Почему добролюбов определил конфликт грозы как конфликт горячего сердца и темного царства кратко

Обновлено: 08.07.2024

И Катерина, и Лариса отдаются бушующим в их сердцах и мыслях страстям, толкая себя на погибель.

Краткое сочинение

В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.

В этих произведениях автор описывает судьбы людей, которые не по своей воле попали в ту или иную обстановку, которая зачастую им не нравится, и описывает их борьбу с ней, описывает то, что они чувствуют, находясь там. Так, например, Катерина, персонаж произведения “Гроза” с самых первых страниц привлекает читателя, и автор специально заостряет внимание на её характере и образе. Катерина – довольно милая, добрая девушка, которой присущи самые хорошие черты человеческой личности. Она имеет устоявшиеся понятия о чести и достоинстве, и потому ведёт себя по чести. Однако по ходу повествования она попадает в достаточно неприятное ей место. В нём отсутствуют какие-либо понятия о чести и достоинстве, там скорее превозносится корысть и алчность. Однако Катерина совсем не собирается мириться с данным положением вещей. Она начинает активно бороться за своё право остаться при своих идеалах, с жаром отстаивая свои убеждения.

Следующим прекрасным примером горячего сердца и пыла послужит Лариса Огудалова, главный персонаж произведения “Бесприданница”. В произведении автор представляет Ларису образом почти как у Катерины, но с одним отличием. Если Катерина борется с людским бесчестием и злобой по отношению к другим людям, то Лариса противостоит материальной составляющей человеческой жизни, противостоит людям, которые вместо личного духовного счастья выбрали материальное положение. Она попадает в общество, где на первом месте стоят не человеческие добродетели, а количество монет в твоём кошельке, и неважно как они были заработаны. Поэтому Лариса начинает неравный бой, который она ведет, смело и самоотверженно, ведь она также как и Катерина не собирается мириться с этой ситуацией. Потому их двоих и можно назвать горячими сердцами, которых так ясно описал Островский в своих пьесах.

Другие темы: ← Женские образы в пьесе Бесприданница↑ ОстровскийКритика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза →

А.Н.Островский начал свой творческий путь в 40-ые годы XIX века, когда русский театр переживал острый кризис, и создал самобытную национальную драматургию. Он стал драматургом, с именем которого связано появление подлинно национального демократического театра. В качестве излюбленного жанра писатель выбрал именно пьесу, потому что, как он сам о (Островский 1941: 64).

В произведениях Островского представлены люди разных сословий и характеров в самых разнообразных жизненных проявлениях. Драматургии Александра Николаевича присущ разноплановый подход: за сатирой мы можем увидеть глубокий психологизм, а за повседневным бытом – лиризм и романтику.

А.Н.Островский заботился о том, чтоб его герои выглядели правдиво, и действительно, в его пьесах мы видим реальных людей, взятых из истории или из газетных заметок, а не абстрактные образы. Драматург не рассказывает о характерах своих героев, а показывает их в действии. Главной точкой опоры в произведениях Островского является конфликт. Наличие конфликта делает произведение более интересным, потому что там происходят столкновения убеждений и характеров, через которые открываются проблемы борьбы добра и зла. Через исследование конфликта можно постичь мотив, стоящий за словами и поступками героев, выявить своеобразие авторского замысла, нравственной позиции писателя. В центре пьес Островского стоят конфликты разного характера: это и социальные конфликты, и столкновения поколений, и даже борьба с самим собой, когда конфликт развивается не вокруг героя, а в нем самом (такое мы можем встретить в психологических драмах).

Жертвы хищников в пьесах А.Н.Островского делятся на две группы: безропотных и непокорных. Естественно, все симпатии драматурга были на стороне тех, кто восстает против деспотизма и лжи и попрания человеческого достоинства.

Цель исследования – проанализировать действия героев пьес А.Н.Островского, дать оценку их поступкам и определить предпосылки, явившиеся причиной конфликта между главными героями и окружающим их миром, а так же определить характер конфликта, при этом мы прибегаем к сравнительному анализу характеров героев пьес.

Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, и списка использованной литературы.

В заключении представлены основные выводы, сделанные на основании проведенного исследования.

В своих произведениях Островский вывел галерею образов, полных индивидуального своеобразия. Это и дворяне, придерживающиеся старых домостроевских законов и ведущие обывательский и паразитический образ жизни, и торгово-промышленная буржуазия, как правило, без души и сердца, без стыда и совести, для которой брачно-семейные отношения подчинены интересам предпринимательства и наживы, и обычные артисты, служители искусства, однако великодушные и обладающие богатым внутренним миром, и многие другие образы. Гончаров отмечал, что Островский исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь московского, т.е. великороссийского государства (Гончаров 1955: 179).

Но особенно волновала драматурга судьба женщины в русском обществе, т.к. именно женщина была в тех условиях наиболее угнетенной, загнанной и забитой. Русские писатели часто раскрывали неравноправное положение женщины в обществе. Писали на эту тему и Чернышевский, и Толстой, и Чехов, и многие другие. Но наиболее полно раскрыл трагедию женской души А.Н.Островский в своих пьесах. Прежде всего, он выражал в них свои мечты, свои надежды и сравнивал их с предрассудками и заблуждениями всего общества. Многие пьесы Островского написаны в жанре психологической драмы, в которой можно найти ответы на вопросы души и сердца. Драматург не остается созерцателем в описанных им событиях, а проникает в души своих героев и через диалоги и монологи раскрывает их чувства и переживания.

Островский сделал предметом трагедии частную жизнь и частных людей. Несмотря на то, что Островский назвал свое произведение драмой, его также можно считать трагедией. Потому что для трагического жанра характерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни. А смерть главного героя является не поражением, а победой и разрешением этого конфликта.

Катерина отдалась свободному чувству, впервые посетившему ее. Причиной смерти стал внутренний конфликт ее сердца. Мир патриархальной жизни, а точнее ее пережитки, потерявшие всякий смысл и превратившиеся в оружие в руках Кабанихи, в Катерине сам вызвал внутренний протест, потому что из него ушла свобода, т.е. сама жизнь. Получается, что своей смертью Катерина дает решение собственному, внутреннему конфликту, так как другого выхода у нее не было.

В творчестве А. Н. Островского тема “горячего сердца” занимает очень важное место. Постоянно разоблачая “темное царство”, писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа – добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью.

И самым значительным из произведений

великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, “русская жизнь и русская сила вызваны… на решительное дело. ”, является пьеса “Гроза”. Сатирическое обличение представителей “темного царства” естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую Н. А. Добролюбов назвал “светлым лучом в
темном царстве”. В

образе своей героини Островский изобразил новый тип – умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света. В окружающем “мертвом царстве” Катерина живая.

Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье. Любовь для нее – мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: “Точно я снова жить начинаю”, – говорит девушка.

Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”, – убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: “Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!” Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: “Эх, кабы сила!” Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна.

У нее есть сила, потому она может вырваться из темного царства, стать лучом света.
В пьесе Катерина противопоставлена прежде всего Кабанихе и Дикому как типичным представителям “темного царства”. Благодаря богатству они держат в своих руках всю власть. И делают все, что им заблагорассудится. Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей.

Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, – непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых. В этом мире “все как будто из-под неволи”.

И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва “на нас с неба упала”? Движение, которое происходит вокруг, “шум, беготня, езда непрестанная” противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение. И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным.

Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование.

И хотя в нем иногда прослеживаются проблески чувства, способность к глубоким переживаниям, но он не в состоянии устоять перед испытаниями. Он сидит в тесной клетке, из которой ему никогда не вырваться. Не вырваться из нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью и угрозами, он отступает перед “количеством старой силы”: “Нечего делать, надо покориться!”
“Темное царство” замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители.

Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена, что “по всем приметам” приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним.

Эта гроза была необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться, чтобы дышать стало легче. И эта гроза разразилась – ею стал решительный протест Катерины и ее трагическая гибель.
По словам русского критика Н. А. Добролюбова, “… характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе”. Протест, вырывающийся из груди “самых слабых и терпеливых”, был для критика прямым доказательством обреченности “темного царства”.

И Катерина, и Лариса отдаются бушующим в их сердцах и мыслях страстям, толкая себя на погибель.

Краткое сочинение

В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.

В этих произведениях автор описывает судьбы людей, которые не по своей воле попали в ту или иную обстановку, которая зачастую им не нравится, и описывает их борьбу с ней, описывает то, что они чувствуют, находясь там. Так, например, Катерина, персонаж произведения “Гроза” с самых первых страниц привлекает читателя, и автор специально заостряет внимание на её характере и образе. Катерина – довольно милая, добрая девушка, которой присущи самые хорошие черты человеческой личности. Она имеет устоявшиеся понятия о чести и достоинстве, и потому ведёт себя по чести. Однако по ходу повествования она попадает в достаточно неприятное ей место. В нём отсутствуют какие-либо понятия о чести и достоинстве, там скорее превозносится корысть и алчность. Однако Катерина совсем не собирается мириться с данным положением вещей. Она начинает активно бороться за своё право остаться при своих идеалах, с жаром отстаивая свои убеждения.

Следующим прекрасным примером горячего сердца и пыла послужит Лариса Огудалова, главный персонаж произведения “Бесприданница”. В произведении автор представляет Ларису образом почти как у Катерины, но с одним отличием. Если Катерина борется с людским бесчестием и злобой по отношению к другим людям, то Лариса противостоит материальной составляющей человеческой жизни, противостоит людям, которые вместо личного духовного счастья выбрали материальное положение. Она попадает в общество, где на первом месте стоят не человеческие добродетели, а количество монет в твоём кошельке, и неважно как они были заработаны. Поэтому Лариса начинает неравный бой, который она ведет, смело и самоотверженно, ведь она также как и Катерина не собирается мириться с этой ситуацией. Потому их двоих и можно назвать горячими сердцами, которых так ясно описал Островский в своих пьесах.

Другие темы: ← Женские образы в пьесе Бесприданница↑ ОстровскийКритика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза →

Популярные сочинения

Как Добролюбов оценивает трагическую развязку грозы гроза развязка добролюбов

Гроза, по словам Добролюбова, самое решительное произведение Островского, ибо она знаменует собой близкий конец самодурной силы. Центральный конфликт драмы - столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром темного царства- выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. И именно поэтому драму Гроза критик считал истинно народным произведением.

Луч света в тёмном царстве, протест против "кабановских" понятий, страшный вызов самодурной силе. Трудно отделить пьесу от проблем времени.

Читайте также: