Почему дети не любят физкультуру в школе

Обновлено: 05.07.2024

Кто бы что объяснил

Автор этой статьи училась в обычной муниципальной школе в отдаленном районе нестоличного города. Уроки проходили так же, как и у большинства ребят из соседних школ. В целом ходить на занятия мне нравилось. Но не на все. Если честно, то до сих пор вспоминаю уроки физкультуры с недоумением и нервным подергиванием глаза.

На этом уроке всегда поражало то, что учитель просил выполнить какое-то задание, например прыгнуть в длину, но редко рассказывал, как именно это сделать. О технике выполнения речи и не шло. Сейчас спортивные тренеры акцентируют внимание: колени за носки не заводить. Учителя физкультуры же были менее обходительны: приседай и все тут.

Бессмысленные нормативы

Могу сказать, что мне не повезло с учителем. Большинство уроков мы бесцельно шатались в попытках имитировать бурную деятельность. Потом неожиданно наставал час икс — нормативы.

Помню, как мы из зала, если погода позволяла, шли на стадион. Без разминки и предварительной подготовки нужно было пробежать стометровку. Разумеется, все равны. Вне зависимости от телосложения, предрасположенностей и особенностей строения. Опять же о правильной технике бега я впервые услышала спустя десятилетие после школьного выпускного.

Причем везде были разные нормативы. Всегда это казалось странным. Например, в моей школе ученики ни разу не видели ни каната, ни козла. Оказалось, что в других школах они были, а зимой ребята даже рассекали на лыжах, которые были школьным инвентарем. В моем же учебном заведении старых скакалок на всех не хватало, какие уж там лыжи. Уже в университете на физкультуре мне пришлось сдавать хождение на лыжах на время. Преподавателя при этом не волновало, что пока мои одногруппники уже лихо рассекали елочкой, я только училась пристегивать ботинок.

Физкультура не лечит, а калечит

Волейбол. В тебя летит мяч, который бросил тебе самый рослый и буйный одноклассник. Как этот крутящийся шар ловить, разумеется, никто не рассказывал. Часто у девочек было 2 выхода: увернуться или рискнуть пальцами. Так что не удивительно, что повредить себе что-то на уроках было нетрудно.

Физруки — учителя особенные

В школах много профессиональных учителей. Но есть те, о которых ученики слагают нелестные шутки. Нередко объектами издевок оказываются именно физруки. Не зря же сняли даже сериал, где собрали стереотипы про учителей физкультуры.

Современные реалии: урок лыж в квартире

Негативных воспоминаний о физкультуре немало. К сожалению, многие из нас в школе недолюбливали этот предмет. Кому-то даже потребовались годы, чтобы посмотреть на спорт с позитивной стороны и приобщиться к нему. Но, хочется верить, что найдутся также смешные и забавные истории с уроков. Кстати, у современных школьников они точно есть и нередко связаны с удаленным обучением.

Расскажите о ваших уроках физкультуры. Любили? Или стремились заполучить справку об освобождении?

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого ребенка есть любимые и нелюбимые уроки в школе, почему некоторые дети пользуются нелюбовью к урокам физкультуры.В чем причина такой нелюбви? Как определить, что такая проблема уже появилась?

Красикова Наталья Борисовна

Если ребенок не любит уроки физкультуры

На самом деле причин нелюбви школьников к физкультуре всего несколько. Обычно такое бывает, если:

▪учитель и ученик не нашли общий язык (или скорее, учитель, который не умеет находить общий язык с детьми);

▪насмешки одноклассников, у ребенка что-то не получается, а одноклассники над этим смеются;

▪учитель мало обращает внимание на слабых учеников, ориентируется на более сильных детей;

▪ребенку физически тяжело заниматься, даже если требования учителя не завышены;

▪ребенок просто не любит двигаться.

2. Помните, все дети разные — к каждому нужен свой подход

Владимир Долгий - Рапопорт:

3. Подайте пример

Делать это лучше, когда дети ещё маленькие и во всём хотят подражать маме и папе. Если родители чем-то увлечены и не навязывают ребёнку свои хобби, а именно прививают к ним интерес, то, скорее всего, он сам охотно выйдет с папой на футбол или с мамой на фитнес.

Что делать родителям, если ребенок не хочет ходить на физкультуру?

В очередной раз услышав от ребенка, что он не хочет идти на физкультуру, или от учителя, что у вашей девочки, оказывается, нет формы или что она болеет каждый раз, когда в расписании физкультура, нужно, прежде всего, выяснить причину такой нелюбви. Ругать и заставлять бесполезно, это только усугубит ситуацию. Постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить, какая из причин (или все 4 сразу) имеет место быть.

Если причина в учителе, возможно, стоит поговорить с учителем или классным руководителем, но прежде все-таки выяснить – а действительно ли есть какая-то вина учителя или ваше чадо получает заслуженное за свое поведение?

Гораздо сложнее бороться с насмешками одноклассников. В какой-то степени здесь может помочь учитель, но гораздо лучше провести работу с самим ребенком. Что можно сделать? Если насмешки вызваны неуклюжестью ребенка и тем, что он не справляется с заданиями, отдайте его в какую-нибудь спортивную секцию, причем желательно – на индивидуальные занятия. Если насмешки не зависят от физической подготовки ребенка, помочь может психолог, который научит свое внимание не обращать на такое отношение и даже бороться с ним. И то, и другое пригодится вашему ребенку не только на физкультуре, поверьте!

Нравится вам или нет, физкультура у него будет до конца 11 класса, ходить на нее придется и уж лучше, если ребенок будет физически готов к уроку.

Однако бывает такое стечение обстоятельств, что ребенок уж совсем не спортсмен, а учитель физкультуры – перфекционист. Никакие секции тут не помогут, а убедить учителя, что бывают неспортивные дети – вряд ли получится. Тогда остается только пережить этот период и радоваться, что в начальной, средней и старшей школе учителя обычно разные!

Никогда ещё проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро как сегодня. Это обусловлено многими факторами, и один из главных – всеобщее увлечение школьников компьютерными играми, общение в социальных сетях и мессенджерах.

Гильотина от головной боли?

Нужно не исключать урок физкультуры, а сделать так, чтобы он приносил максимум пользы и стал неотъемлемой частью образа жизни детей. Надо изменить не только подходы к преподаванию предмета, но и отношение к нему в обществе.

Начнём с родителей. Многие из них, признайтесь честно, предпочитают видеть своё чадо дома за компьютером, чем нервничать и переживать за его безопасность, отпуская ребёнка во двор. А если самим нужно идти – это вообще катастрофа!

Не во всех семьях материальное положение позволяет отдать ребёнка в спортивную секцию. Даже если за неё не требуется платить, то нужно покупать специальную униформу, обувь, инвентарь – это нынче всё недёшево. Обратите внимание на рацион питания. Фастфуд, чипсы, газировка – это наше всё! Неправильное питание приводит к излишнему весу детей. Они, как правило, малоподвижны и не горят желанием заниматься физкультурой. Получается, что ребёнок ещё больше начинает отставать в физическом развитии.

Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины лежит на учебном заведении. Уроки физической культуры в школе часто воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчинённое значение по отношению к таким, как математика, физика, литература и др.

Обратный результат

В школе у детей огромная нагрузка. По итогам ежегодных обследований в детских садах и школах выявилось: только 50% детей в дошкольных учреждениях здоровы. В школе же процент здоровых детей к шестому классу уменьшается вдвое, а к 11 классу их остаётся только 5%. Это ли не катастрофа?

Людмила Викторовна, жительница города Строителя, мама восьмиклассницы:

Физическая культура – часть культуры народа

Почему дети не любят урок физкультуры? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили профессионалов — тренера по лёгкой атлетике спортивной школы олимпийского резерва горокруга Марину Бутырину и учителя физической культуры томаровской школы № 2 Анастасию Бутырину .

— Почему дети называют физкультуру нелюбимым уроком?

А.В. – Здесь несколько причин. Ученики не любят носить форму. Нынешние подростки обращают внимание не только на качество спортивной формы, но и на брендовую принадлежность. Если форма у ребёнка приобретена не в фирменном магазине, а на рынке, это может стать поводом для насмешек и издевательств.

Дети не любят физический труд, ведь он приводит к обильной потливости. Душевых в школах либо нет, либо на то, чтобы принять душ, не хватает времени. Многим ничего не интересно, в том числе и физкультура. Им не нравится, когда их заставляют что‑то делать, выполнять команды и выводят из зоны комфорта.

М.А. – На первом месте у ребят гаджеты, в которых они готовы сидеть сутками. Дети не всегда понимают, зачем им нужна физкультура, потому что не получают быстрого результата от занятий. Уже во взрослом возрасте приходит осознание необходимости занятий спортом, фитнесом, а пока они молоды и здоровы, то им это не нужно.

— Какую роль в привлечении детей к занятиям физкультурой играет личный пример учителя, родителей?

М.А. – Огромную. Если ребёнок с малых лет видит, что папа берёт в руки гантели по утрам, а мама качает пресс на коврике – со 100% вероятностью тот сам к ним присоединится, его и заставлять не нужно. Если в школе учитель не будет сидеть на скамейке и давать команды, а сам встанет в круг с учениками и будет отрабатывать волейбольные приёмы и передачи, или встанет на лыжи и покажет на практике, как нужно правильно с ними работать, то дети последуют его примеру. Многие ребята будут стремиться получить золотой значок ГТО, потому что такой красуется на груди у педагога.

— Как вы считаете, нужно ли убирать оценки по физкультуре из аттестата школьников?

А.В. – Оценки по физкультуре убирать нельзя. Ведь физкультура – это урок, есть определённая программа, требования. Если не будет оценок, он превратится в хаос. У ребят совсем пропадёт интерес что‑либо делать.

М.А. – На уроке физкультуры дети учатся думать, просчитывать варианты, работать в команде. Радует тот факт, что наличие золотого значка ГТО приносит при поступлении в вуз дополнительные баллы, но жаль, что нет подобного поощрения при наличии серебряного и бронзового значков. Многие дети из‑за этого теряют мотивацию.

— Необходим ли третий час физкультуры?

А.В. – Ещё как! На нём можно заниматься с детьми, которые пропустили уроки по уважительным причинам. Физическая культура – это не только программный материал по спортивным играм, гимнастике, лёгкой атлетике, это ещё совокупность материальных и духовных ценностей общества, которая и является культурой народа.

— Какие основные проблемы вы могли бы назвать в преподавании физкультуры?

А.В. — Нехватка времени, недостаточная оснащённость материально-технической базы. Хочется, чтобы на уроке у каждого ребёнка был в руках мяч, с которым бы он смог отрабатывать подачу. Необходимо вернуть лыжную базу. С учётом сегодняшних погодных условий было бы здорово обучать детей кататься на роликах.

М.А. – Считаю, что обществу в целом нужно изменить отношение к предмету. К сожалению, снизилась социальная значимость урока физкультуры. Занятия математикой важнее для учителя, ребёнка и родителя. Ведь впереди ЕГЭ и поступление в вуз. О физическом здоровье начинают думать, когда сталкиваются с проблемами. Необходимо, чтобы урок физры стал наконец уроком физической культуры.

Награда – здоровье!

Задачей физического воспитания, на наш взгляд, должна стать не оценка физического развития ребёнка, а само развитие. Требование сдачи нормативов от не тренированных детей не принесёт большой пользы, а может нанести только травму, как физическую, так и психологическую.

Решение этой проблемы мы видим в индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Занятия не должны вызывать негативные эмоции, перенапряжение. Только при таких условиях от них можно ждать положительной динамики.

Родителям же хотим посоветовать: вместо того чтобы доставать заветную справку, которая освободит ваше чадо от физических нагрузок (если нет серьёзных оснований), лучше задуматься, к чему это может привести. Если вы вместе с педагогами будете проявлять настойчивость, а ученик — усилия, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии школьник получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку.

Но не только это главное. Ребёнок вместе с ней будет иметь крепкое здоровье и прекрасную физическую форму. А это, согласитесь, является более ценной наградой.

Физкультуру в школе я откровенно ненавидела и часто прогуливала. Приводило в уныние однообразие этих уроков, бесконечные сдачи никому впоследствии не нужных норм ГТО, раздражали одноклассники, преуспевшие, допустим, в волейболе и оттого считающие нужным упрекнуть лишний раз меня, далеко не увлеченную этой игрой, в пропущенных подачах, неумении высоко прыгать, отсутствии реакции.

С лыжами в час пик

Наказание или осознанная потребность?

Итак, главное, что должны привить уроки физкультуры в школе – это интерес к спорту. Но у нас с популяризацией спорта до сих пор не очень. Вот пиво популяризируют азартно. А здоровый образ жизни – это где-то на десятом месте. Нередко пропаганда физкультуры идет в одной связке с какой-нибудь партией (что дает дополнительный негатив в определенной среде).

Многие родители предпочитают дать ребенку освобождение от физкультуры, чтобы он занялся языками или музыкой. К сожалению, в нашем городе редко встретишь семью, на выходные выбирающуюся в лес или парк покататься на лыжах. Плюс к этому слабое оснащение спортивных залов, нехватка учителей физкультуры, особенно молодых. Пожилой физрук, согласитесь, не может мотивировать заниматься спортом так, как молодой – шикарным прессом, накачанными мышцами, всегда бодрым настроением и цветущим здоровьем.

Привлечем к теме экспертов.

Дмитрий Семенов, заместитель председателя Общественной молодежной палаты при Законодательном собрании Челябинской области: «Дети часто прогуливают физкультуру, так как воспринимают ее как нечто необязательное. И еще один психологический аспект: они боятся, что над ними будут смеяться, если они не справятся с каким-то заданием. Это формирует комплексы, особенно в переходном возрасте.

Александр Попов, директор физико-математического лицея №31: «Физкультура – это экономический вопрос. Вот ввели сейчас по предложению президента страны третий час в неделю по физкультуре, и что? А экономическое обоснование этого решения есть? Имеющиеся залы не вмещают три урока физры. Школы мучаются, как это требование выполнить, обращаются за помощью к чиновникам от педагогики. А они в ответ: берите дополнительные залы в аренду. А деньги где на это взять?

Геннадий Усков, главный специалист министерства здравоохранения Челябинской области по лечебной физкультуре и спортивной медицине, мастер спорта СССР, доктор медицинских наук, профессор: «Физкультура носит карательный характер, воспринимается школьниками как наказание. А надо, чтобы занятия спортом доставляли удовольствие! Как следствие, дети сейчас имеют низкий уровень физической подготовки. Нет специальных медицинских групп для ослабленных ребят, с отклонениями в здоровье, они вообще выключены из процесса. Между тем надо формировать осознанную потребность в регулярных занятиях физкультурой! Необходимо научить детей самостоятельно заниматься физкультурой!

Низкий уровень физического развития, сидячий образ жизни приводят к гиподинамии. Это отражается на здоровье. Все сейчас говорят об увеличении продолжительности жизни. Но при таком подходе к физической культуре (а стало быть и здоровью), что у нас имеется, мы этого не сможем добиться еще долго.

И, конечно, специалисты в области физкультуры должны быть более подготовленными, владеть современными методиками. А сами занятия надо сделать более разнообразными.

Мне приходилось бывать в США. Так там при каждом учебном заведении прекрасные тренировочные базы! Залы для занятий спортом, бассейн и чуть ли не площадки для гольфа. Причем занимаются ребята фи-рой на выбор: хочешь – иди в спортивные танцы, хочешь – на шейпинг, а есть желание, так займись бодибилдингом. Смысл, повторяю, в том, что занятия спортом должны давать ребенку радость! Тогда это засядет у него на уровне подсознания, и он будет стремиться получить эту радость вновь. А. значит не оставит тренировки и в дальнейшем, на протяжении всей жизни.

А у нас пока что поколения все хуже, все менее развиты физически. Мальчики не могут 40 раз отжаться от пола, как требуется в армии. А у девочек своя армия предстоит – роды. Им надо тренировать брюшной пресс и ноги, чтобы выдержать предстоящие нагрузки. Но ребята сами ослабленные и, подрастая, производят на свет еще более ослабленное потомство. Дети-то рождаются все более слабенькими!

Читайте также: