Появление человека разумного план урока

Обновлено: 02.07.2024

Урок характеризует систематическое положение человека. Выявляются черты строения человеческого тела, обусловленные прямохождением. Проводится сравнительный анализ сходства и различия с приматами. Характеризуются первые этапы антропогенеза.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Антропогенез, движущие силы антропогенеза, кроманьонцы, неандертальцы, социальные факторы, биологические факторы, человеческие расы.

Антропогенез— происхождение человека и становление его как вида в процессе формирования общества.

Биологические факторы– наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, а также мутационный процесс. Морфологические изменения обезьяноподобного предка – антропоморфозы.

Кроманьонцы— общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека.

Неандертальцы – ископаемые древние люди (палеоантропы), создавшие археологические культуры раннего палеолита. Скелетные остатки неандертальцев открыты в Европе, Азии и Африке. Время существования 200-28 тыс. лет назад

Расы - характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определенном географическом регионе.

Социальные факторы - ведущую роль- трудовая деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Дополнительные источники:

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Качественное своеобразие эволюции человека заключается в том, что ее движущими силами были не только биологические, но и социальные факторы, причем именно последние имели решающее значение в процессе становления человека и продолжают играть ведущую роль в развитии современного человеческого общества.

Биологические факторы эволюции человека. Человек, как любой другой биологический вид, появился на Земле в результате взаимосвязанного действия факторов эволюции живого мира. Каким же образом естественный отбор способствовал закреплению тех морфологических особенностей человека, которыми он отличается от ближайших родственников среди животных?

Основными причинами, заставившими некогда древесных животных перейти к жизни на земле, были сокращение площади тропических лесов, соответственное уменьшение кормовой базы и, как следствие, укрупнение размеров тела. Дело в том, что увеличение размеров тела сопровождается возрастанием абсолютных, но снижением относительных (т. е. на единицу массы тела) потребностей в пище. Крупные животные могут позволить себе питание менее калорийной пищей. Сокращение площади тропических лесов усилило конкуренцию между обезьянами. Разные виды по-разному подошли к решению вставших перед ними проблем. Некоторые научились быстро бегать на четырех конечностях и освоили открытую местность (саванну). Примером служат павианы. Гориллам их огромная физическая мощь позволила остаться в лесу, находясь при этом вне конкуренции. Шимпанзе оказались менее специализированными из всех человекообразных обезьян. Они могут ловко лазить по деревьям и довольно быстро бегать по земле. И только гоминиды решили вставшие перед ними проблемы уникальным способом: они освоили передвижение на двух ногах. Почему этот способ передвижения оказался для них выгодным?

Одним из следствий увеличения размеров тела является удлинение продолжительности жизни, что сопровождается удлинением периода беременности и замедлением темпов размножения. У человекообразных обезьян один детеныш рождается раз в 5—6 лет. Его гибель в результате несчастного случая оказывается очень дорогой потерей для популяции. Двуногим человекообразным обезьянам удалось избежать подобной критической ситуации. Гоминиды научились заботиться одновременно о двух, трех, четырех детенышах. Но это потребовало больше времени, сил и внимания, которые самка должна была уделять своему потомству. Она вынуждена была отказаться от многих других форм активности, в том числе и от поиска пищи. Этим занимались самцы и бездетные самки. Освобождение передних конечностей от участия в передвижении позволило приносить больше пищи для самок и детенышей. В сложившейся ситуации передвижение на четырех конечностях стало ненужным. Напротив, прямохождение дало гоминидам ряд преимуществ, самым ценным из которых оказалась спустя 2 млн лет возможность изготовления орудий труда.

Социальные факторы эволюции человека. Создание и использование орудий труда повысило приспособленность древнего человека. С этого момента любые наследственные изменения в его организме, оказывавшиеся полезными в орудийной деятельности, закреплялись естественным отбором. Эволюционным преобразованием подвергались передние конечности. Судя по окаменелостям и орудиям труда, постепенно менялась рабочая позиция руки, способ захвата, положение пальцев, силовое напряжение. В технологии изготовления орудий сокращалось число сильных ударов, увеличивалось количество мелких и точных движений кисти и пальцев, фактор силы стал уступать фактору точности и ловкости.

Следствием использования орудий при разделке туш и приготовления пищи на огне стало уменьшение нагрузки на жевательный аппарат. На черепе человека постепенно исчезли те костные выступы, к которым у обезьян крепятся мощные жевательные мышцы. Череп стал более округлым, челюсти — менее массивными, лицевой отдел — выпрямленным (рис. 1)

Рис. 1. Изменение пропорций черепа в ходе эволюции гоминоидов

Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества. Другими словами, антропогенез неотделим от социогенеза. Вместе они составляют единый процесс становления человечества — антропосоциогенез.

Человеческие расы. В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную (негро-австралоидную). Расы — это большие группы людей, отличающиеся некоторыми внешними признаками, такими, как цвет кожи, глаз и волос, форма волос, черты лица. Формированию расовых признаков способствовало то, что расселение человека по Земле 100—10 тыс. лет назад проходило немногочисленными группами, составлявшими небольшую часть исходной популяции. Это приводило к тому, что вновь образовавшиеся изолированные популяции отличались друг от друга концентрациями тех или иных генов. Так как народонаселение Земли в течение этого периода было очень невелико (не более 3 млн человек 15 тыс. лет назад), вновь образовавшиеся популяции в разных частях света развивались изолированно друг от друга. В разных климатических условиях под действием естественного отбора на основе отличающихся генофондов сформировались характерные внешние черты человеческих рас. Однако это не привело к образованию разных видов, и представителей всех рас относят к одному биологическому виду — человек разумный. По способности к познанию, к трудовой деятельности, творческим способностям все расы одинаковы. В настоящее время расовые признаки не являются приспособительными. Увеличение народонаселения, резкое снижение уровня изоляции популяций, постепенное исчезновение расовых, этнических и религиозных предрассудков приводят к размыванию межрасовых различий. По-видимому, в будущем эти различия должны исчезнуть.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Представленная работа содержит конспект занятия и презентацию.

ВложениеРазмер
tema_proishozhdenie_cheloveka.docx 149.46 КБ
proishozhdenie_cheloveka.pptx 1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Происхождение человека

Создать условия для формирования представлений о происхождении человека, о предках человека, их развитии и становлении вида – человек разумный.

1. Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни;
2.Знать усложнения в строении и поведении предков человека в процессе исторического развития;
3. Знать основные этапы в развитии человека.

1. Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, коллекциями), извлекая из них нужную информацию;
2. Уметь сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы;
3. Уметь составлять ленту времени.

1) Развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы;
2) Способствовать формированию толерантного отношения друг к другу.

-словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы)

-наглядно-образный (таблицы, иллюстрации, отрывки из поэзии, ТСО)

-частично-поисковый (выполнение самостоятельного исследования)

Формы организации познавательной деятельности:

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Уметь объяснять происхождение человека и охарактеризовать этапы антропогенеза. Осознавать роль труда в формировании человека и биосоциальную природу человека.

Проверка результативности урока:

Оценки учащимся за индивидуальную работу и групповую по составлению обучающих презентаций к уроку, выборочная проверка по новой теме.

1.Доказательства происхождения человека от человекообразных обезьян

2.Этапы эволюции человека

3.Роль труда в происхождении человека

4. Расы человека

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель: Когда и как появилась наша планета?


Ученик: Наша планета возникла одновременно с Солнцем из межзвездного вещества – частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько сгустков. Один, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество сжималось и разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Примерно это было 4,5-5 млрд. лет назад. (современная гипотеза)

Но прежде чем начать изучение темы я попрошу вас заполнить первую колонку таблицы

( каждому студенту раздать распечатанные таблицы 20 шт )

Учитель: Спасибо. Итак, о чем мы будем сегодня говорить?
Ученик: Сегодня мы будем говорить, как и когда появился человек.

3. Изучение нового материала.

а) вавилоняне верили в то, что человек был слеплен из глины, смешенной с кровью бога Бела;
б) греки – язычники считали, что царь богов Зевс сделал фигуру человека из глины, которую оживило дыхание богини Афины. Кроме того, они считают, что бог пользовался различными сортами глины: будто из белой глины и песка был сотворен белый человек, из египетской – красный и коричневый, а из черной – негр.

Учитель: А какой точки зрения придерживаетесь вы? И почему?
Ученики: Момент обсуждения…….
Учитель: Да, учение о естественном происхождении человека из животного мира сейчас доказано и общепризнанно. Тогда давайте, и мы познакомимся более тесно с этой теорией. Согласны.
Ученики: Да.
Учитель: Согласно этой теории человек произошел от обезьяны. Так.
Ученики: Так.
Учитель: Раз многие ученые и другие люди разделяют эту идею значит имеются какие – то доказательства происхождения человека от человекообразных обезьян?

Откройте учебники, и воспользуюсь текстом учебника заполните таблицу.

Группа доказательств животного происхождения человека

Находки древних и древнейших людей

Учитывает сходство зародышевого развития позвоночных

Сходство генетического аппарата

4. Сравнительно - анатомические

Учитывает данные сравнения внешнего строения

Сходство физиологических процессов

(на работу отводится 15 минут) По мере выполнения вызываю студентов заполнить таблицу на доске.

Преподаватель: молодцы! Теперь мы можем сказать, что человек и человекообразные предки имеют много общего.

Преподаватель: мы посмотрели доказательства и вот скажите разве возможно так, была обезьяна и раз человек? Разве так возможно?

Студенты: нет, человек развивался.

Ученики: Да.
Учитель: Проходя этот путь, мы не будем останавливаться на всех перекрестках и не будем подробно его описывать. Иногда он будет теряться, как бы занесенный песком, или, наоборот, будет виден очень ясно далеко вперед, как будто залитый солнечным светом. Многие участки этого пути и по сегодняшний день являются предметом научных дискуссий, другие же, наоборот, не вызывают никаких сомнений. Одно для нас является совершенно ясным: если кто – нибудь изучит этот путь, хотя бы даже мимолетно, он, конечно, не будет огорчаться своим животным происхождением. Напротив, он будет гордиться, что принадлежит к тем, кому ничего не досталось даром, и кто от начала своего существования должен был добиваться всего сам, благодаря своей приспособляемости, труду и способности мыслить. Итак, отправляемся в путь.

4. Работа в малых группах.

Каждой группе дается задание изучить одного предка человека по план:

а) Когда жили;
б) где жили;
в) как выглядели;
г) какие прогрессивные черты имели;
д) какие причины привели к появлению прогрессивных черт.

Для работы учащиеся используют текст учебника и дополнительную информацию.

Представитель от каждой группы выходит к доске и отчитывается по данному плану (вывешивает на доску картинку предка человека и время когда он жил).
В результате обсуждения на доске получается лента времени и таблица.

Разработка урока истории

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

"Появление человека разумного" - второй урок темы "От первобытности к цивилизации". Тип урока: комбинированный с ИКТ. Цель: Доказать, что “человек разумный” наш прямой предок. Задачи:  усвоение понимания роли орудий труда и коллективной деятельности в развитии человека  формирование и развитие надпредметных универсальных умений и навыков учащихся: учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной и письменной речи), учебно-информационных (работа с иллюстрацией, учебником), учебно-логических (работа с терминами и понятиями, сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей)  развитие познавательного интереса учащихся; воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом"Появление человека разумного" - второй урок темы "От первобытности к цивилизации" по учебнику "История. Древний мир" . В.И.Уколовой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе становления человечества различают три периода: древнейшие люди (архантропы) , древние люди (палеоантропы) , новые люди (неоантропы) .

Древние люди, палеоантропы

Первые палеоантропы , древние люди, были найдены в 1856 году на территории Германии в долине реки Неандерталь и были названы неандертальцами . Останки неандертальцев позднее были обнаружены более чем в 400 местах в Европе, Азии, Африке.

Жили они 250 — 30 тыс. лет назад, в ледниковую эпоху, в пещерах, группами по 50-100 человек. Средний рост 155-165 см, объем мозга составлял 1400-1450 см 3 , но лобные доли были слабо развиты. Подбородочный выступ отсутствовал, речь, вероятно, была зачаточной.

Древние люди, палеоантропы Одевались они в шкуры, умели поддерживать и добывать огонь, изготавливали более сложные кремниевые и костяные орудия. Охотились даже на таких крупных зверей, как мамонты, шерстистые носороги. Людей этого типа относят к виду человек разумный неандертальский . Различают две основные линии неандертальцев, которые произошли от популяций человека прямоходящего. Европейская линия характеризуется мощным физическим развитием, слабо развитым подбородочным выступом, крупными зубами, сплошным надглазничным валиком, невысоким лбом и низким затылком.

Древние люди, палеоантропы

Одевались они в шкуры, умели поддерживать и добывать огонь, изготавливали более сложные кремниевые и костяные орудия. Охотились даже на таких крупных зверей, как мамонты, шерстистые носороги. Людей этого типа относят к виду человек разумный неандертальский .

Различают две основные линии неандертальцев, которые произошли от популяций человека прямоходящего. Европейская линия характеризуется мощным физическим развитием, слабо развитым подбородочным выступом, крупными зубами, сплошным надглазничным валиком, невысоким лбом и низким затылком.

Древние люди, палеоантропы

Азиатская линия характеризуется более изящными чертами — меньше надглазничный валик и зубы, более высокий лоб и лучше развит подбородок .

Но анализ митохондриальной ДНК говорит о том, что предковые формы человека современного типа появились около 300 тыс. лет назад от человека прямоходящего, задолго до появления человека неандертальского. Общий предок человека разумного неандертальского и человека разумного разумного жил около 500 тыс. лет назад.


2. Древние люди, палеоантропы

2. Древние люди, палеоантропы

2. Древние люди, палеоантропы Среди неандертальцев были и каннибалы….

2. Древние люди, палеоантропы

Среди неандертальцев были и каннибалы….

Подведем итоги: От кого произошли палеоантропы? Можно ли считать палеоантропов предками современного человека?

Подведем итоги:

  • От кого произошли палеоантропы?
  • Можно ли считать палеоантропов предками современного человека?

Люди современного типа, неоантропы

Люди современного типа, неоантропы

Люди современного типа, неоантропы Неоантропы . Впервые останки древнего человека современного типа были обнаружены в 1868 в пещере Кро-Маньон во Франции. Кроманьонцы были выше неандертальцев, их рост достигал 180 см, объем мозга до 1600 см3, череп не отличался от черепа современного человека, высокий лоб, подбородок на нижней челюсти свидетельствуют о хорошо развитом логическом мышлении и речи .

Люди современного типа, неоантропы

Неоантропы . Впервые останки древнего человека современного типа были обнаружены в 1868 в пещере Кро-Маньон во Франции.

Кроманьонцы были выше неандертальцев, их рост достигал 180 см, объем мозга до 1600 см3, череп не отличался от черепа современного человека, высокий лоб, подбородок на нижней челюсти свидетельствуют о хорошо развитом логическом мышлении и речи .

Люди современного типа, неоантропы Впоследствии сходные ископаемые формы людей были найдены во многих странах Европы, Азии, Африки. Последние данные говорят о том, что предковые формы человека современного типа появились около 300 тыс. лет назад, задолго до появления классических неандертальцев.

Люди современного типа, неоантропы

Впоследствии сходные ископаемые формы людей были найдены во многих странах Европы, Азии, Африки. Последние данные говорят о том, что предковые формы человека современного типа появились около 300 тыс. лет назад, задолго до появления классических неандертальцев.

Люди современного типа, неоантропы В Европе, Восточной Азии, Африке были найдены черепа с высоким лбом, небольшими зубами, округлым затылком и объемом мозга около 1300 см3, возраст этих черепов 300-100 тыс. лет. Видимо различные группы человека прямоходящего дали две линии – одна линия привела к появлению неандертальцев, другая – к появлению людей современного типа.

Люди современного типа, неоантропы

В Европе, Восточной Азии, Африке были найдены черепа с высоким лбом, небольшими зубами, округлым затылком и объемом мозга около 1300 см3, возраст этих черепов 300-100 тыс. лет. Видимо различные группы человека прямоходящего дали две линии – одна линия привела к появлению неандертальцев, другая – к появлению людей современного типа.

Люди современного типа, неоантропы На этом этапе возникает искусство. Каменные и костяные скульптуры, рисунки первых художников выполнены с удивительным для того времени мастерством.

Люди современного типа, неоантропы

На этом этапе возникает искусство. Каменные и костяные скульптуры, рисунки первых художников выполнены с удивительным для того времени мастерством.

Люди современного типа, неоантропы

Люди современного типа, неоантропы

Люди современного типа, неоантропы Прародиной человечества, местом, где протекали самые ранние стадии антропогенеза, Ч.Дарвин назвал Африку. Современные антропологи указывают более точное место — Восточную Африку, где местность и климат наиболее благоприятен для существования гоминид. К тому же в некоторых местах Восточной Африки близко к поверхности подходят залежи урановых руд, которые индуцировали различные мутации у австралопитековых.

Люди современного типа, неоантропы

Прародиной человечества, местом, где протекали самые ранние стадии антропогенеза, Ч.Дарвин назвал Африку. Современные антропологи указывают более точное место — Восточную Африку, где местность и климат наиболее благоприятен для существования гоминид. К тому же в некоторых местах Восточной Африки близко к поверхности подходят залежи урановых руд, которые индуцировали различные мутации у австралопитековых.

Люди современного типа, неоантропы Кроманьонцы внешне не отличаются от современных людей. В их пещерах найдены наконечники стрел, копий, гарпунов, изделия из рога, кости и камня. Как и неандертальцы, они были искусными охотниками, исчезновение многих животных произошло по их вине. Уменьшение диких животных способствовало переходу от охотничьего сообщества к сельскохозяйственному.

Люди современного типа, неоантропы

Кроманьонцы внешне не отличаются от современных людей. В их пещерах найдены наконечники стрел, копий, гарпунов, изделия из рога, кости и камня. Как и неандертальцы, они были искусными охотниками, исчезновение многих животных произошло по их вине.

Уменьшение диких животных способствовало переходу от охотничьего сообщества к сельскохозяйственному.


Люди современного типа, неоантропы

Люди современного типа, неоантропы

Люди современного типа, неоантропы

Люди современного типа, неоантропы

Люди современного типа, неоантропы Уменьшение количества диких животных привело к развитию земледелия и скотоводства.

Люди современного типа, неоантропы

Уменьшение количества диких животных привело к развитию земледелия и скотоводства.

Человеческие расы, их происхождение и единство Расселение популяций неоантропов в Европу, Азию и Австралию, по Берингийскому мосту на Американский континент, их дальнейшая изоляция, привели к морфологическим адаптациям, приспособлениям к различным климатическим условиям. Сформировались большие и малые человеческие расы — систематические подразделения внутри вида Homo sapiens , к которому относится все население Земли, но это тема следующего урока.

Человеческие расы, их происхождение и единство

Расселение популяций неоантропов в Европу, Азию и Австралию, по Берингийскому мосту на Американский континент, их дальнейшая изоляция, привели к морфологическим адаптациям, приспособлениям к различным климатическим условиям. Сформировались большие и малые человеческие расы — систематические подразделения внутри вида Homo sapiens , к которому относится все население Земли, но это тема следующего урока.

Повторение: Тест 1 . Временные рамки существования палеоантропов: 5,5 — 1,5 млн. лет. 2,0 млн. — 1,6 млн. лет. 200 тыс. — 30 тыс. лет. 50 тыс. — по настоящее время. Тест 2 . Расхождение на неандертальцев и людей современного типа по данным анализа митохондриальной ДНК произошло: 1 млн. лет назад. 500 тыс. лет назад. 200 тыс. лет. 40 тыс. лет. Тест 3 . Временные рамки существования архантропов:

Тест 1 . Временные рамки существования палеоантропов:

  • 5,5 — 1,5 млн. лет.
  • 2,0 млн. — 1,6 млн. лет.
  • 200 тыс. — 30 тыс. лет.
  • 50 тыс. — по настоящее время.

Тест 2 . Расхождение на неандертальцев и людей современного типа по данным анализа митохондриальной ДНК произошло:

  • 1 млн. лет назад.
  • 500 тыс. лет назад.
  • 200 тыс. лет.
  • 40 тыс. лет.

Тест 3 . Временные рамки существования архантропов:

Тест 4 . К древним людям (палеоантропам) относятся:

  • Неандерталец.
  • Питекантроп.
  • Кроманьонец.
  • Гейдельбергский человек.

Тест 5 . К людям современного типа (неоантропам) относятся:

  • Неандерталец.
  • Питекантроп.
  • Кроманьонец.
  • Гейдельбергский человек.

Тест 6 . Средний объем мозга древних людей (палеоантропов):

Тест 7 . Средний объем мозга людей современного типа (неоантропов):

  • 650—850 см 3 .
  • 1100—1200 см 3 .
  • 1400—1600 см 3 .
  • 1700—2000 см 3 .

**Тест 8 . Для неандертальцев характерно:

  • Подбородочный выступ отсутствовал.
  • Объем мозга около 1100-1220 см 3 .
  • Объем мозга около 1400 см 3 .
  • Могли только поддерживать огонь.
  • Могли добывать огонь.
  • Членораздельная речь.
  • Речь зачаточная.

Тест 10. Неандертальцы относятся к виду:

  • Человек умелый.
  • Человек прямоходящий.
  • Человек разумный.


-75%

Читайте также: