Где и при каких условиях возникали предпосылки для социального общения первобытных людей кратко

Обновлено: 03.07.2024

Общественное разделение дало человечеству еще две важные вещи. Пер­вая — стоянка охотников или первобытный лагерь. Большинство обезьян вы­нуждены постоянно перемещаться, находя пропитание там, где они остано­вились. Где застигала их ночь, там они и устраивали себе гнездо. При таком образе жизни не могут появиться скарб, домашняя утварь, орудия, съестные припасы. Постоянный лагерь для первобытных людей служил тем местом, куда мужчины-охотники возвращались после длительного отсутствия, где они на­ходили знакомых собратьев, членов семьи, предметы и пейзаж, к которым они успели привязаться и считали своими. Стоянка — одновременно место отды­ха (рассказы об охоте, обсуждение последних событий, развлечения и игры), школа (обучение молодого поколения социальным и трудовым навыкам) и кухня (распределение, приготовление и употребление пищи).

Наличие постоянного лагеря позволяло полнее изучить окружающую местность, узнать все биоресурсы и эффективнее их использовать. При миг­рирующем образе жизни животные и птицы перемещаются вдоль определен­ного маршрута, мало отклоняясь в стороны и довольствуясь лишь тем, что встречают на пути. Примитивный лагерь давал радиальный охват местнос­ти: мужчины и женщины могли обследовать всю окружающую площадь уча­сток за участком, ничего не пропуская, а затем вернуться на место, чтобы утром возобновить обследование. Как только все ресурсы прилегающей ме­стности были использованы, группа или племя сворачивала лагерь и пере­носила его на другое место.

Постоянный лагерь укреплял также и межпоколенные связи. Женщина привлекала подростков к переноске собранных плодов, занимаясь приготов­лением пищи, она наблюдала за поведением детей, контролируя и направ­ляя их действия. Подростково-женские группы занимались собирательством, обустройством жилища и приготовлением пищи, воспитанием и передачей жизненного опыта, организацией досуга и игровой деятельности.

При бродячем образе жизни каждая женщина могла позволить рожать не чаще, чем один раз в пять-шесть лет, когда предыдущий ребенок уже смо­жет самостоятельно ходить на большие расстояния, так как при перекочев­ках нести более одного младенца (плюс различный хозяйственный груз) она была не в состоянии. Постоянные поселения резко изменили ситуацию. Для земледельцев (да и для кочевников, обладающих вьючным транспортом, и для оседлых скотоводов) это ограничение снимается, и появляется возмож­ность для каждой женщины полностью реализовать свои способности к де­торождению. Это означало, что прирост населения у оседлых производящих обществ, их способность к демографической экспансии становились в пять-шесть раз выше, чем у бродячих присваивающих групп.

Разделение труда — это закрепление людей за выполнением определен­ных задач. Чем глубже разделение труда, тем уже задача, закрепленная за каждым индивидом, тем больше вероятность, что он выполнит ее более ка­чественно. Но чем выше качество исполнения задач, прежде всего экономи­ческих, тем выше общий уровень культуры группы. Общественное разделе­ние труда выступает двигателем социальной и культурной истории.

Родовые группы охотников древнего каменного века, состоявшие из от­дельных семей порой в несколько десятков человек, сменились земледель­цами, в поселениях которых уже существовала дифференцированная соци­альная система. Первоначально единообразное обще­ство все более отчетливо делилось на группы и социальные слои. Предметы, найденные в более древ­них захоронениях, свидетельствуют о равенстве жи­телей поселений независимо от пола. Полноправны­ми членами общества были даже дети. Коллективизм этого образа жизни наиболее ярко проявлялся во вре­мя совместных работ на полях и при строительстве ирригационных сооружений. Однако уже начался первый этап специализации труда: ремесленники об­рабатывали камни и металлы, изготовляли керамику, остальные добывали пищу.




Об особенностях социальной структуры можно судить по распространенным в Центральной Европе длинным домам: их население представляло собой уже отдельные сообщества. В одном таком доме жило, вероятно, от 30 до 60 человек, которые совместно строили укрепления и работали на полях. Это сообще­ство образовывали, как правило, кровные родствен­ники. Они еще не знали частной собственности на землю: в то время она еще только зарождалась. Наи­большие изменения в социальные отношения земле­дельцев привнесли начавшиеся войны. Насилие суще­ствовало и во времена охотников и собирателей, но только появление собственности, проблемы ее приоб­ретения, приумножения и защиты способствовали развитию специфически военного мышления. Впер­вые в истории ремесленники начали изготовлять ору­жие и другие технические средства для борьбы чело­века с человеком. Изменился и характер содержимо­го захоронений. Мужчин чаще погребали с оружием, особенно если это был известный воин. КIII тысячелетию до н.э. глубокие изменения в социальной жизни привели к появлению института царской власти. В Египте более четко пролегла граница между правителем и осталь­ными членами общества: царя, до этого лишь богатого и влиятельного чело­века, игравшего ведущую роль в обществе, приравнивали к божеству. От дру­гих людей его отделяла пропасть, созданная религией. Так, некогда равно­правное общество благодаря объединению религиозной и политической власти превратилось в абсолютную монархию с сильным аппаратом управ­ления.

В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, цен­трами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только куль­товую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в горо­де местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.

В период становления государства зависимость населения от царя не была еще столь сильной. Разливы больших рек не только позволяли собирать бога­тые урожаи — нужно было проводить работы, которые требовали совместных усилий населения, что формировало особенности общественного устройства. Обработка земли привела к появлению крупных общин, из которых на основе растущего богатства возникали большие города как опорные пункты оборо­ны и экспансии. Различия в функциях сформировали новые группы — жре­цов, ремесленников, торговцев, наемных работников и земледельцев. Вскоре общество стало делиться на аристократию, свободных людей и рабов.

Человеческое стадо — это очень специфическая категория-метафора, ко­торая отражает самую раннюю стадию развития общества и аморфное состо­яние большой группы людей, которое может характеризовать и современное общество.

Данная стадия эволюции человеческого рода заключается в том, что она подготовила все необходимые социобиологические предпосылки для фор­мирования человеческого общества. После нее эволюция стала качественно иной — из преимущественно биологической она становится преимуществен­но культурной. Человеческое стадо — такое промежуточное состояние, при котором биологическое и культурное начала находились в неразделенном со­стоянии, не имея преимуществ друг над другом. В этом плавильном тигле еще трудно разглядеть собственно человеческие черты, которые только на­чинают прорисовываться. Тем не менее именно на этой стадии развития можно твердо говорить, что социальное начало победило и эволюция при­обрела необратимо прогрессивное направление.

Общественное разделение дало человечеству еще две важные вещи. Пер­вая — стоянка охотников или первобытный лагерь. Большинство обезьян вы­нуждены постоянно перемещаться, находя пропитание там, где они остано­вились. Где застигала их ночь, там они и устраивали себе гнездо. При таком образе жизни не могут появиться скарб, домашняя утварь, орудия, съестные припасы. Постоянный лагерь для первобытных людей служил тем местом, куда мужчины-охотники возвращались после длительного отсутствия, где они на­ходили знакомых собратьев, членов семьи, предметы и пейзаж, к которым они успели привязаться и считали своими. Стоянка — одновременно место отды­ха (рассказы об охоте, обсуждение последних событий, развлечения и игры), школа (обучение молодого поколения социальным и трудовым навыкам) и кухня (распределение, приготовление и употребление пищи).

Наличие постоянного лагеря позволяло полнее изучить окружающую местность, узнать все биоресурсы и эффективнее их использовать. При миг­рирующем образе жизни животные и птицы перемещаются вдоль определен­ного маршрута, мало отклоняясь в стороны и довольствуясь лишь тем, что встречают на пути. Примитивный лагерь давал радиальный охват местнос­ти: мужчины и женщины могли обследовать всю окружающую площадь уча­сток за участком, ничего не пропуская, а затем вернуться на место, чтобы утром возобновить обследование. Как только все ресурсы прилегающей ме­стности были использованы, группа или племя сворачивала лагерь и пере­носила его на другое место.

Постоянный лагерь укреплял также и межпоколенные связи. Женщина привлекала подростков к переноске собранных плодов, занимаясь приготов­лением пищи, она наблюдала за поведением детей, контролируя и направ­ляя их действия. Подростково-женские группы занимались собирательством, обустройством жилища и приготовлением пищи, воспитанием и передачей жизненного опыта, организацией досуга и игровой деятельности.

При бродячем образе жизни каждая женщина могла позволить рожать не чаще, чем один раз в пять-шесть лет, когда предыдущий ребенок уже смо­жет самостоятельно ходить на большие расстояния, так как при перекочев­ках нести более одного младенца (плюс различный хозяйственный груз) она была не в состоянии. Постоянные поселения резко изменили ситуацию. Для земледельцев (да и для кочевников, обладающих вьючным транспортом, и для оседлых скотоводов) это ограничение снимается, и появляется возмож­ность для каждой женщины полностью реализовать свои способности к де­торождению. Это означало, что прирост населения у оседлых производящих обществ, их способность к демографической экспансии становились в пять-шесть раз выше, чем у бродячих присваивающих групп.

Разделение труда — это закрепление людей за выполнением определен­ных задач. Чем глубже разделение труда, тем уже задача, закрепленная за каждым индивидом, тем больше вероятность, что он выполнит ее более ка­чественно. Но чем выше качество исполнения задач, прежде всего экономи­ческих, тем выше общий уровень культуры группы. Общественное разделе­ние труда выступает двигателем социальной и культурной истории.

Родовые группы охотников древнего каменного века, состоявшие из от­дельных семей порой в несколько десятков человек, сменились земледель­цами, в поселениях которых уже существовала дифференцированная соци­альная система. Первоначально единообразное обще­ство все более отчетливо делилось на группы и социальные слои. Предметы, найденные в более древ­них захоронениях, свидетельствуют о равенстве жи­телей поселений независимо от пола. Полноправны­ми членами общества были даже дети. Коллективизм этого образа жизни наиболее ярко проявлялся во вре­мя совместных работ на полях и при строительстве ирригационных сооружений. Однако уже начался первый этап специализации труда: ремесленники об­рабатывали камни и металлы, изготовляли керамику, остальные добывали пищу.

Об особенностях социальной структуры можно судить по распространенным в Центральной Европе длинным домам: их население представляло собой уже отдельные сообщества. В одном таком доме жило, вероятно, от 30 до 60 человек, которые совместно строили укрепления и работали на полях. Это сообще­ство образовывали, как правило, кровные родствен­ники. Они еще не знали частной собственности на землю: в то время она еще только зарождалась. Наи­большие изменения в социальные отношения земле­дельцев привнесли начавшиеся войны. Насилие суще­ствовало и во времена охотников и собирателей, но только появление собственности, проблемы ее приоб­ретения, приумножения и защиты способствовали развитию специфически военного мышления. Впер­вые в истории ремесленники начали изготовлять ору­жие и другие технические средства для борьбы чело­века с человеком. Изменился и характер содержимо­го захоронений. Мужчин чаще погребали с оружием, особенно если это был известный воин. КIII тысячелетию до н.э. глубокие изменения в социальной жизни привели к появлению института царской власти. В Египте более четко пролегла граница между правителем и осталь­ными членами общества: царя, до этого лишь богатого и влиятельного чело­века, игравшего ведущую роль в обществе, приравнивали к божеству. От дру­гих людей его отделяла пропасть, созданная религией. Так, некогда равно­правное общество благодаря объединению религиозной и политической власти превратилось в абсолютную монархию с сильным аппаратом управ­ления.

В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, цен­трами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только куль­товую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в горо­де местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.

В период становления государства зависимость населения от царя не была еще столь сильной. Разливы больших рек не только позволяли собирать бога­тые урожаи — нужно было проводить работы, которые требовали совместных усилий населения, что формировало особенности общественного устройства. Обработка земли привела к появлению крупных общин, из которых на основе растущего богатства возникали большие города как опорные пункты оборо­ны и экспансии. Различия в функциях сформировали новые группы — жре­цов, ремесленников, торговцев, наемных работников и земледельцев. Вскоре общество стало делиться на аристократию, свободных людей и рабов.

Человеческое стадо — это очень специфическая категория-метафора, ко­торая отражает самую раннюю стадию развития общества и аморфное состо­яние большой группы людей, которое может характеризовать и современное общество.

Данная стадия эволюции человеческого рода заключается в том, что она подготовила все необходимые социобиологические предпосылки для фор­мирования человеческого общества. После нее эволюция стала качественно иной — из преимущественно биологической она становится преимуществен­но культурной. Человеческое стадо — такое промежуточное состояние, при котором биологическое и культурное начала находились в неразделенном со­стоянии, не имея преимуществ друг над другом. В этом плавильном тигле еще трудно разглядеть собственно человеческие черты, которые только на­чинают прорисовываться. Тем не менее именно на этой стадии развития можно твердо говорить, что социальное начало победило и эволюция при­обрела необратимо прогрессивное направление.

Действительно, с усложнением социальной организации, появлением племен, родов, этносов, пространственных поселений перед сообществом встала принципиально новая задача: сохранить устойчивость этих общественных образований и обеспечить им тенденцию к развитию.

Общественное разделение дало человечеству еще две важные вещи. Пер­вая — стоянка охотников или первобытный лагерь. Большинство обезьян вы­нуждены постоянно перемещаться, находя пропитание там, где они остано­вились. Где застигала их ночь, там они и устраивали себе гнездо. При таком образе жизни не могут появиться скарб, домашняя утварь, орудия, съестные припасы. Постоянный лагерь для первобытных людей служил тем местом, куда мужчины-охотники возвращались после длительного отсутствия, где они на­ходили знакомых собратьев, членов семьи, предметы и пейзаж, к которым они успели привязаться и считали своими. Стоянка — одновременно место отды­ха (рассказы об охоте, обсуждение последних событий, развлечения и игры), школа (обучение молодого поколения социальным и трудовым навыкам) и кухня (распределение, приготовление и употребление пищи).

Наличие постоянного лагеря позволяло полнее изучить окружающую местность, узнать все биоресурсы и эффективнее их использовать. При миг­рирующем образе жизни животные и птицы перемещаются вдоль определен­ного маршрута, мало отклоняясь в стороны и довольствуясь лишь тем, что встречают на пути. Примитивный лагерь давал радиальный охват местнос­ти: мужчины и женщины могли обследовать всю окружающую площадь уча­сток за участком, ничего не пропуская, а затем вернуться на место, чтобы утром возобновить обследование. Как только все ресурсы прилегающей ме­стности были использованы, группа или племя сворачивала лагерь и пере­носила его на другое место.

Постоянный лагерь укреплял также и межпоколенные связи. Женщина привлекала подростков к переноске собранных плодов, занимаясь приготов­лением пищи, она наблюдала за поведением детей, контролируя и направ­ляя их действия. Подростково-женские группы занимались собирательством, обустройством жилища и приготовлением пищи, воспитанием и передачей жизненного опыта, организацией досуга и игровой деятельности.

admin

Niramin - Сен 13th, 2016

Первобытное общество просуществовало от появления человека на Земле до первых задатков становления государственности.

На протяжении довольно большого периода первобытные племена жили по принципу коллективного труда и коллективного потребления. То есть, все члены племени имели свои обязанности и трудились для общего блага, а любая добыча делилась поровну.

zhizn-cheloveka-v-pervobytnom-obshhestve2

Поскольку родовые общины состояли, преимущественно, из кровных родственников, и искать себе пару для создания семьи среди них запрещалось, люди стали жить соседскими общинами. Они выбирали себе суженых у соседей, тем самым укрепляя отношения с разными общинами.

Со временем первобытные люди поняли, что земледелие и животноводство гораздо эффективней собирательства и охоты. Эти новые занятия предполагали оседлый образ жизни, строительство домов и помещений для хранения урожая.

zhizn-cheloveka-v-pervobytnom-obshhestve1

Более сытая и менее опасная жизнь неизбежно приводит к демографическому приросту, соответственно, приходится строить новые дома. Так возникают небольшие деревни, а потом и города. Люди, обладающие какими-либо талантами, силой, материальными благами, выделяются в высший слой общества – так возникают первые классовые неравенства. Из этих людей избирают представителей власти (старейшин и вождей), которым подчиняются остальные – так зарождается государственность.

Доисторическая эпоха — самый длительный период в истории развития человечества. Он начался более 2,4 млн лет назад, а закончился только в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Именно в этот временной промежуток появился человек разумный, произошла неолитическая революция и зародились общественные отношения. Первобытное общество кратко характеризуется сильной зависимостью от окружающей среды, отсутствием государственной власти и правовой системы.

Первобытное общество

Возникновение и периодизация общества

Возникновение и периодизация общества

​Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.

Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:

  • наличие коллективного труда;
  • равномерное распределение пищи и труда;
  • наличие общинной собственности;
  • зависимость от природных факторов;
  • родоплеменная организация.

Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:

  1. Каменный век (2,4 млн лет до н. э. — 2 тыс. лет до н. э.).
  2. Бронзовый век (3500 — 800 до н. э.).
  3. Железный век (IX век до н. э. — I век н. э.).

Ввиду отсутствия письменных источников, хронологические рамки этих периодов весьма условны. Учёные основываются только на археологических и биологических данных. Существенный вклад в периодизацию первобытности внесли советские этнографы. Они основывались на эволюции форм собственности, выделяя этап стада, родового строя и его разложения.

Характеристика доисторической эпохи

Этап первобытнообщинного строя прошли абсолютно все народы мира. Именно в этот исторический период сформировались основы правовых и социальных систем.

Быт древних людей

Характеристика доисторической эпохи

К основным занятиям древних людей можно отнести охоту, рыбалку и собирательство. Добыча делилась на всех членов племени поровну. Личной собственности не существовало, всё имущество было общим. Как правило, сообщества вели кочевой образ жизни.

На ранних этапах развития брачные отношения между членами племени никак не регулировались. В племени наблюдался промискуитет. Это определение обозначает беспорядочную, ничем и никем не ограниченную половую связь между членами одного сообщества. Близкородственное скрещивание приводило к появлению нежизнеспособного, больного потомства. Со временем был введён полный запрет на половые отношения между членами одного рода. Появление дуально-родового брака привело к превращению стада в родовую общину.

Орудия труда постепенно совершенствовались. Изобретение лука и стрел привело к интенсивному развитию охоты, а позже и к одомашниванию животных. Собирательство стало неэффективным, его заменило земледелие. Этот переход от присваивающей экономики к развитию сельского хозяйства называют неолитической революцией. Явление привело к многочисленным изменениям:

Быт древних людей

  1. Люди перестали вести кочевой образ жизни и закрепились на конкретных территориях.
  2. Произошёл рост численности населения.
  3. Человек стал производить больше, чем потреблял. Появлялся избыточный продукт.

На стадии неолита началось разложение праобщины и формирование соседской общины. Это произошло из-за того, что излишки продуктов сосредотачивались в руках родоплеменной знати. Остальное свободное население было заметно беднее. Наблюдалось расслоение общества на группы, а позже на сословия и классы. Через несколько тысяч лет сформировался рабовладельческий строй, характерный для первых цивилизаций.

Социальные и правовые нормы

Социальные и правовые нормы

Первобытное общество характеризовалось отсутствием публичной власти и государственных институтов. Управление общиной осуществлялось старейшинами, вождями или предводителями. Их власть основывалась только на авторитете.

Во время палеолита и неолита члены общества обладали равными правами. Жители одной общины были разделены только по профессиональному признаку на охотников, скотоводов, земледельцев. Отношения между людьми не были хаотичными, они регулировались специальными нормами: обычаями, традициями и запретами (табу). Особенности мононорм:

Название социальной нормы Суть
Обычай Исторически сложившиеся правила поведения, которые соблюдаются в силу привычки населения.
Нормы морали Первобытные представления о добре и зле.
Мифология Фантастические представления человека о мире, природе и жизни.
Табу Строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Все нормы соблюдались добровольно. Самым жестоким наказанием являлось изгнание человека из общины, что фактически означало смерть от голода или хищных животных.

Основные черты первобытной правовой системы:

  1. Нормы никак не закреплялись и существовали только в сознании людей.
  2. Выражали интересы всего населения.
  3. Имели локальный характер.
  4. Предусматривали 2 способа регулирования: запрет и дозволение.

Правовая система имела тотемную форму, когда какие-либо животные или растения объявлялись священными. Именно от тотема исходили все запреты и дозволения.

Культура и религия

Формирование речи открыло путь самовыражению человека. Люди стали обмениваться друг с другом информацией, давать название явлениям и предметам. Это повлияло на развитие полушарий головного мозга и появление творчества.

Культура и религия

Практически все виды художественного искусства зародились в первобытном обществе. Особое распространение получили петроглифы, то есть наскальные рисунки. Древние люди изображали на стенах пещер животных и растений, сцены охоты и сакральные ритуалы. Несмотря на то что первобытная культура развивалась крайне медленно, члены общин накопили много знаний о врачевании, изменении погоды, поведении животных.

Главное культурное достижение первобытности — формирование примитивной письменности. Алфавита не существовало, записи имели вид перечня символов и простейших изображений. Их краткое содержание свидетельствует о том, что в общинах вёлся учёт продуктов и орудий труда.

В эпоху неолита возникают первые религиозные направления. Древние люди поклонялись природным объектам: солнцу, небу, луне, тотемным животным или растениям. Религиозные обряды совершались старейшинами. Позже их заменили профессиональные жрецы, которые обладали исключительным правом общения с духами и богами.

В четвёртом тысячелетии до нашей эры соседские общины были вытеснены первыми цивилизациями. О жизни и культуре древних людей известно только благодаря археологическим, биологическим и геологическим исследованиям.

Читайте также: