Почему государству приходится корректировать некоторые условия рынка ведь по мнению некоторых кратко

Обновлено: 02.07.2024

2 ЧТО МЫ БУДЕМ СЕГОДНЯ ИЗУЧАТЬ? 1. Задания с развернутым ответом Алгоритмы выполнения заданий

3 Требования к заданиям Прежде всего необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить сущность требования, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и на то, какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.)

4 Задание представляют собой составное задание, или так называемый мини-тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопросазадания на его анализ и интерпретацию

5 Каждый вариант КИМ включает фрагмент источника (носителя социальной информации) общим объемом авторского текста порядка слов. Первые два вопроса-задания (21, 22) оцениваются от 0 до 2 баллов, два последующих (23, 24) от 0 до 3 баллов. Таким образом, за полное правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом выпускник может получить 10 баллов.

6 Алгоритм выполнения задания найти в тексте ответы на поставленные вопросы (задание 21) использовать текст для ответа на поставленные вопросы и объяснить смысл одного из использованных автором текста понятий (задание 22) используя обществоведческие знания, объяснить или проиллюстрировать примерами отдельные теоретические положения / характеристики / оценки и т.п., связанные с тематикой текста (задание 23) используя обществоведческие знания, систематизировать и конкретизировать предложенную социальную информацию, сделать корректные выводы; сформулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с проблематикой текста (задание 24)

7 С XVII века сторонники демократии всячески подчёркивали связь демократии и свободы. Исходя из этого, демократия есть средство достижения свободы (1). Как сторонники, так и противники демократии уже давно признали, что она связана со свободой так, как никакой другой политический режим. Раз некоторые права, свободы и возможности являются неотъемлемой частью самого демократического процесса, становится очевидно, что, пока этот процесс продолжается, обязательно должны существовать такие права, свободы и возможности, включая свободу выражения мнений, право на политическую организацию, оппозицию, честные и свободные выборы (2) и т. д. Следовательно, в демократической системе минимальный диапазон политической свободы, по сути, включает в себя достаточно широкий перечень важнейших прав. Однако эти фундаментальные политические права не существуют изолированно. Политическая культура призвана поддержать демократический порядок.

8 Она стремится подчеркнуть ценность личных прав, свобод и возможностей. Демократический процесс осенён ореолом личной свободы не только в идеале, но и в нынешней практике. Безоговорочно необходимые для демократического процесса права вкупе с соответствующей политической культурой и с расширенной сферой личной свободы, предполагаемой данным процессом (3), создают условия, в силу которых демократия оказывается предрасположенной обеспечивать более широкий простор для личной свободы в сравнении с любым другим политическим режимом. Демократия связана со свободой ещё одним образом. Она распространяет до максимально вероятных границ возможность для индивидов жить по избранным ими самими законам (2).

10 21. Какие два проявления связи демократии и свободы рассмотрены автором? Какие фундаментальные политические права (свободы) упомянуты в тексте? (Назовите любые три из них.) Что, по мнению автора, создаёт условия, отличающие демократию от других политических режимов?

12 23. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните и проиллюстрируйте двумя примерами мысль автора о том, что политическая культура призвана поддерживать демократический порядок. (Объяснение и каждый пример должны быть сформулированы развёрнуто)

13 24. Почему для современного государства важно, чтобы в обсуждении и принятии наиболее значимых решений принимало участие большинство граждан? Опираясь на обществоведческие знания, приведите три объяснения.

14 Проблема взаимоотношений государства и рынка является одной из основных в обществе, потому что государство осуществляет важнейшие функции в хозяйственной системе и в то же время само является субъектом экономических отношений (1) > Когда была эпоха свободной конкуренции, государство вмешивалось в экономику лишь изредка, но в современном мире рыночная экономика значительно контролируется государством (1) На различных стадиях формирования и развития рыночной экономики было различное отношение к вмешательству государства. Во время формирования рыночных отношений доминирующая тогда экономическая доктрина (меркантилизм) была основана на признании безоговорочной потребности государственного регулирования для стимулирования торговли, в первую очередь внешней (2)

15 В ходе вызревания рыночных отношений класс предпринимателей, набиравших силу, начал считать вмешательство государства и ограничения связанными с ним помехой в своей деятельности. Заявление о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить её регулирование государством, было одной из центральных мыслей А. Смита. Наилучший вариант для государства это придерживаться политики невмешательства в экономической жизни страны. Рынок является главным координатором, поэтому полная свобода должна быть ему обеспечена. Однако рыночный выбор не решает проблемы справедливости и равенства. Ничем не ограниченное распределение рынка, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкому дифференцированию доходов и социальной уязвимости граждан. Когда распределение рынка не удовлетворяет большинство населения, тогда возникает проблема возникновения социальных конфликтов. Государство должно корректировать распределение, которое обеспечивает рынок. Вмешательство государства требует также и другая проблема рынка безработица. Государство прикладывает усилия на её сокращение или на смягчение последствий безработицы. Потребность государственного регулирования экономики возникает с осложнением производственных связей, увеличением важности человеческого фактора, растущей нагрузкой на окружающую среду в процессе производственного развития. Объективная возможность государственного регулирования экономики появилась не сразу, а только в начале XX века. Государство должно делать то, что не под силу рынку (С.В. Пестерев, Ю.А. Кирякова)

16 21. Как авторы характеризуют роль государства в экономике в современном мире? Что, по их мнению, является основой меркантилизма? Какая одна из центральных мыслей А. Смита приведена в тексте?

18 23. Авторы говорят о том, что ничем не ограниченное распределение рынка приводит к резкому дифференцированию доходов. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три причины дифференциации доходов. (В каждом случае сначала укажите причину, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

19 24. Опираясь на обществоведческие знания, назовите три проблемы рыночной экономики, не обозначенные в тексте, и приведите по каждой из них пояснение о том, почему и как государство их должно решать. (Сначала укажите проблему, затем приведите пояснение. Пояснения должны быть сформулированы в виде распространённых предложений.)

20 Если в задании по тексту требуется найти информацию, данную в явном виде (например, выбрать конкретные термины, характеристики), а выпускник переписал объемный отрывок текста целиком, то ответ не засчитывается как верный, так как не соответствует требованию задания. При оценивании заданий 23 (а также 24, 26), в которых речь идет о примерах отличий одного аспекта (явления, процесса, типа) от другого, следует засчитывать как верный вариант ответа тот, в котором есть четкое указание на отличие одного аспекта (явления, процесса, типа) от другого в каждом из примеров.

21 ВОПРОС К текстовому фрагменту поставлены. вопроса задания, которые в совокупности с фрагментом источника образуют составное задание, своего рода мини-тест. СКОЛЬКО ВОПРОСОВ (ЗАДАНИЙ К МИНИ-ТЕКСТУ) СОДЕРЖИТ КИМ?

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 17 № 9768

Почему, по мнению автора, решение основных вопросов экономики свободным рынком не может удовлетворить демократическое государство? Используя текст, дайте два объяснения.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые даёт нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определённых групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности В большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несёт налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. Но связь межу такой выгодой и выплатой налогов не идентична получению жвачки из автомата за пять опущенных в него центов либо акту обычной покупки.

Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы. Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя В то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением.

Для современного экономического общества также характерны три другие не менее важные особенности:

1. Современная передовая промышленная технология основана на привлечении значительных масс капитала: сложное машинное оборудование, крупные фабрики и заводы, большие запасы готовой продукции, полуфабриката и сырья. Поскольку этот капитал находится в условиях наших стран в руках частного владельца, то он как собственник капитала получил имя капиталиста, а сама экономика — капитализма.

2. Для современной экономической системы характерны усложнённые до чрезвычайной степени специализация и разделение труда.

3. И наконец, деньги, нашедшие широчайшее применение в нашей системе, жизненная сила которой зависит от денежного потока. Деньги выполняют также и функцию меры стоимости.

Стоит ли запасаться необходимым?

— Утро понедельника началось с объявления о резком повышении ключевой ставки — сразу до 20%, и стало понятно, что ответные меры будут очень энергичными. Как этот шаг скажется на положении дел и зачем он нужен?

— Эта мера ожидаемая. Вопрос был, на сколько именно повысят. Ситуация радикально изменилась, и, чтобы не допустить переноса во внутренние цены эффекта ослабления рубля и начать методично сдерживать инфляцию, риски которой существенно возросли, эта мера своевременная.

Для экономики это, конечно, не слишком здорово, по большому счету, для многих бизнесов и розничных заемщиков это заградительный уровень. Будем надеяться, что это не навсегда и это временная мера.

По этому же сценарию ЦБ действует и в этот раз.

— Экономические оппоненты руководства Центробанка критикуют его за этот шаг. Им кажется, в этой ситуации надо было, наоборот, смягчать кредитную политику для того, чтобы усилить российскую экономику и дать ей толчок к развитию.

— Это традиционная точка зрения, но это заблуждение. Сейчас стимулировать кредитную активность — это поддерживать неукротимый рост инфляции. Это нежелательно, потому как это расходование своих национальных резервов, а понятного эффекта с точки зрения экономического роста мы не увидим.

Сегодня есть другие механизмы, которые ЦБ уже ввел, и банки имеют возможность кредитовать, потому что у них есть серьезная возможность приобретать для своей деятельности средства на аукционах РЕПО. Что нужно еще было бы сделать ЦБ — урегулировать ситуацию с льготными кредитными программами. У нас в подвешенном состоянии остаются ипотека, кредитование малого и среднего бизнеса, и здесь у нас в ближайшее время, я надеюсь, последуют какие-то четкие и квалифицированные разъяснения.

— С сегодняшнего дня экспортеры обязаны продавать государству по установленному им курсу 80% своей валютной выручки. Как это скажется на тех, кто до сих пор активнее всех наполнял бюджет и помогал формировать резервы? Ведь сейчас они лишились, по сути, возможностей по кредитному финансированию своих инвестпрограмм, и как те же нефтяники теперь будут закупать импортное оборудование, не очень понятно.

— Это традиционная, классическая мера антикризисного характера. Она принималась в связи с тем, что рынку нужен дополнительный канал снабжения его валютной ликвидностью, особенно в свете санкций, которые приняты против Центрального банка, и ограничений по использованию своих резервов.

Это решение компенсирует то, что ЦБ будет снижать активность на валютном рынке. Например, сегодня его там вообще не было, и это закономерный результат событий. Не очень понятно, сколько ЦБ тратил на валютные интервенции на прошлой неделе, но можно предположить, что это серьезные суммы. Если уповать только на один этот канал пополнения валютной ликвидности, на что, видимо, рассчитывали те, кто принимал санкции, то мы можем остаться без суверенных резервов.

Курс валют меняется постоянно

— Центробанку теперь надо экономить валюту?

— В какой-то мере да. Ситуация неопределенная, сколько потребуется времени на доведение специальной операции на Украине до логического завершения, какие последствия будут в рамках политического регулирования, как изменится вообще состояние геополитики — никто не может сейчас дать ответ. Но в любом случае ЦБ лучше бы поберечь резервы, он это и делает, нормальный шаг, могу его только приветствовать, но он, конечно, вынужденный и не сильно популярный.

Мы можем продержаться какое-то время, не будем говорить сколько, возможности у нас существуют для этого. Понятно, что темп экономического роста замедлится. Прогнозы ставим все на паузу, как это всё будет происходить — непонятно. Естественно, экономическое развитие будет ниже всех прогнозов, которые были раньше, в официальных оценок.

Ситуация с нефтянкой, она тоже довольно сильно подвешена. Никто не может исключить, что те, кто инициирует витки санкций, к этому не перейдут. Другое дело, что прямые санкции по российскому нефтеэкспорту и отключение по SWIFT — это переход через красную линию для мировой экономики в целом.

— А сможет ли Россия всё же продавать свои углеводороды, если такие решения будут приняты на Западе?

— Вероятно, останется возможность торговать через третьи стороны. Проблема в том, что если банки отключены от SWIFT, то нет движения документов, подтверждающих платежи. И вы можете как угодно торговать и договариваться, но сделка может затягиваться на недели и месяцы, а никакой нормально мыслящий экспортер не будет продавать в никуда, если он не уверен в платеже. SWIFT — это уверенность в оплате контракта. Если ее нет, одни не поставляют, другие не платят.

Конечно, это красная линия, отделяющая развитие мировой экономики от вступления в предкризисный режим и до масштабной рецессии. Если Россию отключат от глобального рынка углеводородов, это означает резкий подъем цен на них и дополнительный разгон инфляции по всему миру, ужесточение денежно-кредитной политики, и дальше это всё сказывается на экономической динамике всего мира.

— Как бы вы оценили запрет Центробанка нерезидентам продавать акции на Московской бирже? Это скорее помощь нашим компаниям и инвесторам или удар по Западу?

— Это ход вынужденный, но мы уже и для своих запретили все короткие продажи. Это логичное решение. Смысл — ограничить волатильность рыночных котировок, когда люди начинают активно сбрасывать активы.

В первую очередь это делают нерезиденты. Никто не мешает продать им актив, если они хотят, — это их собственность, но, извините, продавайте по правилам, по графику, не допуская массового обвала. Это стабилизирует динамику биржевых индексов. Мы до сих пор не отыграли провал 24 февраля, нам допускать еще большего падения нашего рынка крайне нежелательно.

— По кому санкции и все последние события ударили больше всего, кто пострадал больше всех?

— Преждевременно делать такие оценки. Самое яркое — это существенное ослабление рубля. Рубль — это психологическая вещь, его динамика влияет на самочувствие людей и бизнеса. Та динамика, которую мы наблюдали, спровоцировала и набеги людей на банкоматы, и спрос на валюту, и на депозитные вклады. Это самое острое проявление этих событий. Всё остальное — во многом уже его последствия: и реальные, и психологические.

Для рубля наступили темные времена

— Насколько неиллюзорным вам кажется шанс того, что в России запретят обращение валюты?

— Я не вижу в этом реального смысла. Того норматива, который введен по продаже валютной выручки, достаточно для обслуживания потребности в ней экономики, она есть. Многократно власти об этом заявляли, что не допустят ущемления прав граждан. Дополнительно провоцировать негативные настроения нет смысла, надо стабилизировать ситуацию с валютой, граждане ее всё еще активно хотят покупать. С точки зрения реальной необходимости в ней — непонятно, где мы теперь можем эту валюту потратить, поэтому надо лишь сбить ажиотажный спрос.

— Это нормальная защитная мера: ребята, а что вы хотите, вы поставили нас в такие условия. Не было бы ваших санкций — и проблемы с выплатами долгов бы не было. На нас оказывают давление — мы тоже отвечаем.

— Что во всей этой суматохе делать обычному жителю большого города? Куда бежать, что покупать, что продавать?

— Во-первых, набираться терпения, включать разум и не вестись на слухи. Больше спокойствия, внимательно ежедневно оценивать ситуацию, что делают власти, чем это может быть полезно или опасно для конкретного человека и его семьи, что можно делать со сбережениями и счетами. Впадать в раж немедленного потребления не стоит — это спровоцирует инфляцию и ударит уже по всем. Я понимаю, легко говорить, что надо включить голову, хотя на деле это непросто. Всё равно делать это надо и напоминать тоже стоит.

— Бежать ли покупать валюту?

— Не стоит: вы не угонитесь за курсом, а проиграть можно много.

— Снимать ли деньги с рублевых счетов? Чтобы дома был запас наличности?

— После того как ставку подняли до 20%, банки будут повышать вклады, консенсус-прогноз аналитиков: по коротким, до года, вкладам будет ставка 18–20%, а по длинным — 10–15%. Может, стоит посмотреть и подождать, внимательно отнестись к этому.

— Ждет ли нас по итогам года двузначная инфляция? Как сильно вырастут цены?

СЮЖЕТ

— Я не уверен. Если вспомнить исторический опыт того же повышения ставки в 2014 году, то мы двузначную инфляцию остановили и потом приблизились к ключевой ставке ЦБ. Она будет высокой. Насколько — спрогнозировать сложно, но я не уверен, что она будет двузначной. Да, в отдельные локальные промежутки времени может быть 10–12% или даже выше, а по году я бы скорее ориентировался на уровни текущих значений, где-то 7–9%, ближе к 9%. Но это пока, а дальше уровень неопределенности очень высок.

Опи­ра­ясь на текст, зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, фак­тов об­ще­ствен­ной жизни, сфор­му­ли­руй­те три пред­по­ло­же­ния о про­яв­ле­ни­ях це­но­вой по­ли­ти­ки го­су­дар­ства.

Ме­ха­низм цен в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке

Изу­че­ние вза­и­мо­дей­ствия спро­са и пред­ло­же­ния, кон­ку­рен­ции как ос­нов­ных ин­стру­мен­тов це­но­об­ра­зо­ва­ния поз­во­ля­ет вести ре­зуль­та­тив­ный поиск эле­мен­тов эф­фек­тив­но­го ме­ха­низ­ма ры­ноч­ной са­мо­ре­гу­ля­ции. В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки цена вы­пол­ня­ет ряд важ­ных функ­ций.

Цены пе­ре­да­ют ин­фор­ма­цию. Си­сте­ма цен ав­то­ма­ти­че­ски рас­про­стра­ня­ет ин­фор­ма­цию для всех участ­ни­ков рынка об устой­чи­вом росте или сни­же­нии спро­са на тот или иной вид то­ва­ра. Это по­буж­да­ет их на­ра­щи­вать или, на­о­бо­рот, со­кра­щать объём про­из­вод­ства до тех пор, пока вновь рост или па­де­ние цен не по­шлют сиг­на­лы о де­фи­ци­те или пе­ре­про­из­вод­стве то­вар­ной про­дук­ции.

Вме­сте с тем це­но­вая си­сте­ма услож­не­на бла­го­да­ря ис­ка­же­ни­ям це­но­вой ин­фор­ма­ции, что объ­яс­ня­ет­ся рядом при­чин. Пре­жде всего, стоит от­ме­тить вме­ша­тель­ство го­су­дар­ства в эко­но­ми­че­ские про­цес­сы. Не­га­тив­ную роль иг­ра­ет де­я­тель­ность мо­но­по­лий, стре­мя­щих­ся к из­вле­че­нию мак­си­маль­но вы­со­кой при­бы­ли, в том числе путём взвин­чи­ва­ния цен. Ис­ка­жа­ю­щим фак­то­ром яв­ля­ет­ся также ин­фля­ция, осо­бен­но если она имеет вы­со­кий уро­вень и не­устой­чи­вый ха­рак­тер.

Цены вы­пол­ня­ют важ­ную сти­му­ли­ру­ю­щую функ­цию. Каж­дое пред­при­я­тие стре­мит­ся сни­зить из­держ­ки про­из­вод­ства, спра­вед­ли­во усмат­ри­вая в этом один из про­ве­рен­ных вре­ме­нем ры­ча­гов роста при­бы­ли. В этих целях ис­поль­зу­ют­ся до­сти­же­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, ин­но­ва­ци­он­ные и кон­ку­рен­то­спо­соб­ные тех­но­ло­гии, ноу-хау, все­воз­мож­ные виды ме­недж­мен­та и др. Се­бе­сто­и­мость про­дук­ции, трудоёмкость её вы­пус­ка яв­ля­ют­ся ос­но­вой фор­ми­ро­ва­ния ры­ноч­ных цен. Каж­дое пред­при­я­тие рас­по­ла­га­ет на этом пути сво­и­ми воз­мож­но­стя­ми и ре­зер­ва­ми, ис­поль­зуя их для до­сти­же­ния по­став­лен­ной цели. Тем самым цена сти­му­ли­ру­ет внед­ре­ние до­сти­же­ний на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, спо­соб­ству­ет сни­же­нию из­дер­жек про­из­вод­ства и по­вы­ше­нию ка­че­ства про­дук­ции.

Цены участ­ву­ют в ре­гу­ли­ро­ва­нии про­из­вод­ства то­ва­ров и услуг, а также вли­я­ют на рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов, на из­ме­не­ние струк­ту­ры их ис­поль­зо­ва­ния. Эта функ­ция вне го­су­дар­ствен­но­го воз­дей­ствия носит сти­хий­ный ха­рак­тер. Рост цен, на­при­мер, спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию про­из­вод­ства то­ва­ров, но до из­вест­ных пре­де­лов, так как вы­со­кие цены огра­ни­чи­ва­ют спрос.

Из­вест­но, что в усло­ви­ях рынка цены уста­нав­ли­ва­ют­ся под вли­я­ни­ем спро­са и пред­ло­же­ния. Од­на­ко, по мне­нию ряда эко­но­ми­стов, и в этих усло­ви­ях го­су­дар­ство долж­но про­во­дить соб­ствен­ную це­но­вую по­ли­ти­ку, кон­тро­ли­ро­вать уро­вень цен на не­ко­то­рые то­ва­ры и услу­ги.


Пояснение.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

Могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие пред­по­ло­же­ния о це­но­вой

1) го­су­дар­ство при­зва­но кон­тро­ли­ро­вать уро­вень ин­фля­ции, не до­пус­кая её из­бы­точ­но­го роста;

2) го­су­дар­ство не­по­сред­ствен­но долж­но ре­гу­ли­ро­вать цены на наи­бо­лее зна­чи­мые в со­ци­аль­ном от­но­ше­нии то­ва­ры, на­при­мер хлеб, крупы;

3) в слу­чае за­су­хи и не­уро­жая го­су­дар­ство может пойти на вре­мен­ный за­прет экс­пор­та для под­дер­жа­ния ста­биль­но­сти цен на внут­рен­нем рынке;

4) го­су­дар­ство долж­но кон­тро­ли­ро­вать об­ста­нов­ку на рынке энер­го­но­си­те­лей и топ­ли­ва, не до­пус­кая сго­во­ра мо­но­по­ли­стов, так как от этих цен за­ви­сят цены на все осталь­ные то­ва­ры и услу­ги;




5) к числу це­но­вых по­ка­за­те­лей, ре­гу­ли­ру­е­мых го­су­дар­ством, надо от­не­сти и цены на ком­му­наль­ные услу­ги.

Могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны дру­гие пред­по­ло­же­ния.

Ваша оцен­ка (баллов): — 0 1 2 3

Критерии оце­ни­ва­ния выполнения задания Баллы
Сформулированы три предположения.
Сформулированы два предположения.
Сформулировано одно предположение.
Ответ неправильный.
Максимальный балл

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Опи­ра­ясь на текст, зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, фак­тов об­ще­ствен­ной жизни, сфор­му­ли­руй­те три пред­по­ло­же­ния о про­яв­ле­ни­ях це­но­вой по­ли­ти­ки го­су­дар­ства.

Ме­ха­низм цен в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке

Изу­че­ние вза­и­мо­дей­ствия спро­са и пред­ло­же­ния, кон­ку­рен­ции как ос­нов­ных ин­стру­мен­тов це­но­об­ра­зо­ва­ния поз­во­ля­ет вести ре­зуль­та­тив­ный поиск эле­мен­тов эф­фек­тив­но­го ме­ха­низ­ма ры­ноч­ной са­мо­ре­гу­ля­ции. В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки цена вы­пол­ня­ет ряд важ­ных функ­ций.

Цены пе­ре­да­ют ин­фор­ма­цию. Си­сте­ма цен ав­то­ма­ти­че­ски рас­про­стра­ня­ет ин­фор­ма­цию для всех участ­ни­ков рынка об устой­чи­вом росте или сни­же­нии спро­са на тот или иной вид то­ва­ра. Это по­буж­да­ет их на­ра­щи­вать или, на­о­бо­рот, со­кра­щать объём про­из­вод­ства до тех пор, пока вновь рост или па­де­ние цен не по­шлют сиг­на­лы о де­фи­ци­те или пе­ре­про­из­вод­стве то­вар­ной про­дук­ции.

Вме­сте с тем це­но­вая си­сте­ма услож­не­на бла­го­да­ря ис­ка­же­ни­ям це­но­вой ин­фор­ма­ции, что объ­яс­ня­ет­ся рядом при­чин. Пре­жде всего, стоит от­ме­тить вме­ша­тель­ство го­су­дар­ства в эко­но­ми­че­ские про­цес­сы. Не­га­тив­ную роль иг­ра­ет де­я­тель­ность мо­но­по­лий, стре­мя­щих­ся к из­вле­че­нию мак­си­маль­но вы­со­кой при­бы­ли, в том числе путём взвин­чи­ва­ния цен. Ис­ка­жа­ю­щим фак­то­ром яв­ля­ет­ся также ин­фля­ция, осо­бен­но если она имеет вы­со­кий уро­вень и не­устой­чи­вый ха­рак­тер.

Цены вы­пол­ня­ют важ­ную сти­му­ли­ру­ю­щую функ­цию. Каж­дое пред­при­я­тие стре­мит­ся сни­зить из­держ­ки про­из­вод­ства, спра­вед­ли­во усмат­ри­вая в этом один из про­ве­рен­ных вре­ме­нем ры­ча­гов роста при­бы­ли. В этих целях ис­поль­зу­ют­ся до­сти­же­ния на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, ин­но­ва­ци­он­ные и кон­ку­рен­то­спо­соб­ные тех­но­ло­гии, ноу-хау, все­воз­мож­ные виды ме­недж­мен­та и др. Се­бе­сто­и­мость про­дук­ции, трудоёмкость её вы­пус­ка яв­ля­ют­ся ос­но­вой фор­ми­ро­ва­ния ры­ноч­ных цен. Каж­дое пред­при­я­тие рас­по­ла­га­ет на этом пути сво­и­ми воз­мож­но­стя­ми и ре­зер­ва­ми, ис­поль­зуя их для до­сти­же­ния по­став­лен­ной цели. Тем самым цена сти­му­ли­ру­ет внед­ре­ние до­сти­же­ний на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са, спо­соб­ству­ет сни­же­нию из­дер­жек про­из­вод­ства и по­вы­ше­нию ка­че­ства про­дук­ции.

Цены участ­ву­ют в ре­гу­ли­ро­ва­нии про­из­вод­ства то­ва­ров и услуг, а также вли­я­ют на рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов, на из­ме­не­ние струк­ту­ры их ис­поль­зо­ва­ния. Эта функ­ция вне го­су­дар­ствен­но­го воз­дей­ствия носит сти­хий­ный ха­рак­тер. Рост цен, на­при­мер, спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию про­из­вод­ства то­ва­ров, но до из­вест­ных пре­де­лов, так как вы­со­кие цены огра­ни­чи­ва­ют спрос.

Из­вест­но, что в усло­ви­ях рынка цены уста­нав­ли­ва­ют­ся под вли­я­ни­ем спро­са и пред­ло­же­ния. Од­на­ко, по мне­нию ряда эко­но­ми­стов, и в этих усло­ви­ях го­су­дар­ство долж­но про­во­дить соб­ствен­ную це­но­вую по­ли­ти­ку, кон­тро­ли­ро­вать уро­вень цен на не­ко­то­рые то­ва­ры и услу­ги.


Пояснение.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

Могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие пред­по­ло­же­ния о це­но­вой

1) го­су­дар­ство при­зва­но кон­тро­ли­ро­вать уро­вень ин­фля­ции, не до­пус­кая её из­бы­точ­но­го роста;

2) го­су­дар­ство не­по­сред­ствен­но долж­но ре­гу­ли­ро­вать цены на наи­бо­лее зна­чи­мые в со­ци­аль­ном от­но­ше­нии то­ва­ры, на­при­мер хлеб, крупы;

3) в слу­чае за­су­хи и не­уро­жая го­су­дар­ство может пойти на вре­мен­ный за­прет экс­пор­та для под­дер­жа­ния ста­биль­но­сти цен на внут­рен­нем рынке;

4) го­су­дар­ство долж­но кон­тро­ли­ро­вать об­ста­нов­ку на рынке энер­го­но­си­те­лей и топ­ли­ва, не до­пус­кая сго­во­ра мо­но­по­ли­стов, так как от этих цен за­ви­сят цены на все осталь­ные то­ва­ры и услу­ги;

5) к числу це­но­вых по­ка­за­те­лей, ре­гу­ли­ру­е­мых го­су­дар­ством, надо от­не­сти и цены на ком­му­наль­ные услу­ги.

Читайте также: