Чем отличается клуб от кружка в школе

Обновлено: 05.07.2024

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам (творческих объединений) - клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Основным способом организации детей в любом объединении является их включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной программе в течение определенного времени. Каждый ребенок может участвовать в работе одной или нескольких групп.

Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету). Ведущими являются репродуктивные методы работы и приоритет активности педагога. 2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия воспитательных задач. 3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом. 4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Школа Форма образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения.

Школа Отличительные признаки: 1.Комплексность, сложность, масштабность пед. целей и задач. 2.Комплекс учебных предметов (не менее 3-х). 3.Наличие пед. коллектива. 4.Ступенчато-преемственный характер обучения. 5.Система пед. контроля, анализа и оценки результатов. 6.Четкие условия набора и обучения в школе 7.Вручение сертификата по окончании школы. 8. Наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.

Ведущими методами взаимодействия могут стать:

-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

-методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

-методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;

-методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;

-метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями:

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

От правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования. Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

Основные формы детского дополнительного образования

В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития вашего ребенка вряд ли будет достаточно. Чем больше творческих качеств вы поможете ему развить, чем шире будет кругозор и общение, тем выше станет его потенциал.

Расширить кругозор ребенка, а также "проявить" всего его способности, родителям поможет детское дополнительное образование, которое нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей. Оно находит выражение во многих формах работы: кружки, факультативы, секции, творческие студии и т.д.

Принципы организации детских объединений в контексте дополнительного образования построены на:

  • добровольной основе;
  • возможности менять организации или посещать занятия нескольких;
  • проведении занятий в обусловленной форме (индивидуально, в группах);
  • режиме труда и отдыха;
  • индивидуальном подходе.

Важно понимать, что от правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования.

Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

Формы детского дополнительного образования

Кружок

Кружок (творческий, предметный) - объединение детей по интересам и предметным знаниям, что позволяет развить их творческие задатки, расширить знания и коммуникативный опыт. Занятия в кружке проводятся по специально разработанной программе, однако при необходимости руководитель может вносить свои коррективы. Работа с детьми проводится на принципах развития инициативы, творчества, индивидуального подхода.

Особенности: главная цель – обучение, формирование умений и навыков касательно конкретного предмета, тематическое разнообразие (кружок танцев, квиллинга, оригами, литературы и т.д.).


Ансамбль – творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня, танец).

Особенности: главная цель – гармоничное развитие личности через эстетическое образование, развитие художественно-творческих умений, четко определенный профиль деятельности, разнообразие форм занятий, сочетание индивидуального и группового обучения, участие детей разной возрастной группы.

Студия

Студия – группа детей, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью.

Особенности: основная цель – развитие творческих способностей, талантов детей, конкретный профиль деятельности (хореография, изобразительно искусство, театр, литература), углубленное изучение доминирующего предмета, демонстрация достижений, поиск новых эффективных методик работы с творческими детьми.

Школа

Школа – форма дополнительного образования, учебная программа, которая объединяет изучение нескольких взаимосвязанных дисциплин или нацелена на изучение одного профиля.

Особенности: комплексность, наличие концепции школы, устава, образовательной программы, приоритет отдается обучению, строгая система контроля знаний, ступенчатый характер обучения, определенные условия поступления, сертификат об окончании школы

Театр

Театр – творческий коллектив, главной целью которого является воспроизведение художественного действия на сцене, реализация детского творческого потенциала (театр моды, социальный театр).

Особенности: разнообразные форм занятий, изучение театра как вида искусства, четкая система условия набора участников, нестандартная программа занятий, преобладание художественно-эстетического компонента в программе, широкая творческая практика.


Факультатив – вспомогательная форма педагогического процесса, направленная на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей детей, углубленное изучение предмета, языка, а также развитие креативного мышления и подготовку одаренных детей к олимпиадам и конкурсам. Существуют факультативы в рамках общеобразовательной программы (они организовываются на базе школы) и факультативы на частной основе.

Школьные факультативы не повторяют содержания школьной программы. На занятиях дети получают дополнительные, более глубокие знания по предмету и закрепляют выученный материал выполнением самостоятельных заданий. Процесс проверки знаний носит больше обучающий, чем контролирующий характер. Чтобы заинтересовать ребенка занятием, темы должны быть разнообразными, а методы работы нестандартными.

Репетиторские занятия

Репетиторские занятия – форма обучения, которая отличается от классических занятий в классе наличием частного преподавателя и индивидуальной программы работы, с учетом приоритетных для конкретного ученика учебных моментов.

Особенности: частная форма проведения, платная основа, симбиоз повторения материала и изучения нового, ликвидация пробелов в знаниях, высокая интенсивность подачи материала, возможны групповые занятия, дистанционное обучение (благодаря специализированным порталам, сайтам, IT-технологиям), репетиторство нацелено, главным образом, на устранение недостатков в усвоении общеобразовательной программы.


Центр творчества и развития – многопрофильное образовательное учреждение для дополнительного образования детей; образовательная организация, главная цель которой – развитие физического и творческого потенциала детей.

Особенности: занятия проводят с полугодовалого возраста, сочетание разных направлений и видов деятельности (художественная, спортивная, военно-патриотическая, социально-педагогическая, туристическо-краеведческая), возможность профильной подготовки старшеклассников, установленный режим занятий, практика проведения занятий и праздников вместе с родителями (даже для самых маленьких детей).

Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.

Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (например, девиз, форма, эмблема), устава клуба, традиций, а также общение между разными поколениями воспитанников.

Дополнительное образование – неотъемлемая часть общеобразовательной системы. Благодаря разнообразию его форм становится возможным с раннего детства развить в ребенке его творческий потенциал и индивидуальность.

А разве это не кружок?

Грань между школьным клубом и кружком довольно эфемерна. Кружки когда-то появились как структуры, которые должны были быть похожи на клубы по интересам, только организованные специально для детей. Но. программы и требования финансирования быстро сделали свое дело, и их сильно видоизменили, хотя в некоторых школах школьные клубы успешно работают и сегодня.

В чем главное отличие школьного клуба? В нем, во всяком случае официально, никто не обучает детей. Клуб создается для того, чтобы в нем можно было отдохнуть, пообщаться с друзьями, позаниматься своим любимым делом.

И при открытии клуба, и при его дальнейшей работе нельзя забывать, что:

– Там никто никого не учит, там учатся у тех, у кого хотят учиться.

– Там учатся все, и взрослые и дети, а педагог показывает ребятам, как можно относиться к своей работе и учебе, к своим победам и недостаткам.

– Там никто никого не проверяет – проверкой является результат деятельности, который вместе анализируют.

Зачем школе клуб?

Школьный клуб – это частица внешкольной, обычной жизни, попавшей в стены учебного заведения. Для скептиков, которые уверены, что научить или научиться чему-либо можно только сидя за партой, слушая объяснение учителя, сдавая экзамены и зачеты, скажу: вспомните, кто и когда вас научил говорить, ходить, аргументировать свои просьбы. Каждый момент жизни – это учебная ситуация, вопрос только в том, чему мы при этом учимся и как можем изменить то, что окружает нас.

Часто учитель открывает в школе клуб, чтобы привлечь внимание ребят к своему предмету, увлечь и заинтересовать – то есть с учебными целями. Это, собственно говоря, и есть главная причина для разрешения открыть клуб: директор понимает образовательную значимость создаваемого объединения и ищет возможность ее финансирования.

Однако, продумывая структуру школьного клуба, нельзя говорить напрямую о своих педагогических задачах. Если, конечно, ваш клуб изначально не называется клубом для зубрилок. Потом, когда работа начнется, будет время, чтобы каждый понял, чему там можно научиться.

Виды школьных клубов

Во-вторых, школьные клубы могут быть открытые (в которые всегда допускаются все желающие) и закрытые (членство в клубе возможно лишь при некоторых условиях).

И снова внешняя привлекательность открытых клубов может оказаться обманчивой, их будут посещать очень мало ребят: запретный плод всегда слаще.

В-третьих, школьные клубы могут быть детскими и детско-взрослыми. Взрослыми членами клуба могут быть как учителя школы, так и родители ребят. Такие клубы дают больший образовательный эффект, но их создание требует от взрослых большей затраты сил.

С чего начать?

Опыт показывает, что открывать школьный клуб лучше всего. с нуля. Да-да, именно с пустого места. Потому что настоящий школьный клуб не открывается, а создается и развивается вместе с ребятами, в конкретной школе, при конкретных условиях.

Я не предлагаю манипулировать детьми, подводя их вопросы и идеи к тому, что заранее было намечено взрослым. У учителя есть опыт, он может и должен предъявлять его ученикам. У ребят есть свой опыт, который педагог должен помочь представить друзьям, постараться понять и принять.

В свободном образовательном пространстве педагог работает с опытом учеников, создавая ситуации, при которых этот опыт используется и обогащается. И только когда в сообществе назреет идея создания школьного клуба, можно начинать работу. Если же такой идеи нет в головах детей, то лучше пока отказаться от затеи!

Как продолжить?

Жизнь школьного клуба очень трудно описать, как жизнь любой естественной системы. Когда приезжаешь в школу и посещаешь школьный клуб, тебе рассказывают о достижениях, приглашают посмотреть фильмы и фотографии. Все это результаты проделанной работы, а не сама работа. Образ, который сформировался у меня после наблюдения множества форм свободных образовательных систем, собирателен. В нем нет и не может быть прямых инструкций. Тем не менее, поняв законы развития таких пространств, можно говорить о педагогических приемах, которые эффективны или неэффективны.

У каждого клуба есть свои традиции, свои правила. Когда их создавать? В самом начале, когда в клубе все – новички и все свежо и ново? Или стоит подождать?

В то же время, если вообще не говорить о правилах, могут возникнуть конфликты. Например, окажется, что люди играли в совсем разные игры. И если в этот момент предложить договориться о правилах игры (когда все уже получают от нее удовольствие), вряд ли кто-то уйдет.

Так же и при создании правил школьного клуба. Если особые правила еще никому не нужны, то зачем их обсуждать? А вот когда без них кому-то станет трудно или плохо (ситуация конфликта), можно начать ими заниматься. И этот процесс никогда не заканчивается.

Возможности школьного клуба

А теперь немного пофантазируем. Точнее, подумаем, каким может быть школьный клуб, чем там можно заниматься, чему учиться.

Клубы театральные, музыкальные, художественные очень распространены. В них занимаются искусством, а учатся, кроме того, и истории (например, просматривая интересные фильмы по истории искусств), и иностранным языкам (изучение искусства в разных странах может дать сильную мотивацию).

Туристические клубы различной направленности дают хорошую возможность каждому члену клуба заняться своей физической подготовкой (поход требует подготовки!). В таких клубах ребята и учителя изучают географию (маршруты походов – увлекательнейший материал), учатся излагать свои мысли письменно и устно (рассказ о походе – отдельное искусство, а можно и в стихотворной форме попробовать передать то, что прожил и прочувствовал).

Клубы иностранных языков – мечта многих школ. Хорошего учителя английского (французского, немецкого) для школы найти довольно трудно: в нашей стране люди, знающие иностранные языки, предпочитают получать не учительскую зарплату. Тем не менее клуб любителей иностранного языка может стать той незаменимой структурой, которая позволит снять языковой барьер (и у учеников, и у учителей), развить умение понимать иностранную речь, выражать свои мысли на другом языке – даже при отсутствии высококвалифицированного специалиста. В этом клубе взрослые и дети будут равны и даже могут поменяться ролями: многие ученики быстро начнут помогать своим учителям.

Просмотр фильмов на иностранном языке, их обсуждение может стать увлекательным поводом для общения. Непонятна речь? Можно просмотреть тот же кусок на русском языке или воспользоваться подстрочным письменным переводом (кстати, в странах, где английские и американские фильмы показываются по телевидению именно так, практически все жители спокойно говорят на этом языке). Просмотр фильмов с дублированием может стать хорошим материалом для анализа работы актеров, для обсуждения значимости интонации и движений тела. Клуб может запланировать и осуществить поездку в страну изучаемого языка, предварительно познакомившись (по литературе и видеоматериалам) с ее достопримечательностями. А слова песен! Молодежи так нравится подпевать знаменитым певцам, а для этого нужно и слова знать, и их перевод никому еще не помешал. Национальные блюда, музыка, просмотр фильмов, национальный юмор – все это сделает жизнь клуба интересной для всех его членов.

Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправ- ленной познавательной деятельности в кружках.

Целью работы кружков является развитие творческих способ- ностей и дарований детей и подростков, формирование практиче- ских умений и навыков, использование учащимися имеющихся зна- ний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники.

Кружковая работа в начальных классах имеет свои особенности. Работа в кружках с учащимися среднего звена строится на опреде- ленном интересе их к какой-либо науке или учебному предмету. Для младших школьников такой определенный интерес еще не характе-

Строится работа кружков на основе занимательности, содержа- ние работы должно быть близким интересам учащихся. При органи- зации кружковой работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли педаго- га. Кружковая работа с младшими школьниками может строиться не по учебным предметам, а охватывать различные области знаний.

Занятия любого кружка будут проходить успешно, если кружок работает по плану, а каждое его занятие тщательно подготовлено. При отборе содержания деятельности детей в кружке учитываются учебные программы, общее развитие детей, их интересы. Кружко- вая работа обязательно должна носить общественно полезную на- правленность, дети должны не только получать новые знания, прак- тические умения и навыки, но и видеть общественную значимость своей работы в кружке. План работы кружка должен включать в себя самые разнообразные занятия, но они обязательно направлены на расширение общего кругозора учащихся, на формирование прак- тических умений и навыков, на воспитание разносторонне развитой личности.

струировании, моделировании, опытнической работе, наблюдениях за явлениями природы и др.

Кружковая деятельность должна быть гласной. Учащиеся отчи- тываются о своей работе в форме выставок, подготовки праздников, смотров, спортивных состязаний.

Самыми распространенными видами кружковой работы среди детей и подростков являются кружки эстетической направленности: музыкальный, хореографический, театральный, драматический и др. Кроме того, как показывают наши наблюдения, в зависимости от своих интересов и способностей учащиеся активно включаются в работу кружков научно-технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности.

Клубное объединение— это самодеятельная организация, ко- торая объединяет людей в свободное время. От многочисленных стихийно возникающих групп, компаний объединение отличается организационным оформлением.

Отличительными особенностями клубной работы С.Т. Шацкий так же, как и А.С. Макаренко, считал прежде всего творчество, са- моорганизацию и самоуправление. А.С. Макаренко полагал необхо- димым сделать досуг коммунаров содержательным и интересным. Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получе-

ния разнообразных знаний и умений, которые они могли использо- вать в общественно полезной деятельности. Умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, которое станови- лось воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, создать органы детского самоуправления, приобщить вос- питанников к различным видам деятельности — все это имеет не- посредственное отношение к педагогической деятельности А.С. Ма- каренко. Он подчеркивал, что необходимо привлекать всех без ис- ключения воспитанников, в том числе и младших, к выполнению различных организаторских функций. Выводы этих педагогов раз- рушали сложившееся представление о ребенке только как объекте педагогического воздействия. Они показали, что ребенок во внеу- рочное время является активным субъектом воспитательного про- цесса.

Основу клубных объединений составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совмест- ных действий.

Условиями эффективности деятельности клубных объединений являются:

l целенаправленность и многообразие форм деятельности;

l действенность актива;

l социально-психологический климат;

l наличие традиций;

l учет интересов каждого участника объединения.

В практике работы школ и учреждений дополнительного обра- зования можно выделить разнообразные виды клубных объедине- ний. Самыми распространенными среди них являются:

1) объединения общественной направленности (например, эко- логические клубы, краеведческие, поисковые клубы и др.);

2) объединения производственной и научной направленности

(клубы технического творчества);

3) объединения естественно-научной направленности (клуб лю- бителей природы, клуб цветоводов, садоводов и др.);

4) объединения эстетической направленности (фольклорные клубы, клубы изобразительного искусства, клубы юных фо- тографов и др.).

Кроме вышеперечисленных клубов можно выделить дискусси- онные клубы, молодежные, семейные, клубы выходного дня и др.

Последовательность действий педагога в организации работы клубного объединения:

— составление общих положений деятельности клубного объе- динения;

— определение цели, задач и форм деятельности;

— определение прав и обязанностей членов клубного объеди- нения;

— составление программы работы клубного объединения. Таким образом, занятия в кружках и в клубных объединениях

способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их но-

выми знаниями, развитию художественного вкуса, творческих спо- собностей, привитию навыков коллективной работы.

Индивидуальный досуг

Индивидуальный досуг имеет большое значение в организации свободного времени детей и подростков. У каждого ребенка есть свой интерес к тому или иному виду деятельности, есть свое хобби. Поэтому педагогу, родителям необходимо вовремя выявить этот ин- терес и помочь ребенку реализовать свои силы и возможности. В организации индивидуального досуга важна реализация поискового метода, поэтому остановимся на его характеристике более подроб- но. К основным видам поисковой деятельности относятся:

1) библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа уча- щихся по подбору и изучению литературы, связанной с опре- деленной темой. Устойчивый интерес ребенка к той или иной проблеме первоначально стимулируется учителем, родите-

лями, которые могут предложить ребенку для ознакомления с той или иной проблемой дополнительную литературу. Впо- следствии ученик, овладевший соответствующими библио- графическими навыками, уже сам способен подобрать и изу- чить интересующие его литературные источники. Библио- графический поиск совершенно необходим при выполнении работ творческого характера (доклады, рефераты, выступле- ния и др.). Также этот вид поиска используется и при органи- зации индивидуального досуга (подбор и изучение литерату- ры по интересующей ребенка проблеме), и при организации самостоятельной подготовки учащихся к проведению экс- курсий, турпоходов, путешествий;

2) сбор краеведческих материалов: археологических, истори- ко-литературных, этнографических и др. Краеведческий по- иск включает много разнообразных умений и навыков само- стоятельной познавательной деятельности: сбор различных фольклорных, природных, историко-культурных материа- лов, их систематизация и анализ;

3) коллекционирование — следующий вид поисковой деятель- ности. Учащиеся коллекционируют чаще всего монеты, от- крытки, значки, фотографии животных, автомашин, вклады- ши, фишки и др. Умелое педагогическое руководство может превратить это подобие детской игры в серьезное увлечение, в поисковую деятельность, обогащающую детей и подрост- ков новыми знаниями и способствующую выработке таких важных качеств, как умение систематизировать те или иные материалы. Коллекционирование без контроля со стороны родителей и педагогов может приводить и к отрицательным результатам, не всегда безобидным может быть и сам пред- мет коллекционирования;

4) опытно-практические работы, например, в кружках, сек- циях, в трудовых объединениях, в школьных лабораториях и др. Здесь поиск, как правило, сложный, он нередко прово- дится в течение длительного времени и осуществляется в основном коллективно, но служит основой для продолжения

индивидуальной работы, в то же время дает возможность са- мостоятельно применять полученные теоретические знания на практике, помогает каждому учащемуся найти для себя конкретный участок по интересам и способностям.

Основными этапами поисковой деятельности являются:

— сбор материалов (от того, насколько учащиеся будут обуче- ны правильно обращаться с самыми разнообразными наход- ками, которые могут попасть к ним в руки, во многом зави- сит ценность результатов всей поисковой деятельности);

— обработка, систематизация, изучение и оформление подо- бранного материала. Участники поиска под руководством педагога определяют эффективность использования собран- ной информации, оформляют подобранный материал, руко- водствуясь соответствующими требованиями и правилами.

К формам индивидуального досуга мы можем также отнести разнообразные виды увлечений, например, цветоводство, танцы, музыка, занятия спортом, вязание, выжигание, плетение, вышива- ние, конструирование и др. Здесь уже важна роль родителей, их под- держка, подсказка, поощрение, помощь в подборе необходимой ли- тературы, материала, инструментов.

Практика показывает, что наиболее привлекательными формами для детей и подростков являются игры, музыка, танцы, занятия спор- том, конструирование и др. Интерес к тому или иному виду деятель- ности необходимо у ребенка вовремя увидеть, помочь ему опреде- литься в выборе форм индивидуального досуга, проявить внимание и свой интерес к данному увлечению ребенка.

Как известно, у каждого человека вырабатывается индивидуаль- ный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации и проведения свободного вре-

мени — творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыха- ет по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.

Следует отметить, что структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга — это отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяет- ся на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем человек занят — не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоцио- нальную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызыва- ет настроение покоя. Это может быть чтение, настольная игра, не- принужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, ин- дивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И тем не менее он является неотъемлемым элементом жизни, служит под- готовительной степенью к более сложной и творческой деятель- ности.

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с пре- вышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психиче- ским функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздей- ствий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассив- ного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и пси- хические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посе- щение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Выделяют три основные функции активного отдыха: восстано-

вительную, функцию развития и гармонизации. Первая обеспечива- ет человеку физиологическую норму здоровья и высокую работо- способность, вторая — развитие его духовных и физических сил, третья — гармонию души и тела. В общем, многие стороны лично- сти могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если индивид обладает хорошо развитым умением отдыхать.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культу- ры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность лично- сти, состоящую в систематическом чтении научной литературы, по- сещении музеев, выставок и др. Если, например, развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, служит для снятия пси- хологических стрессов, перегрузок, переутомления, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид до- суга носит целенаправленный, систематический характер, это овла- дение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удо- влетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного вре- мени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на сози- дание культурных ценностей — творчество. Потребность в творче- стве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно явля- ется средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность тво- рить открывается всем без исключения. Творческой может быть лю- бая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душев- ные силы и способности человека.

Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качества- ми и особенностями, все это и делает отдых социально-педагоги- ческим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек зани- мался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, ко- торые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Также, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть по- требность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга на- зывают созерцательным. Ему соответствует общение между близки- ми по духу людьми. Следовательно, досуг представляет собой мно- гоуровневую структуру.

Читайте также: