Как рассказать детям о блокаде ленинграда в детском саду консультация для родителей

Обновлено: 05.07.2024

КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ И ПОДВИГЕ ЛЕНИНГРАДЦЕВ?

В 2020 году мы отмечаем 76ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Эта дата важна не только для жителей Ленинграда, но и для всей страны, потому что стойкость жителей явила величайший пример духовного единства фронта и мирного населения в стремлении отстоять свою Родину и свои идеалы.

Рассказывая детям о Великой Отечественной войне, важно сделать акцент на ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ ВОЙНЫ, СТРАДАНИЙ И ПОБЕДЫ. Потому что, в отличие от сказочного пространства, победа не была предопределена. И не было бы победы, если бы не ежедневный подвиг каждого.

Безусловно, нашим современным детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта память должна быть в каждом из нас, и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям.

Вот что пишет К. В. о себе:

Из этих слов видно, что школьный урок перестал быть явлением обыденным – он приобрел экзистенциальное значение. Ведь и для самих учителей, и для учеников уроки во время блокады – это связь с самой жизнью, отказ умирать!

Все – и ученики, и учителя – поддерживали друг друга, не давая низринуться в бездну отчаяния. Только так – преодолевая каждый самого себя, но ощущая внутреннее единство – можно было выжить.

«В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов отвечать урок.

Тот, кто отказался, на следующем уроке непременно напоминает: “Вы меня спросите, пожалуйста, я ведь в прошлый раз отказался”.

У льва оказался отбитым не только хвост, но и нижняя челюсть. Эти осколки тетя Саша хранила вплоть до реставрации дома в начале 60-х годов.

Книга оформлена в виде коротких дневниковых заметок – можно начать и кончить чтение в любом месте.

Текст удобен для детского восприятия, поскольку речь идет о школе – так детям легче будет осознать реальность происходившего и представить себя на месте ребят в окруженном городе.

Книга предназначена для среднего и старшего школьного возраста.

Вот подборка книг, которые можно почитать детям и с детьми о блокаде Ленинграда :

Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях — хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

Здесь нет описания ужасов военного времени: вражеских налётов, взрыва снарядов, голода… Но осязаемо встаёт перед глазами всё то большое несчастье, случившееся с нашей страной. В нехитром, незамысловатом сюжете передано размышление о семейных отношениях, о человеческих ценностях, о жителях города-героя Ленинграда и их подвиге.

Повесть для детей дошкольного возраста.

Блокада Ленинграда… Юная Катя берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше.

Повесть Тамары Цинберг рассказывает удивительно светлую и честную историю о незаметных ежедневных подвигах ленинградцев и о том, что же означала храбрость отдельного человека в годы Великой Отечественной войны.

В этой книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но героические подвиги. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и врач из госпиталя, и девочка Катя — все они боролись за общее дело, за счастье народа.

Она — о любви, о человечности, о сострадании.

Эта книга о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в “Соленой Католюандо”, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда.

Повесть “Три девочки” – это трогательная история трёх девочек, переживших блокаду Ленинграда и вынужденных столкнуться с недетскими трудностями, правдиво поведает о настоящей дружбе, мужестве и искренней преданности, о нежданных потерях и приобретениях.

…Она должна была погибнуть в той страшной бомбежке, ее должны были раздавить железные гусеницы прорвавшихся немецких танков, она должна была умереть еще много раз, потому что такого не может вынести даже взрослый и сильный человек. Но, наверное, души и судьбы маленьких, таких же, как она, девочек и мальчиков оставили ее жить, чтобы она могла нам сегодня рассказать о той страшной войне, которую вели блокадные дети, большие и маленькие, как могли… и часто без взрослых, закрывая и спасая своими худенькими тщедушными тельцами нас, сегодняшних…

Действие повести происходит на протяжении одного, самого страшного, месяца блокады Ленинграда — декабря 1941 года.

Обыкновенная ленинградская девочка проявляет подлинное мужество, переживает трагические моменты, проходит настоящие приключения, помогая добру в его борьбе со злом. Несмотря на трагизм ситуации, повесть наполнена светлым оптимизмом.

Книга рассчитана на детей и взрослых.

Но это книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не струсивших под бомбежками и обстрелами, а тушивших зажигательные бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на заводах наравне со взрослыми… Они быстро повзрослели и стремились сделать все, даже невозможное, для помощи городу, в котором ленинградцы умирали, но не сдавались.

Как рассказать ребенку о Пасхе?

Как рассказать ребенку о Пасхе? Знакомство детей дошкольного возраста с празднованием "Пасхи" Работа подготовительной группы "Пасхальное дерево" Внутри пасхального яйца.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

Блокада Ленинграда: почему это важно рассказать детям

Что такое блокада Ленинграда для детей.jpg

Блокада Ленинграда – это крупнейшая гуманитарная катастрофа прошлого века. Это не природные катаклизмы. Это деятельность одних людей, повлекшая массовую гибель других. Кто виноват в том, что такое стало возможным в развитом человеческом обществе. Это не могло быть решением одного человека. Это результат равнодушного невмешательства одних и массового фанатизма, предрассудков и раздувания ненависти у других. Учат ли чему — то уроки истории? Не является ли жутким продолжением сегодняшние войны, теракты, насилие?

Вызывая у детей сопереживания далеким историческим событиям, можно надеяться на то, что они не вырастут равнодушными пользователями попавшейся по случаю информацией.

Как и что рассказать детям о блокаде Ленинграда

Для того, чтобы правильно донести до детей весь ужас ленинградской трагедии, нужно самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни.

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить. А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда. Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода. Для наглядности можно предложить старшеклассникам двух классов посчитать, сколько человек из них пережило бы блокаду. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы.

Блокадный Леннград выдача хлеба.jpg

Каждый из 20 000 водителей, кто возил в осажденный город продовольствие по льду глубокого Ладожского озера под бомбежками немецких самолетов, герой .Только благодаря им, остались живы люди в осажденном Ленинграде. К новогоднему празднику 1942 года они везли подарки ленинградским детям, прикрепив к бортам машин яркие плакаты, чтоб создать хоть какое-то ощущение праздника. А дети, умирающие от голода, зажав в замерзших ручках бумажные кулечки с несколькими печенюшками и конфетками, которые привезли для них с большой земли, несли их из школ домой младшим сестрам и братьям.

Что такое блокада Ленинграда.jpg

125 граммов в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. 50% муки, остальное – бумага, канцелярский клей, целлюлоза и жмых. В первый год блокады на Новый год в школе Красногвардейского района была устроена елка для детей. Мороз — 32 градуса. Транспорт не ходил. По просьбе директора школы, из близлежащего совхоза прислали три подводы, на которых укутанных детей доставили на праздник. Играла музыка, но никто не пел и не танцевал. Дети, скорее похожие на скелеты, стояли у стенок в ожидании угощения, с баночками в руках, в которые потом укладывали еду – немного каши и крохотную котлетку из крупы, стараясь не уронить ни крошки, чтобы потом разделить на всех домашних.

Что такое блокада Ленинграда детям.jpg

Умирали родные и близкие, ребятишки оставались одни в холодных темных квартирах. Отряды ПВО ходили по домам, оставшихся детей больных и изможденных, собирали вместе, чтоб помогать им выживать. 40 000 детей жили в организованных приютах.

Дети перестали быть детьми в это жуткое время. Они вместе со взрослыми тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, работали в госпиталях и на заводах. Специально для них делались маленькие скамейки-подставки, чтобы ребята могли доставать до станков.

Стук метронома днем и ночью, как стук сердца самого города. Медленный и размеренный, он ускорялся, когда начинались бомбардировки. Когда прекратилось радиовещание, оставался в эфире метроном, как свидетельство того, что город еще жив.

Когда освободили город, в нем оставалось 800 тысяч жителей.

Для того, чтобы правильно говорить с детьми на тему блокады, нужно очень серьезно и вдумчиво отнестись к использованию наглядного материала : фотографий, фильмов, картин, художественной литературы.

Существуют несколько проектов, в том числе и международных, в которых обобщен опыт различных педагогов, сотрудников музеев, писателей и историков. Все разработки основаны на том, что такие важные и эмоциональные темы, как блокада Ленинграда, должны преподноситься для каждого возраста по-разному.

Дошкольникам о блокаде Ленинграда

Прежде всего, этот разговор с детьми должен быть построен так, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. Исключать темы насилия и смерти. Больше уделить внимания обороне Ленинграда. Помощи с большой земли. Можно рассказать о работе детей на заводах и в госпиталях. Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные блокаде, подчеркнув при этом необходимость бережного к ним отношения.

Младшим школьникам о блокаде Ленинграда

Блокадный Ленинград.jpg

Важным условием проведения таких бесед также остается психологическая безопасность детей. Знакомство детей с повседневной жизнью блокадников. Это могут быть фотографии рытья окопов, строительства заградительных сооружений, работы пожарников, очередей за хлебом, работе у станков. Ни в коем случае не демонстрировать фотографии лежащих на улицах трупов. Цель этих бесед – вызвать сострадание к людям исторического прошлого. По возможности следует найти привязки с современностью. Воспоминания ветеранов, письма, дневники и т.д.

Школьникам среднего звена о блокаде Ленинграда

Старшеклассникам о блокаде Ленинграда

Разговор со старшеклассниками рекомендуют вести в форме дискуссий, в которых предлагается обсудить такие вопросы, как:

  • Как вообще стало возможным допустить блокаду такого города, как Ленинград.
  • Каковы были варианты развития событий.

Не нужно ограничивать круг вопросов детей. Наоборот. С помощью различных источников, фотоматериалов, воспоминаний и документов нужно стараться сформировать исторически достоверное мнение об этой трагедии, желание думать и высказываться.

Нельзя только оперировать статистическими данными о количестве сброшенных на город бомб и разрушенных домах. Абстрактные цифры не вызовут такого эмоционального отклика, как фотографии разрушений или сохранившиеся кадры хроники. Опираться нужно только на факты, избегая обобщений. Участники блокады были живыми людьми, перед которыми стоял и моральный выбор, и каждый делал его сам. Не нужно навязывать детям своих эмоций, они должны испытывать свои собственные.

Какие книги почитать детям о блокаде Ленинграда

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить.

А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда.

Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода. Для наглядности можно предложить старшеклассникам двух классов посчитать, сколько человек из них пережило бы блокаду. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы.

Дошкольникам и младшим школьникам

Средним школьникам

Старшеклассникам

Вместо заключения

Что такое наша память? Это часть нашего культурного наследия. То, как мы относимся к прошлому, что мы о нем знаем и помним, определяет нас в настоящем. Какие мы, что для нас важно, чем дорожим. Совершенно очевидно, что народ жив, если знает и помнит о своем прошлом. Проще сохранить воспоминания, переданные непосредственно участниками тех или иных событий. Сложнее обстоит дело с событиями очевидцев которых с каждым днем все меньше. Пройдет еще десяток лет и уйдет последний блокадник. Останутся только документальные свидетельства.


Фото: Из личного архива семьи Говоровых

Воспитание детей, особенно по серьезным вопросам, в числе которых наша история, в частности история блокады Ленинграда, – это совместная работа. В ней должны принимать участие родители, школа, общественные организации, которым помимо очного общения необходимо вести диалог с детьми в глобальной Сети.

Он добавил, что здесь родителям в помощь семейные фотографии, истории, реликвии. Хорошо, если родители и дети будут вместе смотреть фильмы и читать книги на тему войны и блокады. Начинать можно с детского сада и продолжать как можно дольше.


Фото: Из архива спикера

Внук маршала напомнил, что в Петербурге сейчас обретает вторую жизнь Музей обороны и блокады Ленинграда. Губернатор города Александр Беглов хочет создать многофилиальную музейную сеть в Петербурге, регионах страны и даже за ее пределами, это очень важно и позволит рассказать о блокаде правду, чтобы пронести память о подвиге ленинградцев в веках. Через такие музейные экспозиции, с правильными экскурсоводами, это позволит погружать детей и подростков сначала в быт города, а потом через пережитые ленинградцами ужасы и страдания привести их к пониманию, почему город держался и чем так важна дата прорыва и освобождения города от блокады.

Алексей Говоров подчеркнул, что важно вести диалог с молодым поколением в социальных сетях и Интернете в целом. А также создать возможности, чтобы дети обращались к проверенным ресурсам. Целью всей этой совместной, многосторонней работы должно быть то, что дети вырастут и у них будет неискаженное понимание ситуации, чтобы ни у кого не возникло даже мысли ставить под сомнение тему блокады, что иногда встречается сейчас.

КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ И ПОДВИГЕ ЛЕНИНГРАДЦЕВ ?

Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.

Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? Рассказывая дошкольникам о блокаде Ленинграда, разговор должен быть построен так, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. Исключать темы насилия и смерти. Говорить в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели, оставшиеся в живых дети. 97% жителей города погибли не от бомбежек, а от голода.

В беседе больше уделить внимания обороне Ленинграда. Помощи с большой земли. Можно рассказать о работе детей на заводах и в госпиталях.

Необходимо очень серьезно и вдумчиво отнестись к использованию наглядного материала: фотографий, фильмов, картин, художественной литературы. Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные блокаде, подчеркнув при этом необходимость бережного к ним отношения.

Каждый из 20 000 водителей, кто возил в осажденный город продовольствие по льду глубокого Ладожского озера под бомбежками немецких самолетов, является героем. Только благодаря им, остались живы люди в осажденном Ленинграде. К новогоднему празднику 1942 года они везли подарки ленинградским детям, прикрепив к бортам машин яркие плакаты, чтоб создать хоть какое-то ощущение праздника. А дети, умирающие от голода, зажав в замерзших ручках бумажные кулечки с несколькими печенюшками и конфетками, которые привезли для них с большой земли, несли их из школ домой младшим сестрам и братьям.

125 граммов в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. 50% муки, остальное – бумага, канцелярский клей, целлюлоза и жмых. В первый год блокады на Новый год в школе Красногвардейского района была устроена елка для детей. Мороз — 32 градуса. Транспорт не ходил. По просьбе директора школы, из близлежащего совхоза прислали три подводы, на которых укутанных детей доставили на праздник. Играла музыка, но никто не пел и не танцевал. Дети, скорее похожие на скелеты, стояли у стенок в ожидании угощения, с баночками в руках, в которые потом укладывали еду – немного каши и крохотную котлетку из крупы, стараясь не уронить ни крошки, чтобы потом разделить на всех домашних.

Дети перестали быть детьми в это жуткое время. Они вместе со взрослыми тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, работали в госпиталях и на заводах. Специально для них делались маленькие скамейки-подставки, чтобы ребята могли доставать до станков.

Стук метронома днем и ночью, как стук сердца самого города. Медленный и размеренный, он ускорялся, когда начинались бомбардировки. Когда прекратилось радиовещание, оставался в эфире метроном, как свидетельство того, что город еще жив.

Подвиг жителей Ленинграда, их стойкость это величайший пример духовного единства фронта и мирного населения в стремлении отстоять свою Родину и свои идеалы.

Рекомендуемые книги для дошкольников о блокадном Ленинграде:

Читайте также: