Почему бумагу называют искусственным материалом кратко

Обновлено: 03.07.2024

Бумага – очень древнее изобретение. Её знали в Древнем Китае. Отцом бумаги считают китайца Пай Луня, который придумал бумагу в 105 году новой эры. Делали её тогда так: клочки шелковой ваты, тряпье, старые рыболовные сети измельчали и бросали в чан с водой, взбалтывали, пока не получалась однородная, водянистая кашеобразная масса, которую черпали бамбуковой сеткой. Осадок, оставшийся лежать ровным слоем на сетке, просушивали. Этот принцип работает и сегодня, изменились только средства производства, масштабы, скорости и сырье.
В России бумага появилась в XIV веке. До этого времени писали на пергаменте.

Бумага – это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесная масса, волокна хлопка, льна, макулатурная масса и некоторые другие вспомогательные добавки). Длина растительных волокон, из которых образована бумага, 1-2 мм при диаметре около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.

По определению, бумага – это пористо-каппилярный плоскостной искусственно созданный материал, доступный для проникновения воздуха, влаги и красок. При размачивании в воде обычные сорта бумаги теряют свою механическую прочность, при пропитке керосином или маслами прочность бумаги не меняется. Это убеждает в том, что целлюлозные волокна в бумаге соединены между собой главным образом водородными связями.

Свойства бумаги зависят от волокнистого состава, природы растительных волокон, характера их обработки, содержания наполнителя, проклейки, а также технологии отлива и отделки, благодаря чему бумага получается с разными свойствами.

Состав и технология изготовления бумаги

Размолотое целлюлозное волокно, древесная масса, отбеленный и измельченный каолин, клей, подцветку смешивают в нужных пропорциях.
В качестве наполнителя печатной бумаги применяют главным образом каолин – белую фарфоровую глину или тальк – соединение из класса силикатов. Диоксид титана используют в производстве мелованных бумаг. Оксид цинка используется как наполнитель для специальных видов бумаги.
Благодаря наполнителям бумага становится ровной, гладкой, непрозрачной, пластичной, капиллярной и менее пористой.

Бумагу отливают из бумажной массы на бумагоделательной машине, работающей со скоростью до 800 м/мин и состоящей из четырех составных частей:
1. сеточная часть: бумажная масса потоком поступает на сетку машины. Формирующийся из кашеобразной массы тонкий волокнистый слой постепенно освобождается от воды на сеточной части.
2. прессовая часть: здесь вода отжимается давлением прессов.
3. сушильная часть: бумажная лента, прижимаясь к сушильным цилиндрам, доводится до сухости 95%. В сушильной части встраивают клеильный пресс для поверхностной проклейки бумаги, что необходимо для бумаг, используемых для печати с применением увлажнения (литография, фототипия, офсетная печать).
4. отделочная часть с накатом бумаги (намотка в рулоны): три-восемь полированных чугунных цилиндров уплотняют бумагу, делая её поверхность ровнее.

В процессе изготовления бумаги, когда бумажная масса потоком поступает на движущуюся сетку бумагоделательной машины, волокна, увлекаемые потоком, принимают преимущественно расположение, когда их оси совпадают с направлением движения сетки машины. Поэтому свойства бумажного листа в продольном и поперечных направлениях будут несколько различны, а именно – прочность бумаги будет выше в продольном направлении.

Приём определения направления волокон бумаги

1) Если мы разорвем бумагу по длине и по ширине листа, то разрыв по направлению движения сетки бумагоделательной машины будет ровным, а в поперечном направлении разрыв будет неровным (драным). Направление ровного разрыва бумаги и есть направление отлива бумаги.
2) отрезать одинаковые полоски по длине листа и по его ширине. Положить одну полоску на другую. Выравнить. Взять в руку большим и указательным пальцами. Вытянуть руку под прямым углом перед собой. Та полоска, которая свисать будет меньше и определяет направление отлива бумаги.

Верхняя (лицевая) сторона бумаги, не соприкасающаяся с сеткой бумагоделательной машины, будет гораздо ровнее сеточной. Сеточная сторона имеет меньше наполнителя, частично уходящего из бумаги вместе с промывными водами.

То есть бумага ортотропна: её свойства несколько отличаются во всех трех измерениях – по ширине, длине и лицу/обороте.
Всё это необходимо учитывать при подготовке бумаги к печатанию и при обработке оттисков в брошюровочно-переплетных и отделочных целях (при разрезке, фальцовке, шитье, высечке и тиснении).

Требования к качеству печатной бумаги

1. достаточная механическая прочность, обеспечивающая нормальные условия выполнения процесса печатания тем или иным способом (отсутствие обрывов бумажного полотна при печатании, минимальность застреваний листов и подачи двойных листов, продолжительное использование печатной продукции без заметного разрушения).
2. незасоренность, характеризующаяся допустимым числом соринок площадью 0,1-0,5 кв.мм каждая в 1 кв.м бумаги
3. толщина, плотность, структура и другие свойства бумаги должны быть однородными не только у листов одной и той же партии, но и внутри каждого листа.
4. влагосодержание бумаги должна быть в пределах 6-8%.
5. листы бумаги должны иметь строго прямоугольную форму. Косина листа не должна превышать 0,2%. Волнистость листов в кипах при их распаковке не допускается.

Допечатные свойства бумаги, как правило, связаны с влажностью, упаковкой и хранением бумаги. Свойства бумаги, называемые печатными, включают характеристики, определяющие прохождение бумаги через бумагопроводящую систему печатной машины, а также свойства, определяющие качество печатного оттиска.

Печатные свойства обеспечивают получение высококачественного оттиска. Основные печатные свойства бумаги:
- белизна
- гладкость
- упругоэластичность
- пластичность
- впитываемость
- непрозрачность
- незасоренность
- прочность поверхностного слоя
- плоскостность.
Эти свойства должны соответствовать условиям того или иного способа печати.

Послепечатные свойства бумаги определяют процессы разрезки, фальцовки, шитья, высечки и тиснения, а также условия и требования прессования полуфабрикатов и их хранения и сушки.

Белизна бумаги:
Высокая степень белизны печатной бумаги весьма желательна, так как четкость, удобочитаемость издания зависят от контрастности запечатанных (текст, иллюстрации) и пробельных участков оттисков.

Степень белизны бумаги зависит от её возможно более полного и равномерного отражения лучей различной длины по всему спектру дневного рассеянного белого света. Чтобы повысить белизну бумаги, устранить возможный желтоватый оттенок, бумагу в процессе изготовления подкрашивают синими и фиолетовыми красителями или вводят в её состав оптические отбеливатели.
Степень белизны некоторых видов бумаги:
Мелованная с оптическим отбеливателем – 84%
Мелованная без оптического отбеливателя – 78%
Чистоцеллюлозная печатная бумага с оптическим отбеливателем – 83%
Тоже самое без – 78%
Печатная бумага с белой древесной массой – 72%
Газетная бумага – 65%

Гладкость бумаги:
Зависит от микрогеометрии поверхности бумаги, то есть рельефа, образованного выступами и впадинами между растительными волокнами и частичками наполнителя.
Глянцевитость или матовость бумаги также зависит от микрогеометрии её поверхности. Очень гладкие бумаги будут глянцевыми, шероховатые – матовыми.

Упругоэластичность:
Под действием рабочего органа машины бумага деформируется, однако в зависимости от степени механического напряжения и целей технологических операций возникают деформации разного характера: упругие, эластические и пластические.
Свойство материала мгновенно изменяет свою форму и размеры под действием соответствующей нагрузки, и после прекращения её действия также мгновенно восстанавливать их называется упругостью. Следовательно, упругие – это мгновенно возникающие, полностью обратимые деформации. Эластичность – это свойство материала изменять форму и размеры под действием нагрузки в течение некоторого времени и постепенно полностью восстанавливать первоначальную форму и размеры после прекращения действия. Свойство же материала сохранять полученную деформацию после снятия механического воздействия, вызывающего его, называется пластичностью.
Упругоэластические свойства положительно сказываются на процессе печатания, но зачастую они бывают недостаточными для надлежащего выравнивания поверхности бумаги в процессе печатания и компенсации неровностей, как печатной формы, так и самой бумаги. Пластические деформации бумаги технологически необходимы при фальцовке, биговке, тиснении.
Эти противоречивые требования к свойствам бумаги решаются созданием различных видов и сортов бумаги. Ведь выбор бумаги для воплощения той или иной идеи на 50% определяет качество её исполнения.

Впитываемость:
Надлежащая впитывающая способность бумаги – важное условие своевременного и полного закрепления краски. Впитывание краски в бумагу определяется её пористо-капиллярным строением.
Впитывающая способность бумаги особенно важна для способов печати и лакирования, где закрепление краски и лака в основном определяется впитыванием, например, глубокая печать, флексографская печать на бумаге, лакирование дисперсионными лаками.
Режим высушивания бумаги на бумагоделательной машине влияет на пористость бумаги. Так при высокотемпературном режиме сушки пористость бумаги возрастает.

Прочность:
Это свойство особенно важно для иллюстрационной, многокрасочной печати.
Прочность поверхности бумаги повышается при использовании хорошо разработанной длинноволокнистой бумажной массы, её проклейке карбамидной смолой и крахмалом.

Плоскостность:
Для устойчивой работы листовой печатной машины является безукоризненная плоскостность бумаги. Плоскостность бумаги во многом определяется климатическими условиями её упаковки, транспортировки и хранения.

Бумага не должна подвергаться негативному воздействию влаги и температурным колебаниям. Если бумага хранится в помещении с определенной относительной влажностью без упаковки, защищающей её от атмосферных влияний, то она воспринимает влагу из окружающего воздуха или отдает влагу до тех пор, пока не будет достигнута равновесная влажность.
При поглощении влаги бумагой на её краях образуется выраженная волнистость. Если бумага отдает влагу, то её края загибаются.

Рекомендации по использованию бумаги

1. При печати с использованием нескольких цветных красок на цветной бумаге необходимо учитывать цвет запечатываемого материала.
2. прежде чем печатать на бумаге, она должна пройти акклиматизацию в печатном цехе в течение некоторого времени, чтобы достичь температуры 20-22 и влажности 50-55%. Нельзя вскрывать пластиковую обертку паллеты с листовой бумагой до печатного цеха, если нет отдельного помещения для акклиматизации бумаги.
3. особое внимание необходимо обратить на различие свойств бумаги по длине и ширине листа, ан лице и обороте листа. Это особенно важно при фальцовке и шитье, при припрессовке пленки, при разрезке и др.
4. следует тщательно выбирать бумагу для печати различных изданий разными способами и технологиями.

Для человечества важно распространение и передача различной информации и знаний, поэтому знать, где и когда появилась бумага, интересно всем. Бумага представляет собой войлок, толщина которого около 0,2 мм, производят её из растительных волокон, мелко измельчённых.

Необходимая для современного человека бумага имеет интересную, почти детективную историю.

История возникновения бумаги

Берестяная грамота

До создания бумаги люди пользовались в качестве носителей информации различным материалом:

Папирус - применяли в Египте ещё за 4000 лет до нашей эры, использовали обработанные стебли гигантского травянистого многолетнего растения.

Пергамент - изготавливали ремесленники Малой Азии с помощью сложнейшей технологии с использованием телячьей кожи. Он отличался большей прочностью, эластичностью и долговечностью.

На Руси писали на бересте – берёзовой коре.

Все изобретения, связанные с носителями информации, сохранялись в тайне, так как приносили доход своим производителям. Но самым строжайшим секретом, который долго не был разгадан, было изобретение технологического процесса изготовления бумаги китайцами.

Бумага в древнем Китае

Первая бумага, появившаяся в Китае ещё до нашей эры, изготавливалась из шёлка, а уже позднее из растительных волокон.

610 год известен тем, что в Японию прибыл представитель странствующих буддийских монахов Дан-хо, который и раскрыл секрет получения бумаги и туши. Японские монахи не только переняли секреты производства так нужного для всех материала, но и добились его более высокого качества.

Японцы и оригами

Затем именно в Японии в VIII веке вслед за бумажными мастерскими появились первые фабрики.

Индийские производители изобрели способ производства бумаги из старого тряпья, которое после смачивания растиралось при помощи мельничных жерновов.

История возникновения бумажного производства содержит многочисленные интересные факты:

в восьмом веке арабы, победившие китайцев в сражении, переняли у пленных мастеров секреты состава бумаги;

испанские первооткрыватели способствовали распространению бумаги по многим странам мира;

персидским путешественником Насир Хосровом в 11 веке было замечено как используют обёрточную бумагу на базаре;

к концу 12 века началось появление бумажных мастерских в европейских странах;

изготовление бумажной продукции из дерева началось в 19 веке.

Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае

Данный материал изобрели в Китае, что подтверждают обрывки бумаги, найденные в гробнице из пещеры Баоцян провинции Шэньси на севере страны. Дата производства этих обрывков относится к 11 веку до нашей эры.

Производство бумаги в древнем Китае

Процесс изготовления проходил следующим образом:

После замачивания в воде кору тутового дерева делили: внешний грубый слой шёл на изготовление бумаги низшего класса, из мягкого внутреннего изготавливали тонкую и дорогую.

Разделённые волокна варили в чанах, куда добавляли золу или известковое молочко.

Сваренную массу промывали, обрабатывали молотками.

Размельчённую массу проклеивали растительными соками, разбавленными водой, иногда заменяли сок на крахмальный клейстер.

Специальной формой отливали листы.

Немного подсушенный лист досушивали на солнце.

Придумал усовершенствованный рецепт производства этого ценного материала Цай Лунь, сановник из Китая – родины бумаги.

До этого момента, а доклад Цай Луня императору был представлен в 105 году, на производство бумаги требовалось много труда и затрат. Обобщив и усовершенствовав известные ранее технологии получения бумаги, он объяснил принцип, образующий листовой материал из отдельных волокон растений.

Изготовление бумаги в Китае

Цай Лунем было предложено соединить волокна шелковицы с пенькой, тряпками и древесной золой, которые толклись, смешивались с водой и выкладывались на форму для сушки, а так же разглаживались с использованием камней. С применением новой технологии бумажные листы получались более прочные, белоснежный цвет бумаги позволял использовать их для письма.

Будучи незнатного происхождения, Цай Лунь за изобретательность и трудолюбие был поощрён княжеским титулом. Начинал он службу при дворе императора простым евнухом.

Производство бумаги в России

Собственное российское производство бумаги появилось во времена царя Ивана Грозного. Попытки изготовления этого ценного материала проводились в подмосковном селе Ивантеевка. Планы Ивана Грозного по импортозамещению дорогостоящей бумаги столкнулись с интересами Тевтонского ордена и даже были одной из причин начала Ливонской войны.

Производство бумаги на Руси

Следующим этапом получения собственной российской бумаги было распоряжение патриарха Никона о возведении бумажных мельниц в 17 веке. Начинания патриарха, столкнувшись с финансовыми проблемами, постепенно сошли на нет.

Во времена правления Петра I возросла необходимость в большом количестве бумаги. По указу императора строились бумажные предприятия по европейскому образцу. Был так же издан указ о сборе сырья в виде изношенных полотен и тряпок и запрет в применении заграничной бумаги.

Во времена второй половины 18 века бумаги стало импортироваться в два раза меньше. При императоре Александре I было разрешено открытие частных типографий и рост бумажной продукции увеличился. Тяжёлый труд рабочих на бумажных фабриках и отсталые технологии тормозили увеличение роста продукции. Уже в начале 19 века произошло усовершенствование бумагоделательных машин.

Как делают бумагу?

Ответ на вопрос о том, как делают бумагу сегодня, лежит в плоскости технологий. Но стоит заглянуть в историю. Прототип материала — древнеегипетский папирус — растение, из которого делали писчий материал. Размоченную сердцевину соединяли, накладывая слои перпендикулярно друг другу. После выдерживания под прессом листы высушивали на солнце, разрезали и полировали. Готовые гибкие свитки были прочными — некоторые из них сохранились до XXI века.

Изготовление бумаги из привычных нам материалов поставили на поток в Китае. Со II века н. э. технология обработки луба тутовых деревьев постепенно начала распространяться по миру. Сначала она перешла из Китая на арабский Восток, а затем — в Европу.

Первые мануфактуры по производству бумаги появились в Европе в XIII веке. С XVII века изготовлением бумажных материалов занялись российские промышленники.


Некоторые листы пергамента хорошо сохранились

Виды бумаги

Чтобы понять, как изготавливают бумагу, надо сначала определить ее вид, ведь состав сырья может быть разным.

Различают такие разновидности материала:

    Широко используется в типографском деле — для печати книг и массовой полиграфической продукции. Бумага устойчива к сырости, что важно, так как при офсетной печати используют увлажнители.
  1. Упаковочная. Прочная, невосприимчивая к влаге. К цвету и гладкости не предъявляют повышенные требования. Применяется для печати на высокоскоростном оборудовании. Ее особенность — повышенная впитываемость красок.
  2. Мелованная. Отличия от других видов — белизна, гладкость. Из нее печатают качественные иллюстрированные издания.
  3. Целлюлозная. Состоит из чистой целлюлозы плюс 1—3 % добавок. Используется для печати банкнот и ценных бумаг.

Дизайнерская бумага

Дизайнерская бумага для упаковки подарков

Из чего делают бумагу?

Сырьем служат растительные вещества с длинными волокнами. Смешиваясь с водой, они образуют податливый, однородный полуфабрикат. Его делают из:

  • дерева — масса называется целлюлозной;
  • однолетних растений: из конопляной или рисовой массы изготавливают материал повышенной белизны, из соломы и тростника — прочную и плотную;
  • вторичного сырья — макулатуры, тряпок;
  • сырья для производства бумаги специального назначения — шерстяных, асбестовых и прочих волокон.

Основной материал в бумажной промышленности — древесина. На комбинаты поставляют стволы целиком. Там с них снимают кору, разрезают. Далее сырье измельчают в муку — до волокон-фибрилл.

Древесина для бумаги

В таком виде древесина поступает на измельчение в муку

Для производства бумаги используют:

  • сосну, кедр — мягкие породы пригодны для изготовления упаковочных материалов;
  • клен, дуб — основа из твердых пород гладкая, но менее прочная;
  • канадскую ель — из нее делают прочный, но эластичный материал;
  • каштан, березу и так далее.

Смешивая дубовое и сосновое сырье, получают книжную бумагу. Она прочная, эластичная.Для улучшения качества продукции древесный материал сортируют, фильтруют, обрабатывают химическими составами.

Производственные этапы

Технология состоит из таких этапов:

  • обработка массы — размол, окрашивание, смешивание растительных и химических составляющих;
  • разбавление массы водой, очищение, прессовка и сушка;
  • каландирование;
  • резка, сортировка и упаковка.

Процесс изготовления бумаги начинается с размалывания сырья в непрерывно действующих аппаратах. На фабриках используют роллы, мельницы конического и дискового типов, рафинеры.

Полученную муку очищают, добавляют связующее вещество и наполнитель:

  • парафиновые эмульсии;
  • глинозем, каолин;
  • мочевино-, меламино-формальдегидную смолу;
  • канифольные и животные клеи;
  • тальк, крахмал и пр.

Жидкий состав выливают на плоскую сетку бумагоделательной машины. После уплотнения и формовки цельное полотно покрывают клеевыми пигментами (так производят мелованную бумагу) или другими составами.

Следующий этап — просушка при повышенной температуре с помощью шлифовочных цилиндров. Волокна застывают, образуя бумажное полотно. После обезвоживания оно попадает в каландры. Это массивные цилиндры, объединенные по 5—8 штук. Проходя между ними, бумага становится гладкой, выравнивается, уплотняется.

Сушка бумаги

Так происходит сушка бумаги

Готовая лента наматывается на накат — вращающийся цилиндр с прижимным валиком. Он собирает полотно в рулон. Технология производства бумаги также предполагает постобработку — глянцевание, окрашивание, резку.

По тому же принципу производят картон — материал плотностью от 250 г/м². Из него изготавливают обложки книг, папки, упаковку и другую подобную продукцию.

Упаковка и резка

Способ резки рулонов бумаги отличается в зависимости от планов на ее использование. Рулоны разрезают в бобинорезке, затем сматывают в несколько рулонов меньшего объема и диаметра. Потом разделяют на готовые листы для печатного цеха — например, лазером (края аккуратны, на них нет нагара).

Рулоны бумаги

Готовые рулоны бумаги

Последний этап изготовления бумаги — упаковка. Ее самые распространенные виды:

Внучкам о бумаге

Я счаст­ли­вый дед, мои вну­ки очень дея­тель­ные созда­ния и инте­ре­су­ют­ся всем на све­те. В том чис­ле и изго­тов­ле­ни­ем бума­ги. Уже про­бу­ют делать её на кухне. Эти несколь­ко постов для них и их сверс­ни­ков. Так как вну­ки у меня раз­но­го воз­рас­та, млад­шая выпуск­ни­ца дет­ско­го сада, стар­шая почти выпуск­ни­ца вуза, рас­ска­зать им о про­из­вод­стве бума­ги — зада­ча не простая.

Тем не менее, поста­ра­юсь объ­яс­нить важ­ность бумаж­но­го про­из­вод­ства для удо­вле­тво­ре­ния насущ­ных потреб­но­стей людей и для того, что­бы про­де­мон­стри­ро­вать, как про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство при разум­ном хозяй­ство­ва­нии спо­соб­но не всту­пать в про­ти­во­ре­чие с при­ро­дой. Может быть посты заин­те­ре­су­ют и взрос­лых, не зна­ко­мых с про­из­вод­ством бума­ги и важ­но­стью ее про­из­вод­ства для устой­чи­во­го раз­ви­тия нашей циви­ли­за­ции. Об этом поста­ра­юсь рас­ска­зать по воз­мож­но­сти корот­ко и понят­ным языком.

Из чего делают бумагу

ДРЕВЕСИНА

В наши дни, в боль­шин­стве слу­ча­ев, бума­гу дела­ют из дре­ве­си­ны. Дре­ве­си­ну выво­зят из леса. Так что про­из­вод­ство бума­ги и лес свя­за­ны друг с дру­гом. Об этой тес­ной свя­зи мы пого­во­рим с вами обя­за­тель­но, пото­му что это важ­но для того, что­бы пони­мать, что разум­ное бумаж­ное про­из­вод­ство не губит лес, а живёт с ним в доб­ром сосед­стве со вза­им­ной пользой.

Нуж­но отме­тить, что дере­во не пол­но­стью может пере­ра­ба­ты­вать­ся в бумагу.


На рисун­ке пока­за­ны части, из кото­рых состо­ят дере­вья. Так вот, чаще все­го, в про­из­вод­ства бума­ги посту­па­ет ствол. Из такой дре­ве­си­ны про­из­во­дят основ­ное коли­че­ство бума­ги. Это бума­га для книг и жур­на­лов, упа­ков­ки, поло­те­нец и т.д. Но встре­ча­ет­ся про­из­вод­ство бума­ги и с исполь­зо­ва­ние листьев и коры.

ОТХОДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ

Сра­зу отме­тим, что бума­га может про­из­во­дить­ся как из дере­вьев, так и из отхо­дов дре­ве­си­ны, обра­зу­ю­щих­ся при про­из­вод­стве досок, бру­са, реек, шпал и дру­гих стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов, их ещё назы­ва­ют пило­ма­те­ри­а­ла­ми.


Отхо­ды дере­во­об­ра­бот­ки могут иметь раз­ный раз­мер. Здесь на рисун­ке они в виде обрез­ков досок, брус­ков, реек.


Отхо­ды на этом рисун­ке гораз­до мель­че, они бли­же к опил­кам, но и опил­ки вполне сго­дят­ся для про­из­вод­ства бумаги.

МАКУЛАТУРА

Но и это ещё не все мате­ри­а­лы, из кото­рых дела­ют бума­гу. В неко­то­рых стра­нах до поло­ви­ны всей бума­ги и кар­то­на в наше вре­мя дела­ют из бума­ги и кар­то­на, кото­рые отслу­жи­ли свою служ­бу чело­ве­ку. Эти бума­га и кар­тон назы­ва­ют­ся маку­ла­ту­рой.

В Европе перерабатывают 85% упаковки из картона и бумаги

Маку­ла­ту­ра – это исполь­зо­ван­ная упа­ков­ка, упа­ков­ка това­ров, молоч­ных и дру­гих жид­ких про­дук­тов; Это ста­рые газе­ты, жур­на­лы, бума­га из офи­сов, где на ней печа­та­ют и выбра­сы­ва­ют мас­су вари­ан­тов чер­но­ви­ков, преж­де, чем напе­ча­та­ют так как нужно.

Маку­ла­ту­ра обра­зу­ет­ся и в ваших шко­лах, дет­ских садах. Ино­гда в маку­ла­ту­ру попа­да­ют и кни­ги. Это кни­ги, в кото­рых инфор­ма­ция уста­ре­ла и нико­му не инте­рес­на, или совер­шен­но изно­сив­ши­е­ся кни­ги. Хотя кни­ги в маку­ла­ту­ре – это как-то не пра­виль­но и кни­га в маку­ла­ту­ре все­гда при­вле­ка­ет вни­ма­ние и часто вызы­ва­ет жалость. Тем не менее про неко­то­рые кни­ги в наро­де гово­рят: “Это маку­ла­ту­ра” и быва­ют пра­вы… В раз­ви­тых стра­нах уже до 90 % обра­зу­ю­щей­ся маку­ла­ту­ры сно­ва пере­ра­ба­ты­ва­ют­ся в бума­гу и картон.


В наше вре­мя к цел­лю­ло­зе и дре­вес­ной мас­се на боль­шин­стве пред­при­я­тий добав­ля­ет­ся ещё и маку­ла­ту­ра.

Бумага из одежды

Не так дав­но, ещё каких-то 150 лет назад, бума­га про­из­во­ди­лась исклю­чи­тель­но из ста­рых тря­пок (в кото­рые пре­вра­ща­ет­ся после нос­ки наша одеж­да), из ста­рых рыбо­ло­вец­ких сетей, из ста­рых пару­сов и кана­тов, сни­мав­ших­ся с парус­ни­ков. Нача­лось про­из­вод­ство бума­ги из тря­пья в горо­де Самар­кан­де в VIII веке. В тече­ние 10 веков бума­гу дела­ли из тряпья!


По ули­цам сред­не­ве­ко­вых горо­дов и селе­ний ходи­ли и езди­ли с повоз­ка­ми и коро­ба­ми сбор­щи­ки тря­пья. Так­же как точиль­щи­ки ножей, цыгане и нищие они были при­выч­ным зре­ли­щем на ули­цах того времени.

На рисун­ке сбор­щи­ца тря­пья в немец­ком горо­де Нюрнберге.

С уве­ли­че­ни­ем спро­са на бума­гу и появ­ле­ни­ем всё боль­ше­го чис­ла про­из­во­ди­те­лей, тря­пья ста­ло не хва­тать. Оно ста­ло дефи­ци­том. Пра­ви­тель­ства­ми при­ни­ма­лись спе­ци­аль­ные зако­ны, по кото­рым жите­ли долж­ны были сда­вать опре­де­лён­ные коли­че­ства тря­пок для про­из­вод­ства бума­ги. При­чём к бумаж­ным мель­ни­цам (так назы­ва­лись пред­при­я­тия по про­из­вод­ству бума­ги) при­креп­ля­лись опре­де­лён­ные жилые рай­о­ны и посе­ле­ния. В неко­то­рых горо­дах к каж­дой бумаж­ной мель­ни­це при­креп­ля­лись свои сбор­щи­ки тря­пья. Им выда­ва­лись спе­ци­аль­ное сви­де­тель­ство. Чис­ло сбор­щи­ков для каж­дой мель­ни­цы стро­го ограничивалось.


На рисун­ке спра­ва работ­ни­цы на сор­ти­ров­ке тря­пья. В руках у них ост­рые ножи, кото­ры­ми они отре­за­ют непри­год­ные участ­ки тряпок.


В самом кон­це эпо­хи тря­пич­ной бума­ги в 19 веке, тряп­ки после сор­ти­ро­ва­ния и пер­вич­ной (были и после­ду­ю­щие) очист­ки ста­ли варить в таких вра­ща­ю­щих­ся кот­лах с пода­чей в них горя­че­го пара и с добавл­нием соды. Это поз­во­ля­ло луч­ше рас­пу­стить тка­ни на волокна.

Про­из­вод­ство бума­ги из тря­пья – это, по сути, пер­вое в исто­рии чело­ве­че­ства, про­из­вод­ство ново­го мате­ри­а­ла из отхо­дов. Пер­вый слу­чай вос­ста­нов­ле­ния или, как теперь гово­рят, реге­не­ра­ции отхо­дов. Тек­стиль­ные отхо­ды пре­вра­ща­лись в доро­гой и вос­тре­бо­ван­ный новый мате­ри­ал — бумагу.

Бумаж­ная мель­ни­ца или ману­фак­ту­ра. Здесь вид­ны все опе­ра­ции про­из­вод­ства бума­ги от вычерп­ки из бумаж­ной мас­сы на сито с пере­хо­дом к прес­со­ва­нию и сушке.

Про­из­во­ди­лась бума­га из сва­рен­но­го и рас­тол­чё­но­го в тол­ку­шах тря­пья на бумаж­ных мель­ни­цах. Это был тяжё­лый руч­ной труд, состо­я­щий из посто­ян­но повто­ря­ю­щих­ся опе­ра­ций. Масте­ром — чер­паль­щи­ком про­из­во­дил­ся руч­ной отлив каж­до­го листа на сите, потом влаж­ный лист накры­вал­ся сук­ном — это делал валяль­щик и на валяль­ной гор­ке пере­ка­ты­ва­ни­ем с уве­ли­чи­ва­ю­щим­ся дав­ле­ни­ем отжи­мал из листа воду. Влаж­ный лист пере­хо­дил при этом с сет­ки на сук­но, его покры­ва­ли вто­рым сук­ном. Наби­ра­лась сто­па таких пиро­гов из сукон и листов бума­ги и эта сто­па, она назы­ва­лась “клад­кой”, отжи­ма­лась на вин­то­вом или гид­рав­ли­че­ском прес­се. После прес­со­ва­ния рабо­чий -“вымет­чик” раз­де­лял слои бума­ги от сук­на и укла­ды­вал их в сто­пу. Влаж­ные листы выве­ши­ва­ли для суш­ки на “веша­лах”.

Бума­га в зави­си­мо­сти от источ­ни­ка тря­пья, была опре­де­лён­но­го каче­ства. По мар­кам бума­ги мож­но судить об одеж­де людей позд­не­го средневековья.

Вот какие тка­ни соби­ра­лись в Гер­ма­нии и какие мар­ки бума­ги из них производились.

  • Кре­стьян­ские льня­ные рубаш­ки — спе­ци­аль­ная бума­га сред­не­го качества;
  • Гру­бые льня­ные рубаш­ки — бума­га для мешков;
  • Тон­кие льня­ные лос­ку­ты (лох­мо­тья) — муж­ская бумага;
  • Кра­пив­ная ткань, гол­ланд­ский холст — поч­то­вая бумага;
  • Синие льня­ные хала­ты — синяя бумага;
  • Сред­ний оте­че­ствен­ный холст — печат­ная бумага;
  • Кара­бель­ные отхо­ды (пару­са, кана­ты) — корич­не­вая бумага;
  • Пло­хие тряп­ки — обер­точ­ная бумага.

В поисках замены тряпью

В 19 веке нача­лись поис­ки заме­ны тря­пью для изго­тов­ле­ния бума­ги, потреб­ность в кото­рой всё уве­ли­чи­ва­лась. Уже была изоб­ре­те­на маши­на, поз­во­ляв­шая про­из­во­дить бума­ги не в отдель­ных листах, а непре­рыв­ным бес­ко­неч­ным полот­ном. Учё­ные и работ­ни­ки бумаж­ных мель­ниц и появив­ших­ся бумаж­ных фаб­рик — ману­фак­тур, пыта­лись най­ти доста­точ­но дешё­вый и рас­про­стра­нён­ный мате­ри­ал, кото­рый бы заме­нил тряпьё.

Про­во­ди­лись опы­ты изго­тов­ле­ния бума­ги с добав­ле­ни­ем мха дере­вьев и водо­рос­лей, кра­пи­вы , топо­ли­но­го пуха, кар­то­фель­ных очист­ков и самой кар­тош­ки, тор­фа, соло­мы и мине­раль­но­го при­род­но­го мате­ри­а­ла — асбе­ста. В раз­ных стра­нах было опро­бо­ва­но свы­ше 300 в основ­ном рас­ти­тель­ных про­дук­тов. В ито­ге побе­ди­ла древесина.

Бумага из соломы

Гораз­до в мень­ших коли­че­ствах, но всё же бума­га про­из­во­дит­ся и из соло­мы и из лубя­ных воло­кон: коноп­ли, кра­пи­вы, льна.

Бумага из травы

Есть бума­га и из тра­вы.

В наше вре­мя, почти поло­ви­на дере­вьев, кото­рые люди заго­тав­ли­ва­ют в лесу, идёт на про­из­вод­ство бума­ги и кар­то­на. В даль­ней­шем посмот­рим как же боль­шое кра­си­вое дере­во пре­вра­ща­ет­ся в тон­кий лист бума­ги? Чест­но гово­ря, это доволь­но дли­тель­ный про­цесс. С момен­та поступ­ле­ния дре­ве­си­ны на пере­ра­ба­ты­ва­ю­щий завод до полу­че­ния бумаж­но­го листа может прой­ти от несколь­ких дней до несколь­ких меся­цев. Об этом в дру­гих наших постах серии “О бума­ге вну­кам”.

Подроб­нее об исто­рии про­из­вод­ства бума­ги в мире смот­ри­те в постах Исто­рия бума­ги. Нача­ло и Исто­рия бума­ги. Эпо­хи раз­ви­тия.

Читайте также: