвавший появление национальный церквей, в том числе англиканской.

У каждой конфессии свои святые и праздники, а также трактование священного писания – Библии. Вероучение сейчас, как и раньше, основывается на Библии, решении семи Вселенских соборов, трудах Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина и Иоанна Златоуста. Именно эти отцы церкви стояли у истоков формирования положений веры, определения ее догматов и обрядов.

Каноническая Библия состоит из Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Православные признает 77 книг, католики – 74, а протестанты – 69. Отдельно существует разделение на канонические и неканонические книги.

Христианство с момента зарождения до сегодняшнего дня продолжает увеличивать количество верующих. За две тысячи лет мировая религия претерпела изменения в институциональном и догматическом планах, разделилась на три конфессии.

Читайте также: