Почему бескорыстная самоотверженная любовь прошла мимо веры изменится ли она после пережитого кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок № 19 ______________________

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: рассказ, тема, идея

Л. ван Бетховена, толковый словарь С.И. Ожегова, презентация, отрывок из одноименного кинофильма, эпиграф к уроку

Безответная любовь не унижает человека,

а возвышает его.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- На прошлых уроках мы свами говорили о рассказах А.И. Куприна. Назовите их. Какова их главная тема?

- Что такое, по-вашему, любовь?

- А как толкует это слово словарь Ожегова? (с. 286)

1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности (Любовь к Родине. Материнская, взаимная).

2. Склонность, пристрастие к чему-либо (Любовь к музыке, к искусству)

- Какое из этих значений подходит к рассказам Куприна?

2. Повторение литературоведческих понятий

- Давайте вспомним, что такое рассказ, тема, идея произведения.

III . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово учителя

Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человекагнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова.

Сегодня мы постараемся узнать, в чём же заключалось мастерство писателя, какими средствами и приёмами он связал все события, явления, отдельные предметы и вещи и воплотил тему любви таким образом, что человечество читает рассказ уже более 100 лет и не перестаёт им восхищаться и плакать.

IV . ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА совместно с учащимися

V . РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Слово учителя

Мы без труда определили, что главная тема рассказа – тема любви, любви неразделенной и трагической.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

3. Постановка проблемного вопроса

4. Аналитическая беседа (с опорой на текст рассказа)

• Как княгиня Вера воспринимает день своих именин?

• Какой предстаёт перед нами Вера? Как характеризует княгиню её портрет?

• Как Вера Николаевна относится к мужу? К жизни?

• Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать её окружение. Какими изображает автор гостей? Зачитайте отрывки, характеризующие гостей Веры ( см. гл. IV ).

• Кто из гостей Веры изображён с симпатией? Почему?

• Прочитайте выразительно монолог генерала Аносова о любви. Какую роль в рассказе играет этот монолог? Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним?

• Для чего генерал рассказал две истории о любви? (гл. VIII )

5. Работа с текстом (гл. V )

- Расскажите о моменте, когда появился гранатовый браслет.

Просмотр эпизода к/ф (служанка отдает Вере подарок и письмо)

Чтение письма Желткова, которое сопровождало подарок.

6. Продолжение аналитической беседы

• Чем был гранатовый браслет для Желткова? Почему он дарит самую дорогую ему вещь Вере? О чём говорит это поступок?

• Как на фоне других подарков выглядит подарок Желткова? Что напоминают Вере камни в браслете?

• Какова реакция окружающих на подарок Желткова?

• Как вы думаете, кроме трагедии безответной, неразделённой любви присутствует ли в данном герое ещё какая-либо другая трагедия?

• Как изображаются писателем Желтков и его любовь?

• Почему о себя убивает?

• Какое значение имеет изображение Желткова после его смерти?

• Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват?

7. Работа с текстом (гл. XI )

На фоне музыки ученик и ученица по очереди читают посмертное письмо Желткова к Вере Николаевне.

• Что хотел сказать Желтков Вере Николаевне в последнем письме?

• Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли она после пережитого?

8. Работа с образами-символами рассказа

- Давайте выясним, какие символы и зачем включает Куприн в свой рассказ.

(молитвенник, подаренный Вере сестрой, гранатовый браслет, вторая соната Бетховена)

1. Мини-дискуссия

• Почему рассказ заканчивается трагически? Возможен ли другой финал?

• Смешон или трагичен Желтков? Высмеивать его чувство или восторгаться им?

2. Ответ на проблемный вопрос

• Всегда ли настоящая любовь трагична?

• Прав ли генерал Аносов?

VII . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Обобщающее слово учителя

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный Спаситель —

Она с величием, Он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

• Как слова А. С. Пушкина соотносятся с темой сегодняшнего урока?

VIII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Старому генералу Аносову доверено сделать очень
важный, имеющий огромное значение в этом рассказе
вывод: в природе истинная, святая любовь крайне
редка и доступна только немногим и только достойным
ее людям.
Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну
отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно.
Своими размышлениями о любви генерал способствует тому,
чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть
на свою собственную жизнь с Василием Львовичем.
Ему принадлежат пророческие слова:
" Может быть, твой жизненный путь, Верочка,
пересекла именно такая любовь, о которой грезят
женщины и на которую больше неспособны мужчины. "
И Вера, конечно поняла, что та любовь, о которой мечтает
каждая женщина, прошла мимо неё.
Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных
и безразличных её знакомых – на его лице она
увидела "то самое умиротворённое выражение" ,
которое видела "на масках великих страдальцев-
Пушкина и Наполеона".
Вера Николаевна, привыкшая жить исключительно
в соответствии с устоями общества не чурается любви,
но не считает ее жизненной необходимостью.
У нее есть муж, который смог дать ей все, что ей было
необходимо, и она не считает возможным
существование других чувств.
Так происходит до того, пока она не сталкивается с
бездной после смерти Желткова – то единственное,
что может будоражить сердце и вдохновлять,
оказалось безнадежно упущенным.
Воскрешение любви символично происходит в
момент прозрения Веры Николаевны, когда она
слушает ту самую музыку Бетховена и плачет у акации.

Вера - натура возвышенная. она поняла любовь Желткова. Иначе бы не пришла посмотреть на него, попрощаться с ним. Эта возвышенная любовь ее изменила. Она стала лучше, эмоциональнее. Она более благодарна стала к людям.

Любящий её Желтков никогда не упускает её из виду. Он не может мириться с такими переменами в любимой женщине. Её царственное спокойствие и строгая простота скрывают в ней постоянную заботу о будущем и ожидание чего-то фатального. Её преследуют дурные мысли. И вот влюблённый молодой мужчина приносит в день её ангела подарок. В сопроводительном письме он пишет, что благодаря этой безделушке у Веры появится дар предвиденья, а дурные мысли перестанут её преследовать. Эта вещица принадлежала его прабабушке. По преданию, она спасала мужчин его рода от насильственной смерти. Значит, даритель лишает себя этой магической защиты и отдаёт семейную реликвию ради счастья своей любимой.

Куприн Гранатовый браслет краткое содержание

Александр Куприн Гранатовый браслет

Автор не делает сравнения между удивительными переживаниями влюблённого человека и не превозносит его образ над другими героями. Он представляет князя Шеина совестливым человеком, его жену Веру чистой, удивительной женщиной, но их среду общения он ставит ниже, потому что она всецело бытовая. Любовь в ней потеряна. И всем это становится понятно, когда они встречаются с истинно любящим человеком.

Ученики говорят, что Вера Николаевна испытала чувство любви перед трагически погибшим Желтковым и чувство благодарности за ту большую любовь, которую он подарил ей. Эта любовь стёрла все преграды между нею, княгиней, и безродным мелким чиновником. Эта любовь возвысила его в глазах княгини. Она поняла, глядя на мёртвого Желткова, что он велик в своей любви, в своих страданиях. Именно поэтому он напоминает Вере Николаевне Пушкина и Наполеона – двух великих страдальцев. И другая символическая деталь – красная роза, которую принесла княгиня и положила под голову Желткова. Красная роза – символ любви и смерти. Красная роза напоминает красные гранаты подаренного ей браслета, которые ассоциировались в сознании Веры тоже с любовью и кровью. Смерть соединила их на духовном уровне.

После анализа эпизода следует продолжение дискуссии по 1-ому эпиграфу.

— У Желткова не было жизни в обывательском понимании: он был бедный, занимал скромное место на служебной лестнице, вёл трудовую жизнь городского бедняка. Социальное положение героя угадывается и через его портрет, и описание жилища, и слова героя о самом себе – всё это есть в рассказе, но не на первом месте. Бедность героя и сопутствующая ей серая, однообразная жизнь не выступают в рассказе как первопричина любви чиновника, который якобы стремился убежать в мир мечты от томительно однообразной жизни. Авторский замысел в другом – показать, что настоящая любовь возвышает даже самого скромного человека, величие человека заключается не в титулах, не в богатстве, не в положении в обществе – но в способности любить. Именно поэтому Желтков противопоставляется привилегированному обществу.

Далее следует анализ эпизода посещения Желткова мужем и братом Веры Шеиной по следующим вопросам: 1.Как ведут себя Желтков и Мирза-Булат-Тугановский в этом эпизоде? 2. Какова роль портрета, авторской характеристики в описании внутреннего состояния героев? Как выражено авторское отношение к героям?

3. Как в этом эпизоде показано нравственное превосходство скромного чиновника над князем Мирза-Булат-Тугановским?

А. И. Куприн — писатель-ре­алист своего времени. Для меня его творчество интересно тем, что тесно переплетено с его впечатле­ниями, раздумьями, часто автоби­ографично. Каких-нибудь шесть­десят пять лет разделяют нас с писателем, а это не такой уж и большой срок. Наверное, поэтому многие действия, мысли, чувства героев его произведений понятны нам сегодня без дополнительных объяснений.

Особым чувством наполнены размышления писателя о любви. Куприн считал, что именно в ней проявляется индивидуальность человека. Писатель понимал лю­бовь как высшее мерило челове­ческой личности, не зависящее ни от положения человека в обще­стве, ни от его сословной принад­лежности.

Повести и рассказы Куприна о великом светлом чело­веческом чувстве всегда были направлены на воспитание сердца читателя, утверждение права на выбор, защиту соб­ственного достоинства, и в этом, несомненно, проявился его замечательный литературный талант.

Читайте также: