Плоскостная разметка план урока

Обновлено: 05.07.2024

Тип занятия: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное (изучение нового учебного материала, формирование практических умений и навыков, повторение изученного ранее материала).

Время: 6 часов.

Цель занятия: обучение подготовке под разметку обработан­ной и необработанной поверхностей; получение навыков исполь­зования разметочных инструментов, выполнения разметки и накернивания разметочных рисок.

Задачи занятия:

Формирование и усвоение приемов проведения плоскостной разметки заготовок.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении плоскостной разметки заготовок.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений.

Воспитательные :

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам;

Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ;

Способствовать развитию самостоятельности студентов.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению плоскостной разметки заготовок.

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студент в ходе освоения темы занятия учебной практики должен:

иметь практический опыт :

- выполнения типовых слесарных операций, применяемых при сварке

- выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла.

В ходе занятия у студентов формируются

П рофессиональные компетенции:

ПК 1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Основные источники:

-Чебан В. А. Сварочные работы /В. А. Чебан.- Изд. 7-е.- Ростов н/Д : Феникс, 2010. (Начальное профессиональное образование).

-Маслов В. И. Сварочные работы: Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования - М.: ПрофОбрИздат, 2002.

Дополнительные источники.

- Овчинников В. В. Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов: учебник/ В.В.Овчинников.- М.: КНОРУС, 2010.-(Начальное профессиональное образование).

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы:

разметочная плита, стальные щетки, скребки, на­ждачная бумага, посуда для раствора и мела, медный купорос, мел, быстросохнущие лаки и краски, клей казеиновый, карандаш, из­мерительная линейка, угольник с широким основанием, штанген­циркуль, циркуль разметочный, кернер, чертилка, сталь листовая толщиной 2. 4 мм, ветошь.

Правила безопасной работы при разметке

1. Осторожно обращаться с острыми концами чертилок, циркулей.

2. Надежно устанавливать разметочную плиту на столе.

3. Осторожно обращаться с раствором медного купороса.

Упражнение 1. Подготовка поверхности металла к разметке.

Перед выполнением разметки металла следует:

тщательно вытереть разметочную плитку;

очистить заготовку стальной щеткой или скребком от пыли, грязи и следов коррозии;

размечаемые места заготовки зачистить шкуркой;

неочищенные поверхности закрасить молотым мелом, разве­денным в воде, с клеем или краской. Для нанесения на пло­скость равномерного слоя покрытия необходимо использовать перекрестные вертикальные и горизонтальные движения ки­сти (рис. 1 );

обработать очищенные поверхности раствором медного купо­роса (2—3 чайных ложки на стакан воды) или лака и просу­шить.


Рис. 1. Нанесение покрытия на деталь.

Упражнение 2 . Нанесение прямых линий.

Сделать на заготовке два керновых углубления — метки. Через нанесенные метки по наложенной на деталь линейке провести чертилкой линию.

Чтобы не получить раздвоенную линию, линейку необходимо плотно прижимать к заготовке, а линию проводить только один раз. Не использовать тупую чертилку.



Рис. 2. Нанесение параллельных линий с помощью угольника.

Нанести на заготовке параллельные линии с помощью угольни­ка с широким основанием. Для этого наложить угольник на раз­мечаемую поверхность таким образом, чтобы его плашка была прижата к обработанной стороне заготовки (рис. 2). Прижимая угольник левой рукой, провести линию. Передвигая угольник вдоль обработанной стороны заготовки, проводить параллельные линии далее.

Упражнение 3. Нанесение линий под углом.

Нанести две взаимно-перпендикулярные линии с помощью ли­нейки и циркуля (рис. 3).


Рис. 3. Нанесение взаимно-перпендикулярных линий.

Для этого провести на заготовке произвольную линию АВ . При­мерно посередине этой линии отметить и накернить точку 1. По обе стороны от точки 1 с помощью циркуля произвольным радиу­сом сделать на линии АВ засечки 2 и 3 и в них керновые углубле­ния. При этом необходимо точно устанавливать кернер в углубле­ние и прочно удерживать его при кернении. При необходимости следует заточить кернер. Измерить циркулем размер, превышаю­щий на 6. 8 мм расстояние между точками 1 и 2 (1 и 3). Затем, установив ножку циркуля в точку 2, провести дугу полученного размера, пересекающую линию АВ. Этим же радиусом провести дугу из точки 3. Через точки пересечения дуг 4, 5 и точку 1 прове­сти линию, которая и будет перпендикулярна исходной линии АВ.

Накернить точку пересечения 0 двух взаимно-перпендикуляр­ных линий (рис. 4).


Рис. 4. Построение угла 45 о

Из точки 0 провести дугу произвольным радиусом. Точки пересечения дуги с линиями обозначить а и b и накернить эти точки.

Из точек а и b , не изменяя раствора циркуля, сделать две за­сечки внутри прямого угла и накернить точку их пересечения d . Соединить точки 0 и d .

Упражнение считается выполненным, если линии разметки и керновые углубления произведены четко и в требуемых местах.

Упражнение 4. Разметка плоских фигур

А. Построение квадрата внутри окружности.

Подготовить поверхность заго­товки к разметке.

Наметить и накернить центр окружности 0; провести из него раз­меточным циркулем окружности.

Провести диаметр окружности АВ и из точек А и В произвольным радиусом сделать по две засечки, пере­секающиеся в точках С и D . Прямая CD пересекает окружность в точках М и Н и делит диаметр АВ на две рав­ные части; точки Л, М, В, Н делят окружность на четыре равные части.

Соединив рисками эти точки, получим квадрат.


Рис. 5. Построение квадрата внутри окружности.

Б . Построение шестиугольника внутри окружности.

Подготовить поверхность заго товки к разметке.

Наметить и накернить центр 0 окружности и провести из него с помощью разметочного циркуля окружность.

Провести диаметр АВ.

Из точек А и В прочертить дуги радиусом данной окружности, которые пересекут ее в точках К, М, D и С. Точки А, М, D , В, С и К делят окружность на шесть равных частей.

Соединив рисками эти точки, получим шестиугольник.


Рис. 6. Построение шестиугольника внутри окружности.

В. Разметка центров отверстий на данном расстоянии от ребер заготовки.

Подготовить поверхность заго товки к разметке.

Принять за базу боковые обработанные стороны заготовки.

Циркулем по масштабной линейке снять размер 20 мм.

Не сбивая циркуля, прочертить от ребер заготовки по две пересекающиеся риски.

В точках пересечения рисок выполнить керновые углубления для центров отверстий.


Рис. 7. Разметка центров отверстий на данном расстоянии от ребер заготовки






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока производственного обучения "Плоскостная разметка"

Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Магнитогорский государственный техничес.

Методическая разработка урока производственного обучения "Плоскостная разметка"

Методическая разработка открытого урока производственного обучения по теме "Плоскостная разметка".


Методическая разработка на тему: "Плоскостная разметка" (сентябрь 2017)


План конспект уроков учебной практики по теме " Плоскостная разметка"

План конспект уроков учебной практики по теме " Плоскостная разметка".


занятие №7 19.05.2020г Плоскостная разметка (методика разметки)

Правильный выбор базы при разметке предопределяет качество разметки. Выбор разметочных баз зависит от конструктивных особенностей и технологии изготовления детали. После того как наметят базу, определ.


Разметка плоскостная. Отработка приёмов плоскостной разметки. Разметка с помощью линейки, керна, -разметка по шаблону, разметка по образцу.-гр.204
Плоскостная разметка

Рассматриваются основные приёмы плоскостной разметы и операции связанные с её выполнением.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

по учебной практике (производственному обучению)

ПМ.02 Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

Тема программы № 1. Выполнение слесарных работ.

Тема урока № 2: Плоскостная разметка.

мастер производственного обучения

г. Лениногорск, 2015

Зам. директора по УПР

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ПМ.02 Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

МДК.02.01 Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

Тема программы № 1. Выполнение слесарных работ.

Тема урока № 2: Плоскостная разметка.

Формируемые компетенции:

ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Образовательная: Обучить приемам плоскостной разметки с использованием разметочного и мерительного инструмента и приспособлений.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6)

Развивающая: Развивать грамотную техническую речь, самостоятельность и чувство ответственности, самоконтроля и взаимоконтроля, воображение, логическую память, внимательность.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6)

Воспитывающая: Воспитывать профессиональные качества будущего тракториста, бережное отношение к оборудованию и инструментам, аккуратность, самостоятельность, четкость в работе, любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, стремление работать производительно, выполнять работу качественно.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6)

Тип урока: Урок формирования трудовых приемов и операцій.

Методы обучения: словесный ( рассказ, беседа, показ трудовых приемов и упражнений, самостоятельная работа учащихся).

Межпредметные связи:

- технология слесарных работ;

Место проведения урока: слесарные мастерские ЛПК.

Материально – техническое оснащение урока:

раствор медного купороса;

программное обеспечение: PowerPoint.

Источники информации:

Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела, - М.: Высшая школа, 1984

Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу, - М.: Академия, 2001

Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело, - М.: Академия, 2007

Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей, - М.: Академия, 2009

5. Основы слесарных и сборочных работ (Электронное приложение к учебнику Покровский Б.С. Слесарно-сборочные работы).

Уровень освоения: 3 (третий)

Этапы урока.

I . Организационный этап (5 мин.).

1.1 Проверка явки обучающихся (рапорт дежурного).

1.2 Проверка внешнего вида обучающихся (наличие спец. одежды с соблюдением требований техники безопасности ).

1.3 Создание делового и эмоционального настроя на урок.

II . Вводный инструктаж (40 мин.).

Ознакомление студентов с темой и целями урока.

Актуализация и систематизация опорных знаний и умений:

Фронтальный опрос по вопросам пройденного материала:

1). Что называется разметкой?

2). Какие виды разметки вы знаете?

3). В чем разница между плоской и пространствен­ной разметкой?

4). Какой инструмент используется для разметки?

5). Перечислите правила техники безопасности при разметке плоских поверхностей.

2.4 Ознакомление с основными приемами и способами работ.

2.5 Ознакомление с материалами и инструментами при выполнении разметки.

2.6 Техника безопасности при выполнении разметки.

III. Текущий инструктаж (5часов).

3.1 Формирование практических знаний и способов действий (закрепление нового материала).

3.1.1. Ознакомление студентов с содержанием работы и способами ее выполнения.

3.1.2 Рассказ и показ трудовых приемов и упражнений .

3.1.3 3акрепление студентами трудовых приемов и упражнений .

3.1.4 Выдача заданий на урок.

3.1.5 Выполнение заданий обучающимися.

3.2 Целевые обходы:

3.2.1 проверка правильности организации рабочего места студентов;

3.2.2 проверка соблюдения технологии выполнения операции;

3.2.3 проверка правильности пользования инструментами и приспособлениями;

3.2.4 контроль качества выполнения работ и соблюдение техники безопасности.

IV. Заключительный инструктаж (15мин).

4.1. Подведение итогов

4.1.1 анализ допущенных при работе ошибок;

4.1.2. отметить лучших студентов и объявить оценки;

4.1.4. выдача домашнего задания;

4.1 5. уборка рабочих мест.

Этапы работы

Содержание этапа

I . Организационная часть.

1. Проверка явки обучающихся (рапорт дежурного).

2. Проверка внешнего вида обучающихся (наличие спец. одежды в соответствии с Т.Б.).

3. Создание делового и эмоционального настроя на урок. (Формирование ОК 1, ОК 6)

Дежурный докладывает о посещаемости обучающихся в группе, о наличии спец. одежды и готовности к уроку.

Обучающиеся слушают, настраиваются на учебную практику в мастерских колледжа.

II . Вводный инструктаж

2. Ознакомление обучающихся с целями урока:

Образовательная: Обучить приемам плоскостной разметки с использованием разметочного и мерительного инструмента и приспособлений.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6)

Развивающая: Развивать грамотную техническую речь, самостоятельность и чувство ответственности, самоконтроля и взаимоконтроля, воображение, логическую память, внимательность.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6 )

Воспитывающая: Воспитывать профессиональные качества будущего тракториста, бережное отношение к оборудованию и инструментам, аккуратность, самостоятельность, четкость в работе, любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, стремление работать производительно, выполнять работу качественно.

(Формирование ПК 2.2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6)

- слушают, настраиваются, запоминают

Опрос обучающихся по заданному на дом материалу:

1. Что называется разметкой?

2. Какие виды разметки вы знаете?

3. В чем разница между плоской и пространствен­ной разметкой?

4. Какой инструмент используется для разметки?

5. Перечислите правила техники безопасности при разметке плоских поверхностей .

(ответы обучающихся обобщаются мастером производственного обучения и проговариваются верные точные ответы на поставленные вопросы)

Мы с вами выяснили, что же такое разметка плоских поверхностей и для чего она необходима.

ВОПРОСЫ ЕСТЬ КО МНЕ? Тогда прошу всех пройти в слесарную мастерскую, у каждого на верстаках лежат заготовки и технологические карты. Желаю всем удачи!

Отвечают на поставленные вопросы, слушают, анализируют ответы друг друга, дополняют.

III. Текущий инструктаж

Самостоятельная работа студентов по разметке плоской поверхности.

Задание на урок (слайд 19-22)

Задание. Разметка центров отверстий на данном расстоянии от ребер заготовки с помощью линейки и циркуля

(на некоторых рабочих местах обучающихся приготовлен не весь инструмент, который необходим для выполнения данной операции, а на некоторых рабочих местах добавлен излишний инструмент для выполнения данной работы. Таким образом проверятся технологическая готовность обучающихся к выполнению задания).

- проверка правильности организации рабочего места студентов;

- проверка соблюдения технологии выполнения операции;

- проверка правильности пользования инструментами и приспособлениями;

- контроль качества выполнения работ и соблюдение техники безопасности.

Занимают рабочие места.

Самостоятельная работа студентов:

- организовывают свое рабочее место;

-рассматривают инструкционные карты;

- проводят промежуточный самоконтроль правильности выполнения разметки;

- производят окончательный самоконтроль.

IV. Заключительный инструктаж

Подведение итогов урока.

Ну что, давайте подведем итоги. Все справились с заданием, нарушений ТБ не наблюдалось, но ошибки все же были. ( Провожу детальный анализ допущенных ошибок, указываю пути и методы их устранения (при этом анализируются типичные дефекты при выполнении разметки, такие как сдваивание рисок, несовпадение сопрягаемых рисок, постановка керновых углублений за пределами рисок; а также - причины их появления и способы предупреждения)). Демонстрирую и анализирую лучшие работы студентов. Выставляю оценки с комментариями.

Студенты слушают, анализируют свои ошибки.

Провожу рефлексию по итогам урока:

Какие затруднения возникали в процессе работы и как вы из них выходили?

Совпали ли ваши планируемые отметки и те, которые вы получили по итогам урока?

Что помешало или помогло достигнуть планируемого результата?

Анализируют свою производственную деятельность и отвечают на поставленные вопросы.

Инструктаж по выполнению домашнего задания (слайд 24)

Зачитываю вопросы домашнего задания:

Дайте определение плоскостной разметки.

Назовите и кратко охарактеризуйте инструмент, применяемый при выполнении плоскостной разметки.

Опишите основные приемы плоскостной разметки.

Перечислите основные дефекты при выполнении плоскостной разметки.

Перечислите правила техники безопасности при выполнении данной слесарной операции.

Прошу вас обратить особое внимание на второй и третий вопросы домашнего задания, так как все эти знания и умения пригодятся вам не только при дальнейшем обучении, но и в вашей будущей профессиональной деятельности после окончания колледжа.

- разъяснение студентам домашнего задания для самостоятельной работы (что должны сделать в ходе выполнения домашнего задания);

Внимательно слушают, производят записи в рабочих тетрадях.

А закончить наш урок я хочу словами Анатоль Франса:

Всем спасибо за урок!

Мастер п/о: _____________________ Н.В. Бакчина

Общие понятия.

Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий, определяющих контуры будущей детали или места, подлежащее обработке.

Точность, достигаемая при обычных методах разметки, составляет примерно 0,5 мм. При точной разметке её можно повысить до сотых долей миллиметра.

Плоскостная разметка, выполняемая обычно на поверхности плоских деталей, на полосовом и листовом материале, заключается в нанесении на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблонам.

Пространственная разметка наиболее распространена в машиностроении; по приёмам она существенно отличается от плоскостной.

Приспособления для плоскостной разметки.

Для выполнения разметки используют разметочные плиты, подкладки, поворотные приспособления, домкраты и др. На разметочной плите устанавливают подлежащие разметке детали и располагают все приспособления и инструмент. Разметочная плита отливается из мелкозернистого серого чугуна.

Размер плиты выбирают так, чтобы её ширина и длина были на 500 мм больше соответствующих размеров размечаемой заготовки. Плиты больших размеров, например 6000 х 10000 мм, изготовляют составными из двух или четырёх плит, которые скрепляются болтами и шпонками.

Поверхность плиты всегда должна быть сухой и чистой. После работы плиту обметают щёткой, тщательно протирают тряпкой, смазывают маслом для предохранения от коррозии и накрывают деревянным щитом.

Плоскость разметочных плит проверяют с помощью точной поверочной линейки и щупа (или папиросной бумаги). Рабочие поверхности шабреных плит, предназначенных для точной разметки, проверяют на краску с помощью поверочной линейки.

Чертилки (иглы) служат для нанесения линий (рисок) на размечаемую поверхность с помощью линейки, угольника или шаблона. Изготовляют чертилки из инструментальной стали У10 или У12. Чертилка с отогнутым концом представляет собой заострённый с двух сторон стальной стержень, один конец которого отогнут под углом 90 градусов. Средняя часть чертилки утолщена и для удобства на ней сделана накатка. Отогнутым концом наносят риски в труднодоступных местах. Чертилка со вставной иглой выполнена по типу часовых отвёрток; в качестве вставной иглы могут быть использованы стальные закалённые и заточенные стержни. Карманная чертилка выполнена в виде карандаша с убирающимся остриём. На рабочий наконечник напаян стержень из твёрдого сплава ВК6, заточенный на конус под углом 20 градусов.

Кернер слесарный инструмент, применяющийся для нанесения углублений (кернов) на предварительно размеченных линиях (керны делают для того, чтобы риски были отчётливо видны и не стирались в процессе обработки детали). Керны изготавливают из инструментальной углеродистой или легированной стали У7А, У8А, 7ХФ или 8ХФ. Различают керны обыкновенные, специальные, пружинные (механические), электрические и др.

Обыкновенный кернер представляет собой стольной стержень длиной 100, 125 или 160мм и диаметром соответственно 8, 10 или 12мм; его боёк имеет сферическую поверхность под углом 50…60 градусов, при точной разметке затачивается под углом 30…45 градусов.

Применение специального кернера для накернивания малых отверстий и закруглений небольших радиусов заметно повышает качество разметки и производительность.

Циркули используют для разметки окружностей и дуг, деления отрезков и окружностей, а также для геометрических построений. Циркулями пользуются и для переноса размеров с измерительных линеек на деталь.

Разметочный штангенциркуль предназначен для точной разметки прямых линий и центров, а также для разметки больших диаметров.

Подготовка к разметке.

Перед разметкой необходимо выполнить следующее:

очистить заготовку от пыли, грязи, окалины, следов коррозии стальной щёткой и др.;

тщательно осмотреть заготовку; при обнаружении раковин, пузырей, трещин и т. п., точно измерить их и, составляя план разметки, принять меры к удалению этих дефектов в процессе дальнейшей обработки (если это возможно); все размеры заготовки должны быть тщательно рассчитаны, чтобы после обработки на поверхности не осталось дефектов;

изучить чертеж размечаемой детали, выяснить её особенности и назначение; уточнить размеры; определить базовые поверхности заготовки, от которых следует откладывать размеры в процессе разметки; при плоскостной разметке базами могут служить обработанные кромки заготовки или осевые линии, которые наносятся в первую очередь; за базы удобно также принимать приливы, бобышки, платики.

Применение плоскостной разметки.

Нанесение разметочных рисок. Разметочные риски наносятся в такой последовательности: сначала проводят горизонтальные, затем – вертикальные, после этого наклонные и последними – окружности, дуги и закругления.

Прямые риски наносят чертилкой, которая должна быть наклонена по направлению её перемещения и в сторону от линейки. Чертилку всё время прижимают к линейке, которая должна плотно прилегать к детали. Риски проводят только один раз. Если риска нанесена некачественно её закрашивают, дают красителю высохнуть и проводят риску вновь.

Перпендикулярные риски (не в геометрических построениях) наносят с помощью угольника. Первую риску проводят по угольнику, полку которого прикладывают к боковой поверхности разметочной плиты.

Параллельные риски наносят с помощью угольника, перемещая его на нужное расстояние.

Разметка углов и уклонов производится с помощью транспортировок, штангенциркулей, угломеров. При разметке транспортир устанавливают на заданный угол.

Штангенциркуль ШЦ – 1 с линейкой для измерения глубин вместо обычного нониуса имеет индикатор часового типа. Цена деления круговой шкалы индикатора составляет 1/10 мм, предел измерения – 135 мм, рабочие поверхности губок закалены по всей длине.

Способы разметки.

Разметка по шаблону обычно применяется при изготовлении больших партий одинаковых по форме и размерам деталей, но иногда этим способом размечают даже малые партии, но сложных изделий.

Разметка по образцу отличается тем, что не требуется изготовление шаблона. При этом учитывают износ. Разметка по месту чаще применяют при сборке больших деталей. Одну деталь размечают по другой в таком положении, в каком они должны быть соединены.

Разметка карандашом производится по линейке на заготовках из алюминия и дюралюминия. Размечать последние с помощью чертилки не разрешается, так как при нанесении рисок разрушается защитный слой и создаются условия для появления коррозии.

Точную разметку выполняют по тем же правилам, что и обычную, но применяют более точные измерительные и разметочные инструменты.

Наиболее частыми дефектами при разметке являются следующие:

несоответствие размеров размеченной заготовки данным чертежа вследствии невнимательности разметчика или неточности разметочного инструмента;

неточность установки рейсмаса на нужный размер; причиной этого является невнимательность или неопытность разметчика, грязная поверхность плиты или заготовки;

небрежная установка заготовки на плите в результате выверки плиты.

Безопасность труда.

При разметочных работах необходимо соблюдать следующие правила безопасности труда:

установку заготовок (деталей) на плиту и снятие их с плиты необходимо выполнять только в рукавицах;

заготовки (детали) и приспособления надёжно устанавливать не на краю плиты, а ближе к середине;

перед установкой заготовок (деталей) проверить плиту на устойчивость;

следить за тем, чтобы проходы вокруг разметочной плиты были всегда свободными;

проверять надёжность крепления молотка на рукоятке;

удалять пыль и окалину с разметочной плиты только щёткой, а с крупных плит – метлой.


– развивающая: способствовать формированию у обучающихся инициативы и творческого подхода к трудовой деятельности; способствовать развитию навыков самоконтроля и самоорганизации обучающихся, практического мышления, чувства уверенности, аккуратности;

– методическая: использование практико-ориентированных технологий при формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Содержимое разработки

ПЛАН ЗАНЯТИЯ
УП.01

СТЕПАНОВА
Ольга Александрова

Раздел программы. Обучение в слесарной мастерской.

Тема занятия. Разметка плоскостная.

Тип занятия: урок изучения трудовых приемов и операций.

Цели занятия:

образовательная: сформировать навыки заточки разметочного инструмента и разметки контуров по чертежу и шаблону;

воспитательная: способствовать воспитанию положительной мотивации к избранной профессии, ориентации на успех;

развивающая: способствовать формированию у обучающихся инициативы и творческого подхода к трудовой деятельности; способствовать развитию навыков самоконтроля и самоорганизации обучающихся, практического мышления, чувства уверенности, аккуратности;

методическая: использование практико-ориентированных технологий при формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Планируемые результаты в итоге практического занятия

– выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;

– читать инструкционно-технологическую документацию;

– основные виды слесарных работ, технологию их проведения, применяемые инструменты и приспособления;

– слесарный инструмент и приспособления, их устройство, назначение и правила применения;

– правила заточки и доводки слесарного инструмента;

Формируемые компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде.

ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку деталей и приспособлений, режущего и измерительного инструмента.

Материально-техническое обеспечение занятия:

– станок заточной – 1 шт.

– верстак слесарный – 15 шт.;

– планшет со слесарным инструментом — 15 шт.;

– заготовка для разметки – 30 шт.;

– эталонное изделие – 1 шт.;

Учебно-производственные работы:

Разметка подставки под паяльник по чертежу.

Виды деятельности обучающихся:

– работа в малых группах;

Межпредметные связи:

Материаловедение. Темы: Чугуны и стали. Цветные металлы и их сплавы.

Химия. Тема: Окислительные реакции.

Черчение. Темы: Построение взаимно перпендикулярных линий при помощи циркуля. Деление окружности на части при помощи циркуля.

Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: учебное пособие. – М.: Академия, 2011.

Макиенко Н. И. Слесарное дело с основами материаловедения. – М.: Высшая школа, 1974.

Скакун В. А. Руководство по обучению слесарному делу. – М.: Высшая школа, 1982.

Интернет-ресурсы

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент – 3 мин.

1. Выявление отсутствующих обучающихся.

2. Проверка готовности группы к занятию (соответствие одежды требованиям производственной санитарии и безопасности труда).

Вводный инструктаж – 42 мин.

2. Мотивация обучающихся (значение операции разметки в освоении профессии).

3. Актуализация теоретических знаний по теме урока (фронтальный опрос).

4. Представление творческого проекта студентов.

5. Изучение нового материала:

5.1. Организации рабочего места (обратить внимание обучающихся на культуру труда).

5.2. Последовательность выполнения операций разметки.

5.3. Показ рабочих приемов и действий (акцентировать внимание обучающихся на требованиях безопасности труда и типичных дефектах выполнения операций):

подготовка поверхности металла к разметке;

нанесение взаимно перпендикулярных рисок;

разметка окружности и деление ее на части (по чертежу);

разметка по шаблону.

5.4. Закрепление рабочих приемов обучающимися.

6. Закрепление изученного материала:

– проверка качества усвоения и применения теоретических знаний на практике (тесты №№ 1–3, кроссворд);

7. Выдача обучающимся задания для самостоятельной работы:

– показ готового (эталонного) изделия;

– чертеж, технические условия на изделие;

Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж мастера – 5 ч

1. Организация рабочего места.

2. Изучение технической документации (чертеж, инструкционная карта).

3. Выполнение упражнений:

Подготовка поверхности металла к разметке – 30 мин.

Нанесение взаимно перпендикулярных рисок – 30 мин.

Разметка окружности и деление ее на части – 40 мин.

Разметка по шаблону – 20 мин.

4. Выполнение учебно-производственных работ:

Разметка подставки под паяльник по чертежу – 2 ч. 30 мин.

5. Самоконтроль качества изготовленных деталей.

6. Сдача готового изделия.

7. Уборка рабочего места.

Обходы рабочих мест обучающихся с целью:

– проверки организации рабочих мест;

– проверки правильности выполнения рабочих приемов;

– оказания помощи отстающим обучающимся;

– проверки качества выполненных работ.

Заключительный инструктаж – 15 мин.

1. Подведение итогов урока:

– проанализировать работу группы в целом;

– разобрать типичные ошибки, допущенные обучающимися;

– отметить обучающихся, добившихся отличного качества работы;

– сообщить оценку каждому обучающемуся.

Выдача домашнего задания.


-80%

Оценить 1426 0

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж

Мастер п/о: Жусупов Б.С.

- научить студентов выполнению плоскостной разметки

Развивающая:

- развивать внимание, наблюдательность, настойчивость в достижении цели

Воспитательная:

- воспитывать у студентов аккуратность при разметке, бережное отношение к инструменту, материалу и оборудованию.

Тип урока : Урок формирования трудовых приемов и операций

Метод ы обучения : Рассказ, беседа, показ трудовых приемов и упражнений, самостоятельная работа учащихся.

Место проведения: Слесарная мастерская

Учебно-производственные работы (упражнения), выполняемые на уроке : Выбор заготовки, заготовка лакокрасочных материалов, подготовка к разметке, нанесение контура будущего изделия на заготовку, разметка.

Материально-техническое оснащение урока: инструкционно-технологическая карта, заготовка, чертилка, зубило, молоток, напильники, кернер, щтангециркуль, наждачная бумага, верстак, тиски, сверлильный станок, разметочная плита, инструменты для разметки, ножница по металу, быстросохнущая краска, меловой раствор, раствор медного купороса.

I . Организационная часть ( 5 минут )

Проверка наличия учащихся их внешнего вида, готовности к занятию,назначение дежурного.

II . Вводный инструктаж (35-40 минут)

Ознакомить студентов с темой и целью занятия

Общие понятия.

Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий, определяющих контуры будущей детали или места, подлежащее обработке.

Точность, достигаемая при обычных методах разметки, составляет примерно 0,5 мм. При точной разметке её можно повысить до сотых долей миллиметра.

Плоскостная разметка, выполняемая обычно на поверхности плоских деталей, на полосовом и листовом материале, заключается в нанесении на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблонам.

Пространственная разметка наиболее распространена в машиностроении; по приёмам она существенно отличается от плоскостной.

Приспособления для плоскостной разметки.

Для выполнения разметки используют разметочные плиты, подкладки, поворотные приспособления, домкраты и др. На разметочной плите устанавливают подлежащие разметке детали и располагают все приспособления и инструмент. Разметочная плита отливается из мелкозернистого серого чугуна.

Размер плиты выбирают так, чтобы её ширина и длина были на 500 мм больше соответствующих размеров размечаемой заготовки. Плиты больших размеров, например 6000 х 10000 мм, изготовляют составными из двух или четырёх плит, которые скрепляются болтами и шпонками.

Поверхность плиты всегда должна быть сухой и чистой. После работы плиту обметают щёткой, тщательно протирают тряпкой, смазывают маслом для предохранения от коррозии и накрывают деревянным щитом.

Плоскость разметочных плит проверяют с помощью точной поверочной линейки и щупа (или папиросной бумаги). Рабочие поверхности шабреных плит, предназначенных для точной разметки, проверяют на краску с помощью поверочной линейки.

Чертилки (иглы) служат для нанесения линий (рисок) на размечаемую поверхность с помощью линейки, угольника или шаблона. Изготовляют чертилки из инструментальной стали У10 или У12. Чертилка с отогнутым концом представляет собой заострённый с двух сторон стальной стержень, один конец которого отогнут под углом 90 градусов. Средняя часть чертилки утолщена и для удобства на ней сделана накатка. Отогнутым концом наносят риски в труднодоступных местах. Чертилка со вставной иглой выполнена по типу часовых отвёрток; в качестве вставной иглы могут быть использованы стальные закалённые и заточенные стержни. Карманная чертилка выполнена в виде карандаша с убирающимся остриём. На рабочий наконечник напаян стержень из твёрдого сплава ВК6, заточенный на конус под углом 20 градусов.

Кернер – слесарный инструмент, применяющийся для нанесения углублений (кернов) на предварительно размеченных линиях (керны делают для того, чтобы риски были отчётливо видны и не стирались в процессе обработки детали). Керны изготавливают из инструментальной углеродистой или легированной стали У7А, У8А, 7ХФ или 8ХФ. Различают керны обыкновенные, специальные, пружинные (механические), электрические и др.

Обыкновенный кернер представляет собой стольной стержень длиной 100, 125 или 160мм и диаметром соответственно 8, 10 или 12мм; его боёк имеет сферическую поверхность под углом 50…60 градусов, при точной разметке затачивается под углом 30…45 градусов.

Применение специального кернера для накернивания малых отверстий и закруглений небольших радиусов заметно повышает качество разметки и производительность.

Циркули используют для разметки окружностей и дуг, деления отрезков и окружностей, а также для геометрических построений. Циркулями пользуются и для переноса размеров с измерительных линеек на деталь.

Разметочный штангенциркуль предназначен для точной разметки прямых линий и центров, а также для разметки больших диаметров.

Подготовка к разметке.

Перед разметкой необходимо выполнить следующее:

очистить заготовку от пыли, грязи, окалины, следов коррозии стальной щёткой и др.;

тщательно осмотреть заготовку; при обнаружении раковин, пузырей, трещин и т. п., точно измерить их и, составляя план разметки, принять меры к удалению этих дефектов в процессе дальнейшей обработки (если это возможно); все размеры заготовки должны быть тщательно рассчитаны, чтобы после обработки на поверхности не осталось дефектов;

изучить чертеж размечаемой детали, выяснить её особенности и назначение; уточнить размеры; определить базовые поверхности заготовки, от которых следует откладывать размеры в процессе разметки; при плоскостной разметке базами могут служить обработанные кромки заготовки или осевые линии, которые наносятся в первую очередь; за базы удобно также принимать приливы, бобышки, платики.

Применение плоскостной разметки.

Нанесение разметочных рисок. Разметочные риски наносятся в такой последовательности: сначала проводят горизонтальные, затем – вертикальные, после этого наклонные и последними – окружности, дуги и закругления.

Прямые риски наносят чертилкой, которая должна быть наклонена по направлению её перемещения и в сторону от линейки. Чертилку всё время прижимают к линейке, которая должна плотно прилегать к детали. Риски проводят только один раз. Если риска нанесена некачественно её закрашивают, дают красителю высохнуть и проводят риску вновь.

Перпендикулярные риски (не в геометрических построениях) наносят с помощью угольника. Первую риску проводят по угольнику, полку которого прикладывают к боковой поверхности разметочной плиты.

Параллельные риски наносят с помощью угольника, перемещая его на нужное расстояние.

Разметка углов и уклонов производится с помощью транспортировок, штангенциркулей, угломеров. При разметке транспортир устанавливают на заданный угол.

Штангенциркуль ШЦ – 1 с линейкой для измерения глубин вместо обычного нониуса имеет индикатор часового типа. Цена деления круговой шкалы индикатора составляет 1/10 мм, предел измерения – 135 мм, рабочие поверхности губок закалены по всей длине.

Способы разметки.

Разметка по шаблону обычно применяется при изготовлении больших партий одинаковых по форме и размерам деталей, но иногда этим способом размечают даже малые партии, но сложных изделий.

Разметка по образцу отличается тем, что не требуется изготовление шаблона. При этом учитывают износ. Разметка по месту чаще применяют при сборке больших деталей. Одну деталь размечают по другой в таком положении, в каком они должны быть соединены.

Разметка карандашом производится по линейке на заготовках из алюминия и дюралюминия. Размечать последние с помощью чертилки не разрешается, так как при нанесении рисок разрушается защитный слой и создаются условия для появления коррозии.

Точную разметку выполняют по тем же правилам, что и обычную, но применяют более точные измерительные и разметочные инструменты.

Наиболее частыми дефектами при разметке являются следующие:

несоответствие размеров размеченной заготовки данным чертежа вследствии невнимательности разметчика или неточности разметочного инструмента;

неточность установки рейсмаса на нужный размер; причиной этого является невнимательность или неопытность разметчика, грязная поверхность плиты или заготовки;

небрежная установка заготовки на плите в результате выверки плиты.

Безопасность труда.

При разметочных работах необходимо соблюдать следующие правила безопасности труда:

установку заготовок (деталей) на плиту и снятие их с плиты необходимо выполнять только в рукавицах;

заготовки (детали) и приспособления надёжно устанавливать не на краю плиты, а ближе к середине;

перед установкой заготовок (деталей) проверить плиту на устойчивость;

следить за тем, чтобы проходы вокруг разметочной плиты были всегда свободными;

проверять надёжность крепления молотка на рукоятке;

удалять пыль и окалину с разметочной плиты только щёткой, а с крупных плит – метлой.

III . Самостаятельная работа учащихся (20 0 минут)

Содержание и объем работы, выдача технологической карты и чертежа с объяснением и последовательностью выполнения задания.

2.Разметка заготовки по чертежу

3. Закернение под отверстие.

4. Сверление отверстии.

Текущий инструктаж

Произвести целевые обходы рабочих мест студентов :

а) Проверка правильности организации рабочих мест и соблюдение техники безопасности;

б) проверка правильности выполнения студентами трудовых приемов и технологического процесса выполнения работы;

в) проверка правильности пользования чертежами, инструкционными и техногоическими картами;

г) проверка хода выполнения работы и оказание помощи студентам;

д) проведение индивидуальных инструктажей;

IV . Заключительный инструктаж (20-30 минут)

б) подведение итогов, демонстрция лучщих работ, видов брака и причин его возникновения;

Читайте также: