Почему естествознание целостная наука кратко

Обновлено: 05.07.2024

Естествознание, как указывалось ранее, – это совокупность наук о природе, взятых в их взаимосвязи. Однако данное определение не отражает в полной мере сущности естествознания, поскольку природа выступает как единое целое. Это единство не раскрывается ни одной частной наукой, ни всей их совокупностью. Множество специальных естественнонаучных дисциплин своим содержанием не исчерпывает всего, что мы подразумеваем под природой: природа глубже и богаче всех имеющихся теорий.

Современное естествознание развивает новые подходы к пониманию природы как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи и разных структурных уровнях организации природы, в расширяющемся представлении о типах причинных связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; развитие экологии привело к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы.

? В настоящее время под естествознанием понимается точное естествознание, то есть такое знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением.

Для развития специальных наук необходимо общее знание природы, комплексное осмысление ее объектов и явлений. Для получения таких общих представлений каждая историческая эпоха вырабатывает соответствующую естественнонаучную картину мира.

Исторические этапы познания природы

Процесс познания человеком природы начался еще в глубокой древности, но интенсивно стал развиваться в античный период. Важную роль в дальнейшем становлении естествознания как науки сыграли основанные на наблюдениях великие догадки древних философов.

Так, родоначальник античной натурфилософии Фалес сумел предсказать солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э. Эмпедокл, живший в VI в. до н. э., объяснил причину солнечного затмения прохождением Луны между Солнцем и Землей. Эмпедокл также высказал удивительную догадку о том, что свет распространяется с огромной скоростью и мы просто не замечаем длительности его распространения. Помимо работ в области астрономии Фалес известен также своими трудами по географии и физиологии, а Эмпедокл прославился не только как философ, но и как врач, физик и физиолог. Широко известны достижения античности в математике (Евклид, III в. до н. э., Пифагор, VI в. до н. э.), механике (Архимед, III в. до н. э.), астрономии (Птолемей, II в. до н. э.).

В средневековье процесс познания природы находился в полной зависимости от богословия. В этот период развивались астрология, алхимия, магия и другие виды оккультного знания. Тем не менее постепенно накапливались новые факты и оттачивалась логика теоретического мышления. Например, возникновению и развитию научной химии, несомненно, способствовали работы средневековых алхимиков.

Историю алхимии обычно начинают с IV в. н. э. В течение примерно тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций, протекающих в сопровождении специфических заклинаний, получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия, создать универсальный растворитель. В качестве побочных продуктов их деятельности появились многие открытия, решения практически важных задач. Были созданы технологии получения красок, стекол, лекарств, сплавов. Алхимические исследования, не состоявшиеся теоретически, в дальнейшем явились основой для развития экспериментального естествознания.

Особую роль в развитии процесса познания природы в X–XII вв. сыграли мыслители арабско-мусульманского мира, сохранившие связь с античной натурфилософией: ирано-таджикский философ и врач Ибн-Сина (Авиценна), ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям, арабский философ и врач Ибн Рошд (Аверроэс). Таким образом, в античный и средневековый периоды были созданы предпосылки для развития научного естествознания.

Становление естествознания в современном его понимании, по мнению историков науки, прошло три стадии и в конце ХХ в. вступило в четвертую стадию.

Первая стадия научного естествознания – натурфилософия, зародившаяся в позднем средневековье, относится к эпохе Возрождения (XV–XVI вв.). Этот период характеризуется получением знаний путем наблюдения, а не эксперимента, преобладанием догадок, а не опытно воспроизводимых выводов. При этом натурфилософия несет в себе глубокую конструктивную идею необходимости союза естествознания и философии, что прослеживается во всей последующей истории естествознания. Так, картина мироздания Дж. Бруно представляет собой воспроизведение философской модели античных атомистов на основе данных астрономических наблюдений. Итальянский философ доказывал, что у Вселенной нет центра, она беспредельна и состоит из бесконечного множества звездных систем. Теоретические положения и выводы, сделанные Дж. Бруно, базируются не столько на опытных данных, сколько на философском положении о целостности и непротиворечивости картины мира.

Таким образом, несмотря на неразвитость естествознания, стадию натурфилософии отличает важная методологическая основа – синтез философских и естественнонаучных идей. Именно благодаря философскому подходу к осмыслению естественнонаучных знаний создаются научные картины мира, которые вырабатываются наукой каждой исторической эпохи.

Вторая стадия развития естествознания – аналитическое естествознание (XVII – конец XIX в.) – связана с формированием и систематическим развитием экспериментально-теоретических исследований. Натурфилософское познание природы превратилось в современное естествознание, в систематическое научное познание на базе экспериментов и математического изложения полученных результатов. На стадии аналитического естествознания была получена основная масса достижений в изучении природы. Среди них – открытие законов классической механики, закона всемирного тяготения, периодического закона, разработка теории химического строения органических соединений, теории эволюции живых организмов.

Возникли и начали интенсивное развитие естественные науки: физика, химия, биология, география, геология. Накопление знаний требовало более детального изучения объектов, что вело к дифференциации соответствующих наук. Так, химия разделилась на органическую и неорганическую, затем появились физическая и аналитическая химия. В биологии были выделены ботаника, зоология, анатомия, физиология. При этом внимание ученых было обращено главным образом на исследование объектов природы в сравнении с исследованиями процессов. Так, в химии изучали главным образом элементный состав и строение молекул веществ, и только к концу XIX в. ведущее место стало занимать учение о химических реакциях. В этот период преобладал подход к рассмотрению природы как неизменной во времени, то есть вне эволюции, а ее разных сфер – вне связи друг с другом. Несмотря на то что естествознание постепенно проникалось идеями эволюционного развития, данный подход просуществовал в науке вплоть до середины XIX в.

Таким образом, стадию аналитического естествознания характеризуют следующие особенности:

? тенденция к возрастающей дифференциации естественных наук;

? преобладание эмпирических (то есть полученных посредством эксперимента) знаний над теоретическими;

? преимущественное исследование объектов природы в сравнении с исследованиями процессов;

? подход к рассмотрению природы как неизменной во времени, а ее разных сфер – вне связи друг с другом.

Третья стадия – синтетическое естествознание (конец XIX – конец XX в.).

На стадии синтетического естествознания возрастает роль теоретических знаний, интенсивно исследуются как природные объекты, так и процессы. Эволюционный подход к познанию природы становится методологической основой синтетического естествознания. Этот периодразвития науки характеризуется ясным пониманием целостности природы и неразрывной взаимосвязи отдельных ее частей. Например, любой живой организм можно рассматривать как механическую систему и как систему термодинамическую. Одновременно жизнь рассматривается как множество непрерывно протекающих химических реакций. При этом важно понимать, что данные подходы имеют относительный характер. Живой организм – единое целое, и потому подход к его изучению должен быть комплексным. Одним из результатов комплексного подхода к изучению природы как единого целого стало возникновение экологии – науки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.

Необходимость комплексного изучения природных объектов и явлений, с одной стороны, и одновременно растущая дифференциация наук—с другой, привели к необходимости создания синтетических дисциплин. Так на стыке смежных наук – биологии, химии, физики – появились физическая химия, биохимия, физико-химическая биология. Таким образом, главной отличительной особенностью синтетического естествознания является ориентация на создание синтетических научных дисциплин.

В конце ХХ столетия естествознание вступило в четвертую стадию своего развития, которую называют интегральным естествознанием. Интегральное естествознание характеризуется не столько продолжающимися процессами синтеза двух-трех смежных наук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований. Примером таких новых интегральных научных направлений является кибернетика.

Кибернетика – это наука об общих принципах управления в машинах, живых организмах и обществе. Это интегральная наука, возникшая на стыке ряда специальных дисциплин – теории автоматов, техники связи, математической логики, теории информации и др.

Другим примером масштабной научной интеграции является синергетика, претендующая на роль общей теории развития. Синергетика – новое направление междисциплинарных научных исследований процессов возникновения порядка из беспорядка (самоорганизации) в открытых системах физической, химической, биологической и другой природы. Существенную роль в процессе научной интеграции выполняют такие общенаучные методы исследования, как математизация естествознания, разработка принципов системных исследований, использование новейших информационных технологий.

Таким образом, современный этап в развитии естествознания отличают ясное понимание целостности природы, эволюционный подход к ее изучению и к осмыслению результатов исследований, интенсивно идущие процессы интеграции разных научных направлений. Усиливающаяся тенденция к интеграции естественных наук позволяет предположить, что в дальнейшем на какой-то более глубокой основе будут объединены все науки о неживой и живой природе. Естествознание, вероятно, будет выступать как единая и многогранная наука о природе.

Структура современного естествознания

Современное естествознание представляет собой раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Совокупный объект естествознания – природа. Предмет естествознания – факты и явления природы, которые воспринимаются нашими органами чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов.

Задача ученого состоит в том, чтобы выявить эти факты, обобщить их и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Например, явление тяготения – конкретный факт, установленный посредством опыта; закон всемирного тяготения – вариант объяснения данного явления. При этом эмпирические факты и обобщения, будучи установленными, сохраняют свое первоначальное значение. Законы могут быть изменены в ходе развития науки. Так, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.

Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

Это означает, что истиной в науке признается то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Таким образом, опыт является решающим аргументом принятия той или иной теории.

Современное естествознание представляет собой сложный комплекс наук о природе. Оно включает в себя такие науки, как биология, физика, химия, астрономия, география, экология и др. Естественные науки различаются предметом своего изучения. Например, предметом изучения биологии являются живые организмы, химии – вещества и их превращения. Астрономия изучает небесные тела, география – особую (географическую) оболочку Земли, экология – взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Каждая естественная наука сама является комплексом наук, возникших на разных этапах развития естествознания. Так, в состав биологии входят ботаника, зоология, микробиология, генетика, цитология и другие науки. При этом предметом изучения ботаники являются растения, зоологии – животные, микробиологии – микроорганизмы. Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов, цитология – живую клетку. Химия также подразделяется на ряд более узких наук: органическая химия, неорганическая химия, аналитическая химия. К географическим наукам относят геологию, землеведение, геоморфологию, климатологию, физическую географию. Дифференциация наук привела к выделению еще более мелких областей научного знания. К примеру, биологическая наука зоология включает в себя орнитологию, энтомологию, герпетологию, этологию, ихтиологию и т. д. Орнитология – наука, изучающая птиц; энтомология – насекомых; герпетология – пресмыкающихся; этология – наука о поведении животных; ихтиология изучает рыб.

Современная тенденция развития естествознания такова, что одновременно с дифференциацией научного знания идут противоположные процессы – соединение отдельных областей знания, создание синтетических научных дисциплин. При этом важно, что объединение научных дисциплин происходит как внутри различных областей естествознания, так и между ними. Так, в химической науке на стыке органической химии с неорганической и биохимией возникли химия металлоорганических соединений и биоорганическая химия соответственно. Примерами межнаучных синтетических дисциплин в естествознании могут служить такие дисциплины, как физическая химия, химическая физика, биохимия, биофизика, физико-химическая биология.

Однако современный этап развития естествознания – интегральное естествознание – характеризуется не столько продолжающимися процессами синтеза смежных наук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований, причем тенденция к масштабной интеграции научного знания неуклонно возрастает.

В естествознании различают науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки – физика, химия, астрономия – изучают базисные структуры мира, а прикладные занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. Например, физика металлов и физика полупроводников являются теоретическими прикладными дисциплинами, а металловедение, полупроводниковая технология – практическими прикладными науками. Таким образом, познание законов природы и построение на этой основе картины мира – непосредственная, ближайшая цель естествознания. Содействие практическому использованию этих законов – конечная его задача.

От общественных и технических наук естествознание отличается по предмету, целям и методологии исследования. При этом естествознание рассматривается как эталон научной объективности, поскольку эта область знания раскрывает общезначимые истины, принимаемые всеми людьми. К примеру, другой крупный комплекс наук – обществознание – всегда был связан с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования. Поэтому в методологии обществознания наряду с объективными методами исследования приобретает большое значение переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему. Естествознание имеет существенные методологические отличия и от технических наук, обусловленные тем, что целью естествознания является познание природы, а целью технических наук – решение практических вопросов, связанных с преобразованием мира.

Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками на современном уровне их развития нельзя, поскольку существует целый ряддисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических – бионика. Комплексной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические разделы, является социальная экология.

? современное естествознание представляет собой обширный развивающийся комплекс наук о природе, характеризующийся одновременно идущими процессами научной дифференциации и создания синтетических дисциплин и ориентированный на интеграцию научных знаний.

Естествознание является основой для формирования научной картины мира.

? Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающую в результате обобщения основных естественнонаучных теорий.

Научная картина мира находится в постоянном развитии. В ходе научных революций в ней происходят качественные преобразования, старая картина мира сменяется новой. Каждая историческая эпоха формирует свою научную картину мира.

становились все более глубокими и упорядоченными. Важным обстоятельством стало постепенное отделение естественно-научных представлений от религиозных. Но хотя знания всё ещё облекались в мифологическую форму и сохранялось обожествление некоторых животных и растений, возникли первые классификации растений и животных, представления о строении живого организма и функциях различных органов, зачатки медицины.

После расцвета античной культуры, в частности натурфилософии, в Европе начался длительный (более 1000 лет) период, в течение которого не было сделано ни одного существенного научного открытия. Только во втором тысячелетии (по завершении эпохи Средневековья) стали развиваться ремесла, торговля и мореплавание. Потребность

в образованных людях привела к появлению первых университетов.

Дальнейшее развитие естественных наук привело исследователей к пониманию того, что всестороннее изучение природных явлений, свойств тел или веществ

Галилео Галилей (1564 – 1642) – использовал телескоп для наблюдения звёздного неба, открыл горы на Луне, пятна на Солнце, обнаружил 4 спутника Юпитера.

Исаак Ньютон создал 3 закона Ньютона, которые стали ядром классической механики.

Опыт Ш. О. Кулона, позволивший установить закон взаимодействия покоящихся электрических зарядов.

Опыт Г.Ома, в котором была установлена связь между величинами, характеризующими прохождение электрического тока в замкнутой цепи.

Опыты Х.К. Эрстеда, А.М. Ампера, М.Фарадея, доказавшие связь электричества и магнетизма

Дж.К. Максвелл создал теорию электромагнитного поля, построение которой в 1905г. Завершил А. Энштейн.

М. Планк объяснил процессы излучения и поглощения света веществом исходя из того, что свет представляет собой
поток частиц (фотонов), обладающих энергией и импульсом.

Современные представления о
строении атома сформировались в результате работ Дж. Дж. Томсона, Э. Резерфорда и Н. Бора.

Первая эволюционная теория Ж. Б. Ламарка появилась в начале XIX в.

Новый этап в развитии биологии наступил после создания Ч. Дарвином теории эволюции.

Д.И. Менделеев открыл периодический закон и создал Периодическую систему химических элементов

А.С. Купер разработал теорию химического строения органических соединений.

Науки разделяются на технические, естественные, гуманитарные и математические. Естествознание занимается изучением естественных наук, которые можно сгруппировать следующим образом:

  • науки, изучающие материю. К ним относятся физика, химия
  • науки, изучающие жизнь – генетика, биология
  • науки, изучающие человека. К ним относятся физиология, анатомия, генетика
  • науки, занимающиеся изучением Земли. Ими являются геология, геофизика, геохимия, физическая география
  • науки, изучающие Вселенную – астрономия, астрохимия, астрофизика.

Таким образом, естествознание – это совокупность наук о природе.

Естествознание является самостоятельной наукой, изучающей природу как единое целое. Таким образом, естествознание позволяет изучить природные явления и любой предмет окружающего мира гораздо более подробно и глубоко, чем одна какая-либо из естественных наук. Этим обусловлено то, что естествознание, так же, как науки об обществе и мышлении, является важнейшей составляющей человеческого знания.

История становления и развития естествознания

Естествознание, так же, как наука и культура, имеет сложную и длительную историю становления.

Историки науки различают четыре стадии развития естествознания:

  • этап натурфилософии
  • аналитический этап
  • синтетическая стадия
  • современный этап - постнеклассический.

Первая стадия развития естествознания характеризуется тем, что в этот период происходило накопление прикладной информации о природных явления, а также способах и возможностях использования сил природы. Отсюда данный этап развития получил название натурфилософский, отличительной характеристикой которого является созерцание природы как неразделимого целого.

Со временем, к процессу накопления информации добавляется теоретическое осмысление причин, вызывающих изменения в природе, изучение способностей и особенностей этих изменений. Этот этап развития естествознания является аналитическим. В этот период появляются первые попытки рационального объяснения процессов природы, первые концепции. Также на этом этапе осуществляется анализ природы, выявление причин и следствий, изучение отдельных явлений и предметов. В результате происходит объединение теорий и методик в целостную науку о природе – естествознание.

Готовые работы на аналогичную тему

Синтетическая стадия развития естествознания характеризуется тем, что в этот период происходит воссоздание учеными целостной картины мира на основе уже изученных частей.

Начиная со второй половины 20 века историки науки выделяют новый этап развития естествознания – постнеклассический. Данный этап характеризуется тем, что возникают новые фундаментальные принципы и формы организации, такие как эволюционизм, гуманизм, экологизм, холизм, антропный принцип. Данные принципы направляют современное естествознание не только на поиски истины, они направляют его в первую очередь на полезность для человека и общества. На данном этапе естествознание ставит улучшение среды обитания людей, рост их благосостояния, как материального, так и духовного выше экономической целесообразности.

Следует отметить, что современное естествознание объединяется с производством, техникой и бытом людей, становится одним из важнейших факторов развития цивилизации.

Если ранее естественно-научные исследования носили узкодисциплинарный характер, то естествознание на современном этапе имеет в основном проблемную, междисциплинарную направленность. То есть, на сегодняшний день принципиально важным моментом является использование возможностей разных наук для решения сложных комплексных проблем. Это приводит к объединению естественных, гуманитарных и технических наук. Изменилось и отношение к экспериментам, особенности современного естествознания не позволяют свободно экспериментировать с объектами ввиду опасности их для здоровья и жизни людей. Это объясняется тем, что природные силы, побуждаемые современными техническими возможностями, при неаккуратном их использовании способны привести к тяжелым катастрофам, не только локальным, а также региональным и даже глобальным кризисам.

Предмет и задачи естествознания

В развитии общества и в жизни каждого конкретного человека естествознание играет ключевую роль. Именно естествознание является основой всех видов жизнеобеспечения – и физиологического, и технического, и энергетического. Помимо этого, естествознание является теоретической основой всех технологий, сельского хозяйства и промышленности, а также различных видов производства. Поэтому оно является важнейшим элементом культуры, одним из главных индикаторов уровня развития цивилизации.

Таким образом, характеристики, отмеченные выше, позволяют прийти к выводу о том, что естествознание является подсистемой науки и связано со всеми элементами культуры, такими как религия, философия, этика и др.

В то же время, естествознание является самостоятельной наукой, областью знания, которая обладает собственной структурой, предметом и методами.

Относительно того, что является предметом естествознания существует два широко развитых представления. В первом случае, естествознание – это наука о природе как единой целостности. Во втором случае, естествознание рассматривается как совокупность наук о природе как единой целостности.

Предмет исследования естествознания, как самостоятельной науки, отличается от предмета изучения других частных наук. Специфическим отличием является то, что естествознание исследует одни и те же природные явления с точки зрения сразу нескольких наук, и выявляет общие закономерности. Это единственно возможный способ, позволяющий представить природу как единую систему и выяснить, на чем строится все многообразие предметов и явлений окружающей действительности. Результатом подобных исследований является формулирование основных законов, которые связывают макромиры с мегамирами, Землю с Космосом, физические и химические явления с процессами, жизнью и разумом во Вселенной.

Задачей естествознания является изучение, познание отдельных химических, физических и биологических явлений, играющих ключевую роль в представлении естественно-научной картины мира. Выявление скрытых связи, при помощи которой создается органическое единство этих явлений, является еще одной задачей естествознания.

Естествознание - комплекс наук о природе и месте человека в ней, взятых в их взаимосвязи.

Наука – особый вид человеческой деятельности, главной задачей которого является получение нового знания о природе, обществе, человеке, культуре и самой себе.

Критерии научности – особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания.

Демаркация – (от лат. demarcatio - разграничение), отделение границей одной области от другой.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Естествознание. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. С 4 - 6.
  2. Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. − М.: Век2, 2004. – С. 39-52
  3. Алексеев П. В. Наука и мировоззрение. − М.: Сов. Россия, 1987. – С. 126 - 137
  4. Чопра Д. Война мировоззрений: Наука и Духовность. София, 2012. – С.133-147
  5. Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века. Алетея, 2009 – С. 215-219.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Естествознание прошло длительный путь развития. В XVI- XVII веках оно обрело научную форму. Естествознание становится частью науки, которая изучает природу, мир как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. Поэтому, прежде чем говорить об особенностях естествознания, необходимо выяснить, что же такое наука.

Наука изучает не только природу, общество и человека, но и саму себя, например, через собственную историю. Каждая из наук (физика, химия, биология и т.д.) имеет свою историю, изучение которой позволяет проследить, как происходил процесс научного познания, как развивались научные знания и понять закономерности этого развития.

Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Предметом науки является не только мир, находящийся за пределами человека, но и его отражение в сознании, то есть сам человек.

Рассмотрение истории научного открытия, биографии выдающегося ученого, становления научной теории, важного научного эксперимента служит источником для понимания специфики научного знания, методов его получения и способов обоснования, осознания сложности и нелинейности процесса научного познания. Именно поэтому на уроках естествознания вы будете знакомиться не только с естественнонаучными знаниями, но и с наиболее важными событиями из истории науки.

Как вы уже знаете, что наука наряду с другими подсистемами духовной сферы общества (философией, религией, искусством, моралью) связана с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры и является сложным и многогранным явлением. Основные стороны науки показаны на схеме.


Главной целью научной деятельности является получение объективных знаний о мире, а результатом научного познания – система научных знаний.

Разумеется, человек получает знания о мире не только в результате научных исследований. Многое мы узнаем из произведений литературы и искусства, философских трактатов, а также из обыденной жизни. К основным формам познания относятся чувственное познание, (ощущения, восприятие, представление), рациональное познание ( понятие, суждение, умозаключение) и иррациональные формы познания (интуиция, вера, и т.д.)

Наука отличается от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Οʜᴎ могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.

От искусства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏе отражает действительность в основном эмоционально, на базе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и “сухостью” суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своём функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее “эврика!” (нашёл!) принадлежит древнегреческому учёному Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Οʜᴎ не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.

Таким образом, отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — искусством, моралью, религией, философией, и т.д.

Современная наука имеет две основные функции: познавательную и практическую. Люди развивают науки как для раскрытия тайн и загадок природы, так и для решения практических задач. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребность в познании существенных связей окружающего мира. Практическая функция имеет самостоятельное значение, хотя и определяется зачастую особенностями и запросами практики в широком смысле слова.

С этих позиций, естествознание как система наук о природе имеет двоякую цель:

  • раскрытие сущности явлений природы, познание их законов и предвидение на их основе новых явлений;
  • указание на возможность использовать на практике познанные законы природы

Научное знание отличает объективность, системность, логичность, использование специального языка, теоретичность. Для его получения используется широкий арсенал методов научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение, анализ и синтез, идеализация и т.д.). Наука оперирует только научными фактами, т.е. такими знаниями, достоверность которых доказана и обоснована, а научные знания представляет в форме понятий, законов, принципов, теорий, концепций. Вам хорошо известно, что в основе научных знаний лежит логическое мышление, они должны быть убедительно доказанными и содержать объяснение того, каким образом они получены.

Цель науки - получить знания о мире; научные данные должны быть: объективны, обоснованы, доказуемы, систематизированы, открыты для обсуждения и воспроизводимы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Найдите и подчеркните понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:

    1. ощущение;
    2. восприятие;
    3. представление;
    4. суждение;
    5. умозаключение;
    6. познание;
    7. понятие.

Ответ: 6) познание.

Пояснения: 1-3 относятся к чувственным формам познания, 4-5,7 – рациональным. Обобщающим для рационального и чувственного является – познание.

Самое лучшее — всё проверять экспериментальным путем: тогда действительно можно приобрести знания, в то время, как строя догадки и делая умозаключения, никогда не станешь по-настоящему образованным человеком.

2. Обоснованность и доказательность.

5. Отсутствие фактора субъективности.

7. Ориентированность на практическое применение.

Правильный ответ: 8. Исследуемость.

Подсказка: Обратите внимание на то, что автор призывает все проверять экспериментальным путем, т.е. в познании использовать методы исследования

У естествознания есть предмет и цели, закономерности и особенности развития.

Естествознание в Древнем мире

Примерно между 7- 4 веками до нашей эры древние греки накопили достаточно знаний о природе как науке. Были образованы правовые и политические институты, которые декларировали принципы достоинства человека, защиту его прав и свобод, имущества.

Примерно с 7 века Древняя Греция перестает быть только аграрным государством. Начинают развиваться ремесла, торговля, возникают денежные отношения. Принимаются государственные законы, развиваются отношения с соседями. У людей меняется мышление, взгляды на жизнь.

Развивается философия и мифология, как форма практического духовного освоения мира. В Древней Греции мирно уживаются рядом магия и наука. Они развиваются параллельно друг другу. Греция дала миру таких философов и ученых, как Сократ, Эпикур, Демокрит, Архимед, Пифагор, Платон, Аристотель, Диоген и другие.

Первую математическую доктрину (парадигму) представил Пифагор, а Платон развил ее. По их утверждению первооснова всех объектов и предметов числа, формулы, знаки и операции. Мир это иерархически упорядоченная структура. Эта доктрина легла в основу развития естествознания.

Естествознание в эпоху Средневековья

Началом средних веков считают 478 год нашей эры, когда под ударами немецких варваров пала Римская империя. Конец эпохи через 1000 лет примерно в середине 15 века.

Можно выделить три метода познания:

а) схоластика, опирающаяся на логику, предание и умозрение;

б) герметическая традиция – ритуал, магия, сверхъестественные силы. Примеры герметизма – средневековая алхимия, астрология, медицина.

в) опытно-эмпирическая традиция – критерий истины это личный опыт. Она развивалась под влиянием научных идей Аристотеля.

Естествознание в эпоху Возрождения

Биология, морфология, анатомия, химия освободились от идей герметизма. Проводилась работа по изучению животного и растительного мира. Наука повернулась лицом к человеку, врачи и ученые активно искали способы его исцеления. Первый врач-анатом А. Везалий открыл капилляры. Р. Гук доказал, что ткани состоят из клеток.

Антони ван Левенгук изобрел первый микроскоп. Леонардо да Винчи проводил исследования в геологии, ботанике, анатомии, механике, оптике.

Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей занимались изучением космоса, доказали, что Земля вращается вокруг солнца. Р. Декарт создал основы аналитической геометрии, объяснил природу радуги, в физиологии ввел понятие рефлекса.

И. Ньютон описал законы динамики и законы движения небесных тел. Открыл закон всемирного тяготения.

Иммануил Кант и Пьер Симон Лаплас занимались изучением возникновения Солнечной системы. Шведский натуралист Карл Линней создал классификацию в биологии. Чарльз Дарвин сформулировал теорию естественного отбора. Антуан-Лоран Лавуазье открыл закон сохранения массы.

В химии – Сванте Аррениус открыл закон электролитической диссоциации. Дмитрий Иванович Менделеев вывел периодический закон и создал периодическую систему химических элементов.

Физика – Томас Юнг и О.Жак Френель доказали волновую природу света. Ввели термины интерференции и дифракции. А. Вольта создал первый источник постоянного тока – вольтов столб. А.М. Ампер вывел математические формулы силы тока. М. Фарадей предположил, что электромагнитные и световые волны тождественны. Максвелл, опираясь на результаты опытов Ампера и Фарадея, создал теорию электромагнитного поля.

Наука преодолела четыре стадии развития. Первая – общие представления об окружающем мире. Вторая стадия – аналитическая. Третья – синтетическая, воссоздание целостной картины мира на основе частностей, полученных на второй стадии. Четвертая стадия, настоящее время, интегрально дифференциальная – естествознание развивается как единая наука о природе.

Читайте также: