План изложения темы на основе воспроизведения хода исследования

Обновлено: 05.07.2024

Изложение – обобщенное название одного из видов связной речи( в письменной или устной форме) , широко используемого в речевой практике людей вообще и в качестве школьного упражнения в частности.
В школьных условиях изложение – это передача в письменной форме прочитанного текста или услышанного рассказа, увиденного (например, содержание кинофильма или спектакля).
Изложение – это и конспектирование, и запись прослушанного на собрании.

Исторический аспект изучения работы над изложением.

Изложения могут быть успешно использованы для формирования у учащихся самых разнообразных навыков, например, таких , как :

Слушания, запоминания, а затем и воспроизведения в устной или письменной форме чужой речи или более менее пространного текста;
Логического мышления-последовательности в изложении, правильного выделения главного и второстепенного , родовых и видовых отношений и доказательств, выводов и т.п.
Максимального и наиболее целесообразного использования запасов слов;
Использование грамматических и стилистических средств языка для более выразительного изложения содержания.

Классификация изложений по Е.А. Барановой

Полные
Подробные
Близкие к тексту,
Сжатые,
Выборочные ,
С элементами сочинения.


Изложения делятся по трём основаниям:


По цели проведения


По характеру текстового материала:


Повествование
Описание
Рассуждение


По способу передачи содержания:

Классификация изложений по Т.А. Ладыженской.

По отношению к объёму исходного текста:
подробные и сжатые;
По отношению к содержанию исходного текста:
полные, выборочные, с дополнительным заданием;
По осложнённости языковым заданием:
с лексическим, грамматическим, стилистическим и т.д. заданиями;
По восприятию исходного текста:
изложение прочитанного, услышанного, воспринятого на слух и зрительно;
По степени знакомства с исходным текстом:
изложение не знакомого текста и знакомого, известного учащимся.

В методических пособиях и практике работы выделяются и другие основания классификации изложения, например:

По форме воспроизведения исходного текста( письменные и устные);
По характеру содержания текста( о школе, о природе и т.д.);
По объёму текста(рассчитанные на целый урок, изложение- миниатюра);
Изложение с использованием наглядных пособий.

Наиболее значимые основания классификации:

Способ восприятия текста;
Характер его восприятия.

По способу восприятия:

Изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух;
Изложения, в которых текст воспринимается зрительно;
Изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

По характеру воспроизведения текста:

Изложения подробные;
Изложения выборочные;
Изложения сжатые;
Изложения с творческим заданием;
Изложение с использованием рисунка.

Изложения подробные

Содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности.

Изложения выборочные

Воспроизводиться не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определённой темой; тип исходного текста, его композиция, как правило , изменяется.

Изложения сжатые

Передаётся главное, основное из содержания текста, детали, подробности опускаются. Тип текста может быть сохранён или изменён в зависимости от объёма и характера сжатия.

Изложения с творческим заданием

Изложение предполагает внесение определённых изменений в содержание или композицию исходного образца –
замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей и др. Тип текста , его языковые особенности могу сохраняться или изменяться в зависимости от характера задания.

Изложение с использованием рисунка

Учащиеся с помощью рисунка воспринимают содержание исходного текста. Учащиеся по ходу чтения учителем текста фиксируют текст своими рисунками и с помощью рисунка они воспринимают текст.

Система работы над изложением в рамках школьной программы

Подготовительный этап – 1-4 классы
Систематический этап – 5-9 классы
Завершающий этап – 10-11 классы

Подготовительный (начальный) этап

Формируются такие умения, как :
Умение определить тему и основную мысль несложного текста;
Умение выделить основное в его содержании;
Устно сжато передать содержание текста;
Выделить его смысловые части;
Составить план прочитанного;
Найти в тексте и объединить материал на ту иную тему.

Систематический этап

Основной цикл (V-VII классы)
Заключительный цикл (VIII-IX классы)

Завершающий этап

На этом этапе изложения как самостоятельный вид работы отсутствует, но разные виды воспроизведения текста являются необходимым элементом других , более сложных работ. Умения, которые формировались при проведении изложений на систематическом этапе, здесь совершенствуются и получают свое дальнейшее развитие в самостоятельной работе учащихся.

Приёмы работы над изложением

Вступительная беседа;
Приёмы работы, направленные на восприятие текста.
Беседа по содержанию текста;
Анализ структуры текста;
Составление плана;
Составление рабочих материалов;
Языковой разбор текста и стилистический эксперимент.
Устный пересказ текста;
Редактирование.

Вступительная беседа.

Назначение этого приема работы- подготовить учащихся к восприятию текста.
Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самими текстом, так и с жизненным опытом учеников.
В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднения учащихся.

Приёмы работы, направленные на восприятие текста.

Восприятие содержания текста происходит по- разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приёмы, как:
Чтение текста учителем;
Чтение текста про себя;
Параллельное прослушивание текста и чтение про себя.
Какой из перечисленных приемов выбрать , будет зависеть от конкретных условий:
Характера изложения (подробное, сжатое, выборочное)
Сложности текста
Подготовленности класса.
Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержание.

Беседа по содержанию текста.

Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит понять коммуникативную установку автора, определить тему и основную мысль ,выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и определить и уметь обосновать своё отношение к воспринятому.

Анализ структуры текста.

Назначение этого приёма работы- показать , что текст представляет собой не только тематическое и смысловое , но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста.

Составление плана

Составление плана- это самостоятельная речевая деятельность , средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения.
При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение).
Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному.
Композиционная схема описания;
Композиционная схема повествования;
Композиционная схема рассуждения.

Композиционная схема описания

Художественное описание:
Общее впечатление от предмета ( возможно, оценка)
Описание отдельных признаков, подтверждающих общее впечатление.
Деловое (научное) описание:
Назначение предмета.
Главные признаки предмета:
Форма, размер
Материал, из которого сделан предмет
Устройство и т.п.

Композиционная схема повествования ( рассказа):

Начало действия (завязка).
Развитие действия.
Самый острый момент в развитие действия(кульминация).
Конец действия (развязка).

Композиционная схема рассуждения:

Тезис (основное положение).
Доказательства.
Вывод (факультативно).

Составление рабочих материалов:

Назначение этого приёма – помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста.
Рабочие материалы- это строительный материал для создания будущего текста ; использовать их необходимо творчески, учитывая коммуникативную задачу и основную мысль будущего высказывания

Языковой разбор текста и стилистический эксперимент

Разбор дает возможность показать правильное , точное, наиболее целесообразное для конкретных условий общения использование тех или иных языковых средств.
Суть эксперимента в том, что мы заменяем слово, форму или конструкцию синонимом или параллельной конструкцией, трансформируем или переставляем какие-то элементы и практически убеждаемся в целесообразности авторского отбора языковых средств с точки зрения поставленной коммуникативной задачи и идейного замысла.
Можно выделить:
Языковой разбор текста, подготовленный и проведённый учителем;
Языковой разбор коллективный
Самостоятельный языковой разбор учащимися исходного текста.

Устный пересказ текста

Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Как свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.
Чтобы устный пересказ оказал положительное влияние на последующее письменное изложение, необходим его тщательный анализ в соответствии с поставленной задачей.

Редактирование

Редактирование-это такой приём работы, который направлен на улучшение , совершенствование, исправление уже написанного текста.
Редактирование текста на этапе подготовки к изложению имеет целью предупредить возможные речевые недочёты при воспроизведении исходного текста.

Характер текстов для изложений

Текст для устного или письменного пересказа, как и любой другой дидактический материал, должен, с одной стороны, удовлетворять общедидактическим требованиям(доступность, познавательная и воспитательная ценность), с другой –требованиям методики обучения русскому языку. Основным показателем высокого качества текста считается языковые достоинства. Текст должен быть образцом, определенным эталоном в использовании речевых средств. Такими текстами будут отрывки , подобранные из произведений наших писателей- классиков, мастеров слова. Важно, чтобы в тексте было несколько примеров на изучаемый или изученный ранее программный материал по русскому языку, что позволит сделать урок обучающего изложения естественным продолжением предыдущих уроков русского языка.

Организация работы над изложением

В работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся.
Учитель:
Подготавливает учеников к созданию своих текстов на основе данных.
Проверяет и оценивает созданные тексты.
Заранее готовит и затем проводит анализ изложения в классе.
Ученики:
Готовятся к письменному воспроизведению текста
Пишут изложения и осуществляют самоконтроль.
Совершенствуют написанное.

Подготовка к изложению происходит на специальном уроке развития речи

Методика работы над изложениями разных видов

Подробное изложение;
Сжатое изложение;
Выборочное изложение;
Изложение с творческим заданием.

Подробное изложение

Подробное (близкое к тексту) изложение предполагает последовательное , полное воспроизведение содержания исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей , обусловленных коммуникативной установкой и идейным замыслом автора.
Дидактическая задача- сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты (разных типов и стилей).
Задача ученика- понять позицию автора , осмыслить текст как определённое смысловое , структурное и стилистическое целое и адекватно воспроизвести его.
Работа над подробным изложением на систематическом этапе обучения речи включает два учебных цикла:
Основной - IV-VI классы
Заключительный -VII класс

С описанием предмета и животного ученики уже знакомились в 4 классе. Текст И. Соколова-Микитова представляет собой художественное описание маленькой северной птички –плавунчика. Пятиклассники практически закрепляют композиционные и языковые особенности одной из жанровых и стилистических разновидностей описания.
Текст даёт возможность:
Показать употребление прилагательных;
Повторить восклицательные предложения.


В процессе рассредоточенной подготовки повторяются пройденные правила.
Цель урока:
Практическое закрепление понятия описательный текст.
Формирование умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя языковые средства исходного текста( в частности, прил.)


Предварительная работа:

Ход урока:

Сжатое изложение

Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.
Дидактическая задача – научить кратко, в обобщенной форме предавать воспринятую информацию.
Работа над сжатым изложением начинается в IV, продолжается V-VI классах(основной учебный цикл) и завершается в VII-VIII классах(
заключительный учебный цикл).

Текст представляет собой пример научного (научно-популярного) стиля речи и даёт возможность показать особенности сжатого пересказа научно-популярной статьи и закрепить знания учащихся по словообразованию.
Цель урока:
Формирование умения сжимать научный текст.
Закрепление умения раскрывать основную мысль текста.

Ход урока:

1) Постановка задачи урока. Задача урока – учиться сокращать научный текст.
2) Вступительная беседа.
3) Чтение текста.
4) Анализ текста:
Языковой комментарий.
Анализ структуры текста и составление плана.
5) Повторное чтение текста по частям и их сжатие.
6) Проверка изложений.

Выборочное изложение

Выборочное изложение – это такое устное или письменное изложение содержания исходного варианта, которое основывается на предварительном отборе материала на заданную тему и создании на этой основе нового высказывания.
Выключаются выборочные изложения в работу начиная с 5 класса. Подготовительную работу целесообразно начать уже в 4 классе.
Приёмы работы:
Выборочное чтение;
Выборочное списывание;
Извлечение;4
Определение темы изложения;
Устное выборочное изложение.

Урок знакомства с выборочным изложением в V классе

Ход урока:

Как работать над выборочным изложением:

Прочитать текст.
Определить его тему и главную мысль.
Вдуматься в тему, предложенную для выборочного изложения.
Отобрать из текста материал, необходимый для выборочного изложения.
Определить главную мысль изложения.
Продумать композиционную форму изложения.
Составить план изложения.
Продумать использование авторских речевых средств, исходя из коммуникативной задачи изложения.
Подобрать слова для связи частей изложения.
Написать изложение.
Проверить изложение, все ли в нём будет понятно и ясно человеку, который прочитает или услышит его.

Изложение с творческим заданием

Отрывок представляет собой повествовательный текст , включающий описание памятника герою. Ученики имеют возможность наблюдать особенности использования в повествовании видовременных форм глагола.
Цель урока:
Формирование умения изменять в соответствии с речевой задачей структуру повествовательного текста.
Закрепление умения составлять сложный план.

Ход урока:

1) Постановка задачи урока.
2) Вступительная беседа.
3) Чтение текста.
4) Анализ текста.
Беседа по содержанию и композиции.
Краткий языковой комментарий.
5) Составление плана с учетом перестановки материала. Задача- восстановить хронологическую последовательность событий.
6) Устный пересказ.
7) Написание изложения, самоконтроль.

Типичные ошибки при написании изложения

Типичные ошибки, которые встречаются в изложениях, можно разделить на:
Связанные с содержанием;
Стилистические;
Заключающиеся в нарушении норм литературного языка;
Фактические;
Логические;
Искажение композиции.

Литература

Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста

В пособии учитель найдёт текста для обучающих изложений в 4-8 классах и языковой комментарий. Изложения с языковым разбором текста позволяют совершенствовать речь школьников, расширять их кругозор и оказывать на них нравственное влияние.

Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения

Цель пособия- помочь учителю-словеснику в работе по такому сложному разделу обучения русскому языку ,как развитие связной речи.
Автор раскрывает содержание и методику работы над изложением в 4-8 классах: показывает место и значение разных видов изложений в общей системе работы по развитию связной речи, приводит классификацию их, а также примерные разработки уроков изложений и их анализ.

Заключительный этап исследования, литературное оформление результатов, нельзя представлять себе только как изложение готового труда. Оформление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и т.д. В ходе изложения мысль формулируется и во многом доформировывается. Поэтому литературное оформление – важная часть исследования. Автору необходимо точно и доступно передать основные идеи, методы, выводы и рекомендации.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разделить на содержательные (о чем следует рассказывать) и методические (как это лучше сделать).

Основные требования к содержанию излагаемого

1. Концептуальная направленность определяется системой исходных положений и ведущих идей. Эти идеи могут быть разные. Они могут быть результатом интеграции иногда даже противоположных подходов, если поняты роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения. Они могут быть связаны с многоконцептуальным характером методологических основ образования, в котором в разные исторические эпохи по-особому сочетались разные подходы: натурцентрические (в центре – объективные закономерности мира, законы развития биологических оснований человека), социоцентрические (в основе развития образования – общественные потребности), теоцентрические (основы развития – высшая идея, дух, стремление к совершенству), антропоцентрические (в центре – человек, его потребности и интересы). Но тогда следует определить:

- какие подходы и концепции будут паритетны, будут взаимодополнять друг друга (таковы, скажем, отношения социальных и индивидуальных факторов в образовании и воспитании);

- где следует определить приоритеты (приоритет гуманистического подхода перед технологическим);

- как расставить акценты (характерны акценты на творчество, самостоятельность и инициативу, хотя никто не отрицает исполнительности и умения работать по образцу).

2. Сущностный анализ и обобщение. Необходимы глубокое рассмотрение, анализ и обобщение фактов с тем, чтобы не ограничиваться констатацией, а суметь выяснить причины исследуемых явлений и процессов, факторы и перспективы развития[20].

3. Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы и изложение работы с определенной точки зрения. Хотя в одном исследовании может быть несколько аспектов. Многоаспектность усиливает объективность исследования, но при изложении нельзя путать аспекты и перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться.

4. Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным задано в педагогике изначально. Это определяется пониманием сущности воспитания как единства процессов социализации и индивидуализации. Поэтому изолированное от социальной среды рассмотрение любых объектов и связей в нём неправомерно.

5. Определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов. Данное требование не является абсолютным. Многозначность присуща русскому языку, что имеет для научного изложения как положительные (увеличиваются выразительные возможности языка), так и отрицательные последствия (неопределенность и многозначность терминов). Однако следует все же стремиться к определенности понятий и однозначности терминов. Под воспитанием, например, следует понимать изменение потребностно-ценностной сферы личности, её социальное формирование, а не специальную воспитательную работу.

6. Четкое выделение нового и авторская позиция. Новое – не обязательно новые идеи и подходы. Это могут быть формы, способы применения в новых условиях уже известных подходов и методик.

7. Конструктивность рекомендаций подразумевает то, что автор не просто говорит о каких-то имеющихся недостатках, но и предлагает решение проблемы, дает советы, рекомендации, желательно, подкрепленные опытом или проверенные экспериментом.




Эти требования позволяют обеспечить содержательность и глубину изложения.

Требования к логике и методике изложения.

Возможны три основных методических варианта изложения:

- воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

- воспроизведение истории происхождения объекта;

Основные виды изложения результатов исследования

Статья. Обычно содержит вводные замечания о значении темы, задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы.

Диссертация. Излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты. В ней обязательно должны быть: обоснование актуальности темы, характеристика проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы и выносимых на защиту положений, описание хода и результатов работы[21]. Введение содержит обоснование актуальности и проблемности темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указание на новизну и практическую значимость исследования. Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по теме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических и др.), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, то они могут быть включены и во Введение). В этой же части излагаются гипотезы, обосновывается логика и условия работы. Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение. Заключение содержит выводы, формулировку нового, практические советы. Библиография содержит перечень используемой литературы и источников, материалов на электронных носителях, располагаемых или по алфавиту, или с подразделением на виды источников.

Основные методы написания текста: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.

Конструктивно-синтетический метод служит для создания первоначального варианта. Когда накоплен материал для написания раздела или фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказательства, важно это зафиксировать, не теряя логики изложения. Это своего рода общий набросок, предварительная компоновка материала.

Критико-аналитический метод применяется на следующем этапе работы, когда идет уточнение, отделка отдельных частей и фраз, делаются дополнения и перестановки, убирается лишнее.

Стиль изложения научной работы может быть различным.

Научный стиль отличается использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью изложения.

Учебно-педагогический стиль – в нем особое внимание уделяется сочетанию научности и доступности.

Научно-популярный стиль – в нем существенную роль играет доступность изложения.

Это разделение во многом условно. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, сочетать научный анализ, конструктивность и конкретность с понятным, популярным, изложением [3].

Библиография

Справочные издания:

[2] Нарратив – от лат. narrare – вербальное (словесное) изложение, в отличие от представления.

[3] У Ф.Бэкона история предстает как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; философия понимается в широком смысле, это теоретические науки в целом; к поэзии причисляется литература, искусство вообще [8].

[4] Математика – абстрактная наука. Она имеет дело с такими абстрактными понятиями, как пространство и время; самые простые абстракции - числа.

[6] Непрерывное образование – философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека [21].

[8] О деятельностном подходе также см. Тему 10.

[9] Об этом см. Тему 1.

[11] Об этом см. также Тему 6.

[12] Об особенностях применения индукции и дедукции, абстрагирования и конкретизации как общенаучных методах подробнее см. Тему 6.

[13] Изучение педагогической литературы и других источников чаще рассматривается именно в числе эмпирических методов, хотя некоторые исследователи отмечают неоднозначность отнесения работы с литературными источниками только в эту группу, указывая на более правомерное промежуточное положение этого метода между методами теоретического и эмпирического исследования [См. 10, 52].

[14] Более подробно о педагогической герменевтике см. Тему 10.

[16] О биографическом методе и биографическом интервью как способе более глубокого понимания личности см. Тему 8.

[17] О деятельностном подходе см. также Тему 4.

[19] О различии в трактовке педагогики как науки см. Тему 1.

[20] О сущностном анализе как общенаучном методологическом принципе см. также Тему 4.

[21] Об общих методологических характеристиках диссертационной работы см. также Тему 2.

Заключительный этап исследования, литературное оформление результатов, нельзя представлять себе только как изложение готового труда. Оформление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и т.д. В ходе изложения мысль формулируется и во многом доформировывается. Поэтому литературное оформление – важная часть исследования. Автору необходимо точно и доступно передать основные идеи, методы, выводы и рекомендации.

Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разделить на содержательные (о чем следует рассказывать) и методические (как это лучше сделать).

Основные требования к содержанию излагаемого

1. Концептуальная направленность определяется системой исходных положений и ведущих идей. Эти идеи могут быть разные. Они могут быть результатом интеграции иногда даже противоположных подходов, если поняты роль и функция каждого из них и найдена основа для их объединения. Они могут быть связаны с многоконцептуальным характером методологических основ образования, в котором в разные исторические эпохи по-особому сочетались разные подходы: натурцентрические (в центре – объективные закономерности мира, законы развития биологических оснований человека), социоцентрические (в основе развития образования – общественные потребности), теоцентрические (основы развития – высшая идея, дух, стремление к совершенству), антропоцентрические (в центре – человек, его потребности и интересы). Но тогда следует определить:

- какие подходы и концепции будут паритетны, будут взаимодополнять друг друга (таковы, скажем, отношения социальных и индивидуальных факторов в образовании и воспитании);

- где следует определить приоритеты (приоритет гуманистического подхода перед технологическим);

- как расставить акценты (характерны акценты на творчество, самостоятельность и инициативу, хотя никто не отрицает исполнительности и умения работать по образцу).

2. Сущностный анализ и обобщение. Необходимы глубокое рассмотрение, анализ и обобщение фактов с тем, чтобы не ограничиваться констатацией, а суметь выяснить причины исследуемых явлений и процессов, факторы и перспективы развития[20].

3. Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы и изложение работы с определенной точки зрения. Хотя в одном исследовании может быть несколько аспектов. Многоаспектность усиливает объективность исследования, но при изложении нельзя путать аспекты и перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке (контексте) должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться.

4. Сочетание широкого социального контекста рассмотрения с индивидуально-личностным задано в педагогике изначально. Это определяется пониманием сущности воспитания как единства процессов социализации и индивидуализации. Поэтому изолированное от социальной среды рассмотрение любых объектов и связей в нём неправомерно.

5. Определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов. Данное требование не является абсолютным. Многозначность присуща русскому языку, что имеет для научного изложения как положительные (увеличиваются выразительные возможности языка), так и отрицательные последствия (неопределенность и многозначность терминов). Однако следует все же стремиться к определенности понятий и однозначности терминов. Под воспитанием, например, следует понимать изменение потребностно-ценностной сферы личности, её социальное формирование, а не специальную воспитательную работу.

6. Четкое выделение нового и авторская позиция. Новое – не обязательно новые идеи и подходы. Это могут быть формы, способы применения в новых условиях уже известных подходов и методик.

7. Конструктивность рекомендаций подразумевает то, что автор не просто говорит о каких-то имеющихся недостатках, но и предлагает решение проблемы, дает советы, рекомендации, желательно, подкрепленные опытом или проверенные экспериментом.

Эти требования позволяют обеспечить содержательность и глубину изложения.

Требования к логике и методике изложения.

Возможны три основных методических варианта изложения:

- воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

- воспроизведение истории происхождения объекта;

Основные виды изложения результатов исследования

Статья. Обычно содержит вводные замечания о значении темы, задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы.

Диссертация. Излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты. В ней обязательно должны быть: обоснование актуальности темы, характеристика проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка гипотезы и выносимых на защиту положений, описание хода и результатов работы[21]. Введение содержит обоснование актуальности и проблемности темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указание на новизну и практическую значимость исследования. Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по теме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических и др.), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, то они могут быть включены и во Введение). В этой же части излагаются гипотезы, обосновывается логика и условия работы. Далее следует описание опытной и экспериментальной работы, их анализ и обобщение. Заключение содержит выводы, формулировку нового, практические советы. Библиография содержит перечень используемой литературы и источников, материалов на электронных носителях, располагаемых или по алфавиту, или с подразделением на виды источников.

Основные методы написания текста: конструктивно-синтетический и критико-аналитический.

Конструктивно-синтетический метод служит для создания первоначального варианта. Когда накоплен материал для написания раздела или фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказательства, важно это зафиксировать, не теряя логики изложения. Это своего рода общий набросок, предварительная компоновка материала.

Критико-аналитический метод применяется на следующем этапе работы, когда идет уточнение, отделка отдельных частей и фраз, делаются дополнения и перестановки, убирается лишнее.

Стиль изложения научной работы может быть различным.

Научный стиль отличается использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью изложения.

Учебно-педагогический стиль – в нем особое внимание уделяется сочетанию научности и доступности.

Научно-популярный стиль – в нем существенную роль играет доступность изложения.

Это разделение во многом условно. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, сочетать научный анализ, конструктивность и конкретность с понятным, популярным, изложением [3].

Библиография

Справочные издания:

[2] Нарратив – от лат. narrare – вербальное (словесное) изложение, в отличие от представления.

[3] У Ф.Бэкона история предстает как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; философия понимается в широком смысле, это теоретические науки в целом; к поэзии причисляется литература, искусство вообще [8].

[4] Математика – абстрактная наука. Она имеет дело с такими абстрактными понятиями, как пространство и время; самые простые абстракции - числа.

[6] Непрерывное образование – философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека [21].

[8] О деятельностном подходе также см. Тему 10.

[9] Об этом см. Тему 1.

[11] Об этом см. также Тему 6.

[12] Об особенностях применения индукции и дедукции, абстрагирования и конкретизации как общенаучных методах подробнее см. Тему 6.

[13] Изучение педагогической литературы и других источников чаще рассматривается именно в числе эмпирических методов, хотя некоторые исследователи отмечают неоднозначность отнесения работы с литературными источниками только в эту группу, указывая на более правомерное промежуточное положение этого метода между методами теоретического и эмпирического исследования [См. 10, 52].

[14] Более подробно о педагогической герменевтике см. Тему 10.

[16] О биографическом методе и биографическом интервью как способе более глубокого понимания личности см. Тему 8.

[17] О деятельностном подходе см. также Тему 4.

[19] О различии в трактовке педагогики как науки см. Тему 1.

[20] О сущностном анализе как общенаучном методологическом принципе см. также Тему 4.

[21] Об общих методологических характеристиках диссертационной работы см. также Тему 2.

гать последовательно свои поиски вариантов адаптивной школы, свой опыт совершенствования первоначально заданных вариантов, а показать генезис идеи этого типа школы, причины ее утраты в период господства авторитарных концепций воспитания и возрождения в последнее десятилетие, а затем раскрыть наиболее рациональные и перспективные способы и формы воплощения этой идеи, найденные в собственном поиске.

Итак, возможны три основных методических варианта изложения:

1) воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

2) воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

3) теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

В связи с выбором вариантов изложения возникает еще один вопрос. Что предпочтительнее: открытая или до поры до времени скрытая, завуалированная позиция авторов?

Вполне возможен такой вариант изложения, при котором позиция авторов, полученные ими решения раскрываются не сразу. Например, ставится проблема, излагаются варианты ее возможного решения, рассказывается о ходе поиска, удачах и потерях, находках и огорчениях. Иными словами, поставив проблему, автор (авторский коллектив) воссоздает в общих чертах реальный процесс исследования и уже затем, в конце, делает выводы, предлагает решения. Такое изложение может быть интересным, оно чем-то напоминает детектив, знакомясь с содержанием которого читатель может только гадать, что будет дальше. Однако этот жанр все же обрекает читателя на роль потребителя готового. Не зная позиции автора, его выводов, он не может проверять решение на прочность, аргументированно его поддержать или оспорить. Вот почему, на наш взгляд, при изложении предпочтительнее не скрытая, а открытая позиция автора, когда он прямо излагает положения, которые собирается защищать. Тогда легче проверить убедительность, прочность аргументов, легче спорить с автором или найти основания с ним согласиться. Конечно, единого стандарта в логике и способах изложения быть

не может, и каждый исследователь ищет оптимальную логику, убедительные, экономные и привлекательные способы изложения результатов своих изысканий.

И логика, и полнота, и язык изложения во многом зависят от вида оформляемой работы. Рассмотрим кратко основные виды из-

Научный отчет. Официальная форма подведения результатов научной работы. Выполняется в виде подробного описания предпосылок, задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Содержит следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы и проблемы; задачи исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование работы; методика исследования, ее основные этапы и их содержание; характеристика полученных результатов; выводы и рекомендации; библиография использованных работ и публикаций по теме исследования; приложения. Стиль изложения — деловой, строгий.

Статья. Обычно содержит вводные замечания о значении темы, о задачах исследования, краткие данные о методике работы, анализ и обобщение ее итогов, выводы и предложения.

Рецензия — критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем.

Брошюра (до 4 печатных листов) и монография (4 и более печатных листов) — более или менее подробное и последовательное рассмотрение одной проблемы, включающее раскрытие ее значения, истории развития, изложение результатов работы, выводы и рекомендации.

Методические рекомендации. Очень краткое изложение современных научных данных и более развернутое — практических рекомендаций в какой-либо области, методик исследования или практической деятельности, рекомендуемых процедур, имеющее своим назначением прежде всего помощь в практическом использовании определенных методик и технологий.

Диссертация (от лат. dissertatio — рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или

Кандидатская диссертация должна представлять оригинальное исследование, содержащее новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний. Докторская — решение крупной научной проблемы или разработку нового научного направления. Максимальный объем кандидатской диссертации по гуманитарным наукам — 180— 190страницмашинописного текста.

Для ознакомления научной общественности с результатами исследования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат диссертации, содержащий краткое изложение содержания диссертации, объемом 1—-2 печатных листа.

Любой вид более или менее развернутого изложения результатов работы содержит шесть основных частей: введение, теоретическое обоснование, описание опытно-экспериментальной работы и передового опыта, их анализ и выводы, заключение и библиографию. Нередко справочный материал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности и проблемности выбранной темы, определение объекта и предмета, структуры и методов исследования, указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и других источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анатиз существующей практики, а также историю вопроса (если эти элементы даются в сжатом виде, они могут быть включены и во в ение). В этой же части излага-

Стиль изложения научной работы может быть различным. Различают стиль научный, отличающийся использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью изложения; стиль учебно-педагогический, в котором особое внимание уделяется сочетанию научности и доступности; и стиль научно-популярный, где весьма существенную роль играют доступность и занимательность изложения. Однако это разделение условно. Нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктивность и конкретность установок с популярным раскрытием живого опыта. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, добиваться выразительности речевых средств (экспрессии).

Стиль написания работы в зависимости от жанра и содержания излагаемого, его актуальности может быть спокойным или полемически заостренным, предельно лаконичным или развернутым. Не следует забывать об авторской скромности: нужно отдать должное предшественникам, учесть все положительное, сделанное ими, и в то же время трезво и достаточно скромно оценить свой вклад в науку и практику.

Мы полагаем, что творческое использование изложенных советов и рекомендаций поможет полно и ясно изложить результаты проведенного исследования, способствуя тем самым признанию и распространению новых, более эффективных подходов и средств.

Вопросы и задания

1. Как требование аспектной частоты при изложении сочетается с требованием разностороннего рассмотрения предмета?

а) на основе воспроизведения хода исследования; б) на основе изложения результатов и анализа способов их получения;

в) на основе теоретического воссоздания предмета исследования.

3. Выразите одну и ту же мысль (например, об источниках подростковой преступности или о необходимости дифференцированного и индивидуализированного подхода к учащимся), используя разные стили изложения: научный, учебно-педагогический, популярный.

ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

1. Личность педагога и педагогические способности

Высокий уровень социальной ответственности, уникальность объекта воздействия, каким является развивающаяся личность, неординарность ситуаций и многообразие влияющих на них факторов определяют серьезные требования к эрудиции, общей культуре, творческим возможностям, профессиональной этике работников педагогической сферы, а следовательно, и к системе их подготовки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект урока построен согласно структуре работы над прогнозированием текста,описывает формируемые УУД,прогнозирует результат.

Урок изложения на основе прогнозирования текста.

Тип урока : урок развития речи.

Цели урока :создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по написанию изложения на основе прогнозирования текста.

содействовать формированию связности и последовательности изложения; умения при восприятии текста разделить его на структурные части в зависимости от вида текста; умения устанавливать в тексте связи между предложениями;

способствовать формированию у уч-ся умения использовать изобразительно-выразительные средства в своих высказываниях; умения правильно употреблять грамматические формы слов, синонимы;

формирование личностных УУД –осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; выполнять учебные действия в устной ,письменной речи ,во внутреннем плане;

метапредметные- способствовать формированию УУД

регулятивные- принимать и сохранять уч. задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

коммуникативные-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем,одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию,формировать собственное.

Читайте также: