Карта анализа мероприятия в доу

Обновлено: 02.07.2024

Критерии

Оценка

Примечание

1

2

3

1.

Соответствие поставлен­ных на занятии задач:

возрастным психологическим особенностям детей группы

требованиям учебной програм­мы дошкольного образования

наличие триединой дидакти­ческой задачи (воспитание, обучение, развитие)

2.

Создание условий для про­ведения занятия

Подготовка к занятию:

подбор дидактического, раздаточного материала

рациональность размещения пособий и оборудования

целесообразность организации пространственной среды

Наличие предварительной работы с детьми (беседы, наблюдения, просмотр слайдов, рассматривание картин, чтение художественных произведений и т.д.)

Санитарно-гигиенические требования

соблюдение требований к подготовке помещения (убор­ка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.)

3.

Соответствие структуры занятия его задачам

4.

Реализация здоровьесберегающего подхода:

наличие положительного микроклимата

оптимальная длительность занятия

интеграция разных видов детской деятельности

использование физкультминут­ки, релаксационной паузы

соблюдение правил безопасности

учёт состояния здоровья воспитанников

контроль за правильностью осанки

5.

Реализация индивидуально-дифференцированного под­хода к детям (темперамент, характер, способности, пол)

6.

Использование разнообраз­ных форм организации детей на занятии (сочетание коллективных, подгрупповых и индивидуальных форм, ра­бота в паре). Оправданность выбранных форм

7.

Эффективность исполь­зуемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточ­нение, напоминание, указание, показ, художественное слово и т.д.) для успешной реализа­ции поставленных задач

8.

Реализация личностно-ориентированного подхода:

учёт интересов и потребностей детей

предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности

изменение характера оценки ребёнка (его достижения оцениваются как результат сравнения с самим собой)

создание каждому ребёнку ситуации успеха

использование рефлексии (са­моанализа, самооценки своей деятельности)

Анализ деятельности детей на занятии:

желание работать, помогать, исправлять, дополнять ответы других детей

умение адекватно оценивать собственную работу на занятии

Предложения по совершенствованию работы

Методика оценки:

Каждый критерий состоит из двух частей: содержательной и оценочной.

Содержательная часть включает в себя качественно-практическую характеристику изучаемого направления. Оце­ночная часть включает 3-балльную шкалу и имеет несколько критериальных уровней:

3 балла — все предложенные параметры выполняются в пол­ном объёме (100%), т.е. деятельность педагога соответствует требованиям;

2 балла — предложенные параметры выполняются не в полном объёме (75%), т.е. деятельность педагога частично соответствует требованиям;

1 балл — кое-что из указанных параметров осуществляется от случая к случаю, т.е. эпизодически, бессистемно.

Оценочная шкала обязательно должна содержать выводы и предложения по совершенствованию работы педагога с детьми.

1. Соответствие поставленных на занятии задач :

возрастным психологическим особенностям детей группы

требованиям учебной программы дошкольного образования

Наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие)

2. Создание условий для проведения занятия

Подготовка к занятию :

подбор дидактического, раздаточного материала

рациональность размещения пособий и оборудования

целесообразность организации пространственной среды

Наличие предварительной работы с детьми (беседы, наблюдения, просмотр слайдов, рассматривание картин, чтение худ. произведений и т. д.)

соблюдение требований к подготовке помещения (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.)

3. Соответствие структуры занятия его задачам

4. Реализация здоровьесберегающего подхода:

наличие положительного микроклимата

оптимальная длительность занятия

интеграция разных видов детской деятельности, смена поз

использование физкультминутки, релаксационной паузы

соблюдение правил безопасности

учёт состояния здоровья воспитанников

контроль за правильностью осанки

5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол)

6. Использование разнообразных форм организации детей на занятии (сочетание коллективных, подгрупповых и индивидуальных форм, работа в паре). Оправданность выбранных форм

7. Эффективность используемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточнение, напоминание, указание. показ, художественное слово и т. д.) для успешной реализации поставленных задач

8. Реализация личностно-ориентированного подхода:

учёт интересов и потребностей детей

предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности, изменение характера оценки ребёнка (его достижения оцениваются как результат сравнения с самим собой)

создание каждому ребёнку ситуации успеха

использование рефлексии (самоанализа, самооценки своей деятельности)

10. Анализ деятельности детей на занятии :

желание работать, помогать, исправлять, дополнять ответы других детей

умение адекватно оценивать собственную работу на занятии

Предложения по совершенствованию работы ___

Карта анализа занятия Карта анализа занятия Дата ДОУ Возраст Педагог Длительность занятия Форма Тема Программное содержание Критерии оценки Умение.

Дети конструируют на занятии

Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.

Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ

Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:

  • самоанализ, или рефлексивный анализ;
  • анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.

Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.

Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.

Воспитатель с детьми рыхлят землю в контейнерах

Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога

Проблемный анализ призван диагностировать:

  • качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
  • эффективность используемых методов работы с детьми;
  • уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
  • соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:

Приёмы проведения анализа

Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.

Словесные приёмы

Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.

Педагоги обсуждают конспект занятия

Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга

Наблюдение

Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:

Практические приёмы для анализа конспекта занятия

Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).

Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.

Воспитатель раздаёт детям материал для поделки

Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы

Какие виды деятельности анализируются

Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:

  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  • формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
  • музыкальное занятие;
  • логопедическое занятие;
  • хореография;
  • физкультура;
  • основы грамоты.

Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.

Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:

  • прогулки;
  • утренника;
  • развлечения.

Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.

Дети играют на прогулке

По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки

Схемы анализа

Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:

  • общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
  • педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
  • психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
  • анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).

Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.

Алгоритм проведения общего анализа урока в ДОУ

  1. Тема урока.
  2. Дата проведения.
  3. Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
  4. Название группы и возраст детей.
  5. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
  6. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
  7. Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
  8. Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
  9. Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
  10. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.

Дети с педагогом рисуют

Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ

Таблица: схема карты развёрнутого анализа

Таблица: схема психологического анализа урока в детском саду

Картотеки схем анализа занятий разной образовательной направленности

Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь


Оценить 44639 0

I. Анализ целей занятия
1. Оценка правильности и обоснованности определения воспитателем задач образования, воспитания и развития воспитанников.
2. Учет при определении целей занятия его места с системе занятий.
П. Содержание занятия
1. Обстоятельность, научная достоверность и доказательность изложения материала. Соответствие содержания урока требованиям учебных программ.
2. Полнота и четкость определения понятий, выделение главного объекта прочного усвоения.
3. Включение в содержание темы достижений науки и техники, других явлений современности.

Анализ занятия
Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей.
Организационный момент преследовал также цель сформировать устойчивое представление детей о своем городе, достижение взаимопонимания и сплоченности. Установление положительного эмоционального фона.

На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.
Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками.
Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Лексический материал для занятия был подобран с учетом возрастных и речевых особенностей детей.
Особо следует отметить использование разнообразных методических приемов, которые располагались в порядке нарастания сложности. Широко использовались на занятии различные виды наглядности.

Анализируя подобное занятие, воспитателю, методисту, практиканту необходимо ответить на главные вопросы:

1. Удалось ли мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности?

2. Какие приемы мотивации были использованы и насколько удачными они были?

3. Как было организованно восприятие детей при изложении учебного материала (по времени, по пределу доступности излагаемого материала, по объему предлагаемой информации, по задействованию сенсорной сферы ребенка, по использованию приемов педагогической техники)? Особое внимание следует уделить доступности и объему информации, поскольку превышение доступности ведет к снижению интереса детей к деятельности, а превышение объема информации – к утомлению детей.

4. Какие приемы были использованы педагогом для активного осмысления детьми предлагаемого учебного материала, насколько они были успешны?

5. Какие приемы воспитатель использовал для оценки деятельности детей, принесли ли им чувство удовлетворения, не принижалось ли личное достоинство детей?

6. Способствовало ли подведение итогов занятия повышению интереса детей к данному виду деятельности?

7. И независимо от вида деятельности в заключение необходимо отметить, на развитие каких видов мышления делался упор на данном занятии (и осознанно ли это делалось педагогом) и как это выражалось в детской деятельности.

Модель развивающего занятия.

воспитатель

Создание проблемной ситуации

Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез, дополнительная мотивация

Управление самостоятельным поиском

Совместное подведение итогов, выдвижение гипотез

Обучающее занятие

Анализ обучающего занятия обычно строится вокруг образовательной цели. Преподаватель, в первую очередь, должен понять, есть ли в его схеме урока три части - мотивация, вовлечение, осмысление.

Воспитатель, когда пишет анализ занятия, должен понять:

Получилось ли мотивировать каждого ребенка к обучению?

Какие из приемов мотивации были наиболее успешными?

Сколько времени вы уделили учебному материалу? Из каких частей состояло занятие?

Насколько доступно был представлен материал, какие педагогические приемы были использованы?

Были ли действия детей как-либо вами оценены? Не чувствовали ли себя некоторые дети ущемленными, получая невысокие оценки?

Помогли ли итоги и выставление оценок повысить интерес к теме урока?

Какие виды мышления развивались на этом занятии?

Каковы итоги обучения (через неделю научились ли дети выполнять то, что было предложено преподавателем)?

Оцените общий эмоциональный климат занятия.

Развивающее занятие

Развивающее занятие имеет познавательную цель. Несмотря на то, что три части у него такие же (мотивация - вовлечение - осмысление), анализ занятия строится иначе.

Воспитатель ищет ответы на следующие вопросы:

Получилось ли заинтересовать детей вначале занятия?

Насколько благоприятным был психологический климат развивающего занятия, были ли дети эмоционально вовлечены в урок?

Правильным ли была подача материала: сколько времени выполнял действия воспитатель, сколько - дети.

Читайте также: