Почему дети не идут в школу сегодня

Обновлено: 04.07.2024

Современные дети все чаще не хотят учиться , плюют на распорядки и требования родителей и впадают в депрессии и неврозы , не понятные тем , кто вырос в советской школе. О том как и почему взрослые упускают главный момент в воспитании отпрысков и что из этого получается , мы говорим с детским нейропсихологом , когнитивно-поведенческим психотерапевтом Ларисой Головиной.

Родители уверены, объединение школ - беда для детей.

Что воля , что неволя

— Нежелание что-либо делать — это проблема воли , и касается она не только детей. Уже выросло целое поколение людей , ставших родителями , но они не могут себя принуждать. Они могут действовать , только когда им приятно и легко , и совершенно бессильны , когда нужно идти против каких-то своих желаний и преодолевать препятствия. Они импульсивны , им трудно нести какие-либо обязательства , так что у них часто есть проблемы с законом , например с выплатой кредитов.

Проблема воли — это тема , о которую ломали много зубов. Потому что она не поддается инструментальному исследованию. Это важный психический процесс , который , собственно , и делает человека человеком. Мы можем исследовать мышление и память с помощью тестов и измерений физиологических параметров — электрической активности мозга или обмена веществ , например.

Инструментальной базы для исследований воли нет. Главный доступный метод ее изучения — в ситуациях , когда она порушена , то есть изъян видно сразу.

Клинический психолог Лариса Головина.

Выпасть из люльки

— Почему , на ваш взгляд , это происходит?

— Мы это поймем , если посмотрим на жизнь современного человека , на сами условия воспитания. Если младенец лежит в мокрой пеленке , он заорет , и тогда придет кто-то большой и сделает сухо и тепло. Появляется условная связь. Этот крик — первый акт воли.

Современного ребенка лишают возможности проявлять волю на самых ранних этапах. Начнем с того , что у нас есть памперсы , в которых не мокро и орать не надо. И дальше ребенок живет в условиях , где ему самому практически ничего не нужно делать.

Школа.

Человек , родившийся 40−50 лет назад , очень быстро , так скажем , вываливался из люльки и был вынужден совершать много телодвижений , чтобы удовлетворить элементарные жизненные потребности. Он оказывался вовлечен в обычную бытовую жизнь старших , потому что если он , например , не приготовит себе еду , то никто этого не сделает. И ребенок очень рано понимает: для того чтобы что-то получилось , надо прикладывать усилия.

У нас есть готовая еда , не нужно напрягаться , чтобы ее добыть. Чрезмерное увлечение современных родителей комфортом , чрезмерная и не всегда обоснованная забота о безопасности приводят к тому , что ребенок растет безвольным. Это тот случай , когда благими намерениями вымощена дорога в ад.

Потому что когда возникнет ситуация преодоления какой-то трудности , когда нужно проявить терпение , то человеку будет очень некомфортно , и он попытается убежать от этих обстоятельств. Хотя на самом деле в этом мире выигрывают те , кто в числе прочего умеет терпеть дискомфорт , понимая , зачем это нужно.

Охрана школы во время ЕГЭ.

Полумеры не помогут

— Только один — поставить ребенка в такие условия , где он вынужден будет проявлять волю , где всего можно добиться только трудом. Интуитивно родители знают этот путь , но не все готовы так поступить.

Отдайте сына в спортивный лагерь , где во главе стоит правильный физрук — такой простой мужик , который знает , как добыть в лесу еду , не сгореть при пожаре , не утонуть в реке , не замерзнуть и защититься от волков. И вот тут реально: не потопал — не полопал.

— Если так и не тренировать волю , что потом будет с ребенком?

— Психические процессы развиваются по спирали , проходя одни и те же точки , только на разном уровне. Есть начальная точка — крик мокрого ребенка. Затем , например , трех-четырехлетка волевым усилием не возьмет конфету , которую мама запретила брать. Затем подросток тем же усилием не пойдет играть за компьютер , а посидит за учебниками , потому что важно поступить в физматкласс.

И так всю жизнь. В предельном , крайнем варианте это , например , Александр Матросов , который лег на амбразуру вопреки своим желаниям и потребностям.

Школа.

Если где-то на каком-то этапе произошел сбой и эта спираль не построилась , то впоследствии нужно будет довольно жестко ставить ребенка в такие условия , когда ему нужно будет принять решение. Причем решение , от которого зависят его элементарные жизненные потребности.

То есть если нам не удается его мотивировать более высокими потребностями ( быть хорошим , честным , благородным и пр.), придется опуститься до того , что связано буквально с едой и водой.

— Что происходит с таким ребенком во взрослой жизни?

— Запустить волю наполовину нельзя , она либо есть , либо нет. Но тут есть еще одна проблема. Волевой процесс , даже если он запущен , не бесконечен. Его нельзя сохранить на всю жизнь , стать человеком навсегда невозможно. Надо постоянно поддерживать этот тонус.

Превратиться в безвольную амебу можно на любом этапе жизни. Нам знакомы эти моменты апатии , когда мы падаем на диван , жрем пиццу и смотрим сериалы круглыми сутками. Но потом какой-то мотив появляется , и мы берем себя в руки. Если ты был волевым и сильным 20 лет своей жизни , это не гарантия , что ты останешься человеком до конца.

То есть стать зверушкой можно легко , а вот двери обратно в человечество всегда закрыты , и открыть их можно только пинком — нашим волевым усилием.

В школе.

— Когда ребенок идет в первый класс , он понимает , что начинается какой-то новый этап , но ничего о нем не знает. Возможно , у него есть ожидания , и он может быстро разочароваться. Как ему помочь перейти на этот новый уровень?

— Система воспитания и обучения , которую прошли мы , основывалась на наших возможностях и удовлетворяла наши же потребности. В современном мире она дала сбой. Перекос происходит колоссальный , и год от года все больше.

Дети от года до трех лет , например , должны много двигаться. Это стадия формирования сенсомоторного интеллекта. Человек познает мир через движения и ощущения. В это время он накапливает багаж ощущений и формирует свою нервную систему так , чтобы в дальнейшем она была способна выполнять другие операции и обслуживать другие процессы , например мышление , на котором потом будет строиться как раз обучение.

Слишком увлеченные идеей развития ребенка родители , начитавшись интернета , начинают своих 2−3-летних детей усаживать за стол и учить буквы. Бежать впереди паровоза , в общем. Мать , что ты делаешь? Чего хочешь добиться? Чтобы ребенок к 10-му классу докторскую диссертацию защитил?

Это очень жестоко по отношению к маленькому человеку. Движения и ощущения — это буквально еда для нервной системы ребенка в этом возрасте. И родители его постоянно недокармливают.

Подростки. Кеды.

Так что к первому классу ребенок приходит , во-первых , физически чахлым , во-вторых , с уже накопленным колоссальным отвращением к самому процессу обучения. Ведь , если вместо еды всякий раз давать человеку какую-нибудь вонючую гадость , он очень быстро перестанет есть вообще.

У здорового ребенка огромный познавательный интерес , но с ним учат буквы и цифры , а не познают мир на ощупь. В школе все еще хуже. Ребенок и физически не может вытягивать эту нагрузку. А там еще и оценки. Потом приходит пубертатный период и вообще сносит крышу.

— Если в начальной школе уже видно проблему , то как ее решить?

— Решить можно , но не всегда есть кому это сделать. Грамотный педагог , конечно , сможет пробудить искру любознательности в своем ученике , но сейчас все больше ориентируются на показатели , а не на процесс. У процесса познания нет результата , он ценен сам по себе , так нарабатывается драгоценный опыт , который нельзя как-то измерить.

Подростки.

Оценки и депрессия

— Но тем не менее школьные оценки существуют. И не все родители и дети адекватно на них реагируют.

— Оценка нужна. Но чтобы школьник ее адекватно воспринимал , нужно много условий. Если родители ориентированы на показатели результата и не считаются с возможностями ребенка ( особенно когда у них самих проблемы с самооценкой), он очень быстро понимает: мама и папа остаются очень значимыми в моей жизни , но я не способен оправдать их ожидания.

Формируется так называемая выученная беспомощность. Если я , прилагая все возможные и невозможные усилия , не могу достичь нужного результата , то просто лягу на пол , буду скулить и пальцем не пошевелю , чтобы что-нибудь сделать. И это нормальная реакция , когда тебе не по силам какие-либо требования.

Подростки.

— Можно дать какие-то конкретные советы родителям , чьи дети идут в школу?

— Не перекладывайте всю ответственность на ребенка. И не берите всю ответственность на себя. Даже не знаю , что хуже. Чаще заглядывайте в себя и поступайте не как надо , а как вам лежит к душе. Вот вы увидели двойку в дневнике и считаете , что на ребенка надо наорать. А вам точно хочется орать или вы просто думаете , что так правильно? Может , вам на самом деле хочется обнять его? Важно увидеть , что на самом деле происходит с вами и с ребенком в этот момент.


Семейное право

В Центральную Россию и другие российские регионы пришли морозы. По этой причине у школьников и их родителей возник вопрос: при какой температуре отменяют занятия в школах. Сразу скажем, что единых норм нет: минус 20˚С – не повод оставаться дома в Москве, а в Якутии нормальным считается пойти в школу и в минус 47˚С.

Правовое регулирование

Единого закона, который бы регулировал допустимую температуру воздуха, дающую право родителям не водить ребенка в школу, нет по понятным причинам. Россия – страна большая и если применять действующие в Центральной России климатические нормы к Сибири, то получилось бы, что сибирские дети вообще не посещали бы школу зимой.

Действующие образовательные СанПины также не регулируют организацию работы школ и детских садов в сильные морозы.

Решение о том, при какой температуре воздуха дети могут не посещать школу или детский сад, принимает местный департамент образования. Поэтому нормы отличаются в зависимости от региона, города или даже района и их периодически могут пересматривать.

При какой температуре дети могут не ходить в школу

Возможность непосещения ребенком школы зависит от нескольких факторов:

  • температуры воздуха за окном;
  • возраста ребенка: чем младше ребенок, тем выше температура воздуха, при которой он может оставаться дома;
  • скорости ветра.

Кстати, не всегда учитывается только температура воздуха. Местные власти могут отменить занятия при штормовом предупреждении: сильном ветре свыше 25 м/с, угрозе паводка, других опасных природных явлениях.

Москва и Центральная Россия

В Москве по данным столичного Департамента образования действуют следующие нормативы:

  1. Ученики начальной школы (с 1 по 4 класс) могут оставаться дома, если температура опустилась ниже 25градусов.
  2. Учащиеся средних классов (с 5 по 9 класс) – при минус 26-28 градусов.
  3. Старшеклассники (10-11 класс) – если температура опустилась ниже31 градуса.

Аналогичные нормы действуют в Туле, Нижнем Новгороде, Твери, Смоленске, Самаре и некоторых других городах Центральной России.

Санкт Петербург

В Санкт-Петербурге младшеклассники могут не ходить в школу при температуре -25 градусов, учащиеся 5-8 классов — если на улице мороз 28 градусов, 9-11 классов — при температуре от -30˚С.

Краснодарский край

У школьников из южных регионов меньше всего шансов получить освобождение от школы из-за непогоды. Занятия здесь могут отменить при -20, но до такой отметки температура практически никогда не опускается.

Сибирь

В Сургуте детей отправляют на удаленку при 25-29˚С в зависимости от скорости ветра:

  • 1-4 класс при -29˚С в полный штиль, при -25˚С при ветре 5-10 м/с;
  • 4-8 класс – при -32˚С без ветра, при -27˚С при ветре 5-10 м/с;
  • 9-11 класс – при -36˚С без ветра, при -31˚С при ветре 5-10 м/с.

В Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Омске школьники могут остаться дома, если столбик термометра отпустился до:

Екатеринбургские школьники могут остаться дома при морозах:

Крайний Север

В рейтинге самых закаленных детей лидируют школьники из Якутии. Ученики 1-5 классов не идут в школу, только если температура опускается ниже 42-45 градусов (в зависимости от ветра). Учащиеся 5-8 классов будут ходить в школу, пока на улице не будет менее 45-48 градусов, а старшеклассники – до минус 47-50˚С.

Таблица по регионам

Уточнить, какая температура воздуха за окном позволяет оставить ребенка дома, вы можете уточнить в таблице.

Таблица При какой температуре дети не ходят в школу в российских регионах

Школа продолжит работать даже в сильный мороз

Педагоги и сотрудники школы продолжают работать при любых температурах в штатном режиме. Решение о том, вести ребенка в школу в мороз, или нет, принимают родители. В любом случае школа должна организовать работу дежурных классов. Даже если придет 2-3 человека, занятия проведут.

Запрашивать у детей и родителей объяснительные документы о причинах непосещения в мороз школа не вправе. День пропуска не будет считаться прогулом по неуважительной причине.

При этом школа должна обеспечить нормальные условия для обучения. Так, несмотря на низкую температуру за окном, в классах должно быть тепло (по нормативам – не ниже 18 градусов).

Если занятия отменили, учебный процесс продолжается в дистанционном формате.

Детские сады продолжают работать в любую погоду в штатном режиме. Но при низких температурах родители могут отказаться вести ребенка в детский сад и это будет считаться уважительной причиной пропуска.

Актированные дни – это дни, когда допускается непосещение школы по усмотрению родителей из-за экстремально низкой температуры (неблагоприятных погодных условий).

Согласно новому СанПину от 2021 температурных ограничений для прогулок в детских садах нет. Здесь сказано только, что продолжительность прогулки должна составлять не менее 3-4 часов в день (в среднем продолжительность 1 прогулки – до 1,5-2 часов), но время может варьироваться в зависимости от погодных условий.

Но на практике в детских садах продолжают придерживаться положений старого СанПина. По нему прогулки ограничиваются при температуре воздуха ниже — 15 °C и скорости ветра от 7 м/с. Если термометр опускается ниже — 15 °C или скорость ветра превышает 15 м/с дети до 4 лет не гуляют. Для детей 5-7 лет прогулку отменяют при температуре ниже -20 °C и скорости ветра более 15 м/с.


Важно понять причины. Они могут быть разными. Одни проявляются на определенном этапе обучения или у детей одного возраста, другие могут возникнуть в любое время, причем как у первоклассника, так и старшего школьника.

Почему ребенок не хочет идти в школу?

Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:

1. Трудности в учебе. Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.

В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам.

2. Конфликты с одноклассниками или педагогом. Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.

3. Семейные проблемы. Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.

Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.

Первоклассник не любит школу

Ребенок не хочет идти в школу

Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс школы, он проходит период адаптации к новым условиям жизни. Привыкает к новым требованиям и задачам, которые ставит перед детьми школа:

— во время урока сидеть за партой и не отвлекаться,

— сосредотачивать внимание на словах учителя и том, что он напишет на доске,

— следовать режиму: просыпаться, уходить в школу, отправляться на уроки и перемены в одно и то же время,

— выстраивать отношения с новыми взрослыми и детьми.


Как помочь? Для младших школьников важен режим дня. Ребенок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться.

Лучше не совмещать начало обучения в школе и предложение ребенку дополнительных домашних обязанностей. Дополнительные кружки и занятия должны быть дозированы. Особенно это касается детей, которые занимаются профессиональным спортом.

Важна эмоциональная поддержка взрослого на этом этапе, чтобы у ребенка был надежный тыл и чтобы он всегда мог обратиться к родителям за помощью.

Подросток отказывается учиться

Вторым критическим периодом является переход ребенка в подростковый возраст. С начала школьного обучения и до подросткового возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому ребенок, как правило, мотивирован на процесс обучения, ему нравится познавать новое.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период наблюдавшийся ранее интерес к учебе может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.

Как помочь? Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.

Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне. Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.

С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребенка в будущее. Помогите ребенку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни.

Иногда полезнее не требовать от ребенка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем. Например, если ребенок увлекается литературой, это может быть занятие журналистикой.


Так как дети в подростковом возрасте больше ориентированы на мнение своей референтной группы, немалое значение имеет окружение ребенка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.

Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно. Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества.

В Саратове занятия были отменены во всех без исключения школах, рассказали в пресс-службе администрации города РБК.

Глава СКР Александр Бастрыкин поручил руководителям региональных следственных управлений организовать проверки по фактам массовых эвакуаций.


Источник в силовых структурах Свердловской области сообщил изданию, что к волне минирования может быть причастен житель Латвии, который ведет телеграм-канал о лжеминировании. Возможно, он вызвал переполох и в учебных заведениях Тюмени.

Родители возмущены происходящим. Многие пожаловались, что их дети пришли из школы без верхней одежды и зимней обуви, так как по правилам эвакуации им запретили идти в гардероб, сообщает ТВК.

Некоторые остались на морозе без мобильного телефона и не могли позвонить родителям.

Читайте также: