Чем отличается элитная школа от обычной

Обновлено: 02.07.2024

Еще один признак. Учителя не хотят уходить из школы. И не только потому, что им некуда идти, кстати, некуда идти тем, кому за 50, ну за 45. Сложно с трудоустройством. Но меня радует, когда не хотят уходить 30-летние, и не только потому, что пристойная зарплата. Сегодня, например, в Москве можно найти в любой школе практически пристойную зарплату. А тут какими-то другими вещами держат. Тут есть такой момент: ими нельзя командовать. В каком плане? Нельзя лезть в методики и технологии, нельзя лезть в межличностные отношения, и нельзя требовать слепого исполнения того, что можно не выполнять, потому что это не является угрозой для жизни ребенка. Почему еще они не уходят? По отношению к ним не принимаются директивные, бессмысленные действия. Вы знаете, что учителя находятся в состоянии истерики по поводу гигантского количества документов. Что мы сделали у себя в школе? Я понял, что будет гораздо лучше, если учитель будет свободен от целого ряда бумаг, он будет работать эффективнее в своей основной работе. Я взвесил денежную сторону вопроса и просто нанял специального человека, который за них оформляет все эти бумаги. Есть иллюзия, что если классный руководитель не будет заниматься документацией, он будет плохо знать класс. Ничего подобного.Но даже не это главное, главное – то, что учитель живет в атмосфере диалога, для него это очень важно.

Плохая школа первого типа не может быть элитной, а вот плохая школа второго типа, может быть элитной. Поясню. Если есть какая-нибудь школа, расположенная в каком-нибудь пристойном месте и там учатся дети каких-то богатых или известных людей, чиновничьей или финансовой элиты, не обязательно интеллектуальной, то эта школа тоже относится к категории элитной. Но не по качеству образования, которое там дается, а по качеству той корпоративной культуры, которая там существует, и к образованию все это имеет опосредованное отношение. Так как для этих детей гарантированно, если не качественный репетитор, то, вполне возможно, обучение в каком-нибудь второсортном колледже в Англии, заплатят и всё. Кстати, в таких школах хорошо преподаются языки, как правило. С математикой хуже, химия там вообще враг, ну и так далее…Есть другая категория элитных школ… Например школа Анатолия Пинского №1060, сейчас директор в ней Михаил Ильич Случ. Там иные критерии, например, критерий решать сложные задачи по математике является вторичным основанием для приема. Там скорее важна способность к диалогу, умение слышать и слушать, способность к коммуникациям, т.е. некие личностные качества. В этой школе не много победителей олимпиад, но это элитная школа, просто она формирует иную элиту, может быть не столько научную, сколько элиту духовную. Таким образом, мы разделили элитные школы на две категории: одна элита обслуживает корпоративные интересы, это элита чиновничья, финансовая, но есть школы, которые являются исключением, и родители отдают своих детей в другие элитные школы, с духовной и интеллектуальной доминантой.

Поспорила тут в ответах с одной дамой. У нее дочь учится в гимназии. С первого класса 2 языка, научные и исследовательские работы, сложнейшая программа. Читать и писать своих детей она начала учить с трех лет и считает это нормой.
При этом она считает, что дети, которые учатся в обычных школах все поголовно пьют, курят и ругаются матом. Троечники, которые не тянут программу гимназии, уходят в обычные школы и становятся там круглыми отличниками.
Она утверждает, что родителям просто лень заниматься со своими детьми, и поэтому они их отдают в обычные школы.
Странно как-то. Я училась в обычной школе, мои родители, мой муж, мои друзья, мои соседи. Да вся страна там училась! И практически все из моего окружения выросли достойными людьми!
Неужели успех в жизни, все чего добьется человек, то, каким он станет в будущем, зависит лишь только от престижа школы? Как вы считаете? Спасибо за ответ.

Все утверждения этой дамы - обычная демагогия и хвальба) )
Лет через 10, когда дети школу закончат, будет виден результат кто чего достиг) )
Сейчас порой вспоминаешь одноклассников - как раз, про кого никогда не подумаешь, у того жизнь и пошла наперекосяк
Так что, не факт, что из гимназии выходят ЛЮДИ, а из обычной школы -ширпотреб))

Элитные школы есть и государственные. Я ни копейки кроме стандартных сборов типа 200 рублей в квартал на уборщицу в школе не платила. Родители вообще в старших классах стали прогуливать собрания, потому что меня хвалили. Папе было стыдно) Уехала по договору школы в результате за границу - директор выбивал даже стипендию из частных фондов.

Но Вы-то, наверное, учились в школе в другое время. Я начинал учиться в общеобразовательной школе, там действительно практически все пьют и курят. Мало того, качество преподавания - дно, учителя сами прогуливают, уроки почти не ведутся. Потом перешёл в гимназию - совершенно другая картина, все нормальные люди. Единственное что - мажоров много, буржуйских деток. А так всё норм.

Моя дочь учится в гимназии и тоже исследования, проекты. Совершенно обычный ребенок. Уроки делает сама, с проектами помогаю я. А сын закончил обычную школу, все десять лет ходил в разные секции, не пьет, не курит, закончил университет в этом году. Думаю зависит от родителей, круга общения, обстановки в семье.

Успех в жизни - нет, "просрать" можно все, и вылезти можно из любого г. на - грубо, зато справедливо.

Но дети, которые учатся в гимназии - ДА, развитее своих сверстников из обычных школ.
Разумеется, есть умные дети в обычных школах, есть дебилы в гоимназиях.
Но в ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ - программа там сложнее и ребенок со средним интеллектом ее банально не потянет.

дети ничем не отличаются где бы они не учились. И что я училась в элитной школе сейчас учусь в обычной. А не есть одно отличие мозги работают по разному!

у меня есть несколько знакомых, дети которых учились или учатся в платных школах. могу сказать, что их знания хромают (но не оценки) , зачем стараться-если итак все куплено? до Англии нам далеко)

я то же училась в обычной школе. но мозгов хватало на то, чтобы отбирали в профильные "блатные" классы

ээээээ. нет, в любой школе дети не умные, будь- то это гимназия или академия или обычная школа. Вообщем в любой школе дебилов навалом.

Я училась в элитной гимназии - она мне дала потрясающий круг общения: дети художников, актёров, центр москвы, хорошие учителя и после школы я уехала за границу. Где университетская система хоть и была сложна и другая, но школа наша дала очень многое и очень хорошую базу на европейском уровне.

По поводу пить-курить: у нас школа была на Арбате, конечно, мы после уроков бегали пить пиво с панками и играть на гитарах во дворах)

Я считаю, что качество школы зависит от философии администрации - какая атмосфера в школе, подбор учителей, профильность - это зависит от директора и завучей. Учителя от Бога - это то, что интересует детей в учёбе. ну и отбор детей - у нас были разные дети - от родителей алкоголиков до миллионеров. Но опять же, как говорила моя учительница, а сейчас директриса: она всегда смотрела на "породу" детей. Я не помню, чтобы у нас дети как-то разделялись по материальному признаку родителей. В идеале, такой должна быть любая школа. Но когда толковых учителей дефицит, школа очень многое значит в развитии. Ну и семья.

Хорошая школа, талантливые учителя имеют решающее значение для всей будущей жизни. Вспомните гениальных преподавателей лицея Пушкина. Обычная школа так не развивает детей, не пробуждает в них способности. Я жалею, что училась в обычной школе, мне всю жизнь потом не хватало общего развития, несмотря на вуз. Что не заложено в любознательном детстве, потом не наверстать. Человеческие качества при этом от школы не зависят, конечно - просто лучшая школа означает лучший старт.

Аксинья Никалавна™ Просветленный (45466) так я и написала, что минусов много. да. учителя те же. хотя администрация пытается отбирать и учителей (но не умение преподавать, учить детей в отборе существенно). А дети. все же в массе своей. если это гимназисты, то у них цели выше изначально и стремиться к целям, достигать целей они пиручены изначально. А знаете, как показывает практика, - потянешься за журавлем, хоть синицу поймаешь. У меня дочь плакала при 92 баллах по русскому, сданному честно в нашем городе большинством выпускников (в отличие от других экзаменов). Плакала, потому что. не 100. Это мотивация, основанная на своих знаниях. И вы знаете, в этом году дети как на подбор. 12 медалистов из трех классов (при нашем-то занижении оценок!). Кто-то в МГИМО на бюджет (олимпиадница), кто-то еще куда. 268 баллов по трем экзаменам - это для них маловато будет. кто-то гранты европейские получил на университет по результатам своих работ. А вот преподаватели. учителя. у нас есть три человека, которые препода

Не надо путать хорошее образование и элитные школы. В элитных сейчас только богатые и учителя не учат, а стараются заработать. Хорошее образование можно получить и в нормальной школе.

Очень многое зависит от окружения. Лучше отдать в школу ребёнка к лучшим детям. но не к отпрыскам исключительно богатеев, но к думающим, прогрессивным людям. С волками -жить, по-волчьи выть. В обычных школах часто -сброд. И плохиши там обычно задают ноты, особенно в старших классах.

Я училась в обычной советской школе. Мои родители не ходили на собрания и не занимались мною. И муж такой же. И тем лучше! Всего достигли мы сами и живем очень даже неплохо, другие завидуют. Все зависит от самого человека. Родители могут дать, а могут и не дать, могут даже навредить своим вниманием или невниманием. Каждый кузнец своего счастья, у каждого своя голова на плечах.

Расслоение среди школ очевидно, а среди учителей — нет. И в простых, и в элитных школах — лицеях и гимназиях работают педагоги с примерно одинаковыми характеристиками. Это касается уровня образования, преданности профессии, отношения к детям, учебной нагрузки, стиля жизни и других факторов. Такую однородность учительского сообщества выявил опрос 769 педагогов из 39 школ разного статуса* Санкт-Петербурга.

На сообщество влияет престиж профессии

На фоне такого расслоения среднего образования понятной была бы и сегментация учителей. Но исследователи ее не обнаружили. Наоборот, педагоги из разных типов школ оказались похожи по:

  • образованию и профессиональной траектории;
  • восприятию своего дела, отношению к детям и оценке уровня собственного педагогического мастерства;
  • профессиональной мобильности и лояльности школе;
  • стилю жизни и общению: культурным запросам и социальным связям.

Во многих странах учителя сильно различаются по ощущению себя в профессии и другим критериям. В менее престижных школах педагоги меньше удовлетворены своей работой, выяснили бельгийские ученые. Преподаватели, обучающие маломотивированных ребят, считают свой труд более тяжелым, а их вера в собственные профессиональные силы ниже, установили американские исследователи.

Однако это зарубежные реалии, и престиж учительской профессии по странам неодинаков. В России он невысок. Даже в больших городах школы сталкиваются с нехваткой преподавателей. Старые кадры уходят, а новые приходят не всегда. Лишь небольшая доля выпускников педагогических вузов связывает свое будущее с учительством. При этом качество их подготовки нередко вызывает вопросы (см. также Чего не хватает молодым педагогам).

Образование учителей одинаково


У учителей простых и элитных школ примерно одинаковые социально-демографические характеристики, выяснили исследователи. Под этим подразумеваются образование, возраст, стаж и нагрузка.

По сути, сложилась однородная картина — коллективный портрет учительства, который обнаруживается и в других исследованиях педагогов.

В профессии единый список проблем

Способность справляться со сложными ситуациями — самоэффективность — неотъемлемая часть профессии. Умение утихомирить класс и заинтересовать детей учебой очень важно для учителя. Во многом это приходит с опытом. Не удивительно, что молодые педагоги здесь меньше уверены в своих силах. Однако различий в другом разрезе — между учителями обычных и специализированных школ — в уровне самоэффективности не обнаружено, отмечают Александров и Иванюшина.

Опрос показал, что с трудными детьми сталкиваются все педагоги. Такие ребята не уважают учителя и не хотят заниматься. Для любого преподавателя это головная боль. В то же время те, кто не имеет способностей к учебе, не кажутся педагогам проблемными учениками.

Большинство учителей привязаны к своей школе


Преподавание требует немалых затрат — эмоциональных, интеллектуальных, физических. Такая личностная вовлеченность возможна, когда профессия воспринимается как дело жизни, а не просто способ заработка. Почти все респонденты, независимо от типа школы, отвечали, что выбрали профессию учителя по призванию.

Такая приверженность проявляется и в верности учреждению, коллективу. Мобильность учителей невысока. Более половины из них всю жизнь проработали в одной школе, 27% — в двух.

Социальные связи и культурная жизнь

Исследователи изучили рабочие контакты учителей. И здесь особой разницы между педагогами стандартных и элитных школ нет. Более 80% опрошенных обращаются за помощью и консультацией к коллегам по школе. Молодые педагоги советуются с вузовскими наставниками.

Учителя разных школ с одинаковой частотой ходили в музеи, театры, консерваторию, в кино и на концерты. То есть культурные пристрастия педагогов привилегированных и обычных учебных заведений похожи.

Таким образом, учительское сообщество гомогенно. Это ставит вопрос об источниках повышения качества среднего образования.

* Опрашивались педагоги 18 школ со стандартной программой и 21 школы повышенного статуса: 9 гимназий и лицеев и 12 школ с углубленным преподаванием предметов.


Вслед за попыткой понять, что дала школа лично тебе, возникает желание разобраться и в более общих и глубоких вопросах. Задумываешься об идее элитарной школы, как вообще такие школы влияют на своих учеников и выпускников. Я задумался и быстро обнаружил, что нахожусь в хорошей компании. Здесь были не только мои бывшие одноклассники, но и совершенно незнакомые люди, выпустившиеся из разных элитарных школ. Некоторые окончили школу 20–30 лет назад, но до сих пор вполне могут снять о ней документальный фильм, рассказать в интервью или посвятить ей серию эссе. Интерес выпускников — это всё-таки интерес исторический. Другое дело родители, которые ищут подходящее учебное заведение для своих детей. Они задаются теми же самыми вопросами.



Какие школы называются элитарными?

Кто, как и почему поступает в спецклассы элитарных школ?

Элитарные учебные заведения обычно знамениты своими профильными классами: математическими, гуманитарными, биологическими и так далее. В них, помимо сильных учителей, предусмотрены ещё специальная учебная программа и отбор, то есть вступительные экзамены по профильным предметам, собеседование с классным руководителем или директором.


Здесь возникает очень важный вопрос: кого берут в спецклассы элитарных школ? Ведь, помимо письменных испытаний, предусмотрены и устные, роль которых часто бывает важнее. Письменная, тестовая часть может показать примерный уровень знаний поступающего, но знания не так сложно приобрести, было бы желание, иными словами, интерес. Для этого как раз и нужны собеседования. Они раскрывают характер человека, его увлечённость предметом или равнодушие к нему, умение нестандартно мыслить.

Интересующиеся дети ясно понимают, ради чего они занимаются наукой и чему хотят научиться в профильном классе

Увлечённость стимулирует их. Они готовы работать и развиваться, максимально используя возможности, которые даёт спецкласс. Наоборот, дети, которые смутно представляют, для чего им, например, история или литература, имеют гораздо меньше шансов попасть в гуманитарный класс. Часто они и сами не особенно стремятся поступить, но родители, одержимые желанием дать ребёнку лучшее образование, толкают его сразу во все стороны: в маткласс, в гумкласс, в биологический, а ещё в художку, театральную студию и теннисную секцию. Подобная стратегия вряд ли поможет при поступлении. Ребёнку, заваленному разного рода факультативами, обычно просто не хватает свободного времени и привычки себя занимать, чтобы понять, что ему действительно интересно, и всерьёз работать в этом направлении.


5 причин дважды подумать, прежде чем отдавать ребёнка в профильную школу

При отборе обычно смотрят и на школу, откуда поступает человек. Это объяснимо, потому что некоторых детей действительно нужно спасать. Кажется, что ребёнок, который с первого класса учился в элитарной школе, эрудирован лучше и имеет больше шансов при поступлении в спецкласс, чем ученик обычной общеобразовательной школы. Однако на деле это не всегда работает. Если ученик элитарной школы выглядит не слишком мотивированным, то принимать его в спецкласс нет особой необходимости. Он и так будет развиваться в здоровой атмосфере и получит в результате хорошее образование.



Кто преподаёт в элитарных школах?



Как преподают в элитарных школах?

В разных школах используют разные методики, и всё же в них есть кое-что общее — акцент на самостоятельной творческой работе ученика. В математических классах 57-й или, например, 179-й школ, помимо обычных для школы алгебры и геометрии, дети изучают математический анализ, гораздо реже, чем в обычных школах, используют учебники. Главная роль отводится решению задач. На уроках матанализа ученики получают листочки с задачами и решают их самостоятельно.

В классе при этом присутствуют несколько преподавателей, что даёт возможность индивидуального и внимательного отношения к ученику

Преподаватели подходят к каждому и обсуждают с ним ход его мысли, аккуратно направляют к решению. Такая система копирует процесс научной работы. Ребёнок, как и учёный, изначально сталкивается с математической проблемой, требующей разрешения. Затем он самостоятельно начинает искать её решение, а преподаватель, как научный руководитель или старший коллега, помогает ему в этом. Когда ученик получает формулу, которую он должен выучить, ему совершенно не обязательно понимать смысл ни её самой, ни тех задач, которые можно решить с её помощью. Когда же он сам осмысляет проблему и ищет решение, то проникает в суть задачи (и исследовательской работы), находит подход к ней и, таким образом, гораздо лучше понимает материал.


Особенность гуманитарных классов — своеобразные параллельные лекции. Часто ученики в рамках разных курсов одновременно изучают материалы одной эпохи. Например, проходят историю, литературу и культуру Античности. Это позволяет детям погрузиться в контекст эпохи и увидеть её с разных сторон. В результате ребёнок изучает не факты и события, но период как единое целое во всём многообразии его политических, социальных и культурных процессов. Так он учится самостоятельно находить взаимосвязи между ними, выявлять причины тех или иных явлений. Важную роль играют курсовые работы, опыт написания которых, как и опыт зачётов по пройденному периоду, пригодится ребёнку в университете. Каждая такая работа — возможность самостоятельной постановки проблемы, погружения в ту или иную область и авторского исследования. Подобные сочинения вряд ли превратятся во взрослые работы, но навыки и даже отдельные идеи, выработанные в ходе написания школьной курсовой, могут пригодиться выпускнику в будущей научной деятельности. В гуманитарном классе ученик получает представление о некоторых научных методах. Учебники используются тоже университетские, хотя их роль и не так важна.

Здесь же происходит первое и достаточно глубокое знакомство со многим из того, что спустя несколько лет выпускник будет проходить в университете

В спецклассе элитарной школы ребёнок в первую очередь учится понимать, что и почему он делает. Если упростить, общеобразовательная школа даёт факты, но почти не говорит об их смысле. Думаю, именно поэтому студенты вузов в курсовых работах часто не могут поставить проблему. Их этому никто не учил. Именно в понимании проблемы и её разрешении кроется смысл любого исследования — впрочем, как и творческой или предпринимательской деятельности. Спецкласс же даёт не только и не столько знания, сколько умение самостоятельно думать и находить интересные решения для самых разнообразных проблем. Вновь появляется та самая пугающая родителей обособленность элитарной школы. Что ж, придётся поговорить о ней.

Школа-остров


Итальянские, шведские, финские: как и чему учатся дети в школах при посольствах в Москве

Обособленность элитарных школ проявляется и в том, что в них часто работают бывшие выпускники. Ребёнок, родители которого окончили эту школу, обычно имеет больше шансов на поступление. Такое учебное заведение — самовоспроизводящаяся система. Учитель, сформированный ею, как и дети выпускников, с большой вероятностью будут органично в ней существовать.



Что даёт выпускнику опыт элитарной школы и с какими сложностями он может столкнуться?

Выпускник элитарной школы, поступая в вуз, обычно знает большую часть программы первого курса. Он хорошо эрудирован, умеет работать с источниками и анализировать информацию. В то же время опыт элитарной школы даёт уверенность в собственных силах.

Возможен и менее благополучный вариант. Он, как правило, является продолжением истории об ученике, который расслабился в мягкой атмосфере элитарной школы. Такой человек, к тому же убеждённый в качестве собственного образования, вполне может вылететь из института после первого семестра или после второго. Это уже не так важно. Обычно такие ученики переводятся в менее престижные учебные заведения и благополучно оканчивают их. Но это, конечно, не тот блестящий путь, которого ждали от них родители.

Что же касается полезного жизненного опыта, то я, если честно, слабо представляю себе школу, которая может его дать.

Районные школы обычно предлагают опыт выживания, который вряд ли сильно пригодится интеллигентному ребёнку

С большой вероятностью он, вопреки народной мудрости про суму и тюрьму, окажется далёк от мест, где такой опыт может быть актуален. Чтобы закалить характер, хватит и каких-нибудь восточных единоборств. Думаю, у увлечённого своим занятием ребёнка он и сам постепенно окрепнет.

Может быть, есть и просто хорошие школы, способные дать более практический опыт, чем элитарные. Всё же опыт приобретается скорее в университете и на первых работах, чем в школьных стенах. Если же вы всё-таки хотите, чтобы ребёнок получил и опыт, и серьёзное образование, возможно, имеет смысл отдать его в сильную гимназию или лицей, а уже в старшей школе предложить поступить в спецкласс элитарного учебного заведения.


Другая проблема — резкое изменение среды. Выпускник, пришедший из элитарной школы в университет, может достаточно болезненно воспринять различные несовершенства вуза: бюрократию, изобилие формальностей, равнодушное, а порой и неуважительное отношение профессоров и тому подобное. Он, вероятно, окажется шокирован наличием в программе предметов вроде ОБЖ и ещё больше удивится тому, что преподаватель читает этот курс по вырезкам из газет. Всё это и правда неприятно. Говорят, у тех, кто не смог адаптироваться к новой и не самой благоприятной ситуации, даже бывают депрессии, у кого-то потом формируется и мрачный взгляд на жизнь.


На самом деле, выпускник просто должен быть подготовлен к несовершенствам вузов. Не стоит закрывать на эти недостатки глаза


Читайте также: