Какие чувства вызвало у вас стихотворение няне 5 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

Анализ стихотворения — Няне. Русский язык и литература

Стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. Ни для кого не секрет, няня поэта, Арина Родионовна, была несказанно близка к нему. В те времена в семьях дворян матери очень мало проводили времени с детьми, воспитанием чад занимались крестьяне. Арина Родионовна очень любила своего подопечного, поэтому Пушкин испытывал к няне самые нежные чувства.

Анализ стихотворения Няне Пушкина

Тема стихотворения: о разлуке с другом, близким по духу человеком, советчицей.

Поэт описывает няню, как простую хозяйственную женщину, которая любит вязать на спицах. Живет она в небольшом домике, в лесной глуши. Её жизнь тихая, размеренная. Но это спокойствие нарушают мысли о любимом воспитаннике Саше. Няня постоянно выглядывает в окно, желая увидеть знакомый силуэт.

Лирический герой скучает по няне, желает уберечь ее от переживаний и хлопот, но, к сожалению, не может постоянно находиться в Михайловском.

Основная мысль произведения в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не забывать родных людей.

Уже с первых строк стихотворения читатель видит искренние чувства, которые А.С.Пушкин испытывал к няне. Обращаясь к няне, поэт использует самые нежные и ласковые слова: подруга, голубка. Эта женщина по-настоящему стала для него родным и близким человеком.

Чувства няни А.С.Пушкин передает с помощью художественных средств: сравнений, эпитетов, метафор

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.

Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.

Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.

Поэлементный анализ

Тема стихотворения — тоска в разлуке с близким другом, более старшим и опытным, который был и поддержкой и мудрым советчиком. Поэт посвятил его любимой няне, почти матери, его Ангелу Хранителю и близкому другу.

Пушкин читает стихи

Лирический герой стихотворения, который также любит свою старую няню и тоскует по ней, но не имеет возможности часто видеться с ней.

Идея этого произведения: нельзя забывать своих близких и родных людей, время жестоко и наступит день, когда уже ничего нельзя будет изменить.

Если проводить анализ кратко, можно определить следующие моменты:

Средства художественной выразительности

Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.

Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Няня доживает свои годы среди лесов в одиночестве. Её воспитанник уверен, что старая няня ждёт его, не отходя от окна светлицы. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в её руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлён в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что всё ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Детские годы

Анализ стихотворения Няне Пушкина

Арина Родионовна – любимая няня Александра Сергеевича Пушкина. Она воспитывала поэта с самого рождения. Сказки и поговорки, песни и преданья, рассказанные и спетые няней, поэт использовал в своём творчестве. Во время ссылки Александра Сергеевича в родовую усадьбу, в село Михайловское, Арина Родионовна полностью посвятила себя заботам о поэте.

В 1826 году Александр Сергеевич написал стихотворение, которое посвятил няне.

В произведении автор хотел выразить признательность Арине Родионовне за разделённое бремя ссылки, за поддержку в тяжёлое время.

Жанр стихотворения – эпистола (послание), обращение поэта к няне.

В стихотворении тринадцать строк. Разделения на строфы нет. Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Рифмовка — перекрёстная.

Стихотворение можно мысленно разделить на четыре части.

В стихотворении Александр Сергеевич выразил почтение своей няне. Он относился к Арине Родионовне с особой теплотой, но чувство вины за то, что он давно не навещал её, так и не оставляло поэта.

4, 5 6, 7, 10 класс. Кратко по плану

Тема произведения

Основная мысль, которую автор раскрывает на протяжении всего стихотворения — его любовь и воспоминания о няне. Для этого он выбрал форму повествования, будто бы обращается к ней самым обычным вечером. Читатель может легко заметить, что в повествовании задействованы всего 2 персонажа — это лирический герой и пожилая женщина — няня.


Свои последние годы няня проводит в одиночестве посреди леса. Поэт уверен, что каждый день она ждет его, глядя в окошко светлицы. Она слушает каждый шорох, пытаясь уловить скрип снега или шелест ветра, отчего вся замирает, прерывая свое вязание. Ее сердце полно тоски и неспокойное предчувствие одолевает женщину, пока глаза, не отрываясь, смотрят на дорогу.

Герой прекрасно понимает, что у него нет возможности гостить у нее так часто, как им обоим хотелось бы. И чтобы женщина не томила себя пустыми надеждами и ожиданием, автор утверждает, что ей просто чудится это все.

Помимо основной темы, автор кратко затрагивает и другие, не столь очевидные моменты:

  • с какой любовью и заботой нужно относиться к своим близким;
  • память о старшем поколении, о тех, кто с детства был рядом.

План произведения

Стихотворение небольшое по размеру, но, как и все произведения А. С. Пушкина, мудрое и глубокое. Лирический герой стыдится, что не мог так долго встретиться с любимым человеком, который страдает от долгой разлуки. С присущим ему мастерством поэт рисует образ страдающей женской души. Любой женщине — матери известны эти чувства: беспокойство о детях, желание видеть их чаще, страдание в долгой разлуке. Монолог поэта, проникнутый тревогой и любовью, никого не оставит равнодушным, только гений великого поэта-философа мог создавать столь проникновенное произведение.

Уже почти два века творчество великого русского поэта находит самый горячий отклик в сердцах читателей и заставляет задуматься о близких людях, которые находятся в разлуке.

Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?

Унылая пора — всё вокруг готовится к зиме, падают листочки с веток, дождик идёт каждый день, тучами заволокло всё небо.

Очей очарованье — листья и трава окрасились в яркие краски (багрец и золото).

Пышное природы увяданье — несмотря на увяданье, всё вокруг раскрасилось в яркие краски и это очень красиво.

Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным? Подготовься к выразительному чтению стихотворения.

Я чувствую грусть из-за уходящего лета.

Солнышко всё ещё светит, но уже не греет.

Небо затянуло тучами, часто моросит дождь.

Но когда я вижу осенние наряды деревьев и кустов, то испытываю настоящее восхищение от осени.

Она настоящая художница.

Подумай, какие слова нужно выделить голосом особо; где следует сделать паузу; какой темп и тон, какая интонация будут соответствовать содержанию произведения, помогут передать чувства и настроение поэта.

Унылая пора! Очей очарованье! — выделить голосом, (темп/тон – нормальный, восхищённый).

Приятна мне твоя прощальная краса — (пауза), (темп/тон – нормальный, сообщающий и радостный).

Люблю я пышное природы увяданье, (темп/тон – медленный, сообщающий)

В багрец и в золото одетые леса, (пауза) (темп/тон – медленный, сообщающий)

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, (темп/тон – нормальный, сообщающий)

И мглой волнистою покрыты небеса, (темп/тон – нормальный, сообщающий)

И редкий солнца луч, (пауза) и первые морозы, (темп/тон – медленный, сообщающий)

И отдалённые седой зимы угрозы. (темп/тон – нормальный, сообщающий)

Живописец на этой картине изобразил осеннюю красоту русской земли.

Как будто художник стоит на высоком холме, а перед ним открывается красочный пейзаж осеннего погожего денька.

На переднем плане как ниточка, тянется тропинка, идущая далеко в лес.

Огромная, широкая река тихо течёт вдаль, а по её берегам раскинулись ещё зелёные луга, слегка позолоченные первой опавшей листвой в нескольких местах.

Художник использует яркие краски для изображения берёз, широкого, раскидистого дуба и берегов, заросших густой травой.

Это палитра — от мягкого охристого до торжественно золотого цвета.

На картине изображены крупные и мелкие вкрапления тёмно и ярко-зелёного цвета — это огромный дуб, кое-где кусты и маленькие ёлочки в лесу.

Интересно написана трава, есть ощущение солнечных бликов, но как-то ярко они не прорисованы.

Василию Дмитриевичу Поленову удалось передать все краски, а главное — ощущение приближающейся осени.

Смотришь на картину и понимаешь, что скоро солнце затянет тучами, листья на деревьях пожелтеют до золотого и облетят.

Только ёлочки останутся в своём неизменном зелёном наряде встречать суровую русскую зиму.

История создания

И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.

Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.

Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.

Анализ стихотворения Няне Пушкина

Арина Родионовна – любимая няня Александра Сергеевича Пушкина. Она воспитывала поэта с самого рождения. Сказки и поговорки, песни и преданья, рассказанные и спетые няней, поэт использовал в своём творчестве. Во время ссылки Александра Сергеевича в родовую усадьбу, в село Михайловское, Арина Родионовна полностью посвятила себя заботам о поэте.

В 1826 году Александр Сергеевич написал стихотворение, которое посвятил няне.

В произведении автор хотел выразить признательность Арине Родионовне за разделённое бремя ссылки, за поддержку в тяжёлое время.

Жанр стихотворения – эпистола (послание), обращение поэта к няне.

В стихотворении тринадцать строк. Разделения на строфы нет. Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Рифмовка — перекрёстная.

Стихотворение можно мысленно разделить на четыре части.

В стихотворении Александр Сергеевич выразил почтение своей няне. Он относился к Арине Родионовне с особой теплотой, но чувство вины за то, что он давно не навещал её, так и не оставляло поэта.

4, 5 6, 7, 10 класс. Кратко по плану

Средства художественной выразительности

Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.

Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Тема произведения

Основная мысль, которую автор раскрывает на протяжении всего стихотворения — его любовь и воспоминания о няне. Для этого он выбрал форму повествования, будто бы обращается к ней самым обычным вечером. Читатель может легко заметить, что в повествовании задействованы всего 2 персонажа — это лирический герой и пожилая женщина — няня.


Свои последние годы няня проводит в одиночестве посреди леса. Поэт уверен, что каждый день она ждет его, глядя в окошко светлицы. Она слушает каждый шорох, пытаясь уловить скрип снега или шелест ветра, отчего вся замирает, прерывая свое вязание. Ее сердце полно тоски и неспокойное предчувствие одолевает женщину, пока глаза, не отрываясь, смотрят на дорогу.

Герой прекрасно понимает, что у него нет возможности гостить у нее так часто, как им обоим хотелось бы. И чтобы женщина не томила себя пустыми надеждами и ожиданием, автор утверждает, что ей просто чудится это все.

Помимо основной темы, автор кратко затрагивает и другие, не столь очевидные моменты:

  • с какой любовью и заботой нужно относиться к своим близким;
  • память о старшем поколении, о тех, кто с детства был рядом.

Это лирическое послание, написанное четырехстопным ямбом. Здесь также можно проследить элегические мотивы.

Произведение относится к реалистическому литературному направлению. Ведь автор обращается к существующему человеку, описывая реальную жизненную ситуацию.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.

Сюжет

анализ стихотворения няне пушкина по плану

Вариант 1

Среди них была овдовевшая помещица с детьми. Пушкин часто бывал в ее доме и играл с ее детьми. Однако приемная дочь Александра, которой на тот момент было 19 лет, предпочитала проводить время в одиночестве. Она читала романы, вышивала и гуляла в саду.

В нем Пушкин выплескивает все свои чувства, испытываемые к Александре. Он уехал в Петербург, так и не передав девушке стихотворение. Спустя несколько лет, когда она приехала к мачехе, он написал ей записку, но она не ответила. Больше они не виделись, Пушкин посвятил ей еще несколько стихотворений.

Здесь лирический герой является прообразом Пушкина. Он говорит о том, что пора думать головой, но ведь сердцу не прикажешь. Он понимает, что его любовь так и будет безответной, и это заставляет его еще больше страдать. Вообще Пушкин влюблялся во многих женщин, такой уж у него был темперамент. Из-за этого он постоянно страдал, а чувство влюбленности помогло ему написать столько великих произведений. Поэт был рад даже мимолетному свиданию с Александрой.

Вариант 2

Каждому объекту своего обожания поэт посвящал многочисленные стихи. То время, когда Александр Сергеевич был очарован очередной музой, было для него самым лучшим и худшим одновременно, потому что на его чувства мало кто отвечал взаимностью, красавицы лишь дразнили мужчину, заставляя страдать и ревновать.

Осипова получила короткую записку от Александра Сергеевича с просьбой задержаться на несколько дней, до того времени, пока он не приедет в поместье, но девушка ему не ответила. Александра удачно вышла замуж, поэтому ее не интересовали ни Пушкин, ни его стихи. Больше они нигде не пересекались и не встречались, но Осипова в истории литературы так и осталась одной из муз великого поэта.

Вариант 3

Красивая, женственная, спокойная и скромная Александра привлекла внимание Александра Сергеевича. Стихотворение было написано тогда, когда Пушкин уже имел определенный жизненный опыт и когда достаточно хорошо узнал образ и уклад жизни девушки.

Далее влюбленный просто наблюдает за предметом своей страсти: как Алина входит в гостиную, как вышивает или разговаривает. Он как бы просто любуется ею.

В следующей части стихотворения герой пишет о нахлынувшей на него ревности, которая, вероятно, и подтолкнула его сделать признание. В это время у Алины Осиповой, по слухам, был роман со сводным братом, который так и не закончился браком.

Поэт не получил взаимности. Но Александра Осипова стала одной из его многочисленных муз, а стихотворение, посвященное ей, увидело свет только в 1837 году, уже после смерти автора.

Стихотворение, как признание в любви

Жанр стихотворения – послание. Произведение написано четырехстопным ямбом. Ритм музыкальный, почти песенный. Текст не разделен на строфы, что приближает его к разговорной речи.

Произведение небольшое, в нем всего пять предложений. Первое – восклицательное, содержит обращение к няне, второе — повествовательное. Следующие два предложения – сложные, длинные, они передают душевные терзания лирического героя, его взволнованность. Последняя строка обрывается, словно даря слабую надежду, дает читателю возможность думать, размышлять.

Стихотворение, написанное почти два столетия назад, вызывает восхищение пушкинским гением, оно стало признанием в любви всем женщинам, посвятившим себя воспитанию детей.

Размер и рифмовка

Длинные строки придают медленный ритм стихотворению. И это создает грустное настроение при прочтении. Частое употребление шипящих звуков придает некую мрачность, создают иллюзию звука шагов няни, звяканье спиц. Все это позволяет представить старушку, ожидающую своего воспитанника и готовую его выслушать.

Голубка дряхлая…

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе.

В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль. Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной наперсницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.

Арина Яковлева была закреплена не за конкретным поместьем, а за семьей Пушкиных. Поэтому когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором проживала крестьянка, то забрали ее с собой в Михайловское. Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая вместе с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском. Но в 1824 году он был сослан в родовое имение, где провел почти два года. И Арина Родионовна в этот непростой период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.

Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт о. Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.

История создания – было создано в 1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

Тема стихотворения – воспоминания о няне.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная АВАВ.

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребёнку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Няня доживает свои годы среди лесов в одиночестве. Её воспитанник уверен, что старая няня ждёт его, не отходя от окна светлицы. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в её руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлён в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что всё ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Композиция

Композиция стихотворения простая, линейная. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.

Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Читайте также: