Кто из русских педагогов прошлого говорил о важности создания уголков природы в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Я считаю, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Возможность коренного изменения сложившейся ситуации связана с научной разработкой проблем экологического воспитания на основе выявляемых современными философами и культурологами перспектив перехода человечества к ноосферной цивилизации через утверждение в обществе экокультурных ценностей.

Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. На каждом возрастном этапе развития личности экологическая культура имеет свои спецеорические характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.

1. Экологическое воспитание в педагогике.

Человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец, внутренний мир самого ребенка. И с каждым из этих миров ребенку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии с ним, т. е. жить экологично.

В непосредственной и органичной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. По его мнению, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях далекого от идеала общества. К народной педагогике восходят Толстовские идеи воспитания высоконравственной личности, глубокого, органичного соединения человека и природы, привлечение детей к разносторонней трудовой деятельности. В организованной им Яснополянской школе Л. Н. Толстой широко практиковал экскурсии, опыты, предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой.

Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В.

Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2)построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

2. Сухомлинский об экологическом воспитании детей.

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

Опыт В. А. Сухомлинского служит ярким доказательством воспитывающего потенциала педагогически организованного взаимодействия ребенка с природой, его собственной добротворческой деятельности в окружающей среде.

Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т. к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

Ничто так не обогащает человека, как общение с природой. В. А. Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

Специфическими движущими силами процесса экологического воспитания младших школьников выступают противоречия между многообразием окружающего мира и небольшим опытом по взаимодействию с ним, знаний о явлениях окружающей жизни. Этим противоречием, наиболее острым в период дошкольного детства младшего и школьного возраста обусловлена та интенсивность, с которой в рассматриваемый период происходит накопление личного опыта, познавательная активность ребенка.

Однако, важнейшей закономерностью процесса экологического воспитания младших школьников, выступающей следствием происходящего в данном возрасте осознанного восприятия окружающего мира, является постепенное преодоление ребенком мифологического мироощущения, выделение природы и самого себя как самостоятельных объектов и переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой. При этом интенсивность эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода.

Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с развитием природы. То, что человек не царь природы, люди поняли уже давно. И в настоящее время активно пропагандируют природоохранную деятельность.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М., 1980.

2. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясивин. – Ростова-на-Дону, 1996.

3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой П. Г. – М., 1992.

4. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М., 1999.

5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С. Н. Николаева. – М., 2003.

6. Николаева, С. Н. Методические рекомендации для дошкольных учреждений / С. Н. Николаева. – М., 1993.

7. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. – М., 2001.

8. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. – М., 2008.

9. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды / Н. А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. – 1977. - №3.

10. Степанов, В. Времена года / В. Степанов // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3.

Изобразительная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста “Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не.

Игра в экологическом воспитании дошкольников На протяжении всего человеческого развития, в жизни ребёнка игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.

Новые подходы в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание Разработала воспитатель: Теперикова Татьяна Викторовна Экологическое образование – одно их эффективных условий.

Сказкотерапия в экологическом воспитании детей Экологическое воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование.

Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников Моделирование в экологическом воспитании дошкольника. Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же.

Экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет.

Классики и теоретики русской и зарубежной педагогики придавали большое значение правильному познанию детьми окружающего мира. Они подчёркивали, что природа формирует основы материалистического мировоззрения умственному и нравственному воспитанию детей. Они писали о необходимости чувственного восприятия объектов окружающего мира. О влиянии природы на развитие и формирование всех познавательных процессов, прежде всего мышления.

Оценить 457 0

Классики и теоретики русской и зарубежной педагогики о значении ознакомления детей с природой

Классики и теоретики русской и зарубежной педагогики придавали большое значение правильному познанию детьми окружающего мира. Они подчёркивали, что природа формирует основы материалистического мировоззрения умственному и нравственному воспитанию детей. Они писали о необходимости чувственного восприятия объектов окружающего мира. О влиянии природы на развитие и формирование всех познавательных процессов, прежде всего мышления.

Современные педагоги также уделяют огромное значение ознакомлению детей с миром живой природы:С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова и др. Они считают, что ознакомление детей с природой - это одно из главных условий их умственного, нравственного, эстетического развития. Они выделяют из множества методов - наблюдение, как основу чувственного познания природы.

В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского,Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость.

В современной педагогике особенно большое внимание уделял вопросу воспитания чувств ребенкаВ.А.Сухомлинский.Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребёнка, учить добру, справедливости, любви к окружающему миру. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

Водовозова рекомендовала широко использовать в воспитательных целях ознакомление детей с природой. Особо она выделяет труд детей в природе по уходу за животными. Разностороннее использование природы в воспитательных целях она связывает с подведением детей к воздействию на нее. Водовозова считает, что ребенка надо приучать с раннего возраста быть внимательным, заботливым к животным. Чтобы бороться с проявлением жестокости детей по отношению к животным, надо привлекать их к уходу за ними. Она предлагала дома держать 2-3 животных (кошку, собаку, черепаху, рыбок и т.д.) Таким образом Водовозова считает, что именно в этой деятельности дети получают соответствующие знания о животных и научаются проявлять гуманное отношение к ним.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве.. У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких как справедливость, любовь к своей Родине, природе.

1. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников//Эмоциональное развитие дошкольника.

В связи с тем, что не только в нашей стране, но и на всей планете ухудшилась экологическая обстановка, особое значение в воспитании подрастающего покаления заняло экологическое образование. С нежного возраста необходимо приучать детей бережно относиться к окружающему миру. В этом деле первыми помошниками в учебных заведениях становятся уголки природы.

ВложениеРазмер
1.docx 17.22 КБ

Предварительный просмотр:

История появления уголков природы в образовательных учреждениях

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Это заметила ещё в конце девятнадцатого, начале двадцатого века известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Елизавета Ивановна Тихеева. Она внесла существенный вклад в разработку содержания и методов знакомства детей дошкольного возраста с природой.

Тихеева подчёркивала, что воспитательное значение природы наиболее естественно и могущественно. Природа рассматривалась ею как среда для ребёнка.

Считая, что природа — естественное условие для воспитания ребенка, Е. И. Тихеева отмечает, что воспитывать ребенка всегда и всецело в природе, к сожалению, невозможно. Дети городов лишены природы. Их отделяют от природы и климатические, и экономические условия (отсутствие в те времена одежды и обуви у детей). Ребенок вынужден жить в помещении. Отсюда перед детским садом встает задача — в комнатах создать обстановку, возмещающую удаленность детей от естественной природы.

И. Г. Песталоцци высказал положение о единстве обучения и воспитания, умственного и нравственного становления личности. Природа человека представляет единое целое, поэтому развитие ума и формирование нравственных качеств совершается в органическом единстве.

Педагог считал необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики и, прежде всего, вооружать знаниями о растениях ближайшего окружения, животных, сезонных явлениях и умением использовать их в практической деятельности. Например, знакомя со свойствами плодовых деревьев, нужно показать детям, как лучше их сажать и растить. Овладение умениями и практическими навыками должно доставлять ребенку радость.

И. Г. Песталоцци был глубоко убежден, что уже в дошкольном возрасте необходимо всесторонне развивать детей, так как их первоначальное развитие и воспитание имеет решающее значение во всем последующем формировании личности.

И. Г. Песталоцци указывал на следующие ступени процесса познания: чувственное восприятие окружающего нас мира; осознание впечатлений и ступень мышления. Названным ступеням процесса познания соответствуют три органически связанные способности: способность к наблюдению, речи и мышлению. С развития способности к наблюдению начинается природосообразное развитие умственных сил человека. Через способность к речи и мышлению завершается путь к познанию. Элементарное умственное воспитание (образование) педагог рассматривал как один из факторов формирования человеческой личности.

Успех всего обучения в школе, по мнению И. Г. Песталоцци, зависит во многом от того, насколько будут развиты в дошкольном возрасте созерцательные способности. Так как основой духовного развития личности он считал всемерное развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка, то вслед за Я. А. Коменским придавал решающее значение в обучении наглядности.

Он подчеркивал важность развития детской наблюдательности, способности к анализу и синтезу, умения четко и полно описывать предмет, устанавливать сходство и различие. Суждения детей будут обоснованными и правильными, лишь в том случае, если они базируются на наблюдении окружающих предметов и явлений, доступных пониманию детей.

В отличие от Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, целью всякого обучения И. Г. Песталоцци провозглашал не столько приобретение детьми знаний, сколько развитие способности мыслить, рассуждать, быстро ориентироваться в явлениях, то есть образовывать ум и задачу приобретения знаний следует подчинить этому. Таким образом, он разрушал старый взгляд на обучение, только как на пассивное усвоение детьми знаний.

Уже в первоначальном элементарном обучении И. Г. Песталоцци видел главную цель в развитии и укреплении умственных и нравственных сил ребенка. Это совершается в процессе упражнений, которые необходимы в умственном и нравственном воспитании. Важным для современного понимания использования природы в воспитании детей является указание на необходимость руководства взрослым процессом познания (в отличие от Ж. Ж. Руссо). Без воспитателя ребенок не способен разобраться во всем многообразии окружающего мира. Поэтому педагог выдвигал важные идеи: единство и непрерывность обучения и воспитания; ребенок – активный субъект педпроцесса (находить ребенку все, что в состоянии найти сам). Содержание и методы обучения должны соответствовать силам и возможностям ребенка, учитывать, как возрастные, так индивидуальные особенности детей.

Таким образом, мысль о равном воспитании всех детей независимо от сословия, идея элементарного образования, предусматривающая всестороннее развитие ребенка, совершенствование его сил и способностей, значение умственного воспитания и речи для развития дошкольника – важные положения в педагогическом учении И. Г. Песталоцци. В то же время идеалистический подход к созданию мира, перенос явлений природы в социальную жизнь общества, переоценка роли природы в развитии детей – эти положения не совсем приемлемы в настоящее время.

Контрольные вопросы и задания

1. С какой целью И. Г. Песталоцци предлагал знакомить детей с различными областями наук?

Читайте также: