Семья как объект социальной защиты кратко

Обновлено: 07.07.2024

Цель работы – изучить существующие способы социальной работы с семьей.
Для достижения поставленной цели исследования в ходе работы решались следующие задачи:
- уточнялись существующие понятия и функции семьи;
- изучались основные типы семей;
- выявлялись проблемы современной семьи;
- анализировалась современная государственная семейная политика;
- обобщались существующие способы работы с семьей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Семья как объект социальной защиты населения……………………. 5
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей…..….5
1.2. Проблемы современной семьи…………………………………….7
1.3 Проблемы молодой семьи……………………………………………9
1.4 Проблема обеспеченности жильем современной семьи…………14
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы….17
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики………17
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России……25
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи…………………36
3.1. Основные направления работы с современной семьей………….36
3.2 Эффективность социальной защиты современной семьи…….40
3.3 Меры социальной поддержки семей, имеющих детей…………….45
3.4 Социальная поддержка семей в Республике Дагестан…………….50
Заключение……………………………………………………………………. 57
Список использованной литературы………………………………………….61

Работа содержит 1 файл

Лаб. работа. - копия.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ РФ ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Лабораторная работа.

Выполнила: студентка 3 курса 1 гр.

Махачкала 2011 год.

1. Семья как объект социальной защиты населения……………………. 5

1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей…..….5

1.2. Проблемы современной семьи…………………………………….7

1.3 Проблемы молодой семьи……………………………………………9

1.4 Проблема обеспеченности жильем современной семьи…………14

2. Государственная семейная политика как основа социальной работы….17

2.1. Цели и принципы государственной семейной политики………17

2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России……25

3. Методы и инструменты социальной защиты семьи…………………36

3.1. Основные направления работы с современной семьей………….36

3.2 Эффективность социальной защиты современной семьи…….40

3.3 Меры социальной поддержки семей, имеющих детей…………….45

3.4 Социальная поддержка семей в Республике Дагестан…………….50

Список использованной литературы………………………………………….61

Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства.

Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционных прав и свобод граждан.

В настоящее время, когда материально - финансовые ресурсы государства ограничены, обеспечение конкретности, адресности и рациональности расходования средств, при решении проблемы социальной защиты населения, имеют особо важное значение.

Смысл и назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно- правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения или отдельным гражданам.

Практика убеждает, что социальные, экономические и правовые проблемы находятся в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. Актуализация проблем социальной защиты населения со всей остротой поставила проблему ее правовой базы, отработки инструментария и новых технологий по ее реализации, подготовки соответствующего кадрового потенциала.

Одним из направлений социальной защиты населения является семейная политика. Семейная государственная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального и организационного порядка, адресованных непосредственно семье. И от эффективности этой политики зависит не только благополучие каждого человека, но и общества в целом.

Термин " социальная защита семьи " стал употребляться в нашей литературе сравнительно недавно - в 70-е годы ХХ в. [28; С. 35]. Наиболее остро проблема социальной защиты семьи встала на рубеже 80 - 90-х гг. ХХ в., когда страна вступила в полосу перемен. Затянувшееся реформирование экономики, обернувшееся серьёзным социально-экономическим кризисом нанесло существенный удар по социальному институту семьи. Оказалось, что оказание надлежащей помощи и поддержки стало непосредственным фактором, от которого зависит сохранение семьи как традиционного общественного института. Именно поэтому в настоящей работе большое внимание будет уделено вопросам, связанным с социальной поддержкой семьи.

Объект исследования – семья как социальное явление.

Предмет исследования – основные направления социальной работы с семьей в Российской Федерации.

Исходя из актуальности и степени изученности проблемы, обозначим цель настоящей работы.

Цель работы – изучить существующие способы социальной работы с семьей.

Для достижения поставленной цели исследования в ходе работы решались следующие задачи:

- уточнялись существующие понятия и функции семьи;

- изучались основные типы семей;

- выявлялись проблемы современной семьи;

- анализировалась современная государственная семейная политика;

- обобщались существующие способы работы с семьей.

Задачи работы решались посредством использования методов: контент – анализа, наблюдения и интервьюирования.

Базу работы составили федеральное, региональное и муниципальное законодательство по вопросам социальной защиты и поддержке населения; опубликованные статистические материалы, а также другие документы.

1. Семья как объект социальной защиты населения.

1.1.Основные понятия: семья и социальная работа с семьей.

Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек один вообще не мог существовать, через большую семью , вмещавшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье , состоящей только из родителей и детей. Семья - это и малая ячейка общества, элементарная его клеточка, осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и , следовательно, роста численности населения.

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с достаточно ранних эпох. Как археологические находки, дающие представления о жизни наших предков 15 - 20 тысяч лет назад, так и этнографические наблюдения за бытом примитивных племен, время от времени находимых в глухих уголках нашей планеты, показывают, что уже в неолите, с которым связано становление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, рожавшие и воспитывавшие детей и почитавшие старейшин.

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Разумеется, пренебрегать биологическими законами, проявляющимися в жизнедеятельности семьи, нельзя. Однако семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно - историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.

При всех различиях, зафиксированных в истории или наличествующих в наше время, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою двойственную, социально - биологическую природу.

В семье протекает воспитание подрастающего поколения, закладываются основы формирования личности. Она несет в себе код нравственных представлений и ценностей, выработанных и воспринятых обществом. Культура семейных отношений – составная часть и отражение общей культуры общества. Наконец, семья выступает важнейшим звеном экономической структуры общества. Потребление и, прежде всего, семейное потребление – назначение и цель общественного производства. По уровню и структуре потребляемых семьей благ судят об уровне благосостояния общества, качестве жизни, степени экономического развития. В то же время семейное хозяйство выступает значимой составной частью производства в любой стране.

Таким образом, семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. Семья обеспечивает всем своим членам экономическую, социальную , духовную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социальной защиты детей и молодежи.

1.2. Проблемы современной семьи.

Все множество проблем, связанные с современной семьей, можно разделить на следующие группы, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Группировка проблем современной семьи.

Социально-экономические включают в себя низкий уровень дохода, неспособность удовлетворить необходимые потребности членов семьи .

Группа проблемы стабильности – меняющееся законодательство, отсутствие последовательности и законных гарантий в социальной политике.

Социально-психологические проблемы характеризуются повышенной конфликтностью семейных отношений, категоричностью членов семьи, сексуальной неграмотностью.

Социально-бытовые – это проблемы обеспеченности жильем, недоступность покупки жилья, а также низкое качество жилищных услуг.

Проблемы семейного воспитания выражаются в потере авторитета старшего поколения, росте детского суицида.

Таким образом, ряд семейных проблем по общему правилу не зависят от социального статуса семьи и могут постигнуть обеспеченную, интеллигентную с такой же вероятностью, как малообеспеченную или малообразованную семью. Социальные работники в настоящее время занимаются оказанием помощи такой семье, преимущественно на этапе кризиса, в момент конфликта или распада. Но работать над профилактикой семейных дисфункций пока большинство социальных учреждений не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отодвинутся на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выдвинутся, вероятно, на первое место.

1.3 Проблемы молодой семьи.

Семья - группа состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц. ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием иди другими предметами первой необходимости, связанных кровным родством, усыновлением или брачными узами.

Семья - сложная социальная система, которой присуши черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. Оказывает сильнейше влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально - волевые, духовно - нравственные основы личности. В то же время зависит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Социальные проблемы современной семьи - безработица, низкий прожиточный уровень, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок.

Семья как малая группа - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально - нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи, опосредованность совместной деятельности.

Функции семьи:

1. репродуктивная - биологическое воспроизводство общества. Удовлетворение потребности в детях.

2. воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми их воспитании, самореализации в детях.

3. хозяйственно - бытовая. Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. Получение хозяйственно- бытовых услуг одними членами семьи от других.

4. экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

5. сфера первичного социального контроля. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность и обязательства в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения.

6. сфера духовного общения. Развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение, укрепление дружеских основ брачного союза.

7. социально - статусная. Представление определенного статуса членами семьи, воспроизводство социальной структуры. Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.

8 досуговая. Организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей в современном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

9. эмоциональная. Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия. Получение индивидами психологической зашиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребности в лично счастье и любви.

10. сексуальная. Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей.

Типы семей:

Выделяют по уровню социально-психологического здоровья: благополучные, семьи групп социального риска; не благополучные, асоциальные.

По степени воспитательного воздействия: благоприятные, благоприятно неустойчивые, неблагоприятные, нейтральные, криминогенные, конфликтные, десоциализированные.

По материальной обеспеченности: семьи с высоким материальным достатком, средним, низким (малообеспеченные) материальным достатком, нуждающиеся (за чертой бедности).

По особым условиям семенной жизни: один или оба супруга несовершеннолетние, студенческие, дистантные, внебрачные семьи.

По уровню социально психологического здоровья: благополучные, семьи групп социального риска, неблагополучные, асоциальные.

По степени воспитательного воздействия: благоприятные, благоприятно неустойчивые, неблагоприятные, нейтральные, криминогенные, конфликтные, десоциализованные.

По материальной обеспеченности: семьи с высоким материальным достатком, средним, низким (малообеспеченные) материальным достатком, нуждающиеся (за чертой бедности).

По особым условиям семенной жизни: один или оба супруга несовершеннолетние, студенческие, дистантные, внебрачные семьи.

Факторы, критерии социального риска:

• Соц. экономические факторы (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия, безработица)

• Соц. демографические факторы (отсутствие одного или более родителей, повторный брак, неродной ребенок).

• Медико - санитарные (неблагоприятные условия проживания, хронические заболевания родителей, наличие в семье инвалидов).

• Психолого - педагогические факторы (нарушение межличностных внутрисемейных отношений, педагогическая несостоятельность родителей, дефекты воспитания и т.д.).

• Криминальные факторы (домашняя жестокость, паразитический образ жизни родителей, пьянство т.д.).

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи, влияния в обществе на другие социальные институты:

• Увеличение числа малообеспеченных слоев населения;

• Увеличение социальной и географической мобильности, миграция;

• Ухудшение состояния здоровья, демографическая ситуация (убыль населения);

• Изменение традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;

• Рост количества неполных семей;

• Повышение коэффициента иждивенчества;

• Насилие в семье социальное сиротство.

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке. В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющих родителей - инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов безработных и т.д.

Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

Можно выделить три основных направления социальной работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.

Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье, ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи требует от социального работника соблюдения следующих принципов:

• Объективность, взаимодополняемость и проверка получаемой информации;

• Клиентоцентризм (отношение к проблеме в соответствии с интересами клиента);

• Конфиденциальность, адекватность методов и методик;

• Соблюдение права клиента на невмешательство в частную жизнь и умение предвидеть возможные варианты его реакции на предлагаемые действия.

Диагностика семьи - процесс длительный, не допускает непродуманных поступков и выводов. При диагностике семейных ситуаций могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

На основании полученного материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы, доходах семьи, состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье.

Реабилитация - система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты, медико - психолого - социальные кризисные центры.

Содержание деятельности оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, медицинской, психологической, социальной), переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки.

Также реабилитационную функцию выполняют выездные формы помощи семье, представляют комплекс различных процессов и методик:

1. кризисные варианты помощи семье (телефон доверия, экстренная психологическая помощь в приюте, выезд в семью).

2. помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие службы и специалисты. Используются работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары.

3. патронаж (покровительство) - система социальною обслуживания некоторых категорий людей, требующих особого внимания.

Этапы патронажа: подготовка - предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседования.

Сбор и оценка информации - выяснение состава, условий проживания семьи, взаимоотношений в ней методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи, сбор сведений о значимых событиях (потеря работы, развод), заполнение социальной карты, выделение проблем, которые может решить служба социальной защиты.

Установление связей с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами школ, инспекторами по охране прав ребенка и т.д.)

Отчет - подробное описание результатов визита в акте обследования семьи, составление индивидуальной программы дальнейшей работы с семьей.

Профилактика - комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики - разработка специальных обучающих и просветительских программ. Просвещение членов семьи как элемент профилактики может проходить в процессе тренингов, которые позволяют формировать навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабатывать аналогичные навыки у других.

Основные документы по семье:

- Семейный кодекс РФ (1995).

Цель работы – изучить существующие способы социальной работы с семьей.
Для достижения поставленной цели исследования в ходе работы решались следующие задачи:
- уточнялись существующие понятия и функции семьи;
- изучались основные типы семей;
- выявлялись проблемы современной семьи;
- анализировалась современная государственная семейная политика;
- обобщались существующие способы работы с семьей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Семья как объект социальной защиты населения……………………. 5
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей…..….5
1.2. Проблемы современной семьи…………………………………….7
1.3 Проблемы молодой семьи……………………………………………9
1.4 Проблема обеспеченности жильем современной семьи…………14
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы….17
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики………17
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России……25
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи…………………36
3.1. Основные направления работы с современной семьей………….36
3.2 Эффективность социальной защиты современной семьи…….40
3.3 Меры социальной поддержки семей, имеющих детей…………….45
3.4 Социальная поддержка семей в Республике Дагестан…………….50
Заключение……………………………………………………………………. 57
Список использованной литературы………………………………………….61

Работа содержит 1 файл

Лаб. работа. - копия.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ РФ ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Лабораторная работа.

Выполнила: студентка 3 курса 1 гр.

Махачкала 2011 год.

1. Семья как объект социальной защиты населения……………………. 5

1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей…..….5

1.2. Проблемы современной семьи…………………………………….7

1.3 Проблемы молодой семьи……………………………………………9

1.4 Проблема обеспеченности жильем современной семьи…………14

2. Государственная семейная политика как основа социальной работы….17

2.1. Цели и принципы государственной семейной политики………17

2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России……25

3. Методы и инструменты социальной защиты семьи…………………36

3.1. Основные направления работы с современной семьей………….36

3.2 Эффективность социальной защиты современной семьи…….40

3.3 Меры социальной поддержки семей, имеющих детей…………….45

3.4 Социальная поддержка семей в Республике Дагестан…………….50

Список использованной литературы………………………………………….61

Создание действительно эффективной системы социальной защиты населения, подлинной реализации прав человека - важнейшая задача любого демократического государства.

Кризисная ситуация в обществе потребовала от государственных органов России новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях, наполнение реальным содержанием конституционных прав и свобод граждан.

В настоящее время, когда материально - финансовые ресурсы государства ограничены, обеспечение конкретности, адресности и рациональности расходования средств, при решении проблемы социальной защиты населения, имеют особо важное значение.

Смысл и назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно- правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения или отдельным гражданам.

Практика убеждает, что социальные, экономические и правовые проблемы находятся в тесном взаимодействии и взаимовлиянии. Актуализация проблем социальной защиты населения со всей остротой поставила проблему ее правовой базы, отработки инструментария и новых технологий по ее реализации, подготовки соответствующего кадрового потенциала.

Одним из направлений социальной защиты населения является семейная политика. Семейная государственная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального и организационного порядка, адресованных непосредственно семье. И от эффективности этой политики зависит не только благополучие каждого человека, но и общества в целом.

Термин " социальная защита семьи " стал употребляться в нашей литературе сравнительно недавно - в 70-е годы ХХ в. [28; С. 35]. Наиболее остро проблема социальной защиты семьи встала на рубеже 80 - 90-х гг. ХХ в., когда страна вступила в полосу перемен. Затянувшееся реформирование экономики, обернувшееся серьёзным социально-экономическим кризисом нанесло существенный удар по социальному институту семьи. Оказалось, что оказание надлежащей помощи и поддержки стало непосредственным фактором, от которого зависит сохранение семьи как традиционного общественного института. Именно поэтому в настоящей работе большое внимание будет уделено вопросам, связанным с социальной поддержкой семьи.

Объект исследования – семья как социальное явление.

Предмет исследования – основные направления социальной работы с семьей в Российской Федерации.

Исходя из актуальности и степени изученности проблемы, обозначим цель настоящей работы.

Цель работы – изучить существующие способы социальной работы с семьей.

Для достижения поставленной цели исследования в ходе работы решались следующие задачи:

- уточнялись существующие понятия и функции семьи;

- изучались основные типы семей;

- выявлялись проблемы современной семьи;

- анализировалась современная государственная семейная политика;

- обобщались существующие способы работы с семьей.

Задачи работы решались посредством использования методов: контент – анализа, наблюдения и интервьюирования.

Базу работы составили федеральное, региональное и муниципальное законодательство по вопросам социальной защиты и поддержке населения; опубликованные статистические материалы, а также другие документы.

1. Семья как объект социальной защиты населения.

1.1.Основные понятия: семья и социальная работа с семьей.

Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек один вообще не мог существовать, через большую семью , вмещавшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной семье , состоящей только из родителей и детей. Семья - это и малая ячейка общества, элементарная его клеточка, осуществляющая важнейшие социальные функции. Кроме того, семья - главный источник продолжения жизни и , следовательно, роста численности населения.

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с достаточно ранних эпох. Как археологические находки, дающие представления о жизни наших предков 15 - 20 тысяч лет назад, так и этнографические наблюдения за бытом примитивных племен, время от времени находимых в глухих уголках нашей планеты, показывают, что уже в неолите, с которым связано становление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, рожавшие и воспитывавшие детей и почитавшие старейшин.

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Разумеется, пренебрегать биологическими законами, проявляющимися в жизнедеятельности семьи, нельзя. Однако семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно - историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.

При всех различиях, зафиксированных в истории или наличествующих в наше время, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою двойственную, социально - биологическую природу.

В семье протекает воспитание подрастающего поколения, закладываются основы формирования личности. Она несет в себе код нравственных представлений и ценностей, выработанных и воспринятых обществом. Культура семейных отношений – составная часть и отражение общей культуры общества. Наконец, семья выступает важнейшим звеном экономической структуры общества. Потребление и, прежде всего, семейное потребление – назначение и цель общественного производства. По уровню и структуре потребляемых семьей благ судят об уровне благосостояния общества, качестве жизни, степени экономического развития. В то же время семейное хозяйство выступает значимой составной частью производства в любой стране.

Таким образом, семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества. Семья обеспечивает всем своим членам экономическую, социальную , духовную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социальной защиты детей и молодежи.

1.2. Проблемы современной семьи.

Все множество проблем, связанные с современной семьей, можно разделить на следующие группы, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Группировка проблем современной семьи.

Социально-экономические включают в себя низкий уровень дохода, неспособность удовлетворить необходимые потребности членов семьи .

Группа проблемы стабильности – меняющееся законодательство, отсутствие последовательности и законных гарантий в социальной политике.

Социально-психологические проблемы характеризуются повышенной конфликтностью семейных отношений, категоричностью членов семьи, сексуальной неграмотностью.

Социально-бытовые – это проблемы обеспеченности жильем, недоступность покупки жилья, а также низкое качество жилищных услуг.

Проблемы семейного воспитания выражаются в потере авторитета старшего поколения, росте детского суицида.

Таким образом, ряд семейных проблем по общему правилу не зависят от социального статуса семьи и могут постигнуть обеспеченную, интеллигентную с такой же вероятностью, как малообеспеченную или малообразованную семью. Социальные работники в настоящее время занимаются оказанием помощи такой семье, преимущественно на этапе кризиса, в момент конфликта или распада. Но работать над профилактикой семейных дисфункций пока большинство социальных учреждений не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отодвинутся на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выдвинутся, вероятно, на первое место.

1.3 Проблемы молодой семьи.

Семья является необходимой ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Семья как объект социальной работы.doc

Основным актом, регулирующим семейные отношения, является Кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

1. Установление порядка и условий вступления в брак;

2. Личные и имущественные отношения, возникающие в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновленными, а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством между другими родственниками и другими лицами;

3. Определение формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В статьях Семейного кодекса РФ указаны права и обязанности супругов, назовем наиболее значимые для молодых семей:

Статья 31. Равенство супругов в семье.

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 34. Совместная собственность супругов.

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим причинам не имел самостоятельного дохода.

Статья 36. Собственность каждого из супругов.

1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Статья 37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью.

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет имущества супругов или имущества каждого из супругов, либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).[5]

В настоящее время действующим законодательством предусмотрено несколько государственных кредитов для молодых семей. Предлагается законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи.

2.2. Структура и задачи социальной работы с семьями

На данном этапе развития теории социальной работы признается затруднительным сформулировать определение, которое исчер­пывало бы все содержание понятия социальной работы. Социальная работа рассматривается в аспекте содействия осуществлению соци­альных прав личности, группы и т.д. Смысл социальной работы – это деятельность по оказанию по­мощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуаль­ных, социальных и иных недостатков, препятствующих полно­ценному социальному функционированию.

Основная задача социальной работы с семьями в начале нового тысяче­летия заключается в дальнейшем развитии и совершенство­вании имеющихся форм, методов, способов и приемов дея­тельности, используемых специалистом для решения соци­альных проблем клиентов, стимулирование активизации их собственных сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Содержанием социальной работы является содействие функционированию индивида, семьи или группы, того или иного социального слоя, проблемной категории населения. Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: и малообеспеченность, и социальную дезадаптированность, и трудности многодетных и инвалидов, и специфичность положения беженцев, и насилие над детьми и женщинами, и юное материнство, и многое другое.

Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа.

Социальную службу обеспечивают предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица различных форм собственности, которые осуществляют социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

На основании изложенного, можно определить основные цели и задачи социальной работы с семьями:

– разработка и осуществление мер по укреплению семьи, как репродуктивной социальной единицы;

– адаптация семьи в условиях переходной рыночной экономики;

– улучшение материального, нравственного и духовного состояния семьи;

– создание и развитие системы служб социально-психологической помощи семьям;

– создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции семьи;

– стимулирование деловой активности молодежи;

–организация семейного досуга и отдыха.

Для реализации данных целей и задач, в рамках государственной поддержки молодых семей, государством осуществляется:

1. формирование федеральных, региональных, местных целевых программ по государственной поддержке семей по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости родителей, по формированию здорового образа жизни, организации просветительской работы по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития детей, организации семейного и детского отдыха;

2. введение в практику социологических мониторингов по проблемам семьи, по научно-методическому обеспечению работы с семьями;

3. разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых граждан, молодежных объединений, в том числе МЖК (молодежных жилищных комплексов), по строительству доступного жилья для молодежи;

4. формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, социально-медицинских, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг семьям для обеспечения Охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Система социальных учреждений для семьи в основном состоит из территориальных служб социальной помощи нуждающимся (в дальнейшем – Служб). Они предназначены для своевременного и квалифицированного оказания всем категориям семей различных видов помощи: психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной.

В своей деятельности Служба руководствуются исключительно интересами и потребностями людей, обратившихся к ним за помощью и поддержкой. Для осуществления своих задач Служба может образовывать творческие и любительские объединения и клубы, предприятия и организации на различных формах собственности в порядке, установленном законодательством.

Объектами деятельности Служб в основном являются:

– молодые семьи, имеющие неблагополучные условия: социально-демографические; медико-социальные; психологические и социально-педагогические, социально-правовые;

– дети и подростки: оказавшиеся в неблагоприятных условиях, угрожающих здоровью и развитию; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в устройстве жизни с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки; проживающие с родителями, временно недееспособными в результате болезни, нетрудоспособности.

Основной целью создания и деятельности Службы является решение конкретных задач, касающихся наиболее неблагополучных в социальном отношении групп населения, облегчение их доступа к определенным социальным услугам и оказание им соответствующей помощи и поддержки. В задачи Службы входит:

– организация обучения, информирования и консультирования;

– изучение и распространение передовых технологий, достижений научно-технического прогресса и опыта зарубежных стран по санитарно-гигиеническим, медицинским психологическим, правовым, педагогическим и другим проблемам;

– подготовка методических пособий и программ;

– проведение групповых и индивидуальных консультаций клиентов у специалистов, медиков, психологов, юристов, социологов, экстрасенсов и т.п.;

– издание информационных бюллетеней, рекламных материалов и другой печатной продукции по основным направлениям деятельности социальных служб и заказам клиентов;

– помощь в трудоустройстве и получении профессии (специальности), поддержка безработных.

Таким образом сложившаяся структура работы с семьей в целом отвечает стоящим перед обществом задачам по укреплению семьи улучшению ее материального, нравственного и духовного состояния оказанию ей социально-психологической помощи и др.

2.3 Формы и методы социальной работы с семьей

Семья живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе условиям, так и к внутренним изменениям, происходящим с ее членами или с взаимоотношениями между ними.

Внешние факторы воздействия на семью оказывают лишь косвенное влияние на ее стабильность по сравнению с внутренними причинами. Изменение в статусе, характере, спосо­бе взаимосвязи в одном элементе вызывает соответствующую трансформацию в других. Если профессионал (социальный ра­ботник, психолог и т.д.) хочет вызвать изменения в одном эле­менте, он иногда воздействует на другие элементы и систему в целом, причем сама методика этого воздействия должна быть системной.

Основным органом, улавливающим проблемы семьи и доводящим до нее различные виды поддержки, является система учреждений социального обслуживания населения. Можно сказать, что целью деятельности территориальных социальных служб является оказание помощи молодой семье в осуществлении ею своих функций и в устранении возникающих дисфункций. Причины, деформирующие семейную жизнь, заключаются как внутри семьи, так и во внешних условиях.

Поэтому службам помощи необходимо разрешать эти проблемы вместе с самой семьей. Следует об­ратиться к концепции семейного цикла, которая, по моему мне­нию, позволяет несколько упорядочить многообразие встречаю­щихся затруднений.

Выделим основные формы и методы социальной работы Служб с молодыми семьями.

Читайте также: