В чем специфика волевых процессов кратко

Обновлено: 25.06.2024

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Воля: понятие, волевые действия, их структура. Волевая регуляция поведения.

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

1. Непроизвольная регуляция:

  • допсихические непроизвольные реакции;
  • образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

2. Произвольная регуляция:

3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия :

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

Волевая регуляция – это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

Волевое усилие – механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

Волевое поведение – целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

Воля и регуляция деятельности.

Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования - наличие преград, препятствий при достижении цели.Л. М. Веккер считает, что волевое регулирование начинается там, где имеется как минимум двухуровневая иерархия программ деятельности, где необходимо соотнести уровни этих программ и выбрать среди них тот уровень, который отвечает критериям интеллектуальной, эмоционально- нравственной и общесоциальной ценности.

Примерно тот же смысл вкладывал в понятие воли И. М. Сеченов, когда писал, что воля - это деятельная сторона разума и моральных чувств.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

  1. когнитивный
  2. эмоциональный
  3. поведенческий (деятельный)

В структуру волевого акта включаются следующие составляющие:

  1. побуждение и осознание цели;
  2. борьба мотивов;
  3. акт принятия решения;
  4. исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей (С. Л. Рубинштейн).

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Основные характеристики воли. Волевая регуляция поведения. Понятие воли одно из самых древних, его пытался изучить Аристотель. Декарт. Оно было введено как понятие объяснительное. По мнению Аристотеля, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его существовании. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо, Аристотель был вынужден искать силу, способную инициировать такое поведение.

Проблема воли, по Аристотелю, есть проблема придания предмету действия побудительной силы и тем самым обеспечение побуждения к действию (или торможение при необходимости снижение побудительной силы предмета действия).

Раньше воля рассматривалась как надприродная сила, которая имеет приоритет над другими психическими процессами. Абсолютной воли нет. О воле мы можем говорить тогда, когда возникает побуждение:

  1. Фаза воления: желание + стремление + мотив.
  2. Фаза выбора: борьба мотивов, принятие решения.
  3. Фаза реализации действием, решение превращается в телесное действие. Наше решение, поведение детерминировано сильным мотивом. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициацию произвольных действий, но и их выбор и их регуляцию при осуществлении. Причем сама воля могла пониматься и как самостоятельная сила (образование) души, и как способность человека к определённой активности, идущей от него самого.

Т.о., первой парадигмой, в рамках которой была поставлена проблема воли, было порождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает прежде всего побудительную функцию воли, а такой подход можно условно обозначить как мотивационный, он является самым мощным в исследовании воли.

Он характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий, или к усилению побуждения к действию при его дефиците, вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов . В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается:

  • либо как самостоятельное психическое образование,
  • либо как самостоятельная сила непсихологической природы,
  • либо как мотивационное или эмоциональное образование (желание, аффекты, потребности),
  • либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции.

В рамках этого подхода можно выделить два варианта представлений о воле:

  1. Воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаристический тип теории);
  2. Воля сводится к функционированию познавательных процессов (интеллектуалистические теории).

Когда человек добровольно принимает нравственные нормы, высший нравственный закон и руководствуется им в своих поступках, мы можем говорить о том, что человек нравственно свободен. Быть свободным - это значит повиноваться разуму, а не страстям (Лейбниц, Спиноза).

В психологии свобода выбора понимается, когда человек в результате борьбы мотивов выбирает тот, который более силен. Современными исследователями воли являются Селиванова, Иванников, Платонов, Воля определяется ими как сознательная регуляция человеком своего поведения в результате преодоления внутренних и внешних препятствий на пути и цели. Структура воли: Цель; Уровень притязания; Волевое усилие; Борьба мотивов; Принятие решения; Выполнение.

Волевое усилие может быть на любом этапе волевого действия, связанного с преодолением преград. Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения (Иванников). Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

Функции воли.

  • Побудительная;
  • Тормозная (сдерживает нежелательные действия)

В западной психологии:

  • инициирование действия (формирование намерения);
  • поддержка первичного намерения в активное состояние вплоть до достижения цели.
  • преодоление препятствия.

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

Источник: Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. № 2, 3-14c.

От публикатора. Публикуемый материал является хронологически одним из последних, если не последним, оригинальным научным текстом, принадлежащим А. Н. Леонтьеву. Он представляет собой "домашнюю лекцию", подготовленную по моей просьбе и прочитанную лично мне, его внуку, в 1978 г. Содержание лекции вряд ли требует специальных комментариев, поскольку она была рассчитана на слушателя, имеющего минимальную психологическую подготовку (я тогда был студентом 1-го курса ф-та психологии МГУ), и отличается предельно доступной формой изложения.

Поскольку А. Н. Леонтьев не посвятил специально проблеме воли ни одной из печатных работ или рукописей, данная лекция является единственным источником, позволяющим уяснить его взгляды на эту проблему.

Речь Алексея Николаевича была записана на магнитофон, незадолго до того подаренный ему на 75-летие. При подготовке стенограммы к печати была сделана лишь стилистическая правка, устранены повторы, а также опущены уточняющие вопросы и ответы на них, не добавляющие чего-либо к основному содержанию.

Д. А. Леонтьев

Анализ воли все же начался. Стали обсуждать какие-то характеристики волевых процессов (я бы предпочел сказать — волевых действий), которые отличали эти процессы или действия от других, неволевых. Это обычный шаг научного анализа. Нужно выделить особенности, специфику изучаемого. Вот здесь и началась большая и длинная история поиска этой специфики.

1. Целеподчиненность и произвольность.Прежде всего, волевым актом по справедливости можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Значит, волевые процессы (я предпочитаю говорить — волевые действия) противопоставляются и отличаются от всех тех процессов, которые не имеют признака целеподчиненности. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы как бы разделились на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

Комментарий.Но одного указания на целеподчиненность волевых действий недостаточно, потому что существует очень много действий, которые целенаправлены и в этом высоком смысле произвольны, но, тем не менее, никогда не называются и не могут быть названы волевыми на психологическом языке. И есть другие, тоже целенаправленные действия, которые явно выделяются нами из числа прочих, и к ним прикрепляется это имя — волевые. В классической марксистской традиции волевыми называют действия, подчиненные не только сознательной, но, более того, разумной цели, т. е. такой, которая не только сознается, но ставится как необходимая, разумная, и тогда, например, трудовая деятельность относится к волевой. Таким образом, в классических традициях марксизма воля имеет более широкое значение, чем то, которое придается этому термину в психологии. Поэтому в психологии продолжаются поиски тех особенных примет, черт, признаков, отличающих именно волевые акты от неволевых.




Воля

Леонтьев А. Н.

Источник: Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. № 2, 3-14c.

От публикатора. Публикуемый материал является хронологически одним из последних, если не последним, оригинальным научным текстом, принадлежащим А. Н. Леонтьеву. Он представляет собой "домашнюю лекцию", подготовленную по моей просьбе и прочитанную лично мне, его внуку, в 1978 г. Содержание лекции вряд ли требует специальных комментариев, поскольку она была рассчитана на слушателя, имеющего минимальную психологическую подготовку (я тогда был студентом 1-го курса ф-та психологии МГУ), и отличается предельно доступной формой изложения.

Поскольку А. Н. Леонтьев не посвятил специально проблеме воли ни одной из печатных работ или рукописей, данная лекция является единственным источником, позволяющим уяснить его взгляды на эту проблему.

Речь Алексея Николаевича была записана на магнитофон, незадолго до того подаренный ему на 75-летие. При подготовке стенограммы к печати была сделана лишь стилистическая правка, устранены повторы, а также опущены уточняющие вопросы и ответы на них, не добавляющие чего-либо к основному содержанию.

Д. А. Леонтьев

Анализ воли все же начался. Стали обсуждать какие-то характеристики волевых процессов (я бы предпочел сказать — волевых действий), которые отличали эти процессы или действия от других, неволевых. Это обычный шаг научного анализа. Нужно выделить особенности, специфику изучаемого. Вот здесь и началась большая и длинная история поиска этой специфики.

1. Целеподчиненность и произвольность.Прежде всего, волевым актом по справедливости можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Значит, волевые процессы (я предпочитаю говорить — волевые действия) противопоставляются и отличаются от всех тех процессов, которые не имеют признака целеподчиненности. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы как бы разделились на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

Комментарий.Но одного указания на целеподчиненность волевых действий недостаточно, потому что существует очень много действий, которые целенаправлены и в этом высоком смысле произвольны, но, тем не менее, никогда не называются и не могут быть названы волевыми на психологическом языке. И есть другие, тоже целенаправленные действия, которые явно выделяются нами из числа прочих, и к ним прикрепляется это имя — волевые. В классической марксистской традиции волевыми называют действия, подчиненные не только сознательной, но, более того, разумной цели, т. е. такой, которая не только сознается, но ставится как необходимая, разумная, и тогда, например, трудовая деятельность относится к волевой. Таким образом, в классических традициях марксизма воля имеет более широкое значение, чем то, которое придается этому термину в психологии. Поэтому в психологии продолжаются поиски тех особенных примет, черт, признаков, отличающих именно волевые акты от неволевых.

Воля — это способность человека осознанно и целенаправленно регулировать и контролировать собственное поведение и деятельность. Это качество выражено в умении мобилизовать психические и физические возможности для того, чтобы преодолевать трудности и препятствия, стоящие на пути к поставленной цели.

Произвольные и непроизвольные психические процессы

Любой тип психической активности человека способен носить непроизвольный (непреднамеренный) или произвольный (целенаправленный) характер. Непреднамеренная активность не предполагает приложения усилий и планирования. Действия в этом случае характеризуются импульсивностью и отсутствием четкого осознания (например, поведение людей в состоянии аффекта, транса или любом другом измененном состоянии сознания).

В ситуациях, когда требуется проявление активности для достижения какой-либо осознанно поставленной цели, необходимо приложение волевых усилий. Здесь воля выступает как способность человека осознанно и активно управлять своей деятельностью. Она помогает преодолевать препятствия для того, чтобы достичь поставленной цели, и создает дополнительную мотивацию к действию (например, при недостаточности имеющейся мотивации). Величина усилий, приложенных человеком для преодоления возникших препятствий, отражает степень развития его волевой сферы.

Непроизвольные действия становятся результатом проявления неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений. Они обладают импульсивным характером и лишены четкого плана. Произвольные действия характеризуются наличием осознанной цели, предварительным представлением операций, которые помогут обеспечить ее достижение.

Для произвольных процессов, которые связаны с волей, присущи следующие особенности:

  • Ощущаемая и осознаваемая произвольная реакция;
  • Возникновение произвольной реакции в ответ на появление жизненно важной потребности, которая является средством ее удовлетворения;
  • Произвольная реакция не является, как правило, вынужденной (человек может заменить ее по собственному выбору на другую реакцию, имеющую такое же жизненное значение);
  • Осознанное регулирование по ходу осуществления в случае, когда произвольные реакции все-таки являются вынужденными.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности волевых процессов и функции воли

Волевые процессы выделяются в отдельный пласт психических явлений. Ученые не противопоставляют эти процессы познавательным и эмоциональным, так как один процесс может быть и познавательным, и волевым, и эмоциональным. Примером выступает произвольное внимание.

Исходные побуждения к действию включают потребности. Таким образом, зачатки воли заключаются уже в них. В отличие от потребностей мотивы являются психическими побудителями к осуществлению деятельности. Они становятся уже не только стимулами, а личностной переработкой стимула (нуждой, потребностью). Если преобладают однозначные мотивы, то они начинают усиливать возможность достижения цели.

Появление мотивов, которые противоречат достижению намеченной цели, затормаживает активность человека. В некоторых случаях это является проявлением безволия.

Таким образом, воля как психический процесс наделена противоположно направленными, но связанными функциями: побудительной и тормозящей. Первую из них обеспечивает человеческая активность, порождающая действие в силу специфики внутреннего состояния субъекта (обнаруживаются во время самого действия).

Тормозящая функция воли не в любом случае создает препятствия к получению положительного результата деятельности. Она выступает в единстве с побудительной функцией и характеризуется сдерживанием нежелательного проявления активности.

Так, у индивида одновременно может возникать побуждение к двум видам деятельности. Если же он возьмется за них одновременно, то это принесет ущерб как одному, так и другому делу (борьба мотивов). Мотив, оцененный человеком как более значимый сейчас, порождает побудительную функцию воли. Тот мотив, который имеет меньшее значение, становится объектом тормозящей функции.

Помимо перечисленного, тормозящая функция может проявляться в случаях, когда побуждения человека противоречат его представлениям о необходимой модели поведения. Например, если он очень голоден, то у него может появиться побуждение украсть хлеб в магазине. Для большей части людей подобное поведение внутренне неприемлемо, поэтому его затормозит волевое усилие.

Волевая сфера человека

Люди с развитой волевой сферой несут ответственность за результаты своей деятельности. Благодаря своим волевыми усилиями они имеют возможность противостоять всем факторам, оказывающим негативное влияние на результаты.

Существует несколько личностных качеств, рассматриваемых как волевые:

  • Решимость, представленная полной уверенностью в исполнимости решения;
  • Самообладание как проявление тормозящей функции;
  • Смелость в виде проявления силы воли для преодоления опасных препятствий;
  • Настойчивость как способность к совершению многократных волевых действий в течение длительного времени;
  • Исполнительность (точное, неукоснительное и систематическое исполнение принимаемых решений);
  • Дисциплинированность;
  • Терпение и выносливость.

Каждое из качеств волевой сферы имеет свой антипод, который представляет собой качество, отражающее неразвитость волевой сферы (например, нерешительность, безынициативность, податливость и др.). Сильная воля проявляется через самообладание, смелость, настойчивость, выносливость и терпение.

Рассматривая волю как психический процесс, необходимо обратить внимание на такое понятие, как волевое действие. Оно состоит во внутренней побудительной силе, сформированной не только типологическими и биологическими задатками. Она определяется ежедневным воспитанием, самоконтролем, убеждением.

Часто человек принимает решение и понимает необходимость действовать, но не спешит его выполнять.

Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не делают для выполнения своих планов, решений, даже самых насущных потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, имеющие схожие убеждения и взгляды на жизнь, начинают с разной интенсивностью решать стоящие перед ними проблемы, или когда перед трудностями одни останавливают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией — эти явления связаны с таким свойством психики, как воля.

Воля — это сознательное регулирование поведения и деятельности человека, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при выполнении целенаправленных действий.

Задачей воли является контроль нашего поведения, сознательная саморегуляция нашей деятельности, особенно при наличии препятствий в нормальной жизни.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий - Общие характеристики волевых действий

Общие характеристики волевых действий

Любая человеческая деятельность всегда сопровождается определенными действиями, которые можно разделить на две большие группы: добровольные и недобровольные. Основное различие между добровольными действиями заключается в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют от человека определенных усилий для достижения сознательно поставленной цели. Например, представим себе больного человека, который с усилием берет стакан воды в руку, приносит его в рот, наклоняет, делает движения ртом, то есть выполняет ряд действий, связанных с одной целью: утолить жажду. Все индивидуальные действия сливаются в единое целое благодаря усилиям нашего сознания, направленным на регулирование поведения, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют регулированием воли или волеизъявления.

Основной функцией воли является сознательное регулирование деятельности в сложных жизненных условиях. Центральным элементом этой регуляции является взаимодействие возбуждения и торможения нервной системы. Соответственно, принято классифицировать две другие функции, активирующие и ингибирующие, как конкретизирующие общую функцию, упомянутую выше.

Принудительные или добровольные действия развиваются на основе недобровольных движений и действий. Самые простые — рефлекторные движения: Сокращение и расширение зрачков, мигание, глотание, чихание и т.д. К этому классу движений относятся подёргивание руки при прикосновении к горячему предмету, непроизвольное вращение головы в направлении слышимого звука и т.д. Наши выразительные движения обычно также непроизвольны по характеру: мы непроизвольно сжимаем зубы, когда злимся; мы поднимаем брови или открываем рот, когда удивляемся; когда нам что-то нравится, мы начинаем улыбаться и т.д.

Поведение, как и действия, может быть как вынужденным, так и добровольным.

Непроизвольное поведение в основном состоит из импульсивных действий и непроизвольных реакций, которые не имеют общей цели, например, реагирование на шум за окном или на объект, удовлетворяющий потребность, и т.д.

Непроизвольное поведение включает в себя поведенческие реакции человека, которые происходят в ситуациях, когда человек находится под влиянием эмоционального состояния, которое сознательный разум не может контролировать.

В отличие от непроизвольных действий, сознательные действия, более характерные для человеческого поведения, направлены на достижение цели. Именно осознание действий характеризует волевое поведение. Однако, волевые действия могут также включать, как отдельные части, те движения, которые стали автоматическими во время тренировки навыка и потеряли свой изначальный сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга главным образом степенью сложности. Существуют очень сложные волевые действия, включающие в себя ряд более простых действий. Таким образом, приведенный выше пример, когда человек хочет утолить жажду, встает, наливает воду в стакан и т.д., является примером сложного волевого поведения, которое включает в себя серию менее сложных волевых действий. Но есть еще более сложные волевые действия. Например, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают подготовку задолго до восхождения. Это включает в себя обучение, тестирование оборудования, настройку креплений, выбор маршрута и так далее. Но основные трудности ждут их, когда они начнут восхождение.

Еще одним важным атрибутом волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, независимо от их природы — внутренних или внешних. Внутренние или субъективные препятствия — это стремление человека не делать что-то или делать то, что мы хотим. Например, школьник хочет играть со своими игрушками, но в то же время он должен делать домашнее задание. Усталость, желание веселиться, лень, лень и т.д. могут служить внутренними препятствиями. Примерами внешних препятствий являются отсутствие необходимого инструмента для работы или сопротивление со стороны других людей, которые не хотят, чтобы цель была достигнута.

Следует отметить, что не все действия, направленные на преодоление того или иного препятствия, носят добровольный характер. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложное препятствие и даже забраться на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, потому что они вызваны в первую очередь внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание важности достижимой цели, осознание необходимости ее достижения. Чем важнее цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознания.

Обычно мы более или менее осведомлены о том, для чего мы делаем то или иное, мы знаем цель, которую мы пытаемся достичь. Бывают случаи, когда человек осознает, что он делает, но не может объяснить, почему он это делает. Чаще всего это происходит, когда человека захватывают сильные чувства, когда он испытывает эмоциональное возбуждение. Такие действия обычно называют импульсивными. Уровень сознания для таких действий значительно снижается. Когда человек совершает необдуманные поступки, он часто сожалеет о том, что сделал. Но именно в этот момент можно воздержаться от необдуманных действий в ответ на аффективные всплески. Уилл, значит, связан с мыслящей активностью и чувствами.
Уилл подразумевает индивидуальность человека, которая требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и выборе средств для ее достижения. Мыслить также необходимо при выполнении намеченного действия. При осуществлении намеченных действий мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, условия действия могут измениться или может возникнуть необходимость в изменении средств достижения цели. Поэтому для достижения цели человек должен всегда сравнивать цели действия, условия и средства его осуществления и вносить необходимые коррективы. Без участия мысли, акты воли были бы без сознания, то есть они перестали бы быть актами воли.

Соотношение воли и чувства выражается в том, что мы обычно обращаем внимание на объекты и явления, которые вызывают в нас определенные чувства. Желание чего-то достичь или осуществить, а также избежать чего-то неприятного, связано с нашими чувствами. То, что нам безразлично, не вызывает эмоций, обычно не служит целью действия. Однако ошибочно думать, что источником волевых действий являются только чувства. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, являются препятствием для достижения цели. Поэтому мы должны приложить волевые усилия, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительное подтверждение того, что чувства — не единственный источник наших действий, обеспечивается патологическими случаями потери способности испытывать чувства, сохраняя при этом способность действовать осознанно. Таким образом, источники волевых действий многочисленны и разнообразны.

Основные психологические теории воли

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. Во взглядах на природу этого ментального феномена можно выделить два аспекта: философско-этический и научный. Они тесно переплетены и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

Следует отметить, что такие взгляды на природу будут иметь свое обоснование и поэтому существуют и по сей день. Чхартишвили, например, возражает против особого характера воли, считая, что понятия цели и сознания являются категориями интеллектуального поведения и что, по его мнению, здесь нет необходимости вводить новые понятия. Такое мнение оправдано тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемой частью волевых действий.

Сначала определимся с масштабами развития этой проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, изучившие проблему волевых действий: В.А. Бетс, С.Я. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, Т. Рибо и др.

Далее мы рассмотрим понятие воли, волевых действий, физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.

Концепции

Воля представляет собой определенную способность человека, которая заключается в сознательном контроле за поведением и деятельностью для выполнения поставленных задач.

Воляционное действие (с точки зрения Рубинштейна) — это сознательное действие, направленное на достижение определенной цели, поставленной человеком.

Волевое действие в мозговой деятельности

Основой волевого действия являются нейронные процессы.

В целом, в основе волевого действия лежат также нервные процессы, которые функционируют через гигантские пирамидальные клетки (клетки Бетца). Именно в этих клетках и возникают импульсы к движению, именно здесь же происходит пирамидальный процесс (состоящий из нервных волокон).

Обычно выделяются три группы пирамидальных клеток.

  • Пирамидальные клетки в верхней части передней центральной извилины. Они обеспечивают ощущение и подвижность в ногах.
  • Пирамидальные клетки в средних секциях. Посылать импульсы в руки, чтобы обеспечить их чувствительность.
  • Пирамидальные клетки в нижних отделах. Посылайте импульсы к языку, губам и гортани.

Когда клетки поражены, соответствующие части человеческого тела становятся нечувствительными.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых актов

Волевые действия выполняются систематически. Это связано с определенной организацией взаимодействия отдельных участков мозга.

В регулировании волеизъявления, среди прочего, важную роль играют те области мозга, которые обеспечивают моторную чувствительность, благодаря которой можно двигаться, а также регулировать подвижность частей тела. Такие участки расположены за передней центральной извилиной.

Несомненно, если они поражены, человек потеряет чувствительность тех частей организма, к которым он несет нервные импульсы.

Каждый акт воли регулируется определенными мотивами, которые должны поддерживаться во время исполнения движения или действия. Если это условие не выполняется, то выполняемое движение прерывается или заменяется другими.

Важную роль в сохранении цели действий играют участки мозга, расположенные в лобных долях. Это так называемые префронтальные области коры, которые возникли последними в эволюции мозга. Также известно, что у детей они становятся последними в зрелом возрасте. Поэтому дошкольникам трудно реализовать свою свободную волю во всех сферах деятельности.

Следует отметить, что вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию поведения человека, имеет особое значение при выполнении волевых действий. Вторая сигнальная система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является триггерным сигналом для мышления, воображения, памяти; она также регулирует внимание, запускает чувства, и таким образом влияет на формирование мотивов для волевых действий.

Рассмотрим различие между волевыми действиями и мотивами волевых действий. Определение волевых актов уже приводилось выше. Мотивы волевых действий заключаются, по сути, в побуждении к действию.

Есть две группы мотивов для волевых действий.

Четкого универсального разделения между этими двумя группами мотивов нет, потому что они уникальны для каждого человека. Для разных людей один и тот же мотив может быть как первичным, так и вторичным. Главная роль здесь принадлежит ценностям и убеждениям, которые есть у человека. Они образуют основу для разделения на вторичные и первичные мотивы.

Таким образом, мотивы волевого действия находятся под влиянием:

  • Вера,
  • мотивы,
  • потребности,
  • эмоции и чувства,
  • интересы,
  • Способности,
  • идеалы,
  • мировоззрение.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: