Перспективный план развития или программа развития доу составляемый на 3 года

Обновлено: 04.07.2024

Лекция № 4
Технология разработки планов дошкольного образовательного учреждения

1. Общие подходы и требования к планированию работы учреждения по результатам.

2. Методика разработки программы развития ДОУ.

3. Методика разработки образовательной программы ДОУ.

4. Планирование работы на учебный год (годовой план ДОУ).

5. Текущее планирование работы с кадрами на месяц.

Литература

1. Общие подходы и требования к планированию работы учреждения по результатам

Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

— объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;
— четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;
— выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.

В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного — Программа развития дошкольного образовательного учреждения и образовательная программа. Коротко остановимся на этих трех документах.

2. Методика разработки программы развития ДОУ

Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам:

Актуальность — свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.

Прогностичность — свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.

Рациональность — свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность — свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным.

Целостность — свойство программы, обеспечивающее полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями.

Контролируемость — свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа.

Программу дошкольного учреждения можно разрабатывать по разным технологиям. Предлагаемая технология включает следующие процедуры и разделы программы:

1. Подготовка информации о ДОУ;

2. Проблемный анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

3. Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения;

4. Определение этапов реализации программы;

5. Разработка плана действий.

При аттестации и аккредитации дошкольного образовательного учреждения программа развития является обязательным документом.

  • во-первых, это анализ достигнутого; и коллективу полезно подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны. Это важный инструмент воспитания педколлектива;

  • во-вторых, это информация для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;

  • в-третьих, это рекламный материал для родителей, населения микрорайона, жителей города, т.е. нынешних и будущих клиентов. Сейчас каждая уважающая себя фирма имеет рекламу. Это требование рынка. И не стоит образовательному учреждению в условиях возрастающей конкуренции этими требованиями пренебрегать.

Таблица 1

Обеспечение финансовых условий — это не деньги, которые нужны для финансирования задачи, а действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь. Обеспечение мотивационных условий — это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задачи.

Обеспечение нормативно-правовых условий — это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т.п.). После заполнения табл. 1 все включенные в нее действия переносятся в табл. 2 и согласуются по срокам.

Таблица 2
Таблица 3

Раздел 3. Включает в себя материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей педагогической деятельности по всем направлениям и методикам, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию.

В этом разделе ДОУ необходимо представить:

— гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к обучению дошкольников и организации всех видов детской деятельности;
— расписание занятий с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду;
— систему закаливающих мероприятий;
— модель воспитательно-образовательного процесса;
— содержание дополнительного образования и др.

В образовательной программе необходимо отразить специфику ДОУ (детский сад присмотра и ухода, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад — центр развития ребенка).

Данный раздел дополняется каждый учебный год по мере необходимости.

Раздел 4. Определение способов систематической фиксации динамики детского развития. В таблице необходимо представить перечень диагностических методик, тестов, используемых в ДОУ для определения уровня выполнения программ и уровня развития детей. Методики подбираются каждым специалистом (музыкальным руководителем, психологом, педагогом дополнительного образования и др.). Указываются сроки проведения и ответственные.

Раздел 5. Условия реализации образовательной программы ДОУ. Этот раздел также должен отражать специфику конкретного учреждения. Он включает в себя: управление реализацией программы; создание и обновление предметно-развивающей среды; инновационную или экспериментальную работу; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

План действий по реализации программы развития дошкольного учреждения на 3 года.

Перспективы на будущее.

9. Совет программы развития.

Общие сведения об учреждении

Порядок комплектования ДОУ определяется Учредителем. Контингент воспитанников ДОУ формируется в соответствии с их возрастом. В ДОУ принимаются дети с 2 до 7 лет на основании путёвки Городского комитета образования, а также медицинской карты ребенка, выданной поликлиникой. В логопедические группы набор детей осуществляется на основании заключения ПМП комиссии.

Количество групп в ДОУ – 10 на 208 детей :

1 ясельная группа для детей от 2 до 3 лет - 24 ребёнка;

7 дошкольных групп для детей от 3 до 7 лет – 156 детей;

2 логопедические группы для детей от 5 до 7 лет – 28 детей.

Заведующая – Липская Анна Ивановна

Заместитель заведующей по безопасности – Логинов Михаил Алексеевич

Заместитель заведующей по хозяйственной работе – Бадекина Галина Николаевна.

Педагогическими кадрами дошкольное учреждение укомплектовано на 97%. В ДОУ имеются специалисты:

инструктор по физической культуре (вакансия)

Педагоги ДОУ постоянно повышают свой профессиональный уровень, активно участвуют в семинарах-практикумах, педсоветах, медико-педагогических совещаниях, городских метод объединениях и других мероприятиях города. Образовательный ценз административно-педагогического состава: высшее образование у 72%, среднее специальное образование

Особенности образовательного процесса

Основными целями образовательного процесса в ДОУ являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

воспитание с учётом возрастной категории детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Для эффективной работы в ДОУ имеется образовательная программа, концепция развития. Программы дошкольного образования соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Учебный план и сетка занятий составляется на учебный год, максимальный объем учебной нагрузки соответствует гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организационных формах обучения.

Основные направления работы с детьми:

Интеграция образовательных видов деятельности

экспериментально - исследовательская деятельность

интерактивные методы обучения

формирование основ безопасного поведения

предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма

подготовка детей к школьному обучению

работа с одарёнными детьми

развитие детского творчества

ручной труд, конструирование, трудовое воспитание

формирование основ здорового образа жизни, здоровье сбережение, физическое развитие

социализация дошкольников, социально-личностное развитие

работа с детьми в адаптационный период.

За воспитательно-образовательной работой осуществляется постоянный контроль. В конце каждого учебного года проводится диагностика знаний, умений и навыков воспитанников. Программы обеспечивают высокий уровень интеллектуального развития детей. При проведении ежегодной диагностики, дети показывают высокие результаты тестирования и прослеживается положительная динамика развития по всем разделам.

В ДОУ реализуются следующие основные программы дошкольного образования:

- Образовательная программа МБДОУ д/с № 30 2012 года

В рамках оказания дополнительных образовательных услуг использует следующие программы:

Учебно-материальная база групп находится в хорошем состоянии. Книжный фонд методической литературы, дидактического материала по всем направлениям достаточен и постоянно обновляется.

В детском саду действует психологическая служба, проводится психологическая диагностика, направленная на выявление детей с личностными проблемами, имеющими трудности в общении, обучении, психологической готовности детей к школе, проводится консультирование воспитателей и родителей по проблемам воспитания и обучения. Эту работу в ДОУ осуществляет квалифицированный педагог-психолог.

Углубленная работа ведется по физическому воспитанию. В ДОУ имеется спортивный зал, спортивная площадка, спортивные уголки в группах, разнообразный спортивный инвентарь, сухой бассейн, модули для физических упражнений. Проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей, используются различные формы двигательной активности детей. Деятельность педагогов и медицинских работников взаимосвязана и скоординирована, отмечается положительный результат в снижении заболеваемости детей и коррекции отклонений в их физическом развитии, проводится профилактика простудных заболеваний (кислородный коктейль, закаливание и т.д.).

По экологическому воспитанию у детей систематизированные знания о закономерных явлениях природы. Наряду с традиционными формами проведения занятий, воспитатели проводят экскурсии, наблюдения, экспериментирование, опыты. В ДОУ имеется экологическая лаборатория, зимний сад, аквазона. На территории ДОУ проложена экологическая тропа, разбиты цветники и огород.

Обеспечивая высокий уровень художественно-эстетического развития, в изостудии детей знакомят с разными видами искусства: живопись, графика, скульптура. Работа по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, основными из них занятия по изобразительной и художественно-речевой деятельности, а также экскурсии, самостоятельная деятельность, кружковая работа, где каждый ребенок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение.

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников, содержание и формы работы по музыкальному воспитанию взаимосвязаны со всей воспитательно-образовательной работой в ДОУ. На музыкальных занятиях развиваются музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка, формируются основы музыкальной культуры. В музыкальном зале имеется современный музыкальный центр, необходимый набор детских шумовых музыкальных инструментов, ежегодно пополняющийся в результате совместной работы с детьми и родителями. Произведениями классической и современной музыки пополняется музыкальная фонотека.

В ДОУ работает театральная студия со своей сценой, зрительным залом, гримерной и костюмерной. В изготовлении костюмов, декораций и атрибутов к спектаклям принимают участие и взрослые и дети.

Для развития у воспитанников творчества, воображения, любознательности в ДОУ работают кружки:

кружок по ознакомлению детей с основами православной культуры.

Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей к ДОУ территории осуществляется в соответствии с системой комплексной безопасности ОУ (пожарная безопасность, гражданская оборона, организация обучения воспитанников и сотрудников основам безопасности, проведение тренировочных эвакуаций при угрозе возникновения ЧС и т.п.). Охрана сторожевая. Имеется КТС.

Медицинское обслуживание детей в ДОУ обеспечивают органы здравоохранения. В ДОУ имеется медицинский кабинет с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

В ДОУ централизованное холодное и горячее водоснабжение, отопление. В каждой группе имеется игровая комната, спальня, раздевалка, санузел, умывальник. В ДОУ работает своя прачечная, пищеблок.

Организация питания осуществляется ДОУ самостоятельно с учетом централизованного обеспечения продуктами питания, осуществляемого Учредителем. ДОУ обеспечивает качественное сбалансированное 3-разовое питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в ДОУ. Меню на каждый день составляется в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей и согласованным с учреждением Госсанэпиднадзора, фиксируется в документе установленной формы и утверждается заведующим ДОУ. Выписка из меню с указанием конкретных блюд, продуктов питания вывешивается в доступном месте, с тем, чтобы родители ребенка имели возможность ежедневно с ним ознакомиться.

Формирование ценного отношения к собственному здоровью,

его сохранению и укреплению

Воспитание физически и нравственно здорового ребёнка в рамках образовательного процесса

1. Формировать потребность у воспитанников в ЗОЖ, на основе первоначальных представлений о здоровье

2. Оказать методическую помощь педагогам в реализации здоровье сберегающих технологий в ДОУ; во внедрении в практику ДОУ современных информационных и коммуникативных технологий; в разработке современных методик и форм физического воспитания, направленных на повышение уровня физического развития и физической подготовленности воспитанников ДОУ

Анна Шорина
Программа развития ДОУ: назначение, свойства (принципы), структура, требования к составлению.

Программа развития ДОУ : назначение, свойства (принципы, структура, требования к составлению.

Программа развития является обязательным документом при переходе ДОУ к новому виду. Поэтому ее можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую:

- исходное состояние ДОУ;

- образ желаемого будущего (концепция ДОУ);

- последовательность действий по переводу ДОУ от настоящего к будущему.

Такая модель позволяет руководителю знать, какой конечный результат должен быть получен к конкретному времени, какие действия, кто и когда для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата. Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам.

Актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.

Прогнозируемость – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т. е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиями и условиям, в которых она будет реализовываться.

Рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность – свойство программы обеспечивать соответствие между желаемым и возможным.

Целостность - свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимого для достижения цели, а также согласованность между ними.

Контролируемость - свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели для проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям - свойство программы своевременно обнаруживать отклонения от реального положения дел, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. При этом, чем выше чувствительность к сбоям, тем более детализирована программа.

При аттестации и аккредитации ДОУ программа развития является обязательным документом.

Структура каждого раздела программы :

I. Информация – справка о ДОУ

При составлении информационной справки о дошкольном учреждении необходимо помнить, что она представляет:

- анализ достигнутого (коллективу следует подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны, это важный инструмент воспитания педколлектива;

- информацию для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;

- рекламный материал для родителей, населения микрорайона, жителей города, т. е. нынешних и будущих клиентов; сейчас каждая уважающая себя фирма имеет рекламу, и образовательное учреждение в условиях возрастающей конкуренции не должно этими требованиями пренебрегать.

Чем тщательнее подготовлен информационный материал, тем успешнее будет проведен проблемный анализ состояния дошкольного учреждения.

II. Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного

процесса по всем линиям развития (физическое воспитанье и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетическое, социально-нравственное развитие).

В этом разделе выделяются положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, конкретизируются задачи, которые необходимо решить. Обязательно анализируется состояние воспитания в группах раннего возраста и дается характеристика уровня развития будущих первоклассников.

Опытные заведующие сопровождают текст различными сравнительными таблицами, схемами, графиками, материалами опроса родителей и сотрудников.

Добротная информационная справка экономит заведующему время в течение всего года, так как служит основной для составления самых разных справок и отчетов.

Всякая программа развития дошкольного учреждения ориентирована на решение одной главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания. Но следует решать эту задачу не абстрактно, а конкретно, представляя ее в виде связанных между собой задач.

Анализ образовательной ситуации по конечным результатам за 1 – 2 года включает:

- уровень здоровья и здорового образа жизни, воспитания и обучения дошкольников в соответствии с государственными стандартами;

- готовность детей к школе.

Завершая анализ, целесообразно выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

III. Концепция и стратегия развития ДОУ

Концепция – понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. В этом разделе важно четко сформулировать вид и характер будущего детского сада, к которому стремится педагогический коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно-образовательного процесса с опорой на нормативно-правовые документы; выработать стратегию реализации поставленных целей.

Концепция развития ДОУ должна состоять из двух частей.

1. Характер будущего дошкольного учреждения, где дается:

- структура нового и модернизированного воспитательно-образовательного учреждения;

- новые или модернизированные программы;

- новые подходы, способы, схемы, организации учебно-воспитательного процесса;

- описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей;

- характеристика дополнительных услуг.

2. Проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:

- новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления;

- новый или обновленный, обязательно соответствующий новому объекту управления перечень всех персональных и коллективных органов управления;

- новые методы управления.

Большую помощь в поиске идей для формирования концепции развития детского сада могут оказать справочники, энциклопедии, словари. Существует педагогическая литература, которая содержит систематизированный свод по педагогике, народному образованию и смешанным дисциплинам, в сжатом виде раскрывает общую теорию педагогики, ее историю, отдельные дисциплины, включает описание систем и состояния образования в разных странах. В них можно найти идеи обновления.

IV. План действий.

План действий пишется на каждый этап отдельно и может оформляться в виде таблицы, где указываются мероприятия, сроки их проведения, ответственный исполнитель, используемые средства для получения результата. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения, и затем составляется план действий на следующий этап.

Чтобы план действий мог эффективно выполнять свои функции, он должен быть полным, целостным, скоординированным и сбалансированным по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но прежде всего по финансовым).

Целесообразно представить план в табличной форме (см. табл. 1).

ционные Кадровые Научно-

технические Финансовые Мотива-

1 2 3 4 5 6 7 8

Обеспечение финансовых условий — это не деньги, которые нужны для финансирования задачи, а действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь. Обеспечение мотивационных условий — это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задачи.

Обеспечение нормативно-правовых условий — это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т. п.). После заполнения табл. 1 все включенные в нее действия переносятся в табл. 2 и согласуются по срокам.

Направления и задачи (Что) Действия (мероприятия) (Как) Место проведения

(Где) Сроки проведения

(Когда) Ответственный

(Кто) Объем финансирования

(Сколько средств)

Всякое планируемое действие должно быть соотнесено с имеющимися ресурсами. Если для решения задачи необходимо специальное финансирование, нужно определить его размеры и источники. Когда средств не хватает, то нужно либо искать источники дополнительного финансирования, либо откорректировать программу развития, т. е. отказаться от части задач или сократить их объем.

Для подготовки программы создается рабочая группа (авторский коллектив) из числа педагогов детского сада, которая привлекает к подготовке программы других педагогов, родителей, ученых.

Программу нельзя списать, ее должны разрабатывать те, кто будет реализовывать. Если к составлению программы рабочей группой не привлечен весь педколлектив, то ее реализация обречена на провал, так как педагоги не считают программу своей, она им чужда и потому цели программы недостижимы.

1. Чем наш детский сад привлекает родителей?

2. Что в работе детсада вам не нравится?

3. Какие идеи вы можете привнести в копилку размышлений о нашем будущем?

4. Что необходимо изменить в нашей работе в первую очередь?

Через несколько дней состоялось обсуждение этих и возникших по ходу дискуссии других вопросов. Наиболее интересные предложения вошли в коллективный банк идей по развитию детсада. Была сформирована рабочая группа из инициативных педагогов, методиста, психолога, заведующей, для разработки перспективных идей и составления программы.

Группа собиралась три раза в неделю и работала по схеме: обсуждение 1—2 вопросов, выработка единого мнения, формулирование задания каждому члену группы к следующей встрече, обсуждение проекта программы на заседании совета педагогов, доработка проекта с учетом замечаний, представление проекта плана развития детсада учредителям для экспертной оценки.

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с. – (Библиотека руководителя ДОУ)

2. Детский сад: книга для заведующих / В. М. Изгаршева, Т. П. Сафонова, Е. А. Лебедева и др. ; Под. ред. Л. П. Тарасовой. – 3-3 изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1982. – 256 с., ил.

3. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 143с.

ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.

Читайте также: