Как выжить психологу в школе

Обновлено: 03.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Ирина Млодик, думаю, должна стать настольной книгой любого психолога, учителя, родителя. Книга о школе, ее системе. Дается описание разного типа школ, что в них наиболее важно. Детально описана начальная, средняя и старшая школы. Со всеми трудностями и особенностями. Отдельные главы посвящены учителю, родителю и школьному психологу. Мне, как психологу, работающему в школе, книга подсказала, в какой форме можно донести ту или иную информацию. Было ценным послание автора об учительской миссии. Это на самом деле важно, чтобы учитель сам себе ответил на вопрос - зачем я здесь? Что я хочу донести? Я бы эту книгу подарила всем учителям и школьным психологам. Естественно, при условии вдумчивого и рефлексивного чтения с последующей проработкой отдельных вопросов. И да. Книгу рекомендую! Спасибо автору!

Эта книга очень пригодится к прочтению не только молодым учителям, но и тем, кто давно работает и давно устал, а еще родителям первоклашек (чтобы помочь ребенку адаптироваться) и родителям детей всех остальных возрастов – так как там написана простая мысль - не мешать учителям и администрации делать свою работу. Что же касается психологов, то она даст мало нового. Если честно, я бы советовала эту книгу прочесть директорам и завучам, так как все идет от головы и если администрация держит верный курс и разбирается хоть немного в особенностях возраста учащихся, то все будут в выигрыше. Вообще все истории, что там написаны очень близки к действительности, уж я с этим знакома не по наслышке;)

Меня ввело в заблуждение "практическое" название книги. Думала, там будут конкретные советы (типа книг Петрановской, "Что делать, если.."). Но книга оказалась рассуждением о том, как обстоят дела в школе, что плохо, как хорошо было бы, если бы. Но советов, как же "выжить" в школе, в книге нет. Ничего нового я для себя не узнала.

После прочтения книги очень смутил раздел "Родительская библиотека". Книга скорее для школьных учителей. Как пишет автор для саморефлексии. Информации для родителей немного.
Эссе на тему взаимоотношений в школе -что было и что хотелось бы видеть в школе. Послевкусие - обучают учителя, воспитывает семья.

Издание не 2-ое, а 5-ое!

Книга разочаровала! Как и все книги автора читается легко,НО, книга подробно описывая различные типы учителей,учеников,школ, книга совершенно не отвечает,даже не дает намека на то, КАК ВЫЖИТЬ маленькому человеку при встрече с описанными сложностями, КАК детям выжить при встрече с деспотичными учителями. Конечно, никто и не ждет готовых рецептов,но хотелось бы понять КАК можно попытаться взаимодействовать с описанными типа учителей.

Несмотря на достаточно грустное название (жаль, что школа по-прежнему остается местом для выживания, а не жизни), эта книга весьма полезна, если вы каким-то образом со школой связаны. Описанные в книги типажи учителей и типы отношений учителей с учениками можно моментально распознать в жизни.

Книга, обязательная к прочтению школьными учителями и родителями школьников. Рецензия-аксиома :)))

Как было бы здорово, чтобы эта книга была включена в список литературы, обязательной для изучения по педагогической психологии в вузах и при прохождении курсов повышения квалификации уже работающих учителей! Но, увы! По собственному опыту могу констатировать факт, что многие гуманистические идеи И.Млодик встречаются со стороны "отдельных представителей" учительства совсем не гуманистическими эмоциями. Грустно.

Наверное, не все педагоги согласятся с тем, что рассказывает автор об учителях. Порой это нелицеприятные вещи. Примеры, когда педагоги отказывались от ребенка, не справляясь с ним, и я встречала в реальной жизни. И противопоставить что-то педагогу, возразить порой очень трудно. Но Ирина Млодик не встает и на сторону родителей. И среди нас встречаются те, кто перегибает палку. Все мы новобранцы в воспитании детей. Понравилась книга тем, что всё классифицировано, разложено по полочкам. Главная мысль, по-моему, в том, что в воспитании детей и школа, и родители должны быть заодно. Только с помощью сотрудничества удастся создать комфортную атмосферу для ребенка. Это уже вторая книга Ирины Млодик, которая появилась на моей полке. Присматриваю, что теперь почитать у этого автора.

Меня, родителя будущего первоклассника, книга разочаровала, усилив тревожность перед поступлением в школу. Все-таки, написанное больше для учителей, как отмечено в некоторых отзывах. Материал, изложенный автором, познавательный, но не исчерпывающий.

Грустная, даже страшноватая книга - замечательное (как и все остальные!) послание замечательного психолога, предназначенное, на мой (подчеркиваю) взгляд, больше для учителей и тех, от кого зависит организация учебного процесса. Во всяком случае, акценты расставлены именно так.
На мой (опять подчеркиваю) взгляд, на родителей эта книга произведет, скорее, гнетущее, пугающее впечатление. Только ОЧЕНЬ думающие и СИЛЬНЫЕ ДУХОМ родители извлекут из неё уроки созидающие - несущие надежду и обещающие успех.
Из учителей и школьной администрации непременно услышат и проникнутся идеями автора только гуманистически настроенные созидатели - они ОБЯЗАТЕЛЬНО услышат и проникнутся!
Отзыв остановлю на этой позитивной ноте.

Теперь - мечта. Очень хотелось бы увидеть книгу "Школа и как в ней ЖИТЬ: часть вторая - для учеников и их родителей", где акценты были бы смещены на освоение практических приемов и навыков "выживания" для детей/семей с различными типами темперамента и воспитания, акцентуациями характера и т.д. (не знаю, читает ли здешние отзывы обожаемая мою Ирина Юрьевна).
Позитивное отношение к жизни - одно из отличительных свойств гуманистического психолога, поэтому при всём реализме хотелось бы поворота в оптимистическое русло - после книг "Школа и как в ней (. )" и "Метаморфозы (. )" - небольшого крена/перевеса в позитив.

Мне очень и очень понравилось. Я люблю гуманистических психологов за их внимание к личности. Книга помогла переосмыслить важные вопросы, которые у меня были к школе. И в части моего ребенка и в части меня самой. После этой книги я стала покупать и другие книги Ирины Юрьевны.

читала и плакала. Автор - умница, закажу и другие ее книги.

На эту тему полезной литературы мало. Слишком часто родители не задумываются, что некоторые дети в школе действительно "выживают". Пользуясь случаем благодарю автора за освещение данной темы. И еще очень важно, если родитель хочет помочь своему ребенку, а разговоры с учителем не приводят к пониманию, обязательно привлеките других работников школы завуча, психолога, если неординарный случай и директора. Не оставляйте ребенка один на один со школьными проблемами.

Ирина Млодик – хороший автор. Ее книги помогают, как доверительный разговор с умным человеком. Она рассуждает о проблемах с трогательной женской деликатностью и даже самокритикой, в то же время чувствуется огромный опыт практикующего психолога и психотерапевта, специалиста высокого уровня. Стоит обратить внимание на ее книгу для "неидеальных" родителей.
А сегодня на повестке дня – школа. Так уж получилось у нас в стране, что многие родители при этом слове вздрагивают и испуганно озираются, будто их уличили в чем-то плохом. Психолог объясняет, почему нынче школа – это непонятно что. Почему нет единого представления о ней, единой системы, откуда разброд и шатания в родительских умах. Книга начинается с небольшого исторического экскурса: как выглядела школа в начале прошлого века, в середине и в конце. К чему привели перемены, которых требовали наши сердце. И как школа мечется теперь, пытаясь и корни не растерять, и проявить креатив, и новые веяния приручить. Автор беспощадно проходится по основным критериям обучения: оценки, личность учителя, работа с родителями.

"Школа для ребенка, пошедшего в первый класс, изменила правила игр. Если раньше мало кто интересовался тем, что именно он так радостно воспринимает, то теперь насупила пора избирательного восприятия: в основном только того, что одобрено школьной программой. Причем ученик уже должен отчитываться за то, что и как он усвоил. И его отчет ко второму классу начинают оценивать в баллах. Отметка становится основной мерой того, насколько успешно ребенок существует и функционирует как школьник. Но многие учителя и, к сожалению, родители забывают, что школьные оценки – это лишь субъективный показатель того, как ребенок справляется с теми или иными требованиями учебной программы, поддержанными данной школой. Родители и учителя из простого наличия тех или иных оценок в дневнике у ребенка зачастую делают глубокомысленные выводы о его личности, обо всем его существе, о его настоящем и будущем. Им школьные оценки кажутся чем-то истинным и настолько убедительным, что они забывают свой опыт, который порой не менее убедительно доказывает обратное".

Школьный психолог – школьный враг? Может ли он действительно чем-то помочь

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!

Основные направления таковы:

Родители: не хотят и боятся

Родители, по моему опыту, делятся на три основные категории:

Мама, папа – к доске!

Когда психолог может пригласить на консультацию?

Кто платит, тот и заказывает?

Основные методы работы

  • Наблюдение – главный и основной метод.
  • Диагностические тесты самого разного толка, групповые и индивидуальные.
  • Анкеты самооценки (когда ученик сам оценивает свое настроение, отношение к чему-либо).
  • Беседа – диагностическая или направленная на решение какой-либо задачи.
  • Элементы арт-терапии: рисование, лепка, перформанс, танец.
  • Игровая и сказкотерапия.

По большому счету, администрация обычно ждет от психолога того, что в коллективе детей и учителей будет меньше проблем, а если они возникнут, то он их поможет разрешить. Возможно, где-то администрация пыталась проявить какое-то коварство, задействовав психолога, но такие случаи редки. Да и специалист, который блюдет этику профессии, может отказать даже тому, кто платит зарплату. На то он и психолог, чтобы объяснить.

Этика – не пустой звук

Например, ученик стал замкнутым, хуже учится. Учителя не понимают, ученики реагируют по-разному, и неосторожное слово только ухудшает ситуацию. Психолог может поговорить с ребенком. И выяснится, что тот недавно пережил нападение одноклассников, о котором постыдился сообщить. Далее будет правильным сообщить родителям о такой ситуации, и проработать вместе с ними тему, что делать дальше. Сообщить нужно также классному руководителю класса и омбудсмену школы.

Иногда учителям полезно бывает сообщить информацию об особенностях ребенка, чтобы сохранить его мотивацию и предупредить неправильные выводы. К примеру, подростка с шизоидными чертами (замкнутого, трудно говорящего публично, не присоединяющегося к общим мероприятиям) часто принимают за лентяя. Вовремя и корректно поданная информация может помочь выстроить адекватный образ и подход – например, обходиться без вызовов к доске и без настояний участвовать в школьном КВН.

Пора встретиться

Стоит сходить, если…

Психологи образования – люди смелые. Не каждый отважится быть – потенциально – между молотом (родителями) и наковальней (учителями и администрацией). Иногда приходится идти против школы, защищая интересы ребенка. Иногда – пробиваться к родителям, чтобы они обратили внимание на проблему и начали ее решать. Рисков много, и не каждый отважится на них пойти. В этом смысле кабинет частной практики гораздо спокойнее. Кем для вас станет школьный психолог – помощником, посредником, экспертом или ничего не значащим человеком, покажет только опыт общения.

Главы 1 и 5 книги Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. 2-е изд. – М.:Генезис, 2011. – 184 с.

Глава 5. Психолог в школе

У психологии длинное прошлое, но короткая история.
Герман Эббингхауз

Психология, как помогающая профессия, уже давно сопровождает социальную жизнь во многих развитых странах. В России, после долгого перерыва в семьдесят лет, она снова стала не только предметом научного интереса, но и отдельно взятой сферой услуг, способной профессионально и целенаправленно осуществлять как диагностические, так и психотерапевтические функции. Долгое время работу психологов в школе, как могли, выполняли педагоги, врачи и администрация. Многих из них выручали интуиция, общечеловеческая мудрость, большое желание помочь. Поэтому ученики, чаще всего, не оставались без участия и поддержки. Но в школьной жизни всегда были и будут определенные проблемы и трудности, которые без профессионального психолога практически невозможно разрешить.

Психологической помощи, как услуге, не было места в советском авторитарном государстве. Идеология, считавшая человека не отдельно взятой персоной со своими правами, особенностями, взглядами на мир, а винтиком для определенных функций государства, не нуждалась в специалистах и опасалась их. Из всех методов, теорий и практических подходов, уже много лет применявшихся на Западе, в России осуществлялся лишь один: деятельностный подход, направленный на лечение трудом любых нарушений и дисфункций. Все что не исправлялось трудом, или не умещалось в идеологические рамки, объявлялось ленью, распущенностью или объектом психиатрического лечения.

Постепенно вопросы формирования личности человека, морали, нравственности и ценностных представлений стали самостоятельными и очень личными. И тогда психология как наука смогла продолжить изучать личность и ее проявления широко, не ограничиваясь рамками деятельностного подхода, а как сфера услуг стала помогать людям разбираться в собственных ценностях, решать вопросы их индивидуального, уникального бытия.

Сейчас, на мой взгляд, психология постепенно освобождается от своего мистического шлейфа и становится тем, чем призвана быть: областью познания и сферой услуг, она внушает доверие и открывает возможности использовать научные знания и методы в поисках более качественной жизни.

Постепенно и в школе психолог перестал быть необычной фигурой, модной, пикантной приправой к обучающему процессу, как еще несколько лет назад. Он стал тем, кем и должен быть: профессионалом, предоставляющим услуги в соответствии с запросами данной школы.

Из опыта коллег в разных учебных заведениях я знаю, что запросы эти могут быть самыми разнообразными: проведение поголовного тестирования иногда с неясными целями, составление отчетов, позволяющих поддержать статус отдельно взятого руководителя или учреждения, индивидуальная и групповая работа с учениками, помощь родителям, тренинги для учителей. В любом случае, психолог, пришедший на работу в школу, должен понимать, на что направлена здесь его деятельность, и соответствовать поставленным задачам.

Некоторые молодые психологи приходят в школу и сразу пытаются подчинить налаженную систему своим психологическим целям. Нередко их начинания не находят поддержки администрации и терпят крах, что совершенно закономерно. Школа как система и отдельные ее части являются клиентами, объектами психологических услуг. Если удается ясно и точно определить потребности заказчика, а это, как правило, администрация школы или представители педколлектива, то у психолога появляется возможность решить, может и хочет ли он выполнять предлагаемую работу.

Иногда представители школьной системы не могут ясно сформулировать свой заказ. Порой не знают, какой результат можно получить от работы психологической службы, не хотят элементарно разобраться, доверяют психологу самому выбирать, куда приложить свои знания и умение. В таком случае, психологу школы приходится самостоятельно очерчивать круг полномочий и обязанностей. С чем большинство успешно справляется. Но, тем не менее, мне кажется очень важной периодическая, а лучше постоянная обратная связь с администрацией и согласование дальнейшего направления совместной работы.

В школы любят идти работать начинающие психологи, но реализовать себя здесь – вовсе не простая задача. Молодой специалист, как правило, приходит в коллектив, где трудятся более зрелые люди, занимающие совсем другую профессиональную нишу. Учителям, кратко изучавшим психологию, бывает трудно, а некоторым и невозможно предоставить новоиспеченному коллеге право занимать экспертную позицию в своей специальности. Такие педагоги волей-неволей начинают конкурировать с психологами не только по вопросам общего порядка, но и по узкоспециальным темам, на изучение которых психологи тратят не один год.

Другая сложность возникает из-за постановки разных целей. От психологической службы, призванной помогать школе и следовать ее обучающим потребностям, часто ожидается немедленный результат или окончательное разрешение всех назревших проблем. Но психолог работает в системе, где очень много основных и дополнительных переменных (если так можно назвать учителей, родителей и других служащих школы). Очень часто усилия одного специалиста или даже всей службы не могут увенчаться успехом, поскольку требуется участие всех звеньев системы. Нежелание родителя вносить изменения в собственную жизнь или неумение педагога посмотреть на проблему ребенка под другим углом могут привести к тому, что работа психолога будет малоэффективной.

Одному ребенку достаточно простого разговора или возможности излить накопившиеся чувства, на помощь другому потребуется не один год еженедельных занятий с привлечением лиц из системы. Каждая проблема индивидуальна и не приемлет типовых решений, какими бы очевидными они не казались на первый взгляд.

Но все вышеописанные вопросы становятся легко разрешимыми, если психолог и представители школы находятся в постоянном контакте. Если психолог способен разъяснить специфику своей работы, рассказать о ее возможностях, трудностях и перспективах, а учителя и администрация способны услышать, принять во внимание и наладить взаимодействие, то вместе они смогут работать на общие цели, и выполнять свою работу не только эффективно, но и с удовольствием, позволяя ученикам получать не только образование, но в определенном смысле заботу и участие.

Что может психолог в школе

Истинная цена помощи всегда находится в прямой зависимости от того, каким образом ее оказывают.
Сэмюэл Джонсон

Деятельность психолога в школе может определяться и ограничиваться только его возможностями и запросами данного учреждения образования.

Одной из чрезвычайно редко запрашиваемых является работа по отслеживанию процессов, с умением увидеть и устранить сбои и неполадки, которые могут происходить в любой системе, в том числе и школьной. Такая деятельность психолога как оргконсультанта позволяет привести систему в гармоничное равновесие и, наоборот, задать ей нужное направление в реализации назревших и необходимых изменениий. Оргконсультирование, как способ работы, требует от директора школы большой мотивации, личностной зрелости и способности к переменам, начиная, как правило, с самого себя.

Наиболее популярной практикой использования психологии в школе стало тестирование. Оно, по непонятным мне причинам, часто является для администрации единственным показателем проделанной психологом работы или бывает необходимо только для отчетности. Тестирование очень часто лишает специалиста возможности заниматься куда более полезными вещами: индивидуальной психотерапией или коррекцией с детьми, консультированием, проведением тренингов. А если тестирование, тем более, групповое, – единственное направление работы, то оно может принести значительно больше вреда, чем пользы: нередко дети не хотят потом общаться с психологами, справедливо не желая вновь подвергаться тестированию.

При групповом тестировании очень часто нарушаются основные правила общения с клиентом. После него детям не предоставляется обратная связь. Ребенок дает психологу весьма личную информацию, но при этом не имеет возможности узнать, для чего он это сделал, каковы результаты, и как на это прореагирует школьная система. Индивидуальное тестирование с последующей обратной связью позволяет ученику узнать о себе что-то новое, лучше осознать себя, обозначить точки своего роста или необходимость определенных изменений. У него не остается, как после группового тестирования, ощущения напрасно потраченных усилий и времени. К тому же, от адекватной обратной связи у ученика создается ощущение большей доверительности и поддержки.

Еще одно правило, часто нарушаемое психологами при тестировании в школе, – это конфиденциальность. Несмотря на то, что психолог ориентирован на цели школы, как организации, он не имеет права предоставлять в распоряжение учителей или администрации всю информацию, полученную от ученика, а только ту, которая касается его обучающей деятельности и только в форме выводов, обобщений, рекомендаций.

Индивидуальная пролонгированная или разовая работа с ребенком – еще одно важное, на мой взгляд, направление в школе. Разовая работа, как правило, ситуативна: внезапно возникнувший конфликт, стресс, недопонимание, неудача могут разрешиться и в процессе одной встречи с психологом. В этом случае нет необходимости, да и возможности получить предварительное разрешение родителей. Ситуация часто требует немедленного вмешательства, и ее разбор не всегда ведет к глубокому и долгому анализу, требующему участия семьи или школы.

Долгосрочная работа с ребенком предполагает обычно согласие родителей или людей их заменяющих, которым важно знать о направлении психологической деятельности и по возможности поддерживать изменения, происходящие с их детищем. Или, наоборот, отказаться от помощи, не пожелав приводить свою семейную систему в неизбежное движение и трансформировать ее. Пролонгированные занятия с ребенком невозможны также без согласия и поддержки классного руководителя или куратора, которые в силах обеспечить ученику время и место для подобного общения со специалистом, и умело отслеживать дальнейшие изменения в поведении ребенка.

Консультирование – также распространенная форма работы психолога в школе. Она подразумевает разовые или немногочисленные встречи с родителями ребенка или его учителями по поводу сложившихся трудностей. В данном случае психолог имеет право на некий экспертный взгляд. Его задача – выслушать рассказ родителя или учителя, рассмотреть сложившуюся ситуацию, высказать свое мнение по этому поводу, выдать рекомендации или наметить мероприятия по оказанию помощи ребенку. При консультировании важно помнить, что поиск решения может начаться, только когда все стороны выговорились, они услышаны, чувства выражены и поняты. Тогда шансы для принятия совместного и самого верного решения будут максимальны. При консультировании также следует помнить о конфиденциальности и не выносить полученную информацию дальше места встречи.

Следующий вид тренинговой работы – профилактический. Узнав необходимые сведения об алкоголизме, наркомании, курении, СПИДе многие дети не только задумываются об этих явлениях и их последствиях, но и пытаются исследовать собственные тенденции к такого рода зависимости и возможности для устранения их первопричины.

Семинары, лекции, психологические группы для учителей, кураторов, классных руководителей также могут оказать информационную и психологическую помощь, но их организация невозможна без поддержки и явного желания той категории работников школы, для которых проводятся занятия. Несмотря на то, что многие педагоги подвержены эмоциональному сгоранию и нуждаются в поддержке специалиста, школьный коллектив часто относится к таким мероприятиям с явным недоверием и без особого энтузиазма. Учителям кажется, что подобная работа не только занимает их личное время, но она и небезопасна, поскольку требует самораскрытия и погружения в себя, а это иногда чревато осложнением взаимоотношений в коллективе. К тому же психолог, ведущий подобные семинары должен быть для них авторитетной и внушающей доверие фигурой.

Очевидно, что темы для занятий в таких группах и на семинарах предлагаются заказчиками, и если они не заявлены предварительно, то возникают непосредственно в процессе работы. Психолог должен быть максимально корректен, помогая участникам группы раскрыться, познать себя, не забывать о вопросах безопасности при проведении таких мероприятий и сохранять конфиденциальность.

Информационные мероприятия для родителей, предполагают участие психолога в родительских собраниях, проведение специальных клубов, семинаров, дискуссий. Родители не обязаны знать специфику психологии ребенка в разном возрасте, особенности формирования его самооценки или этапы преодоления подросткового кризиса, но желание узнать об этих явлениях при воспитании собственных детей, у них иногда возникает.

Как правило, у родителя, вовлеченного в жизнь собственного ребенка, немало вопросов к психологу, иногда возникает потребность что-то обсудить, пожаловаться или погордиться, спросить совета. Школьный психолог находится в неоценивающей позиции, обладает знанием возрастной психологии и ее составляющих, поэтому может быть очень полезен родителю. Чувствуя, что собственный ребенок и он сам небезразличен школе, родитель охотнее и свободнее выстраивает отношения с образовательной системой, сотрудничает с учителями. Школа также ощущает заинтересованность родителя, его поддержку и активное участие в учебной судьбе ребенка. Это позволяет педагогическому коллективу эффективно строить и осуществлять процесс обучения каждого конкретного ученика.

Уроки психологии, безусловно, будут отличаться от обычных занятий. Их совершенно бессмысленно проводить в привычном пассивном формате. Приемлемы игры для младшей и начала средней школы, тренинги и семинары для подростков и старшеклассников. Как уже говорилось, нежелательно, чтобы психолог вел уроки психологии и параллельно осуществлял психокоррекцию или психотерапию в одном и том же классе. Хотя иногда осуществить это невозможно из-за нехватки специалистов.

При проведении уроков психологии в таких форматах выставлять оценки совершенно недопустимо. Ведь цели и методы этой работы направлены не на запоминание, а на саморазвитие, самоисследование, развитие рефлексии, разрешение возникающих трудностей и проблем. Поэтому и невозможно оперировать оценочными категориями. Персональная конфиденциальность урока должна быть сохранена, хотя психолог может отчитаться и по тематике, и по специфике работы в коллективе. Только в случае особой необходимости, можно поделиться с родителями ребенка или его классным руководителем своими выводами, предположениями или опасениями, но ни в коем случае не полученной в процессе занятий информацией. Учеников также важно на уроках, тренингах, группах предупреждать о необходимости соблюдения конфиденциальности, это групповое правило должно соблюдаться каждым участником тренинга.

Научная работа психолога в школе не только возможна, но и важна. Анализ, исследование, выявление закономерностей чаще всего осуществляется с помощью типовых или специально разработанных для определенной темы тестов. При научном тестировании также должны соблюдаться все правила общения с клиентом: объяснение целей и задач данных мероприятий, персональное информирование об их итогах в соответствии с желанием ученика. Научные детали не должны заслонять личность и уникальность каждого отдельного ребенка в процессе диалога с ним.

Участие в общешкольных проектах не менее важно для психолога, поскольку помогает лучше ориентироваться в школьной жизни, позволяет увидеть и детей, и учителей в другой, неучебной, обстановке, а также дает возможность самому предстать в новой роли. К тому же психолог может внести свежие идеи в привычный ход мероприятий, разнообразить их, дополнить чем-то своим.

Организация собственных проектов. В некоторых школах психологи имеют возможность осуществлять тематические выездные программы, направленные на решение разных психологических и общеобразовательных задач. Кто-то организует психологические выездные лагеря, кто-то проводит в своих школах недели психологии, устраивает специальные театральные постановки. При доверии и поддержке администрации, четко поставленной цели и продуманных задачах, при сформированной и сплоченной команде, такие мероприятия приносят не только много удовольствия участникам, но и много пользы, поскольку в процессе применяется творческий подход к решению очень сложных проблем.

Подводя итог, скажу, что работа психолога в школе может быть увлекательным и полезным занятием, при условии четко выстроенных взаимоотношений с администрацией и преподавательским составом, при осознании своего места в коллективе в качестве вспомогательной службы, при постоянном профессиональном и личностном росте и развитии.

Труд практического психолога требует постоянного повышения профессионального уровня: посещения семинаров и конференций, взаимообогащения специалистов, изучения новой литературы, личностного развития, участия в качестве клиента в различных тематических тренингах, группах, программах. Все это важно учитывать администрации школы, если она хочет иметь в своем штате хорошего профессионала, и не относиться к подобным мероприятиям как к незначительным или необязательным.

Задача школьного психолога – вовремя заметить проблему.

В детских коллективах, главным образом подростковых, – всё больше детей с отклонениями поведения. Школьный психолог – первый, кто сталкивается с этим.

Иногда полезно выпустить пар

Нельзя сбрасывать со счетов и банальных трудных подростков, с детства пристрастившихся к алкоголю и наркотикам,и новые угрозы, которые несёт нам цифровая среда.

Особое положение

Нужны опытные

Руководитель отдела психологического консультирования Пётр Павленко:

– Мы работаем в Кировском районе. Это – рабочая окраина. Психологические проблемы у подростков соответствующие: правонарушения, драки, употребление запрещённых веществ.

Мало кто сознательно стремится к одиночеству, и зачастую в нашей жизни это состояние временное.

Мне часто приходится быть членом комиссий по делам несовершеннолетних, куда малолетние правонарушители приходят вместе с родителями. Там же присутствуют и школьные психологи, и социальные педагоги. Я всегда удивляюсь, когда вижу в этой должности вчерашних выпускников педвузов, которые пугаются, теряются, не знают, что сказать.

В конечном итоге мы вместо воспитательного воздействия получаем обратный эффект – озлобленность и неприятие. И как следствие – малолетний правонарушитель ещё более цинично нарушает
закон.

Надо донести до власти, что детский психолог – это важная и нужная профессия. Сейчас отношение в социуме к этой профессии
неправильное.

Справляться с психотравмами

Врач-психотерапевт высшей категории, ведущий научный сотрудник Новосибирского НИИ гигиены Рспотребнадзора Павел Москвитин:

– Наша задача – вырастить личность, устойчивую к социальному стрессу. Мы все постоянно живём в условиях такого стресса: не можем быть уверенными в том, что завтра не останемся без работы, что сможем исправно выплачивать ипотечный кредит, что цены на бензин, услуги ЖКХ и продукты не взлетят до небес. В 90-е годы прошлого века я работал в Кузбассе. Это очень сложный регион. Именно шахтёры Кузбасса стучали касками на Кузнецком мосту в Москве во время правления Ельцина. Уровень социального стресса там был очень высок. Да и сейчас социальное напряжение сохраняется. А ведь дети – они, как губка, впитывают все настроения и эмоции взрослых. Мы должны быть профессионалами очень высокого уровня, чтобы суметь оградить наших детей от стрессов и научить их справляться с психотравмами. Предлагаю обратиться к представителям власти, чтобы вывести на новый уровень систему подготовки психологов.

Нужна система профилактики

Главный специалист комитета опеки и попечительства мэрии Новосибирска Елена Локтева:

– У нас есть законодательные документы, которые определяют поле деятельности каждой службы, работающей с детьми. Комитет опеки и попечительства координирует работу этих служб. Считаю, что надо делать упор на систему профилактики: ведь социальные сироты – дети без попечения при живых родителях, дети с нарушениями поведения – появляются тогда, когда не сработала система профилактики. Мы сейчас создаём в городе систему медиации – как раз для решения школьных конфликтов и других споров, в которых задействованы дети. Прилагаем ряд усилий, направленных на социализацию детей, оставшихся без родителей, детей-инвалидов, подростков, совершивших правонарушения. Пожалуй, соглашусь с тем, что психологов нужно больше. Рекомендуемая нагрузка на одного психолога – 30 семей. Это – немало. Но в условиях дефицита кадров одному психологу приходится работать с гораздо большим количеством пациентов.

Миллионы невротиков

■8 млн чел. в России живут в состоянии хронической депрессии.

В Новосибирской области 22% старшеклассников признались, что испытывают хроническую депрессию.

Читайте также: