Проектная деятельность в школе в соответствии с фгос 10 класс химия

Обновлено: 04.07.2024

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Темы исследовательских проектов по химии 10 класс

На предложенной странице ученики вместе со своими руководителями могут выбрать новые темы исследовательских проектов по химии в 10 классе. Исследовательский процесс с руководителем подразумевает консультации учителя и подбор им направления работы и литературы.


Представленные темы исследовательских работ по химии в 10 классе носят актуальный характер и подразумевают проведение исследований и изучения как совсем новой информации, так и расширения и углубления знаний по темам урока.

По желанию, ученик может выбрать тему проекта по химии для 10 класса из любого раздела, а затем расширить или сократить её, подстраиваясь под специфику своей проектной работы, определяя цели и задачи проектной работы.

Данные темы исследовательских работ по химии для 10 класса охватывают календарную программу обучения химии в 10 классе, а также содержат дополнительные темы, рассчитанные для учеников разного уровня знаний по предмету химия. Ученик может подтянуть свои знания по предмету или усовершенствовать их, выбирая темы повышенного уровня.

Темы проектов по химии для 10 класса

Примерные темы исследовательских работ по химии для учащихся 10 классов:


Азот в нашей жизни.
Амфотерность соединений берилия
Антибиотики – мощное оружие.
Белки – основа жизни. Изучение белков, ферментов: взгляд химика, биолога, физика.
Биогенные элементы.
Биологическая и медицинская роль химических элементов.
Биологические аспекты химии элементов.
Биологические часы, или как прожить долго.
Блеск и сила здоровых волос (с точки зрения химика) .
В мире индикаторов.
Витамины и их роль в жизнедеятельности человека.
Влияние биологически активной воды на рост растений.
Влияние микроэлементов на организм растений.
Влияние РН среды на рост растений.
Влияние современных моющих средств на жизнеспособность разных типов волос.
Влияние спиртных напитков на денатурацию белков.
Выращивание кристаллов.
Гигиенические и косметические средства.
Гигиенические свойства некоторых моющих средств.
Группы Биогенных элементов.
Д.И. Менделеев в Петербурге.
Давление в окружающем нас мире.
Дефицит элементов и внешность.
Диетический заменитель сахара аспартам – токсичное вещество.
Динамика содержания хлоридионов в водных системах ЯНАО.
Домашняя аптечка.
Еда на пользу и во вред.
Железо в нашей жизни.
Железо и его биологическая роль в организме человека.
Значение биополимеров в медицине.
Изучение влияние нефтешламовна растений.
Йод в нашей жизни.
Искусственные органы.
Использование неорганических (и органических) веществ в военном деле.
Исследование процесса разложения некоторых полимеров.
Исследование процессов термического разложения коллоидных растворов оксидов железа.
Исследование химического состава в современных монетах.
Качественное определение веществ в составе разных видов мороженного.
Качественные реакции на ионы лития, натрия, калия, бериллия, магния, кальция , стронция и бария.
Квантово-химические расчеты структур органических кристаллов.
Кислотные осадки: их природа и последствия.
Кислоты и основания в свете различных теорий.
Кислоты, их состав, свойства и применение.
Коррекция веса. Причины и виды повышения массы тела у школьников.
Лекарственные растения как альтернатива фармацевтическим препаратам.
Летающие металлы.
Ломоносовские места Петербурга.
Медико биологическое значение элементов 3В группы.
Медико биологическое значение элементов 4В группы.
Медико биологическое значение элементов 5В группы.

Темы исследовательских работ по химии в 10 классе (продолжение)

Примерные темы проектов по химии для учащихся 10 классов:


Свойства важнейших соединений бериллий.
Свойства оксидов гидроксидов
Свойства простых веществ: реакции с корродирующими реагентами ( водой кислотами щелочами).
Синтез диметилкарбамата линалоола.
Синтез Фишера - Тропша как источник химического сырья.
Синтетические высокомолекулярные соединения и полимерные материалы на их основе.
Соединения лития магния кальция в медицине.
Соли титана.
Соли: состав, свойства и применение.
Составление пищевых рационов в зависимости от суточных энергозатрат, определение норм питания.
Сплавы в нашей жизни.
Сравнение свойств простых веществ 1А и 2А группы
Сравнительный анализ жесткости воды в водоемах Муравленко.
Средства для борьбы с бытовыми насекомыми.
Средства ухода за зубами.
Так ли инертны инертные газы?
Токсичность бериллия и бария
Уникальное вещество – вода. Какую воду мы пьём? Простейшие способы очистки воды из природных источников.
Ферменты и их использование в быту и на производстве.
Фитотерапия против фармакологии.
Химизация животноводства.
Химические средства защиты растений.
Химия элементов 1А группы
Химия элементов 2А группы
Химия элементов 3В группы.
Химия элементов 4В группы.
Химия элементов 5В группы
Химия биополимеров.
Химия для домохозяек.
Химия и гигиена.
Химия и красота.
Химия и химическая технология в решении проблем человечества.
Химия комнатных растений.
Химия на кухне.
Чем заменим нефть?
Экология дома.
Электролиз.

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Темы проектов по химии 10 класс":
Темы проектов по химии для 10 класса

Рассчитан на 35 часов и является не только логическим продолжением программного материала, но и имеет пропедевтический характер. В соответствии с новой концепцией химического образования, реализует принцип концентрического построения курса.

Направленность программы заключается в формировании у учащихся понятий о применении химических знаний в современной жизни.

Новизна программы состоит в нетрадиционном подходе к изложению материала, в оригинальном структурировании курса.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ элективных курсов состоит в том, что на практические занятия отводится большое количество часов. Причем используется не только демонстрационная функция эксперимента, но и стимулирующая, проблемная. Это весомое дополнение к программе базового уровня.

Актуальность программы состоит в важности включения материала, ориентирующего учащихся на выбор будущей специальности.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что возникает возможность изучать предмет на более высоком уровне, привлекая к этому заинтересованных учащихся, с последующим развитием у них творческих способностей.

ВложениеРазмер
fakultativ_po_himii_10_klass._proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_po_himii.doc 109 КБ

Предварительный просмотр:

Факультатив по химии 10 класс

/1 час в неделю, 35 часов в год/

Рассчитан на 35 часов и является не только логическим продолжением программного материала, но и имеет пропедевтический характер. В соответствии с новой концепцией химического образования, реализует принцип концентрического построения курса.

Направленность программы заключается в формировании у учащихся понятий о применении химических знаний в современной жизни.

Новизна программы состоит в нетрадиционном подходе к изложению материала, в оригинальном структурировании курса.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ элективных курсов состоит в том, что на практические занятия отводится большое количество часов. Причем используется не только демонстрационная функция эксперимента, но и стимулирующая, проблемная. Это весомое дополнение к программе базового уровня.

Актуальность программы состоит в важности включения материала, ориентирующего учащихся на выбор будущей специальности.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что возникает возможность изучать предмет на более высоком уровне, привлекая к этому заинтересованных учащихся, с последующим развитием у них творческих способностей.

  • показать необходимость химических знаний для решения глобальных проблем современности, развития различных отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства, медицины, сферы обслуживания, экологии;
  • сформировать у учащихся умения и навыки в проведении химического эксперимента, развить их учебную мотивацию;
  • наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки для ориентации учащихся в выборе будущей профессии;
  • дать учащимся возможность проявить себя и добиться успеха.
  • выработать правильные навыки проведения химического эксперимента.
  • развить мастерство проведения химического эксперимента для разработки научно – исследовательских проектов.

Программа рассчитана на учащихся десятых классов профильной школы.

Продолжительность и этапы учебного процесса.

Объем программы – 34 часа, которые распределяются по следующим модулям:

  • “Кухня – химическая лаборатория”;
  • “Желудок – химический реактор”;
  • “Пищевая промышленность”;
  • “Косметология”;
  • “Химия и производство”;
  • “Химия и экология”;
  • “Агрохимия”;
  • “Химия в медицине и фармакологии”.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно ориентированного подхода;
  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • сотрудничества и ответственности;
  • сознательного усвоения учащимися учебного материала;
  • систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • эвристический;
  • проблемный;
  • исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы с учащимися.

Фронтальная работа предполагает охват учебного материала сразу по нескольким темам, что обеспечивает продуктивность образовательного процесса.

Групповая работа обеспечивает эффективную проверку усвояемости материала, позволяет выявить индивидуальные возможности учащихся.

Индивидуальная работа предполагает возможность интеллектуального общения с каждым учащимся; позволяет развивать их творческие способности.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие, сочетающее в себе объяснение, практические упражнения;
  • консультации;
  • практическая работа под руководством педагога;
  • самостоятельная работа;
  • учебная игра.

Режим занятий: 1 час в неделю в течение учебного года.

Прогнозируемые результаты и критерии их замера

В результате освоения данной программы учащиеся должны знать :

  • основные требования проведения химического эксперимента;
  • как работать над научно – исследовательскими проектами.
  • выполнять практические работы;
  • включать химический эксперимент в научно – исследовательскую деятельность.

Формы контроля: участие в школьной неделе химии; участие в олимпиадах; защита проектов на научно-практической конференции и других конкурсах.

Формы подведения итогов реализации программы курса – интеллектуальный марафон.

Средства , необходимые для реализации программы: учебно-методическая литература, материально – техническое обеспечение химическим оборудованием и реактивами.

Содержание программы (на 34 часа, из расчета 1 час – в неделю)

Химия вокруг нас. Химия – это наука, важная часть естествознания. Человек среди химических реакций. Практическая часть “Шесть правил техники безопасности”.

Тема № 1. Кухня – химическая лаборатория (5 часов)

Питьевая сода. Гидрокарбонат натрия у вас на кухне. Применение в домашних условиях. Поваренная соль. Хлорид натрия у вас на кухне. Применение в домашних условиях. Суточная потребность в соли. Водные растворы поваренной соли в медицине. Сахар. Из чего получают сахар. Потребление большого количества сахара – вредно. Заменители сахара. Уксус. Процентные концентрации уксусной кислоты. Продукты питания, включающие в себя белки. Понятие о белках как о высокомолекулярных соединениях.

№1. “Использование питьевой соды для понижения кислотности”.
№ 2. “Тепловой эффект смешивания поваренной соли со льдом”.
№ 3. “Окисление сахарной пудры серной кислотой”.
№ 4. “Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств”.
№ 5. “Опыты с белками”.

Тема № 2. Желудок – химический реактор (4 часа)

Диетология. Понятие о диетологии. Диета. Калорийность продуктов питания. Профессия – диетолог. Окислительные процессы в организме. Процесс дыхания. Витаминизация. Понятие о витаминах. Классификация витаминов. Авитаминоз. Опасность передозировки витаминами.

№ 6. “Разработка меню диетического питания на 1 день”.

Тема № 3. Пищевая промышленность (3 часа)

Политех виноделия. Профессия – винодел. Технология процесса брожения. Кондитерское искусство. Профессия кондитер. Молочное производство. Процессы, лежащие в основе производства кисло-молочных продуктов. Перечень ВУЗов г.Краснодара, выпускающих специалистов по данным профессиям.

№ 7. “Процесс брожения”.
№ 8. “Приготовление карамели”.
№ 9. “Опыты с молоком”.

Тема № 4. Косметология (3 часа)

Профессия косметолог. Понятие – косметология. Разновидности косметологии. Химические средства гигиены. Классификация химических средств гигиены. Косметические средства. Применение косметических средств.

№ 10. “Испытание защиты яичной скорлупы, покрытой слоем зубной пасты, от кислой среды”.
№ 11. “Перекись водорода – отбеливатель”. Тест.

Тема № 5. Химия и производство (8 часов)

Нефтепереработка. Методы разделения смесей. Перечень ВУЗов г. Краснодара, выпускающих специалистов по данным профессиям. Металлургия. Разновидности металлургии. Текстильное производство. Виды тканей, их классификация. Сфера обслуживания. Востребованные специальности.

Опыт № 1. Стирка с применением различных моющих средств.
Опыт № 2. Удаление пятен различного характера загрязнения.

№ 12. “Разделение жидкости с помощью делительной воронки”.
№ 13. “Исследование взаимодействия различных металлов с различными кислотами”.
№ 14. “Умение распознавать вид ткани”.
№ 15. “Стирка. Химчистка”.

Тема № 6. Химия и экология (4 часа)

Озоновый “щит” планеты. Озоносфера. Экология. Водоочистка. Существующие способы очистки воды. Живой “фильтр” окружающей среды. Природоохранные мероприятия.

№ 16. “Исследование загрязненной воды”.
№ 17. “Насаждение деревьев на пришкольном участке”.

Тема № 7. Агрохимия (2 часа)

Состав почвы. Классификация почв Краснодарского края. Плодородие почв. Профессия – агроном. Удобрение. Классификация удобрений. Применение удобрений. Вред от внесения лишних удобрений.

№ 18. “Исследование почвенных растворов различных проб”.
№ 19. “Заполнение таблицы применения удобрений”.

Тема № 8. Химия в медицине и фармакологии (4 часа)

Химия в основе медицины. Первые шаги химии в области медицины. Химия в борьбе с инфекцией. Профессия – медик. Лекарственные препараты в химической лаборатории. Антибиотики. Итоговое занятие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проективность – образовательная тенденция будущего. В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Применение метода проектов на уроках химии в рамках реализации ФГОС ООО.

Проективность – образовательная тенденция будущего. В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной. А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

В ходе инновационного поиска мы пришли к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является метод проектов. В чем мы видим преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.

Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении. Поэтому проектная деятельность учащихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность). При этом формируются значимые, на наш взгляд, проектные умения.

Автономность: выбор проблемы для индивидуального решения; постановка индивидуальных целей; планирование собственной деятельности; реализация индивидуальной деятельности по достижению результата; индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность достижения запланированных результатов.

Совместность: выбор проблемы путем согласования для совместного решения; согласование целей; планирование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися; достижение результата совместной деятельности; индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность способов совместного решения общих целей. Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования. Вначале сам педагог знакомится с технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами. Я знакомлю обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам.

Основные требования таковы: в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема. В процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы; исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися; учитель не вмешивается в работу над проектом, Он выступает в роли консультанта; содержательная часть проекта структурирована; результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость; результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены; если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах; по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.

В помощь учащимся, начинающим работу над проектами, собраны в папку все необходимые материалы: требования к проектам; методические рекомендации по подготовке проекта; памятки "Как оформить результаты проекта”, "Как подготовить защиту, презентацию проекта”, "Как оформить паспорт проекта”. На подготовительном этапе я презентую обучающимся проекты прошлых лет и предлагаем примерные темы для проектов по химии. При составлении списка примерных тем проектов учитываются основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный. Историко-методологический аспект. Возможные направления раскрытия историко-методологического аспекта в проектах: история развития вещества как части природы; история химического производства; история развития и становления химии как науки; жизнь и деятельность ученых-химиков. Такие проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают межпредметные связи, позволяют воссоздать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного предвидения. Учащиеся при выполнении проектов могут "повторить” открытие ученого, проверить некоторые экспериментальные данные, полученные химиками в прошлом. Такой исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать или реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия. Искусствоведческий аспект содержания курса химии позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной культуры, в частности, живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Работая над проектами такого содержания, учащиеся знакомятся с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, стекла, сплавов, лаков, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей. Филологический аспект содержания курса касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским языком, литературой. При организации работы над проектами по химии мы советуем учащимся обращаться к различным словарям. Зная происхождение слова, школьник не только верно напишет термин, но и глубже поймет его смысл.

Богатейшими возможностями располагает художественная литература для эмоционального и интересного обучения химии. Проекты могут быть основаны на исследовании отрывков и цитат из различных литературных источников, на нахождении неверных описаний химических явлений, ошибок в названиях веществ, неправильных трактовок свойств веществ. А сколько возможностей предоставляют для исследования химика тексты современной рекламы!

Курс химии дает возможность в проектах экологического содержания: раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о "виновности” химии в сложившейся экологической ситуации; привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды; воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение. Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы. Прикладной аспект содержания химического образования школьников позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве. Проекты прикладного характера можно отнести к одному из направлений: энергетика и химические производства; использование продуктов химической промышленности; химия в быту; химия и пища; химия и организм человека.

В процессе обучения химии следует использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися. При выполнении проектов мы ориентируем учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своей школы. Нужно отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать различные аспекты. Так, например, проект "Химия и интерьер” может включать информацию исторического содержания, решать экологические проблемы жилища человека, отвечать на вопросы искусствоведческого плана, иметь прикладной характер. Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами: Связь проектов с учебными темами (на уроке).

Использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности).

В практике своей работы я использую оба подхода. Проекты в системе уроков химии. Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Так, программа курса химии автора О.С. Габриеляна позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как: 8 класс: "Соединения химических элементов”, "Изменения, происходящие с веществами”, "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов”, "Шеренга великих химиков”. 9 класс: "Металлы”, "Неметаллы”, "Органические вещества”. 10 класс: "Углеводороды”, "Спирты и фенолы”, "Альдегиды и кетоны”, "Карбоновые кислоты, «Сложные эфиры и жиры”, "Углеводы”, "Азотсодержащие соединения”, "Биологически активные вещества”. 11 класс: "Строение вещества”, "Химические реакции”, "Вещества и их свойства”, "Химия в жизни общества”.

Я использую два вида урочных занятий для организации проектной деятельности.

Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, "качеством”, а не "количеством”. Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависит от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Для проектной деятельности на уроках я использую следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские. Проекты во внеурочной деятельности Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии. Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников. Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые.

Работа над проектами включает в себя несколько этапов:

Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам её. У учающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:

· поисковые (исследовательские) умения

Обучающиеся, выполняющие проекты по химии, биологии принимают участие и занимают призовые места в школьных, районных, зональных, областных олимпиадах; участвуют в областных фестивалях учебных проектов.

Проект "Математика и химия"


В представленном проекте учащейся 10 класса школы на тему "Математика и химия" рассматривается процесс математизации науки, и прослеживается межпредметная связь между математикой и химией.

Проект "Химический состав чая"


В представленном проекте учащейся старшей школы "Химический состав чая" рассматривается история открытия чайного листа и появления чая как напитка, а также проводятся опыты по определению химического состава чая.

t1573815711aa.jpg

Рабочая программа по химии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ (статьи 11, 12, 13, 30);

Основной образовательной программы

Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГБОУ СОШ №78;

Рабочая программа учителя составлена с учетом:

Примерной основной образовательной программы общеобразовательных учреждений. Химия. Гара Н.Н. - М.: Просвещение, 2011.

Программы к завершенной предметной линии учебников по химии Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман. .- 12-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2014.

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы среднего (полного) общего образования ( базовый уровень) (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего (полного) общего образования ( базовый уровень ), изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.

Цели и задачи изучения предмета:

освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;

выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований;

использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения :

- формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;

- развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности;

- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

знать / понимать:

важнейшие химические понятия : химическая связь, электроотрицательность, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии : строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы : серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

определять : валентность и степень окисления химических элементов в органических соединениях, тип химической связи в органических соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать : общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять : зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи в органических веществах, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников .

Места учебного предмета в учебном плане

Программа предполагает на изучение материала 68 часов в год, 2 часа в неделю (из расчета 35учебных недель) по программе (4 часа – резервное время), из них: для проведения контрольных работ -5 часов, практических работ -6 часов.

Читайте также: