Почему единицу называют колом в школе
Обновлено: 05.07.2024
Существует также и разница между оценками в зависимости от того, в какой школе учится ребенок. Например, тройка в гимназии практически равна двойке в Realschule. Если ко всему вышесказанному добавить нюансы школьной системы в зависимости от федеральной земли, то семейные споры обеспечены.
Эгоизм родителей
Спрашивайте!
И последний важный момент, о котором необходимо упомянуть. Поток информации, который получает современный человек, просто огромен. И далеко не все люди умеют работать с информацией, способны принять и обработать этот гигантский поток. Многие родители просто теряются в неподъемной информационной массе, не зная, как помочь ребенку в школе: как и с кем разговаривать в случае проблемы, что на самом деле написано в аттестате ребенка, когда и как нужно начинать поиск места дальнейшего обучения.
Возникает и множество других вопросов, требующих порой немедленного ответа. И здесь главное — не отчаиваться. Спрашивайте! Снова и снова! Ищите ответы на свои вопросы. Во многих городах страны работают всевозможные организации и проекты, которые не только проводят разъяснительную работу, но и помогают решать реальные школьные проблемы.
История русских оценок
В царскосельском лицее, где учился Пушкин, была принята пятибалльная шкала, только лучшей отметкой считалась единица, а пятерка — напротив, худшей. Кстати, сам поэт не мог похвастаться хорошими оценками — в рейтинге учеников он занимал 26-е место (из 29). Так уж совпало, что именно в год смерти Пушкина была узаконена привычная нам пятибалльная система, где успехи оцениваются по взрастающей.
Фактически же наша пятибалльная система является трехбалльной. Единиц педагоги обычно не ставят, а двойки не попадают в четверть. В итоге тетради пестрят тройками с двумя минусами или четверками с плюсами, хотя эти дополнительные знаки не попадают в журнал. Не первый год ведутся дискуссии о переходе на десятибалльную систему, которая будет понятна, так как кратна пяти. По крайней мере, на такую шкалу уже перешли бывшие советские республики Беларусь, Молдавия, Грузия и Армения. У нас же дискуссии об оценках пока ни к чему не привели, разве что результаты ЕГЭ оцениваются по 100-балльной шкале.
Оценка возникла как альтернатива телесным наказаниям, но в африканском Конго детей наказывают и сейчас.
Оценки вместо порки
Сейчас во многих странах принята 100-балльная шкала или шкала в пределах 100%. Ее придерживаются, например, в Австрии, Турции, Ираке, Южной Корее, Японии и на Коста-Рике. Чуть более распространена 10-балльная шкала, которая выражается как цифрами, так и буквами (с плюсами и минусами, как, например, в США). Пожалуй, самая необычная система оценок сегодня существует в Дании: всего в датских школах есть семь отметок в диапазоне от 12 до −3.
Что такое хорошо и что такое плохо
Какими бы разными ни были системы оценок в разных странах, везде они вызывают нарекания и специалистов. Во-первых, непонятно, как оценивать творческие и физические успехи ребенка, потому что они напрямую зависят от его индивидуальных особенностей. Если прочитать и запомнить главу о пирамидах может любой, то быстро пробежать километр под силу далеко не каждому. Ходят слухи, что именно из этих соображений в России хотят отменить оценки по физкультуре, труду, ИЗО и музыке. Пока же дети почему-то продолжают получать тройки за свои рисунки.
В вальдорфских школах нет оценок и общегосударственных программ, но такая система подходит не всем родителям.
Какие альтернативы?
Многие мыслители и педагоги уже не раз пытались отменить систему оценок. Так, Лев Толстой открыл в Ясной Поляне школу, в которой учителя никак не проверяли знания школьников и даже не следили за посещаемостью. Их задачей было заинтересовать детей так сильно, чтобы те сами бежали на уроки и жадно впитывали новые знания. Писатель предлагал преподавателям с каждым занятием усложнять материал, чтобы ученики ощущали собственный прогресс. Однако за пределами Ясной Поляны такая система образования не прижилась, да и там она просуществовала лишь 10 лет.
Вторая попытка избавиться от оценок была предпринята А. В. Луначарским в 1918 году. Всеобщее равенство не предполагало каких-либо делений на лучших и худших. Поэтому советский государственный деятель принял постановление, отменявшее любые экзамены, наказания и даже баллы. Тем не менее, авторы указа не предложили преподавателям никаких инструментов взамен. Успеваемость резко упала, и чиновники не придумали ничего лучше, чем вернуться к единицам и пятеркам.
Школьники, нацеленные на оценки, не понимают, что им действительно интересно, а значит не знают, кем они станут в будущем. Тот же Пушкин, хоть и плохо учился, отличался успехами по русской словесности. Вряд ли он заботился об отметках: скорее, просто упорно занимался тем, что действительно любил.
Читайте также: