Почему египтяне не хотели открытия суэцкого канала кратко

Обновлено: 06.07.2024

Современное судоходство сегодня немыслимо без Суэцкого канала, обеспечивающего кратчайший путь из Европы в Азию.

Согласно археологическим находкам, в 4 веке до нашей эры царь Дарий восстановил канал. Спустя время канал вновь пришел в запустение и уже Птолемей II вновь восстановил судоходство на канале. Согласно древним документам в канале могли разойтись две триремы.

Тем не менее, в 1854 году Франция все же получает концессию на строительство канала. Удалось это благодаря тесным связям французского дипломата Фердинанда Лессепса (который впоследствии возглавил строительство) с египетским правителем того времени – Саид – пашой. И французы остались благодарны ему, назвав его именем город при входе в канал – Порт-Саид.

25 апреля 1859 года удар кирки Лессепса обозначило начало великой стройки.

Строительство продолжалось более десяти лет. Работали на стройке в основном египетские бедняки. Почти все работы велись вручную. Условия работы были очень тяжелыми: жара, плохое питание, постоянный недостаток питьевой воды. Много рабочих погибло при строительстве.

17 ноября 1869 года состоялось торжественное открытие Суэцкого канала в присутствии высочайших персон: императрицы Франции, императора Австро-Венгрии, принца Пруссии и других августейших особ.

Но не все прошло гладко: утром в канале на мель село небольшое судно. Исмаил-паша, который правил Египтом в то время, пообещал посадить на кол всех виновных, если канал не будет немедленно открыт. Судно удалось быстро стащить с мели и увести. На следующий день множество судов, расцвеченных флагами прошли караваном в Красное море. Так снова был открыт путь на Восток!

Но на этом злоключения не закончились. Строительство практически опустошило казну Египта и Англия, пользуясь этим, за символическую стоимость купила египетский пакет акций. Еще через несколько лет Египет вообще был отстранен от права на прибыль. Франция в это время была тоже обескровлена очередной войной и фактическим владельцем канала стала Англия.

Потом были долгие годы борьбы различных стран и коалиций за прибыль, которую давал канал.

В 1956 году Суэцкий канал был национализирован и эта акция дала толчок военной агрессии в отношении Египта.

Бесконечные локальные войны, оккупации и прочие военные действия привели к тому, что в конце 1956 года после сильных бомбардировок канал был приведен в негодное состояние. И только 24 апреля 1957 года его расчистили и восстановили для судоходства.

Через десять лет Суэцкий канал вновь стал линией фронта. Движение судов прекратилось, в канале было затоплено множество мелких и средних судов. Очередная война закрыла его на восемь лет.

В 1974 году после прекращения военных действий, правительство Египта приступило к очередному восстановлению канала. По некоторым данным, было обнаружены и разминировано около 700 тысяч мин и почти 20 тысяч бомб и снарядов. Еще я читал, что отдельными подразделениями советского ВМФ был безвозмездно разминирован Суэцкий залив.

Канал расчистили от затонувших судов, восстановили портовые сооружения, навигационное оборудование.

В 1975 году, 5 июня было торжественное открытие Суэцкого канала. Под залпы салюта первым прошел караван египетских военных кораблей из Порт-Саида в Суэц, за ним следовал караван торговых судов. В этот же день с юга тоже прошел караван торговых судов.

Школьные Знания. com Какой у тебя вопрос? 5 - 9 классы История 5+3 б 1. Расскажите о европейской колонизации в Египте. Почему египтяне не хотели открытия Суэцкого канала? 2. Расскажите о европейской колонизации южной части африканского континента. 3. Кто такие буры и почему разразились англо-бурские войны? Каков был их итог и последствия? 4. Были ли попытки противостоять европейской колонизации и в чем они проявлялись?

Ажжжжренеть. На каждый вопрос ответом только рассказывать минут 10-15. Стоко букаф мне не осилить.

Современное судоходство сегодня немыслимо без Суэцкого канала, обеспечивающего кратчайший путь из Европы в Азию.

Согласно археологическим находкам, в 4 веке до нашей эры царь Дарий восстановил канал. Спустя время канал вновь пришел в запустение и уже Птолемей II вновь восстановил судоходство на канале. Согласно древним документам в канале могли разойтись две триремы.

Тем не менее, в 1854 году Франция все же получает концессию на строительство канала. Удалось это благодаря тесным связям французского дипломата Фердинанда Лессепса (который впоследствии возглавил строительство) с египетским правителем того времени – Саид – пашой. И французы остались благодарны ему, назвав его именем город при входе в канал – Порт-Саид.

25 апреля 1859 года удар кирки Лессепса обозначило начало великой стройки.

Строительство продолжалось более десяти лет. Работали на стройке в основном египетские бедняки. Почти все работы велись вручную. Условия работы были очень тяжелыми: жара, плохое питание, постоянный недостаток питьевой воды. Много рабочих погибло при строительстве.

17 ноября 1869 года состоялось торжественное открытие Суэцкого канала в присутствии высочайших персон: императрицы Франции, императора Австро-Венгрии, принца Пруссии и других августейших особ.

Но не все прошло гладко: утром в канале на мель село небольшое судно. Исмаил-паша, который правил Египтом в то время, пообещал посадить на кол всех виновных, если канал не будет немедленно открыт. Судно удалось быстро стащить с мели и увести. На следующий день множество судов, расцвеченных флагами прошли караваном в Красное море. Так снова был открыт путь на Восток!

Но на этом злоключения не закончились. Строительство практически опустошило казну Египта и Англия, пользуясь этим, за символическую стоимость купила египетский пакет акций. Еще через несколько лет Египет вообще был отстранен от права на прибыль. Франция в это время была тоже обескровлена очередной войной и фактическим владельцем канала стала Англия.

Потом были долгие годы борьбы различных стран и коалиций за прибыль, которую давал канал.

В 1956 году Суэцкий канал был национализирован и эта акция дала толчок военной агрессии в отношении Египта.

Бесконечные локальные войны, оккупации и прочие военные действия привели к тому, что в конце 1956 года после сильных бомбардировок канал был приведен в негодное состояние. И только 24 апреля 1957 года его расчистили и восстановили для судоходства.

Через десять лет Суэцкий канал вновь стал линией фронта. Движение судов прекратилось, в канале было затоплено множество мелких и средних судов. Очередная война закрыла его на восемь лет.

В 1974 году после прекращения военных действий, правительство Египта приступило к очередному восстановлению канала. По некоторым данным, было обнаружены и разминировано около 700 тысяч мин и почти 20 тысяч бомб и снарядов. Еще я читал, что отдельными подразделениями советского ВМФ был безвозмездно разминирован Суэцкий залив.

Канал расчистили от затонувших судов, восстановили портовые сооружения, навигационное оборудование.

В 1975 году, 5 июня было торжественное открытие Суэцкого канала. Под залпы салюта первым прошел караван египетских военных кораблей из Порт-Саида в Суэц, за ним следовал караван торговых судов. В этот же день с юга тоже прошел караван торговых судов.

Автомобильный мост через Суэцкий канал, 2017 год

В следующий раз канал был восстановлен лишь в XIX веке. Французский дипломат Фердинанд де Лессепс смог завоевать доверие египетских властей и основал Компанию Суэцкого канала, которая и занялась строительством. Рабочих предоставляло в основном египетское правительство, но приходилось задействовать и европейцев. Над восстановлением канала трудились десятки тысяч человек.

Главным противником строительства канала была Великобритания. В то время она имела самый мощный флот в мире и контролировала морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды, а канал давал возможность другим странам конкурировать с Великобританией в морской торговле. Создание канала обострило франко-британские отношения. В 1870-х годах франко-прусская война ослабила Францию, а экономика Египта была в упадке из-за затрат на строительство, и Великобритания воспользовалась этим, чтобы выкупить контрольную долю акций канала. В 1880-е годы она окончательно оттеснила Францию на второй план.

К этому времени британцы уже плотно обосновались в Египте. Экономика, внешняя и внутренняя политика контролировалась Великобританией, в стране находились британские войска.

Египет ответил на это ростом национализма. В 1951 году премьер-министром стал Нахас Паша, лидер египетской националистической партии Вафд. Он аннулировал договор, согласно которому британские войска могли оставаться в зоне Суэцкого канала до 1956 года, а по итогам пересмотра договора и более длительное время.

В стране начались нападения на британских солдат, британцы отвечали тем же. В ходе антибританских беспорядков египтяне жгли офисы и предприятия западных компаний, британцы же грозились оккупировать Каир. Король Египта Фарук отправил Нахас Пашу в отставку, но уже в 1952 году Фарука сверг Совет революционного командования.

Египет был провозглашен республикой, а пост президента занял возглавивший свержение короля революционер Абдель Насер. Британскому правительству удалось договориться с ним о сохранении военных баз в зоне канала, но войска должны были покинуть страну к июню 1956 года.

Отношения между странами стремительно ухудшались. В 1955 году Великобритания не продала Египту оружие, и тогда Египет договорился о поставках с союзниками СССР — странами Варшавского договора. Реакцией Великобритании стал отказ финансировать строительство Асуанской плотины.

В ответ на это Насер 26 июля 1956 года заявил о национализации Суэцкого канала с целью использования средств, полученных от его эксплуатации, для постройки Асуанской плотины.

Национализация подразумевает передачу в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам. Она может проходить через конфискацию или выкуп. В данном случае власти Египта обязались выплатить денежную компенсацию всем владельцам канала.

Национализацию Суэцкого канала Насер рассматривал как повод сплотить египтян и нанести удар по британцам и французам.

Позицию Великобритании поддерживала и Франция. Министр иностранных дел Франции Кристиан Пино сравнивал действия Насера с захватом Гитлером Рейнской области в 1936 году.

Инициатива, однако, не увенчалась успехом. Хотя Египет не смог противостоять натиску, Великобритания, Франция и Израиль столкнулись с жестким осуждением со стороны США и СССР.

Секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев угрожал ядерными ударами по территории этих стран, США требовали вывести с территории Египта войска и открыть Суэцкий канал. Под угрозой войны заговорщикам пришлось отступить.

Восстановить судоходство по Суэцкому каналу при помощи сил ООН удалось к апрелю 1957 года. Великобритания лишилась статуса сверхдержавы, Иден ушел в отставку. Египет же получил большую поддержку со стороны развивающихся стран, что способствовало в дальнейшем более быстрой его деколонизации.

Читайте также: