План зеленой зоны доу с указанием видов растений и животных зоны

Обновлено: 05.07.2024

Проект разработан с целью создания эмоционально-благоприятных условий для развития экологического воспитания, оздоровительной деятельности детей, через благоустройство территории детского сада.

Содержимое публикации

Реализация экологического проекта по благоустройству и озеленению территории детского сада

Дробинина Наталья Викторовна, старший воспитатель

г. Сергач, Нижегородская область

На участках детского сада дети не только гуляют и играют, они познают окружающий мир. Создание условий на территории ДОО, которая развивает познавательную и творческую активность дошкольников, дает возможность заниматься самостоятельной и совместной деятельностью, учит заботиться о природе и в то же время играть и отдыхать в комфортной красивой обстановке. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию. Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей.

Коллектив нашего детского сада решил создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом с учетом требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и ее содержанию.

Цель проекта: создание эмоционально-благоприятных условий для развития экологического воспитания, оздоровительной деятельности детей, через благоустройство территории детского сада.

Направление деятельности проекта: благоустройство территории детского сада, создание цветников, озеленение и оформление игровыми формами территории.

Тип проекта: практико-ориентировочный

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: среднесрочный (февраль - ноябрь)

Участники: педагоги всех групп, дети, родители, сотрудники детского сада.

Задачи проекта:

1.Создание экологически безопасной и благоприятной среды на территории ДОУ;

2.Формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

3.Содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечь родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.

4.Осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;

5.Активизация творческого потенциала педагогов и родителей.

7.Пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

Способы, методы, приемы и средства достижения результата:

1. Создание в детском саду условий для экологического воспитания.
2. Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада.
3. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений.
4. Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре по Николаевой.
5. Экологическое воспитание в организованной образовательной деятельности, во время экскурсий и целевых прогулок.
7. Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.
8.Развивающая предметно-пространственная среда уличного пространства групповых площадок должна обеспечивать различные виды деятельности детей, выделены зоны, оборудованные для игр с песком и водой, для сюжетных, дидактических и подвижных игр.

Конечныйрезультат : комплексная эколого-развивающая и познавательная среда с учетом эстетического оформления участков ДОУ.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Проектировочный; разработка планов-схем благоустройства участков, подготовка необходимых материалов.

Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна.

Сбор и анализ информации по данной теме.

Общее собрание коллектива:
– определение цели и задач проекта;
– создание творческой группы.

Разработка проекта и экологического маршрута.

Изучение особенностей территории ДОУ.

Разработка плана озеленения территории детского сада:
- создание эскизов генерального плана
- разработка макета ландшафта территории
- светорасположение зоны озеленения.
- цветовой фон цветочной зоны.
- подбор растений для цветников, с учетом их разных сроков цветения.

- приобретение саженцев клубники разных сортов.

- приобретение семян для рассады.

Приобретение необходимого расходного материала для реализации проекта.

Практический этап:

Проведение родительских собраний в группах с целью обсуждения оказания посильной помощи в оформлении участков.

Посев семян для рассады овощных культур, наблюдение, работа с календарем.

Разбивка участков, цветников, подготовка почвы, высадка цветочной рассады.

Распределение экологического пространства на зоны:

Посадка овощных культур на огороде.

Высадка цветочной рассады в клумбы, цветники, вазоны.

Посадка декоративных кустарников.

Посадка многолетних растений.

Изготовление табличек-указателей с названием растений.

Составление плана работы по экологическому маршруту.

Проведение экологических праздников и тематических дней:

- Всемирный день охраны окружающей среды

-День рек, морей и океанов

-День лекарственных растений

- уход за цветниками, зелеными насаждениями, огородом и аптечкой

-содержание участков в чистоте.

Опытно- экспериментальная деятельность: ведение дневника наблюдений. Фиксация результатов детьми в уголках природы.

Экскурсии по экологическому маршруту.

Экологические экскурсии и целевые прогулки в рамках проектной деятельности.

Оформление участков и игровых зон в соответствии с задачами проекта.

Привлечение родителей к оформлению участков.

Заключительный этап:

1 . Обобщение результатов работы;

2. Закрепление полученных знаний у детей;

3.Размещение о ходе реализации проекта информации на официальном сайте ДОУ и персональном сайте.

4. Презентация о реализации проекта на общем родительском собрании № 1.

4. Выступление на ежегодной региональной научно-практической конференции по проблемам экологического воспитания в дошкольных учреждениях в Нижнем Новгороде.

5. Трансляция опыта в разных педагогических сообществах, в том числе на Интернет-ресурсах.

Дальнейшее развитие проекта:

Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ландшафтная зона и озеленение прогулочных участков будут пополняться цветниками и клумбами.

Ответственная группа:

  • заведующая МКДОУ;
  • старший воспитатель;
  • зам. по АХЧ;
  • педагоги ДОУ;

1.Контингент воспитанников всего: 78 чел.
2.Площадь территории детского сада: 5855 кв.м.
3.Площадь, приходящаяся на одного воспитанника: 75.06 кв.м.

4.Количество растущих деревьев:

1.карагач-клен – 61шт.
2. дикая яблоня – 5 шт.

3. лиственница – 2шт.

5.Количество растущих кустарников:

1. сирень - 20 шт.

2. шиповник лекарственный – 4шт.(огорожен).

4. Вишня садовая -3шт

6.Протяжённость живой изгороди территории детского сада: 1497кв.м.

7.Наличие пейзажных групп деревьев и кустарников: 2 гр.

8.Площадь опытного участка (зачищенного грунта):

9.Количество видов цветочных растений: 54 шт.

10.Наличие декоративных элементов цветников:

  • альпийская горка (лекарственные растения)– 1 шт. цветочная -1 шт.
  • газон - 6 шт.,
  • клумба – 6 шт.

11.Наличие огорода -1

12.Наличие и обустроенность экологической тропы, её протяжённость:963м.

13.Проведено опытов по растениеводству (количество): 25 опытов.
Темы опытов:

Выращивание овощной рассады:

  • томатов, огурцов, перца;
  • рассады на зелень: лук, петрушка, укроп, щавеля.

Посадка семян разными способами.

Выращивание рассады цветов – однолетников:

Посадка и выращивание семян:

14.Зелёное оформление групп, кабинетов и других помещений детского сада:
-площадь детского сада: 1912 кв.м.
-количество растений зелёных интерьеров: 5
-количество растений, приходящихся на 1 кв.м площади детского сада: 0,06 шт.

План – схема


приложение №1

Аннотация.

Детский сад – это, то место, где малыши дошкольного возраста проводят основную часть своего дня. Детский сад становится, для многих детей, практически вторым домом, и, конечно же, хочется, чтобы он был комфортным и благоустроенным как изнутри, так и снаружи.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Цель проекта: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

  • Проанализировать литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников.
  • Определить систему работы с детьми, родителями по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Формировать у дошкольников активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональное восприятие
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Выявить эффективность проделанной работы.
  • Привлечение родителей к тесному сотрудничеству

Для решения вышеперечисленных задач необходимо создание комфортной ландшафтной зоны и экологической тропы на территории детского сада, озеленение групповых участков.

Тип проекта – практико-ориентированный.

Вид проекта – творческий.

Сроки реализации проекта – сентябрь 2016 – август 2020г.

Участники проекта:сотрудники ДОУ, родители, дети.

Актуальность.

Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей.

Цель: спроектировать ландшафтный дизайн ДОУ для благоустройства и декоративного оформления участков, игровых площадок, цветников, озеленения и оформления малыми игровыми формами.

Задачи:

  • реализовывать проект с помощью имеющихся материалов и оборудования с привлечением дополнительных материальных средств;
  • повышение качества озеленения дошкольного учреждения;
  • спроектировать ландшафтный дизайн участка детского сада с целью эффективной работы по экологическому образованию дошкольников;
  • организация развивающей среды, способствующей полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов с внедрением экспериментальной работы;
  • привлечение воспитанников и социума к работе по благоустройству и озеленению территории детского сада.

Объектом исследования

Предмет исследования

Цель исследования:

создание дизайн-проекта по преобразованию территории образовательного учреждения в комфортную и красивую мини- экосистему, благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

1.Приобретение навыков ландшафтного проектирования.

3.Узнать принципы проектирования и установить типологию структурных компонентов искусственных ландшафтов.

4.Создание комфортного окружающего пространства, создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;

5. Формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе; содействие сотрудничеству детей и взрослых.

6. Привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.

7. Осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;

8. Пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

В ДОУ и вокруг него на воспитание ребенка мы считаем, что должен работать каждый квадратный метр. Под благоустройством и озеленением территории ДОУ подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений обучающихся, что само по себе важно, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика двора дошкольного учреждения. Разнообразный ландшафт позволит дошкольникам расширять границы возможностей. Красиво оформленная, окруженная зеленью и ухоженная территория дошкольного учреждения, воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.

Методика и материал.

Для успешной реализации проекта необходимо:

Продолжить работу:

1. Составить план - схему благоустройства территории МКДОУ

3. Продолжить работу по организации мини – лабораторию по изучению объектов

4. Продолжить проект по созданию зоны отдыха.

Организовать работу по проектам

1. Проект по оформлению малых архитектурных форм в микрозонах:

Решение этих вопросов мы начинаем с создания концепции территории дошкольного учреждения, которая зависит от интересов детей, родителей, сотрудников ДОУ. Для решения указанных вопросов по благоустройству и озеленению территории муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад был составлен план реализации проекта, этапы которого представлены в таблице 1.

Таблица 1

План мероприятий по озеленению территории и реализации проекта
на 2016–2020 учебный год

Наименование мероприятия

Исполнитель

Срокиреализации

1. Подготовительный этап

Изучение материала по истории и стилям ландшафтного дизайна.

Сбор и анализ информации по данной теме.

Ответственный исполнитель проекта –

октябрь 2016г. – февраль 2017г.,

Общее собрание коллектива:
– определение цели и задач проекта;
– создание творческой группы

Заведующая ДОУ
Ст. воспитатель

Заведующая ДОУ
Ст. воспитатель

Изучение особенностей территории ДОУ

Разработка плана озеленения территории детского сада:
– создание плана-схемы территории;
– цветовой фон зоны озеленения;
– подбор растений цветников, деревьев и кустарников.

- планирование работы на огороде

март – май, 2017г.

Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта

Зам. заведующей по хозяйственной части

2. Деятельностный (практический) этап

Посадка семян на рассаду (цветочных и овощных культур)

Февраль – март, 2017г.

Завоз земли плодородной, щебенки мелкой, декоративного камня, предпосевная обработка почвы

Зам. заведующей по хозяйственной части

Разбивка участков, цветников, подготовка почвы (S-97 кв.м.).

Закупка саженцев (лиственница-2 шт., ель – 1 шт) и посадка.

Зам. заведующей по хозяйственной части

Воспитатели, родители,
дети

Посадка овощных культур на огороде

Изготовление табличек-указателей с названиями овощных культур

Высаживание рассады однолетних цветов

Составление плана работы на экологической тропе

Работа на экологической тропе (по плану)

Ст. воспитатель
Педагоги ДОУ

Экологические праздники:
по годовому плану и плану на летне-оздоровительный период

- посадка семян и высадка рассады в грунт.
– прореживание всходов,
– удаление сорняков,
– внесение удобрений,
– поливка,
– подкормка,
– защита от вредителей и болезней
– стрижка травы и цветочного массива.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Растения, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные "экологические пространства" для проведения разнообразной педагогической работы. "Экологическое пространство" - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными "экологическими пространствами" как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.

Уголок природы в группе детского сада.

Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний вариант особенно хорош – растения будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду.

Кроме постоянных растений и животных в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важно лук и чеснок - витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток.

Уголок природы должен быть правильно оборудован - без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. Необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3-4 штуки), фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому оно хранится в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартучки могут висеть в туалетной комнате.

Выставочный уголок. Поскольку занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации, в группах накапливается большое количество работ. Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки детского сада. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка, появления у него желания улучшить свою работу. Кроме того, в уголке периодически вывешиваются фотографии детей с родителями во время общения с природой.

"Экологические пространства" в помещении ДОУ

Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие "экологические пространства": комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. В разных местах - на полу и стенах, отдельно и в композициях - устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть также место для столов, за которыми дети смогут заниматься. Преимуществом "экологических пространств" являются хорошие условия для растений и животных, а недостатком - трудность содержания и то, что они большую часть времени проводят в одиночестве. Должны быть продуманы организация обслуживания и методика использования в педагогическом процессе и жизнедеятельности ДОУ комнаты природы, зимнего сада. В равной степени эти "экологические пространства" могут использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников.

Комната природы включает крупные объекты: вольеры с птицами, большие клетки с наземными животными, емкие аквариумы, напольные и давно растущие растения. Часть пространства может быть отведена под "огород на окне": при специально устроенном дополнительном освещении лампой дневного света на нем можно круглый год выращивать экологически чистые зеленые культуры (укроп, петрушку, лук, чеснок, салат), а также проращивать овес и другую зелень для животных. Можно осуществить выгонку цветущих луковичных растений (крокусов, нарциссов, тюльпанов и др.), чтобы получить, например к 8 Марта, букетики своих цветов. Эти объекты требуют к себе особого внимания. Уход за ними должны осуществлять взрослые, но при обязательном участии старших дошкольников.

В зимнем саду преобладают растения, поэтому он должен иметь хорошее освещение - естественное через большие окна, стеклянную крышу или искусственное. В этом случае можно выращивать самые различные растения. Возле южных солнечных окон хорошо устроить уголок пустыни, создав композицию из суккулентов.

В противоположном углу, особенно если есть небольшой бассейн с фонтаном, можно подобрать влаголюбивые растения и создать тропическую композицию. Зимний сад позволяет создать настоящую коллекцию плодовых растений: комнатный лимон, мандарин, декоративный гранат, фейхоа, инжир, банановая пальма, кофейное дерево, чайный куст, лавр и др. При правильном уходе все эти растения будут плодоносить, что, естественно, порадует и взрослых, и детей. В таком помещении в полусвободном режиме обычно живут декоративные птицы, находится 1-2 аквариума. Зимний сад, так же как и комната природы, используется в разных целях -для ознакомительных занятий, труда, отдыха и общения с природой. Для отдыха детей и взрослых должны быть предусмотрены сиденья, которые позволяют расслабиться в наблюдении за рыбами, птицами, растениями. Это могут быть декоративные деревянные скамеечки, пеньки или специальные легкие табуреты.

Рядом с комнатой природы и зимним садом должно быть подсобное помещение, в котором имеется кран с водой, ножная ванна, шкафы или полки для взрослого и детского инвентаря.

"Экологические пространства" на участке ДОУ

На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья ягод, которые привлекают птиц; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником. На групповых участках могут расти - одиночные или группами - березы, очень красива свешивающимися ветвями раскидистая ива, прекрасен каштан - листьями и цветами-свечками. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус, их сажают также по периметру между деревьями. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле - именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет; кроме того, зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему.

На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные "экологические пространства", которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.

"Хвойный бор" получится, если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями - елью и сосной. Со временем под ними образуется кислая земля, пригодная для некоторых видов комнатных растений. В бору можно наблюдать за елками, проводить зимние праздники. В нем сложится своя экосистема, определяемая хвойными деревьями: шишки привлекут клестов, дятлов, появятся насекомые, мхи и лишайники покроют почву, приживутся кислица, перелеска, плаун, а также черника, копытень (если их специально посадить). Копытень зимует под снегом с живыми листьями - это интересное явление можно показывать детям. Рядом с елью и сосной целесообразно посадить лиственницу - красивое и необычное в познавательном отношении дерево. Но наибольшая ценность "хвойного бора" заключается в его оздоровительных свойствах - в выделении хвойными деревьями фитонцидов, очищающих воздух от болезнетворных бактерий. Прогулки в бору и вблизи него хорошо влияют на здоровье детей.

Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но они способны выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде и саду в городе, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреждении. На огороде следует отдать предпочтение кормовым корнеплодам, кукурузе, быстро растущему салату, хотя для того, чтобы обучить детей выращивать, подходят любые растения. Целесообразно устроить миниполе со злаковыми культурами, прежде всего овсом, который в больших количествах необходим в зимнее время для кормления животных. Фруктовый сад - это всегда красивое зрелище; кроме того, его плоды привлекают птиц, поэтому с детьми круглый год можно проводить познавательные и трудовые мероприятия.

На большом участке детского сада в одном из тихих уголков можно устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: птичий столб, небольшой домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо животных, бассейн или ручеек с водой для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Птичий столб высотой 3-4,5 метра устанавливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху - домик для гнездования, на земле вокруг столба - желоб для воды (это летний птичий водопой). Такой столб функционирует круглый год - зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной кто-нибудь устроит гнездо в домике и станет выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Птичий столб поможет в организации наблюдений интересных явлений неживой природы: если на его вершине установить флюгер, то можно замечать направление ветра; если вокруг столба и желоба утрамбованная площадка, тогда в солнечный день на ней можно фиксировать перемещение тени столба, т.е. движение солнца. Дошкольники небольшими группами могут приходить на площадку для наблюдений, спокойных игр с водой, выгула и пастьбы животных.

На территории детского сада можно создать миниферму, фито-поляну, "уголок нетронутой природы", экологическую тропу или зеленый маршрут - эти "экологические пространства" позволят проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.

В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможностей помещения и территории зеленую зону можно организовать по-своему. Но обязательными для любого детского сада должны быть цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников должно быть много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках можно представить различные неприхотливые однолетние и многолетние растения (последних должно быть больше). Из многолетников подходят незабудки, золотые шары, топинамбуры (земляные груши, плоды которых можно давать животным), простые сорта лилий, ирисов, пионов; из однолетних - ноготки, космея, бархатцы, эшольция, петуния, настурция. Если пространство небольшое, предпочтительнее вертикальное озеленение: например, декоративная фасоль, цветущий горошек подходят для оформления беседок на групповых участках.

Цветущих растений должно быть много, особенно весной и в начале лета, когда дети еще не разошлись на летний отдых, и в сентябре, когда формируются группы, приходят новые дети и все возвращаются после летнего отдыха.

Проект "Зеленый островок" направлен на благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Оценить 447 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Романовского района Алтайского края

по озеленению территории детского сада

Разработала: Коваленко И.Р.,

старший воспитатель

Романово, 2017 г.

Технологическая карта проекта

Сотрудники ДОУ, дети, родители и социальные партнёры

Основания для разработки. Проблема.

Благоустройство и озеленение территории после реконструкции и капитального ремонта, создание индивидуального и креативного облика территории дошкольного учреждения.

Благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;

формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечь родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.

осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зелеными насаждениями;

пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения;

Стратегия и механизмы реализации

-подготовка территории (расчистка от мусора, завоз земли)

-планировка и разбивка цветников, клумб

-приобретение и выращивание посадочного материала

-привлечение сотрудников, родителей к работам по озеленению

-распределение обязанностей по уходу за цветами, растениями

Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;

Участие всех сотрудников ДОУ в работе по созданию ландшафтного дизайна ДОУ и нравственного воспитания детей:

Привлечение к благоустройству и озеленению территории 50% родителей.

Итоговая презентация на августовской конференции.
– информация на сайте ДОУ , в средствах массовой информации
– участие в конкурсах

- обобщение положительного опыта и представление результатов работы на педагогическом совете и на заседании методического объединения педагогов дошкольного образования Романовского района.

Дальнейшее развитие проекта

- пополнение ландшафтной зоны

- озеленение прогулочных участков и обновление их игровым и спортивным оборудованием, забавными садовыми аксессуарами, фигурками животных, птиц.

- создание зеленого густого газона на каждом игровом участке,

- посадка декоративных деревьев.

- создание детской метеостанции,

- участия в муниципальных и краевых экологических конкурсах.
- активная пропаганда среди населения охраны окружающей среды

Тип проекта : практико-ориентированный

Вид проекта : творческий

Участники проекта: сотрудники ДОУ, дети и родители.

Срок реализации: 2015-2017 гг.

Основание для разработки. Проблема:

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь он проживает, чуть ли не половину всего своего времени.
Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Мы считаем, что для решения данной проблемы необходимо создание комфортной ландшафтной зоны и экологической тропы на территории детского сада, озеленение групповых участков.

Цель проекта: благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;

формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

содействие сотрудничеству детей и взрослых. Привлечь родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.

осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зелеными насаждениями;

пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения;

Рабочий план по реализации проекта.

Наименование мероприятия

Сбор информации по ландшафтному дизайну, стилям озеленений участков.

Разработка плана озеленения территории детского сада:
– создание эскизов генерального плана
– разработка макета ландшафта территории
– светорасположение зоны озеленения
– цветовой фон зоны озеленения
– подбор растений для альпийской горки и цветников, деревьев и кустарников.

Приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта.

Посев семян на рассаду.

Завоз земли плодородной, щебенки мелкой, декоративного камня.

Предпосевная обработка почвы.

Разбивка участков, цветников, подготовка почвы.

Закупка семян, саженцев, рассады

Посадка овощных культур на огороде

Высаживание рассады однолетних цветов

Составление плана работы на экологической тропе

Работа на экологической тропе (по плану)

Уход за огородом и цветниками

Ведение дневника наблюдений. Фиксация результатов детьми в уголках природы

Экскурсии по экологической тропе.

Занятия с детьми

Итоговая презентация на августовской конференции.
– информация на сайте ДОУ , в средствах массовой информации
– участие в конкурсах

Обобщение положительного опыта.
Представление результатов работы на педагогическом совете и на заседании методического объединения Романовского района.

Ожидаемые результаты:

Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;

Участие всех сотрудников ДОУ в работе по созданию ландшафтного дизайна ДОУ и нравственного воспитания детей:

Привлечение к благоустройству и озеленению территории 50% родителей.

Количественные показатели:

– однолетние цветы – 13 сортов (космея, бархатцы, петунья, портулак, гвоздика, ромашка, астры, георгины, сальвия, эшшольция, виола,, флоксы)
– многолетние цветы – 10 видов (пионы, тюльпаны, ирис, ромашка, хризантемы, рудбекия, незабудка, золотарник, флоксы, лилейник.)
– лекарственные растения– (лопух, ромашка аптечная, мать – и мачеха, календула, одуванчик, мята, подорожник, тысячелистник)

-газонное покрытие -340 кв.м.

– клумбы и цветники – 10
– зеленый огород– 1
– экологическая тропа -1
– тропа здоровья -1

3. Малые архитектурные формы

Качественные показатели:

В результате реализации проекта на территории детского сада будет создана благоприятная эколого-развивающая среда, где ребенок будет проводить все свое время в летний период.

Эколого-развивающая среда будет выполнять ряд функций:

- Информационная: оформленная территория детского сада будет способствовать уточнению и закреплению знаний у детей, полученных на теоретических занятиях, наблюдениях (например, знаний о лекарственных растениях, строении растений, деревьев).

- Развлекательная: обеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста.

Дальнейшее развитие проекта:

Читайте также: