Почему дети ссорятся в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

В каждой семье люди хотят жить в мире, счастье и благополучии, но, к сожалению, не всегда так получается. Психологи любят повторять, что совсем не ссорятся только равнодушные люди. А уж дети в семье, конечно, ссорятся.

Причины ссор могут быть разные, рассмотрим самые распространенные:

  1. Ревность
  2. Особенности темперамента детей
  3. Ябедничество
  4. Борьба за собственность
  5. Конкурентные ситуации

Как предупредить детские ссоры и найти выход из ситуации?

Первая причина ссор – ревность между детьми.

Что важно знать?

Второе. Важно также привлекать обоих родителей к детям, а не разделять, например, младший всегда с мамой, а старший всегда с папой. Это может привести к агрессивному поведению малыша в скрытой борьбе за внимание отца.

Основные рекомендации и пошаговый алгоритм для мам о том, как предупредить детскую ревность и что конкретно делать, был дан в предыдущей статье (ссылка на нее дана выше)

Вторая причина детских ссор – особенности темперамента детей.

Если детей больше двух, то они легче переносят темпераментные конфликты, потому что есть возможность переключиться на других братьев или сестер. Тут основная нагрузка в профилактике ссор будет принадлежать именно родителям – они взрослые люди, понимают, что детки разные, знают, как поддержать одного, и наоборот, остудить другого.

Третья причина ссор между детьми — ябедничество.

Как надо поступать? Случай из практики – мама вела себя правильно:

Четвертая причина ссор детей — борьба за собственность.

Что делать в этом случае и как предупредить детские ссоры?

Обязательно ребенку иметь что-то ТОЛЬКО свое – если не комнату, то хоть кроватку, если не все игрушки – то хоть пять! Но уж эти пять игрушек он будет иметь право давать только, если захочет. А не захочет, то и никто не будет иметь право неодобрительно покачать головой или поуговаривать поделиться. Мы должны научить детей уважать собственность друг друга. Хотя бы для того, чтобы работать на профилактику лукавства и даже воровства.

Пятая причина — конкурентные ситуации.

Конкурентные ситуации возникают спонтанно, и у родителей нет возможности постоянно вмешиваться в эти конфликты. Это очередность в игре, в том, кто первым займет ванную комнату или нажмет кнопку лифта и многое другое. Поэтому крайне важно в этих случаях научить детей решать такие конфликты самостоятельно.

Что делать в случае конкурентной ситуации, или три метода в помощь родителям и педагогам.

Методов всего три: очередность, считалка и жребий!

Очередность.

Очередность назначает взрослый. Некоторые графики можно даже составить в наглядном виде – кто когда моет посуду, кто первый идет в ванную и т.д.

Считалка.

Считалка – универсальное средство. Вот мои любимые:

Мак-мак, василек,
Водит желтенький цветок.
Раз, два, три —
Водишь с ним и ты!

Я вчера летал в ракете,

На далекой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.

Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

Раз, два, три,
Четыре, пять —
Тебе в космос улетать!

Жребий. Игры для определения жребия.

Вариант 1. Палочки.

Выбрать водящего или того, кому начинать игру, можно также с помощью жребия: нужно взять несколько палочек (их количество должно соответствовать числу игроков). Одна палочка обламывается, затем кто-нибудь из участников берет все палочки в руку так, чтобы видны были только одинаковые концы. Игроки вытягивают по одной. Тот человек, кому попадется короткая палочка, водит. Вместо палочек можно использовать полоски бумаги.

Вариант 2. Камень – ножницы – бумага.

В игре используются три фигуры руками:

  1. Камень — сжатая в кулак кисть.
  2. Ножницы — указательный и средний палец выпрямлены, остальные поджаты к ладони.
  3. Бумага — все пальцы выпрямлены.

Правила игры:

  1. На счет три (Раз, два, ТРИ!): игроки показывают одну из трех фигур (камень, ножницы или бумага).
  2. Определяется победитель по принципам:
  • Бумага побеждает камень (бумага накрывает камень)
  • Ножницы побеждают бумагу (ножницы режут бумагу)
  • Камень побеждает ножницы (ножницы ломаются о камень)
  1. Если игроки показали одинаковые фигуры, то признается ничья и кон переигрывается. Так до тех пор, пока не останется один выигравший.

Вариант 3. Стрелочка.

Как играть?

Детские ссоры неизбежны. Главное – знать эффективные способы взаимодействия с детьми и научиться вместе с детьми находить выходы из этих ситуаций. Желаем Вам мира и лада в Ваших семьях.

Понимаю, что у многих читателей этой статьи могут возникнуть очень личные вопросы к автору, поэтому по согласованию с Натальей даю ее контакты в конце статьи.

Контакты:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

В данной консультации раскрыты причины возникновения ссор между детьми дошкольного возраста и пути их разрешения. Родителям предложены рекомендации, с помощью которых можно уберечь детей от конфликтных ситуаций. А также даны советы, как развивать навыки общения ребёнка со сверстниками.

ВложениеРазмер
В консультации раскрыты причины возникновения конфликтных ситуаций между детьми и пути их разрешения. Даны рекомендации и советы 20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Жизнь в детском саду - это жизнь самого ребёнка. Это его первый, бесценный опыт общения, включение в социум. Мир ребёнка расширяется и выходит за границы семьи. Его интересы сталкиваются с интересами окружающих – ему может понравиться чужая игрушка, он хочет такого же цвета карандаш, вкусную конфету или захочет бороться за место в песочнице, на качели. Малыш только начинает учиться дружить, ссориться, мириться, делиться, решать возникающие проблемы. Вы можете и должны помочь ему в этом, но, ни в коем случае не мешать!

Практически все родители сталкиваются с детскими ссорами - конфликтами . Но у одних, дети ссорятся и мирятся друг с другом - быстро, у других - ссоры и драки носят постоянный характер. Почему же так происходит?

Существует много факторов , вызывающих вечные ссоры:

- ребёнку не хватает заботы и внимания родителей, и он стремится оказаться в центре всеобщего внимания. Драка для него - это способ;

- ребёнок ищет неприятности, в итоге может сам оказаться жертвой конфликта;

- конфликтность может быть следствием эгоистичности ребёнка.

Если дома малыш в центре внимания и все его желания исполняются, то он ждёт такого же отношения к себе и со стороны детей, и конечно же не получает.

Конфликты могут быть разными. Появляются они из-за того, что дети, в силу своего малого жизненного опыта, не имеют достаточного представления о способах эффективного, правильного общения.

Причины возникновения конфликтов в детском коллективе

Общаясь друг с другом, возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник ещё не осознаёт свой внутренний мир, свои переживания, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого : толкается, кричит, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник – личность , со своим внутренним миром, интересами и желаниями.

Причины детских ссор:

- ревность друг к другу;

- борьба за собственность;

Чаще всего: малыши ссорятся из-за игрушек, дети среднего возраста – из-за распределения ролей между собой, а ребята старшего дошкольного возраста – из-за правил игры.

Разрешение конфликтной ситуации

Детскую ссору нельзя сравнивать с взрослой. Дети эмоциональнее взрослых и не контролируют себя. Все детские конфликты обычно разрешаются сами собой и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценивать, как первые жизненные уроки взаимодействия со сверстниками и окружающим миром, как этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребёнок не может обойтись.

Задача взрослого - научить ребёнка некоторым правилам жизни среди других людей (у каждого человека свои желания, интересы, переживания), самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. При этом ребёнок должен быть равноправным участником процесса, а не слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного сверстника.

Проявите настойчивость и терпение, чтобы научить его общаться ребёнка с детьми.

Будьте примером правильного бесконфликтного общения для своего ребёнка.

Сдерживайте поведение ребёнка провоцировать ссоры с другими детьми и постарайтесь переключать его внимание на что-нибудь окружающее.

Приучайте малыша выражать свои негативные чувства в символической форме (рисунок, письмо, лепка, стихи…), а не в ругани и драке.

- объективно разберитесь и выясните причину возникновения конфликта,

- определите неправильные действия Вашего ребёнка, которые привели к ссоре,

- выразите своё отношение к конфликтной ситуации,

- предложите вместе обдумать выход из создавшегося положения,

- найдите способы совместного решения преодоления конфликта,

- посоветуйте, как скорее помириться и доброжелательно относиться к окружающим.

Самое главное - объясните детям, что можно договориться мирным путём!

Не нужно приписывать детям враждебность по отношению друг к другу.

Не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения, он может утвердиться мыслью о том, что конфликты неизбежны и будет их продолжать провоцировать.

Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Иногда полезно понаблюдать, как дети сами способны налаживать контакт, мириться, учатся общаться друг с другом.

Для того, чтобы развить навыки общения ребёнка со сверстниками , предлагаем использовать :

- сюжетно-ролевые игры (в том числе и с проблемной ситуацией);

- имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс);

- интерактивные игры (игры на взаимодействие, направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- чтение и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий.

Детские ссоры неизбежны. Главное – знать эффективные способы взаимодействия с детьми и научить ребёнка находить выходы из сложившихся ситуаций.

Наша собеседница согласилась откровенно говорить только на условиях анонимности

Нехватка общения дома — причина проблем в садике

— Сегодняшние дети очень агрессивны. Они всё больше теряют чувство сострадания, сопереживания к ближним, чувство ответственности за чью-то жизнь — тех же самых животных. А всё это от чего? От того, что дети стали меньше общаться… с родителями. По ним хорошо видно, кто много проводит времени с мамой и папой, а кто — мало.

Если мальчик мало общается с папой, он проявляет агрессию к своим сверстникам. Он не умеет с ними контактировать — просто не знает, как это делать. Если мама уделяет мало времени мальчику, он становится неласковый, грубый, сердитый, напыщенный.

У девочек мама вообще играет ведущую роль в жизни. Если девочке не хватает внимания мамы, она начинает очень сильно тянуться к чужим женщинам. К воспитателям безумно тянется, с девчонками в группе больше общается. А если папа проводит с ней мало времени, то у девочки происходят конфликты с мальчиками, она постоянно на них жалуется.

И наоборот, чем больше дети общаются с родителями, тем больше они чувствуют себя нужными.

Не зря мы просим приносить в садик поделки. Нам не важно, как они будут сделаны. Работы могут быть простенькие, это же не конкурс талантов. Главное, чтобы они были сделаны совместно, чтобы был контакт между родителем и ребёнком. По ночам мастерить в одиночку, когда сын или дочка уже уснули, не нужно — теряется весь смысл.

В садике часто просят сделать дома поделки, но большинство родителей эти просьбы игнорируют

Фото: Олег Каргаполов

Можно ли на детей кричать?

Но я всегда стараюсь объяснить, что не воспитатель виноват в плохом поведении ребёнка. Дети ещё маленькие, чтобы выбирать какой-то свой путь. Они копируют поведение родителей. Если в семье принято, что папа маму шпигует, значит, и сын думает, что девочек можно бить. Если девочка видит, что мама папу ни во что не ставит, то у неё такое же мировоззрение развивается.

К сожалению, непослушных детей много, это, наверное, бич всех воспитателей. В основном это мальчики.

И самое сложное здесь — сдержать себя, не наругать ребёнка и не накричать на него. Но все мы люди, все нежелезные. Есть те, кто всё-таки даёт волю эмоциям. У нас был в садике такой конфликт, мальчик говорил маме, что воспитатель его бьёт.

Если на детей постоянно кричать, они перестанут слышать замечания

Фото: Сергей Яковлев

Я стала бегать с ними в догонялки, играть в прятки, настольные игры. И постепенно из чужой тёти я превратилась для них в друга и даже приобрела свой образ.

Если раньше дети рисовали вторую нашу воспитательницу в центре, себя рядом, а меня где-то в стороне. То сейчас они рисуют нас рядом и себя вокруг.

Наказания и стульчик для провинившихся

— Детей наказывать нельзя, даже говорить им, что они наказаны нельзя — они начинают закрываться. Лучше постараться выяснить, что стало причиной плохого поведения и ссоры между детьми. Надо поговорить с ними, чтобы справедливо рассудить, кто прав, а кто виноват. Я сама пытаюсь приучить их к справедливости. Ведь может выясниться, что один мальчик ударил другого случайно, а тот, не разобравшись, дал ему сдачи.

Если ребёнок просто бесится, надо его успокоить. Кричать бесполезно, лучше посадить на стульчик. Помните, в нашем детстве тоже такие были. Но мы на них сидели как наказанные, в углу. При этом ничего нельзя было делать. Сегодня этот стульчик эволюционировал. Теперь на нём сидят рядом с воспитателем и рисуют. Выплёскивают все эмоции на бумагу. Дети в этот момент не знают, что они наказаны. А почему они сидят рисуют? А потому что слишком баловались и сейчас надо немного отдохнуть.

Если видишь, что ребёнок сидит пакостит в углу или обижает других детей, лучше всего его отвлечь, дать какие-то задания: что-то принести воспитателю или в чём-то ему помочь. И со временем дети успокаиваются.

А что на сдачу?

— Немного неправильно учить ребёнка давать сдачи. Надо объяснять ему, что сдача нужна только тогда, когда обидели намеренно. Плохо быть бесхребетным, надо уметь постоять за себя. Но, если кто-то нечаянно задел, распускать руки нельзя. Это обязательно нужно проговаривать.

Бывают в группе мальчишки, которые постоянно дерутся. И если для родителей это норма, то даже воспитатель тут ничего не сможет сделать. В таких случаях надо советовать своим детям просто держаться от них подальше.

Почему дети бьют других детей? Потому что им некуда выплеснуть свою агрессию. Надо найти ей выход в чём-то другом: отдать в музыкальную школу, на танцы, в рисование. Чем-то занять ребёнка, главное, не пускать на самотёк. Иначе из таких детей потом вырастают домашние тираны.

Моделировать поведение можно до десяти лет. Если избавить ребёнка от агрессии до этого возраста, потом не будет сложного подросткового периода.

Если ребёнок жалуется на воспитателя

Воспитатель не отрицает, что в садике могут быть и крики, и шлепки. Но не всегда ребёнок говорит так, как было

Ходил ко мне в группу непослушный ребёнок, рос без отца, воспитывали мама с бабушкой. Однажды в сончас он стал снимать с себя трусы и прыгать по всей спальне. Мы его вывели в раздевалку, дали одежду и сказали, что будет сидеть там до тех пор, пока не извинится. За мальчиком пришла мама. Он ей сказал, что я его ударила, сказала закрыть рот, обозвала собакой. Мама устроила разборки.

— Ты хоть раз от меня такие слова слышал?

— А почему тогда так говоришь?

— А вы меня из спальни вывели.

Молчит. Я рассказала маме, что случилось. Тут уже она сама извинилась.

А бывает так, что некоторые рассказывают случаи из жизни садика, а родители их неправильно понимают. Допустим, у нас постоянно все бегают, бесятся. Кто-то кого-то толкнул, ударил. Ты видишь, что ребёнок летит, сейчас упадет, и первое, что приходит в голову — схватить, не важно за что, лишь бы не стукнулся.

Через это я тоже проходила несколько раз. Родители приходили с наездами. Я объясняла, и все относились с пониманием.

Есть ли в садике место секретам?

Некоторые воспитатели говорят детям:

— Всё, что происходит в садике, — это секрет. Не надо родителям знать, что у нас происходит. Всё, что им надо, мы расскажем сами.

Я считаю, что секретов быть не должно, если только речь не идёт о каких-то сюрпризах к праздникам. Тогда да, лучше не показывать танец и не читать стихотворение дома.

Родители любят оставлять в садике свои диктофоны, камеры. Если честно, это очень страшно для воспитателей. Вроде, кажется, что такого. Ты же ничего противозаконного не делаешь. Просто не всегда какие-то ситуации могут правильно понять.

Мне поначалу приходилось очень много кричать в группе. Не на детей из-за того, что они плохие. А потому что они в принципе тогда не слышали мой голос. Это сейчас они быстро реагируют, если я начинаю говорить какую-то условную фразу для привлечения внимания. Но чтобы их к этому приучить, приходилось надрывать голос. Я домой вечером приходила, у меня горло болело.

Сейчас тоже приходится чуть повысить голос для привлечения внимания. Но диктофоны могут этого не передать. И естественно, возникнет много вопросов. Из-за того, что ситуацию не видно, может быть неправильная трактовка.

Был такой случай. Кто-то из родителей снял на телефон в дверную щель, как воспитатель садит ребёнка за стол и даёт ему кружку кефира. Якобы заставляет пить. Как потом выяснилось, она её не заставляла. Просто у ребёнка была истерика. Воспитатель её умыла, привела за стол, посадила, пододвинула еду и дала ей кружку. Да, это было сделано резко. Но никакого вреда девочке она не причинила.

В каждой группе своя атмосфера, и даже нам не всегда известно, что происходит за закрытыми дверями. Поэтому уделяйте внимание детям и чаще общайтесь с ними, чтобы ничего не упустить в их воспитании.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Осуждать эмоции

Почему

Скрытая злость не идет ребенку на пользу. Психологи отмечают, что уже в старших группах детского сада у ребят, которые подавляют свои эмоции, возникает аутоагрессия — то есть злоба, направленная не вовне, а вовнутрь, на себя.

Поэтому задача воспитателя — не учить детей заглушать свои эмоции, а наоборот — слышать себя, свои чувства.

Как поступать

Решать конфликт за детей

Почему

Оксана отмечает, что обучение детей разрешать конфликты — не разовая акция, а длительный процесс. И если трехлетнему ребенку демонстрировать верные модели поведения, то к пяти-шести годам он сможет самостоятельно их реализовывать.

Как поступать

Вызывать чувство вины

Почему

Психолог Наталья Хамицевич считает, что главная задача взрослого в любой конфликтной ситуации — не дать ребенку уйти в чувство вины. Но при этом помочь ему взять на себя ответственность за совершенный поступок и оценить свой вклад в примирение.

Фактически, разбирая конфликты и драки, воспитатель помогает обеим сторонам отстроить свои личные границы. Именно так в ребенке зарождается внутренняя опора всей его личности. Та самая опора, которая формируется до пяти лет и на которой базируется и надстраивается дальнейший жизненный опыт.

Как поступать

Воспитателю стоит обратить внимание на то, как именно реагирует тело ребенка в момент проявления агрессии. Сжимает ли он кулаки, напрягаются ли у него ноги, может быть, челюсти, или он, в первую очередь, заносит руку вверх, чтобы ударить. И уже в зависимости от этого можно предложить ребенку сбросить это напряжение безопасным образом: потопать ногами, побить подушку, покричать и так далее.

Важное уточнение: сбрасывать агрессию нужно на вещи, которые ребенок не использует в обычной жизни для сна или отдыха, чтобы он не переносил негативные эмоции на моменты своего расслабления. Нужные специальные предметы — например, стоит завести отдельную подушку для битья.

Наталья также советует организовать отдельный уголок в группе, где ребенок может позлиться в свое удовольствие — там можно прикрепить к стене маты и разложить их на полу.

Лайфхаки от воспитателя

Практическими советами делится Светлана Смолина, воспитатель детского сада "Белочка", г. Владивосток:

Проводите профилактику

Предупреждать возникновение драк и конфликтов можно путем проигрывания каких-то типичных ситуаций. Можно проводить игры и беседы на тему того, как мы можем выражать злость, какие вообще чувства мы испытываем и что все они абсолютно нормальны.

Придумайте правила вместе с детьми

В детском коллективе много повторяющихся потенциально конфликтных ситуаций — например, построение на прогулку, когда дети, толкаясь и шумя, решают, кому идти первым. Здесь можно придумать, например, правило, что младшие идут впереди. И обязательно проговорить, зачем нужно это правило и почему оно именно такое.

Разбирайте конфликтную ситуацию

Обязательно нужно выслушать каждую сторону: почему ребенок так поступил, чего хотел на самом деле. Задавайте наводящие вопросы и постарайтесь объяснить ребенку, что любой конфликт можно решить до его начала.

Подключайте к разбору ситуации вспыльчивых по своей природе детей

Разрядите обстановку после произошедшей драки или ссоры

В этом помогает кукольный театр: в игру ребята могут внедрить знакомые сюжеты и только что произошедшие события. На примере героев, а не самих себя им проще бывает разобраться в ситуации и найти из нее выход.

Читайте также: