Почему дети просят читать им сказки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Зачем детям сказки? Вопрос, конечно, интересный. Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства – это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением. Эти воспоминания до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительской заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства.

Есть подозрение, что сказки нужны всем, даже взрослым, ведь сказка – это приглашение окунуться в иной мир, встретиться с интересными персонажами, успеть полюбить положительных героев и испытать негодование к отрицательным. Сказка тем прекраснее, что всегда имеет хороший конец. А это, в свою очередь, дает нам уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, так или иначе, и никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями в жизни. Но, всё-таки, так ли необходимы детям сказки? Наверное, каждый родитель знает, что сказки читать и рассказывать детям надо. Но каждый ли знает, почему надо?

Рассказывание сказок просто необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации. Дело в том, что в образном и сюжетном ряду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания. Причем знания эти охватывают все жизненные сферы человека:

• Область отношений между людьми;

• Инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;

• Рекомендации по противостоянию стрессу;

• Типологии людей и способы влияния на них;

• Духовное развитие человека;

• Мужская и женская психология.

Образный, символический язык сказки обращен напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой в подсознании создается символический банк жизненных ситуаций, ценностей. И чем больше сказок впитает подсознание ребенка, тем более успешным он будет во взрослой жизни.

Какую книгу выбрать для ребенка, чтобы она ему была интересной, развивала его и учила хорошему вкусу? Самое главное — начать читать ребенку как можно раньше. Книга развивает ребенка любого возраста, будь то книжка-гармошка из пары страниц, или трехсотстраничный приключенческий роман без картинок.

Без преувеличения можно сказать, что никогда не слишком рано начать читать детям. Для самых маленьких подойдут скороговорки, стихотворения и детские стишки, которые должны быть мелодичными, ритмичными и делать акцент на повторении. Монотонный ритм помогает развивать языковую интуицию и, к тому же, хорошо усыпляет. Позже можно читать короткие повести и сказки.

Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение, но практически оставшиеся без изменений. Ребенок через сказку проживает фрагменты жизни любимых героев. Таким образом, как бы программируется на определенные поступки в подобных ситуациях в своей жизни. Через сказку проще и нагляднее объяснить ребенку прописные истины: не обижать слабых, не обманывать, быть добрым и отзывчивым к горестям других, не быть простаком и суметь распознать обман, намерения навредить тебе. Как бы ни пестрели витрины книжных магазинов изданиями современных авторов, не следует лениться отыскать для самых юных слушателей именно народные сказки, сказки классиков русской литературы, не обходить стороной и сказки народов мира. Тем более, эти книги переиздаются регулярно, к их оформлению добавляются более яркие иллюстрации. Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, ребенок хочет слышать, прежде всего, мамин голос. Старайтесь, чтобы интонация и тембр голоса излучали тепло и вызывали приятные ощущения. Подключите все чувства ребенка. Показывайте пальцем на картинке в книге и называйте их. Кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию. При этом в сказке отсутствует прямое нравоучение, сказка учит, но не навязчиво. Для старших деток можно регулярно использовать такую игру: читаем сказку, останавливаемся перед развязкой и предлагаем ребенку самому придумать концовку. Играть таким образом с одной и той же сказкой можно сколько угодно раз, пока не иссякнет интерес ребенка к процессу. Этот метод широко используется в сказкотерапии, кроме этого часто психологи рекомендуют дать ребенку возможность самому придумать сказку, в которой герои подчас могут совершать весьма нелогичные, где-то неправильные, по мнению родителей, поступки.

Читаем сказку в сотый раз… Родители, практикующие чтение сказки на ночь, вероятно уже столкнулись с таким явлением, как требование ребенка читать одну и ту же сказку много вечеров подряд. При этом никакие уговоры, заманивание более яркими иллюстрациями других книг, почему-то не помогают, ребенок упорствует и требует только одну книгу. С чем это связано и нужно ли с этим бороться? Психологи объясняют это двумя факторами. Во-первых, мозг ребенка устроен так, что сначала информацию он запоминает, выучивает на память, а потом уже приходит понимание, осознание этой информации. Как правило, сказка содержит цепочку событий, при этом нам, взрослым, кажется, что в книге всё доступно изложено. Но в реальности ребенку трудно переваривать всю сказку целиком за однократное прослушивание, поэтому есть потребность слушать ее и слушать. Кроме этого, у ребенка есть потребность в стабильности, в ритуалах. Сказку он уже прослушал, концовку ее помнит, и, тем самым, у ребенка возникает чувство уверенности, защите, он себя как бы обезопасил от неожиданных событий. И, конечно же, с этим бороться не нужно, а скорее наоборот, всеми действиями поддерживать у ребенка привязанность к конкретной сказке.

Дети любого возраста любят книжки домашнего изготовления и истории, придуманные на их заказ, о них самих, маме, папе, дедушке и бабушке. История должна быть простой и реальной, чтобы ребенок мог ее себе представить. Перед сном некоторые дети любят слушать о том, как все шли спать. Им нравятся рассказывание потому, что оно относится к конкретной ситуации, в которой они в данной момент находятся.

Даже после освоения ребенком навыков самостоятельного чтения, не следует отказывать ребенку в чтении перед сном. Ведь иногда любопытство ребенка сильнее, чем скорость чтения. А отказ может навредить и отбить у ребенка интерес к книжкам надолго.

А как же быть с мультиками и компьютерными играми? Ведь они тоже обучают и дают новые знания. Конечно, их нельзя вычеркнуть из жизни, но давать их детям не стоит слишком рано. Книжки должны стоять на первом месте в дошкольном возрасте. А уж когда малыш наберется опыта чтения, тогда можно дать ему играть с компьютерными персонажами.

Ребёнок, регулярно слушающий или читающий сказки, вырастает более зрелым, наполненным чувственно, эмоционально, всесторонне развитым. Где-то даже более уверенным в себе, четко различающим границу добра и зла, что в будущем помогает ему выстраивать полноценные взаимоотношения с окружающими. Детство – благодатная почва для посевов родительского внимания.

И напоследок хочется сказать : дарите сказку детям, читайте им сказки, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения, сможете лучше узнать интересы и проблемы детей. А, кроме того, возможно, сами найдете ответ на давно мучивший вас вопрос в мудрой, вечной, а потому прекрасной сказке. Добрых сказок вам и вашим детям!

Все чаще современные родители отказываются от того, чтобы рассказывать детям сказки. Многим сказки кажутся пережитком прошлого, и они полагают, что их успешно заменили мультики, детские программы и компьютерные игры. Однако на самом деле все современные детские психологи по-прежнему считают, что сказки остаются важной составляющей воспитания детей. Ниже мы приводим 4 причины, по которым всем детям во все времена будут нужны сказки.

Развитие интеллекта

Сказки развивают интеллект – это давно известная всем истина. При чтении сказок фантазия ребенка просыпается, и воображение рисует одному ему известные картины. В воображении малыша рождаются различные визуальные образы, способствующие развитию творческой составляющей его натуры, и одновременно происходит обогащение его словарного запаса.

Сказки учат жизни

Сказки объединяют поколения

Большинство традиционных сказок настолько старые, что их в своем детстве слышали и родители нынешних детей, и их бабушки с дедушками, и даже прабабушки с прадедушками. Поэтому, когда все они рассказывают подрастающему ребенку сказку из собственного детства, это сближает их с малышом, помогает создать с ним доверительные отношения, а иногда даже разрешить внутрисемейные конфликты.

Сказки помогают услышать ребенка

Любимые сказки у детей возникают не просто так. Если малыш из раза в раз просит перед сном почитать ему одну и ту же сказку, значит, в ней есть то, что его по-настоящему беспокоит. Вчитайтесь в сказку, присмотритесь и прислушайтесь к ребенку, возможно, вам откроется о нем то, о чем вы даже не догадывались.

5 причин читать детям сказки перед сном

Польза чтения для детей неоспорима. Многие родители стараются привить малышам с самого раннего возраста любовь к книгам, и потому читают своим детям сказки перед сном.

Это необходимо не только для развития детского воображения, расширения кругозора и привития любви к чтению. Сказки, рассказанные или прочитанные на ночь, имеют массу положительных свойств.

Прежде всего, мама или папа, рассказывающие прямо перед сном сказку на ночь, вызывают у ребёнка чувство комфорта и защищённости.

Почему полезно читать ребёнку сказки перед сном

Почему полезно читать ребёнку сказки перед сном

Чтение успокаивает малыша, и он крепче и спокойнее спит, гораздо лучше, чем при засыпании под мультики. Сказка, прочитанная на ночь, несёт огромную пользу.

Гармония в отношениях с родителями

Темп жизни сейчас значительно ускорился, и иногда родителям не хватает времени для общения с ребёнком. А доверительные разговоры с папой и мамой, особенно перед сном, очень важны для детей. Поэтому на ночь можно не только рассказать сказку, но и поговорить с ребёнком о том, что его волнует. Это поможет создать атмосферу любви и установить доверительные детско-родительские отношения.

Лёгкое засыпание

Даже маленьким деткам проще, когда есть определённый режим. Каждый день, укладывая малыша спать при помощи сказки, вы сокращаете время засыпания, ведь ребёнок привыкает к такому распорядку. Поэтому сон приходит быстрее.

А капризы зачастую уходят, ведь ребёнка перед сном ждёт сказочное путешествие в совершенно другой мир, полный тайн и загадок. И всё это вместе с самым родным человеком — мамой, папой, бабушкой.

Развитие интеллектуальных способностей

Учёными доказано, что книга, прочитанная вечером, лучше закрепится в памяти. Поэтому лучше именно в вечернее время почитать детям сказку, поразмышлять о судьбе её героев и пофантазировать, как может в дальнейшем сложится судьба персонажей.

Это будет способствовать развитию творческих способностей и воображения малыша, улучшению памяти и интеллекта. Когда ребёнок подрастёт, можно будет рассказать о его любимых писателях, что будет способствовать расширению кругозора.

Любовь к чтению

Современные дети предпочитают книгам телевизор и компьютер. Но до того, как ребёнок вырастет и выберет компьютерную игру вместо книги, есть время привить ему любовь к книгам. Именно поэтому важно с младенчества читать малышу книги, рассказывать сказки и дарить не только игрушки, но и всевозможные детские книжки.

Сказкотерапия

Слушая сказку, ребёнок сопереживает персонажам, проходит с ними все испытания и учится на их ошибках. В это время он учится находить грань между добром и злом, анализировать поступки.

Как правильно подобрать сказку

Как правильно подобрать сказку

Даже малышам можно читать книги. Начинать лучше не с прозы, а со стихов. Небольшие стихотворения с повторяющимися строчками и хорошим ритмом помогут заснуть малышу и будут для него очень благозвучны.

Какие сказки выбрать

Отдать предпочтение лучше народным сказкам. С их помощью у малыша закладывается правильная программа на совершение определённых поступков.

В этих сказках видно, что хорошо и что плохо, как нужно поступать и чего делать не следует. И объяснить своему малышу прописные истины гораздо проще на примере героев из народных сказок.

Как увлечь ребёнка

Чтобы увлечь деток постарше, можно не читать историю до конца. Остановившись на самом интересном кульминационном моменте, дайте возможность ребёнку придумать конец самостоятельно. Можно представить сразу несколько вариантов окончания рассказа, а затем прочитать оригинальную концовку.

Такой способ прочтения понравится детям от 4-5 лет и старше. В этом возрасте также становится очень важен сюжет, поэтому нужно подобрать книгу с насыщенными и динамичными сюжетными линиями.

Самая лучшая книга для вашего ребёнка

Многие родители предпочитают придумать свою сказку для ребёнка, самостоятельно её оформить, сделав к ней рисунки. Такая книжка станет для ребёнка самой любимой и сможет научить его многому, ведь написана она именно для него. А заодно такая книжка поможет сблизить ребёнка с родителями.

Если ваш малыш просит читать одну и ту же сказку многократно, то это желательно выполнить. Дело в том, что деткам сложно сразу воспринимать большой поток информации. А потому, чтобы понять всё происходящее в рассказе, требуется неоднократное повторение информации.

Важно даже в сотый раз читать сказку с искренним удовольствием. Тогда ребёнок будет хорошо воспринимать информацию, следить за ходом развития событий. Голос близкого человека поможет малышу получить положительные эмоции, что хорошо отразится на качестве сна.

Если вдруг вам что-то не понравилось в данной статье или вы нашли ошибку, обязательно напишите об этом в комментариях. Ни один комментарий не останется без внимания!

Педагог-психолог, дефектолог, эксперт оценки качества дошкольного образования

Запоминает что-то новое

Маленькие дети всегда стоят на пороге открытий, ведь большинство вещей окружающего мира для них неизвестны и непонятны. Для того чтобы изучить и запомнить что-то новое, ребенок использует метод повторения, как наиболее простой и понятный для него.

Именно поэтому, когда ребенок научился прыгать на одной ножке или узнал новое слово, он повторит изученное им множество раз, чтобы лучше запомнить. Повторение дает ребенку чувство уверенности и стабильности.

То же самое происходит и с книгой. Если ребенок просит прочесть сказку снова и снова, это означает, что литературное произведение нашло отклик в его душе, а содержание ему полностью понятно и вошло в резонанс с внутренним состоянием малыша.

Испытывает уверенность и спокойствие

Знание главных моментов сюжета формирует у ребенка уверенность в положительном финале. Ребенок испытывает спокойствие от того, что у героя произведения, прошедшего через испытания, в итоге все будет хорошо. Этот опыт он переносит на свою жизнь, поэтому, многие дети с оптимизмом смотрят на свои неудачи и продолжают задуманные дела.

Учится фантазировать

Когда малыш слушает сказку, он погружается в мир собственных фантазий и эмоций. При каждом прочтении в его воображении достраиваются новые детали придуманного им мира. Ребенок хорошо знает сюжет и это помогает ему сформировать образ будущего действия, ориентируясь в пространстве и времени.

Повторное прочтение сказки помогает совершенствовать эмоции ребенка. Это нужно для развития нервной системы — осознать и принять свои чувства и не бояться их проявлять в других жизненных ситуациях.

Какие еще навыки развиваются при повторном чтении

Увеличивается словарный запас — слушая сказку, ребенок невольно запоминает новые слова и словосочетания. Это происходит без приложения каких-либо усилий с его стороны, а значит, вызывает больше положительных эмоций, нежели процесс заучивания.

Развивается память — ребенок запоминает новые слова, начинает выстраивать сюжет сказки, пересказывает его, а затем запоминает наизусть весь текст. Поэтому дети поправляют родителей, когда те в процессе чтения пропускают какое-то слово или пытаются немного сократить сюжет.

Формируется аналитичность мышления — взрослый, читая текст, может делать небольшие паузы, чтобы обсудить с ребенком действия главного героя. Благодаря этому у малыша формируется понимание причинно-следственных связей. Так развивается умение думать и анализировать.

Концентрируется внимание — слушая знакомый текст, ребенок учится концентрировать свое внимание не на основном сюжете произведения, а на его деталях, подмечая с каждым разом что-то новое.

Образуется контакт между взрослым и ребенком, снижается чувство тревожности — обсуждая прочитанную сказку, малыш может рассказать родителю то, что его волнует в действиях героев. Доверительный разговор помогает сделать доверительными отношения. Если сейчас мама или папа помогут без осуждения разобраться в непонятных для ребенка моментах, то и в дальнейшем он не будет стесняться обратиться за помощью.

Формируется исследовательский интерес — ребенок в интересной для него форме сравнивает героев и предметы из сказки с реальным миром. Он повторяет несложные действия сказочных героев: перепрыгнуть через ручей, забраться на гору из песка, вместо настоящей — все это способствует изучению мира и собственных возможностей.

Развиваются творческие навыки — ребенок часто придумывает продолжение сюжета. Это можно использовать как метод для развития творческого мышления и воображения. Например, если попросить ребенка 4-6 лет придумать и рассказать (нарисовать) финал сказки, он с радостью откликнется на предложение и расскажет свои фантазии.

Читайте также: