Что такое аллитерация кратко

Обновлено: 06.07.2024

Аллитера́ция (от лат. ad — к, при + лат. lit(t)era — буква) [1] — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Подразумевается бо́льшая, по сравнению со среднеязыковой, частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма.

Но это мало о чем говорит, поэтому рассмотрим на примерах, что такое аллитерация и где она чаще всего применяется.

Человек задумался над прочитанным свитком

Аллитерация — что это на примерах

Аллитерация – это повторение одинаковых или созвучных согласных. Может использоваться как на протяжении всего текста, так и в какой-то отдельной строке. Служит для придания выразительности.

Самый простой и понятный пример аллитерации можно встретить в скороговорках. Это специальные фразы, в которых буквы специально повторяются, чтобы улучшить дикцию.
Например,

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
  3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Повторение звуков

Немало примеров аллитерации можно встретить в народных поговорках:

Проще пареной репы.
Мели, Емеля, твоя неделя.
От горшка два вершка.
Тише едешь – дальше будешь.

Для чего это делается? Во-первых, так поговорки проще запоминаются и ими проще оперировать в своей речи. А во-вторых, повторение согласных делает фразы более весомыми. Они звучат гораздо выразительнее.

Пословицы и поговорки

Конечно, можно было в этих поговорках заменить, например, Емелю на Добрыню, а репу на картошку. Смысл бы не слишком изменился, но звучали бы фразы уже не столь убедительно, и они могли бы уже не пойти так в народ.

Аллитерация в поэзии

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.

В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя.

Активно использовали аллитерацию в своих произведениях и самые известные русские поэты. Вот, например, у Александра Пушкина есть следующие строчки:

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.

А в строчках Сергея Есенина

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.

А вот знакомые всем строчки из стихотворения Федора Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Стихотворение

Но еще явственней аллитерация читается в стихотворениях Владимира Маяковского. Ну, например:

Бей, барабан!
Барабан, барабань.
Барбей!
Барбань!
Барабан!

Кстати, если вы внимательно изучили эти примеры, то могли заметить интересную особенность. А именно то, что при аллитерации идет повторение чаще всего той согласной буквы, с которой начинается слово, которое и хочет выделить автор.

Аллитерация в прозе

В прозе аллитерация встречается гораздо реже, чем в поэзии. Тут дело в том, что использование одинаковых букв и буквенных сочетаний может быть тяжеловато для читателя. Тем не менее можно привести несколько примеров очень удачного использования этого литературного приема.

Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат

Аллитерация в рекламе

Этот литературный прием (как и другие в русском языке) с удовольствием используют в своих целях представители рекламных кампаний.

Дело в том, что повторение одинаковых букв и звуков более запоминающееся. А соответственно, название продукта или слоган с использованием аллитерации будет лучше откладываться в голове потенциального потребителя.

Вот пример таких названий:

Вместо заключения

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Называется такой прием АССОНАНС. Но подробнее об этом мы расскажем в другой статье. До скорых встреч на страницах нашего блога.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Сами классики то знали, что их приемы называются таким мудреным словом? Наверняка понятия не имели, всё на интуиции писали, вот в этом и кроется гениальность.

Когда поэты используют такой приём, то и учить стихи проще, слова сами на язык нанизываются.


АЛЛИТЕРА́ЦИЯ, -и, ж. Лит. Стилистический прием усиления звуковой выразительности художественной речи (в особенности стиха) подбором, повторением одинаковых или однородных согласных звуков, например: Где он, бронзы звон или гранита грань? (Маяковский, Сергею Есенину).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Подразумевается бо́льшая, по сравнению со среднеязыковой, частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении. Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма.

аллитера́ция

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: регуляция — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Аллитерация — это сти­ли­сти­че­ский при­ём повто­ра соглас­ных зву­ков в худо­же­ствен­ной речи, уси­ли­ва­ю­щий её образ­ность и выразительность.

Узнаем, что такое алли­те­ра­ция в поэ­ти­че­ской речи, каки­ми сред­ства­ми созда­ет­ся и для чего при­ме­ня­ет­ся в худо­же­ствен­ной литературе.

Что такое аллитерация?

Художник сло­ва, созда­вая свое про­из­ве­де­ние, стре­мит­ся все­ми воз­мож­ны­ми лек­си­че­ски­ми, син­так­си­че­ски­ми и сти­ле­вы­ми сред­ства­ми создать яркую образ­ную кар­ти­ну, воз­дей­ство­вать на ауди­то­рию чита­те­лей и вызвать опре­де­лен­ный отклик. Для это­го исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные фигу­ры худо­же­ствен­ной речи.

Понятие фигу­ры вклю­ча­ет в себя син­так­си­че­ские и сти­ли­сти­че­ские кон­струк­ции, осно­ван­ные на повто­ре­нии отдель­ных зву­ков, слов, сою­зов, несу­щих основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку в худо­же­ствен­ном тек­сте. Такой спо­соб выде­ле­ния слов назы­ва­ет­ся повто­ром.

Повторы могут быть обра­зо­ва­ны повто­ре­ни­ем зву­ков раз­лич­ных кате­го­рий — соглас­ных и глас­ных или их соче­та­ни­ем. Если худож­ни­ком сло­ва в тек­сте поэ­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния наме­рен­но исполь­зу­ет­ся повтор отдель­ных соглас­ных зву­ков или их соче­та­ний, тогда речь идет об алли­те­ра­ции. Аллитерация — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра поэ­ти­че­ской речи.

Аллитерация — повтор соглас­но­го или груп­пы соглас­ных с целью уси­ле­ния образ­но­сти и выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи.

Аллитерация, как один из спо­со­бов зву­ко­вой орга­ни­за­ции речи, рож­да­ет осо­бые фоне­ти­че­ские эффек­ты в худо­же­ствен­ном тек­сте, что уси­ли­ва­ет его образ­ность и созда­ёт яркое впе­чат­ле­ние у чита­те­ля от нари­со­ван­ной поэ­ти­че­ской кар­ти­ны. Слова, свя­зан­ные алли­те­ра­ци­ей, при про­из­но­ше­нии выде­ля­ют­ся а рече­вом пото­ке и при­об­ре­та­ют осо­бую зву­ко­вую и инто­на­ци­он­ную значимость.

Например, чита­ем у Сергея Есенина:

Свищет ветер, сереб­ря­ный ветер
В шёлко­вом шеле­сте снеж­но­го шума.

Повтор сви­стя­ще­го соглас­но­го зву­ка [с] в пер­вой стро­ке рож­да­ет ими­та­цию сви­ста зим­не­го холод­но­го вет­ра. Во вто­рой стро­ке сти­ха повто­ря­ет­ся шипя­щий соглас­ный [ш], кото­рый при­зван создать у чита­те­ля яркое впе­чат­ле­ние шеле­ста быст­ро пада­ю­ще­го сне­га или сте­лю­щей­ся позем­ки, густой метели.

Аллитерация

Аллитерация в художественной литературе

Аллитерация под­чер­ки­ва­ет зву­ча­ние отдель­ных слов в твор­че­стве клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина. Поэт наме­рен­но под­би­ра­ет сло­ва с оди­на­ко­вы­ми соглас­ны­ми, этим выде­ляя их в пото­ке речи и созда­вая осо­бый зву­ко­вой эффект.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клоко­ча и клубясь…

Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, вхо­дит Лалла-Рук…

Прием алли­те­ра­ции часто исполь­зо­вал в сво­ем твор­че­стве В.В. Маяковский, что при­да­ва­ло поэ­ти­че­ско­му тек­сту осо­бен­ное выра­зи­тель­ное значение.

Били копы­та,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.

В сто сорок солнц закат пылал…

Я сра­зу сма­зал кар­ту будня,
плес­нув­ши крас­ку из стакана;
я пока­зал на блю­де студня
косые ску­лы океана.

Откроем томик сти­хов Марины Цветаев и прочтем:

Город во мгле засыпает,
Серп сереб­ри­стый возник,
Звездами снег осыпает
Твой воротник.

Здесь у каж­до­го мысль двоякая,
Здесь, ездок, торо­пи коня.
Мы прой­дем, кошель­ком не звякая
И брас­ле­та­ми не звеня.

Ресницы, рес­ни­цы,
скло­нен­ные ниц.
Стыдливостью ресниц
Затменные — солн­це в вен­це стрел!

А вот как созда­ет зву­ко­вые эффек­ты с помо­щью алли­те­ра­ции поэт Константин Бальмонт:

-Полночной порой в болот­ной глуши
Чуть слыш­но, бес­шум­но шур­шат камыши.

Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый воз­глас волн.
Буря близ­ко. В берег бьётся
Чуждый чарам чер­ный челн.

Читайте также: