Что нам обещает социология миллс краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Вложенные файлы: 1 файл

СРС по Социологии.docx

  1. Задание №1. Выборочный конспект из работы Ч.Р. Миллса
  1. Задание №2. Эссе на тему: « Образование как социальный институт
  1. Задание №3. Конспект работы В.П. Горяинова по теме: «Критерии

поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости

  1. Задание №4. Социологическое исследование на тему: «Терроризм
  1. Задание №5. Конспект из работы Ю.Г. Волкова по теме: «Расовое,

Выборочный конспект из работы Ч.Р. Миллса.

Цель задания: Сформировать у студента представление о социологическом воображении, повышающим эффективность овладения социологией.

По Ч. Миллсу, социологическое воображение - это плодотворная форма самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться, люди становятся разумными - начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам, что позволяет прояснять основания тревог людей и безразличия общества.

Ключевым элементом социологического воображения является взгляд как бы стороннего наблюдателя - попытка абстрагирования исследователя от личного опыта, привычного культурного контекста,

что может привести к обнаружению новых, неизвестных ранее смысловых пластов, аспектов человеческого бытия.

Более того, в социологическом воображении ученый видел своеобразную возможность личного участия исследователя в процессе изменения общества, политической и культурной жизни.

В социологическом воображении сливаются воедино наука и искусство. Речь идет, прежде всего, об искусстве не доверять своему обычному видению мира, об особой функции разума на основе приобретенных знаний проникать в сущность окружающих реалий, видеть их оборотную сторону и различные грани.

Социолог не мыслил свободу без разумной личности, торжества разума.

По мнению же Миллса, как классический либерализм, так и классический социализм исчерпали возможности производства ценностей разума и свободы, что, прежде всего, проявляется в политическом бездействии научного сообщества.

Компоненты, включающие в себя социологическое воображение:

  1. рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов и идентифицировать их;
  2. понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь;
  3. изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее;
  4. воспринимать общественную жизнь в ее динамике;
  5. признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни.

В этой связи ученый ставит вопросы, которые, представляется, актуальны и сегодня:

Развитие человеческой цивилизации по пути демократии и свободы Миллс связывал с идеей об обществе, в котором все люди будут обладать самостоятельным разумом и чье независимое мышление будет иметь структурные последствия для общества, истории и их личных судеб:

Такое общество можно определить как общество, где доминирует истинная общественность, а не массы.

Именно поэтому социологическое воображение ученый рассматривал не только как неотъемлемое качество социологов, но свободных интеллектуалов вообще.

Сегодня все профессиональные социологии стремятся сформировать у себя социологическое воображение.

Задачи – вопросы для развития социологического воображения:

Однако с умалением совести у иррационализма, вседозволенности почти не остается преград. Человек без совести не ценит собственную жизнь дороже вещей, не корит себя за то, что сам не стал творцом, нет у него и сожаления о загубленных жизнях других людей.

Не в этом ли кроется латентная причина деструктивности в наших политических акциях? Не в этом ли состоят главные трудности нашего движения к демократическому свободному обществу?

из самых элитных высших учебных заведений США – Колумбийском университете.

По оценкам современников, Миллс был очень конфликтным человеком, что

проявилось и в личной жизни, и в науке. Ученый был трижды женат. У него были

весьма сложные отношения с коллегами по работе. Возможно, главной причиной

теорию, что, в частности, проявилось в публичной критике таких столпов

американской социологической науки, как Т.

В последней показано, что демократия в Америке, по существу, означает управление

страной небольшой группой политиков, бизнесменов и военных (вероятно, не

случайно книга была переведена на русский язык в 1959 г.). Миллс также проявил

интерес к исследованию кубинской революции и написал книгу: «Слушайте, янки:

Любопытно, что, будучи приглашенным с визитом в Советский Союз, на одном

из приемов, Миллс произнес тост: «За тот день, когда все работы Л. Троцкого будут

воображения ученый видел существовавшую в то время в нашей стране

Умер Ч. Миллс от очередного сердечного приступа 20 марта 1962 года.

По Ч. Миллсу, социологическое воображение – это плодотворная форма

самосознания интеллектуала, с помощью которого оживает способность удивляться,

люди становятся разумными – начинают понимать, что теперь они сами способны к

правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам, что позволяет прояснять

основания тревог людей и безразличия общества1.

Ключевым элементом социологического воображения является взгляд как бы

стороннего наблюдателя – попытка абстрагирования исследователя от личного

опыта, привычного культурного контекста, что может привести к обнаружению

новых, неизвестных ранее смысловых пластов, аспектов человеческого бытия. «Это

особое качество мышления и интеллекта, которое, вероятно, обеспечивает наиболее

наглядное представление о самых сокровенных областях нашего бытия в их связи с

Более того, в социологическом воображении ученый видел своеобразную

возможность личного участия исследователя в процессе изменения общества,

политической и культурной жизни3.

Социологическое воображение позволяет понять и изучить человеческое

мировой истории, в прошлом и настоящем. Особый акцент делается на изучении

разнообразия человеческих типов и индивидов. Ибо, как считает социолог, между

странами идет борьба «за тот тип личности, который будет преобладать на Ближнем

1 См.: Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. –

3 См.: Там же. – С. 28

Востоке, в Индии, Китае, Соединенных Штатах. Вот почему сегодня культура и

В социологическом воображении сливаются воедино наука и искусство. Речь

особой функции разума на основе приобретенных знаний проникать в сущность

окружающих реалий, видеть их оборотную сторону и различные грани.

Социолог не мыслил свободу без разумной личности, торжества разума.

«Свобода, – писал он, – это не только возможность делать все, что нам вздумается,

или делать выбор из заданных вариантов. Свобода – это, прежде всего, возможность

определить варианты выбора, обсудить их и только потом принять решение. Вот

По мнению же Миллса, как классический либерализм, так и классический социализм

исчерпали возможности производства ценностей разума и свободы, что, прежде всего,

проявляется в политическом бездействии научного сообщества. В этой связи ученый

ставит вопросы, которые, представляется, актуальны и сегодня: «Почему свободный

интеллект далек от принятия решений власти? Почему сейчас среди власть имущих

Развитие человеческой цивилизации по пути демократии и свободы Миллс

связывал с идеей об обществе, «в котором все люди будут обладать самостоятельным

разумом и чье независимое мышление будет иметь структурные последствия для

общества, истории и их личных судеб… Такое общество можно определить как

социологическое воображение ученый рассматривал не только как неотъемлемое

качество социологов, но свободных интеллектуалов вообще.

Социолог приводит следующий пример: «Одним из результатов изучения

социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных

материалах, что является очень не простой задачей, необходимо научиться связывать

сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни

общества, а также тенденции, частью которых они являются… Суть дела заключается

в следующем: социология – это, прежде всего, способ выхода за рамки того, о чем мы

Сегодня все профессиональные социологии стремятся сформировать у себя

социологическое воображение. Известный современный социолог П. Штомка

понимает умение рассматривать общество под определенным углом зрения, которое

включает пять компонентов: (а) рассматривать все социальные явления как результат

деятельности социальных агентов и идентифицировать их; (б) понимать скрытые за

поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие

на социальную жизнь; (в) изучение предшествующей традиции, живого наследия

прошлого и его постоянного влияния на настоящее; (г) воспринимать общественную

жизнь в ее динамике; (д) признание огромного разнообразия и вариантов форм

проявления общественной жизни8.

Естественно, что автор настоящего учебного пособия излагает темы с позиций

своего социологического воображения, стремятся к тому, чтобы студенты не только

усвоили программу курса, но у них постепенно формировалось свое социологическое

4 Там же. – С. 181

5 Там же. – С. 199

6 Там же. – С. 209

7 Там же. – С. 198, 213

8 Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение. – Социологический

воображение, чтобы они научились видеть невидимое как в большой политике, так и

повседневной жизни, в самом обыденном.

Рассмотрим, к примеру, ныне часто встречающее – девушка-студентка курит

Курит ли девушка только из желания собственно покурить или это может быть

определенный символ? Символ, скажем, взрослости, самостоятельности,

символ сексуальности, навеянный нынешними российскими рекламами табачных

Сегодня практически все мои друзья курят, и я не хочу быть негативным символом –

Какова функция этого акта: потребность в табаке или, может быть, в общении с

молодыми людьми? Какова роль в этом социальных структур, насколько они могут

организовать формальное и неформальное общение молодежи? Можно высказать

гипотезу, что с исчезновением многих официальных структур, организовывавших

психологически помогает снять налет прежней заорганизованности и строгости,

сопутствовавших подобного рода мероприятиям. А какова дисфункция курения, как

для самой девушки, в частности, для её здоровья, возможного её потомства, так и для

однако в ряде культур (США, ряд стран Европы) курение считается

дисфункциональным не только для здоровья, но и для делового общения. Каковы в

этом случае функциональные альтернативы курению?

Можно посмотреть на курение девушки глазами людей с различными

жизненными мирами. Как, например, оценивают этот акт сверстники девушки,

причем юноши отдельно, а девушки отдельно? Как отнесутся к нему родители

девушки и люди ещё более старшего поколения? Если девушка приехала из деревни в

город на учебу, то как на неё посмотрят её одноклассники, с которыми она не

виделась два-три года?

Любая микросоциальная практика осуществляется лишь в контексте более

широких социальных и экономических отношений.

по ней определить социальное положение девушки, из какой она семьи? А может ли

сигарета рассказать о материальных возможностях курящей? Социологии знают, как

трудно выявлять реальные доходы представителей изучаемой социальной группы (те,

у кого они высокие, склонны их занижать, а люди с низкими доходами, напротив, их

завышают). Марка сигареты в этой связи может явиться своеобразным маркером

социального статуса девушки, её доходов.

Можно посмотреть на этот акт и с позиций присутствия в нем рационального

компонента. Закуривая сигарету, рассчитывала ли девушка привлечь к себе внимание

окружающих или это произошло у неё практически неосознанно – в силу привычки?

А может быть девушка закурила под влиянием аффекта, вызванного, скажем,

провалом на экзамене? Ведь табак – это наркотик, оказывающий определенное

стимулирующее (успокаивающее) влияние на мозг.

Подобные вопросы можно продолжать и продолжать. Их характер будет

зависеть от того, в какой парадигме работает исследователь и собственно от его

Вопросы на развитие социологического воображения:

1. Сейчас широкое распространение во всем мире получают рестораны типа

Макдональдс. Как практика быстрого обслуживания влияет на нашу социальную

жизнь? Сказалась ли она как-то на функционировании Вашего университета?

2. Какое исследование можно провести для выявления реальных доходов

студентов? Как Вы полагаете: какой учебник предпочтут купить студенты: учебное

пособие (краткий курс), позволяющие удовлетворительно сдать экзамен, или

серьезный учебник-справочник, который будет в 5 – 10 раз дороже, однако может

оказаться полезным не только для сдачи экзамена, но и в будущей профессиональной

3. В учебном процессе все более широко используются тесты. Каковы их

функции? Не становятся ли тесты функциональными альтернативами других видов

занятий? Какое влияние эти проверки оказывают, по Вашему мнению, на

Основные термины и выражения:

Полипарадигмальность, макросоциология, микросоциология, теория среднего

уровня, парадигмы, интерпретация парадигмы, структурно–функциональная

парадигма, интегральная (объединительная) парадигма, методология, классическая

методология, неклассическая методология, постнеоклассическая методология,

самоорганизующаяся система, социологическое воображение, символ, функция,

нефункциональность, дисфункция, функциональная альтернатива,

натуралистичность, отраслевая социология

Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996.– Введение и глава 12

Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М.: Аспект Пресс, 1996. – Главы 1, 2, 8

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарика, 1998. –Рекомендуются

Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – Глава 1

Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993. –

Рекомендуется как дополнительная литература. В учебном пособии показано влияние

русской социологии XIX – начала XX вв. на мировую науку

Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М.: Издательский Дом NOTA BENE,

Монсон Пер. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М., 1995. –

Общая социология: Учебное пособие / Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.– М.:

ИНФРА-М, 2000. – Глава 1

Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. – Глава 1

Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Под ред. Г.В.

Осипова. М., Аспект-Пресс, 1998. – Рекомендуются главы 1 и 2

Учебный социологический словарь с английскими и испанскими

эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция

С.А.Кравченко. М.: Экзамен, 2001

Фролов С.С. Основы социологии. М.: Юристъ, 1997. Главы 1 и 2

Штомпка П. Теоретическая социология и социологическое воображение.

– Социологический журнал, 2001, № 1

Ядов В.А. И все же умом Россию понять можно. – Россия:

трансформирующееся общество. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. – В статье речь идет о

наиболее популярных и перспективных социологических парадигмах.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение,

Farley J.E. Sociology. – Prentice Hall, 1998, сhapter one “Sociology: The Discipline”;

сhapter two “How Sociology Is Done”

Ritzer G. Classical Sociological Theory. – McGraw-Hill Higher Education, 2000,

сhapter 1 “A historical sketch of sociological theory: the early years”; сhapter 2 “A

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

0

1. Что нам обещает социология

В Махачкале в период зимних новогодних каникул Дагестанский государственный театр кукол представил премьеру спектакля `Солнечный лучик`

Столешницы для кухни - это самая часто используемая часть кухонной мебели, на которой производится большая часть работ по приготовлению пищи, горячие блюда ставятся на нее, различные пищевые продукты и посуда и прочие кухонные принадлежности, поэтому со временем случается так, что столешница, сделанная из непрочного материала теряет свой первоначальный цвет, истирается, тускнеет, а местами на ней могут оставаться следы от различных предметов

Читайте также: