Проект пальчиковая гимнастика в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Цель проекта : Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи для педагога:

подготовить методический материал по данной теме, картотеки пальчиковых игр;

развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей :

развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Участники проекта :

Воспитатель Рязанцева Марина Борисовна

Родители и другие члены семьи.

Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информи-рованными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Средства достижения поставленных задач:

применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;

информационные листы для родителей;

разучивание стихов, потешек;

использование атрибутов к играм по развитию мелкой моторики рук.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу– это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; кон-структоры разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т. д.).

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуко-вые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками); различные мож-жевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:

• кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;

• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (сол-нышко, ежик, елочка и др.);

• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития диффе-ренцированных движений пальцев рук;

• кастаньеты для отстукивания ритма;

• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;

• сетки для раковины и разноцветные ленточки;

• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Этапы проекта :

I. Подготовительный этап:

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Изучение методической литературы по данной теме:

Подготовка наглядного материала:

письменных консультаций, стендов информации;

современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

II. Основной этап реализации проекта :

составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребен-ком;

разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Работа с родителями:

выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

III. Заключительный этап

План выполнения проекта

№ Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка про-блемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

2. Составление перспективного плана про-ведения пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

3. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного кон-такта.

8. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой мо-торики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

Пальчиковая гимнастика проводится с малышами в игровой форме.

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Бабушка играет с малышом в пальчиковую игру

Игровые движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей

В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.

Пальчиковая гимнастика в детском саду проводится регулярно

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Функции пальчиковой гимнастики

Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:

  • способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
  • активизируют речевые центры;
  • развивают внимание, память, воображение;
  • создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.

Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.

Схема рецепторов на кистях рук и проекция внутренних органов

Массирование точек на пальцах и ладонях благоприятно сказывается на работе всего организма

Таблица: задачи пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками

  • Развитие координации движений;
  • формирование чувства ритма;
  • развитие умения следить за действиями взрослого и воспроизводить их.
  • Совершенствование мелкой моторики;
  • формирование способности соотносить слово с действием;
  • развитие внимания и памяти (непроизвольной);
  • обучение способам снятия напряжения в кисти, пальцах руки (после рисования, лепки, вырезания и т. д.).
  • Побуждение к творчеству — самостоятельному сочинению сюжетов для пальчиковых игр-инсценировок;
  • развитие двигательных способностей кисти;
  • развитие произвольного внимания и памяти, способности концентрироваться на том, что важно.

Виды пальчиковых игр

Классификация по технике исполнения пальчиковых игр строится на характере воспроизводимых движений:

    Игры и упражнения для кистей рук: ребёнок повторяет движения за взрослым, учится напрягать и расслаблять мускулатуру кистей.

В этой игре по команде меняется положение кистей рук

В динамических упражнениях пальцами и кистью имитируются движения птиц

По характеру сопровождающего материала пальчиковые игры и упражнения делятся на 3 вида:

    Игры со стихотворным сопровождением. Благодаря ритмичному звучанию стихотворные игры быстро запоминаются, дети воспроизводят их самостоятельно. Подвидом считаются игры с песенным сопровождением, их разучивают дошкольники среднего и старшего возраста.

Дети выполняют движения ладонями и пальчиками под стихотворение про ножки

В пальчиковой игре инсценируется часть сказочного сюжета про репку

К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:

Фотогалерея: нетрадиционные пальчиковые игры

Массажные мячики воздействуют на биологически активные точки на ладонях Пальчиковые игры с бросовым материалом вызывают у дошкольников особенный интерес Бельевые прищепки используются как средство стимулирования активных точек на кончиках пальцев С гранёными карандашами рекомендуется играть после занятия по рисованию, чтобы снять напряжение с кистей рук Пальчики занимают положение в соответствии с названным цветом, развивается гибкость и ловкость кистей Дорожку для массажа-игры можно сделать из фетра и пуговиц При помощи щётки ребёнок выполняет самомассаж ладоней и пальцев Бассейн для пальчиковых игр рекомендуется наполнять сыпучими материалами: крупами, мелкими ракушками, бусинами, семечками Пальчиковую игру с каштанами или шишками можно провести во время осенней прогулки Неровная поверхность скорлупы ореха создаёт дополнительное воздействие на рецепторы рук

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Упражнения для кистей рук рекомендуется осваивать с раннего возраста. С детьми до года родитель или педагог занимается индивидуально. Взрослый произносит строчки стихотворения и на каждую выполняет движение за ребёнка.

Женщина и малыш считают пальчики

Педагог раннего развития проводит пальчиковую гимнастику в индивидуальной форме

С воспитанниками первой младшей группы (дети 1,5–3 лет) педагог разучивает упражнения-имитации. Дошкольники пробуют самостоятельно повторить движения, которые показывает воспитатель. В играх воспроизводятся движения, похожие на махи птичьих крыльев, повадки домашних и диких животных. Кисти принимают форму знакомых предметов: замочка, пирамидки, молоточка, фонарика, цветка и др. Воспитатель следит за точностью выполнения движений, поправляет и помогает своим подопечным прямым показом. Разучивать упражнение с малышами стоит отдельно с каждым. Когда движения разобраны и ребята их запомнили, пальчиковая гимнастика проводится в подгруппе. Игры-имитации в качестве быстрой разминки включаются на групповых занятиях во второй младшей и средней группах (до 5 лет).

Педагог показывает, а дети повторяют элемент пальчиковой гимнастики

Даже если упражнение знакомо детям, педагог демонстрирует основные моменты на своём примере

Пальчиковая гимнастика для детей 4–7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы) состоит из статических и динамических упражнений. Дети играют активно, новую игру способны разучить на групповом занятии. Старшие дошкольники тренируются в следовании словесным инструкциям воспитателя.

Дети играют в пальчиковый театр

Дети при помощи кистей рук инсценируют сказочную историю

Существует большое количество игровых пальчиковых комплексов с разнообразной тематикой и вспомогательными материалами. Педагог должен учитывать, что дети дошкольного возраста любят повторение, для них это способ усвоения и закрепления изученного. Если наблюдается угасание интереса к знакомым играм, следует поработать с имеющимся материалом. Способы разнообразить пальчиковые игры, мотивировать детей к тренировке:

  • создание сюрпризного момента, игровой проблемной ситуации;
  • привлечение занимательных предметов: колпачков или масочек на пальцы, ширмы, декораций для игры;
  • включение музыкального сопровождения;
  • проведение мастер-класса для младших групп или совместного с родителями досуга.

Использование ролевых масок создаёт мотивацию к разыгрыванию сказки

Использование разнообразных атрибутов для игр привлекает внимание дошкольников и повышает интерес к происходящему.

Таблица: картотека упражнений

Видео: пальчиковая гимнастика для детей 3–5 лет

Видео: пальчиковая гимнастика для малышей

Продолжительность пальчиковой гимнастики

Оптимальная длительность пальчиковой гимнастики — 5 минут. За это время ребята проигрывают несколько упражнений и делают самомассаж. В старших группах на гимнастику допустимо отвести до 10 минут, если ребята будут играть в пальчиковый театр.

Обучение новой пальчиковой игре проводится в медленном темпе, с повтором движений от начала до конца. На первоначальное освоение игры отводится 2–3 минуты.

Таблица: примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Этап занятия Первая младшая группа Средняя группа Подготовительная группа
Приветствие, организационный момент, разминка 1 минута 1 минута 1 минута
Первое задание Разучивание новой игры — 2 минуты Комплекс статических упражнений — 2 минуты Статические упражнения — 1 минута
Второе задание Знакомая игра — 1 минута Динамическая пальчиковая игра — 1 минута Две динамические игры на общую тему — 2 минуты
Третье задание Упражнение с массажными мячиками — 1 минута Динамическая игра — 1 минута Пальчиковый театр — 3–5 минут
Общая длительность гимнастики 5 минут 5 минут 7–9 минут

Видео: занятие по пальчиковой гимнастике с детьми 2,5–3 лет

Дети, сидя в кругу, выполняют пальчиковую гимнастику

Как правило, пальчиковые игры являются отдельным элементом занятия в ДОУ и используются в качестве физкультминутки

Использование наглядного материала во время пальчиковой гимнастики

Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций является составляющей частью большинства занятий в детском саду. Во время проведения пальчиковой гимнастики также рекомендуется привлекать наглядные материалы. Яркие и понятные образы помогают дошкольникам в исполнении гимнастических движений, активизируют воображение. Дети легче включаются в игровую ситуацию.

Таблица: варианты наглядных материалов для пальчиковых игр

  • Карточки;
  • таблицы — схематические изображения этапов игры/упражнения.
  • Картинки, фотографии;
  • иллюстрированные книги;
  • тематические плакаты.
  • Презентации — слайды с описанием правил игры и изображением действий;
  • мультипликационные сказки с музыкальным/песенным сопровождением по содержанию пальчиковой игры.

Воспитателям и родителям на заметку: подборка карточек с пальчиковыми играми развлечёт детей во время поездки. Наша воспитательница берёт с собой карточки в экскурсионный автобус: дети разбиваются по парам и разыгрывают карточки, меняются заданиями с одногруппниками.

Фотогалерея: пальчиковые игры в картинках

Проектная деятельность в образовательном учреждении предполагает углублённое исследование какой-либо темы или методики. Проект должен быть инновационным — направленным на получение новой информации, быть полезным участникам проекта (детям), руководителю (воспитателю) и его коллегам.

Пальчиковая гимнастика — широкая тема. Для разработки проекта рекомендуется взять одно из направлений развивающей методики. Примеры тем для проектов по пальчиковой гимнастике в детском саду:

Два мальчика выполняют упражнение с карандашами

В рамках проектной деятельности осуществляется практические занятия: ребята занимаются пальчиковой гимнастикой

Педагог подробно описывает методическую основу проектной деятельности, прилагает план работы. В течение реализации проекта фиксирует результаты выполнения упражнений, успехи воспитанников. Рекомендуется делать фотографии и видеозаписи занятий и досуговых мероприятий в рамках проекта.

Модель реализации проекта

Проект по пальчиковым играм раскрывается в теоретическом и практическом видах работы

В документальном сопровождении проекта фиксируются:

  1. Тема проекта, сроки проведения, участники.
  2. Проблема и её актуальность.
  3. Цели и задачи.
  4. Теоретическая база:
    • методические статьи и монографии по теме;
    • ссылки на практические исследования;
    • опыт коллег.
  5. Перспективный план освоения пальчиковых игр.
  6. График и содержание консультаций/мастер-классов для родителей.
  7. Конспект отчётного мероприятия.
  8. Приложения (дополняются по мере реализации проекта): результаты мониторингов, отчёты об открытых занятиях и т. д.

Мастер-класс для родителей по пальчиковым играм

Реализация проекта по пальчиковым играм подразумевает обязательное привлечение родителей к работе с детьми в заданном направлении

Отчётное мероприятие по проекту имеет форму открытого занятия или досуга. Совместно с музыкальным руководителем воспитатель может подготовить праздник пальчиковых игр. Или это будет спектакль в пальчиковом театре. В качестве гостей приглашаются родители, методисты, коллеги, молодые специалисты и студенты педагогических колледжей/вузов.

В качестве отчётного мероприятия ребята могут подготовить спектакль в пальчиковом театре

Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ

Пальчиковые упражнения считаются одной из эффективнейших методик развития детей. Диагностика уровня речевых и мыслительных способностей состоит из трёхступенчатого мониторинга:

  • уровень умений и навыков детей в начале учебного года (сентябрь);
  • в середине года (январь);
  • в конце учебного года (май-июнь).

Воспитатель отмечает, в какой степени повлияли на результаты диагностики регулярные занятия пальчиковой гимнастикой. Выделяются проблемные воспитанники, для которых необходимо составить индивидуальные планы коррекции: повторить игры, добавить упражнения на определённые группы движений, заменить на упрощённые задания.

Воспитатель анализирует каждую игру: не только качество движений, но и эмоциональное состояние детей

С результатами диагностики интеллектуальных способностей соотносятся показатели диагностики развития мелкой моторики у детей. В соответствии с возрастом воспитанников оценивается их координация движений, качество выполнения тонких движений.

Кроме того, воспитатель оценивает эффективность каждой пальчиковой игры, разучиваемой с детьми. С целью выявления уровня организаторских способностей педагога проводится анализ игры.

Протокол анализа пальчиковой игры:

  1. Соответствие темы и содержания игры интересам и умениям воспитанников.
  2. Степень заинтересованности детей во время игры, привлечение мотивирующего материала (игрушки, картинки, музыка).
  3. Какие задачи были достигнуты в игре.
  4. Оценка деятельности воспитанников:
    • внимательность во время показа движений воспитателем;
    • активность выполнения движений;
    • эмоциональность песенного исполнения (если было);
    • слаженность выполнения движений внутри группы, попадание в ритм.
  5. Завершение игры: эмоции и пожелания детей.
  6. Направление последующей работы воспитателя: корректировка/совершенствование методики проведения игры.

Родителям и педагогам необходимо обогащать игровой опыт детей пальчиковыми упражнениями и забавами. Они помогают развитию памяти и речи, подготавливают кисть ведущей руки к письму. И, что особенно актуально в современных условиях, являются простым и приятным способом сохранить эмоциональный баланс, избежать мышечного и психического перенапряжения.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.


Данная презентация содержит материал, который будет полезен педагогам дошкольных учреждений.

Содержимое разработки

Цель и задачи проекта

Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд для родителей.

Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.

Гипотеза Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.

Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием. Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми, игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в детском саду, даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях.

Создание картотеки пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Основной этап Информационный стенд для родителей с рекомендациями .

мячиков между ладоней.

«Я катаю мой орех,

«Я колечко примеряю

И совсем не забываю

Каждый пальчик нарядить

Работа с детьми, включающая манипуляции с предметами

Описание : выкладывание бусин по нарисованным линиям с одновременным проговариванием стихотворения:

«Нарядили ножки В новые сапожки, Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. Вы шагайте, топайте, По лужам не шлепайте. В грязь не заходите, Сапожки не рвите.

Манипуляции с предметами

«Я для каждого зверька

Подберу скорей дружка.

Вместе будет веселей

Манипуляции с предметами

Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения:

Ползи по дорожке

Манипуляции с предметами

Цель: закрепление цвета, счета, навыка соотносить количество и цифру.

«Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаю я считать.

Вы за мною повторяйте,

Манипуляции с предметами Перекладывание теннисных мячиков ложкой Выкладывание букв и цифр на магнитную доску, составление узоров.

Манипуляции с предметами

Манипуляции с предметами

Используются как массажер и для передвигания косточек.

«Раз, два – шли утята

Три, четыре – за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал.

А десятый испугался

Манипуляции с предметами

Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам.

«Мы играем в паровоз,

Ничего, что нет колес,

Результаты проекта Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности. Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память. Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Задачи для педагога:

- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

- познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

- развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Участники проекта:

1. Воспитатель: Филатова Оксана Владимировна;

3. Законные представители детей.

Средства достижения поставленных задач:

- применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т.д.;

- информационные листы для родителей;

- разучивание стихов, потешек;

- использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.

Материальные: приобрести игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры, соответствующие возрасту детей, необходимую методическую литературу по данной теме.

3. Мозаика 50 деталей

5. Кубики в картинках

Методическая литература по данной теме.

Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.

Длительность проекта:с сентября 2013г. по май 2015г.

Предполагаемый результат:

- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- отзывы родителей и педагогов;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап:

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Изучение методической литературы по данной теме:

Подготовка наглядного материала:

- письменных консультаций, стендов информации, папок - передвижек;

- выставки детских работ.

II. Основной этап реализации проекта:

- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;

- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

- включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.

Проект

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Так как через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Матрица проекта

Тема проекта

Основными средствами работы с детьми в этом проекте используются разнообразные игры: пальчиковые веселые игры дидактические игры, беседы, разнообразные игры с речевым сопровождением,

Цель проекта – оптимизировать адаптацию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством обеспечения благоприятных условий.

Задачи проекта:

· разучить с детьми пальчиковые игры и упражнения;

· развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;

· развивать речь, внимание, воображение, память у младших дошкольников;

· пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы играми и пособиями для развития мелкой моторики;

· просвещать родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;

· помочь родителям создать дома условия для развития мелкой моторики малышей в домашней обстановке.

Ожидаемый результат

· развита мелкая моторика рук у детей;

· положительная динамика в развитии речи детей;

· у воспитанников стало более развито внимание, мышление, память, воображение;

· проявление интереса у детей к пальчиковым играм;

в группе пополнена ППРС играми и пособиями для развития мелкой моторики;

активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей

Планируемые результаты

проявление интереса у детей к пальчиковым играм; играм по сенсорному развитию.

Личностные качества

- проявляет устойчивый интерес к новым дидактическим и пальчиковым играм.

Интеллектуальные качества

-любознательность и активность в процессе ознакомления с пальчиковыми и дидактическими играми.

Физические качества

· - развита мелкая моторика рук у детей;

Содержание проекта

Срок реализации: краткосрочный 23.11- 14.12.20г.

Состав участников: Дети второй группы раннего возраста, родители воспитанников, воспитатели.

Форма проведения: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Вид проекта: творческий, информационный, игровой.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам- 3 недели (ноябрь-декабрь 2020г.)

Описание продукта, полученного в результате проекта

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Понедельник

Наблюдения (экскурсии, прогулки )

Чтение художественной литературы

Чтение потешек А Барто

Сюжетно- ролевые (подвижные)

Игры (настольно-печатные и дидактические)

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Понедельник

Наблюдения (экскурсии, прогулки )

Чтение художественной литературы

Сюжетно- ролевые (подвижные)

Игры (настольно-печатные и дидактические)

Игра с прищепками

Построим дом для собачки

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Понедельник

Наблюдения (экскурсии, прогулки )

Чтение художественной литературы

Потешки !Сорока, сорока!

Сюжетно- ролевые (подвижные)

Игры (настольно-печатные и дидактические)

Игры скрупным лего

Д игры с прищепками

Постройки из кубиков

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке детей к деятельности( помощь в создании предметно-развивающей среды)

Связь с родителями, выполняющими роль участников.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

для педагога:: Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста, дидактические игры по сенсорному развитию детей.

для детей: карандаши, пластилин , альбомные листы по количеству детей;

игрушки ,музыкальное сопровождение, дид игры

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

23.11- 11.12 2020г.

Содержание деятельности

Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта.

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта

Чтение художественной литературы потешек для детей младшего возраста

Дид игры, игры- сюжеты , игры-забавы, подвижные игры с детьми.

Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение.

Взаимодействие с родителями

Консультации, анкетирование, беседы.

Форма проведения презентации

Мероприятие проводится воспитателями и детьми. .Дети совместно с воспитателями проводят игры, разгадывают загадки..

Используемая литература:

Рядом с нами, за углом,

Дружно строят новый дом

Каменщик, маляр, электрик,

Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы правой руки, начиная с мизинца.

Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Сгибать пальцы правой руки, начиная с большого.

Стукнуть кулаком правой руки ладонь левой.

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

Перевод, журнал, газету,

В бандероли 2 кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Сжимать и разжимать кулаки.

Шагать пальчиками по столу.

Загибать пальцы, начиная с большого.

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

И снежками мы кидались

имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Мы слепили снежный ком Лепим двумя руками комок,

Шляпу сделали на нем Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,

Нос приделали и вмиг Приставляем кулачки к носу,

Получился снеговик Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.

Зелененькая елочка Ладони расположены под углом друг к другу, пальцы переплетены выпрямлены.

Колючие иголочки. Руки перед собой, пошевелить пальчиками

Ветки распушила Руки опустить и потрясти ими

Снежком припорошила Погладить себя обеими руками

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
(ладони обеих рук опущены вниз, локти разведены в разные стороны)
Выставив рога свои,
(указательные и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед изображая рога барашков, остальные пальцы прижаты к ладоням)
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
(бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным и мизинцем одной руки об указательный и мизинец другой руки)
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.

Шел бычок (покажите рожки: для этого прижмите к голове кулачки с выставленными вперед указательными пальчиками)

Вдоль забора (расположите перед грудью ладони с растопыренными пальцами, ладони расположите вертикально),

Увидал мочало — (расслабьте ладони так, чтобы они бессильно повисли вниз)

Начинай сказочку сначала. (разведите руки в стороны, повтор потешки несколько раз)

Выйдет котя

Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи". Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).

Игры с пробками от бутылок

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла).

Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывайте хвалить вашего малыша.

Читайте также: