Почему аркадий не стал настоящим нигилистом кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свое произведение “Отцы и дети” Тургенев И.С. создал в то время, когда поднялись вопросы об упразднении крепостного права, в то время, когда начались споры между демократами и либералами. Он угадал те временные настроения, как настоящий творец , когда типаж демократии сменил дворянскую интеллигенцию.

Автор в романе раскрывает двустороннюю проблему, которая сразу просматривается и в названии произведения. Проблемы поколения, это первая сторона, а вторая, это противоречивость либерализма и демократии. Базаров и Кирсанов герои романа, по идеи обязаны быть на одной стороне, однако так не случилось.

При составлении характеристики приятелей в своем романе, Тургенев пользуется портретом и диалогом. Сущность философии и политики в спорах особенно передается в диалогах. Главный конфликт Базарова с Кирсановым, как раз просматривается именно в острейшем диалоге. Главное расхождение во мнении Евгения с Аркадием, это было значимость человека. Так как между этими людьми не было взаимопонимания, то дружбой их отношения не назовешь. Подчиненность одного человека другому — это не дружба. Аркадий более слабый человек по своей натуре, поэтому в течении всего произведения видно его подчинение Базарову. Однако, со временем Кирсанов перестает беспрекословно повторять, поддерживать мысли и стремления нигилиста и приобретя собственное мнение начинает выдавать свои мысли.

Характерное отличие между участниками романа просматривается в поведении, когда они прибывали в поместье Аркадия и его семьи. Базаров изучает природу, лучшее занятие для него, это работа. Он всецело за науку, которая должна быть доступна обычному народу. Научный трудяга, постоянно экспериментирует, он просто утонут в профессии. Аркадий же, в отличии от Базарова — бездельник. Он вовсе другой — слабый, апатичный, вялый. В его образе просматривается либеральная настоятельность. Любое важное дело ни чем его не завлекает за что бы не взялся. Для Кирсанова главное, чтобы был покой и конечно уют.

Другие сочинения: ← Характеристика Гагина в повести Ася↑ ТургеневХарактеристика и образ Гаврилы в рассказе Муму →

Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика.

Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.

Природу Базаров считает не храмом а мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа — объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом не говорит.

Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви и к женщине.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом — конфликтность романа, выраженная приемом контраста.

Затрагивает он и тему дружбы истинной и мнимой. Так, другом главного героя, Базарова, уже с первых страниц произведения считается Аркадий Кирсанов. Но уже в начале мы понимаем, что они разные люди. Каков же Аркадий по своему характеру?

Как видим, Аркадий и Базаров — это совершенно разные люди. Аркадий умеет идти на уступки, приспосабливаться, подстраиваться и , в конечном счёте, он устраивает свою судьбу. Базаров же из-за своих жизненных принципов подвергается душевным терзаниям. Но это было неизбежно.

Касаемо отношения к жизни и касательно твёрдости своих убеждений, Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров были людьми разными. Совершенно очевидно, что то, что для Евгения Базарова было твёдым убеждением и жизненной позицией, для Аркадия Кирсанова было обычным модным увлечением, то есть обыкновенная дань моде и не больше.

Сыграло , конечно же, свою роль и воспитание и происхождение.

В отличие от Базарова, Аркадий Кирсанов не был воспитан в труде и не чувствовал необходимость труда. Скажем прямо, Аркадий Кирсанов был мягок, ленив, бездеятелен и инертен. Для Аркадия главное в жизни- это покой и уют, а не достижение своих целей.

7RVTj9kYcsUVd77tFYwlz95zICCmgTo8.jpg

Отцы и дети. В этом романе Ивана Сергеевича Тургенева, ярким представителем нигилизма, является Евгений Васильевич Базаров. Базаров является носителем новой морали, основная суть которой нигилизм - отрицание.

Он смотрит на мир с точки зрения практической выгоды - "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Данный тест по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети" предполагает выбор правильного варианта из четырёх.

Правильные ответы на тест:

  1. Николай Петрович Кирсанов.
  2. Фенечка.
  3. Никольское.
  4. Павел Петрович Кирсанов.
  5. С Павлом Петровичем Кирсановым.
  6. Николай Петрович Кирсанов.
  7. Павел Петрович Кирсанов.
  8. Николая Петровича Кирсанова.
  9. На Кате.
  10. Лекарь.
  11. Евгений Базаров.
  12. Пушкина.
  13. Павел Петрович Кирсанов.
  14. 3 года.
  15. Павел Петрович Кирсанов.
  16. В Одинцову.
  17. Митя.
  18. Нелли.
  19. От тифа.
  20. Лекарь.

Роман написан от третьего лица, что дает Тургеневу возможность дистанцироваться и от "отцов", и от "детей". Писатель не дает шанса и читателю заглянуть в душу героев, т.к. наблюдение со стороны способствует более беспристрастному и объективному восприятию действительности.

Тургенев не может не понимать,что время "отцов" стремительно подходит к концу, но он не в состоянии принять идеологию нового поколения - идеологию голого материализма и отрицания. Да, старый порядок устарел, но уничтожать наследие прошлого, чтобы на "очищенной земле" строить что-то новое - этого Тургенев тоже не может принять.

Наверное главная проблема, которая затрагивается в романе "Отцы и дети" вынесена Тургеневым в его заголовок. Это вечная проблема отцов и детей, то есть отсутствия взаимопонимания между представителями разных поколений. Бунтующая против общественных устоев молодежь существовала всегда во все времена, и всегда старшее поколение смотрела на нее с укоризной и даже неприятием. Но этот конфликт вечный, и он никогда не закончится.

Кроме того, в романе затронута проблема неверия, или точнее отрицания авторитетов. Когда люди нового мышления полностью отказываются от опыта предыдущих поколений и стараются дойти до истины на своих собственных ошибках. И эта проблема не нова и тоже относится к категории вечных. Известно, что пока сам не обожжешься, не поверишь, что пламя горячее.

Наконец проблема человеческих взаимоотношений, проблема любви также поднята в романе. Это чувство Базаров сперва полностью отвергает, и даже насмехается над ним, но потом сам становится его жертвой. К сожалению любовная линия романа обрывается смертью героя, но косвенно можно понять, что отношение Базарова к любви переменилось.

Аркадий Кирсанов является одним из главных персонажей произведения Ивана Сергеевича Тургенева. Аркадий Кирсанов – это молодой человек двадцати трех лет. Сын помещика, недавно закончивший школу, молодой дворянин Аркадий попадает под влияние Базарова. У молодого человека мягкий характер и, как бы он ни старался стать похожим на Базарова, по натуре он совершенно другой. Поэтому он влюбляется в молодую и красивую девушку Катю, женится на ней и прекращает свою дружбу с Евгением Базаровым.

Аркадий очень мягкий, великодушный человек, и может даже заплакать от переполнявших его чувств. Герой видит в людях только хорошие качества, не любит ссор и старается первым пойти навстречу в случае возникновения разногласий. Герой очень любит природу и музыку, но плохо танцует.

Аркадий в произведении выступает как связь между старым и новым, эдакое промежуточное звено. Скорее всего, он увлекся нигилизмом, потому что вступил во взрослую жизнь и сам хотел казаться взрослым, самодостаточным человеком со своими взглядами, даже если эти взгляды он перенял у Базарова.

Нигилизм и нигилисты

Звучит весьма соблазнительно, особенно для молодежи, потому что здесь работает понятный психологический механизм: взрослея, человек дистанцируется от родителей не только социально, но и эмоционально. Это отчуждение (как правило, временное) служит защитным механизмом психики, смягчает разрыв с родительской семьей. Некоторые ученые полагают, что это работает еще с древнейших, доисторических времен. Но поскольку человек — это все же не обезьяна, то такое эмоциональное отчуждение обязательно должно быть как-то осмысленно, получить какое-то рациональное обоснование. Отсюда и отрицание авторитетов и принципов, поскольку это взрослые авторитеты и взрослые принципы.

Но о нигилизме можно поговорить и по существу, уже безотносительно личностных особенностей нигилистов. Есть ли в самой их идее некая правда? Безусловно, есть. Слепое, нерассуждающее принятие любых авторитетов, согласие с любыми устоявшимися мнениями убивает мышление. На выходе получаем или фанатика со взором горящим, или приспособленца вроде грибоедовского Молчалина.

Тем не менее, научное познание все-таки основано на принципах, не подвергаемых сомнению. Например, на убежденности, что мир принципиально познаваем человеческим разумом, что мир действительно существует, а не является иллюзией, сном. Принцип верификации результатов — это ведь тоже принцип, а есть и сформулированный уже в XX веке принцип фальсификации (в двух словах: если научная теория так построена, что в ее рамках можно обосновать вообще абсолютно всё, то это что угодно, то не научная теория).

Нигилизм, таким образом, науку бы уничтожил. Сомневаться во всём значило бы, что мысль ученого буксует на месте. Не приняв что-то как установленный факт, невозможно двигаться дальше. А чтобы принять это что-то за установленный факт, нужно быть уверенным в тех инструментах, с помощью которых этот факт установлен.

В науке отрицается не всё на свете вообще, а только избыточные ограничения мысли, отрицаются человеческие мнения, не подкрепленные доказательствами. Хрестоматийный пример — где-то у Аристотеля говорилось, что у насекомых восемь ножек, и веками это принималось на веру, поскольку авторитет Аристотеля был огромен. Пока кому-то не пришло в голову поймать кузнечика или муху и посчитать ножки. Вот такую слепую веру наука отвергает.

Главная мысль

Мы рассказали так много, что читатель должен сам вычленить для себя основную идею. Тут решающую роль играет конфликт, который вы ставите для себя на первое место.

Если конфликт между поколениями, то смысл книги – показать естественность этого процесса, ведь, пройдя через некоторые трудности, дети начинают понимать отцов, а их идейные разногласия становятся мелочами в масштабах всей жизни.

Если внутренний конфликт Базарова с его нигилизмом кажется вам важнее остальных, то основная мысль в том, что Евгений все-таки умирает. Совершенно нелепая смерть, она нужна лишь, чтобы показать, нигилизм пока невозможен. В русской классике будут продолжать развивать идею нигилизма, особенно в творчестве Достоевского мы найдём много новых воплощений Евгения.

Революционер?

Во времена моей школьной юности нам говорили, что в образе Базарова Тургенев описал грядущего человека-революционера. Мол, нигилизм — это подготовка к решительному политическому переустройству общества, и Базаров — предтеча такого переустройства.

Надо сказать, что некоторые намеки на это в тексте романа действительно есть.

«— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович. — Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.

Словом, перед нами — фэйковый революционер. Болтун, который реально ничего не замышляет, а только любит побазарить. Таких пламенных революционеров сейчас пол-фэйсбука…

Он настоящий?

Рискну выдвинуть гипотезу: Базаров вообще не самый типичный представитель нигилизма, хотя, со слов самого Тургенева, у него и были реальные прототипы — врачи Дмитриев и Якушкин, да и в своих рабочих материалах к роману Тургенев проводит параллели и с более известными людьми, например, Николаем Добролюбовым.

Если моя догадка верна, то как объяснить непохожесть Базарова на реальных нигилистов? Может быть, Тургенев их вообще не слишком знал, не особо соприкасался с их кругом? Но эпизодические фигуры Ситникова и Кукшиной, либералов местного разлива, показаны вполне по-лесковски. Да и Аркадий Кирсанов, тоже позиционировавший себя нигилистом, в общем, выглядит вполне жизненно.

А может, Тургеневу интереснее был даже не сам этот искусственно сконструированный им Базаров, а реакции других героев на него? И тогда Базаров — лакмусовая бумажка, способ раскрыть такие реально значимые для Тургенева человеческие типы, как старшие Кирсановы, как Одинцова… наконец, как родители Базарова?

Признаюсь, у меня нет ответа. Я не настолько хорошо знаком с жизнью и творчеством Тургенева. Об этом лучше узнать у специалистов, но на гипотезу-то я право имею?

Оценка состояния

На данный момент бизнес Аркадия Новикова неограничен ресторанами, имеется множество заведений развлекательного плана, это магазины продуктов и франшизы.

Новиков занимает лидирующие позиции среди других бизнесменов России. Финансовое состояние Аркадия Новикова в 2019 году оценивается в более чем 180 млн. долларов.

Умница Базаров этого, конечно, не понимает. А не понимает, кстати, потому, что он по-своему аристократичен. Аристократизм его выражается в том, что он автоматически ставит себя выше мужика, заставляет того подстраиваться под свою систему понятий, навязывает ему свой, как сказали бы философы, дискурс. Чем этот формат аристократизма лучше того, что защищает Павел Петрович Кирсанов?

Композиция

Экспозицией романа служат картины России, видимые Аркадием по возвращению из Петербурга. Автор сразу помещает читателя в среду того времени, что помогает нам понять контекст произведения, его исторический фон. Этот художественный прием уже дает нам понять, старый мир, несмотря на авторитетность, не справляется с насущными проблемами России, поэтому на смену ему грядет новая сила.

Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках.

В композиционном плане роман делится на 3 части — изложение взглядов, проверка на прочность, смерть:

  1. Первая часть — знакомство антагонистов — Базарова и Петра Петровича. Благодаря точности тургеневских портретов и концентрации внимания на маленьких жестах, мы сразу пониманием их отношение друг другу, а позже они делятся своими мнениями, и мы понимаем — Базаров грубоватый нигилист, Павел Петрович — аристократ.
  2. Вторая часть — проверка идей героев на прочность. Любовь, дружба, отношения с семьей. Выдержит ли нигилизм Базарова все эти испытания?
  3. Третья часть — подведение итогов. Приятели возвращаются в деревню отца, где окончательно отдаляются друг от друга. Базаров остается один.

Особенности композиции являются наследством от русской литературной традиции. От Гоголя в романе некая закольцованность передвижений героев. Из Марьина, имения Кирсановых, они отправляются в Никольское к Одинцовой, затем в имение отца Базарова. Потом эта последовательность повторяется еще раз. За время отсутствия героев в каждой локации, они заметно меняются. Например, из Марьино Базаров и Кирсанов уезжают приятелями, а возвращаются уже отдаленными друг от друга, совершенно разными людьми.

Но конфликт поколений — это вовсе не обязательно конфликт идей. Идейные конфликты в том же XIX веке как раз происходили в среде одного и того же поколения (прежде всего, это противостояние западников и славянофилов — людей примерно одного и того же возраста, социального круга, образования). Возрастной конфликт может маскироваться под идейный, но причина такой маскировки — как правило, чисто психологическая.

Начало карьеры Аркадия Новикова

Это заведение имеет морскую тематику. Весь дизайн бизнесмен продумывал сам. Зал был обставлен большими аквариумами. Все было тематически устроено.

Лирическая линия

Наверное, старшекласснику эти любовные узлы интереснее, чем мне. На мой взгляд, все это очень, очень обыденно, универсально. Зачем оно нужно было Тургеневу? Может, из соображений приличия? Ну какой же роман, в самом деле, без этого? А может, весь этот любовный многоугольник подгонялся к тому, чтобы показать: Базаров живой человек и ничто человеческое ему не чуждо. Он страдает, он стесняется, он ревнует, он тоскует. Добавляет ли это что-то к его образу? По-моему, только то, что как он ни пыжится изобразить из себя железного человека, рыцаря без страха и упрека, а не дотягивает. И слава Богу, что не дотягивает. Иначе выглядел бы каким-то Чужим или Хищником.

Ресторанный бизнес

Все эти заведения пользуются успехом, и приносят хороший доход. Но Новикову мало, он задумывает создать сеть бюджетных заведений быстрого питания. Так появляется множество недорогих кафе. Но каждое из них имеет особую атмосферу, ни один не повторяется.

На данный момент у предпринимателя есть рестораны в Лондоне, в Дубае.

Так же читайте Алексей Псковитин (Немагия) – биография, почему распалась Немагия

Лопух на могиле

Не берусь утверждать, что он вообще не любит родителей, но вот что не умеет (да и не хочет) отвечать на их любовь — это факт, это сплошь и рядом рассыпано по тексту. Что тому причиной — непомерная ли его гордыня (которую автор то и дело специально подчеркивает), эмоциональная ли глухота — судить не берусь. Но вот что это не надумано, что это бывает — это факт. Факт жизни каждого из нас. Мы часто принимаем чужую любовь как нечто естественное, она нас иногда даже несколько напрягает, но ответить своей любовью не можем. Или не умеем. Или не хотим. А потом бывает поздно.

И тогда на могиле вырастает лопух.

Почему Маша не убежала с Дубровским

Вывод

Мораль сей басни такова:

  1. Проблема поколений вечна и это о,кей. На историческом фоне она лишь видна сильнее.
  2. Либералы или демократы – один черт, мертвы оба. Поэтому однозначно ставить на кого-то нельзя, Россия слишком мощна и многообразна для однозначных и резких решений.
  3. Любовь — страшная сила, способная как рушить жизни, так и спасать их. Вот, о чем заставляет задуматься Тургенев.
  4. Нигилизм — штука сложная и в обществе нигилистам выжить непросто. Особенно, если ты честен перед собой.

Рискнем заявить, что актуальность роман не потеряет никогда, потому что проблема поколений принадлежит к темам вечным. Отцы будут всегда, дети тоже. Да и вся проблематика романа, за исключением ее социально-политической части, все ещё применима к современному обществу.

По ходу романа Аркадий влюбляется в Анну Одинцову, но позже понимает, что на самом деле любит ее сестру Катю Люктеву и женится на ней. Со временем Аркадий становится отцом семейства и трудолюбивым хозяином.

Первое знакомство с героем

Аркадий Кирсанов появляется уже в первой главе романа. Он приезжает в родовое имение после окончания университета и получения степени кандидата. Встреча отца и сына на постоялом дворе была тёплой и радостной:

Аркадий приехал вместе со своим приятелем Базаровым, который согласился погостить у них в имении, где живут его отец Николай Петрович и дядя Павел Петрович Кирсановы.

Внешность

У него звонкий юношеский голос:

Происхождение

Аркадий Кирсанов — потомственный дворянин, сын помещика Николая Петровича Кирсанова. Его дед, Петр Кирсаноф, был боевым генералом:

Аркадий — наследник не очень богатого, но всё-таки состоятельного имения отца, где-то в российской глубинке:

По словам Базарова, Аркадий является хорошей партией для брака:

Образование

Аркадий Кирсанов четыре года учился в Петербурге, и получил степень кандидата. Первые три года отец жил с ним, но последний год сын провел в городе один:

С дальнейшим будущим Аркадий пока ещё не определился и сразу по приезде не знает, чем ему заняться:

Характер

У Аркадия нежная и ранимая душа. Аркадий очень эмоционален и легко может заплакать, когда чувства переполняют его:

Аркадий любит своего отца, уважает его выбор: через некоторое время после смерти жены дворянин Николай Петрович Кирсанов полюбил простую крестьянскую девушку Фенечку, у них появился общий ребёнок. Николай Петрович сильно стесняется этого, и говорит, что женщина уедет, если сын пожелает этого. Он Аркадий не осуждает отца и даже убеждает его в том, что тот должен жениться на Фенечке:

Он любит поэзию и музыку, в частности Моцарта:

— Вы какую музыку больше любите? — повторила Катя, не переменяя положения.
— Классическую, — тем же голосом ответил Аркадий.
— Моцарта любите? — Моцарта люблю.
— Глава XVI

Аркадий является эмоциональным человеком, но, объявив себя нигилистом, он пытается казаться хладнокровным и старается скрывать свои чувства:

Он любит природу, но скрывает это как что-то неприличное нигилисту:

Себя Аркадий считает развитым молодым человеком со свободными взглядами:

Дружба с Базаровым

Своему дяде Павлу Петровичу Кирсанову он говорит, что не признаёт авторитетов, как и Базаров. Павел Петрович осуждает Базарова за то, что он вбил неопытному юноше свои идеи, в которые тот слепо верит:

Более мягкий отец Аркадия признает ум Базарова, но понимает, что из-за его влияния сын отдаляется от него:

Базаров постоянно подчеркивает, что его друг еще совсем молод и глуп:

Познакомившись с Анной Одинцовой оба друга влюбляются в нее, и постепенно их дружба сходит на нет.

Отношения с Одинцовой

Тем не менее он все равно был для нее слишком юным. Да и Аркадий робел и терялся в её присутствии, они оба не знали, о чём им говорить:

Намного лучше Аркадий чувствовал себя с её младшей сестрой Катей. Ему было с ней легко и просто:

Аркадий и Катя

Со временем Аркадий осознает, что на самом деле он любит Катю, а не Одинцову, и, признавшись ей в любви, просит ее руки:

Катя принимает предложение Аркадия быть его женой:

Спустя полгода после смерти Базарова Аркадий и Катя женятся, и вскоре у них родился сын Коля:

Они поселились в имении Кирсановых, и Аркадий взялся за управление семейным делом:

Читайте также: