Для чего нужны речевые игры в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.

В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

Важность речевых игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению со своими детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком.

Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении.

К таким проблемам относятся:

скудный словарный запас;

недостаточное использование литературных слов и выражений;

проблемы при пересказе прочитанного или услышанного;

недостаточно эмоциональная окраска речи, неумение пользоваться интонацией;

проблемы с дикцией.

Дидактические упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения.

Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с недостатками в речевом развитии могут возникать и проблемы в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в налаживание контактов со своими сверстниками. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.

Особенно необходимо развивать речь детей в игре и формировать речевое общение в группах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Речевые игры - это разновидность игр с правилами. Речевая игра имеет определенную структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие речевой игры: задача → игровая задача → игровые действия → правила игры → результат. В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Через речевую игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания, помогают преодолеть пассивность и безынициативность. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение. Так же в процессе игры появляется удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и навыков и их развитие. Кроме того, игра позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта.

Педагог является и участником, и руководителем игры. Он обеспечивает поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывает давление, выполняет второстепенную роль, незаметно для детей направляет игру в нужное русло. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. Наблюдая за действиями речевой игры, при необходимости оказываю индивидуальную помощь тем детям, которые испытывают затруднения в ходе игры, напоминая о правилах игры. Речевые игры не только способствуют преодолению речевых недостатков и обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу у детей.

Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр.

Одним из видов игр является словесная дидактическая игра . Словесные игры построены на словах и действиях играющих, они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, Словестные игры помогают детям расширять знания о различных предметах и явлениях.

При планировании словесных игр необходимо учитывать, что в младшей и средней группах игры должны быть направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

А в старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению. Игры, в которые вы можете поиграть с детьми:

Игры на развитие грамматического строя речи.

Игры на формирования звуковой культуры речи

Игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений.

Развитие у детей связной, образной речи, воспитание понимание юмора, умения самому пошутить.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание.

С уверенностью можно сказать, что эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ведь дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие – врачами, чтобы все были здоровы, третьи (отдавая дань любви к воспитателю) хотят быть тоже воспитателями. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря.

Со словесными играми родителей можно знакомить через информационные стенды, индивидуальные беседы, на собраниях, открытых показах. Словесные игры на развитие и активизацию словаря можно проводить с мячом. Это помогает удержать внимание ребенка; ведь дети, как правило, невнимательны, часто отвлекаются. Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективности речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения.

При использовании на занятиях речевых игр и упражнений продуманная и правильно организованная работа приводит к формированию у детей дошкольного возраста правильной и грамотной речи, что в целом является положительным результатом. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. А ребенок, в свою очередь, решая несложные развивающие игровые задания,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение .


Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. До.

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, .


На семинаре-практикуме родители старшей логопедической группы знакомятся с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста. Они упражняются .


Цель: познакомить родителей с влиянием мультипликационных фильмов на развитие речи и психику детей дошкольного возраста. Задачи: формировать представление родителей об эмоциональном благополучии дошк.

Педагогический проект по интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста

laquo;Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучия. (Концепция дошкольного воспитания)Данный материал может быть полез.


laquo;Использование Tunnel book в речевом и познавательном развитии детей дошкольного возраста».

Возможности использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Хорошая речь – важнейшее условие для всестороннего полноценного развития детей.

Речевое развитие включает прежде всего речь воспитателя, а также систематические занятия, игры, беседы, игровые упражнения, организацию в группе уголка речевого развития.

На современном этапе решаются основные задачи речевого развития :

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря;

- воспитание звуковой культуры речи;

- практическое овладение детьми нормами речи.

Для реализации поставленных задач необходимо:

- формировать речь в совместной деятельности взрослого с детьми;

- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей;

- ежедневно проводить индивидуальное речевое общение с ребенком.

В совместной деятельности взрослого с детьми налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Я организовываю совместные действия так, чтобы вызвать детей на речевое взаимодействие или нахожу живые, доступные для них поводы для общения. В процессе совместной деятельности я не ставлю задач прямого обучения речи, как это делаю на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Дети говорят только то, что хотят сказать, а не то, что я спланировала.

Ежедневно провожу индивидуальную работу по развитию речи с детьми, которые нуждаются в исправлении недостатков речи: разучивание потешки, небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука, составление описательного рассказа по картинке, повторение прочитанных ранее сказок, рассматривание иллюстраций известной сказки, вспоминаем слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии и т. п.

Различные виды игр по-разному воздействуют на речь детей. В своей работе применяю игры – драматизации. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации, в процессе которого ребенок связывает слово с действием, слово приобретает конкретное содержание, обогащается словарный запас, развивается связная речь. Благодаря систематическому использованию игры – драматизации дети стали меньше допускать грамматических ошибок, используют в речи разные типы предложений.

В группе организован уголок для театрализованных игр. В нем отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, настольного театра, костюмов для игр-драматизаций. Для разыгрывания сказки используем фланелеграф. Театральная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, со взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрепощаются. Большинство детей научились правильному речевому дыханию, использовать силу и высоту своего голоса, улучшилась артикуляция.

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они очень эмоциональны, увлекательны. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, коммуникативные навыки.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка. Подвижные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Они пополняют словарный запас, обогащают речь детей, развивают речевую и двигательную активность.

В нашей группе оформлен уголок речевого развития, представляющий возможность нашим воспитанникам действовать индивидуально.

Принципы организации речевого уголка :

Речевой уголок содержит материал для закрепления всех компонентов устной речи, который постоянно пополняется, обновляется.

Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр :

1. Картотека артикуляционных упражнений

2. Картотека дыхательных упражнений

3. Картотека пальчиковых игр

4. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (физминутки)

5. Картотека словесных дидактических игр

6. Пособия для подготовки к обучению грамоте, развитию речи

7. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)

8. Тематические альбомы

9. Художественная литература

10. Предметные, сюжетные картинки для составления рассказов

а) с изображением инструментов;

б) с изображением профессий;

в) с изображением животных.

Одним из главных условий качества речевого уголка является заинтересованность воспитателя в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

При условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Речевые игры для старших дошкольников Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя с малышом в подобные игры, вы обогащаете.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы на РМО для воспитателей младших и средних групп. Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

Выступление из опыта работы

на РМО для воспитателей младших и средних групп

воспитатель МДОУ ЦРР д/с № 15

Маркс 2017г

Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Именно в игре, как ведущей деятельности дошкольников, создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития разнообразных психических свойств и процессов.

Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

В своей работе мне часто приходится использовать речевые игры, которые могут применяться не только на НОД, но и в совместной деятельности.

Все речевые игры условно можно поделить на игры:

— по формированию правильного звукопроизношения;
— по развитию фразовой речи;
— по формированию навыков словообразования;
— по формированию грамматического строя речи;
— по формированию связной речи.

Цель игр по формированию звукопроизношения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук, то есть автоматизировать и дифференцировать его, что является зачастую длительным периодом. Именно эта проблема, заключающаяся в длительном периоде работы и многократном повторении одного и того же речевого материала, утомляющая ребенка, ставит использование речевых игр во главу угла. Для примера можно привести наиболее полюбившиеся детям игры:

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку в ведро, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет, что на ней изображено и издает звук свойственный этому предмету, животному

Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж. влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Целью игр на формирование фразовой речи является обучение детей выделению в предмете свойств, признаков и определению действий, которые предмет может совершать. Именно это и составляет основу для построения высказывания, о каком — либо предмете. (Какой это предмет? Что он может делать? Как он это делает?). В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.

Оборудование: Любые предметы необходимые в быту (ключ, тарелка, чашка, ложка, платок и др.)

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

Для игры используется коробка с горлышками от бутылок, герои сказок нарисованы на крышках. Ребенок, закручивая крышку, описывает действие, которое совершает герой. В арсенале игры несколько сказок, каждая сказка обозначена своим цветом.

Работа по формированию грамматического строя речи тесно связана с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе. Сами же словоформы связываются по законам грамматики. Работая в этом направлении важно обратить внимание как на связь слов (согласование, управление, примыкание), так и на участие в этих связях служебных слов, в том числе и предлогов. Используя в своих занятиях игры по формированию грамматического строя, я стараюсь формировать умение правильно строить детей предложно — падежные конструкции, что имеет огромное значение в подготовке ребёнка к школе.

Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое – либо действие этого животного.
Например: Корова – мычит, Лягушка – квакает, и т.п.
Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.
Например: Врач – лечит, Художник – рисует, Повар – варит и т.п.
Ведущий называет имя ребёнка. Поймавший мяч называет какое — либо действие.
Например: Маша – играет, Коля – прыгает, Света – бегает и т. д.

С помощью настольного театра делаются декорации. Используется бумажная кукла Машенька, которая ставится перед декорациями, затем ребенок дует на куклу и сообщает, что случилось, с куклой и куда она попала. Например: Маша подошла к дереву. Маша идет по тропинке, Маша стоит перед домиком и т. п.

Игры по формированию связной речи проще всего начинать с игр – инсценировок в форме диалогов, т.к. они быстро вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т.д. В ходе инсценировок лексический материал повторяется, закрепляется, активизируется. Попутно уточняется и расширяется значение слова, дается представление о его переносном значении.

Особенно хорошо речевой материал помогают мне отрабатывать логосказки. Для их постановки подходят различные виды театров с использованием фигурок на фланелеграфе, коврографе, на песке, просто на столе (дети любят манипулировать этими персонажами и с большим удовольствием вспоминают содержание диалога или рассказа). Логосказки, безусловно, способствуют формированию связного высказывания, расширению словарного запаса, социально – эмоциональному развитию, а так же воспитывают любовь к людям, природе, животному миру.
Декорациями могут служить объемные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия: сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, развивающие настольные игры, кубики с сюжетами сказок. Составление рассказа или сказки по серии сюжетных картинок является одним из первых разделов в формировании связной речи. По ним легко устанавливается последовательность действий.
Составить связный рассказ по сюжетной картинке гораздо труднее. Поэтому сначала учу детей рассматривать картинку, отмечать детали, далее уточняю словарь по теме предложенной картинки, формирую понятия, закрепляю значения слов. После этого направляю внимание детей на действия персонажей и стараюсь помочь им составить рассказ или сказку.

Отдельно хочется остановиться на логоритмических упражнениях, которые так же представляют большой интерес, как для воспитателей, так и для детей. Эти упражнения в стихотворном варианте с сопутствующими движениями можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки. Логоритмические упражнения носят разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения. Стихи соотносятся с движением руками, ногами, туловищем с ритмом речи. В таких упражнениях обязательно есть сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения и воспитывает у детей понимание логической связи между текстом и движением. Совместные действия со сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом. В этих упражнениях содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с недоразвитием речи, у которых образование глагольных

Чай душистый пьем, пыхтим:
— Уф – уф – уф, уф – уф – уф. (Дети ритмично потирают ладонь о ладонь)
Отгоняем веткой мух. (горизонтально.)
Мух – мух – мух (2 раза ритмично помахивают рукой.)
А они в варенье сели
Ели – ели, ели – ели. ( Ритмично постукивают пальцами о ладонь).
Так нам мухи надоели!
Мы варенье быстро съели. ( Имитируют движение ложкой.)

Это лишь некоторые из речевых игр, используемых для развития речи у дошкольников. Все эти игры помогу детям сделать утомительный этап автоматизации, дифференциации, формирования грамматических конструкций интересным и увлекательным. Дети с удовольствием будут участвовать в играх, а следовательно, повысится и эффективность работы по речевому развитию.

Список литературы:

- Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010.

- Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

- Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет / В. В. Гербова. – Мозайка-Синтез, 2014.

Буквы для детей

Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, родителям дома. Неразвитость речи остро проявляется в первом классе школы, когда усвоение знаний становится затруднительным из-за неправильного произношения и скудного словаря. Речевые навыки необходимо совершенствовать с раннего возраста, как и общее развитие. Игры полезны и для взрослых, обогащают словарь, улучшают коммуникативные навыки.

Картотека речевых игр для детей

Речевое развитие происходит путем подражания, регулярного общения. К сожалению, многие современные родители уделяют общению непростительно мало времени, полагают, что для развития достаточно дать малышу в руки гаджет, включить телевизор с мультиками.

Ни один технический помощник не способен заменить эмоциональный и речевой контакт с родителями.

Дефицит общения приводит к речевым дефектам, из-за которых возникают трудности в школе. Это:

  • односложность и примитивность фраз;
  • скудность индивидуального словаря;
  • слабое оперирование литературными словами и выражениями;
  • предпочтительное употребление сленговых фраз;
  • затруднение при пересказе прочитанных, услышанных историй;
  • слабая эмоциональность, неспособность к правильной смене интонаций;
  • проблемы с дикцией.

Речевые игры и упражнения для детей – увлекательный и действенный способ формирования грамотной и выразительной речи, обогащения словаря, выработки четкого, интонационно верного, эмоционально заполненного произношения. Занятия не требуют подготовки и наличия игрового материала, играть можно как в детсадовской группе, так и при семейной автомобильной поездке или при отдыхе на даче.

Речевые игры для детей 3 лет

Тематические упражнения по шипящим

  • жа-жа-жа – погляди-ка на ежа;
  • же-же-же – едут шишки на еже;
  • жу-жу-жу – дай-ка молочко ежу;
  • жи-жи-жи – по тропе спешат ежи.

Автоматизация шипящих звуков

Голоса и звуки

Для речевого развития ребенка в игре полезно использовать подражательный метод. Проговаривайте, создавайте инструментами разные звуки, а малыш должен их повторять:

  • позвените колокольчиком – динь-дон;
  • постучите в барабан – бом-бом;
  • похлопайте в ладоши – хлоп-хлоп;
  • как пищат птенцы – пи-пи;
  • как лают собаки – гав-гав;
  • как хрюкают поросята – хрю-хрю;
  • как крякают утки – кря-кря.

Угадай

Опиши

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Развивать артикуляцию следует с раннего возраста, чтобы в школьные годы не пришлось бороться с речевыми дефектами. Лучше, если игры для детей с речевыми нарушениями подберет логопед, но и родители дома могут организовать веселые и занимательные занятия.

Для укрепления артикуляционного аппарата поиграйте с ребенком в маятник, покажите ему, как двигать высунутый язык вправо-влево.

Речевые игры для детей 4 лет

В этом возрасте дошкольники продолжают изучать звуки и слоговой состав слов, расширяют словарный запас, учатся составлять предложения. Важно развивать речевое внимание, фонематический слух, мыслительные способности.

Наоборот


Назови больше

Игра групповая, соревновательная. Ведущий называет фонему, игроки поочередно говорят слова, начинающиеся на этот звук. Затрудняющийся игрок пропускает ход. Побеждает в игре назвавший больше всего слов.

Закончи слово

Подбери слово к картинке

Три слова

Для соревновательной игры участники становятся спиной к стене напротив другой стены. Ведущий спрашивает каждого по очереди. Игрок должен дать максимум 3 ответа. Каждый ответ – шаг вперед. Можно дать 1 или 2 ответа, тогда продвижение замедляется.

Найди звук

Речевая игра учит различать на слух фонемы в словах. Показывайте игрокам картинки, спрашивайте, есть ли определенный звук в изображенном объекте. Если есть, дети должны хлопнуть в ладоши.

Заверши предложение

Закончи предложение

Речевые игры для детей 5 лет

В этот период роль игры в речевом развитии ребенка крайне важна, особенно касаемо изучения звуков и состава слов, определения фонем по звучанию, подбора определений, расширения словарного запаса. Только игрой можно увлечь дошкольника, сделать уроки по развитию речи интересными, а материал запоминающимся.

При занятиях используйте не только упражнения, но и беседы, диалоги от лица персонажей, загадки, рассказы.

В 5 лет дошкольник осваивает дифференциацию звуков, согласование существительного с прилагательным в разных падежах, развивает речевое внимание и способность логически мыслить, сравнивать, анализировать.

Мягкие и твердые

Для речевой игры на дифференциацию звуков подготовьте по 3 картинки на каждую изучаемую букву: первый изображенный объект должен содержать мягкую фонему, второй – твердую, третий – без них. Например: слон – [с], синица – [с’], жираф.

Дайте игроку синюю и зеленую фишки. Пусть синюю положит на картинку с твердым звуком, зеленую – с мягким.

Подбери слово

Произнесите прилагательное, а ребенок должен подобрать 3-5 существительных с учетом окончания по роду. К примеру:

  • свежий – хлеб, фрукт, воздух, ветер;
  • свежая – газета, булка, простыня, еда;
  • свежее – мясо, масло, печенье, молоко.

Кто потерялся

Для игры подготовьте картинки, изображающие домашних и диких животных и птиц, отдельно их детенышей. Расскажите ребенку, что малыши потерялись, нужно помочь мамам их отыскать.

  • корова нашла теленка;
  • лошадь – жеребенка;
  • кошка – котенка;
  • мышь – мышонка;
  • собака – щенка;
  • свинья – поросенка;
  • утка – утенка;
  • курица – цыпленка;
  • индюшка – индюшонка;
  • гусыня – гусенка;
  • овца – ягненка;
  • крольчиха – крольчонка;
  • коза – козленка;
  • волчица – волчонка;
  • сова – совенка;
  • медведица – медвежонка;
  • лосиха – лосенка;
  • белка – бельчонка.

Краски

Назовите цвет, а игроки должны поочередно вспоминать предметы с такой окраской:

  • зеленый – трава, листок, мох, лес;
  • синий – океан, небо, река, слива;
  • желтый – солнце, лимон, подсолнух, одуванчик, цыпленок;
  • оранжевый – морковь, абрикос, апельсин, мандарин;
  • красный – томат, божья коровка, рябина, вишня;
  • фиолетовый – баклажан, виноград, сирень;
  • белый – снег, подснежник, лебедь, ромашка.

За правильный ответ давайте фишку. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек.

Палитра красок

Кто обгонит

Кто кого обгонит

Речевые игры для детей 6 лет

В 6-летнем возрасте дошкольники с помощью игр закрепляют знания о согласовании существительных и прилагательных, об образовании форм слов, продолжают развивать логическое мышление, речевое внимание, способность к анализу и сопоставлению, расширять индивидуальный словарь.

Назови ласково

Произнесите фразу, которую нужно превратить в уменьшительно-ласкательную: цветок алый, а цветочек… аленький. Аналогично:

  • лимон желтый – лимончик желтенький;
  • кот пушистый – котик пушистенький;
  • стул низкий – стульчик низенький;
  • молоко теплое – молочко тепленькое;
  • морковь сладкая – морковка сладенькая;
  • ваза синяя – вазочка синенькая;
  • конфета вкусная – конфетка вкусненькая;
  • кукла красивая – куколка красивенькая;
  • заяц серый – зайчик серенький.

Подбери слова

Попросите игроков поочередно называть слова по определенному признаку. Кто пропустит очередь, выбывает. Побеждает в игре последний оставшийся участник.

Примеры для игры:

  • что круглое – мяч, помидор, яблоко, апельсин, колесо;
  • что сладкое – торт, пряник, мармелад, мороженое, кекс, пирожное;
  • что теплое – печь, батарея, костер, шуба, шарфик, свитер.

Придумай слово

Попросите ребенка заменить в словосочетании определяющее существительное на прилагательное:

  • сок из апельсина – апельсиновый сок;
  • компот из малины – малиновый компот;
  • каша из овсянки – овсяная каша;
  • пюре из картошки – картофельное пюре.

Какой сок?

Какой суп?

Так не бывает

Рассказывайте короткие истории, а дети должны сказать, правдивые ли они. Если нет, то хлопнуть в ладоши, объяснить, в чем неправда.

Примеры для игры:

  • на елке зреют груши;
  • ночью за окном светит солнце;
  • вечером мама ведет малыша в детский сад.

Так не бывает

Нелепицы

Выбери правильный вариант

Начните предложение, предложите ребенку на выбор три слова. Он должен выбрать подходящее по значению:

  • осенний ветер… (слабый, холодный, сухой);
  • пес живет в… (гнезде, норе, конуре);
  • дедушка пошел по грибы с… (корзиной, сумкой, пакетом);
  • паровоз движется по… (дороге, реке, рельсам);
  • на лугу много… (белых, красных, синих) ромашек.

Поэты

Игра соревновательная, за правильный ответ участники получают фишку. Ведущий называет слово, игроки подбирают близкое по звучанию: лук – жук, белка – стрелка, крышка – мышка, банки – санки, коза – коса, майка – лайка. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек.

Речевые игры для детей 7 лет

В старшей дошкольной группе речевые игры в развитии речи детей продолжают играть главенствующую роль. Значимым становится обучение фразовой речи, умению составлять предложения разной сложности, подбирать синонимы, изменять по обстоятельствам эмоциональную окраску, скорость и громкость речи.

Найди звук

Для игры напишите слова с одним, двумя, тремя слогами, попросите их разделить по этому признаку. Дальше пусть ребенок укажет слова, начинающиеся с одинаковой буквы.

Транспорт

Транспорт

Закончи фразу

Попросите завершить фразу:

  • кисель густой, а чай… (жидкий);
  • вишня крупная, а черника… (мелкая);
  • тропа узкая, а дорога… (широкая);
  • сегодня хлеб свежий, завтра станет… (черствый);
  • лужа мелкая, а река… (глубокая);
  • камень твердый, а пух… (мягкий);
  • на рынке картошка сырая, а в кастрюле… (вареная);
  • сегодня погода дождливая, завтра будет… (солнечная).

Веселая фантазия

Читайте также: